Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование умения моделировать задачные ситуации у младших школьников

tanypav 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2022
Анализ психолого-педагогической и методической литературе позволяет сделать вывод: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к урокам математики. Одной из основных задач начального курса обучению математики является обучение младших школьников моделированию. В новом образовательном стандарте оно представлено как важное УУД: выпускники начальной школы должны научиться использовать знаково-символические средства, что связано с действием моделирования.
Введение

Использование моделей и моделирования – одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Поэтому знакомство школьников с методами моделирования актуально для современной школы, особенно в условиях постоянно увеличивающегося объема учебной информации, появления новых ее носителей (электронные учебники, компьютерные энциклопедии, порталы для школьников, содержащие как материалы для обучения, так и для досуга) и средств доступа к ней. Строя модель математических явлений или жизненных ситуаций, учащийся может глубже и тщательнее понять условие задания, отбросив все несущественные детали. Таким образом, одной из основных задач школьного математического образования можно считать обучение учащихся переносу реального явления в проектируемое, и дальнейшее создание модели. Работа с моделями в большой степени развивает такие умения младших школьников, как самостоятельность в получении нового знания и дальнейшего его преобразования с целью применения к решению задач, а также готовность и способность к саморазвитию. Однако проблема обучения младших школьников созданию и дальнейшему использованию моделей недостаточно решена, так как большинство исследователей занимались этой проблемой применительно к среднему и старшему школьному возрасту (В.С. Абатурова, И. Г. Обойщикова и др.). Сегодня моделирование из специального метода научного исследования превратилось в важнейший общий метод познания. Возрастающая роль метода моделирования как способа познания объясняется тем, что он позволяет получать данные о явлениях и процессах, недоступных непосредственному изучению. Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент наблюдается недостаточная разработанность методического обеспечения процесса формирования умения моделировать задачные ситуации у младших школьников на уроках математики. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить проблему исследования: каковы приемы формирования умения моделировать задачные ситуации у младших школьников на уроках математики. Обозначенная проблема определила тему исследования: «Формирование умения моделировать задачные ситуации у младших школьников». Цель исследования: изучить особенности формирования умения моделировать задачные ситуации у младших школьников. Объект исследования: обучение младших школьников решению задач. Предмет исследования: формирование умения моделировать задачные ситуации у младших школьников. Гипотеза исследования заключается в том, что формирование умения моделировать задачные ситуации у младших школьников будет более эффективно, если целенаправленно и систематически применять на уроках математики комплекс заданий, направленный на формирование умения моделировать. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи: ? рассмотреть использование различных моделей в обучение математике младших школьников; ? провести анализ понятия задача и задачная ситуация в психолого-педагогической литературе; ? изучить особенности формирования умения моделировать на уроках математики при решении задач у младших школьников; ? организовать экспериментальную работу по формированию умения моделировать задачные ситуации у младших школьников. В ходе исследования применялись методы: ? теоретический анализ научной (психолого-педагогической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; ? эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование; ? статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: ? труды, посвящённые обучению математике в условиях реализации ФГОС НОО (С. М.Бондаренко, О. Л. Голубева, Н. А. Иванова, Г. В. Качура, Е. В. Матвеева, С. С. Шевелева, С. С. Щепеткова, М. А. Юсупова и др.); ? исследования, раскрывающие понятие и сущностные характеристики моделирования как педагогической категории (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С. Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.); ? работы, характеризующие применение моделирования в рамках курса математики для начальной школы (З. И. Бажан, А. А. Вендина, А. И. Гавриш, Т. В. Егорова, О. Н. Иванченко, А. С. Казакова, В. В. Кудряшова, С. В. Мельникова, Г. Л. Муравьёва, Н. А. Муртазина, С. С. Пичугин, И. И. Полосина, В. И. Седакова, Е. С. Толмачёва, Т. С. Хазыкова и др.). Организация и этапы исследования. Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа: ? первый этап был посвящён изучению и анализу педагогической литературы, включал определение объекта и предмета исследования, формулировку цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения и анализа условий обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач; ? второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы моделирования при обучении младших школьников математике; ? третий этап включал эмпирическое исследование: были сформулированы и реализованы условия обучения детей младшего школьного возраста моделированию на уроках математики при решении задач; получены и проанализированы результаты педагогической диагностики учащихся на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Практическая значимость заключается в том, что осуществлен анализ эффективности формирования умений моделировать задачные ситуации у младших школьников; результаты данного исследования могут оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. База исследования: МБОУ ИСОШ № 4 имени А.М. Клинового города –курорта Железноводска. Структура элементов выпускной квалификационной спроса работы. Работа состоит более из введения, информационное двух глав, первой выводов по воздействуют двум главам, более заключения, списка закупочной литературы и приложений. Объем мероприятий работы – 70 элементо3 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ ЗАДАЧНЫЕ СИТУАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1. Понятие «моделирования» в процессе обучения математике младших школьников 7 1.2. Особенности работы над задачей и задачной ситуацией в начальной школе 13 1.3. Формы и методы формирования умения моделировать на уроках математики при решении задач у младших школьников 18 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ ЗАДАЧНЫЕ СИТУАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35 2.1. Организация и методика исследования 35 2.2. Работа по формированию умения моделировать задачные ситуации у младших школьников 44 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы и выводы по исследованию 52 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(ред. От 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018. 31 с. (Стандарты второго поколения). 3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов. – М.: Просвещение, 2011. – 151 с. 4. Бажан З. И. Роль приёма моделирования в обучении младших школьников решению текстовых задач / З. И. Бажан // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 45. – С. 68-74. 5. Басангова Р. Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач / Р. Б. Басангова // Начальная школа. – 2012. – № 3. 6. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед.училищ / Под ред. М.А.Бантовой. – 3-е изд., испр. – М.: Провсещение, 1984. – 335 с. 7. Батербиев М.М. Малокомплектные сельские школы и разновозрастное обучение // Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С.87-97. 8. Белошистая А. В. Вопросы обучения решению задач / А. В. Белошистая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 10. – С. 73-79. 9. Бондаренко С. М. Основные принципы и методика проведения современного урока математики в условиях введения ФГОС НОО / С. М. Бондаренко, В. И. Бутакова // Современные тенденции развития теории и практики начального общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2012. – С. 6-8. 10. Вендина А. А. Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе / А. А. Вендина // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2017. – № 47. – С. 59-63. 11. Володарская, И. А. Моделирование и его роль в решении задач/ И. А. Володарская, Н. П. Салмина // Математика. - 2006. - №18 - С 2-7. 12. Гавриш А. И. Виды моделей при работе над текстовыми задачами в начальной школе / А. И. Гавриш // Современное образование : Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей. – 2017. – С. 55-59. 13. Голубева О. Л. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / О. Л. Голубева, Л. И. Суслова // В мире научных открытий: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 44-47. 14. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис.…д-ра психол.наук/Е.Л.Григоренко.–Москва, 2012. – 299с. 15. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т.Е. Демидова, Тонких А.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 16. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / Т.Е.Демидова, А.П. Тонких. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 288 с. 17. Денищева Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: учебное пособие / Л.О.Денищева, А.Е.Захарова, И.Зубарева. – М.: Бином, 2014. – 247 с 18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.- 256с 19. Егорова Т. В. Формирование у младших школьников умения моделировать на уроках математики / Т. В. Егорова, С.В. Митрохина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 348. 20. Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса / М.И.Зайкин. – Н.Новгород: ВолгоВятск. кн. изд-во, 1991. – 182 с. 21. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Метод пособие для учителей и родителей. / В.В. Зайцев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 104 с. 22. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б.Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с. 23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2011. - 288 с. 24. Казакова А. С. Использование приёма моделирования при обучении решению текстовых задач в начальной школе/ А. С. Казакова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения. – 2015. – С. 59-66. 25. Качура Г. В. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС / Г. В. Качура // Интерактивное образование. – 2015. – № 59. 26. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учимся решать задач: учебное пособие по математике / Ю.М.Колягин, В.А.Оганесян. – М.: Просвещение, 1980. – 99 с. 27. Кудряшова В. В. Моделирование на уроках математики в начальной школе / В. В. Кудряшова, Н.Г. Шмелева // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 13-15. 28. Кузнецов В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. - 1999. - №5. - С. 27 - 33. 29. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6. 30. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2015. – 64 с. 31. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальных классов. / Г.Г. Левитас. Начальная школа 2010. - № 5 – С.126. 32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н.Леонтьев. – 4-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 1981. – 584 с. 33. Лысогорова Л.В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии // Молодой ученый. – 2016. – №5–6 (109). – С. 68–70. 34. Матяж Т. В. Моделирование как универсальное учебное действие / Т. В. Матяж // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10. – С. 95-99. 35. Мельникова С. В. Формирование умений учащихся начальных классов решать текстовые задачи средствами математического моделирования / С. В. Мельникова, А.П. Кудинова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 4. – С. 204-206. 36. Методика преподавания математики в начальной школе: учеб. для студ. учреждений высш. образования / С. Е. Царева. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 496 с. – (Сер. Бакалавриат). 37. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I – III классах: пособие для учителя / М.И.Моро, А.М.Пышкало. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.: ил. 38. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: автореферат диссертации / Л.А.Мосунова. – Москва, 2006. – 43 с. 39. Муравьёва Г. Л. Моделирование как теоретическая основа учебно-методического комплекса по математике для начальной школы/ Г. Л. Муравьёва М. А. Урбан // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: Сборник научных трудов. – 2013. – С. 331-335. 40. Муртазина Н. А. Реализация математического моделирования на уроках математики в начальной школе/ Н. А. Муртазина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 16-2. – С. 125-129. 41. Обчинец А. С. Формирование умения моделировать на первой ступени общего среднего образования/ А. С. Обчинец // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 110-114. 42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Ин-т русского языка им. В.В.Виноградова Рос.акад.наук. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с. 43. Панкова О. А. Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников/ О. А. Панкова // Новые педагогические технологии. – 2014. – № 28. – С. 37-40. 44. Педагогический терминологический словарь. М.,– 2002. С. 136. 45. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 1-3. / Учебник комплекта «Учебник + рабочие тетради». – Изд. 5-е, перераб./ Л.Г Петерсон – М.: Ювента, 2013. – 80 с., 112 с. 46. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1-3. / Л.Г Петерсон. – М.: Ювента, 2012. – 112 с.; 96 с.; 80 с. 47. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1-3. / Л.Г Петерсон. – М.: Ювента, 2013. – 96 с.; 128 с.; 96 с. 48. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителя / Перевод с английского. Под редакцией Ю.М.Гайдука. – М.: Государственное учебно-пед. издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 207 с. 49. Полосина И. И. Моделирование при решении младшими школьниками текстовых арифметических задач/ И. И. Полосина // Актуальные вопросы современной психологи и педагогики: Сборник докладов Международной научной конференции. – 2015. – С. 12-14. 50. Репина Г. А. Педагогический инструментарий обучения детей 6 – 7 лет математическому моделированию / Г. А. Репина // Известия Смоленского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 256-266. 51. Ручкина В. П. Методика математики в начальных классах: учебное пособие /В. П. Ручкина, Л. В. Воронина, Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 283 c. 52. Сазонова Л.В., Жданова С.М. Приемы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1 – 2 классах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIIIМеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГРАД», 2016. – С. 181-187. 53. Свечников А.А. Решение математических задач в 1-3 классах: пособие для учителя / А.А.Свечников. – М.: Просвещение, 1976. – 160 с. 54. Седакова В. И. Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников/ В. И. Седакова, В. Л. Синебрюхова, А. Н. Резвякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - № 9-2. – С. 130-138. 55. Селькина Л.В. Методика преподавания математики: учебник для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов / Л.В.Селькина, М.А.Худякова, Т.Е.Демидова. – Пермь: Пермский гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 374 с. 56. Селькина Л.В. Учимся решать задачи. 2 – 3 класс: / Л.В.Селькина, М.А.Худякова. Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015. – 56 с. 57. Сизова М.Н. Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи // Молодой ученый. – 2016. – №5–6 (109). –С. 88–90. 58. Скрипова Н. Объединение сельских начальных школ – оптимальный вариант реструктуризации их сети // Народное образование. – 2004. – № 8. – С.77-80. 59. СтойловаЛ.П. Математика: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.П.Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с. 60. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский // Собрание сочинений в 7 томах. М.Л.: Издательство АПН РСФСР, 1949. – Т.5 – 591 с. 65 61. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: учебное пособие / Л.М.Фридман. – Москва – Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. – 240 с. 62. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е.Царева //Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 50-57. 63. ЦАРЕВА С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе / С.Е. Царева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 493с. 64. Шадрина И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 72-77. 65. Штофф В.А. Моделирование и философия. / В.А. Штофф. - М.-Л. Изд-во Наука, 1966. - 304с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ ЗАДАЧНЫЕ СИТУАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие «моделирования» в процессе обучения математике младших школьников Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В тоже время моделирование - это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Несмотря на то, что моделирование используется в учебно-познавательном процессе современной начальной школы (учебники И.И.Аргинской, Э.И.Александровой, Т.Е.Демидовой, Н.Б.Истоминой, Г.Г.Микулиной, Л.Г.Петерсон и др.), в методических пособиях для начальной школы проблема обучения моделированию не нашла должного отражения. В системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова моделирование выделено в качестве учебного действия, входящего в состав учебной деятельности, которое должно быть сформировано к концу начальной школы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg