Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в современных условиях

baby_devochka 2520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Целью исследования являются общественные отношения, связанные с выполнением государственными органами и их должностными лицами контрольно-контрольных функций в отношении субъектов хозяйствования. Предметом исследования является система средств правовой защиты законных интересов и субъективных прав субъектов предпринимательства при осуществлении в отношении них государственного контроля (контроля), теоретические подходы к их изучению и практика реализации соответствующих норм гражданского права в современных условиях, закрепленных законодательством Российской Федерации. Степень разработанности темы. Правоотношения, складывающиеся в сфере контрольно-ревизионной деятельности государства, были предметом рассмотрения таких авторов, как: А.Б. Филатов, В.М. Горшенев, В.П. Беляев, Я.А. Гейвандов, И.Б. Шахов, Ю.И.А. Николаев. Вопросы защиты деловой репутации и возмещения морального вреда были разработаны в работах О.В. Кузнецовой, А.М. Эрделевского, М.Н. Малеиной, Л.В. Ульяновой. Анализ законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (контроля) выполнен в работах Я.Е. Парция, А.Б. Чуряева, А.Н. Борисова, О.В. Плешаковой, А.Н. Королева. Однако теоретические и прикладные аспекты использования правовых механизмов защиты прав субъектов хозяйствования как участников публично-правовых отношений до настоящего времени не получили должного освещения в специальных монографических исследованиях. Разработка обозначенной проблемы далека от завершения. Отчасти это связано с качественным обновлением содержания изучаемых правоотношений в последний период развития права, а также с относительной новизной законодательной базы по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (инспекции) и, как следствие, незначительный объем правоприменительной практики. В настоящем исследовании проблемы реализации способов защиты прав субъектов хозяйствования рассматриваются в контексте публичной деятельности органов государственного контроля. Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретических вопросов, связанных с применением способов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольных функций в отношении них органами государственной власти, а также разработка положений, направленных на совершенствование правового механизма защиты субъективных прав участников бизнеса. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач: - изучить понятие защиты прав предпринимательской деятельности; - определить сущность, особенности, содержание и роль форм и способы защиты прав предпринимательской деятельности в современных условиях; - анализ российского законодательства о государственном контроле (контроле) в сфере предпринимательства и о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении; - систематизировать характеристику правовых принципов защиты прав субъектов хозяйствования при осуществлении государственного контроля; - изучение правового механизма возмещения имущественного вреда хозяйствующим субъектам при осуществлении государственного контроля (ревизии); - установление особенностей защиты коммерческой репутации хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля; - Анализ форм и способов защиты прав предпринимательской деятельности в Республике Татарстан; - формулировка предложений по совершенствованию действующего законодательства в рамках диссертационного исследования. Теоретическую основу исследования составили работы ученых: B.C. Мартемьянова, Н.И. Матузова, И.В. Ершовой, Т.Е. Абовой, Н.И. Михайлова, Е.П. Губина В работе также использованы труды: B.C. Нерсесянца, А.Н. Борисова, A.Д. Керимова, Ю.А. Тихомирова, Я.Е. Парция, Н.Д. Бровкина, В.В. Лазарева, Г.А. Гаджиева и др. Методологическая основа исследования. Многогранный и сложный характер правоотношений, связанных с защитой прав субъектов хозяйствования при осуществлении контрольно-контрольных функций государства, требует применения комплекса научных методов. К ним относятся универсальные: материалистические и диалектические методы; общенаучные: системные, функциональные, методы анализа и синтеза, структурные, статистические, лингвистические, методы аналогии и комплексного подхода к изучаемым явлениям и закономерностям; специальные методы юридических наук: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, нормативно-логический, метод изучения юридической практики и другие. Правовой основой диссертационной работы явились: Конституция Российской Федерации, Фдеральное законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ряда ведомств Российской Федерации по вопросам реализации контрольно-надзорная деятельность и защита прав хозяйствующих субъектов; а также международно-правовые акты и нормативные правовые акты ряда иностранных государств. Эмпирическую основу исследования составляют материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и иных субъектов, осуществляющих правоприменительную деятельность. Оценке состояния действующего законодательства по правовому механизму защиты прав субъектов хозяйствования при осуществлении в отношении них государственного контроля (контроля) способствовало ознакомление с практическими проблемами, возникающими в деятельности физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Научная новизна исследования заключается в выявлении сущности, содержания и особенностей реализации права на защиту субъектов хозяйствования. Нормы законодательства о защите имущественных и неправомерных прав субъектов хозяйствования при осуществлении государственного контроля предлагается рассматривать как подинститут в рамках института защиты прав предпринимателей. Осуществлена систематизация правовых принципов защиты прав субъектов хозяйствования в современных условиях. Выявлены особенности правового механизма возмещения имущественного и репутационного вреда, причиненного субъектам хозяйствования при осуществлении в отношении них государственного контроля. Сформулировано определение виновника причинения вреда хозяйствующим субъектам в ходе проверок. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В работе предлагается определение защиты прав субъектов хозяйствования как инструмента, направленного на оптимизацию государственного вмешательства в регулирование экономических процессов и обеспечение конституционного принципа свободы экономической деятельности. Способы защиты прав предпринимателей лежат в основном в сфере частного права и осуществляются в соответствии с волеизъявлением предпринимателей. 2. Исходя из этого, к предмету регулирования следует отнести защиту прав хозяйствующих субъектов с учетом содержания соответствующих правоотношений и их подчиненности нормам публичного и частного права, предпринимательского права. В результате анализа данных правоотношений сделан вывод о том, что нормы, посвященные такой защите, соответствуют принятым в юридической науке критериям института права; при этом правовые нормы, регулирующие вопросы защиты имущественных и неимущественных прав хозяйствующих субъектов в современных условиях, составляют подинститут в рамках указанного общеправового института. 3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, посвященный вопросам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в перспективе должен стать основой законодательства о защите предпринимательских структур, однако в настоящее время его сфера действия неоправданно ограничена и остается за рамками важных форм контроля и надзора. 4. Исходя из конституционных целей создания максимально благоприятных условий для функционирования экономической системы в целом, оптимизации государственной организации экономики, одним из основных принципов защиты прав предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий должно быть то, что контролирующих органов нет. Этот принцип, получивший развитие в судебной практике о возмещении убытков, мог бы стать действенным инструментом защиты прав хозяйствующих субъектов. Итак, в работе предлагается определение защиты прав субъектов хозяйствования как инструмента, направленного на оптимизацию государственного вмешательства в регулирование экономических процессов и обеспечение конституционного принципа свободы экономической деятельности. Способы защиты прав предпринимателей лежат преимущественно в сфере частного права и реализуются по желанию исполнителя, а основания для их применения в современных условиях, регулируемых нормами публичного права, возникают правонарушения, возникающие в ходе контроля. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что их выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего развития учения о защите прав и законных интересов предпринимателей. Представленные в диссертации подходы к пониманию специфики применения способов защиты прав субъектов хозяйствования в современных условиях вносят определенный вклад в развитие ряда институтов коммерческого права в Российской Федерации. Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов в области защиты прав субъектов хозяйствования в современных условиях. Сформулированные в исследовании положения могут быть применены для проведения дальнейших научных исследований по данному вопросу, для разработки методических пособий и методических рекомендаций, в том числе для практической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Структура диссертации. Структура работы определяется исходя из цели и задач научного исследования с учетом выбранной методологии научного анализа и логики изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Одной из существенных особенностей общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации является то, что они регулируются нормами публичного и частного права. Некоторые существенные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации). В отличие от некоторых иностранных государств (Украина, Германия, Франция, Испания, Португалия и др.) такие нормы закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации наряду с другими нормами об имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономии. воли и собственной независимости их участников. Следствием этого является то, что иногда защита прав и интересов хозяйствующих субъектов оказывается недостаточно эффективной из-за сложности применения частноправовых конструкций к отношениям, воспринимаемым как исключительно публично-правовые. С точки зрения обеспечения принципа законности в сфере предпринимательской деятельности острой проблемой остается правоприменение органов исполнительной власти и их работников. Как показывает анализ полицейской, в том числе судебной практики, в деятельности этих органов нередко обнаруживаются нарушения требований закона по различным субъективным и объективным причинам. Осуществление контрольно-принудительных мер в нарушение требований законодательства может повлечь имущественные и неимущественные убытки для юридического лица или индивидуального исполнителя в виде штрафных санкций, взыскания просрочек, приостановления деятельности, потери доходов, отмены. деловой репутации и иные неблагоприятные последствия. Между тем, на современном этапе развития российской экономики субъектам торговли необходимо создавать условия, которые давали бы им возможность нормального развития в условиях взаимного партнерства и сотрудничества с государством. Однако во взаимоотношениях государства и бизнеса существуют серьезные проблемы, в том числе правового характера. Некоторые из них связаны с односторонним использованием тех или иных методов государственного воздействия и недооценкой их комплексного, взаимосвязанного использования. Другая проблема выражается в недостаточной ограниченности, как в доктрине, так и в правотворчестве и правоприменении методов государственного управления, регулирования и контроля. Более того, система методов воздействия государства на рыночный сектор экономики далека от совершенства, учитывая состояние объекта, на изменение динамики, от которой они рассчитаны. В результате объем и характер государственного регулирования не всегда корректируются соразмерно объективным условиям и общественным потребностям: от существенного ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов до самоустранения государства из определенных сегментов рынка. Принципиальные изменения в осуществлении контроля за корпоративной деятельностью связаны с новой системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, что также влечет за собой коренную перестройку нормативно-правовой базы их деятельности. При изучении проблем защиты прав субъектов хозяйствования при осуществлении государственного контроля (контроля) необходимо исходить не только из необходимости углубления теоретических подходов к решению поставленной задачи, но и решения прикладных задач по ее развитию, обоснованию комплекса предложений по совершенствованию действующего законодательства. В связи с изложенными обстоятельствами важным представляется изучение способов защиты прав субъектов хозяйствования при осуществлении над ними публичной власти контрольно-надзорными органами государства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 11 1.1. Общие понятия форм и способов защиты прав предпринимательской деятельности 11 ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 16 2.1. Судебные и внесудебные формы защиты прав предпринимательской деятельности 16 2.2. Способы защиты прав предпринимательской деятельности 21 2.3. Определение проблемы в сфере защиты прав предпринимательской деятельности 27 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФОРМ И СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 34 3.1. Правовые основы для обеспечения деятельности Уполномоченного в Республике Татарстан 34 3.2. Анализ количественных и качественных показателей работы с обращениями 39 3.3. Реализация специальных полномочий регионального уполномоченного, в том числе, судебных. 48 3.4. Проблемы предпринимателей, связанные с массовым нарушением законодательства или ошибками правоприменительной практики. Предложения по решению и достигнутый результат. 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Список литературы

Книга одного автора 1. Аксюк И.В. Содержание защиты гражданских прав // Адвокат. – 2013. – № 10. – С. 19-26. 2. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. 3. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1982. 4. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: «Статут», «РАП», 2008. 5. Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав предпринимателей // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2016. – № 3. – С. 10 - 14. 6. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1. 7. Гейвандов Я.А. Содержание и основные направления государственной надзорно-контрольной деятельности в банковской сфере // Юрист. 2000. №6. 8. Демин A.A. Процессуальные правоотношения в административном праве // Административные правоотношения: вопросы теории и практики f Труды ИГП РАН. М., 2009. N 1. 9. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебно-методическое пособие. М.: Приор-издат, 2003. 10. Ермолова О.Н. Принцип защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. – № 9. - С. 43 - 46. 11. Живихина И.Б. Самозащита права собственности — мера охраны или форма защиты? // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 11. 12. Зырянов С.М. Процессуальная форма осуществления административного надзора// Журнал российского права. 2010. № 1. 13. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 14. Кархалев Д.Н. Понятие мер ответственности в гражданском праве. М.,2007. 15. Кархалев Д.Н. Понятие мер ответственности в гражданском праве. М.,2007. 16. Кораблева М.В. Гражданско-правовые способы защиты прав предпринимателей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 17. Кораблева М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты // Актуальные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1999. 18. 163. Кофман В.И. Соотношение вины и противоправности в гражданском праве//Правоведение. 1957. № 1. 19. Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М.: Деловой двор, 2010. 20. Мелехин A.B. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009. 21. Осипов Е.Б. Общие вопросы ответственности в гражданском праве. В кн.: Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001. 22. Ожегов С.И. Словарь русского языка (Под ред. НЮ. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М„ 1963. 23. Парций Я.Е. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002. 24. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юридическая литература, 1993. 25. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. B.C. Белых. М.: Проспект, 2009. 26. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 2-е изд. М.: Юристъ, 2006. 27. Примаков Е. Пора выкупать // Российская газета. 2008. 14 октября. 28. Путинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. 29. Репьев Г.А. Условия установления вины государственных органов за причиненный вред // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 1. 30. Рипинский С.Ю. Институт внедоговорной имущественной ответственности государства в зарубежном праве и праве Европейского союза II Правоведение. 2002. № 4. 31. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Юрайт-Издат, 2006. 32. Сарбаш C.B. Право удержания как способ обеспечения исполнения обязательств. Изд. 2-е, исправ. М.: Статут, 2003. 33. Степин А.Б. Понятие и сущность отдельных способов защиты прав предпринимателей // Российский судья. – 2018. – № 1. – С. 10 - 14. 34. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. 35. Тактаев И.А. Отдельные виды ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей. Вып. 7 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Изд-во «Норма», 2003. 36. Тархов В.А. Гражданское право. Курс. Общая часть. Уфа, 1998. 37. Федосеева C.B. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный судебными приставами-исполнителями // Исполнительное право. 2009. № 3. 38. Цветков И.В. Что есть возмещение вреда? // ЭЖ-Юрист. 2008. № 25. 39. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. С. 51. 40. Чуряев A.B. Государственный и муниципальный контроль за предпринимателями: новое в правовом регулировании // Право и экономика. 2009. № 2. 41. Шешукова Е.В. Защита прав предпринимателей // Законность. – 2015. – № 10. – С. 23 – 25. 42. Юрченко О.О. Право на защиту и способы защиты охраняемого законом интереса в гражданском праве. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. 43. Ядрихинский С.А. О возмещении неденежного ущерба (Non-pecuniary damage) в налоговых отношениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 6. Книга двух и более авторов 44. Белых B.C., Берсункаев Г.Э., Винниченко С.И. и др. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. B.C. Белых. М.: Проспект, 2009. 45. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. 46. Лазарев В.В., Липень C.B. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000. 47. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. 48. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. Нормативно-правовые акты: 49. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ.0801.2001. №2. Ст. 163. 50. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах». Факультативный протокол вступил в силу для СССР с 01.01.1992 //Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994. 51. 4. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993. 52. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3012. 53. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, ст. 3301. 54. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32, ст. 3340. 55. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. В.П. Мозолина и М.Н. Малеиной. М.: Норма, 2004. 56. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. В.П. Мозолина и М.Н. Малеиной. М.: Норма, 2004. 57. Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999. 58. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 12. 59. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 14. 60. О таможенном регулировании в РФ : Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48, ст. 6252. 61. Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 306-АД16–1520 по делу N А72–7820/2015 // Текст документа официально опубликован не был. 62. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Российская газета. - 2008. - 30 декабря. Электронный ресурс: 63. Лаптева, А. М. Инвестиционное право России и Китая: учебник для вузов / А. М. Лаптева, О. Ю. Скворцов; под общей редакцией О. Ю. Скворцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 682 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11217-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/495744 (дата обращения: 25.01.2022). 64. Попова, Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности : учебник для вузов / Н. Ф. Попова; под редакцией М. А. Лапиной. - 2-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 305 с. - (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15047-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490593 (дата обращения: 18.01.2022). 65. Предпринимательское право учебник для вузов / С. Ю. Морозов [и др.]; под редакцией С. Ю. Морозова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 569 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14779-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/497142 (дата обращения: 16.01.2022).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 1.1. Общие понятия форм и способов защиты прав предпринимательской деятельности Надлежащее осуществление предпринимательской деятельности невозможно без обеспечения специальных мер защиты коммерческих субъектов. Правовые основы системы защиты торговли заложены действующей Конституцией РФ, которая в ст. 45 гарантирует гражданам Российской Федерации государственную защиту их прав и свобод. Все имеют право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Необходимость защиты прав контрагентов возникает в случае их нарушения, например, если продавец своевременно не доставил товар покупателю. Оспаривание (отказ) в праве также должно быть признано нарушением. Другой пример - проведение проверки в отношении подрядчика с нарушением требований закона или необоснованное уголовное преследование. Осуществление защиты прав предпринимателей происходит в рамках реализации охранительных правоотношений, направленных на. восстановление законности и справедливости. Способы гражданской защиты являются основными и наиболее распространенными из всех форм защиты прав предпринимателей, так как являются наиболее распространенными в отношении требований, вытекающих из существа правоотношений с участием предпринимателей. Административно-правовые, уголовно-правовые и другие способы защиты применяются гораздо реже. Реализация функции восстановления нарушенных прав в рамках реализации правоотношений происходит посредством применения специальных мер принуждения, закрепленных законодательством. Необходимо обратить внимание на то, что гражданско-правовые меры могут быть осуществлены только в рамках охранительных правоотношений. В последние годы государственные органы предпринимали различные меры по снижению административного давления на торговлю. В рамках этих мер вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), которым введен ряд значимых нововведений. К принципам государственного контроля относится установление уведомительного порядка уведомления юридического лица или индивидуального исполнителя о проведении плановой проверки, эффективность и действенность которых вызывают определенные сомнения. В юридической литературе нет единого мнения относительно сущности и правовой природы права на защиту. Под правом на охрану некоторые авторы понимают освященные полномочия. И.В. Аксюк считает, что презюмируемая возможность защиты субъективного права - право на защиту следует рассматривать как неотъемлемую часть содержания правоспособности . Некоторые исследователи рассматривают право на защиту как самостоятельное субъективное право. Кроме того, С.В. Курылев охарактеризовал охранительные правоотношения как отдельный и самостоятельный институт. С этим мнением нельзя согласиться, поскольку существование института права на защиту в нарушение самого субъективного права представляется незначительным. Также неразумно связывать момент возникновения права на защиту с фактом нарушения регулятивного субъективного права. По мнению Е.Н. Ермоловой, защита предприятия предполагает осуществление специальных мероприятий, направленных на борьбу с возникающими препятствиями и трудностями при обычных условиях осуществления предпринимательской деятельности, к которой относится и предупреждение злоупотреблений со стороны государственных и муниципальных органов и служащих . Основной целью защиты является восстановление нарушенных прав. Возникновение права на защиту определяется моментом совершения преступления, при его реализации моментом восстановления нарушенного права. Поэтому осуществление права на защиту при отсутствии нарушения или существования исходного субъективного права следует рассматривать как злоупотребление правом. Реализация защиты прав предпринимателей происходит посредством использования определенных форм и методов, закрепленных в действующем законодательстве. Традиционно различают две основные формы торговой защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. К юрисдикционной форме защиты принято относить деятельность органов государственной власти, общественных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов коммерческих субъектов. Юрисдикционная форма является основной, преобладающей формой защиты предпринимательства, в том числе такой способ защиты, как судебный. А.Б. Стёпин на основе классификации форм защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей указывает характер юрисдикционного органа, осуществляющего защиту нарушенных прав, выделяя: судебный, управляющий, арбитражный, нотариальный, общественный . Некоторые авторы считают, что форма защиты права указывает на субъекта, который защищает право, а способ защиты характеризует, как и какими мерами, этот субъект защищает право . Другие авторы указывают, что способ защиты права является категорией материального права, тогда как форма защиты прав является проявлением деятельности специально уполномоченных органов по защите прав. На основании анализа вышеприведенного определения можно сформулировать следующие два основных признака формы защиты прав предпринимателей: - представляет собой совокупность действий, совершаемых уполномоченными лицами; - нацеленность таких процедур на положительный результат. Решая проблему правовых последствий выбора ненадлежащего способа защиты прав предпринимателей, соответствующие способы защиты можно классифицировать на три группы: - Исключительные, подразумевающие невозможность использования какого-либо другого способа защиты. Применение этих способов защиты не безгранично, так как они четко регламентированы действующим законодательством; - Альтернативные, предполагающие возможность замены одного способа защиты другим по желанию лица; - Производные, вытекающие из основного способа защиты и связанные с ним как следствие с причиной. Так, в случае признания сделки недействительной в связи с ее совершением под влиянием иллюзии применяются положения п. 2 ст. 167 ГК РФ. В результате исследования отмечено, что любые отношения с участием предпринимателей требуют особого правового регулирования, которое, помимо принципа дискреционности, обеспечивает реализацию гражданских прав, также должны быть предусмотрены меры по защите от возможных нарушений прав предпринимателей. Под средством защиты прав контрагентов следует понимать существенные меры правоприменения, предусмотренные нормами законодательства, с применением которых производится восстановление. (признание) нарушенных (оспариваемых) прав хозяйствующих субъектов. Классификация способов защиты прав предпринимателей осуществляется по различным признакам. Защитными методами могут быть: юрисдикционные и неюрисдикционные; специальные и основные; преобразовательные, исполнительные и подтверждающие; штрафные, восстановительные и угнетающие; использоваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для защиты прав. ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 2.1. Судебные и внесудебные формы защиты прав предпринимательской деятельности Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод каждого, в том числе судебную защиту (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46). Конституция Российской Федерации устанавливает систему судебных органов, среди которых арбитражные суды представлены как часть единой правовой системы вместе с конституционными судами и трибуналами общей компетенции. Судебная форма защиты в экономической сфере деятельности - осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, разрешающими хозяйственные споры и рассматривающими иные вопросы, отнесенные к их ведению федеральным законом, в соответствии с федеральным законом к установленным законом правилам судопроизводства в третейских судах (статья 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) . Арбитражные суды осуществляют судебную власть по разрешению хозяйственных споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и иных вопросов, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Можно отметить следующие особенности ведения судопроизводства третейскими судами: - порядок осуществления хозяйственной справедливости регламентирован в самостоятельном нормативно-правовом акте - Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации; - общей целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов муниципальных образований и иных лиц по делам в редакции закона, в сфере предпринимательства и другие виды экономической деятельности и т.д. (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом согласно Конституции РФ и Арбитражному кодексу РФ отказ в обращении в суд является недействительным, что позволяет рассматривать судебную форму защиты как «универсальную» форму разрешения хозяйственных споров. Доступность судебной защиты тесно связана с универсальностью судебной защиты. Конституция Российской Федерации провозглашает неограниченный доступ к правосудию для граждан и юридических лиц. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности указывается в качестве одной из задач судопроизводства в третейские суды (ст. 2 АПК РФ). Доступность правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности можно определить как гарантированную равную возможность, предоставляемую субъектам хозяйствования, обращение в третейский суд, рассмотрение и разрешение хозяйственного спора судом на равных условиях инновации для всех. Чтобы гарантировать доступ к правосудию также включает: - гласность разбирательства (статья 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); - возможность применения обеспечительных мер, в том числе до подачи иска в третейский суд (глава 8 АПК РФ); - право обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств (ст. 66 АПК РФ), предоставлении отсрочки, доли участия в выплате гос. обязанности и др. В отличие от других форм защиты прав и юридических судебная форма имеет детальную процедуру регулирование правосудия. К характерным чертам может быть назначен арбитражный процесс следующий: - все правила судебно-арбитражной защиты устанавливаются только федеральным законом (преимущественно АПК РФ); - все участники арбитражного процесса и третейский суд, в том числе, связаны в своей деятельности нормами арбитражного процессуального права, т.е. в арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, могут совершать те действия, которые предусмотрены правилами арбитражного процесса; - арбитражное разбирательство формируется только между третейским судом и участниками процесса являются властные отношения, одна из тем которого обязательно арбитражный суд; - форма третейского разбирательства предоставляет сторонам равные возможности для защиты своих прав и участия в процессе (принцип состязательности и необязательности сторон - участников третейского процесса); - исходя из особенностей той или иной категории дел, предусмотрены различные виды производства: претензионное, административное, особое, упрощенное, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве), производство по корпоративным спорам, производство по делам с участием иностранных лиц, об оспаривании решений арбитражных судов и др. Все категории дел рассматриваются арбитражным судом в соответствии с правилами поведения (общими правилами) с исключениями, установленными для отдельных категорий дел (специальными правилами). К преимуществам судебно-арбитражной формы защиты можно отнести: - универсальность и доступность судебной формы защиты с соответствующими конституционными и арбитражными процессуальными гарантиями их распоряжения; - достаточно односторонней воли заинтересованное лицо для возбуждения производства по делу в третейском суде; - подробная регламентация порядка рассмотрения и разрешения спора третейским судом; - возможность обжалования иска и как расследование, пересмотр и отмена незаконного (необоснованного) судебного акта, принятого арбитражным судом; - Гарантия судебного исполнения действия арбитражных судов, вступившие в законную силу. Административная форма защиты прав и юридическая интересы субъектов хозяйствования - это деятельность различных органов государственной исполнительной власти, уполномоченных законом на принятие решений по спорам, возникающим из правоотношений, связанных с деятельностью этих органов. влияние на права и законные интересы субъектов бизнес выступление. Целесообразность данной формы защиты обусловлена двумя причинами: во-первых, данная процедура снижает нагрузку на суды и, во-вторых, в отличие от судебной процедуры защиты прав и законных интересов, административной формы защиты более эффективна и влечет за собой меньшие финансовые затраты. К признакам административной формы охраны в сфере экономической деятельности относятся следующие: - настоящая форма действительна только для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; - применяется только в случаях, предусмотренных законом (ст. 11 ГК РФ) ; - является обращением заинтересованного лица в вышестоящий (в порядке подчиненности) орган исполнительной власти с жалобой на действия, решения нижестоящего органа исполнительной власти. Право лица, осуществляющего корпоративную деятельность, на обращение за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в вышестоящий государственный орган (высшее государственное должностное лицо) прямо предусмотрено: ст. 101,2 и гл. 19-20 (статьи 137-142) НК РФ ; гл. 30 (статьи 30.1–30.11) КоАП РФ [7]; ок. 3 (статьи 36-39) Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Защита прав и законных интересов субъектов корпоративной деятельности в сфере административных и иных публичных правоотношений различается в четырех вариантах. Заинтересованная сторона имеет право: - обратиться с жалобой в вышестоящий орган исполнительной власти (высшее должностное лицо органа исполнительной власти) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законами (административная форма); - подать жалобу в орган исполнительной власти и одновременно обратиться в арбитражный суд с ходатайством в предусмотренном порядке III АПК РФ (административная и судебная); - после рассмотрения жалобы вышестоящих налоговых, таможенных и иных органов (должностных лиц) обращаться в арбитражный суд (административное право); - направление обращения в административный орган, с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, распространяется в арбитражный суд (только в судебной форме). Единственным исключением являются соответствующие положения ст. 101.2 НК РФ, которая предусматривает обязательное административное обжалование до обращения в суд. Таким образом, решение о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в суд только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Это правило распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2009 г.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 75 страниц
6000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 77 страниц
6300 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 124 страницы
20000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 84 страницы
15000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg