Современное общество ставит перед собой задачу всестороннего развития личности, умеющей грамотно проявить себя в различных видах деятельности. Важное место занимает сформированность умения выполнять синтаксический разбор.
Одна из важнейших задач уроков русского языка – формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Работа над предложением в начальной школе занимает особое место потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация – все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Знания, полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего обучения, поэтому очень важно на данном этапе сформировать у младших школьников умение выполнять синтаксический разбор.
В образовательной программе акцент делается на овладение основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи [13].
Данной проблемой занимались такие педагоги, как М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская, Т. Г. Рамзаева , Е. С. Антонова , С. В. Боброва.
М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская отмечают важную роль синтаксических знаний и умений, которые способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной [8, ст. 275].
Е. С. Антоновой и С. В.Бобровой выделяются типичные ошибки, которые могут допускать учащиеся начальных классов: 1) нарушение границ предложения; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 3) неправильное использование конструкций с причастным и деепричастным оборотами; 4) усложнение подлежащего местоимением; 5) в построении предложений с однородными членами; 6) объединение в качестве однородных членов родовых и видовых понятий; 7)нарушение лексической совместимости подлежащего, выраженного цельным словосочетанием , и сказуемого и основные методы работы над данными ошибками [2, ст. 339].
На основании всего вышесказанного выделено противоречие между объективными потребностями практики в формировании у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор и недостаточной теоретико - практической разработанностью педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию данного рассматриваемого качества.
С учётом выявленного противоречия была определена проблема исследования - каковы педагогические условия формирования у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор.
Исходя из основной цели объекта и предмета исследования выделим основные задачи формирования у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор:
1) изучить литературу по данной теме;
2)на основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыть сущность понятий «синтаксис», «синтаксический разбор»;
3) выявить педагогические условия формирования у младших школьников умения выполнять синтаксический разбор;
4)определить критерии и показатели уровня сформирмированности умения выполнять синтаксический разбор;
5) выявить уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор;
6) разработать проект формирующего эксперимента по формированию умения выполнять синтаксический разбор с учетом выделенных педагогических условий.