Понятие «свобода» разнообразно, оно включает в себя различные аспекты. В словаре русского языка Ожегова свобода определяется как «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь всего общества и отдельных его членов; отсутствие каких-нибудь ограничений либо состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» .
Из чего следует, что личная свобода существует лишь при наличии общества, так как личная свобода определенной личности ограничивается правами другого.
Таким образом регулятором границ социальной свободы является право. Следовательно, социальная свобода определенная нормами права имеет форму свободы правовой, которая представляет собой определение границ дозволенного в социуме самостоятельного и независимого поведения человека и правовых пределов реализации его требований .
Однако выделяют внутренние и внешние аспекты свободы. Так внутренние аспекты включает в себя свободу совести как свободу личного убеждения полученного опытным путем; свободу мысли и чувства; свободу выражения и распространения мнений. К внешним аспектам принято относить свободу личных целеустремлений, образа жизни, выбора деятельности; свобода действий, которые ограниченны правами других.
На протяжение всего существования цивилизованного общества отношение к свободе оставалось неизменным. По пришествию множества столетий смены форм власти, правителей и развития научной мысли и, в частности, общественных наук свободу признают как абсолютное благо.
Так на ранних этапах становления общества и государства в целом свобода являлась привилегий, ею обладали, как правило, лица приближенные к власти, свобода же остальных была ограниченной. К примеру развитие философской и правовой науки не противоречило существованию рабства.
С возникновением софистов в Древней Греции стали закладываться основы будущей теории естественного права. Основой ценности для которых являлось равенство людей, ибо люди «родственники, свойственники и сограждане – по природе, а не по закону» (Гиппий).
Средние века из-за влияния религии и священнослужителей характеризуются существенной зависимостью светской власти от религии. В дополнение ко всему наличие крепостного права противоречило признанию свободы как всеобщей ценности. В связи с чем большее внимание в христианских учениях уделялось не политическим правам и свободам а свободе воли. Основу христианской религии состоят положение о том, что Божья воля – это абсолютная категория. Отрицать наличие воли конкретного человека нельзя, так как Бог заповедует людям совершать добро и поступать согласно своей совести, однако человек не может удержаться от совершения неприглядных поступков. В связи с чем можно сделать вывод о том, что человек имеет право выбора между подчинением моральному закону, своей совести или иным внешним обстоятельствам.
Краеугольным камнем теории естественного права является ценность свободы. В соответствии с которой состояние свободы личности не предоставляется какой-либо властью, а принадлежит каждому по праву рождения. Основной принцип: разрешено все, что не запрещено законом (Джон Локк: свобода – возможность «действовать или не действовать согласно нашему желанию или выбору» ); где начинаются права одного заканчивается свобода другого.
В юридическом аспекте свобода многообразна: свобода может быть личной, социальной, политической, экономической, культурной и т.д.
К личным свободам принято отн6осить свободу передвижения, выбора занятия, возможность поступать по своему усмотрению и своему волеизъявлению, право и свобода распоряжаться собой. Политическая свобода – это свобода активного и пассивного избирательного права (право избирать и быть избранным – это именно право, а не обязанность), возможность состоять в политических партиях и общественных объединениях и свобода в выборе такой партии и объединения. К социальным свободам относится, в первую очередь, право на труд (право трудиться и свобода в выборе профессии), к экономическим – свобода предпринимательской деятельности.
Свобода – это абсолютная ценность, неотъемлемое право индивида, но и она может быть существенно ограничена государством. В свою очередь, абсолютная свобода – это отсутствие насилия над волей одного лица со стороны других лиц и обстоятельств. Наверное, единственная абсолютная свобода, которую нельзя ограничить, это свобода совести и вероисповедания, свобода мысли (в философском аспекте свободный разум) и убеждений. Даже свобода слова в некоторых случаях может быть ограничена (например, призывы к экстремизму). А за некоторые деяния человек может быть лишен свободы передвижения, определения местонахождения и места жительства. Вместе с тем, у человека всегда есть возможность и свобода выбора: выбора своей профессии, выбора среди друзей, выбора поступить так или иначе, в том числе и выбора между законопослушным и девиантным поведением. Определенная свобода выбора остается даже в условиях физического ограничения свободы (отказываться от еды или принимать пищу, исполнять чужие команды под страхом наказания или нет и т.д.) .