Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Основония иследования мотивов выбора профессии и личностных качеств курсантов судоводителей

baby_devochka 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.04.2022
Актуальность данной работы состоит в том, что исследованию здесь подвергается взаимосвязь учебной мотивации с современными гаджетами, такими как обычный смартфон, который, в современном мире, есть у каждого ребенка. Прогресс не стоит на месте и все чаще снабжает нас различными устройствами, которые уже давно плотно внедрились в нашу жизнь. Но как они влияют на нас и на наших детей, наверняка не знает никто. В данной работе мы решили пролить свет на этот вопрос. В связи с наметившейся темой, следующим образом был определён предмет, объект, задачи исследования, цель и гипотеза. Предмет исследования: зависимость уровня учебной мотивации от увлечения современными гаджетами. Эмпирический объект: ученики 4а класса МБОУ СОШ № 18 Артемовского городского округа, на первом этапе 36 учеников, на втором этапе 20 учеников. Гипотеза: увлечение современными гаджетами негативно влияет на уровень учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Цель: исследовать взаимосвязь увлечения современными гаджетами и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: – Анализ научной литературы, по вопросам исследования учебной мотивации младших школьников; – Подбор и формирование выборки; – Выбор методического инструментария для проведения исследования уровня учебной мотивации; – Проведение исследования уровня учебной мотивации; – Анализ результатов исследования учебной мотивации и соотнесение их с увлечением детей современными гаджетами; – Обобщение результатов исследования, выводы. Методы эмпирического исследования 1.Психодиагностический; 2.Описательный; 3.Сравнительный; 4. Анализ. Методики исследования: – Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой. – Анкета учеников 4а класса. – Опросник «Учебная мотивация» Карпова Г. А.
Введение

При выборе темы исследования прежде всего руководствовались проблемами, существующими на современном этапе развития педагогической психологии, а также возможностью практического применения результатов работы. Развитие государства невозможно без увеличения интеллектуального потенциала граждан, развития творческих, нравственных способностей, социальной инициативы. Эти способности формируются в период обучения в школе, именно поэтому сейчас одним из главных направлений работы школы становится создание условий для формирования и развития личности и способностей учащихся. В настоящее время не теряет своей актуальности проблема степени воздействия различных факторов, оказывающих влияние на успешность в учебной деятельности. Одним из таких факторов является мотивация учения, а в младшем школьном возрасте ее формирование усугубляется сложностями периода адаптации детей в этой новой для них ситуации развития, что создает предпосылки для углубленного изучения и рассмотрения данной проблемы.. . Изучение различных причин, влияющих на учебную деятельность детей, имеет практическую значимость, потому что помогает в непосредственной работе психолога в сфере школьного образования. Одной из таких причин является мотивация учебной деятельности. Актуальность исследования учебной мотивации именно в младшем школьном возрасте определяется тем, что в этом периоде ведущей деятельностью ребенка становится учение и от того, насколько эта деятельность будет продуктивной, зависит дальнейшее развитие школьника. Поэтому необходимо проводить исследования в этой области, разрабатывать методы коррекционной работы. Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗЧЕНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………………6 1.1. Понятие мотива в отечественной и зарубежной психологической литературе ……………………………………………………………………….…6 1.2. Мотивы выбора профессии и трудовой деятельности………………………14 1.3. Особенности профессиональной деятельности судоводителя...…………..21 1.4. Профессионально важные личностные качества курсантов судоводителей………………………………………………………………………26 ГЛАВА 2 ОСНОВОНИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………………..31 2.1. Планирование и организация исследования…………………………….….. 31 2.2. Выбор и обоснование методик исследования……………………………….33 ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕСИИ И ЛИЧНОСТНЫХКАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………………..38 3.1 Анализ результатов тестирования курсантов попавших в «группу риска» при наборе на 1ом курсе…………………………………………………………..38 3.2 Анализ результатов анкетирования курсантов………………………………42 3.3 Анализ результатов по методике Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» .……………………………………………………………………......42 3.4 Анализ результатов по методике «Диагностика факторов привлекательности профессии» В.А.Ядова …………………….…………………………………….45 3.5 Основные выводы…………………………………………………………….47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….51 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….54
Список литературы

1.Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ, 1981.-367с. 2. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников., 2006.- 238 с. 3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности, 2006.-158 с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, 2008 - 468с. 5. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), 2005. — 349 с.) 6. Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий, 2000. – C.16 7. Зотов К.Л. Организация современного урока, 1988.-144с. 8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей, 1983 – С. 96 9. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе, 2001 10. Нойнера Г.Н., Бабанский Ю.К. Педагогика. 1984.-368с. 11. Полякова Е. Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении. В помощь педагогу-психологу, 2018 - С. 186 12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М., 2003. 13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2008 14.Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2004. 15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с. 16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М., 2003. 17. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2001. 18. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2004. 19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с. 20. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 2004. - 112 с 21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456 с
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1.1 Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьни-ков. В школе есть ряд проблем, которые относят к старым, традиционным, то есть и те, с которыми неизбежно приходиться мириться. Проблема моти-вации справедливо может быть отнесена к их числу. Учителя школы озабо-чены тем, что много детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенно не заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». А отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Мотивация - это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влия-ют на активность или пассивность поведения.[2] Мотивацию можно охарактеризовать по силе (сильная, слабая), устой-чивости (ситуационная, постоянная), направленности (на себя, на людей, на задачу – результат или процесс), а также по источнику появления (внутрен-няя, то есть собственная, или внешняя, то есть простимулированная). Анализ практики, а также данные исследований указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья мотивация сильная, устойчивая, вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, а не внешними мотиваторами; процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в са-мореализации через включение в познавательную деятельность. Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называ-ют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание усло-вий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулиро-вание, использование системы поощрений и наказаний.[3] Под мотивацией достижения понимается стремление человека выпол-нить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Мотив в отличие от мотивации – это побуждение к активности в определен-ном направлении, это то, что принадлежит самому субъекту поведения, явля-ется его устойчивым личностным свойством. Все наши мотивы исходят из нашей системы потребностей и с разной степенью осознаются нами, либо не осознаются вообще. Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достиже-ния. И хотя мотив достижений не имеет долгой истории, о нем известно до-статочно много. Так, Г. Мюррей определил мотив как устойчивую потребность в до-стижении результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хо-рошо, достичь успеха в каком-либо деле. Эта потребность проявляется в лю-бой ситуации, независимо от конкретного её содержания. АД. Маклеланд мотив стремления к успеху понимает как склонность к переживанию удо-вольствия и гордости при достижении результата.[1] У человека с достижением успехов связаны два мотива: мотив достиже-ния успеха и мотив избегания неудачи. Мотив избегания неудачи – противо-положный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как пра-вило, оба эти мотива формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для этого возраста видах деятельности: у до-школьников – в игре, у младших школьников – в учении. Среди ученых есть разные взгляды на возможность наличия у одного человека мотива достижения успеха и избегания неудачи одновременно. Большинство придерживаются той точки зрения, что у школьника мотивация с разной направленностью и при этом разной силы возможна. То есть чело-век, испытывающий страх неудачи, одновременно может с такой же (или меньшей) силой желать достижения успеха. Таким образом, может быть сильная мотивация достижения и одно-временно сильная мотивация избегания неудачи; преобладание направлен-ности мотива на достижение перед направленностью на избегание неудачи («достигатель»); преобладание мотива избегания неудачи перед мотивом до-стижения успеха («избегатель»); низкий уровень мотивации достижений («слабомотивированный»).[4] Оба мотива характеризуются направленностью на задачу. Каким же образом наличие мотива достижения разной силы и направленности отража-ется на результатах учения школьников? Многочисленные исследования до-казывают, что у учащихся, у которых наблюдается высокая мотивация на задачу, а именно на достижение успеха, показывают значительно более вы-сокие результаты, чем те, у кого преобладает мотивация избегания неудачи. Особенностью мотивации большинства младших школьников является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение, подражание и беспрекословное выполнение их требований. Социальная мо-тивация учебной деятельности настолько сильна, что дети даже не всегда стремятся понять, для чего надо делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тща-тельно, так как полученные задания кажутся им важными. Дети этого возрас-та полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, за-крепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно за-висит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от до-школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, за-вышенные и заниженные.[5] Следующим важным моментом является сознательная постановка мно-гими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, поз-воляющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль собственных дей-ствий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгой поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Увлекаясь, они ча-сами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельно-сти: принятое намерение управляет поведением, не позволяя ребенку отвле-каться на посторонние дела. Учителя начальной школы чаще других взывают к чувству долга и от-ветственности школьников, стимулируя таким образом развитие данных мо-тивов. По данным исследований, в начальной школе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса. Помимо этого сильную мотивационную роль играют отметки. Млад-шие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не ка-чества выполненной работы. Социальный смысл учебной деятельности за-ключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процес-се.[6] Тревогу у учителей должно вызвать не увеличение числа детей, моти-вированных чувством долга или другими социальными мотивами, что мож-но объяснить процессами взросления и социализации школьников, а умень-шение числа детей, относящихся к учебе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельно-сти, а с отметками, которые выставляет учитель. К окончанию начальной школы у посредственно и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результа-те этого у учащихся не развивается потребность к творческой деятельности, не формируется ответственность, настойчивость, трудолюбие. Напротив, формируется гибкость поведения в направлении способности избегать нака-зания, ловчить, ориентироваться на контроль. Таким образом, уже в начальной школе под влиянием методов обуче-ния, которые использует учитель, начинают выделяться внешние мотивы, не имеющие ничего общего с мотивами обучения. Они делятся на «престиж-ные» (учеба ради отметки и признания) и «принудительные» (угроза наказа-ния). Последние, если сильно выражены, создают стрессовые ситуации, от-рицательно влияют на мышление ребенка.[5] В 3-4 классах начинает проявляться избирательное отношение школь-ников к предметам, в результате чего общий мотив становится более диффе-ренцированным: появляется как положительная, так и отрицательная моти-вация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизо-дическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под воздей-ствием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается. 1.2 Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте. На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они мо-гут оказывать на развитие мотивации ребенка. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: — содержание учебного материала; — организация учебной деятельности; — коллективные формы учебной деятельности; — оценка учебной деятельности; — стиль педагогической деятельности учителя. Первым условием является характер самой деятельности или содержа-ние задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремле-ние к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает но-визной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую моти-вированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформиро-вавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выпол-нение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положитель-ные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что бла-готворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.[6] Важно соблюдать условие соотношения сложности задачи с различия-ми в направленности и силе мотива достижений. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании её соответствия имеющимся у него спо-собностям, средствам и времени для решения. На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способ-ностей большую роль играет самооценка. Чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет боль-шее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку. Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила: 1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать при-ложения сверх усилий. 2.Деятельность должна предоставлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников. 3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени слож-ности. 4.В задачах должна присутствовать степень новизны. 5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использо-вать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышен-ной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следо-вательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходи-мо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не толь-ко от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положе-ния, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный. Вторым важным для развития мотивации достижения условием являет-ся наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Самостоятельность может проявляться на разных этапах познаватель-ной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к до-стижениям, так и к избеганию неудачи.[7] Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к само-стоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авто-ритетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за не-удачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, ко-торый отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка прихо-дятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Говоря о методах побуждения к достижениям, нельзя не сказать об оценке деятельности учащегося, которая влияет на формирование самооцен-ки личности и её устойчивость. Именно оценка создает у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Она обладает большой побудительной силой и может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль. Оценка мотивирует учащихся к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая, указывает способы улучшения деятельно-сти, т.е. носит конструктивный характер. Для повышения мотивации важно, чтобы человек внутренне принял оценку. Непринятые оценки или не мотиви-руют, или понижают уже имеющуюся мотивацию. Необходимо, чтобы школьники были включены учителем в оценочную деятельность в качестве субъекта, и чтобы у них было право на самооценку, а сами оценки были обоснованными. Для того чтобы оценка носила мотивирующий характер, учитель дол-жен следовать следующим правилам: 1.Всех учащихся, показавших одинаковые результаты, оценивать оди-наково. 2.При оценке подчеркивать те стороны деятельности, которые наибо-лее значимы для самого ученика. 3.Оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников. 4.Уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять добро-желательность и сдержанность, несмотря ни на что. 5.Стремиться уйти от нежелательного в общении с учеником эмоцио-нального напряжения, испуга, раздражения. 6.Обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления. 7.Добиваться, чтобы ученик действительно принял оценку и знал, как её улучшить. 8.Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, все-лять уверенность в своих силах.[8] Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей. Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка по-требность в достижении успеха. Проведенные исследования указывают на то, что наиболее сильную мотивацию достижений проявляют дети из семей так называемого среднего класса, т.е. семей достаточно обеспеченных и образованных родителей. Это, по-видимому, связано с картиной прогнозируемого ими будущего. Чем в бо-лее позитивном свете рассматривается будущее, тем выше уровень мотива-ции достижения человека в настоящем, т.к. мотив достижения обуславливает-ся оценкой будущих возможностей достижения успехов.[9] Для формирования уверенности и возникновения у школьников моти-вации достижения учителю особенно важно: • Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником. • Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет. • Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы. • Сделать деятельность учащихся определенной и понятной. • Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, пережи-вание успеха в деятельности.[10] Таким образом, учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации. Но, возможно, в современном мире появились иные общие тенденции, влияющие низкий на уровень школьной мотивации. Их мы и постараемся выявить. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [10]. Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным - «учением с увлечением». А. Н. Леонтьев выделял мотивы, понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка). Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают 3 группы мотивов: 1) широкие социальные, 2) узколичностные и 3) учебно-познавательные мотивы [12]. Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться, или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой [13]. Узколичные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая. Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром. Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений в мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов и родителей не происходит [14]. Ребенка периода среднего детства характеризует большая возбудимость, неразвитость способности к произвольному управлению своими желаниями, потребностями, и в этой связи проблема формирования учебно-познавательных мотивов приобретает особую значимость. В силу своей динамичности, мотивационная сфера ребенка представляет возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999). В обратном направлении, по утверждению этих авторов, компенсаторный механизм не срабатывает, то есть даже высокий уровень способностей ребенка не способен компенсировать его низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности школьника. Л.И. Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них порождаются преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения – познавательные мотивы. Другие «лежат как бы за пределами учебного процесса». Эти мотивы – «порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью», то есть в большей степени социальные мотивы [15]. Познавательные мотивы – мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения. Большинство последующих исследователей рассматривают все многообразие существующих у ребенка мотивов, как правило, с этих же позиций. В соответствие с этой, наиболее общей классификацией мы и рассмотрим мотивы учения. Познавательные мотивы Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении практически всего рассматриваемого периода детства. По данным В. М. Матюхиной, у первоклассников и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы (19,8% всех учащихся в 3-м классе и 22,7-22,8% в 1-м и 2-м классах). Та же тенденция обнаружена и в исследовании Н. П. Моряновой: рост уровня учебно-познавательной мотивации у ребенка от первого ко второму классу, а затем некоторое снижение к третьему [16]. Низкий уровень действия познавательных мотивов на учебную деятельность ребенка в первый и во второй год его учебы в школе закономерен. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей. При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, иначе с насыщением какой-нибудь потребности, например потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Наблюдаемое падение интереса к учению в 3-м классе, по всей видимости, и есть следствие угасания первоначальных социальных мотивов школьника и несформированности новых мотивов, как правило, познавательных. Таким образом, формирование познавательных мотивов у ребенка на данном возрастном этапе представляется одной из наиболее важных задач обучения. Кроме того, установлено, что на познавательную мотивацию не распространяется известный закон Йеркса-Додсона. Следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности [17]. Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника Наиболее схематично структуру учебно-познавательных мотивов ребенка можно представить двумя подгруппами: мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием), и мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом) (Л. И. Божович, В. М. Матюхина). Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесс совершения действия, а иногда и возможность творить [18]. Мотивация содержанием – стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 43 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 108 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg