ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и виды финансового результата деятельности предприятия
В процессе производственно-сбытовой деятельности в каждой коммерческой организации, по итогам отчетного периода, формируются финансовые результаты, в виде прибыли или убытка. Исторически прибыль как разница между доходами и затратами являлась наиболее общим критерием целесообразности деятельности предприятия с экономической точки зрения. Особую значимость положительный финансовый результат приобретает в условиях рыночной экономики, так как получает свойство неопределенности и от того, как им распорядятся собственники предприятия зависит его дальнейшая деятельность.
Финансовый результат является одним из основных показателей, характеризующим эффективность деятельности любого предприятия. Именно поэтому исследованию сущности, порядка определения, а также методики учета финансовых результатов в экономической литературе уделяется достаточно много внимания. Финансовым результатом, который определяет эффективность деятельности организации, является прибыль [Растова, Фирсова, 2018].
Н.Б. Клишевич считает, что «финансовый результат деятельности компании является экономическим итогом ее финансово-хозяйственной деятельности и проявляется в виде полученного убытка или прибыли, рассчитывающийся как разница между расходами и доходами компании, а также прямо воздействующий на размер ее собственного капитала» [Клишевич, 2019].
Г.В. Савицкая высказывает мнение, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, понимая под прибылью часть чистого дохода, который получают собственники после реализации произведённых товаров и предоставленных услуг» [Савицкая, 2018].
Как справедливо подчеркивает А.Н. Усатенко, финансовый результат заканчивает цикл деятельности компании, который связан с закупкой и продажей продукции и в то же время является необходимым условием следующего витка ее деятельности.
Т.У. Турманидзе отмечает, что «одной из целей деятельности любого коммерческого предприятия является получения как можно более высокого финансового результата от основной деятельности, под финансовым результатом финансово-хозяйственной деятельности она понимает конечный результат деятельности предприятия, рассчитываемый как разность между доходами и расходами, получаемыми в процессе функционирования предприятия»[Турманидзе, 2019].
О.В. Каурова, В.М. Заернюк отмечают, что «прибыль это конечный финансовый результат, который определяет производственно-хозяйственную деятельность всей организации, образует основу ее экономического развития» [Каурова, Заернюк, 2018].
Понятие «прибыль» необходимо отличать от понятия «доход». Для того чтобы планировать свой бюджет необходимо четко различать эти два понятия. Доход – это деньги, поступающие в распоряжение предприятия за проданную им продукцию или оказанные услуги. Прибыль – это доход предприятия за вычетом различных видов издержек.
Начиная с 2000 г. организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, который был установлен Минфином России в соответствующих Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее ПБУ 9/99) и «Расходы организации (далее ПБУ 10/99), утвержденных Приказами от 06.05.1999 г. № 32н и № 33 [Приказ Минфина России…, 2021].
Таким образом, современные подходы к определению понятия и сущности финансовых результатов сведены, в большей степени, к порядку расчета прибыли (как положительного результата) или убытка (отрицательного результата) организации.
Финансовые результаты являются результатами производственной, сбытовой, финансовой и иной деятельности предприятий и организаций. Основной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли, которая формирует основу возможностей его стабильного функционирования и экономического развития, а также укрепления финансовых отношений с партнерами. Эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия зависит от знания собственниками и управленцами рыночной ситуации и способности адаптировать развитие направлений деятельности к постоянным изменениям [Богаченко, 2019].
Повышение финансовых результатов, то есть рост прибыльности является материальной основой реализации интересов, как предприятий, так и государства в целом. Интересы государства достигаются путем начисления и сбора налоговых платежей через систему налоговых органов. Экономические интересы предприятий реализуются через величину прибыли, остающейся в его распоряжении для расширения производства и социального развития. Роль и значение финансовых результатов для развития предприятий, а также для формирования бюджетов разных уровней, определяют необходимость организации качественного, объективного учета и контроля над их формированием и использованием.
Основной задачей компании является не только максимизация прибыли, но и минимизация расходов с целью получения наиболее высоких значений финансовых результатов
Уровень и величина финансовых результатов являются разными показателями. Так, если величина финансовых результатов предполагает в денежном выражении оценку полученной предприятием по итогам определенного периода прибыли или убытка, то уровень финансовых результатов всегда является относительным показателем и оценивается через систему показателей рентабельности.
В экономической литературе существует множество подходов к классификации финансовых результатов, однако в целях исследования особенностей формирования и их оценки, наиболее целесообразным представляется классификация, представленная в отчете о финансовых результатах (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Виды финансовых результатов
Валовая прибыль (убыток) – это один из промежуточных видов финансовых результатов, отраженных в отчете о финансовых результатах. Соответственно, определяется этот финансовый результат по данным бухгалтерского учета и представляет собой выручку от основного вида (видов) деятельности, уменьшенную на себестоимость [Вахрушина, 2020].
Цена продаваемых товаров (работ, услуг) неразрывно связана с вложениями в их себестоимость. Себестоимость складывается из набора затрат разных видов (материальные, трудовые и другие ресурсы). Валовая прибыль отражает факт доходности продаж (как всех, так и в разбивке по видам деятельности) и позволяет определить, насколько рационально используется каждый из ресурсов фирмы. Однако информация в разбивке на виды деятельности в отчете о финансовых результатах, как правило, не представляется. В связи с чем, для более детального анализа валовой прибыли необходимы дополнительные, внутренние источники информации, которые могут являться коммерческой тайной предприятия.
Валовая прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации товаров (работ, услуг) затрат на их изготовление (оказание) или приобретение. В выручку входят все суммы, полученные от продаж по основной деятельности. В расчет они берутся без НДС. В себестоимость изготовленного (или приобретенного) товара включают все понесенные расходы на его производство (приобретение). Если фирма оказывает услуги (выполняет работы), то при подсчете их себестоимости (и в последующем валовой прибыли) учитывают все расходы, связанные с их оказанием.
Однако в себестоимость при расчете валовой прибыли не включаются [Жилкина, 2018]:
? коммерческие расходы;
? управленческие расходы.
Валовую прибыль обычно определяют на конец месяца, квартала или года, но она может рассчитываться с любой периодичностью и на любой момент времени – всё зависит от целей и задач компании, а также особенностей ее управленческого учета.
Следующим видом финансовых результатов, является прибыль (убыток) от продаж. Данный показатель, как раз и учитывает коммерческие и управленческие расходы. Фактически вычитая из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы можно рассчитать прибыль (убыток) от продаж. В торговых предприятиях, как правило коммерческие расходы представлены издержками обращения, именно в их состав, в отличии от производственных предприятий и предприятий сферы услуг, включены расходы на заработную плату и отчисления на социальные нужды торгового персонала.
Кроме основных, закрепленных в Уставе видов деятельности, предприятие может заниматься дополнительными видами деятельности, осуществлять различные финансовые операции по продаже и покупке активов и обязательств, а также участвовать в капиталах других компаний. Именно эти виды деятельности формируют такие показатели как [Красницкая, Шибаева, 2020]:
? доходы от участия в других организациях;
? проценты к получению;
? проценты к уплате;
? прочие доходы и расходы.
Расчет следующего показателя финансовых результат – прибыли (убытка) до налогообложения основан на суммирование выше перечисленных доходов и вычете расходов, связанных с прочими видами деятельности предприятия.
Показателем, который наиболее полно отражает итоги производственной, сбытовой и иной предпринимательской деятельности компании, является чистая прибыль. Данный показатель отражает ту величину прибыли, которая по итогам отчетного периода сформирована хозяйствующим субъектом с вычета всех затрат и налоговых платежей. Направления распределения прибыли торгового предприятия представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 Направления распределения прибыли
Чистая прибыль компании может распределяться в резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления или представлять нераспределенную прибыль. Механизм распределения прибыли может отличаться в соответствии с организационно-правовой формой организации, ее внутреннего устройства.
В настоящее время проблема повышения финансовых результатов занимает важное место в коммерческой деятельности практически каждого экономического субъекта. Как правило, успех функционирования предприятия связывают с верным выбором сферы и вида деятельности компании, наличием необходимых средств и умением функционировать в современной рыночной экономике.
Таким образом, в общем виде, в экономической литературе под финансовым результатом понимается качественный и количественный показатель результативности хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений, который выражается как разница между доходами и расходами предприятия за определенный отчетный период (прирост или уменьшение стоимости собственного капитала предприятия вследствие деятельности в отчетном периоде).
1.2. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
Как экономическая категории прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности компании. Прибыль является индикатором, который наилучшим образом отражает эффективность производства, объем и качество выпускаемой продукции, состояние производительности труда, уровень затрат, возможностей удовлетворения интересов инвестора.
Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской активности отвечает потребностям, как самой компании, так и сумму выплат государству и инвестору. Она дает оценку повышения производственного потенциала предприятия за отчетный период [Лелькова, 2019].
Убыток, формирующийся как превышение расходов над доходами, является обстоятельством, снижающим величину собственного капитала.
В составе прибыли за отчетный период принимается во внимание прибыль от всех видов деятельности. Характеристика структуры прибыли представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 Характеристика структуры прибыли
Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как сама организация, так и государство. Увеличение прибыли может быть достигнуто не только за счет увеличения вклада персонала предприятий, но и другими факторами. Это диктует необходимость проведения систематического анализа формирования, распределения и использования прибыли.
Следует обратить внимание, что абсолютная величина прибыли недостаточно характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия, так как не располагает в полной мере свойством сравнимости [Пласкова, 2019].
В этой связи, необходимо вычислить показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов эффективности деятельности компании. Они оценивают доходность (прибыльность) с различных точек зрения и в сочетании с показателями прибыли дают полную характеристику формирования собственных средств предприятия и их использования.
Чистая прибыль составляет основу экономического развития предприятия.
Пути использования прибыли и принципы распределения реализуются организацией самостоятельно и отражаются в учетной политике. Компания при установлении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов доходов, конкретных областей деятельности и перспектив развития экономики, с учетом того, что отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретных условий. В отчетном году организация направляет на текущие нужды прибыль согласно их назначению, т.е. расходует прибыль прошлых лет.
Рентабельность – это относительная величина эффективности производства, характеризующий степень отдачи затрат и уровень использования капитальных ресурсов, мера прибыльности предприятия в долгосрочной перспективе [Турманидзе, 2019].
В основании построения коэффициентов рентабельности лежит соотношение прибыли (обычно в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от продаж, или к другим активам компании. Показатели рентабельности можно рассчитать, как коэффициенты и тогда они будут представлены в форме десятичной дроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность работы компании. Изучение показателей рентабельности позволяет оценить эффективность работы компании, как в целом, так и по отдельным направлениям деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой. Анализ рентабельности компании в целом и отдельных направлений деятельности наиболее полно, по сравнению с абсолютными финансовыми результатами деятельности компании, отражает конечные результаты предпринимательской активности [Фридман, 2018].
В первую очередь, это происходит потому, что рентабельность отображает полученный эффект относительно к наличным или потребленным средствам. Исследование направлений изменений показателей рентабельности в динамике позволяет определить способность компании улучшить свою производственную деятельность, сохранить и укрепить свои позиции в этом секторе рынка.
Разумеется, в ходе анализа следует подчеркнуть влияние факторов, определивших изменения доходности.
В практике экономического анализа чаще всего используют две группы показателей рентабельности:
? рентабельность продукции (продаж);
? рентабельность капитала (инвестиций).
Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой – выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т.п. (оборот), как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли.
1.3. Цели, структура и методики анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Чтобы правильно определять пути развития компании, коммерческому директору необходимо провести анализ финансовых результатов предприятия. Комплексный анализ финансовых результатов предприятия подразумевает изучение долгосрочных и краткосрочных показателей. Чтобы проанализировать финансовые результаты компании за какой-либо период её деятельности, необходимо иметь данные за временной промежуток. Информация может включать [Хайдукова, 2020]:
1. Отчет финансовых результатов, отражающий все доходы и расходы компании, а также иные финансовые результаты.
2. Бухгалтерский баланс. На его основании производится расчет различных значений рентабельности, с помощью которых можно выработать наиболее эффективные методы использования активов предприятия с целью получения прибыли.
3. Отчет о движении денежных средств. Такой отчет отражает общую динамику изменения денежной массы на предприятии. С его помощью можно выявить зоны роста и самые перспективные финансовые каналы.
При проведении анализа финансовых результатов необходимо ориентироваться на показатели из этих отчетов. Если проводится такое мероприятие в компании, которая состоит из нескольких подразделений, то нужно сопоставлять отчетность по принципу консолидации. Анализировать отдельно каждое подразделение, так как показатели могут быть связаны.
Цель анализа финансовых результатов – определить финансовую эффективность деятельности компании, её привлекательность для инвесторов. Финансовые результаты следует изучать за определенный временной промежуток. Тогда можно более точно определить качество и уровень прибыльности предприятия, успешность генерации прибыли в прошлом, а также прогнозировать успешность финансовых результатов в будущем.
Чтобы определить прибыльность предприятия и качество поступающих денежных средств, нужно проанализировать данные дебиторских задолженностей и отчет о движении денежных средств. Имея эту информацию, можно понять, насколько выгодные для себя условия компания установила, уровень конкурентоспособности и рыночную силу компании. Главными показателями здесь являются валовый доход и выручка предприятия.
Анализ финансовых результатов позволяет с точностью говорить о стабильности прибыли компании. Также, анализируя данные из разных отчетов, можно выявить неточность в проведении бухгалтерского учета и ошибки в расчетах финансовых показателей.
Когда проводится анализ результатов финансовой деятельности предприятия, то обращать внимание всегда следует на следующие факторы [Рябец, Бондаренко, 2020]:
? структура денежного капитала. По ней можно ориентироваться по уровням финансовых расходов и доходов;
? конкурентоспособность продукции. Можно выразить, рассчитав способность компании держать высокую цену. Здесь важным показателем анализа является валовая маржа;
? уровень производства. Отображает то, насколько эффективно используются трудовые, денежные и сырьевые ресурсы на предприятии;
? качество управления. Показывает уровень компетенции навыков управления коммерческих руководителей, бухгалтеров.
При проведении анализа финансовых результатов анализируется множество показателей и значений. Их можно классифицировать на:
? связанные с прибылью;
? связанные с рентабельностью.
Рассмотрим каждый из них. Первоначально нужно исследовать различные виды прибыли, которые получила компания. Например, это может быть чистая или маржинальная прибыль. Каждый вид прибыли говорит о результатах работы на том или ином этапе её формирования.
Важнейшим показателям отчетности является маржинальная прибыль. Она представляет собой разницу между валовой выручкой и прямыми затратами на формирование выручки. Прямые затраты – это необходимые для производства продукции материалы, заработная плата работников.
Важным показателем для проведения анализа финансовой отчетности являются данные об операционной прибыли предприятия. Расчет вида прибыли происходит так же, как для маржинальной, но он учитывает накладные расходы, которые не могут быть с точностью отнесены к тому или другому типу продукции или товара.
К накладным расходам относятся рекламные расходы, заработная плата менеджерского состава, платежи за коммунальные услуги и многие другие расходы.
Сама операционная прибыль в отличие от маржинальной показывает эффективность работы организации в целом: маркетинг, менеджмент на всех уровнях.
При анализе финансовых результатов бизнеса нужно учитывать и показатели побочных видов дохода. Это могут быть денежные поступления от сдачи в аренду активов, дивиденды от инвестирования и пр. Так можно проанализировать всю прибыль, которая облагается налогами, сделать соответствующие выводы [Савицкая, 2018].
Во время анализа показателей прибыльности необходимо обращать внимание на количество выплаченных налогов и налоговые разницы по конкретным значениям, так как бухгалтерский и налоговый учет часто отклоняются в показателях друг от друга.
Зная все показатели прибыли, переходят к анализу главного показателя – чистой прибыли. Все показатели необходимо рассматривать в движении изменений за период нескольких месяцев, а лучше кварталов. При анализе важно сравнить полученные показатели и коэффициенты с планом.
Чтобы анализ был максимально эффективным, необходимо исследовать данные, которые скажут о масштабах организации. В качестве главных показателей используют объемы выручки и наличие активов у предприятия.
Рентабельность деятельности предприятия становится известной после соотнесения прибыли к выручке. Зная разные виды прибыльности, можно проанализировать разные виды рентабельности: операционную, маржинальную и др. Рентабельность по чистой прибыли дает наиболее цельный показатель успешности функционирования бизнеса.