Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Процессуальная самостоятельность следователя в уголовном судопроизводстве

baby_devochka 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2022
Следователь является одним из центральных субъектов уголовного судопроизводства. Следователь, расследуя уголовное дело, постоянно познает юридически значимые факты, обстоятельства, подлежащие доказыванию, через установление событий, связанных с ними. Хотя Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации относит следователя к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, он выступает не со стороны обвинение, не со стороны защиты, поскольку, выполняя функцию уголовного преследования, главной задачей следователя является установление истины по уголовному делу. Согласно статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ к обязанностям следователя относится установление всех обстоятельств, которые необходимы для разрешения уголовного дела. Обязанностью следователя так же является установление обстоятельств, которые могут исключить преступность деяния, и в результате могут повлечь за собой освобождение лица, которое совершила преступное деяние от ответственности и наказания. Следователь наделен законом кругом широких и разнообразных полномочий, которые определены в соответствии с его центральной ролью в уголовном судопроизводстве. Основное место следователь занимает на стадии досудебного производства. Необходимо понять каково назначение деятельности следователя, и определить, каким должно быть оптимальное правовое положение последнего, которое будет соответствовать выполняемой следователем функции. Так как норма статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наделяют следователя важными функциями - возбуждение уголовного дела; принятие уголовного дела к своему производству; самостоятельное направление хода расследования, принятие решения о производстве следственных и иных процессуальных действий. Основой уголовно-процессуального статуса следователя следует рассматривать процессуальную самостоятельность следователя. В действующем Уголовно-процессуальном кодексе не имеется четкого определения термина «процессуальная самостоятельность следователя», а также нет понятия сущности и объема процессуальной самостоятельности следователя. Ни смотря на это, в Уголовно-процессуальном кодексе были значительно увеличены полномочия других участников уголовного судопроизводства в сфере контроля над процессуальной деятельностью следователя. В настоящее время данная проблема выражается практически в полном подчинении следователя такому участнику уголовного судопроизводства как руководитель следственного органа. А также самостоятельность следователя ограничивается органами ведомственного и судебного контроля и прокурорского надзора. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы, обнаружение главных проблем в регулировании процессуальной деятельности следователя, как участника уголовного судопроизводства и формирование представления о сущности процессуальной самостоятельности следователя.
Введение

Следователь — должностное лицо Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности. Следователь – участник уголовного судопроизводства, который определяет ход расследования, именно от него зависит судьба уголовного дела, поскольку он помимо того, именно следователь решает какие следственные действия будут проведены по тому или иному уголовному делу, также от следователя зависит раскрытие преступления, ибо следователь определяет направленность действий оперативных подразделений, выстраивает следственные версии, которые в последующем в ходе расследования либо опровергаются либо подтверждаются, кроме того, от следователя зависит предотвращение покушения на его совершение, все это осуществляется в рамках уголовного процесса непосредственно для защиты интересов личности, общества и государства. Уголовно-процессуальное законодательство наделило следователя рядом полномочий, которые носят императивный характер для исполнения со стороны иных участников уголовного процесса, указанные полномочия необходимы следователю для исполнения им своих непосредственных должностных обязанностей, а также для обеспечения должного поведения лиц подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также для создания условий безопасности участников уголовного процесса, кроме того для организации эффективного расследования и в последующем для обеспечения надлежащего рассмотрения уголовного дела судом. Следователь согласно УПК РФ наделен правом производства следственных и иных процессуальных действий, следственные действия необходимы для собирания, проверки и последующей оценки доказательств, в соответствии с существующим законодательством, при этом нельзя забывать, что оценивая доказательства и принимая различного рода процессуальные решения, следователь должен руководствоваться законом и совестью, то есть ориентироваться как на правовые нормы, которые принимаются и издаются государством, но итак же на нравственные нормы, существующие и закрепленные в обществе. Ведь следователь применяя сложившиеся в социуме и государстве этически - нравственно- правовые критерии, использует их для оценки не только своей деятельности, но и регулирует при их помощи поведение участников уголовного процесса. Именно от действий следователя, от правильно принимаемых им решений зависит судьба уголовного дела, а также возмещение потерпевшему ущерба и восстановление его в нарушенных преступлением правах. То есть принятие объективного решения по уголовному делу, установление по нему истины, а также установление лица, подлежащего уголовному преследованию, зависит от объективности расследования, от того каким образом следователь будет сопоставлять собранные по уголовному делу доказательства, поскольку все вышеперечисленное производится непосредственно следователем, то и я вся ответственность лежит именно на нем. Истинное лицо следователя в глазах общества представляется собой, как справедливое, объективное, беспристрастное, самостоятельное в принятии решений должностное лицо, которое должно строго руководствоваться в своей деятельности законом и ориентироваться на нравственные ценности, не давая своим эмоциям взять вверх над разумом, все вышеизложенное нужно для того, чтобы было достигнуто назначение уголовного судопроизводства, провозглашенное в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), двуединая цель - защита лиц и организаций, потерпевших от преступлений, при одновременной защите прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Это идеальный образ следователя и ожидаемый результат следственной деятельности. При этом стоит уточнить, что уголовно-процессуальный закон относит следователя к участникам уголовного процесса, выступающим на стороне обвинения, даже несмотря на то, что при этом законодательные положения вступают в противоречие между собой: законодатель требует от следователя как участника, выполняющего функцию обвинения, чтобы он при производстве по уголовному делу был объективен и собирал не только обвинительные доказательства, устанавливая отягчающие вину обстоятельства, но и оправдательные доказательства, устанавливая смягчающие вину обстоятельства. Таким образом, у следователя возникает неопределенность процессуального положения, что значительно снижает эффективность его деятельности при отсутствии четкого целеполагания в работе. И ведь тот идеальный образ следователя, созданный выше, и который должен помогать принимать ему законные, а также правильные с точки зрения нравственности и морали решения, омрачается нормами существующего законодательства, которые допускают ущемление самостоятельности следователя, путем предоставления другим участникам процесса, в лице должностных лиц, широкого объема прав по производства по уголовному делу. Тем самым самостоятельность следователя ущемляется при реализации ведомственного контроля, прокурорского надзора и судебного контроля. Например, при реализации ведомственного контроля, руководитель следственного органа, отдел процессуального контроля, вышестоящие руководители следственного органа вправе изучать материалы уголовных дел, материалы проверок, давать после изучения следователю обязательные к исполнению письменные и устные указания, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, вместе с тем возвращая материалы уголовных дел на дополнительное расследование. При этом в виду того, что указанные действия выполняются должностными лицами, которые в иерархии следственного органа занимают более высокие ступени, чем сам следователь, последний не может реально возразить против указаний и рекомендаций, которые ему дало вышестоящее должностное лицо, ведь это может негативно сказаться на его положении. Указанный пример ярко демонстрирует как по уголовно-процессуальному законодательству «самостоятельное лицо – следователь» становится в зависимое положение перед вышестоящим руководством. Кроме того, не стоит забывать и о прокурорском надзоре, который существует как гарант законности деятельности органов предварительного расследования, в том числе и следователя, как основной единицы указанного механизма. Прокурор уполномочен осуществлять надзор за процессуальной деятельностью следователя, требовать от следственных органов устранения нарушений закона, возвращать уголовное дело следователю с указанием о производстве дополнительного расследования. Стоит отметить, что это очень сильно напоминает нам функции ведомственного контроля, которые описывались выше. Также существует и судебный контроль, призванный проверять обоснованность действий следователя при посягательстве на конституционные права граждан (информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами) или ограничения их свободы, например при решении вопросов об избрании мер пресечения (запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу). Анализируя все вышеуказанное невольно возникает вопрос, как же в складывающихся условиях, при которых следователь со всех сторон окружен должностными лицам, которые могут, исходя из своего более высокого должностного положения, давать ему указания о производстве того или иного следственного действия, а также о направлении хода расследования, говорить о том, что следователь самостоятелен? Что он самостоятельно направляет ход производства по уголовному делу, самостоятельно принимает решение о производстве следственных и процессуальных действий? При этом ответственность за все производимые следователем следственные действия несет он сам, даже если они выполнены по указанию вышестоящего руководства или прокурора. В сегодняшних реалиях мы видим ситуацию, при которой процессуальная самостоятельность следователя практически сведена на нет если не уголовно-процессуальным законом, то внутренней структурой построения того или иного следственного органа. Закон определяют систему уголовно-процессуальных функций и взаимоотношения следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда, а там где процессуальная самостоятельность «не ликвидирована» уголовно-процессуальным законодательством, она устраняется ведомственными нормативно-правовыми актами следственного органа. В теории мы получаем, что для того, чтобы следователь добросовестно осуществлял, возложенные на него обязанности, его процессуальный статус должен содержать такие критерии как: самостоятельность и независимость. Не стоит забывать, что из всех существующих в УПК РФ должностных лиц, только следователь несет ответственность за судьбу уголовного дела, а также за все производимые следственные действия. В связи с вышеуказанным возникает вопрос, какое право (в том числе моральное) есть у руководителя следственного органа и у прокурора давать следователю указания, в том числе обязательные к исполнению? Следователь сегодня оказался один на один с потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником и даже с государством. То есть на сегодняшний день ориентир следователя в его работе не закон, совесть, долг, честь, справедливость и объективность, а указания руководителя следственного органа, прокурора, и даже суда. И опять же здесь не стоит забывать, что ответственность за решение задач уголовного судопроизводства отвечает в первую очередь следователь, причем отвечает и в дисциплинарном, и в гражданском, и в уголовном порядке. В связи с вышеизложенным, для объективности и справедливости расследования в уголовно – процессуальном законодательстве должно быть записано, что следователь - самостоятельный и независимый участник уголовного процесса, осуществляющий функцию расследования. Как справедливо отмечает В.И. Рохлин, «следователь - это во многом должность, равнозначная должности судьи. Без доброкачественных, полных, на основании и в соответствии с законом собранных материалов суд не сможет осуществлять правосудие и принять законное и обоснованное, справедливое решение» . Поэтому, осуществляя функцию расследования, следователь должен обладать самостоятельностью, независимостью и всеми иными правами, необходимыми для того, чтобы всесторонне, полно и беспристрастно исследовать обстоятельства совершенного уголовно наказуемого деяния и принять законное, объективное и справедливое решение. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность от имени государства. Объем компетенции, т.е. пределов осуществления данного вида деятельности, определяется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента, ведомственными нормативно-правовыми актами.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Процессуальный статус следователя ……………………..………….11 §1.1. Полномочия следователя при проведении следственных действий…...11 §1.2. Обеспечение независимости следователя………………………………..23 Глава 2. Проблемы процессуальной самостоятельности следователя ………30 §2.1.Взаимотношение следователя с руководителем следственного органа..30 §2.2. Взаимоотношение следователя с органами судебного контроля и прокурорского надзора………………………………………………………….43 Глава 3. Положение следователя при осуществлении процессуального контроля и прокурорского надзора за его деятельностью……………………49 §3.1. Роль осуществления прокурорского надзора в деятельности следователя.............................................................................................................49 §3.2. Роль осуществления процессуального контроля в деятельности следователя.............................................................................................................56 §3.3. Конкуренция процессуального контроля и прокурорского надзора за деятельностью следственных органов…………………………………………63 Заключение…………………………………………………….…………………71 Приложение………………………………………………………...…………….75 Список литературы…………………………………………………………..…..81
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 25-ФЗ и N 16-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 25. - Ст. 2954. "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 25-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001.- № 52 (ч. I) - Ст. 4921. 4. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.10.2020 N 353-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №1. - Ст. 15. Специальная литература 5. Азаров, В. А. Сущность российского уголовного процесса и судебный контроль / В. А. Азаров // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. — Томск, 2002. С. 35-49. 6. Алиев Т. Т. Состязательность и равноправие сторон в уголовном судопроизводстве. М.: Приор-издат. - 2003. – 112 . 7. Амбасса Л. Ш. Предварительное следствие в уголовном процессе России и Франции (сравнительно-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 129 с. 9. Андреев К. В. Процессуальные полномочия следователя и прокурора в рамках судебно-контрольных производств, реализуемых на досудебном этапе уголовного судопроизводства в России: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. 140 с. 10. Бабич А.В. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя как основа его статуса в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. - 2012. – 27 с. 11. Бегиев Х.Б. Проблемы соотношения процессуальной самостоятельности следователя с процессуальным контролем руководителя следственного органа // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 1. - 2011. - С. 50-55. 12. Божьев В. П. Процессуальное руководство производством предварительного следствия. // Уголовное право. - 2008. - № 3. - С. 65-69. 13. Венев Д. А. Независимость следователя: реальность или фикция. // «Российский следователь». - 2016. - № 9. - С. 10-12. 14. Горюнов В. В. Процессуальная самостоятельность следователя в свете реформы следственного аппарата // Российский следователь. 2012. № 19. С. 13-16. 15. Гутерман М. Л. Следственные действия и некоторые спорные вопросы, связанные с их системой. // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1985. - № 42. - С. 72-73. 16. Зажицкий В. И. О процессуальном положении следователя. // Государство и право. - 2011. - № 6. - С.70-75. 17. Игнатов С.Д. Статус следователя как субъекта уголовно-процессуального доказывания // Вестник Удмуртского университета. Т. 25. № 2. - С. 101-106. 18. Кулагин Н. И. В защиту прав и законных интересов следователя // Права человека и правоохранительная деятельность. Волгоград. - 1995. - С. 101-106. 19. Мазюк Р.В. Процессуальный интерес следователя по взглядам профессора В.И. Шиканова // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. № 2 (8). - 2015. - С. 50-55. 20. Маслов, И. В. От Следственного комитета к единому органу расследования / И. В. Маслов // Законность. — 2012. — № 3. С. 18-26. 21. Образцов, А. В. Формирование понятия процессуального руководства предварительным расследованием в системе уголовно-процессуального права / А. В. Образцов // Российский следователь. — 2013. — № 21. С. 19-28. 22. Попова, Т. Ю. Влияние процессуальных и административных полномочий руководителя следственного органа на реализацию процессуальной самостоятельности следователя / Т. Ю. Попова // Юридическая наука и практика. — 2010. — № 1. С. 25-46. 23. Семенцов В.А. Процессуальная самостоятельность следователя и процессуальное руководство. Актуальные проблемы применения норм уголовно-процессуального права при расследовании преступлений: сб. науч. ст. междунар. науч.- практ. конф. Института повышения квалификации Следственного комитета России. М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 360-364. 24. Супрун, С. В. Прокурорский надзор и ведомственный контроль: соотношение и перспективы развития / С. В. Супрун // Российская юстиция. — 2011. — № 1. С. 70-89. 25. Телегисова С. С. Процессуальный статус следователя как субъекта уголовно – процессуальных отношений. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. - № 3. - С. 41-47. 26. Телегисова С. С. Процессуальный статус следователя как субъекта уголовно-процессуальных отношений и степень его процессуальной самостоятельности. М.: Юрлитинформ. - 2012. – 187 с. 27. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юридическая литература. - 1981. – 203 с. 28. Шейфер, С. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение практиков / С. Шейфер, А. Бобров // Законность. — 2006. — № 5. С. 23-39. 29. Шимановский В. В. О процессуальной самостоятельности следователя // Социалистическая законность. — 1966. — № 6. С. 27-35.
Отрывок из работы

Глава 1. Процессуальный статус следователя 1.1. Полномочия следователя при проведении следственных действий Следователь обладает обширными полномочиями по производству следственных, в том числе процессуальных действий, направленных на принятие процессуальных решений, которые обязательны для исполнения другими участниками процесса. Также у следователя имеются права по применению мер процессуального принуждения, которые ограничивают конституционные права и законные интересы граждан, личности. Рассматривать вопрос процессуального положения следователя - хотелось бы на примере следователей Следственного комитета Российской Федерации. Нельзя не упомянуть масштаб человеческих ресурсов, которые используются в этом процессе для достижения максимальных результатов - раскрытия и расследования. Н.В. Витрук убедительно показывает, что «ядро, основу правового положения личности составляет система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности в их единстве, т. е. правовой статус личности. Структурными элементами правового положения личности являются гражданство и правосубъектность как необходимые условия обладания правовым статусом личности, а также юридические гарантии правового статуса личности. Особым, специфическим элементом правового положения личности и его структурных составляющих служат принципы, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы отношений личности, общества и государства, определяющие сущность и содержание правового положения личности и его структурных элементов» . Правовой статус участника уголовного процесса, основывается на конституционном статусе личности, который включает в себя права, обязанности, ответственность, а также гарантии осуществления принадлежащих лицу прав. Так как Конституция предполагает равенство граждан перед законом и судом, уголовно-процессуальный закон обеспечивает каждому участнику уголовного процесса равные процессуальные права, которые гарантируют защиту их правового статуса. Все участники уголовного процесса имеют индивидуальный процессуальный статус, т.е. совокупность процессуальных прав и гарантий, которые обеспечивают возможность всем участникам защищать свои законные интересы, которые свойственны именно им . Значимую роль в уголовно-процессуальном доказывании занимают органы предварительного следствия - следователи разных государственных органов. Следователь является основным субъектом доказывания. Процессуальное положение каждого следователя одинаково, вне зависимости от ведомственной принадлежности к какому-либо правоохранительному органу. Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о том, есть ли у лица правовой статус должностного лица правоохранительного органа, к ним относится: 1. После точки пишем с большой буквы осуществление лицом профессиональной деятельности в правоохранительном органе в конкретной должности; 2. Соблюдение лицом установленного порядка назначения на эту должность; 3. Наличие у лица юридических полномочий должностного лица. С.С. Телегисова отмечала: «быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, для того чтобы тот, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден» . Для решения данных задач было определено правовое положение следователя, которые предоставили следователю специфические полномочия, наложив при этом на его определенные обязанности и ответственность. Для поиска путей возможного улучшения норм, которые определяют процессуальное положение следователя, необходимо ясно представлять то, чем он должен заниматься. Важно также понимать, какая именно роль определена следователю в процессе достижения задач судопроизводства. Как отмечает С.Д. Игнатов: «в соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ . Для раскрытия определенных преступлений следователь наделен соответствующими полномочиями. Для следователя его права являются одновременно и его обязанностями перед государством. Например, право следователя на возбуждение уголовного дела переходит в обязанность следователя при любом случае обнаружения признаков преступления . Несмотря на то, что в гл. VI Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь причислен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, деятельность последнего носит не только обвинительный характер, так как основополагающей задачей следователя является – установление истины. При производстве следственных действий, которые направлены на раскрытие обстоятельств случившегося преступления, следователь выявляет и такие обстоятельства случившегося, которые способствуют исключению наказания для лица, совершившего преступление. Таким образом, деятельность следователя по разрешению уголовного дела носят не только обвинительный характер, так как следователь, таким образом, выполняет функцию защиты. Правовую основу уголовно-процессуального статуса следователя Следственного комитета Российской Федерации составляют: положения Конституции Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Подводя итог, следователь в независимости от принадлежности к определенному государственному органу, осуществляет функцию государственного принуждения наравне с защитой прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, вместе с защитой личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Доказывание вины подозреваемого, обвиняемого в находящемся в его производстве уголовном деле, а также установление обстоятельств, способствовавших преступлению являются основными обязанностями следователя, что при этом не умоляет его роли при установлении истины по уголовному делу. В ходе производства по уголовному делу следователем устанавливаются, а в дальнейшем всестороннее рассматриваются все обстоятельства дела, поскольку для установления истины по нему необходимо рассматривать все в совокупности, а не устанавливать только вину подозреваемого, обвиняемого. В соответствии с УПК РФ обязанности следователя включают в себя сбор, анализ и оценку доказательств, необходимых для составления, а в последующем предъявления обвинения изобличенному в совершенном преступлении лицу, при этом не исключается сбор доказательств, которые могу подтвердить невиновность указанного лица, ведь их сбором и фиксацией также занимается следователь, а не только сторона защиты. В рамках расследования уголовного дела следователь не имеет права скрывать или утаивать установленные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о невиновности обвиняемого. Следователь в процессе расследования уголовного дела обязан соблюдать права и свободы всех участников уголовного процесса. Если при расследовании обнаруживаются обстоятельства, которые указаны в части 1 статьи 24 и части 1 статьи 27 УПК, то следователь прекращает уголовное преследование в отношении подозреваемого, обвиняемого, либо прекращает производство по уголовному делу. Для установления истины по уголовному делу следователь самостоятельно собирает, проверяет и проводит оценку доказательств; для того, чтобы самостоятельно убедиться в том, что доказательства являются достоверными. Доказывание является основной целью расследования по уголовному делу, а способом собирания, анализа и оценки доказательств на предварительном следствии являются следственные действия. С.А. Шейфер отмечал, что: «следственное действие – предусмотренное уголовно-процессуальным законом мероприятие, проводимое следователям в целях собирания и проверки доказательств. Данное мероприятие сочетает в себе поисковые, познавательные и удостоверительные операции и приемы, которые обусловлены своеобразным сочетанием в каждом из них общенаучные методы познания, которые соответствуют особенностям следов преступления и приспособленные к эффективному обнаружению, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации» . Ю.В. Остербург в своей статье описывает научный метод познания, который включает пять основных этапов: «1. Постановка проблемы; 2. Формирование гипотезы; 3. Сбор данных путем наблюдения и эксперимента; 4. Интерпретация этих данных; 5. Выводы. Ю.В. Остербург выделяет индукцию как отправную точку познания, с которой начинается уголовное расследование, а дедуктивная логика, является его неотъемлемой частью» . М. Л. Гутерман утверждал, что «в юридической литературе следственными действиями являются лишь те действия, признаком которых является направленность данных действий на собирание, исследование, оценку и использование доказательств, т.е. непосредственная связь их результатов с возможностью получения доказательственной информации по делу» . Следственное действие – представляет собой установленное уголовно-процессуальным законом действие, представляющее себе определенную строго регламентированную процедуру, при этом оно служит собиранию и проверки доказательств по уголовному делу, кроме того, следственное действие является первоначальным звеном в уголовно-процессуальной деятельности. Если в ходе производства следственного действия допускается нарушение уголовно –процессуального законодательство, то оно не может рассматриваться как доказательство по уголовному делу, поскольку получено с нарушением норм УПК РФ. Необходимо отметить, что следственные действия, которые оформлены не в связи с расследованием уголовного дела, но в соответствии с уголовно-процессуальным законом, или данные действия были оформлены до возбуждения уголовного дела, недопустимы. Так в соответствии со ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ. К недопустимым доказательствам относятся: показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; предметы, документы или сведения, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, за исключением предметов и документов, указанных в части первой статьи 81 УПК РФ. Доказательства являются основанием для производства следственного действия по уголовному делу. Какие-либо сведения, которые были получены не процессуальным путем, не являются доказательствами, и не могут служить основанием для производства следственного действия. Процессуально неправильное оформление также влечет доказательство к признанию его недопустимым. Для правомерности производства следственного действия необходимо предварительно проверить и подтвердить данные сведенья доказательствами, которые были получены в процессуальном порядке. Следователь уполномочен самостоятельно принимать решения о проведении следственных действий, исключением является случаи, когда законом предусмотрена необходимость судебного порядка получения разрешения на производство следственного действия. Согласно ч. 1 ст. 165 УК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит следующие следственные действия, производство которых возможно только по судебному решению: производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; производство обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 УПК РФ; производство личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ; производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; наложение ареста на имущество; реализация, утилизация или уничтожение вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3 и 6 - 8, подпункте "г" пункта 9 части второй статьи 82 УПК РФ; контроль и запись телефонных и иных переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Следователь для получения доказательств вправе производить следующие следственные действия, такие как допрос, очная ставка, обыск, выемка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, осмотр, получение образцов для сравнительного исследования и другие. В зависимости от конкретной следственной ситуации по тому или иному уголовному делу следователь самостоятельно определяет последовательность производства следственных действий, законодательство четкой регламентации последовательности не определяет, при этом давая права следователю в случаях нетерпящих отлагательств проводить неотложные следственные действия, например, в ночное время, или без санкции суда, поскольку срочность их проведения необходима для фиксации и закрепления доказательств по уголовному делу. Уголовно-процессуальный закон четко регламентирует и трактует цели и основания производства того или иного следственного действия, кроме того, он определяет правила их производства, нарушения которых приводит к тому, что доказательства признаются недопустимыми. Порой та или иная следственная ситуация диктует условия, при которых следователю необходимо принудительно вторгнуться в жизни участников процесса, а именно нарушить их конституционные права. Все производимые следователем следственные действия направлены на установление истины по уголовном делу, то есть на установление всех обстоятельств произошедшего, при этом производство того или иного следственного действия должно сопровождаться служебной необходимостью и производиться с соблюдением норм закона. Как правило, местом производства следственных действий является местом его расследования, то есть следователь производит их в помещении своего служебного кабинета, при этом не исключается производства следственного действия в иных местах с соблюдением его специфики, например, осмотр места происшествия производится в месте, где произошло преступление; обыск в месте, где участник уголовного процесса может хранить имеющие значение для следствия предметы, а некоторые следственные действия могут начинаться в кабинете следователя, а продолжаться а месте совершенного преступления – проверка показаний на месте. УПК РФ не ограничивает следователя в определении места проведения следственного действия, он решает это самостоятельно в зависимости от конкретного случая. Согласно уголовно-процессуальному закону, производство любого следственного действия должно проводиться в дневное время. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В виду того, что на практике встречаются случаи, когда промедление грозит утратой доказательств, их сокрытием либо продолжением преступных действий, то следственные действия производятся в ночное время. Уголовно-процессуальный закон предусматривает случаи, при которых пи производстве следственных действий для удостоверения законности его производства необходимо участие незаинтересованных лиц- понятых. Участие понятых обязательно при производстве обыска в жилище, при личном досмотре, для производства остальных следственных действий допускается применение технических средств хода и фиксации следственного действия. Стоит отметить, что участие понятых в следственных действиях гарантирует соблюдение прав иных участников процесса, так как лица, которые не заинтересованы в исходе уголовного дела фиксируют законность производимых следственных действий. Так УПК РФ предусмотрены следственные действия, при которых участие понятых обязательно, к ним относятся: обыск, личный обыск, предъявление для опознания, исключение составляет производство следственных действий в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, обыск, личный обыск, предъявление для опознания, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись. Привлечение следователем специалиста возможно во многих следственных действиях. Так специалист входе производства следственного действия при использовании технических средств, а также своих специальных навыков и познаний помогает следователю фиксировать обстановку или ход производства следственного действия, а также помогает обнаруживать, фиксировать, а в последующем надлежащем образом изымать доказательства. Кроме того, УПК РФ допускает случаи, при которых в следственном действии могут принимать участия обвиняемый, подозреваемый, свидетель; потерпевший. При случае, когда лицо не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь приглашает переводчика и следственные действия проводятся уже с участием переводчика. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. С этого момента на адвоката распространяются правила, установленные частью третьей статьи 53 УПК РФ, он участвует при допросе подозреваемого или обвиняемого, а также в иных следственных действиях, которые производятся следователем с их участием. Защитник, который присутствует при производстве следственного действия, имеет право делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в протоколе следственного действия, задавать вопросы допрашиваемым. При производстве следственных действий законом предусмотрено применение аудиозаписи, фотосъемки, видеосъемки, киносъемки, а также использование иных научно-технических средств, которые служат способом для обнаружения, фиксации и использования доказательств. Все следственные действия, производимые следователем, оформляются протоколом, содержание которого зависит от характера следственного действия и порядка его выполнения. В протоколе описывается ход и результаты следственного действия, также фиксируются обстоятельства, которые были обнаружены при производстве следственного действия. При применении научно-технических средств, в протоколе обязательно указывается: наименование технических средств, которые применялись и их назначение. После того как следователь составил протокол, протокол необходимо подписать всем участвующим в следственном действии лицам, а следователь разъясняет им право делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. При наличии каких-либо замечаний у участников следственного действия о правильности и полноте составления протокола наряду с их заявлениями по поводу действий следователя должны быть отражены в конце протокола. Протокол подписывается всеми лицами, которые участвовали в производстве следственного действия. 1.2. Обеспечение независимости следователя Испокон веков профессия следователя являлась престижной, авторитетной, а главное очень важной для всего общества, поэтому даже в настоящее время вопрос самостоятельности и престижности следователя является актуальной, а с другой дискуссионной. В виду того, что до сегодняшнего дня в российском законодательстве отсутствует какие-либо гарантии, обеспечивающие его независимость и самостоятельность при расследовании уголовных дел, при принятии по нему процессуальных решений, при определении объема следственных действий, которые необходимо произвести. Но ввиду существующих ограничений и рамах, в которые загоняется следователь нет возможность говорить о его самостоятельности даже в указанной ретроспективе. М.С. Строгович, писал, что, «пока следователю не будет обеспечена определенная сфера независимости, проблема предварительного следствия не может быть решена» . Как и большинство процессуалистов того периода, он поддерживал идею выделения следственного аппарата из какого-либо ведомственного влияния, обеспечения процессуальной независимости следователя через организационное построение органов предварительного следствия, определения его места в системе государственных органов. Суть процессуальной независимости следователя заключается в ограждении его от какого-либо незаконного воздействия, влияния и вмешательства в его деятельность. Как указывал Л.Д. Кудинов, «независимость - качественное состояние субъекта, исключающее возможность признаваемого обществом и государством воздействия на него со стороны кого бы то ни было» . В современных реалиях вопрос обеспечения процессуальной самостоятельности стоит еще более острее. Это, прежде всего, объясняется возросшими возможностями влияния на процесс расследования уголовных дел со стороны лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства. Так, в последние годы очевидно возрос интерес к процессу раскрытия и расследования преступлений со стороны различных должностных лиц, правозащитников и иных деятелей, институтов, общественных фондов (союзов, объединений и пр.), СМИ, которые в том числе активно представляют и защищают интересы отдельных категорий граждан (предпринимателей, заключенных и пр.). Также стоит отметить, что в значительной степени возросло влияние средств массовой информации, которые не только освещают ход раскрытия и расследования отдельных преступлений, вызвавших резонанс, но и путем публичных обсуждений, представления мнений сторон и участников судопроизводства опосредованно влияют на ход расследования, порой с негативной стороны, поскольку как правило позиции, освещенные в СМИ является достаточно обывательскими, и в некоторых случаях с действительностью не имеют ничего общего, при этом негативно формируя мнение о следственных органах. Примерно еще 20 лет назад о следователе мало кто говорил публично, не обсуждались так активно вопросы о ходе расследования, о результатах раскрытия преступлений, о фигурантах уголовных дел, не высказались позиции иных лиц. В настоящее время следователь стал фигурой публичной, более уязвимой в глазах общественного мнения, довольно распространены случаи дискредитации деятельности следователя, а также собранных по делу доказательств. На сегодняшний день очень сильно возросло влияние средств массовой информации на работу следователя, причем в большинстве случаев это влияние носит негативный характер. При анализе публикаций средств массовой информации можно сделать вывод о том, что при выявлении правоохранительными органами какого-либо сообщения о преступлении, через непродолжительный промежуток времени об этом становится известно средствам массой информации, которые освещают произошедшее со своей обывательской точкой зрения, выдвигая те или иные версии, не зная всей картины произошедшего.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
15000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 84 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg