Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в местный бюджет и направления их увеличения (на примере муниципального образования «Город Калуга»)

baby_devochka 1125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Цель данного исследования заключается в анализе проблем, связанных с поступлением НДФЛ в местный бюджет и поиск перспективных направлений оптимизации поступлений данного вида налога. В связи с данной целью ставятся следующие задачи: - изучить развитие подоходного налога в России и в иностранных государствах и современное состояние НДФЛ в России; - проанализировать роль НДФЛ в доходной части бюджета экономического субъекта; - предложить направления оптимизации поступлений налога на доход физических лиц в местный бюджет. Объектом исследования данной работы является муниципальное образование «Город Калуга». Предметом же является поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет. Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания: экономико-статистический анализ, расчетно-конструктивный, монографический. Теоретической базой для исследования являлись научные труды таких авторов, как Бабич А.М., Гончаренко Л.И., Грязнова А.Г., Маркин Е.В., Майбурова И.А., Иванова Ю.Б., Левина В.В., Кондраков Н.П., Дементьев Д.В., Поляк Г.Б., Пинская М.Р., Миляков Н.В., Родионова В.М. и др. Исследованием же налога на доходы физических лиц в Российской Федерации занимались следующие авторы в своих работах: Белев С.Г., Величко С.С., Богославец Т.Н., Ткач Ю.Б., Гусейнова Х.М., Печенская М.А., Дракина В.В., Колесникова О.С., Омарова З.Ш., Черник Д.Г. и др. Научная новизна исследования заключается в определении направлений оптимизации поступлений НДФЛ в бюджет муниципального образования «Город Калуга». Практическая значимость исследования определяется в разработке комплекса мероприятий для увеличения поступлений НДФЛ в местный бюджет города Калуги. В рамках работы над данной темой было написано и опубликовано 3 статьи общим объемом 1,617 п.л.: 1. Анализ динамики и структуры налоговых доходы бюджета муниципального образования «город Калуга» // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 10 мая 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - с.67-70 2. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации// Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 07 сентября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - с.50-55, 3. Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет городского округа «город Калуга» // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 сентября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – с.25-28 Также было принято участие в VI Всероссийской студенческой олимпиаде Системы Главбух 2020/2021, во всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов финансово-экономического профиля и в Международной научно-методической онлайн-конференции «Профессиональное образование: современные вызовы экономике и тренды развития». Выпускная квалификационная работа состоит и введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа включает в себя 25 таблиц, 11 рисунков, 4 приложения и изложена на 88 страницах печатного текста. Библиографический список состоит из 76 источников.
Введение

Налоговые доходы составляют основную долю поступлений в бюджеты разных уровней в Российской Федерации. Под налоговыми доходами понимаются все поступления от налогов, сборов, а также пеней и штрафов, уплаченных налогоплательщиками. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это налог, взимаемый с физических лиц в процентном соотношении к их доходам, за вычетом документально подтвержденных определенных расходов, утвержденных законодательством. Для региональных и местных бюджетов он дает значительную долю доходов их бюджета, так как почти все трудоспособное и работающее население является плательщиком данного налога. Налог на доходы физических лиц является одним из государственных инструментов стимулирования экономического роста и социально-экономического развития государства. НДФЛ также играет важную роль для сглаживания неравенства разных слоев населения, так как помогает распределять национальный доход и поддерживать граждан с низкими доходами. Именно налог на доходы физических лиц является самым дискутируемым в налоговой системе России. Дело в том, что данный налог уплачивается со всех видов доходов граждан, а значит затрагивает все трудоспособное население. И оптимизация поступлений НДФЛ должна принести больше финансовых ресурсов государству и меньше проблем для обычных граждан. На данный момент не полной мере выполняет свою социальную функцию, разрыв между бедными и богатыми все также остается большим. Все это определяет актуальность исследуемой темы в настоящее время.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 6 1.1. Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России 6 1.2. Характеристика системы налогообложения доходов физических лиц в России 14 1.3. Зарубежный опыт налогообложения дохода физических лиц и возможности его использования в российской практике 22 Глава 2. Анализ и оценка поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования «Город Калуга» 31 2.1. Социально-экономическая характеристика бюджета города Калуги 31 2.2. Анализ состава и структуры налоговых поступлений в бюджет города Калуги 36 2.3. Анализ поступлений налога на доход физических лиц от различных отраслей в бюджет города Калуги 41 Глава 3. Оптимизация поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования «Город Калуга» 52 3.1. Основные проблемы налога на доходы физических лиц 52 3.2. Направления увеличения поступлений налога на доходы физических лиц в местный бюджет 58 3.3. Прогноз поступлений налога на доход физических лиц в бюджет города Калуги 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81 ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс 6. Решение Городской Думы города Калуги от 29.05.2019 № 107 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Калуга» за 2018 год» 7. Решение Городской Думы города Калуги от 02.09.2020 № 234 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Калуга» за 2019 год» 8. Решение Городской Думы города Калуги от 26.05.2021 № 104 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Калуга» за 2020 год» 9. Решение Городской Думы города Калуги от 09.12.2020 № 346 «О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» 10. Постановление Городской Думы города Калуга от 26.10.2005 № 202 «О местных налогах, действующих на территории муниципального образования «Город Калуга» II. Монографии, учебники, учебные пособия: 11. Адамов В.Е. Экономика и статистика: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2019. – 287с. 12. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство «Юрайт», 2021. — 318 с. 13. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 687 с. 14. Базилевич О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c. 15. Балабанов А.И., Балабанов Т.И. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с. 16. Барулин С. В. Финансы: учебник / С. В. Барулин — М.: КноРус, 2018. – 641с 17. Бурханова И. В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций /И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2018. - 160 с 18. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации/ Л.И. Гончаренко. - М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 541 с. 19. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с. 20. Захаровский, Л.В. История России советского периода: учебное пособие / Л. В. Захаровский, С. Л. Разинков. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 211 с 21. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с. 22. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах/ Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2018. - 224 c. 23. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство «Юрайт», 2021. — 374 с. 24. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с. 25. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения: учеб. пособие / Н Г Леонова ? Хабаровск : Изд-во Тихоокеан гос ун-та, 2018. – 83 с. 26. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение/ Л.Н. Лыкова. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. - 353 с. 27. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Л. Н. Лыкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство «Юрайт», 2021. — 357 с. 28. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем/ И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ, 2018. – 375 c. 29. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c. 30. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: электронный учебник / Н.В. Миляков. - М.: КноРус, 2018. - 656 c. 31. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Г. Б. Поляк [и др.]; ответственные редакторы Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 4-е изд. — Москва: Издательство «Юрайт», 2021. — 380 с. 32. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Л. Я. Маршавина [и др.]; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва: Издательство «Юрайт», 2020. — 510 с. 33. Налоги и налогообложение: учебник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, Т. В. Бакунова и др.; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2019. — 216 с. 34. Налоговая система Российской Федерации: учебник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, И. В. Торопова, М. И. Львова, А. Г. Лачихина; под общ. ред. М. М. Шадурской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2020. – 254 с. 35. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / Н.Н. Тютюрюков, А.В. Гурнак, А.В. Князева – М.: Прометей, 2019 – 280 с. 36. Налогообложение физических лиц: учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.]; под редакцией Л. И. Гончаренко. — Москва: Издательство «Юрайт», 2021. — 310 с 37. Перов А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2019. - 944 c. 38. Пинская М.Р. Потенциал роста налоговых доходов региональных и местных бюджетов/ М.Р. Пинская. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 27 с. 39. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 703 с. 40. Родионова В.М. Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под редакцией В.М. Родионовой. – Москва: Финансы и статистика, 2017. – 400 с. 41. Свирщевский А.Р. Подоходный налог: Исслед. А. Свирщевского. - Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1886. - 247 с.. 42. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с. 43. Фирсов С. Л. История России: учебник для вузов / С. Л. Фирсов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство «Юрайт», 2020. III. Периодические издания и иностранная литература: 44. Балтакова М.И. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц // Вестник магистратуры. - 2019. - №11-1 (98).- С. 17-19 45. Белев С.Г. Предполагаемый эффект от изменения шкалы налога на доходы физических лиц // Экономическое развитие России. - 2018. - №6. - С.39-41 46. Богославец Т.Н. Ретроспективный анализ изменения ставок подоходного налога в России в 90-е гг. XX века // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - №2. - С. 142-146 47. Величко С.С. Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - №2 (23). - С. 86-88. 48. Величко С.С. Налог на доходы физических лиц: актуальные проблемы и тенденции развития // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 56-58. 49. Герасименко И.В. История развития законодательства о подоходном налоге в Российской Федерации и Республике Сингапур / И. В. Герасименко // Colloquium-journal. – 2020. – № 19-1(71). – С. 38-42 50. Гусейнова Х.М. НДФЛ и его сущность // В сборнике: инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2020. - С. 14-16. 51. Дракина В.В. Проблемы и совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 62-64. 52. Драненко Л.П., Питиляк Д.А., Лысковец А.Е. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. -№ 4. - С. 82-88. 53. Колесникова О.С. Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - №8 (440). - С.30-40 54. Наурсков А.В., Валеев Я.Д. Пути совершенствования НДФЛ в России: социальный аспект // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019.- №3 - С.523-525 55. Омарова З.Ш., Мусаева Х.М. НДФЛ: приоритеты и перспективы развития в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №4-2, С. 171-174 56. Печенская М.А. Совершенствование процесса формирования и распределения налога на доходы физических лиц в бюджетной системе России (на примере городских бюджетов) // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2018. - №4. - С. 589-601 57. Поляков Н. Ф. Подоходный налог в США: богатые тоже платят / Н. Ф. Поляков // Налоговая политика и практика. – 2021. – № 9(225). – С. 42-43. 58. Расулова З.Д. Пути совершенствования НДФЛ на основе изучения зарубежного опыта // УЭПС. - 2018. - №4. - С. 39-43 59. Смирнова, О. С. Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании / О. С. Смирнова, О. А. Коротаева // Столица науки. – 2020. – № 3(20). – С. 138-143. 60. Ткач Ю. Б. Особенности взимания и уплаты подоходного налога в Российской Федерации и зарубежных странах / Ю. Б. Ткач, В. А. Сафонова, О. В. Махонина // Global and Regional Research. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 31-37. 61. Черник Д.Г. К вопросу о прогрессивном или пропорциональном налогообложении доходов физических лиц // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №3. - С. 114-120 62. Alloza M. The impact of taxes on income mobility. Int Tax Public Finance 28 - 2021 – pp. 794–854 63. Ferede E. Entrepreneurship and personal income tax: evidence from Canadian provinces. Small Bus Econ 56 – 2021. – pp. 1765–1781 64. Miyazaki T., Kitamura Y. & Ohno T. Income Tax Reforms and Redistribution by Age Group: Evidence from Japan. JER 70. – 2019 – pp. 105–122 IV. Интернет-ресурсы: 65. Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 12.11.2021); 66. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 12.11.2021); 67. Налоги России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taxru.com (дата обращения: 15.12.2021) 68. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 01.12.2021); 69. Официальный сайт Городской Управы города Калуги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kaluga-gov.ru/ (дата обращения: 02.12.2021) 70. Официальный портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kalugastat.gks.ru/ (дата обращения: 04.12.2021) 71. Официальный сайт казначейства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskazna.ru/ (дата обращения:13.12.2021) 72. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 15.12.2021); 73. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 04.12.2021) 74. Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 10.12.2021) 75. Сайт справочно-правовой системы «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения: 13.12.2021); 76. Сайт справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2021) 77. Статистический портал ОЭСР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stats.oecd.org/ (дата обращения: 04.12.2021)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 1.1. Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России Налог на доход физических лиц – один из важнейших налогов для налоговых систем всего мира. Свою историю в европейских странах он начал на рубеже 18-19 вв. Например, в Англии он появился в 1842 году, в Пруссии в 1891 году, а во Франции в 1914 году. Началом становления налога на доходы физических лиц в России можно считать дань – платеж, взимаемый князьями государства Российского. Плательщики дани в то время были абсолютно бесправны, чем собственно и пользовались ее получатели. Дань собиралась два раза в год двумя способами: «повозом» - когда ее привозили к князю, и «полюдьем» - когда князь или его дружина сами ездили за ней . Некоторым подобием подоходного налога также можно считать подворное обложение, взимаемое с семейного хозяйства, подушная подать, которой облагались мужчины- крестьяне. Хронология развития и становления подоходного налогообложения в России приведена в Приложении 1. Первая попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 году, когда война с Наполеоном исчерпала государственный бюджет, и требовались дополнительные ресурсы финансирования. Началом первого этапа развития подоходного налогообложения физических лиц можно считать принятие Манифеста «О преобразовании комиссий по погашению долгов» 11 февраля 1812 г. Этим документом вводился временный сбор с помещичьих доходов (от недвижимого имущества), причем ставка являлась прогрессивной — от 1% до 10%. При этом был необлагаемый минимум — 500 руб. в год. Однако государственные органы никак не контролировали доходы помещиков, они сами могли определять их уровень. Согласно Манифесту «правильность сих показаний утверждается на доброй вере и чести. Никакие доносы на утайку доходов или неправильное их показание не приемлются». Такая система просуществовала недолго из-за подобного подхода. В 1880-е гг. вводится налог на доход с ценных бумаг, в 1894 г. квартирный налог, которым облагалась зажиточная часть населения. В 1886 г. А.Р. Свирщевский опубликовал книгу «Подоходный налог», где исследовались проблемы: – реализации принципа справедливости в налогообложении; – эффективности пропорционального или прогрессивного налогообложения доходов; – прогрессии в подоходном налоге; – необлагаемого минимума. Уже в 1905 г. подоходный налог активно обсуждался и к 1907 г. проект подоходного налога был вынесен на рассмотрение Думы. Закон «О государственном подоходном налоге» от 6 апреля 1916 г. уже официально вводил его. Было принято решение использовать глобальную систему подоходного налога, которая возникла в Пруссии. Согласно ей налогоплательщик должен был декларировать все свои источники дохода, при этом государство подходило к налогоплательщикам как к участнику всех видов экономической деятельности. Шедулярная система, возникшая в Великобритании, предполагала разделение дохода на части, в зависимости от источника дохода. Фактически данная система представляла собой комплекс отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового. Каждый член семьи облагался налогом отдельно, если имел свой отдельный источник дохода. Но если такие доходы переходили в распоряжение главы семьи или если в законе было предусмотрена общность имущества супругов, то они добавлялись к доходу главы семьи. Впервые фискальная ответственность официально возлагалась на женщин, а не только на главу семьи. Появились первые нормы права о налоговых резидентах. Так субъектами налогообложения становились юридические лица и физические лица, к которым относились российские и иностранные подданные, проживающие на территории страны свыше одного года. Согласно Положению предусматривалось, что подоходный налог взимался с полученного дохода независимо от его формы и источника. Не облагались налогом: -наследственные и дарственные получения; -страховые вознаграждения; -доходы, полученные от приобретения или отчуждения имущества, если они осуществляются не в целях спекуляции; -неустойки по договорам и т.д. При этом расходы по получению, обеспечению и сохранению дохода вычитались при определении облагаемого дохода из отдельных источников. Минимальный уровень дохода для исчисления налога был установлен в размере 850 руб. Ставки по налогу устанавливались по прогрессивной шкале, которая представлена в таблице 1. В Положении о государственном подоходном налоге предусматривались подробные правила составления и предоставления налогоплательщиками заявления о доходах, их проверки участковыми присутствиями, ответственность налогоплательщика. Был детально урегулирован порядок обжалования налогоплательщиком постановлений финансового органа, установлены подведомственность, сроки и процедура рассмотрения жалоб . Декларации отправлялись в запечатанных конвертах по почте. Однако сведения о доходах можно было сообщить устно соответствующим должностным лицам, которые заверялись письменно налогоплательщиком, а в случае его безграмотности –подписями доверенных лиц и чиновников. Таблица 1. Ставки подоходного налога согласно Закону «О государственном подоходном налоге» от 6 апреля 1916 г. Годовой доход, руб. 900 1000 2300 5000 10000 20000 10000 200000 400000 500000 Ставка, % 0,67 0,7 1,09 2 3 5 9,02 10 12 12,1 Сумма налога, руб. 6 7 25 100 300 1000 920 20000 48000 60500 12 июня 1917 г. было выпущено Постановлении «о повышении окладов государственного подоходного налога», которым не только увеличивались ставки налога, но и облагаемый минимум — до 1000 руб. Также была разработана подробная ведомость доходов и окладов подоходного налога из 89 разрядов. В таблице 2 представлены ставки подоходного налога согласно данному постановлению. Также 12 июня 1917 г. было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». Он отличался от подоходного налога характером, назначением и особенностями взимания. Он распространялся на доходы свыше 10000 руб. в год. Таблица 2. Ставки подоходного налога согласно Постановлению «О повышении окладов государственного подоходного налога» от 12 июня 1917 г. Годовой доход, руб. 1100 1600 2300 5000 10000 15000 20000 200000 400000 500000 Ставка налога, % 1,09 131 1,70 3,00 6,00 8,00 10,00 25,00 30,00 30,10 Сумма налога, руб. 12 21 39 150 600 1200 2000 50000 120000 150500 Таким образом, первый период становления и укрепления подоходного налогообложения продлился с 1812 по 1918 гг. Он отражает отсутствие стройной системы подоходного налогообложения в России. Все пробные варианты создания подоходного налога не привели к успеху Второй этап развития системы подоходного налога начался с 1917 г. с установлением Советской власти. 24 ноября 1917 г. был выпущен Декрет «О взимании прямых налогов», согласно которому были обязательными к взысканию налоги, введенные царским и Временным правительствами. Подоходный налог был полностью переработан. Гражданам с небольшими доходами предоставлялась льгота в виде понижения размера налога на 10%, налог с рабочих и служащих снимался сразу по месту получения дохода, годовая сумма налога удерживалась в течение полугода. 16 ноября 1922 г. вводился доходно-поимущественный налог. Необлагаемый минимум дохода теперь составлял 120 тыс. руб. за полгода. Уже 12 ноября 1923 г. вводилась новая система налога на доход. Теперь налог делился на основной и дополнительный. Плательщики основного («классного») налога делились на три категории: получившие доходы от личного труда по найму, от личного труда не по найму и получившие нетрудовые доходы. У налога была твердая ставка и прогрессивная, с которой рассчитывался налог с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплачиваемых сумм основного налога. Вторая варьировалась от 0,6% до 17,7%. Прогрессивный налог взымался если у рабочих и служащих доход был больше 900 руб. за полгода или если у других категорий плательщиков он составлял более 300-500 руб. за полгода. Необлагаемый минимум теперь составлял 75 руб. в месяц. 1 октября 1926 г. вводился подоходный налог для физических лиц с самостоятельным доходом от источников, находящихся в пределах СССР. Ставки были от 0,7% до 18,64%. Необлагаемый минимум составлял 900-1200 руб. в год в зависимости от места проживания. В 1930-х гг. были повышены ставки (теперь они составляли 0,75-27,25%) и необлагаемый минимум (до 75-100 руб. в месяц) 4 апреля 1940 г. был принят закон «О подоходном налоге с населения», который поднял необлагаемый минимум до 150 руб. в месяц. Ставки же теперь были в диапазоне от 1,35% до 5,6%. 30 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О подоходном налоге с населения». Именно с него начинался третий этап становления подоходного налога. Были проведены кардинальные изменения от прошлой формы налога. Теперь налогоплательщики делились на 3 группы: - граждане СССР с самостоятельным источником дохода, вне зависимости о места проживания; - иностранные граждане; - лица без гражданства, получающие доход на территории СССР. Рабочие и служащие платили налог ежемесячно с совокупного дохода по месту основной работы. Вводились льготы на иждивенцев, при наличии 4-ех и более человек на иждивении размер налога уменьшался на 30%. Также каждый регион мог вводить свои льготы для отдельных групп плательщиков. Налог состоял из твердой части и прогрессивной шкалы, которая действовала для части превышения установленного минимума – от 2,5% до 10,6%. Они отличалась от величины дохода, профессии налогоплательщика. Закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», принятый 7 мая 1960 г., вводил необлагаемый доход в размере до 500 руб. Ставку же для получающих заработную плату в размере 501-600 руб. снизили в среднем на 40%. Однако вступление в силу изменений в дальнейшем переносилось на неопределенный срок. В целом до 1980-х гг. подоходный налог действовал без значительных изменений. Третий этап развития подоходного налогообложения в России выражался высоким налогообложением предметов роскоши. В это же время происходила поддержка государства в сфере производства предметов первой необходимости. Так происходило перераспределение доходов и выравнивание разных слоев населения. В целом подоходный налог приносил бюджету лишь 5-6% от совокупных поступлений и не играл важную роль для государства в рамках командно-административной экономики. В конце 1980-х, вместе с началом проведения экономических реформ, начинался четвертый этап. 1 июля 1990 г. вводился в действие закон СССР о подоходном налоге с граждан. Согласно ему налогоплательщики делились на несколько категорий, каждая со своей шкалой налогообложения, ставка налога для граждан с высокими доходами понижалась до 50%, а необлагаемый минимум понижен. После реформы розничных цен снижались ставки подоходного налога для граждан с низким доходом до 12%, а с высоким – до 30%. 7 декабря 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Теперь действовала единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок ля всех видов дохода, а налог исчислялся исходя из дохода за весь год. Доход делился на денежный и натуральный (который рассчитывался по ценам, установленным государством, или рыночным ценам). К необлагаемым доходам относились все государственные пособия, пенсии и т.д. Плательщиками являлись российский, иностранные граждане и лица без гражданства, вне зависимости от постоянного места жительства. Вводились льготы для участников Великой Отечественной войны, пострадавшим от катастрофы в Чернобыле, инвалидам. Совокупный доход мог быть уменьшен на величину минимальной заработной платы, а также на расходы по содержанию детей и иждивенцев. С началом нового тысячелетия наступил 5 этап становления подоходного налогообложения. 1 января 2001 г. произошел переход от прогрессивной шкалы ставок к плоской. Ставка налога теперь составляла 13 %, состоявшую из раннее установленной минимальной ставки 12% и 1%, отчисляемого в Пенсионный фонд РФ. Ставки налога могла варьировать в зависимости от статуса налогового резидента и источника получения налога. Хоть плоская шкала изначально принималась временно, она почти неизменно действует и до сих пор. Данный способ подоходного налогообложения постоянно критикуется, однако значительных продвижений в изменении не происходит. есть существенные недостатки формирования налогооблагаемой базы по налогу с граждан. Вызваны они несовершенством методологии формирования облагаемых доходов и самих принципов подоходного обложения. Это не позволяет в полной мере выполнять НДФЛ свое функциональное предназначение – регулировать доходы различных групп граждан. 1.2. Характеристика системы налогообложения доходов физических лиц в России В сегодняшнем обществе бюджет является ключевым звеном финансов государства. С помощью бюджета в руках государства происходит аккумулирование значительной части ВВП, который создан в стране, распределяемого и перераспределяемого в целях решения стратегических и тактических задач, направленных на обеспечение устойчивых темпов проста экономики, инновационное развитие и регулирование пропорций общественного производства. С помощью распределения бюджетных средств государством осуществляется регулирование хозяйственной жизни страны, таким образом целенаправленно усиливаются или сдерживаются темпы роста производства, ускоряется или снижается рост частных сбережений и капиталов, меняется структура спроса и предложения, регулируется социальное обеспечение членов общества. В учебной и научной литературе экономической тематики бюджет обычно рассматривается в качестве сложной экономико-правовой категории, которая эволюционировала в одно и то же время с развитием товарно-денежных отношений, государства и общества. Так как термин «бюджет» употребляется в целях обозначения разных по природе своей процессов и явлений, его содержание требуется трактовать в одно и то же время в правовом, экономическом и историческом аспекте (табл. 3) Таблица 3. Теоретические аспекты понятия «бюджета» Категория Суть категории Характеристика Историческая научное понятие, которое характеризует высокий уровень абстрагирования, и которое отражает самые значительные связи и отношения прошлого и процесса исторического познания бюджет является центральным звеном государственной финансовой системы, его форма является унифицированной (два раздела: расходы по четырем основным направлениям и доходы, которые формируются с помощью платежей налогового и неналогового характера). Экономическая важное понятие науки об экономике, в котором находят отражение существенные аспекты экономических явлений совокупность отношений экономического характера, возникающих вследствие формирования, распределения и использования бюджета – централизованного денежного фонда Финансово-организационная содержит базовые характеристики финансовых отношений и организационные принципы определенных процессов или явлений роспись доходов и расходов государства, которая утверждена в особом порядке Материальная охватывает значимые отношения, признаки, свойства и формы движения многих имеющихся субъектов и их систем Централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти Правовая характеризует совокупность общеобязательных социальных норм, которые охраняются силой государственного принуждения акт, с помощью которого происходит утверждение плана формирования и распределения денежного фонда, который предназначен для финансирования задач и функций хозяйствующего субъекта После рассмотрения самых значимых позиций отечественных и иностранных авторов, которые занимаются изучением экономической сущности бюджета, мы выделили определенные подходы (Приложение 2). Характеризуя бюджет в качестве общественного денежного фонда, Г. Б. Поляк, В. В. Ковалев и В. А. Федосов отмечают его роль в урегулировании финансовых отношений, существующих между экономическими секторами и социальной сферой. В то же время подчеркнуто то, что характерные черты бюджета в качестве централизованного денежного фонда – это существенные размеры, маневренные средства, а также существование резервных фондов. Как считает В.М. Родионова, совокупность отношений финансового характера, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. В соответствии с целью этого исследования, предлагается понимать в качестве бюджета основное звено бюджетной системы страны, которое выражает экономические (денежные) отношения, опосредующие процесс использования и формирования централизованного денежного фонда в качестве финансового обеспечения выполнения государственных функций на всех уровнях управления, принимающее форму закона. Доходы бюджета в настоящее время собираются из трех составляющих: налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные межбюджетные трансферты. Налоговые доходы составляют более 50% от всех поступлений в бюджет Налоги по методу их исчисления подразделяются на прямые и косвенные. Прямой налог собирается с физических или юридических лиц в пользу государства с полученного ими дохода и имеющегося имущества. НДФЛ является их основным видом. Большая доля налоговых поступлений региональных и местных бюджетов приходится именно на налог на доход физических лиц (НДФЛ). Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ 85% от собранного НДФЛ отчисляются в региональный бюджет, оставшиеся 15% — в местный. Сбор идет по месту регистрации индивидуального предпринимателя или организации, которые в данном случае являются налоговым агентами и производят перечисление налога в бюджет за своих работников. Плательщиками данного вида налога являются: - лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации; - лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Согласно НК РФ, налоговыми резидентами в стране признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд календарных месяцев. Также в 2020 г. налоговыми резидентами признаются те, кто находился на территории страны от 90 до 182 календарных дней за год в случае предоставления заявления в налоговый орган по месту жительства или пребывания. Лица, подходящие по условия налогового резидента могут не признаваться налоговыми резидентами на основании заявления, предоставляемого в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Вместе с заявлением лицо должно приложить документ, подтверждающий его налоговое резидентство в другой стране. Объектом налогообложения НДФЛ являются доходы физического лица — от источников в РФ и за пределами РФ для резидентов и от источников на территории РФ для нерезидентов. Однако, есть список видов дохода, которые не подлежат обложению подоходным налогом, представленный в ст. 217 НК РФ. Примерами таких доходов могут быть: - государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности; - пенсии и социальные доплаты к ним, стипендии; - ежемесячные выплаты семьям, имеющих детей - алименты; - вознаграждение донорам за сданную кровь, молоко и иную помощь; - суммы предоставленных грантов для поддержки науки, образования, культуры и искусства, а также премии за выдающиеся достижения в данных областях; - единовременные выплаты; - доходы, полученные от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства, растениеводства; - доходы, полученные в порядке наследования, по договору дарения от члена семьи или близкого родственника и другие. Отчетный и налоговый период равны календарному году. Подать налоговую декларацию за предыдущий год необходимо до 30 апреля. Если работодатель не удержал налог или налогового агента нет (например, если доход был получен со сдачи квартиры в аренду), то подать декларацию по форме 3-НДФЛ нужно самостоятельно в налоговую инспекцию. В Российской Федерации действует 5 различных ставок по налогу на доходы физических лиц (табл.4). Налоговая база определяется по каждому виду доходов с разными ставками отдельно. При ее расчете учитываются все доходы (в денежной и натуральной форме). При этом, если из дохода были произведены какие-либо удержания (например, по решению суда), налоговая база не уменьшается на данную сумму. Таблица 4. Ставки процента по НДФЛ в Российской Федерации Ставка 9% - полученные дивиденды до 2015 года; - полученные проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.; - полученные доходы учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. 13% Большинство доходов резидентов РФ Для нерезидентов: от осуществления трудовой деятельности, трудовой деятельности как высококвалифицированный специалист, трудовой деятельности в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, от исполнения трудовых обязанностей экипажа судов под флагом РФ 15% Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, не являющимися резидентами РФ Суммы налоговых баз, указанных в пункте 2,1 ст. 210 НК РФ, превышающие 5 млн.руб. 30% Все прочие доходы нерезидентов РФ 35% стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных размеров; процентные доходов по вкладам в банках в части превышения установленных размеров; сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров; в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных размеров Основная налоговая база определяется из денежных выражений доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов. Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая налоговую базу. Претендовать на него может налоговый резидент Российской Федерации, который получает доходы, облагаемые по ставке 13%. Существует 5 групп налоговых вычетов: 1) стандартные; 2) социальные; 3) инвестиционные; 4) имущественные; 5) профессиональные. Стандартные вычеты могут предоставляться на самого налогоплательщика или на его детей . Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц предоставляется инвалидам с детства, инвалидам 1 и 2 групп Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, лицам, находящимся в Ленинграде в период блокады, узникам концлагерей и т.д. Вычет, равный 3000 руб. в месяц, распространяется на лиц, пострадавших в следствии аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавших участие в ликвидации ее последствия, инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, участвующим в испытании ядерного оружия в атмосфере и под землей. Стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1400 руб. - на первого ребенка; 1400 руб. - на второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 12000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы (для опекунов — 6000 руб.). Данные вычеты распространяются на детей до 18 лет или до 24 лет на учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов и курсантов . Право на налоговый вычет предоставляется каждому родителю, в случае, если родитель является единственным, то он может воспользоваться вычетом в двойном размере. Также удвоенный вычет предоставляется родителю при отказе второго от него. Налоговый вычет действует каждый месяц, до момента пока совокупный доход не превысит 350000руб. Если налогоплательщик имеет право на несколько стандартных налоговых вычетов, то предоставляется только максимальный из них (ст.218 НК РФ). Предусмотрено пять видов социального налогового вычета: - по расходам на благотворительность; - на расходы на обучение; - по расходам на лечение и приобретение медикаментов; - по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни; - по расходам на накопительную часть трудовой пенсии. Для получения социального вычета необходимо при подаче налоговой декларации по НДФЛ предоставить копии документов, подтверждающих право на его получения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg