Введение
Актуальность. Проблема воспитания патриотизма является актуальным вопросом современного образования. В свете новых тенденций развития общества: компьютеризации, глобализации и интеграции встает вопрос о том, как меняется представление о патриотизме, которые является важной частью формирования нравственного облика гражданина. Современные вызовы требует новых ответов, найти которые можно опираясь на труды философов и педагогов разных эпох. При этом самое важное дидактическое условие такой работы – знание психологического портрета современного российского школьника.
Развитие патриотических чувств неразрывно связано с историческим процессом. От эпохи к эпохе оно меняет свои формы: от былин на Руси до современных уроков по ФГОС. Тем не менее, неизменными остаются цели воспитания – прививание любви к родине и уважения к своей стране, знание своего прошлого. От этого зависит благополучие нации и государства.
В сущности, воспитание патриотизма – одна из главных форм работы по воспитанию личности ученика. Именно уроки истории являются наиболее удобным пространством для организации работы с темами, связанными с патриотизмами и гражданственностью.
По требованиям ФГОС основного общего образования личностные результаты в первом пункте должны отражать: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества» .
Кроме того, самый подходящий возраст воспитание патриотизма – школьный. Именно в нём формируются важнейшие социальные установки. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию ребенка, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому современному педагогу нужно ориентироваться в приемах и техниках по развитию патриотизма и гражданственности.
В ФГОС патриотизм определяется среди базовых национальных ценностей . Это значит, что работа по его воспитанию – относится к ключевым дидактическим задачам педагога. Таким образом, проблема патриотического воспитания является актуальной в условиях современной школы.
Степень изученности проблемы. Патриотизм – явление историческое. Поэтому степень изученности проблемы в отечественной педагогике можно разделить на несколько периодов. Период от Древней Руси до Московии характерен тем, что вопросы воспитания не носили светский характер. Этические вопросы решали источники религиозного содержания, самый яркий из них «Домострой». Учитывая принцип историзма, важно сказать, что также термин отечество сливался с понятиями веры и верности князю, царю. Тогда еще не сформировались современные понятие о государственности, родине и гражданственности, которой не было как общественного института. Однако по мере развития общественных отношений ситуация меняется.
В истории педагогической мысли эпохи Российской империи выделяются первые историки и просветители. Так, Н.М. Карамзин относил патриотизм к лучшим человеческим качествам . Сама «История государства Российского» по задумке автора, должна носить дидактический характер. Идеи Карамзина повлияли на отечественных рационалистов и демократов, которые открыли новую страницу в истории педагогики.
А. Радищев относил формирование любви к родине к основным дидактическим задачам. Всю жизнь философ писал труды о том, как улучшить тяжелую жизнь екатеринской России. Один из способов – воспитание в людях лучших качеств, готовности жить ради родины . Именно эти идеи сыграли ключевую роль в эпоху «Золотого века» русской культуры.
В XIX веке этой проблеме уделяли особое внимание литературные критики и общественные деятели. Среди них выделяется Н. Г. Чернышевский, создавший собственную педагогическую концепцию и нравственный идеал человека. Программа Н. Г. Чернышевского – в создании нового общества . Следовательно, новому обществу нужны граждане, которые бы его строили. Главное качество таких людей – патриотизм, идеи которого воплощаются в равенстве, свободе и взаимной поддержке. Воспитание таких людей было главной целью дидактических романов писателя.
Современник Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинский видел в воспитании патриотизма воплощение как гуманистических, так и социал-демократических идей, которые ведут человечество к общему счастью . Поэтому в актуальной литературе критик хотел видеть образ настоящего человека своего времени. Его пример должен был воспитывать соотечественника. Подобные идеи критика – предвестник современных дидактических концепций, которые реализуются на уроках истории, где через личностный или литературный пример воспитываются гражданственность, нравственность и патриотизм.
Советская педагогика уделяла много внимание данной проблеме. Ключевые советские педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и К.Д. Ушинский выступали за формирование патриотического сознания учеников в стенах учебных учреждений.
Так, А.С. Макаренко, создатель оригинальной воспитательной концепции, писал о важности развития у подрастающего поколения навыка жить не только своими интересами, но жизнями народа, своих соотечественников. В этом и заключается истинный патриотизм. Такой бытовой патриотизм педагог противопоставлял концепции героизма, где патриотизм рассматривается исключительно как военный подвиг. Напротив, для А.С. Макаренко патриотизм – в первую очередь служение родине и общему интереса. Похожее понимание патриотизма оставалось актуальным для советской педагогической школы, и было распространено в 90-ые.
Педагог С.Т. Шацкий одним из первых обратил внимание на важность регионального и краеведческого компонента в воспитательном процессе. Именно на таком материале патриотизм взращивается наиболее полно и эффективно, ведь дети изучают то, с чем знакомы с самого детства.
К.Д. Ушинский внес огромной вклад в наследие отечественной педагогической мысли. Ученый считал, что если человек живет в обществе, в государстве, то он должен чувствовать к ним любовь и привязанность, это естественно чувство. Однако его можно воспитать, сделать чувства яснее и понятнее, поставить их на рельсы служения общества. Люди в процессе социализации получают те или иные качества, и очень важно, чтобы в школе ученики усваивали идеи патриотизма, именно тогда раскроются их лучшие нравственные задатки. Но для К.Д. Ушинского патриотизм не только цель, но средства педагогики . Благодаря чувству патриотизма можно воспитывать в учениках гордость за отечество, терпимость к другим народам, сопричастность к своему народа. Важно отметить, что эта идея К.Д. Ушинского актуальна и на современном этапе.
В советскую педагогическую науку, её представления о развитии патриотизма, огромный вклад внёс В.А. Сухомлинский. Во многих научных трудах ученый рассматривает проблему работы учителей по патриотическому воспитанию. В.А. Сухомлинский создал собственную систему патриотического воспитания . Для автора многочисленных трудов по формированию патриотизма, это понятие означает в первую очередь «благородную любовь к социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. В этом смысле патриотизм является обыденной практикой, которую можно воспитать. Вместе с тем патриотизм может и означать подвиг – боевой или трудовой. Важно отметить, что он патриотизм имел скорее социалистическую окраску. Тем не менее, идеи В.А. Сухомлинского в этой области оказали большое влияние и на поздний период, свободный от влияния концепции К. Маркса и В.И. Ленина.
Однако с распадом Советского Союза меняется не только политическая, но и идеологическая ситуация. Педагогика оказалась свободна от любых идеологий и классового подхода. Конечно, теперь отечество не называлось социалистическим. Можно сказать, что ряд педагогов вернулся к наследию XIX века. Но вместе с этим были творчески переработаны главные идеи советских педагогов.
Современные тенденции понимания воспитания патриотизма отражают работы К.Ш. Ахиярова . В своих трудах ученый подчеркивает проблему сохранения национальной идентичности в многонациональной России,
Важный концептуальный момент на современном этапе отечественной педагогике выделяет С. Е. Матушкин . Исследователь, как и ряд современных педагогов, обращает внимание на неразрывную связь патриотического и гражданского воспитания. Этот принцип отражается в ФГОС, где гражданственность и патриотизм выделены в один пункт личностных требований.
Известный современный педагог Н.Е. Щуркова обращает внимает на то, что патриотическое воспитание относится в первую очередь к нравственному воспитанию . Это значит, что оно относится к ряду ценностей, а следовательно их воспитание является первоочередной целью дидактики.
Таким образом, тема воспитания патриотизма традиционно является одним из актуальных вопросов отечественной педагогики. Важно отметить, что в зависимости от исторического периода меняется само содержания понятия патриотизма. Однако между идеями педагогов XIX века, СССР и современной Россией видна преемственность. Она заключается в том, что патриотизм понимается крайне широко, выделяется среди главных национальных ценностей и лучших человеческих качеств.
Объект исследования: педагогический процесс обучения на уроках истории России.
Предмет исследования: патриотическое воспитание семиклассников
Цель исследования: рассмотрение курса истории (7 класс) как средства патриотического воспитания школьников.
В соответствии с целью отметим следующие задачи исследования:
1. Выделить теоретико-методологические особенности патриотического воспитания в педагогическом процессе.
2. Раскрыть основные понятия по направлению «патриотическое воспитание».
3. Выявить возрастные и психолого-педагогические особенности семиклассников.
4. Рассмотреть форму работы по реализации патриотического воспитания на уроках истории в 7 классе.
В соответствии с поставленными задачами, в данной курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и сравнение методической и педагогической литературы, аналитический метод и метод обобщения. Методические принципы работы – историзм и сциентизм.
Новизна работы заключается в уточнении научных представлений о содержании понятия «педагогическое воспитание», различных аспектов его проявления.
Практическая значимость работы: представленный теоретический и практический материал, выводы и теоретические разработки могут быть использованы на уроках истории, подготовке к семинарским занятиям и на элективных курсах.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, приложения и списка литературы.