Современный этап социального развития характеризуется многоступенчатостью кризисных ситуаций в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также состоянием нестабильности и социальной напряженности как в мировом масштабе, так и на территории Российской Федерации. Данное положение осложняется необходимостью адаптации человека к новым условиям жизни под влиянием межстрановых политических отношений, санкций, эпидемиологической обстановки и, как следствие, ограниченностью для человека в выборе своего окружения, предметов быта, инструментария для выживания, саморазвития и роста.
Непрерывное обучение и дополнительное образование позволяют специалистам оставаться востребованными профессионалами в своей профессии, повышать свою профессиональную квалификацию или обучаться по новой профессии, приобретая компетенции для осуществления нового вида профессиональной деятельности. Здесь дополнительное профессиональное образование, обеспечивающее выживаемость человека на рынке труда, видится одним из решений задач обеспечения уровня жизни наций, повышения благосостояния народов [54].
Принимая во внимание уровни и виды образования, отметим, что система дополнительного образования в целом, и дополнительного профессионального образования в частности, как и вся система образования в России также претерпевает изменения. Дополнительное образование в целом охватывает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование, которое в свою очередь охватывает повышение квалификации и профессиональную переподготовку для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее образование. Новшества, в частности, последних лет касаются внесения изменений в нормативно-правовое регулирование, к примеру, сетевой формы реализации дополнительных образовательных программ, лицензирования образовательной деятельности, требований к структуре официального сайта образовательной организации, организации образовательного процесса (практическая подготовка, порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, правила оказания платных образовательных услуг и пр.).
Для поиска выхода из сложившейся ситуации необходимо проанализировать нормативно-правовую базу регулирования образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании, наличие работающего инструментария для функционирования «машины» непрерывного образования, обеспечивающей должное качество образования.
Выстроенная системно деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности через организацию учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков, понимается под образовательным процессом. Образовательный процесс в дополнительном профессиональном образовании – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, овладение профессиональными компетенциями, дополнительно необходимыми человеку для осуществления им профессиональной деятельности в какой-либо сфере. Смысл обучения состоит в двустороннем взаимодействии обучающегося и педагога. Это педагогически спланированное и целостное единство целей, содержания, технологий и процедур.
Сегодня как никогда актуальна потребность в конкретизации педагогических целей, как в системе образования в целом, так и в системе дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
В образовательном процессе важны общие законы педагогики. Это закон наследования культуры, закон социализации, закон последовательности и закон самоопределения. Образовательный процесс в ДПО имеет своим теоретическим базисом закономерности и методологию образования в целом, педагогики как науки, аккумулирующей в себе совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
Отметим, что научными основами управления организацией являются такие фундаментальные науки как философия, экономическая теория, история, география, политология, социология, психология, демография, кибернетика и др. Прикладные науки, составляющие научные основы управления организацией, – это планирование, статистика, финансы, учет, право, психология управления, информатика и др. Общие теоретико-исторические науки – это теория управления организацией, история управления организацией, история управленческой мысли (в т.ч. история науки управления).
Вышесказанное позволяет предположить, что теоретические основы проектирования системы управления образовательным процессом в ДПО в большей степени заложены в педагогике, менеджменте и психологии.
Базой же организации всего образовательного процесса в ДПО выступает законодательное регулирование и нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в сфере дополнительного образования в целом, и дополнительного профессионального образования в частности.
С позиции нормативно-правового регулирования образовательного процесса в ДПО необходимо отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере ДПО, самостоятельно в большей части регулируют организацию своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Это обусловлено незначительным количеством нормативных правовых актов, регулирующих сферу ДПО, сравнительно с другими уровнями и видами образования. Также самостоятельность в организации работы в сфере ДПО и ее информационно-документационного обеспечения обусловлена относительной свободой в реализации дополнительных профессиональных программ, в формировании их содержания.
Спрос на рынке ДПО, рождаемый потребностями специалистов в повышении имеющейся у них квалификации, а также на обладание новыми профессиональными компетенциями, необходимостью владения профессиональными компетенциями для того, чтобы оставаться востребованными специалистами, диктует условия формирования и предоставления услуги ДПО.
Современные тренды развития дополнительного образования диктуют адаптацию дополнительного профессионального образования в вузах под условия цифровизации и международной образовательной интеграции во всем мире. Причем речь здесь идет не только об очевидных последствиях данных процессов, к которым можно отнести введение профессиональных стандартов и новую концептуализацию их содержания, использование электронных учебников, внедрение в образовательный процесс технологий Индустрии 4.0, таких как облачные вычисления, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, большие данные, интернет вещей, блокчейн и др. [52]
Речь идет об изменении парадигмы высшего образования, о новых ориентирах, нормах, мотивации и трендах в высшей школе в целом. Сегодня все более актуальным становится организация непрерывного образования человека, образования через всю жизнь, носящего опережающий характер. Одним из эффективных инструментов для непрерывного образования является именно ДПО. Здесь необходимо подготовить педагогов, способных работать в таковой реальности, обеспечить обогащение процесса обучения передовыми технологиями, индивидуальными образовательными траекториями, методиками интерактивного обучения. Это и электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, и внедрение сервисов, и развитие синхронных и асинхронных форматов обучения. Это развитие компетентностного подхода к результатам обучения, развитие форматов нетворкинга обучающихся, мониторинга результатов обучения и другие.
Отсюда вытекает актуальность изучения аспектов регулирования документационного и организационного обеспечения образовательного процесса в ДПО. Обеспечение качественного образовательного процесса в образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы, в том числе и дополнительные профессиональные программы, обуславливает необходимость проведения исследования и анализа нормативно-правовой базы в сфере организации процесса ДПО, приведение в соответствие локальных нормативных актов образовательной организации и эффективное планирование деятельности на последующие периоды времени.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ нормативно-правового регулирования документационного и организационного обеспечения образовательного процесса в сфере ДПО в условиях современных вузов.
В качестве объекта исследования выбрано нормативно-правовое регулирование документационного и организационного обеспечения образовательного процесса в ДПО России.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование документационного и организационного обеспечения образовательного процесса в ДПО в условиях современного вуза на примере трех университетов, активно работающих в сфере ДПО в России. Это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), а именно Учебный Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, и Кубанский государственный университет.
Так, РАНХиГС, занимающая 14 место в рейтинге лучших университетов России 2021 по версии Forbes [11], реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по подготовке кадров для цифровизации образования [12]. Учебный Центр «Специалист» при МГТУ
им. Н.Э. Баумана занимает лидирующее место в России по реализации востребованных дополнительных профессиональных программ в области информационных технологий и менеджмента [53], является одним из учредителей Международного альянса профессионального дополнительного образования. Кубанский государственный университет является крупнейшим классическим вузом Краснодарского края, также активно наращивает потенциал в сфере дополнительного профессионального образования, единственный из вузов края, вошедших в число российских университетов по итогам международного рейтинга вузов «Развивающаяся Европа и Центральная Азия 2017/18», проведенного британской компанией «QS» [5].
Задачи исследования:
? изучить и проанализировать основные принципы регулирования образовательного процесса в ДПО, документационные требования к обеспечению образовательного процесса в ДПО;
? изучить и проанализировать нормативно-правовую базу в сфере ДПО, в том числе аспект организации образовательного процесса в ДПО;
? изучить и проанализировать проблемы регулирования ДПО в России на примере вузов – лидеров отрасли, в том числе углубленный анализ практики документирования регулирования правоотношений, возникающих в процессе оказания образовательных услуг;
? разработать и спроектировать модель организационного обеспечения образовательной организации, реализующей программы дополнительного профессионального образования;
? рассмотреть технологию разработки и реализации востребованной дополнительной профессиональной программы;
? разработать модель информационно-документационного обеспечения организации образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ нормативно-правовой базы, научно-методической, специальной литературы, локальных нормативных актов вузов России. Использованы методы теоретические в части моделирования, анализа и синтеза, а также эмпирические в части наблюдения за деятельностью образовательной организации, изучения документов, мониторинга условий, процесса, результатов, сравнения.
Проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу ДПО на федеральном и региональном уровнях. Проведен анализ научной литературы по документоведению, научных статей по информационно-документационному обеспечению образовательного процесса и оценки качества и эффективности работы в сфере дополнительного профессионального образования, изучены и проанализированы локальные нормативные акты вузов в части реализации дополнительных профессиональных программ, их структура. Разработаны пример организационной структуры дополнительной профессиональной программы, модель информационно-документационной организации работы в сфере ДПО, разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, направленная на совершенствование профессиональных компетенций специалистов по учебно-методической работе для сопровождения образовательной деятельности в сфере ДПО.
Разработки являются актуальными и имеют практическое значение для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере ДПО, так как дают возможность наладить процесс разработки, реализации и оценки качества дополнительных профессиональных программ, эффективности работы сотрудников образовательной организации. Алгоритмы также позволяют систематизировать работу для осуществления дальнейшей отчетности организации согласно действующему законодательству. В дальнейшем возможно использование алгоритмов и схем для организации автоматизации процессов и сбора показателей.
Отметим, что структура ДПО в Кубанском государственном университете, система работы внутри организации и во взаимодействии с другими структурными подразделениями требует кардинального пересмотра и обновления. В настоящей реальности структурное подразделение университета, отвечающее за реализацию дополнительных профессиональных программ и реализующих ДПО – Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов (далее – ИППК) – как и система дополнительного образования Российской Федерации в целом, принимает вызовы цифровизации, лавинообразной информатизации, массового перехода на обучение надпрофессиональным навыкам в сфере цифровизации, нарастающей конкуренции на рынке предоставления образовательных услуг в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При нынешних условиях и методах организации образовательного процесса и работы в целом организация не имеет достаточных инструментов для закрепления позиций на рынке, роста и увеличения объемов доходоприносящей деятельности.
Для увеличения показателей эффективности деятельности организации необходимо определить цели и задачи на период времени, рассмотреть возможности и имеющиеся ресурсы, определить недостающие компоненты и риски. Таким образом будет описано «направление движения», что ответит нам на вопросы «что?» и «куда?». Анализ нормативно-правовой базы и модель организационного обеспечения образовательного процесса позволяют детально представить «способы движения» и предоставит ответ на вопрос «как?». Имея эти данные возможно будет выстраивать и прогнозировать сценарии достижения количественных и качественных показателей достижения целей. Вопросам такого анализа и моделирования посвящено данное исследование.
В первом разделе приведен теоретический обзор нормативно-правовой базы организации обеспечения образовательного процесса в системе ДПО. Здесь рассмотрены основные принципы регулирования образовательного процесса в ДПО, нормы действующего законодательства на федеральном и региональном уровнях, регулирующие ДПО в России. Приведены документационные требования к обеспечению образовательного процесса, особенности организационного обеспечения образовательного процесса в ДПО.
Во втором разделе проведен анализ нормативно-правового регулирования документационного и организационного обеспечения образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании на материалах исследуемых вузов России: практика организации образовательного процесса, алгоритмы взаимодействия при оказании образовательных услуг. Выделены наиболее актуальные проблемы деятельности организаций, работающих в сфере ДПО.
В третьем разделе представлены разработанные предложения по совершенствованию организационного и информационно-документационного обеспечения образовательного процесса в ДПО в Кубанском государственном университете.