1. Понятие и сущность инфляции
Инфляция – процесс обесценивания денег, выражающийся в росте цен. Поэтому инфляция часто отождествляется с изменением ценовых индексов [1, с.116].
Инфляция является ненормальным экономическим процессом. Её сущность связана с различными отклонениями денежной массы от реального объёма, либо с нарушением спроса/предложения на рынке (по мнению Кейнса). Безусловно, инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценивание денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении. Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров. Для открытой инфляции характерно невмешательство государства в процессы формирования цен и заработной платы. Для подавленной инфляции соответственно наоборот – характерен контроль со стороны правительства за ростом цен и заработной платой. Такая ситуация вызывает товарный дефицит. Покупателю приходится переплачивать во время поиска нужного товара. В результате чего деньги скапливаются в торговле, обходя сферу производства. По итогу увеличивается дисбаланс между спросом и предложением. Наибольшее распространение данный вид инфляции приобрёл во время СССР [5].
1.1. Причины инфляции
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
? снижаются проценты по кредитам;
? снижаются налоги;
? падают объемы производства;
? растут бюджетные расходы;
? растет зарплата.
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
? погода, от которой зависит урожай, а значит, и цены на продукты;
? конкуренция — если она усиливается, предприниматели начинают снижать цены в борьбе за клиентов;
? тарифы монополий на перевозки и энергоносители, заложенные в стоимость любого товара;
? курсы валют, если конечная цена продукта зависит от зарубежных поставок оборудования или программного обеспечения.
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки [6].
1.2. Типы и виды инфляции
Виды инфляции определяются темпом и степенью расхождения роста цен, а также её предсказуемостью:
1. Умеренная инфляция (в среднем составляет от 3 до 4% в год, но не превышает 10%). Это нормальный уровень инфляции, для которого характерен невысокий темп роста цен. Негативное воздействие на экономическую ситуацию не осуществляется.
2. Ползучая инфляция (8-10% в год). Рост уровня цен незначительный, происходит равномерно на протяжении нескольких лет.
3. Галопирующая инфляция (до 50% в месяц, 200% – 300% за год). Присутствует скачкообразный рост цен. Такая инфляция оказывает неблагоприятное влияние на экономику: сбережения идут в убыток, уровень жизни населения ощутимо понижается.
4. Гиперинфляция (более 50% в месяц, около 1000% за год). Такая инфляция полностью разрушает экономику. Цены растут быстро, разница между ценами и заработной платой колоссальная. Гиперинфляция опасна тем, что предотвратить ее возможно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т.д. [5].
Выделяют два типа инфляции: 1) инфляция спроса; 2) инфляция издержек. Нарушение равновесия со стороны спроса называется инфляцией спроса. В случае роста издержек производства поднимается цена предложения что, в свою очередь, влечёт за собой инфляцию предложения.
Инфляция спроса. Инфляция спроса вызвана выпуском в обращение дополнительной массы денежных средств, что создаёт превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этом случае необходимо сокращать государственные расходы, стремясь к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.
Причины, вызывающие инфляцию спроса:
1. Милитаризация экономики и рост военных расходов (все ресурсы: интеллектуальные, материальные и др. вкладываются в военную экономку вместо гражданской продукции, т. е. потребительских товаров).
2. Дефицит государственного бюджета (инфляция неотвратима, когда расходы государства превышают доходы) и рост внутреннего долга.
3. Импортируемая инфляция (разновидность инфляции, когда в стране повышенное поступление валюты иностранных государств при повышении цен на отечественную продукцию).
4. Чрезмерные инвестиции в тяжёлую промышленность.
Инфляция издержек. Инфляция издержек, обусловленная ростом издержек производства, допускает следующие причины её возникновения:
1. Снижение роста производительности труда и падение производства.
2. Возросшее значение сферы услуг.
3. Энергетический кризис.
4. Из-за подорожания топлива, сырья, роста импортных цен.
5. В результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов [1].
1.3. Измерение инфляции
Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен. Делается это так: 1) выбирается базисный период; 2) выбирается корзина благ, которую покупает типичная семья со средним доходом; это важно для того, чтобы проводить сравнение уровней цен на одни и те же товары; 3) подсчитывается стоимость этой корзины, принимаемая за 100%; 4) та же самая корзина оценивается в ценах текущего периода; 5) издержки на покупку корзины в текущем периоде выражаются в процентах от издержек базисного периода. Так, если стоимость жизни выросла на 5%, то индекс цен текущего периода составит 105%. При практических расчетах прежде всего оценивают процентный рост цен отдельного блага, а затем взвешивают их по доле расходов на каждое благо в общей сумме потребительских расходов соответствующего периода. Пусть, к примеру, в корзину входят только два блага — мясо и хлеб. Индекс цен (при отсутствии затрат на другие блага) исчисляется следующим образом.
Цена каждого блага в каждый следующий год (например, в 2020 г.) выражается в процентах от его цены в предыдущий год (например, в 2019 г.), а затем умножается на соответствующий весовой коэффициент. Затем эти взвешенные цены суммируются и делятся на сумму весов, что и дает общий индекс цен. Индекс цен определяет их текущий уровень по отношению к базовому периоду. Например, 2019 год используется в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. А в 2020 г. индекс цен был приблизительно равен 120%. Это значит, что в 2020 г. цены были на 20% выше, чем в 2019 г., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 2019 г. стоил 100 руб., в 2020 г. стоил 120 руб. Чтобы вычислить темп инфляции для данного года, необходимо вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен данного года, разделить эту разницу па индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, в 2019 г. индекс на потребительские товары был равен 115, а в 2020 г. — 125. [2].
2. Экономические последствия инфляции
Рассмотрим социально-экономические последствия инфляции. \
1. Инфляция сокращает доходы и уровень благосостояния людей, особенно тех, которые живут на фиксированные доходы.
2. Пропадают стимулы к сбережениям: ведь откладывание покупки «на потом» приведет к тому, что то же благо придется покупать по более высокой цене.
3. Инфляция приводит к увеличению процентных ставок, что не только отпугивает потенциальных инвесторов, но и создает дополнительные трения между кредиторами и заемщиками (например, при выплате процентов по вкладам).
4 Инфляция искажает механизм размещения ресурсов. Фирмы, имеющие избыток ликвидных средств (те же инвестиционные компании), начинают вкладывать деньги только в те активы, которые надежно защищены от инфляции. Оборудование офисных помещений, скажем, становится более выгодным, чем строительство нового завода. Капитальная стоимость подобных активов растет к удовольствию их владельцев, но не всегда в интересах общества в целом.
5. Сокращается эффективность экономической деятельности, так как: а) повсеместный рост цен позволяет получать большие доходы и делает конкурентоспособными даже наименее эффективные фирмы; б) возрастает общая неопределенность в экономике; в) рыночные сигналы становятся менее однозначными, ибо на поведение индивидов влияет желание защититься от инфляции, например, добавив специальные пункты в заключаемые договора; г) увеличивается вероятность перебоев в процессе производства, поскольку профсоюзы будут более настойчивы в требованиях повысить зарплату; д) определенные ресурсы уходят на оказание социальной поддержки от инфляционных потерь.
6. Инфляция способствует росту экономической и социальной нестабильности, поскольку все начинают гоняться за высокими денежными доходами. Люди, которые опасаются будущего роста цен, будут заранее закладывать в трудовые договора более высокие доходы.
Инфляция всегда снижает покупательную способность денег. Однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции можно принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить ее негативные последствия. Непредвиденная же инфляция моментально «съедает» доходы и, соответственно, снижает жизненный уровень населения [2].
3. Инфляционные процессы в РФ
По итогам 2020 г. в кризисных условиях инфляция ускорилась до 4,9%, превысив целевой ориентир ЦБ РФ на 0,9 п.п.
В первой половине 2020 г. в результате масштабного снижения потребительского спроса инфляция находилась ниже целевого ориентира.
Во второй половине года влияние проинфляционных факторов усилилось. После поэтапного снижения ключевой ставки с 6,25% годовых в январе 2020 г. до 4,25% годовых в июле 2020 г.
Банк России приостановил смягчение монетарной политики. В первой половине 2021 г. ускорение инфляции продолжится, однако, по нашим оценкам, к концу года она окажется вблизи целевого ориентира Банка России. По итогам 2020 г. инфляция составила 4,9% (3,0% в 2019 г.), превысив целевой ориентир ЦБ РФ на 0,9 п.п.
Потребительская инфляция в 2020 г. формировалась под воздействием комплекса различных факторов. Несмотря на некоторое ускорение темпа роста цен в марте-апреле 2020 г., инфляция в годовом выражении (за предыдущие 12 месяцев) в марте и апреле 2020 г. составила 2,5 и 3,1% соответственно, оставаясь существенно ниже целевого уровня. (См. рисунок 1.)
Рис. 1[7].
Это позволило Банку России осуществить значительное смягчение монетарной политики. Так, 27 апреля ключевая ставка была снижена на 0,5 п.п., до 5,5% годовых, 22 июня – на 1 п.п., до 4,5% годовых и 27 июля – на 0,25 п.п., до 4,25% годовых, что соответствует историческому минимуму. В сентябре-декабре 2020 г., на фоне действия проинфляционных факторов, включая новое ослабление рубля, восстановление потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий, ЦБ РФ приостановил смягчение монетарной политики, сохранив ключевую ставку на неизменном уровне в условиях ускорения инфляции с 3,6% в августе до 4,9% годовых в декабре 2020 г. Продовольственная инфляция после увеличения в марте и апреле 2020 г. до 1,0 и 1,7% в месяц соответственно вследствие роста спроса на продукты первой необходимости замедлилась до 0,2% в мае и июне.
В июле-сентябре 2020 г. в секторе продовольственных товаров наблюдалась сезонная дефляция. Осенью в условиях роста мировых цен на продовольствие российские продовольственные товары подорожали. Лидерами роста цен на мировом и на российском рынках оказались сахар (в России – +64,5% в декабре 2020 г. к декабрю 2019 г.) и подсолнечное масло (+25,9%). В результате по итогам года продовольственная инфляция в годовом выражении составила 6,7% (по сравнению с 2,6% в декабре 2019 г. к декабрю 2018 г.).