Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних

baby_devochka 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные деятельностью прокуратуры по обеспечению и защите отдельных видов прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Предметом исследования является практическая деятельность прокурора в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних; правовые нормы и методика, регламентирующие полномочия прокурора по защите отдельных видов прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, материалы судебной практики, а также работы отечественных и зарубежных исследователей в области юриспруденции. Целью настоящей работы является исследование нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних с точки зрения законодательства, регламентирующего прокурорский надзор в данной сфере, а также выявление и предложения конкретных путей решения проблемных моментов применения вышеуказанных правовых норм, а также разработка методики прокурорского надзора на данном пласте правоотношений. Для достижения данной цели были постановлены следующие задачи: · рассмотреть и проанализировать понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних; · исследовать нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав несовершеннолетних; · уяснить правовые основы деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних; · проанализировать основания и формы участия прокурора в защите прав несовершеннолетних; · изучить порядок участия прокурора в рассмотрении дел о защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних; · изучить порядок участия прокурора в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении), о лишении родительских прав; · обозначить наиболее существенные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних; · сформулировать предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования института прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Методологическая основа исследования представлена общенаучными методами познания, с помощью которых проведено исследование: диалектический метод, методы системного и сравнительного анализа. Использовались также такие частно-научные методы, как системно-функциональный, формально-логический, историко-правовой, которые позволяют рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Совместно с научным руководителем в рамках исследования нами были написаны и опубликованы две научные статьи: «Прокурорский надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних: теоретико-правовой анализ», опубликована в «Вестнике Университета управления «ТИСБИ» № 3 2021, с. 65-71, и «Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права несовершеннолетних на жилище: вопросы теории и практики», опубликована в сборнике конференции «Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике. Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Казань 29 апреля 2021 г.». Кроме того по вышеуказанным вопросам состоялись выступления на научных конференциях: 26 февраля 2021 года на V Национальной научно-практической конференции «Основные тенденции развития современного права. Проблемы теории и практики» г. Казань по теме: «Актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних» и 29 апреля 2021 года на «XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных» г. Казань по теме: «Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права несовершеннолетних на жилище: вопросы теории и практики». В данных научных статьях и выступлениях нами были сформулированы положения, выносимые на защиту: - внедрить систему ежегодного квотирования числа жилых помещений, подлежащих предоставлению социально-незащищенным слоям несовершеннолетних, в рамках федерального законодательства, законов субъектов Российской Федерации и государственных программ; - дополнить раздел III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 главой 2.1, и изложить ее в следующей редакции: «Надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних», в которой содержательно предусмотреть предмет надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних; полномочия прокурора в области обеспечения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних; - в научных исследованиях по вопросам охраны прав несовершеннолетних понятие «жилищные права несовершеннолетних» упоминается лишь вскользь, при этом его сущность в полной мере не раскрывается. Нами предлагается собственная дефиниция понятию «жилищные права несовершеннолетних», под которыми необходимо понимать совокупность основанных на конституционном праве на жилище и гарантированных государственно-правовыми образованиями вещных и обязательственных прав несовершеннолетних, связанных с возможностью несовершеннолетнего физически обладать, извлекать выгоду (материальную и нематериальную) и определять юридическую судьбу жилого помещения, предоставленного ему в установленном законом порядке; - в рамках исследования речь необходимо вести и о «жилищных гарантиях несовершеннолетних», под которыми, на наш взгляд, необходимо понимать совокупность юридических средств, позволяющих несовершеннолетним эффективно реализовывать регламентированные государственно-правовыми образованиями в форме нормативных правовых предписаний вещные и обязательственные права несовершеннолетних, связанные с обеспечением конституционного права несовершеннолетних на жилище, для достижения качественной защиты и охраны вышеуказанных прав. Практическая значимость настоящего исследования детерминирована возможностью использования содержащихся в ней положений, выводов для совершенствования действующего законодательства, для дальнейшей научной разработки проблем правового регулирования отношений в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, положения настоящей работы можно использовать в качестве методического пособия для обучающихся по юридическим специальностям. Полученные результаты также могут быть использованы представителями правоприменительных органов (Прокуратуры Российской Федерации; Следственного комитета Российской Федерации; Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.). Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года детство рассматривается в Российской Федерации как один из самых важных этапов становления зрелой личности, в этой связи государственно-правовыми образованиями предпринимаются все возможные меры, направленные на обеспечение законных прав и интересов детей. 27 февраля 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании рабочей комиссии по разработке поправок в Конституцию Российской Федерации отметил, что «в традициях народов России всегда было особое, бережное отношение к детям» . В Основном законе страны содержится императив, в соответствии с которым дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Безусловно, ключевая роль в деятельности по обеспечению законных прав и интересов несовершеннолетних отведена надзорному органу – Прокуратуре Российской Федерации. Повседневная реальность показывает, что несовершеннолетние – самая уязвимый социальный слой, нарушения законности в части прав и свобод несовершеннолетних встречается достаточно часто, кроме того, порой и сами несовершеннолетние становятся субъектами правонарушений, что также требует особого подхода в связи с их ограниченной правосубъектностью. Законодательство в области обеспечения прав и свобод несовершеннолетних находится в динамическом состоянии, сегодня данный институт еще не приобрел четкого очертания. В соответствии с положениями приказа Генерального прокурора 13 декабря 2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» органы прокуратуры Российской Федерации имеют четкую модель деятельности по защите прав несовершеннолетних. В перечень основных направлений деятельности прокурорских работников входят следующие направления: недопущение и пресечение фактов жестокого обращения с детьми; обеспечение нравственного здоровья детей (процессуальная форма обличается в конкретное представление, вынесенное от имени должностного лица органа прокуратуры, направленное в адрес лица, распространяющего информацию, способную нанести вред нравственному здоровью несовершеннолетних); бескомпромиссное и оперативное реагирование на различные нарушения жилищных и имущественных прав, когда конкретные факты касаются несовершеннолетних; обеспечение прокурорского надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, образовательных организаций в соответствии с разработанными методиками прокурорского надзора; прокурорский надзор за исполнением трудовых прав несовершеннолетних в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иные направления , которые в своей совокупности образуют подотрасль прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (в соответствии с главой 2 раздела III Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») – надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних. Например, одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод несовершеннолетних является участие должностных лиц прокуратуры в судебных процессах, связанных с лишением недобросовестных родителей родительских прав. На портале правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации представлена статистическая информация, за 11 месяцев 2021 года органами прокуратуры в сфере исполнения законов о несовершеннолетних выявлено 690752 нарушения, внесено 60417 протестов, направлено 83652 иска, внесено 162283 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 159783 лица, к административной ответственности привлечено 29631 лицо, кроме того удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 161789 . Обеспокоенность вызывает увеличение количества нарушений в сфере исполнения законов о несовершеннолетних. Имеется отрицательная тенденция к повышению в количественных показателях в сравнении с предыдущими периодами в 2020 года органами прокуратуры в сфере исполнения законов о несовершеннолетних выявлено 688049 нарушений, в 2019 году - 673323, внесено 64247 протестов, в 2019 - 59458, направлено 80188 исков, в 2019 - 80385, удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 70667, в 2019 – 73317, внесено 160600 представлений, в 2019 - 149273, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 160277 лиц, в 2019 - 159782, к административной ответственности привлечено 27468 лиц, в 2019 – 31289 . Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты, относящиеся к предмету исследования. В отечественной науке данную тематику относят к малоизученной. Исследованием проблематики роли прокурора в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних занимались такие ученые, как Т.А. Васильева, Т.Г. Воеводина, В.И. Рохлин, А.С. Арутюнян; А.В. Ермаков и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ…………………………………………….....10 1.1. Понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних…………10 1.2. Нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав несовершеннолетних……………………………………………………………….19 1.3. Правовые основы деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних……………………………………………………………….27 Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………32 2.1. Основания и формы участия прокурора в защите прав несовершеннолетних…………………………………………………………….....32 2.2. Порядок участия прокурора в рассмотрении дел о защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних……………………………………………46 2.3. Участие прокурора в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении), о лишении родительских прав……………………………………………………….51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………72
Список литературы

1. Арутюнян А.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики) : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.11 // Арутюнян Арсен Сейранович; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ].- Москва, 2017.- 173 с.; 2. Батова О.В., Москаленко С.А., Плохих А.Н. Специфика правосубъектности несовершеннолетних в контексте модернизации гражданского законодательства / О.В. Батова, С.А. Москаленко, А.Н. Плохих // Вестник Белгородского юридический институт МВД РФ им. И.Д. Путилина – 2016 – с. 44-47; 3. Белов В.А. Введение в гражданское право : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — 3-е изд., перераб. и доп. – 2016 – 960 с.; 4. Васильева Т.А. Понятие и значение источника права // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева / Т.А. Васильева, 2010 – 122 с.; 5. Васильева Т. А., Воеводина Т. Г., Качанова О. Б., Ковалева М. Г., Николаева Т. Г., Рохлин В. И., Севастьяник И. К. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / Т.А. Васильева, Т.Г. Воеводина, О.Б. Качанова, М.Г. Ковалева, Т.Г. Николаева, В.И. Рохлин, И.К. Севастьяник; под общ. ред. В.И. Рохлина. 2-е изд., испр. СПб, 2018 – 220 с.; 6. Воеводина Т.Г. Пробелы правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних// Пробелы в Российском законодательстве/ Т.Г. Воеводина, 2019 – 204 с.; 7. Горюнов В.Е., Карнакова А.Г. Роль прокуратуры Российской Федерации в осуществлении надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних / В.Е. Горюнов, А.Г. Карнакова // Правопорядок: история, теория, практика. – 2019. – С. 55 – 60.; 8. Егорова О.А. Реализация жилищных прав ребенка: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: / Егорова Ольга Александровна – М., 2018. – 26 с.; 9. Ережепалиев Д.И., Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних, пребывающих в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пособие); Ун-т прокуратуры Рос.Федерации.-М., 2020-114 с.; 10. Ермаков А.В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.11 //А.В. Ермаков [Место защиты: Академия управления МВД России] - Москва, 2017.- 183 с.; 11. Замахина Т. «Комитет одобрил поправку в Конституцию о детях как о достоянии России» / Т. Замахина // «Российская газета» - 2020 - № 8099 с.2-3; 12. Кучко Е.С. «Прокурорский надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних: теоретико-правовой анализ»/ Е.С. Кучко // «Вестник Университета управления «ТИСБИ» № 3 - 2021, с. 65-71; 13. Кучко Е.С., Никифоров Ю.А. «Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права несовершеннолетних на жилище: вопросы теории и практики», / Е.С. Кучко, Ю.А. Никифоров // сборник конференции «Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике. Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Казань 29 апреля 2021 г.», -2021 - с.278-283; 14. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие.— 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело. 2021. — 272 с.; 15. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних : автореферат дис. ... кандидат юридических наук/ Огурцова Марина Леонидовна; Акад. Генер. прокуратуры РФ. - Москва, 2015. - 27 с. Интернет-ресурсы: 1 .https://epp.genproc.gov.ru 2. Официальный сайт судебных решений: https://sudact.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ 1.1 Понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года, провозглашено, что несовершеннолетнее лицо является личностью со всем многообразием присущей ей социальных характеристик, которая способна их самостоятельно реализовывать и защищать, не только с помощью социальных, но и с помощью государственных механизмов. Под социальными механизмами в рамках проводимого исследования понимаем такие социальные институты как семья, образовательные учреждения, религиозные организации и другие формы взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Под государственными механизмами в данной работе рассматриваются правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, органы суда и прокуратуры, органы государственной власти и другие политические институты, призванные защищать законные права и интересы несовершеннолетнего. Российская Федерация, в свою очередь, являясь участником Конвенции о правах ребенка, ратифицировав ее при этом 13 июня 1990 года Постановлением Верховного Совета СССР № 1559-1 (вступила в законную силу 15 сентября 1990 года), взяла на себя обязательство, закрепив соответствующие положения в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ, по обеспечению всеобъемлющей национальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, Российская Федерация является членом СНГ и Совета Европы предпринимает меры по межгосударственному взаимодействию и сотрудничеству в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с Конституцией РФ ребенку определяется немаловажная роль в системе социальнозначимых ценностей государства, в связи с чем, публично-правовым образованиями должны быть приняты исчерпывающие меры по обеспечению полноценности воспитания в семье, имущественной стабильности, образования. Для обеспечения этих составляющих законодательными органами власти на конституционном уровне с 90-х годов ХХ века принимаются меры по усовершенствованию законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних. Исследуя массив нормативных правовых актов, в рамках настоящего исследования мы уясняем термины «ребенок», «несовершеннолетний» во всем многообразии их значений, а так же взаимосвязь и взаимодействие, рассматриваемых категорий. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста , если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В Российском законодательстве в рамках Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», данный термин раскрывается следующим образом: ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) . Э.Б. Мельниковой предлагается собственная дефиниция понятия несовершеннолетний в рамках теории юридической науки, несовершеннолетний – это «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей» . Обобщая изученные нормативно-правовые акты и юридическую литературу, полагаем, что понятия «ребенок», «несовершеннолетний» и другие схожие термины, используемые в законодательных актах, устанавливаются в рамках национально-этических норм и, соответственно, принятого законодательства в конкретном суверенном государстве, при этом и международным и российским правом определяется конкретная возрастная граница «несовершеннолетия» - восемнадцатилетие. Принимая во внимание, данное возрастное ограничение, позволяющее идентифицировать лицо, с точки зрения конституционных, гражданских, уголовных, семейных и иных правовых отношений, как несовершеннолетнего и, соответственно, как специфический субъект вышеперечисленных правовых институтов, обладающий отличительными чертами и характерными признаками, можем выделить следующие разграничения: 1. Временные рамки, период детства, определяющий правовой статус несовершеннолетнего, в российском законодательстве устанавливается с момента рождения до достижения возраста 18 лет; 2. Правоспособность, вне зависимости от того, что несовершеннолетний обладает всеми конституционными правами и свободами с момента рождения, российское законодательство предусматривает определенные ограничения их реализации. Рассмотренные нами разграничения складываются, во-первых, в виду психоэмоциональной, социальной и физической незрелостью ребенка, а соответственно и в разной степени, в зависимости от возраста, подчиненности взрослым (родителям или лицам их заменяющих), несамостоятельностью несовершеннолетних, во-вторых, отсутствием правовых норм, декларирующих и гарантирующих основные права несовершеннолетних, а имеющиеся правовые регламентации зачастую носят лишь номинальный характер. Для того чтобы несовершеннолетний мог выступать в качестве субъекта правоотношений он должен обладать правосубъектностью, которая включает в себя такие составные элементы как правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это возможность лица обладать, предусмотренными законодательством правами и обязанностями, при этом данная способность детерминирует права и обязанности, как элемент правового статуса человека. Кроме этого, предполагается что правоспособность, как составляющий элемент правосубъектности представляет собой общую, абстрактную возможность реализации конкретного права или обязанности, необходимую предпосылку его возникновения и реализации. Правоспособность гражданина признается в равной степени за всеми гражданами страны и в соответствии п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ возникает в момент его рождения и прекращается с наступлением смерти. Содержание гражданской правоспособности россиян указано в ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации: «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных, охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права» . В рамках проводимого исследования мы не можем не согласиться с мнением В.А. Белова о том, что признавая равнозначное содержание правоспособности в равной степени за каждым индивидом, не обязательно предполагается признание полного объема правоспособности гражданина . Различия, в такой категории как объем правоспособности, могут быть обусловлены разнообразными причинами как объективного (пол, возраст, состояние здоровья, имущественное положение, семейное положение и др.), так и идеологического характера. Объем правоспособности, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации может изменяться в зависимости от некоторых критериев, например, с достижением определенного возраста некоторые права и обязанности могут возникнуть (право требовать отмены усыновления; право заниматься предпринимательской деятельностью; право вступать в брак; и т. д.), а могут и прекратиться (права ребенка, право быть усыновленным и т. д.). При этом существуют ограничения правоспособности граждан предполагающие, что при реализации субъективных прав и свобод, гражданами не наносится ущерб окружающей среде, не нарушаются права и законные интересы других лиц. Дееспособность – это способность индивида осознанно распоряжаться своими правами и исполнять соответствующие обязанности. Обладать дееспособностью – значит иметь способность лично совершать разные юридические действия. Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст.21 ГК РФ). Физическое развитие, социальная и душевная зрелость человека являются основополагающими факторами, основываясь на которые принимается решение о признании дееспособности гражданина. Эти факторы имеют следующее внешнее выражение: возраст гражданина, состояние физического и психического здоровья, поведение в социуме, содержание данного поведения. В отличие от правоспособности, факторы определяющие дееспособность гражданина могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста, состояния здоровья и других вышеуказанных факторов выделяют следующие виды дееспособности: - полная дееспособность; - дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; - дееспособность малолетних (несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет); - ограниченная дееспособность; - отсутствие дееспособности (недееспособность). Конституция Российской Федерации в ст. 60 и п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации провозглашают, что полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении возраста 18 лет. Однако Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что достигнув возраста шестнадцати лет, несовершеннолетний, который, с согласия законных представителей, занимается предпринимательской деятельностью или работает по трудовому контракту, по решению органов опеки и попечительства, если родители или лица их заменяющие выразят согласие, или по решению суда, если такого разрешения нет, может быть признан полностью дееспособным (эмансипация). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, либо, в связи с беременностью, а, равно, в связи с рождением ребёнка несовершеннолетней девушкой. В случае расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, предполагает приобретение гражданских прав и обязанностей с согласия родителей или иных законных представителей, а так же самостоятельно, в предусмотренных законом случаях. Вышеуказанные несовершеннолетние вправе самостоятельно, то есть без согласия родителей, усыновителя или попечителя: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; 2) осуществлять права автора произведениями науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки; 5) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; 6) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем, или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Кроме того, законом предусмотрено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет могут предоставить письменное согласие на совершение ими сделок, либо так же в письменной форме одобрить уже состоявшуюся сделку. Если письменное согласие или одобрение родителей, попечителей или иных законных представителей отсутствует, то такая сделка, совершенная вышеуказанной категорией несовершеннолетних, является оспоримой, то есть по постановлению суда может быть признана недействительной (ст. 175 ГК РФ). Законодательством определен исчерпывающий круг лиц, не подлежащий расширительному толкованию, в составе законных представителей несовершеннолетнего, а именно родителей, усыновителей, попечителей, который усмотрев нарушение закона и прав, в совершенной несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет сделки, может обратиться в суд с иском о признании вышеуказанной сделки, недействительной. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность как по сделкам, совершенным с согласия законных представителей, так и по сделкам, которые они в соответствии с законом вправе совершать самостоятельно. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет полностью деликтоспособны, то есть самостоятельно несут ответственность за вред, причиненный их неправомерными действиями. Однако в случае, когда у такого несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1 и 2 ст. 1074 ГК РФ). Дееспособность малолетних (несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет) принципиально отличается от дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет тем, что малолетние лишены права самостоятельно совершать сделки. От имени несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет сделки, совершают их родители или иные законные представители, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством. При осуществлении сделок с имуществом малолетних, как для законных представителей, так и для опекунов действуют одинаковые правила. Малолетние или несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать самостоятельно: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все сделки, совершенные малолетними, за исключением случаев предусмотренных законом, являются ничтожными (п. 1 ст. 172 ГК РФ) и признаются недействительными. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетним (п. 3 ст. 28 ГК РФ). Ограничение дееспособности граждан возможно лишь в случаях и в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 22 ГК РФ). Ограничение дееспособности представляет собой уменьшение объема дееспособности, то есть гражданин частично лишается возможности в полном объеме реализовать свои права и нести обязанности. Ограничить в дееспособности можно несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, а также лицо, имеющее полную дееспособность. Дееспособность малолетних, а также уже ранее ограниченная дееспособность ограничению не подлежат. Над гражданином, полная дееспособность которого ограничена, органом опеки и попечительства устанавливается попечительство. Совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные доходы и распоряжаться ими гражданин, ограниченный в дееспособности, может лишь с согласия попечителя (п. 1 ст. 30 ГК РФ). Мелкие бытовые сделки данный гражданин вправе совершать самостоятельно. Все иные сделки самостоятельно такое лицо совершать не вправе под угрозой их возможного признания недействительными по иску попечителя (ст. 176 ГК РФ). Даже наличие ограниченной дееспособности, согласно действующему законодательству, не предусматривает ограничение ответственности за причиненный вред и нанесенный ущерб (п. 1 ст. 30 и ст. 1077 ГК РФ). Под правовым статусом несовершеннолетних в рамках настоящего исследования следует понимать совокупность предусмотренных и гарантированных нормативными правовыми и подзаконными актами прав, гарантий и обязанностей лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. 1 июля 2020 года состоялся всероссийский референдум, в результате которого были приняты поправки в Конституцию РФ, провозгласившие права ребенка одним из приоритетных направлений развития государственной политики. Ст. 67.1 п. 4 Конституции РФ «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» . Определив подобным образом правовой статус несовершеннолетнего в главном законе страны, законодатель эффективно и успешно реализовал одну из задач стратегического развития нашего государства в сфере гармоничного развития нового общества, предпочитающего здоровый образ жизни, любящего Родину, уважающего традиционные семейные ценности, способного воплощать в жизнь свой гражданский потенциал. Таким образом, произведя исследование по вопросу настоящего параграфа, нами было произведено разграничение понятия «несовершеннолетний» с другими терминами, используемыми в юридической литературе; определены основные права и обязанности несовершеннолетнего; были определены и уяснены значения терминов правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, как элементов правосубъектности; определена роль несовершеннолетних в системе приоритетных ценностей публично-правовых образований. 1.2 Нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав несовершеннолетних В цивилизованном мировом сообществе, частью которого является и Российская Федерация сложилась тенденция, бережного отношения и заботы о детях, их привилегированном положении в обществе и семье, поскольку охрана прав и законных интересов несовершеннолетних является важнейшей задачей любого современного государства. Ребенок, являясь самым незащищенным членом общества, наряду с пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, беременными женщинами и другими социальноуязвимыми лицами, часто нуждается в особой защите своих законных прав и интересов, в виду того, что в отличие от взрослого, не может в полной мере реализовать и самостоятельно эффективно защитить свои права. Кроме того, несовершеннолетние, в силу возрастных и психологических особенностей, часто находятся под негативным давлением общества. Эти причины стали главным стимулом создания и развития в Российской Федерации специальных правовых институтов по защите прав и законных интересов ребенка. Под правовой основой правовых институтов по защите прав и законных интересов ребенка в рамках данной работы мы понимаем систему нормативных правовых актов, которые определяют и регламентируют права и обязанности несовершеннолетних, гарантии соблюдения прав и обязанностей, правовой статус несовершеннолетних и закрепляют требования и основные функции специализированных органов по работе с несовершеннолетними, а так же основы организации деятельности всех правоохранительных органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов. Правовые институты по защите прав и законных интересов ребенка включают в себя: воспитание, образование, охрану здоровья и медицину, труд, досуг, социальные гарантии и другое, то есть гарантируют всесторонний охват всех сфер жизни ребенка. По мнению О.В. Батовой, «правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению защиты прав детей» . Нормативный правовой акт - это изданный и принятый в заданной форме законодательным органом в рамках его правотворческой инициативы письменный официальный документ, направленный на установление, изменение или аннулирование правовых норм. Нормативный правовой акт может действовать бессрочно или на постоянной основе, а может быть и срочным, действующим временно или в рамках определенного периода, либо определяемым конкретной датой или наступлением конкретного события. Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Основным требованием к подзаконным актам является отсутствие противоречия законам, а их приоритетное направление это конкретизация изданных законодательных актов, их толкование или создание правовых норм. Классификацию нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих права и свободы несовершеннолетних можно осуществлять по различным основаниям: – по юридической силе; – по назначению; – по территории действия; – по отраслевой принадлежности; – по методу правового регулирования и др. Нами предлагается рассмотреть основные нормативные правовые и подзаконные акты регламентирующие обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, а так же их обязанностей, классифицированные по юридической силе. Высшей юридической силой обладают международные правовые акты. 1. Международные нормативные правовые акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН); - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.1950 г.); - Декларация прав ребенка (от 20.11.1959 г.); - Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.); - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.); - Конвенция ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.); - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (от 30.09.1990 г.); - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.; б) Конституция Российской Федерации; в) федеральные законы РФ, действующие на всей территории РФ, изданные высшими или центральными органами государства либо принятые в результате референдума: - Семейный кодекс РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Уголовный кодекс РФ; - Кодекс РФ об административных правонарушениях; - Кодекс административного судопроизводства; - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и другие нормативно-правовые акты. г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств): – Указ Президента РФ от 13.04.2011 № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»; – Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»; – Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 № 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»; - Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»; - Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» и другие. д) законодательство субъектов РФ, действующее на определенной части государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Это нормы права, изданные органами местного самоуправления, либо акты локального действия организаций, учреждений: - Постановление кабинета министров Республики Татарстан РТ от 31 декабря 2009 г. № 933 «О Порядке безвозмездного обеспечения детей первых трех лет жизни специальными молочными продуктами питания и смесями по рецептам врачей и финансировании расходов по его организации»; - Семейный кодекс Республики Татарстан. е) акты органов местного самоуправления: - постановление Исполнительного комитета от 30.10.2019 № 5596 «Об утверждении муниципальной молодежной программы на 2020-2022 годы»;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 89 страниц
2400 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 90 страниц
1500 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 101 страница
7999 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 88 страниц
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg