Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Журналистика данных в зарубежных СМИ

baby_devochka 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Цель исследования – выявить и охарактеризовать основные особенности дата-журналистики , проанализировать использование данных, предоставляемых в рамках этих ресурсов в зарубежных СМИ. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: ? рассмотреть трансформацию журналистики в современных условиях формирования новой медиасреды; ? раскрыть понятие и сущность дата-журналистики; ? описать характерные особенности журналистики данных; ? охарактеризовать развитие журналистики данных в англоязычных изданиях; ? проанализировать использование данных в зарубежных СМИ на примере публикаций «The Washington Post» и «The New York Times» в 2021 году Объектом исследования выступает журналистика данных как перспективное направление развития журналистики в современном медиапространстве. Предмет исследования – развитие дата-журналистики в зарубежных СМИ Гипотеза исследования: Дата-журналистика сегодня находится на начальной стадии развития. Методология исследования, помимо общенаучных методов, опирается на контент – анализ публикаций на тему пандемии в двух авторитетных зарубежных изданий ««The Washington Post» и «The New York Times» . Опыт двух изданий может рассматриваться в большей степени как кейс, но при этом — за счет показательности объектов — отражающий общее состояние журналистики данных в настоящий момент в зарубежных СМИ. Эмпирическую базу исследования составляют проекты: 1. «The Washington Post» 2. «The New York Times» Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит свой вклад в изучение перспективного направления «журналистики данных» в современном медиа - пространстве. Материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании соответствующих дисциплин, а также в практической работе журналистов. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что журналистика в современном мире эволюционирует параллельно с глобальным информационным обществом, получая при этом некоторые качественно новые характеристики. Одним из значимых результатов трансформации журналистики стало появление нового медиатренда – так называемой дата-журналистики (или журналистики данных – от англ. data journalism), развитие которой стало возможно преимущественно благодаря появлению глобальной сети Интернет и которая связана с использованием специальных ресурсов больших, постоянно обновляемых массивов данных. Появление этой отрасли со всеми сопутствующих ей сложностями и перспективами обусловлено множеством причин, но основной из них является острая потребность аудитории в качественной и при этом простой для восприятия информации, базирующейся не на личностной оценке журналиста, а на конкретных цифрах и фактах. Ещё востребованнее инфографика и диаграммы в цифровой медиа-среде, куда всё активнее перемещается журналистика. Это тем более важно, так как сегодня во всем мире тиражи традиционных печатных изданий падают с огромной скоростью. В этой связи мультимедийным редакциям чрезвычайно важен поиск новых творческих стратегий для работы, а также новые методы работы с информацией. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной. Степень разработанности проблемы. Практики журналистики данных как в России, так и за рубежом пока в достаточной степени не систематизированы и не отражены в научной литературе. Существующие исследования находятся на стыке различных научных направлений и концепций. Во-первых, это национальные и институциональные исследования первой волны , посвященные разбору и описанию отдельных публикаций журналистики данных . Во-вторых, это исследования, связанные с компьютерной, вычислительной журналистикой. Например, работа С. Коэн, Д. Т. Гамильтона и Ф. Тёрнера, в которой авторы утверждают, что для развития медиаиндустрии и преодоления ею финансового и технологического давления журналистам необходимо работать сообща с техническими специалистами, способными предлагать иные возможные алгоритмы создания контента, к примеру путем извлечения данных . Также это исследование работы зарубежных редакций Т. Флю, К. Спурджиона, А. Дэниэля, А. Свифта, в котором утверждается, что применение методов вычислительной журналистики создает основу для оригинальных материалов расследовательской журналистики и расширяет возможности форм взаимодействия с аудиторией, привлекая её в Интернете. Это статья Н. Диакопоулоса об инновациях в компьютерной журналистике, в которой - с опорой на теоретическое обобщение пятидесяти пяти концепций, методику системного анализа и ценностно-ориентированного проектирования - производится градация аспектов влияния инноваций в журналистике и выявляются недооцененные области их применения. Другие работы - работа по социологии вычислительной и алгоритмической журналистики, исследование о датификации в журналистике и о значении концепции открытых данных. Таким образом, формат журналистики, основанной на использовании цифровых данных, в должной степени не концептуализирован, что требует научного осмысления, как в целом, так и в аспекте использования основных ресурсов и анализа проектов дата-журналистики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДАТА - ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1 Понятие и сущность дата - журналистики 6 1.2 Характерные особенности журналистики данных 13 1.3 Развитие дата - журналистики на английском языке 18 ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДАТА – ЖУРНАЛИСТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ 2.1 Современное состояние дата – журналистики в зарубежных СМИ22 2.2 Анализ дата - журналистики в зарубежных СМИ на примере «The Washington Post» и «The New York Times» 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ29 ПРИЛОЖЕНИЕ31
Список литературы

1. Аксёнова О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы // Научный вестник Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2015. № 3 (7). С.41–44. 2. Антонова В. И. Проблемы дифференциации жанровых форм медийных текстов в современной теории журналистики // Огарёв-Online, 2018. № 3 (108). URL: http://journal.mrsu.ru/arts/problemy-differenciaciizhanrovyx-form-medijnyx-tekstov-v-sovremennoj-teorii-zhurnalistiki 3. Арбатская Е. О. Открытые данные как ресурс региональной журналистики // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 5 (360). С. 52– 58 4. Артёмов А. В. Цифровые технологии в журналистике // Экосистема цифровой экономики: проблемы, реалии и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Малявкиной, Орёл, 2018. С. 10–15. 5. Ашенова С. В. Современная журналистика: блоги, лонгриды, социальные сети – чья возьмёт? // Век информации, 2018. № 1. С. 136-142. 6. Баранова Е. А. Трансформация института СМИ в условиях медиаконвергенции // Коммуникология, 2016. Т. 4. № 3. С. 188–203. 7. Бегтин И. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс] // Редакторский портал. URL: http://www.redactor.in.ua/internet/3126.html. 8. Бейненсон В. А. Проблемы развития форматов журналистики погружения в современной медиасреде // Век информации, 2018. Т. 1. № 2. C. 239–240. . Бокарёва Ю. С. Инфографика как современное средство коммуникации // Вестник Харьковской гос. академии дизайна и искусств, 2014. № 4-5. С.13–16. 10. Борисова И. О. Инфографика как самостоятельный жанр // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дел, 2012. № 5. С. 186–194. 11. Бочаров М. П. PR-технологии и журналистика данных (новые формы работы со статистическими источниками информации) // Труд и социальные отношения, 2014. № 4. С. 81–95. 12. Вакуленко С. А. Информационные технологии как ведущий фактор развития периодических изданий // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. тр. Первой Всерос. науч.-практ. конф, СПб, 2015. С. 93–96. 13. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации . СПб.: Питер, 2015. 345 с. 14. Глебова И. С. Juniorskills как фактор создания мультимедийной журналистики будущего (на примере регионального чемпионата Juniorskills 2018 Москва) // Наука телевидения, 2018. №14. С. 212–238. 15. Горшкова М. С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018. № 1 (27). С.105–110. 16. Дугин Е. Я. Особенности работы журналиста в мультимедийной среде //Вестник электронных и печатных СМИ, 2014. № 21. С. 30–43. 17. Иванов А. Д. Роботизированная журналистика как следующий этап развития дата-журналистики // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф, Н. Новгород, 2017. С. 113–119 . 18. Иванова А. Д. Актуальные принципы и методы сбора данных в современной журналистике // Mass-media. Действительность. Литература / под ред. Е. Н. Брызгаловой, И. Е. Ивановой. Тверь: ТГУ, 2018. С. 128–132. 19. Ивченков В. И. Журналистика и интернет: тексто-вебовая когеренция // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. / под ред. В. П. Воробьёва. Минск: ИЦ БГУ, 2018. С. 14–17. 25. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с. 20. Колчина Е. С. Data-журналистика в парадигме современных Интернет-текстов: задачи и возможности // Язык. Культура. Коммуникации, 2014. № 1. С. 34–39.
Отрывок из работы

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1 Понятие и сущность дата - журналистики В современной медиа - среде можно наблюдать появление нового медиатренда – рождения и становления так называемой дата -журналистики (или журналистики данных – от англ. data journalism), развитие которой стало возможно во многом благодаря появлению Интернета. В то же время, как известно, сам принцип работы на основе обобщения и сравнения больших массивов данных не является чем-то принципиально новым. Но о возникновении колоссальных объёмов информации, сгруппированных в базы данных (как открытые, так и закрытые), можно говорить лишь начиная с середины XX века. В частности, С. Рачинский считает, что дата-журналистика возникла в конце 50-х–начале 60-х годов XX века под наименованием CAR (computerassisted reporting): «Среди примеров применения технологий CAR, как правило, указывают 1952 год, когда американская телекомпания CBS применила вычислительную машину UNIVAC I для обработки результатов выборов президента. В 1967 году в Детройте журналисты посредством ЭВМ обрабатывали статистическую информацию о выпускниках колледжей и сделали вывод, что возможность участия людей в уличных демонстрациях не зависит от уровня образования. Постепенно использование персонального компьютера как обычного инструмента журналиста для обработки данных стало нормой. И о CAR как о понятии журналистики забыли. И только Интернет снова поставил вопрос о дата -журналистике, определив её триумф в медиа - пространстве и сделав её атрибутом деятельности редакций, идущих в ногу со временем. Чёткого определения термина «дата-журналистка» в данный момент не существует. Разными учёными предлагаются разные трактовки этого понятия. Одним из первых термином «дата-журналистика» воспользовался в 2006 г. американский журналист Э. Головатый, который назвал так структурированные машиночитаемые данные, употребляемые вместе с традиционным текстом. Данное определение сегодня уже не вполне точно отражает суть журналистики данных, так как в ней применяется не просто компьютерная коммуникация, а именно Интернет-коммуникация. Форматы интеграции различных типов контента становятся более многообразными. А. Пилхофер определяет дата - журналистику как «зонтичный термин», охватывающий многие аспекты, в том числе и новый набор инструментов, методик и подходов к изложению историй, воссозданию событий, созданию сюжетов. Журналистика данных, по его мнению, может включать всё многообразие жанров – от традиционных репортажей, которые создаются на компьютере с привлечением данных в качестве «источника» до самых современных способов визуализации информации и новостных приложений. Объединяющая их цель – предоставление информации и её анализа, чтобы информировать аудиторию обо всех значительных событиях дня . Дата - журналистика устанавливает связь между «техническими статистиками и мастерами художественного слова. Она отсекает лишнее и устанавливает тенденции, являющиеся не только статистически важными, но и дающими возможность выявить то, что, в сущности, образует основу современного мира. «Пособие по журналистике данных», переведенное на русский язык коллективом РИА «Новости», приводит множество определений термина «дата-журналистика». Однако эти определения не конкретизируют в должной мере этот журналистский феномен. В сущности, это метафоры, отражающие энтузиазм учёных в отношении данного явления и подразумевающие наличие у читателя определённого набора базовых знаний по журналистике данных. Определения российских исследователей более предметны. Так, И. Бегтин предлагает такую трактовку: дата-журналистика представляет собой совмещение журналистом функции переводчика с экономического (государственного, цифрового) языка на язык, понятный всем, и, наряду с этим, функции аналитика, представляющего материал в максимально наглядной форме. Наглядность могут представлять списки, диаграммы, графики, интерактивные карты, веб-компоненты, дающие возможность представлять данные различными особыми способами и т. п. В любом случае текст является вспомогательным, а не основным инструментом. М. Г. Шилина делает акцент на взаимосвязи дата - журналистики с Интернет - коммуникацией, рассматривая первую как «формирование конвергентного медийного контента на базе использования больших массивов компьютерных и интернет - данных» А. Г. Шилина определяет журналистику данных как «особый формат журнализма, основанный на новых типах цифровых данных, больших и открытых, проекты которого характеризуются усложнением технологического цикла, полисубъектностью, паритетным соотношением вербального текста и визуальной информации, а также высокой эффективностью взаимодействия с аудиторией». М. Н. Шерстюкова рассматривает «Data-журналистику» как инновационный формат, «применяющий для представления информации общественно доступные базы данных, т. е. статистические сводки, графики, списки, карты и многое другое» . Автор подчёркивает, что эти данные могут относиться к любой области жизни: политика, экономика, наука, образование и т. п. К данным добавляется традиционные для журналистики инструменты: текст, фотографии и т. д. В результате сложные для восприятия в традиционном виде цифры и факты делаются понятными и простыми для читателей . При этом необходимо подчеркнуть, что ведущим принципом дата - журналистики является структурирование материала не вокруг новости, а вокруг статистических или справочных данных, цифр, отчётов, сводок. С. И. Симакова называет дата- журналистику форматом компетентного анализа данных, новым способом критического исследования мира, инструментом получения и представления общественности важных сведений, которые могли остаться незамеченными в колоссальных массивах информации о современной реальности . Обобщая приведённые выше определения, можно заключить, что дaтa - журналистика – это новый жанр журналистики, использующий для предоставления информации общественно доступные базы данных (отсюда и название), то есть статистические сводки, графики, списки, карты и многое другое. Данные могут касаться абсолютно любой сферы жизни: экономика, политика, наука, образование и многое другое. Это может быть информация о росте инфляции или государственного долга за определенный промежуток времени, статистика совершаемых преступлений в том или ином регионе, процент поступивших в вузы или среднегодовое изменение русла реки. К данным добавляются традиционные для журналистского арсенала средства: печатный текст, фотографии и тому подобное. Таким образом, сложные для восприятия в своем обычном виде данные, цифры и факты становятся понятными и простыми для аудитории. Собственно, именно максимальную наглядность дaтa - журналистика и ставит своей целью. Ведь один график или сводка могут быть нагляднее, чем тысяча слов. Вследствие этого текст в руках дaтa - журналиста всегда является только вспомогательным, а вовсе не основным, как было ранее, инструментом. Поэтому появление журналистики данных можно назвать революцией в мире СМИ, ведь она меняет не только основные представления о современной журналистике, но также и саму суть журналистской профессии – способ и форму подачи информации. Сущность дата - журналистики раскрывается через её специфические свойства: интерактивность, гипертекстуальность и мультимедийность. Интерактивность – это многосторонний информационный обмен с потребителем. Интерактивность журналистики данных позволяет пользователю в режиме реального времени участвовать в создании контента, одновременно обсуждать наиболее актуальные вопросы и корректировать направление развития сюжета. В интерактивности выделяют 3 аспекта: 1) «люди и документы» (пользователю представляется возможность формировать и реализовывать запрос на информацию); 2) «люди и технологии» (удобство информационной технологии для пользователя); 3) «люди и люди» (использование современных технологий двустороннего общения). Выделяют несколько уровней интерактивности с точки зрения направленности действий участников коммуникации: ? от одного – к одному (например – электронное письмо, чтобы поделиться своим мнением или получить дополнительную информацию); ? от одного – многим (например, рассылка электронных сообщений, используя лист рассылки); ? от многих – к одному (например, возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн - конференции); ? от многих – к многим (например, использование досок объявлений, форумов на веб -сайтах, которые позволяют читателям обмениваться взглядами. Это может обеспечить дополнительную перспективу и наполнение исходному материалу) . При этом общение может принимать синхронный характер (в режиме реального времени). Таким образом, интерактивность как специфическое свойство дата - журналистики представляет собой многосторонний информационный обмен между потребителем интернет-издания и журналистом. Она является полем для работы журналиста над качеством материала и открывает дополнительные возможности для вовлечения читателя в процесс работы журналиста. Гипертекст с технологической точки зрения можно описать как набор компьютерных текстов в интернете, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Являясь частью информационной технологии, гипертекст предполагает интегративное взаимодействие адресата и адресанта коммуникации, априорно равноправное, как условие реализации данной технологии, что является принципиально новым условием социальной коммуникации. De facto гипертекст определяет интегративный принцип гетерархической коллаборации, который заложен на технологическом уровне и является необходимым условием функционирования Интернета . Гипертекст предполагает возможность интеграции условновербального письменного текста и мультимедиа, что принципиально отличает его от иных электронных форм трансляции сообщений. Сетевые сообщения в мультимедийной форме позволяют обрести максимально информационно и эмоционально насыщенную форму. Гиперссылки классифицируются на внутренние и внешние: 1) внутренние гиперссылки отсылают к информации в пределах одного и того же сайта (на архив, авторов, другие материалы номера); 2) внешние ссылки – это ссылки на источники информации вне сайта (другие СМИ, энциклопедии, тематические сайты). Для профессиональной коммуникации дата - журналиста существенной является возможность создания максимально содержательно и эмоционально насыщенного интегрированного гипертекста и вовлечения, и приобщения адресантов коммуникации к транслируемым ценностям, повышение лояльности, то есть гипертекст является важным условием формирования комплицитности/причастности. Таким образом, такое свойство дата -журналистики как гипертекстуальность представляет собой систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок, позволяющим редакциям уникальную возможность повысить полноту и достоверность информации, а читателям – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов. Мультимедийность в целом означает возможность передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео. Мультимедийность в отношении дата - журналистики – это возможность использования в материалах текста, графики, звука и видео . В целом мультимедийный контент журналистики данных отличается следующими чертами: модульность, интерактивность, гипертекстуальность, неиерархичность, комбинация целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя . Кроме этого, выделяются 4 общности мультимедийных средств, которые используются в современной дата - журналистике: базовые элементы; синтетические формы; игровые формы; мультимедийные проекты . К базовым элементам относятся: 1) изображения: фото, иллюстрация, графика, карикатура, анимация, слайд-шоу; 2) видео (видеоиллюстрации, видеоматериалы традиционных жанров ТВ-журналистики); 3) аудио (подкасты, аудиоиллюстрации, аудиотекст, аудиослайд-шоу, аудио традиционных жанров радио журналистики); 4) инфографика (графическое представление данных) . Синтетические формы мультимедийных средств сочетают несколько базовых элементов. К этой общности относятся мультискрипт и интерактивное видео. Мультискрипт состоит из содержания (главных тезисов), стенограммы и видеоплеера и упрощает восприятие объемной и сложной информации. Рядом с окном видеозаписи располагаются колонки текста и содержание. Все три составляющие связаны внутренними гиперссылками. Интерактивное видео содержит гиперссылки в виде текста, иконок и других элементов. По этим ссылкам можно переходить как на внешние, по отношению к сайту, ресурсы, так и на внутренние. Третья группа мультимедийных средств представлена игровыми формами. В последние несколько лет в интернет - СМИ стали популярны мультимедийные элементы с игровым сюжетом, требующие взаимодействия с аудиторией. Журналист уже в исходном материале, самом событии выявляет игровую составляющую, а затем через мультимедийный текст играет с аудиторией, одновременно выполняя свои профессиональные функции. Мультимедийные проекты или многостраничные сторителлинги состоят из информационных страниц, заполненных базовыми мультимедийными элементами, связанными между собой, например, с помощью игры. Лучше всего это иллюстрируют лонгриды – подробный обзор по теме, содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику Технологии мультимедиа определяются следующими основными параллельными процессами: 1) интеграцией, предполагающей соединение технологий и искусства в некую гибридную форму выражения и представления информации; 2) интерактивностью, позволяющей пользователю непосредственно управлять информационными потоками и медиасодержанием; 3) гипермедийностью, в основе которой лежит соединение различных фрагментов медиа - сферы в единое ассоциативно-информационное целое; 4) погружением, обуславливающим природу взаимодействия медиаканала и пользователя (аудитории), который становится частью синхронной, творчески развивающейся трехмерной информационной среды; 5) повествовательным началом, которое соединяет в себе эстетическую и формализующую стратегии, основывающиеся на синтезе четырех предыдущих процессов и являющие своим результатом многоуровневые нелинейные формы представления информации в виде сюжетного целого . Таким образом, мультимедийность дата-журналистики заключается в применении средств предоставления информации посредством объединения множества воспринимаемых человеком сред (аудиальное, визуальное и кинестетическое воздействие), управляемых интерактивным программным обеспечением. Главные риски развития журналистики данных – это недостаток квалифицированных кадров и квалифицированных читателей. Главные возможности – донесение информации наглядным и технологичным образом – представляются и её же ограничением. К сожалению, в настоящее время журналистика данных является уделом различных блоггеров, порой не имеющих соответствующих квалификаций. А. Э. Чернухин в качестве проблемы развития журналистики данных отмечает также цену ошибки в случае работы журналиста-аналитика с большими массивами данных . Появление этой отрасли со всеми сопутствующих ей сложностями и перспективами обусловлено множеством причин, но основной из них является острая потребность аудитории в качественной и при этом простой для восприятия информации, базирующейся не на личностной оценке журналиста, а на конкретных цифрах и фактах. Ещё востребованнее инфографика и диаграммы в цифровой медиа-среде, куда всё активнее перемещается журналистика. Сущностные отличия подхода журналистики данных от традиционного журналистского подхода к работе с информацией видятся в следующем: 1. Журналистика данных использует большой массив информации, а не выбирает из него типичные прецеденты, наиболее ярко и наглядно характеризующие явление, ситуацию или процесс. 2. Журналистика данных самостоятельно исследует массивы первичной информации, а не только пользуется заключениями экспертов. Таким образом, под дата-журналистикой следует понимать комплекс журналистской деятельности, включающий сбор и анализ больших массивов информации с целью выявления общественно значимых процессов и явлений, а также последующее представление результатов в удобном для восприятия массовой аудиторией виде. 1.2 Характерные особенности журналистики данных Главной особенностью дата-журналистики является то, что она предполагает применение для реализации своих задач компьютерных и Интернет - технологий, программного обеспечения и, как правило, средств визуализации, позволяющих наглядно представить найденные в результате анализа закономерности . В качестве таких средств визуализации выступают инфографика и интерактивная графика. Информация (факт, данные) выступают основой любой журналистской деятельности. Традиционно роль фактов в журналистском материале многоаспектна. Они могут быть основой журналистского сообщения, могут выдвигаться как аргументы и научно обоснованные доказательства . Особенностью дата-журналистики является интеграция в конечном варианте публикации принципиально разных форматов представления данных, которые раньше были основными для других направлений: информационного, аналитического, художественно-публицистического . Ещё одной особенностью рассматриваемого формата журналистики является то, что авторы применяют цифровые данные не только как инструмент создания текста либо иллюстративного оформления к нему, но и как главный ресурс развития темы, ведущее условие выбора журналистского жанра с позиции соотношения вербальной и визуальной компонент, интерактивности потребления информации. Реализация сообщения в Интернет-формате означает применение мультимедийного гипертекстового вида сообщения как нового медиа-формата и способа коммуникации автора с данными и авторского текста с пользователем . Форматы дата-журналистики отличаются от аналитической журналистики как по характеру привлекаемой информации и её жанровой специфике (по А. А. Тертычному жанры аналитической журналистики: аналитический пресс-релиз, анкета, беседа, интервью, комментарий, корреспонденция, мониторинг, обозрение, опрос, отчёт, прогноз, рейтинг, рекомендация, реплика, рецензия, социологическое резюме, статья, эссе, так и по функционированию, потреблению. Специфика дата-контента формируется на всех стадиях цикла его создания. Главные стадии коммуникативного процесса применения данных в журналистике для субъекта (журналиста) – выбор темы, поиск информации, её анализ посредством программ MySQL, Python и т. п., визуализация данных и их оригинальная подача в формате журналистского сюжета, либо как равноправной составляющей сюжета. Журналисту требуется быть хорошим аналитиком, иметь развитое образное мышление, уверенно пользоваться техническими инструментами и разбираться в визуализации данных (Google Docs, IBM ManyEyes, Wordle, Excel и т.д.). Следовательно, журналист для эффективной работы должен обладать двумя разными типами мышления: формально-логическим и ассоциативно-образным. При этом творческие возможности для привлечения данных открываются на всех стадиях работы журналиста над материалом. Субъектами при создании материалов журналистики метаданных становятся журналист, дизайнер, программист, которые формируют интегрированный итоговый продукт – гипертекст журналистики данных. Ключевыми характеристиками дата-журналистики являются аналитичность и наглядность. М. Н. Шерстюкова подчёркивает, что именно «предельную наглядность data-журналистика и ставит своей целью» . Отсюда такое многообразие форм представления материалов в стиле журнализма метаданных: графики, диаграммы, списки, карты, таблицы, схемы и интерактивные форматы, способные объяснить всё, что угодно: движение финансовых потоков, динамику настроений населения, статистику преступлений, усиление инфляции, среднемесячное изменение количества осадков и т.п. Исследователи отмечают, что в «data-журналистике большое значение имеет творческая составляющая, создание авторских решений по представлению данных, смысловому и дизайнерскому, в уникальной, привлекающей внимание форме». Но красивая упаковка – не самоцель, она предопределена необходимостью сложные для понимания табличные данные изложить понятным языком, сделать наглядными, выделить главное, перевести общественно значимую информацию с языка баз данных на понятный человеческий. Следует отметить и тот факт, что дата-журналистика пересматривает понятие актуальности журналистского материала. Об этом пишет Е. С. Колчина: «Визуализация данных позволяет освещать протяжённые во времени события или явления, благодаря тому, что её содержание возможно изменять или обновлять по мере развития событий, в том числе, в режиме реального времени. Таким образом, материал не устаревает, позволяя аудитории возвращаться к нему и получать информацию об актуальном положении вещей, а не о том, что было на момент первой публикации. Каждая из таких перемен сама по себе может стать информационным поводом, изменяющим «историческое полотно» текста, делая его более развернутым и масштабным, и, что, может быть, более важно, актуальным в течение внушительного временного отрезка. Визуализация контента способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции. Основной целью визуализации контента является информирование. При этом все вовлечённые в неё объекты выступают в качестве эффективного дополнения или яркого акцента по отношению к текстовой информации, которая сама по себе формулирует тему сообщения в полном объёме, и содержит в себе визуальные пояснения и уточнения. Характер передачи информации в процессе визуализации может быть самым разнообразным. Это и представленные графически объекты, которые зависят от параметров, схем, номограмм, диаграмм, иерархий и граф, карт, иллюстративных инструкции, пиктограмм. К объектам визуализированного контента можно отнести также различные коллажи, а также графические нарезки, где непосредственно отражены самые разные стороны предмета или явления с наглядным отражением существующих связей и соотношений между ними. Главным признаком, который позволяет включать визуализированный объект в разнообразие информационной графики, является эффективная способность представлять значительный объём самой разнообразной информации в наглядном, структурированном и организованном виде, который очень удобен для быстрого восприятия и запоминания, и является средством демонстрации некоего действия, а также раскрытия значения других, сопутствующих видов информации. Возможности визуализации контента заключается в систематизации и структурировании информации напрямую, что позволяет эффективно информировать пользователей о различных связях, значениях, тенденциях, что определяет её коммуникативные функции. Визуализированные объекты, как правило, стимулируют одновременную работу левого и правого полушарий мозга. Дело в том, что эффективно визуализированный контент дополняет образные впечатления как логикой, так и абстрактной моделью объекта, процесса, явления. Всё это делает восприятие более «объёмным» и всесторонним, мышление воспринимающего субъекта – глубоким и развитым, а процесс ознакомления – увлекательным и результативным. Визуализация контента облегчает гештальт восприятие информации (объединение элементов в единое целое). Дело в том, что визуализация не только предоставляет критерии для объединения, но и создаёт дополнительно инструменты фиксации различий (цвет, форма), а также «задает вектор экспертного мышления (например, оценку тенденций, явление аналогий, сравнение по различному набору параметров), позволяя при этом самостоятельно отбирать и выделять критерии и параметры» . При работе с информационными материалами информационная графика играет роль не только руководителя, но и путеводителя пользователя в рамках освещения определённой проблематики. В этом случае происходит первое пересечение когнитивной и коммуникативной функций визуализации контента, когда в процессе восприятия информации пересекаются все базовые функции, что рождает новое качество визуализированного контента по отношению к обычным иллюстрациям. Второе пересечение связано со свойством визуализации контента показывать скрытое или неявное, обращаясь к имеющемуся опыту пользователя.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Журналистика, 50 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 9 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 30 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg