Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция фонетики у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопедического кабинета детской поликлиники

tanypav 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Работа посвящена актуальной теме формирования фонетики у детей старшего дошкольного возраста дизартрией в условиях логопедического кабинета детской поликлиники. Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих рассматриваемую речевую патологию диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту тенденцию.
Введение

Речью ребенок овладевает в процессе подражательной деятельности взрослым. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. В свою очередь, любые, недостатки речи ограничивают общение ребенка с детьми и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его интеллектуально и эмоциональной сферы, а также могут привести к школьной неуспеваемости. Актуальность выбранной темы. Одной из главных причин выбора данной темы является значительный рост количества детей с дизартрией, имеющих нарушения моторной сферы и произносительной стороны речи. Наибольшие трудности в процессе по подготовке к обучению письму детей старшего возраста с дизартрией, заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении письмом, иметь проблемы в развитие внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. Выбранная тема актуальна, так, как преодоление нарушений речевого развития у детей с дизартрией, является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе. Поэтому очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Выявление нарушений и организация коррекционной работы над ними, определило основную проблему исследования. Цель данного исследования - определить содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопедического кабинета при детской поликлинике. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования. 2. Выявить состояние фонетики у старших дошкольников с дизартрией в ходе констатирующего эксперимента. 3. Проанализировать уровень сформированности фонетики у старших дошкольников с дизартрией. 4. На основе полученных результатов определить содержание и приемы логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с дизартрией. 5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты. Объект исследования – состояние фонетики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Предмет исследования – процесс логопедической работы, направленный на изучение и коррекцию нарушений фонетики у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопедического кабинета при детской поликлинике. Гипотеза исследования: логопедическая работа по коррекции фонетики у дошкольников старшего возраста с дизартрией, будет более эффективна при проведении поэтапно коррекционно-развивающей работы, знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения речевой моторики, при использовании специально подобранных упражнений, наглядных средств, с учётом ведущей деятельности детей. Теоретическую основу исследования составили труды психологов, педагогов, лингвистов, таких как: Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. П. Глухов, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, Г. А. Каше, А. А. Леонтьев, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. X. Швачкин, С. Н. Шаховская, Д. Б. Эльконин и др. Методологической основой исследования являются следующие положения: • о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (А. Р. Лурия, Л. С. Выгодский, А. А. Леонтьев); • психофизиологические механизмы процесса письма и становление процесса письма (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Р.Е. Левина); • по проблеме дизартрии (Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Л.В. Серебрякова); • принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, Г. В.Чиркина). Методы исследования: для решения поставленных задач был проведено исследование с использованием теоретических и эмпирических методов. К теоретическим методам относится изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. В состав эмпирических методов входили: изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных); беседы с родителями; наблюдение за детьми (в обычной и специально организованной ситуации); констатирующий и контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных. Исследование проводилось в три этапа: 1-й этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования. На основе исходных методологических и теоретических положений сформулирована проблема, гипотеза, определены цель и задачи исследования. 2-й этап – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированности фонетической стороны речи, разработка и применение методики коррекционно-развивающей работы у старших дошкольников с дизартрией. На базе центра «Парацельс» проводилась только первичная диагностика нарушений речи. 3-й этап – была проведена статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, по средствам диагностики и результата коррекционно-развивающего обучения у старших дошкольников с дизартрией, по формированию моторной сферы и произносительной стороне речи. Логопедическая помощь по коррекции фонетики у старших дошкольников с дизартрией оказывалась в детском саду №51 «Аленушка», д. Кострово., Центральная ул., 18. База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ООО «Медцентр «Парацельс»» В исследовании участвовали дети с логопедическим диагнозом «дизартрия», в количестве 20 человек. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 1 таблицы, 6 рисунков, 64 страниц текста. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7 1.1. Формирование фонетики у детей в онтогенезе. 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией. 13 1.3. Характеристика нарушений фонетики у старших дошкольников с дизартрией 17 ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20 2.1. Организация и методики логопедического обследования фонетики у старших дошкольников 20 2.2. Результаты логопедического обследования фонетики у старших дошкольников с дизартрией и их анализ. 24 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 33 3.1. Принципы и направления логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с дизартрией. 33 3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольникопв с дизартрией в условиях логопедического кабинета детской поликлиники. 36 3.3. Результаты обучающего эксперимента и их анализ. 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Список литературы

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Академия, 2000. 400 с. 2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2008. 254 с. 3. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи.– М.: Просвещение, 1964. 87 с. 4. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с. 5. Борозинец Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. 224 с. 6. Боскис Р. М. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора. – М.: Изв. АПН РСФСР. 1953. Вып. 48. 56 с. 7. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 64 с. 8. Бутон Ш. П. Развитие речи: психолингвистика / Ш. П. Бутон ; под общ. ред. А. М. Шахнаровича. – М.: Прогресс, 1984. 324 с. 9. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2009. 703 с. 10. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учебно-методическое пособие.–М.:Институт общегуманитарных исследований, 2002. 256 с. 11. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Просвещение, 1972. 114 c 12. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 47 с 13. Гоголева Г.С. Особенности развития речи у детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Г.С. Гоголева. – Изд.: Вестник Курганского государственного университета, 2008. – №2(12). – Текст: электронный. – Режим доступа: URL: lnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-umerennoy-i-tyazhyoloy-umstvennoy-otstalostyu/ (дата обращения: 07.06.2021). 14. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с. 15. Гуровец Г. В. Расстройства речи и методы их устранения: уч. пособие для студентов дефектологич. фак. пед. вузов / Г. В. Гуровец ; под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1975. 144 с. 16. Дубовская В.А. Формирование речевого общения у детей с отклонениями развития / В.А. Дубовская. – Изд.: Вестник Курганского государственного университета, 2008. – №2(12). – Текст: электронный. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevogo-obscheniya-u-detey-s-otkloneniyamirazvitiya/ (дата обращения: 06.06.2021). 17. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей. – Санкт-Петербург : Образование 1994. 24 с. 18. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. 296 с. 19. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 325 с. 20. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. 74 с. 21. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда – М.: ВЛАДОС, 1998. 280 с. 22. Калягин В. А. Логопсихология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. 320 с. 23. Коноваленко В. В. Автоматизация шипящих звуков у детей : дидактический материал для логопедов / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – М.: ГНОМ и Д, 2006. 48 с. 24. Королькова, В.А. Речевое развитие умственно отсталых дошкольников / В.А Королькова. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-umstvenno-otstalyh-doshkolnikov (Дата обращения 14.05.2021). 25. Кравченко, И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном-Пресс», Новая школа, 1999. 64 с. 26. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : «Союз», 1999. 214 с. 27. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967. 368 с. 28. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина Л. В. Градусова. – Изд.: Фундаментальные исследования, 2015. – № 2-9. – ISBN: 1988-63-19-92. – Текст: электронный. – Режим доступа: по ссылке. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 14.05.2021). 29. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. 106 c 30. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. 192 с. 31. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.– М.: Изд-во АПНРСФСР, 1950. 63 с 32. Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – Санкт-Петербург : КАРО, 2004. 63 с. 33. Макарова Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 80с. 34. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией: учебное пособ. для студ. высш. и средн. спец. пед. учебных заведений в 2 тт. / Р. И. Мартынова ; под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Ч. 2. 656 с. 35. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. 95 с. 36. Моисеенко Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург, 2002. 216 с. 37. Мудрова А.Н. Монологическая речь дошкольников / А.Н. Мудрова. – Текст: электронный. – Режим доступа: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/monologicheskaja-rech-doshkolnikov.html (Дата обращения 10.05.2021). 38. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезии в письме. - М.: Сов. педагогика. 1952. №6. 51 с. 39. Преснова О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2006. 34 с. 40. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1979. 223 с. 41. Спивак Е. Н Звуки Ш, Ж, Ч, Щ : речевой материал для автоматизации и дифференцирования звуков у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2007. 88 с. 42. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 112 с. 43. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-метод. пособие. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 51 с. 44. Успенская Л. П. Учитесь правильно говорить. – М.: «Просвещение», 1993. 223 с. 45. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособ. для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004. 288 с. 46. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева Т. В. Туманова. – М.: Гном-пресс, 2000. 83 с. 47. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец. Педагогика и психология / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. 223 с. 48. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: первый год обучения (старшая группа): пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов. – М.: Альфа, 1993. – Ч. 1. 103 с. 49. Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возрастат/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1985. 223 с. 50. Фомичева М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. – М.: Академия, 2002. 200 с. 51. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников. - Рн/Д: Феникс, 2012. 48 c. 52. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ. – М.: АРКТИ, 2005. 239 с. 53. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2009. 181 с. 54. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте: возрастная психолингвистика / Н. Х. Швачкин ; сост. К. Ф. Седов. – М.: 2004.143 с. 55. Шевырева Е. Г. На рубеже веков: инклюзия через всю жизнь / Шевырева Е.Г., Карпенко А.О., Архипова А.Ю. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. - С. 50 - 55. 56. Шевырева Е. Г. Формы и модели образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Шевырева Е.Г., Пузыкина А.А. В сб.: Психология и педагогика в системе гуманитарного знания, материалы XVII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». Москва, 2015. С. 76-80. 57. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2015. 477 с. 58. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. «Владос», 2017. С. 38-41. 59. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2016. 128 c. 60. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет. - М.: Эксмо, 2015. 192 c
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 1.1. Формирование фонетики у детей в онтогенезе. Формированием фонетики у детей в онтогенезе занимались ученные В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин, и другие. Фонетика (от греч. phone «звук») - учение о звуковой стороне языка. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону языка. Речь – функциональная знаковая система, используемая в процессе коммуникации. Данная система выполняет свои функции за счёт многочисленных структур головного мозга. В свою очередь, определенная структура выполняет конкретную для нее операцию речевой деятельности. [53] Произносительная сторона речи является одним из важных разделов общей культуры речи и ее звуковой организации. Она включает в себя следующие составляющие речевой деятельности: звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. [1] Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. В формировании звукопроизношения выделяют два этапа: подготовительный (довербальный) и основной. Подготовительный этап длится от рождения до одного года. В этот период происходит подготовка к звукопроизношению при помощи различных вокализаций (криков, гуления, лепета). В этот период происходит тренировка артикуляционного аппарата, усвоение интонационной системы языка, формирование взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализаторов, формирование первичных навыков коммуникации. Основной этап длится от года до пяти лет. У ребенка происходит произвольное появление звуков в соответствие с его психофизическими способностями. Ведущим в этот период является становление фонематического слуха, то есть умение различать звуки родного языка на слух. [2]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg