ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1. Специфика понятия и структура профессионального стресса
В последние годы значительное внимание привлекает проблема влияния специфики профессиональной деятельности на состояние здоровья специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У них наиболее часто наблюдаются разнообразные психические и физиологические реакции на достаточно широкий круг ситуаций в трудовой деятельности, которые являются следствием профессионального стресса.
Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать вызванную физиологическим механизмом стресса энергию, копившуюся длительное время, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте. Впервые понятие «стресс» было введено Г. Селье в 1936 г. как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом [20]. С 60-х гг. XX в. понятие «стресс» стало широко применяться в исследованиях, направленных на изучение влияния организационного окружения на здоровье работающих, в физиологии, медицине, психологии, социологии. При этом перед представителями данных наук стоит единая задача: найти уровень оптимального напряжения в процессе трудовой деятельности, который обеспечит его высокую эффективность и в то же время не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения.
Выделяют три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) экологический подход; 2) трансактный подход; 3) регуляторный подход (Леонова А.Б., Кузнецов А.С., 1993; Щербатых Ю.В., 2006) [12, 30].
Экологический подход начал развиваться с конца XX столетия, когда были предприняты первые систематические исследования качества жизни и факторов риска для здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда, включая оценку психофизиологической напряженности деятельности. В рамках экологического подхода стресс рассматривается как результат дисбаланса между требованиями окружающей среды и наличными ресурсами человека. Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерных связей между факторами напряженности труда и их негативными последствиями, которые рассматриваются в трех плоскостях: их влияния на труд, на физическое здоровье и на психическое состояние специалистов.
Трансактный подход к профессиональному стрессу сформировался в середине 1970-х гг. как прямое следствие развития когнитивных концепций стресса. Новый взгляд на природу психологического стресса предложил Р. Лазарус [11]. Разграничивая понятия физиологического и психологического стресса, Р. Лазарус подчеркивал, что во втором случае стрессовую реакцию следует понимать, как результат того, что «в каждой конкретной ситуации индивид требует от самого себя» и может ли он «эффективно справиться с субъективно воспринимаемой угрозой, если ситуация кажется ему таковой». Данный подход основан на интерпретации стресса как процесса развития индивидуально-личностных форм адаптации к осложненным условиям деятельности. Главными компонентами этого процесса являются когнитивная оценка ситуации и актуализация репертуара внутренних средств преодоления затруднений, т.е. копинг-стратегий. Р. Лазарус называет восемь копинг-стратегий и предлагает диагностический метод для выявления индивидуальной их конфигурации. Действительно, для человека важно знать, какие психологические ресурсы он использует в ситуациях переживания повышенного психоэмоционального напряжения, стресса [11].
Регуляторный подход опирается на изучение психофизиологических механизмов адаптации работающих и микроанализ выполнения конкретных трудовых задач. В исследованиях отмечается, что состояние стресса может улучшать показатели деятельности, если оно не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации. Стресс оказывается фактором развития и профессиональной самоактуализации личности. Ведущая роль в адаптации к стрессу как тяжелому периоду жизни человека принадлежит ценностно-смысловой сфере личности, где сосредоточено ядро переживаний, позволяющих выдержать тяжелое испытание за счет выработки новых жизненных смыслов.
Некоторые авторы отмечают различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности. Рабочий стресс образуется из-за причин, связанных с условиями труда и местом работы. Профессиональный стресс – из-за причин, связанных с профессией, родом и видом деятельности. Организационный стресс возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей организации, в которой он трудится. Данные понятия близки, но не синонимичны.
Профессиональный стресс ? это напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Специфика понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности.
Согласно исследованиям психологов Манчестерского университета, к категории лиц, наиболее подверженных опасности развития профессионального стресса, после шахтеров относят полицейских. Выделяют следующие основные виды профессионального стресса:
1. Информационный стресс, возникающий в условиях жесткого лимита времени, усугубляется в условиях высокой значимости задания и ответственности за результат его выполнения. Часто данный стресс сопровождается неопределенностью ситуации и быстрой переменой информационных параметров.
2. Эмоциональный стресс, образующийся при реальной или предполагаемой опасности (например, при возникновении чувства вины за невыполненную работу, из-за отношений с коллегами и др.). При этом нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
3. Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется повышенной конфликтностью, неспособностью контролировать себя, неумением тактично отказать в чем-либо, незнанием средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п. [18].
Профессиональная среда оказывает существенное влияние на личность человека. Выделяют три варианта существования человека в профессии:
1) адаптивно-репродуктивный (этот вариант реализует значительное число специалистов массовых профессий; специалисты достаточно успешно справляются с нормативными профессиональными функциями, в основном, путем упрощения реальных трудовых ситуаций);
2) адаптивно-деформирующий (в отличие от адаптивно-репродуктивного варианта его представителям свойственна высокая ценностная погруженность в свой труд, в то же время они зачастую «закрыты» для иных сфер жизни);
3) дезадаптивно-деформирующий (формируется «психическое выгорание», которое является проявлением полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности, вызывая стойкую неудовлетворенность последней) [22].
Профессиональная деятельность человека может быть осложнена воздействием стрессоров разной природы. Р.С. Никифоров (2006) предлагает систематизированную совокупность наиболее типичных стрессоров, распространенных в различных сферах профессиональной деятельности [9]:
1. Организация и содержание профессиональной деятельности: условия труда (организация рабочего места); неритмичность в организации труда; чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы; однообразие выполняемой работы; рутинная работа; неудобные часы работы, работа по выходным; неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, голод, жажда); внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления); трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действия и др.; сменная работа; качество оборудования; опасность для жизни и здоровья, риск; новизна, реорганизация на работе; ситуация неопределенности; повышенная ответственность; обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или малое участие в процессах принятия решений; неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации.
2. Профессиональная карьера: проблема статуса; неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое); неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; чувство «заложника» выполняемой работы; недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; переход на другую работу; выход на пенсию.
3. Оплата труда: отсутствие ясности в оплате труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и её оплатой; неравная оплата труда.
4. Взаимоотношения на работе: неприятности (конфликты) с руководством по службе; плохое руководство; конфликтные взаимоотношения с коллегами по работе; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; интриги; ограничения свободы поведения; изоляция в рабочей группе.
5. Внеорганизационные источники стресса: проблемы в семье; жизненные кризисы; финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; проблемы со здоровьем [9].
Также выделяют такие причины возникновения стресса на рабочем месте, как конфликт между выполнением и невыполнением работы; несовместимость различных наборов налагаемых на работников обязанностей; ролевая неоднозначность; недостаточная или чрезмерная загруженность на работе; ответственность за других.
1.2. Анализ понятия «экстремальной ситуации» в психологии
Существуют различные подходы к понятию экстремальных условий. Проведенный анализ позволяет выделить следующие подходы к понятию «экстремальные условия»:
– экстремальные условия сводятся к понятию «чрезвычайная ситуация» (Короленко Ц.П., 1978);
– экстремальные условия – это те условия, которые требуют нервно-психического напряжения (Лебедев В.И., 2002);
– экстремальные условия – как результат воздействия внешней среды (Провоторов В.Д., 2005).
Ц.П. Короленко (1978) относит к экстремальным условиям те, которые находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации, например, крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия на грани переносимости организма [8].
В.И. Лебедев (2002) считает границей, отделяющей обычные условия от экстремальных, такие ситуации, в которых под воздействием психогенных (т.е. актуализирующих психические реакции) факторов сихофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную человеческую деятельность. Иными словами, когда происходит разрушение адаптивного барьера, «ломка» динамических стереотипов в центральной нервной системе (ЦНС), и наступает психическая дезадаптация или кризис. В связи с этим под экстремальной ситуацией предлагается понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Ведь именно достижение персонального порога адаптированности ставит человека на грань, на которой создается опасность его жизни и здоровью [10].
Экстремальные условия также характеризуются измененной афферентацией, информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска. На человека воздействуют семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни.
Согласно позиции В.Д. Провоторова (2005), экстремальные условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного (неожидаемого) изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов [25].
Экстремальные условия – это крайне жесткие максимальные или минимальные условия, которые ведут к появлению функциональных состояний, определяемых как динамическое рассогласование, и обусловливают необходимость перестройки систем гомеостатического регулирования за счет максимальной мобилизации резервов организма. Степень напряжения адаптационного процесса (признаки частичной или полной дезадаптации) является мерой экстремальности [21].
Экстремальными (от лат. «extremum» – предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Экстремальность различных воздействий на человека определяется не только их силой, продолжительностью, но и также их новизной, неожиданностью, непривычностью проявления. Иначе говоря, это факторы, к которым человек не адаптирован, не готов действовать в их условиях.
Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:
1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);
2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);
3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);
4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации). К экстремальным факторам относятся: экстремальные материально-обстановочные, социально-обстановочные, содержательные элементы деятельности, организационные и операциональные элементы деятельности [21].
Важно понимать, что экстремальная ситуация и чрезвычайная ситуация (ЧС) не являются синонимичными понятиями. Когда говорится об экстремальной ситуации, то имеется в виду отношение человека к событию, а когда о ЧС – речь идет об объективно сложившейся обстановке.
Экстремальная ситуация – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком, как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
К основным особенностям экстремальных ситуаций можно отнести следующие:
– обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;
– жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события»; часто можно услышать: «Это было еще до аварии» (болезни, переезда и т. д.);
– человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;
– большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.
Экстремальные ситуации создают особые условия, во время которых в значительной степени изменяется содержание выполняемых задач, возникает необходимость в использовании новых подходов к оценке взаимовлияния этих ситуаций и субъекта деятельности [5].
Таким образом, экстремальными являются ситуации, которые вызывают у человека большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить поставленную задачу.
1.3. Особенности эмоционального выгорания военнослужащих в экстремальных ситуациях
Понятие «синдром эмоционального выгорания» или «burnout» впервые упомянул и воспользовался в 1974 году американский психиатр Фрейденсбергер Х., заимствовав из художественной литературы — романа Грима Г. «Ценой потери». Содержание понятия «burnout» означает психологическое состояние, включающее усталость, снижение работоспособности и разочарование у здоровых людей. Которые находятся в эмоционально тяжелой обстановке при выполнении профессиональной работы [16].
Известно, что большую часть исследований по изучению синдрома эмоционального выгорания проводились за рубежом (К. Армстронг, А. Брадский, С. Браун, С. Варнат, М. Ганн, С. Джексон, С. Ларсон, К. Маслач, Б. Перлман, Е. Хартман и др.)
Изучение понятия «burnout» в России рассматривали следующие ученые: В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, Е. И. Кальченко, В. Е. Орел, Е. С. Старченкова, А. Б. Серебрякова, Д. Шульц, С. Шульц [2, 17, 21].
Автор известной методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко (1999) определяет этот феномен как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [2, с. 45].
Более широкую трактовку дает В. Е. Орел (2001): «Психическое выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы» [17, c. 20]. При таком подходе выгорание рассматривается как явление, которое охватывает весь организм и проявляется в аффективных, когнитивных, физических и поведенческих симптомах.
К. Маслак и С. Джексон определяли выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы, включающую 3 основных компонента:
• эмоциональное истощение (чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
• деперсонализацию (цинизм, негуманное отношение к реципиентам);
• редуцирование своих профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
В реальности происходит следующее: сталкиваясь со стрессовой ситуацией, организм мобилизует свои ресурсы для ответа на возникшие обстоятельства. Ситуации, разные по сложности, повторяющиеся или новые, но происходящие регулярно, требуют реагирования и использования ресурсов. Если ресурсы не возобновляются и расходуются нерационально, они истощаются, а организму в целях самосохранения приходится включать механизмы психологической защиты и переходить на режим жесткой экономии энергии.
При эмоциональном выгорании развиваются все три стадии стресса (по Г. Селье):
1. Нервное напряжение (тревожность) – его создают хронически травмирующая эмоциональная атмосфера, плохая организация деятельности, повышенная ответственность и др.
2. Резистенция (сопротивление) – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных переживаний.
3. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса [20].
Таким образом, сначала у военнослужащих происходят незначительные изменения в поведении и деятельности, которые, казалось, не несут опасности для самого человека и для окружающих людей. Но, именно эти изменения могут привести как к существующим изменениям профессиональной адекватности, так и непоправимым потерям при возникновении условий экстремального характера и/или выполнения боевых задач. Следовательно, изучение особенностей эмоционального выгорания у военнослужащих является актуальной проблемой в современном мире.
В профессии военнослужащего, помимо существующих факторов, наблюдается еще один немаловажный фактор. Он связан с личностными особенностями военнослужащего (индивидуальные факторы). То есть, личностные характеристики военного человека также влияют на возникновение синдрома эмоционального выгорания. На данный период времени современные исследователи синдрома эмоционального выгорания отметили более ста симптомов, которые, в свою очередь, помогают определить степень выраженности эмоционального выгорания.
Военная сфера деятельности напрямую зависит от специфики взаимоотношений и взаимодействия между военнослужащими. Каждый член армии находится на конкретном месте и занимаемой должности, где формируются определенные отношения в коллективе, в семье [1].
В связи с этим выделяют три типа людей с наиболее частым проявлением синдрома эмоционального выгорания.
Первый тип: педантичный, симптомы – апатия, сонливость (добросовестность, болезненность аккуратностью, излишняя привязанность к прошлому, стремление в любом деле добиться образцового порядка).
Второй тип: демонстративный, симптомы – переутомление, которое выражается в излишней раздражительности и гневливости (стремление первенствовать во всем, высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы).
И третий тип: эмотивный (чувствительность, склонность воспринимать чужую боль, впечатлительность, граничит с патологией и с саморазрушением) [1].
Отсюда следует, что необходим обязательный учет индивидуальности каждой личности (саморегуляция поведения; коммуникативные способности и моральная нормативность) как для начинающих свой профессиональный военный путь, так и для тех, кто со стажем.
Специалисты в области выгорания отмечают, что развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми. Станет ли воздействие стрессогенных обстоятельств психотравмирующим, зависит от субъективного восприятия их личностью, от личностных и психофизиологических особенностей человека, от психологической устойчивости личности, от психологической готовности и подготовленности.
Вывод по 1 главе. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников синдром эмоционального выгорания возможно предугадать и предотвратить. В связи с опасной сферой деятельности военного человека, необходимо четко контролировать его поведение в сложных ситуациях и уровень стресса. Вести учет факторов, влияющих на личность каждого военнослужащего, и осуществлять профилактический, при необходимости, психокоррекционный комплекс. А также проводить ряд психодиагностических исследований, направленных на изучение личностных особенностей и выявление симптомов эмоционального выгорания. Следовательно, уровень эмоционального фона военнослужащих и результативность их работы будет полностью зависеть от того, насколько своевременно будут выявлены и откорректированы особенности развития синдрома эмоционального выгорания.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Организация и методы исследования
Проводимое исследование направлено на выявление профессионального стресса и особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в экстремальных ситуациях.
Цель работы: выявить особенности профессионального стресса и эмоционального выгорания военнослужащих в экстремальных ситуациях.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень эмоционального выгорания приводит к симптомам профессионального стресса, возникающее у военнослужащих в экстремальных ситуациях, связанных с выполнением профессиональной деятельности.
Поставленная цель реализуется в задачах:
1) Провести исследование профессионального стресса и особенностей эмоционального выгорания у военнослужащих в экстремальных ситуациях.
2) Разработать программу военнослужащим по снижению профессионального стресса и эмоционального выгорания в экстремальных ситуациях служебной деятельности.
Исследование проводится в 3 этапа:
1-й этап: подобраны методики психологической диагностики и осуществлена психологическая диагностика профессионального стресса и особенностей эмоционального выгорания.
2-й этап: проведен анализ, который позволил определить те факторы, которые необходимо сформировать, с целью правильной подготовки военнослужащих к экстремальным ситуациям.
3-й этап: разработана программа, которую можно рекомендовать военнослужащим по снижению профессионального стресса и эмоционального выгорания в экстремальных ситуациях.
Для решения поставленных задач и получения более точных и обширных результатов обследования был выбран комплекс эмпирических методик, такие как тестирование, опросники и методики (Приложение 1).
Методика К. Вайсмана, предназначена для выявления уровня профессионального стресса. Согласно интерпретации данной методики, чем выше полученный балл по результатам тестирования, тем выше уровень стресса. Минимальное значение по этому тесту - 15, максимальное - 75.
Следующий опросник, предназначен для диагностики уровня эмоционального выгорания. Создана Бойко В.В. в 1996 году, где он предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы.