Современная организация, действующая на определённом рынке и входящая в конкретную отрасль, в течение всего своего жизненного цикла занимает в структуре рынка или отрасли определенную позицию. Эта пози-ция интерпретируется ее статусом в восприятии клиентов, конкурентов в ре-зультате ее экономической, социальной, технологической, коммуникацион-ной и политической деятельности на рынке. Определение позиции организации на рынке возможно с помощью постоянных исследований, которые позволяют определить стратегии ее дальнейшего развития с учетом влияния внутренних и внешних факторов окружающей среды. Одним из важнейших факторов внешней среды организации является конкуренция.
В экономических условиях конкурентоспособность становится ключе-вым параметром деятельности компании. Современные тенденции развития экономики, новые вызовы, стоящие перед участниками экономической дея-тельности, обращают внимание на факторы конкурентоспособности пред-приятия и пути ее повышения. В этой связи особое значение приобретает повышение конкурентоспособности предприятия.
Повышение конкурентоспособности является трудоемким и ресурсо-емким процессом. Постоянное повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии непрерывного и поступательного долгосрочного улучшения всех факторов конкурентоспособности. На этой основе необходимо четко спланировать стратегию конкуренции.
Конкурентоспособность товаров и конкурентоспособность компании, производящей товары, относятся друг к другу как к частным, так и к общим. Способность предприятия конкурировать на определенном рынке товаров напрямую зависит от конкурентоспособности товара и сложных хозяйственных методов деятельности организации. Обычно понятие "конкурентоспособность предприятия" сводится к понятию "способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию". То есть конкурентоспособность предприятия означает способность предприятия использовать свои сильные стороны и концентрировать усилия на производстве таких товаров или услуг, где можно занять лидирующие позиции на внешнем и внутреннем рынках. Все это определило актуальность темы работы.
Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является повышение конкурентосрпособности ООО «ТЛС» посред-ством разработки мероприятий по соврешенствованию системы управления качеством.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты конкурентоспособности предприя-тия;
- проанализировать влияние системы управления качеством на конку-рентоспособность ООО «ТЛС»;
- разработать мероприятия по соврешенстоваванию системы управле-ния качеством с целью поавышения конкурентоспосолбности ООО «ТЛС».
Объект исследования – конкурентоспособность предприятия ООО «Технология Логистических Систем».
Предмет исследования – повышение конкурентоспособности посред-ством внедрения системы управления качеством.
Теоретической и методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов, таких как: Гиль-митдинова Ш.Г., Мохначев С.А., Ж-Ж. Ламбер, Чумпитас Р., Шулинг И., Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. и других, а также научные статьи Терениной Н.Л., Харламовой И.Ю., Хвостенко Т.М., Конева П.А., Ильвеса А.Л., методические пособия и Интернет-ресурсы.
Методы исследования: сравнительный, балансный, ситуационный, ста-тистический, экономико-математический.
Аналитическая часть работы написана на материалах бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «ТЛС» за 2018-2020 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включая параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты системы управления качества, как фактор развития конкурентоспособности предприятия, даны основные понятия качества, конкурентоспособности с точки зрения разных авторов, определены методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также критерии и факторы конкурентоспособности.
Во второй главе работы дана организационно-экономическая характе-ристика ООО «ТЛС», проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «ТЛС», анализ текущего положения дел, конкурентоспо-собности.
В третьей главе работы представлены мероприятия по совершенство-ванию системы качества для повышения конкурентноспособности предприятия ООО «ТЛС».
В материал входит 26 расчетных таблиц и 23 рисунка.