Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Интерактивные методы на уроке

baby_devochka 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2022
Объект исследования: современный учебный процесс. Предмет исследования: особенности использования интерактивных методов обучения на уроках естественно-научного цикла. Цель исследования: проанализировать особенности применения на интерактивных методов обучения на уроках естественно-научного цикла. Задачи исследования: - Изучить сущность и роль активных и интерактивных форм и методов обучения - Определить особенности и классификацию интерактивных методов обучения - Показать методы и средства интерактивного обучения на уроке физики - Выявить педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения на уроках естественно-научного цикла Методы исследования основаны на использовании описательного метода. Проводится анализ литературы по проблеме исследования. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала, интерактивные методы обучения, становятся мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Современное образование приблизилось к тому моменту, когда возникла потребность в создании новых технологий, которые обеспечивают самое важное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося и его активности. Нужно создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В последнее время получил распространение термин – «интерактивное обучение». Известно, что будущее потребует огромного запаса знаний не только в выбранной специальности, но в области современных технологий. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Методика предлагает различные пути обучения: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего. Интерактивное обучение (inter – между, aktio – происходит взаимодействие учителя и ученика. Суть данного вида обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся основывается на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом данные субъекты обучения являются равноправными, равнозначными. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть умеющих ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела потребность внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также способствовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов в процессе обучения 6 1.1. Сущность и роль активных и интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе. 6 1.2. Классификация и особенности интерактивных методов обучения 11 Глава 2. Методика использования интерактивных методов в процессе преподавания естественно-научных дисциплин 18 2.1. Методы и средства интерактивного обучения на уроке физики 18 2.2. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения на уроках естественно-научного цикла 23 Заключение 27 Список литературы 29
Список литературы

1.Айкинбаева Г.К. Одарённые дети: выявление, обучение и развитие /Айкинбаева Г.К.- 2005.- 21 с. 2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе./ Бабанский Ю.К. - Москва: Просвещение, 2003. - 259 с. 3.Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе. / Бабанский Ю.К.-Москва: Просвещение, 2006.- 305 с. 4.Богоявленская Д.Б. Психология способностей. / Богоявленская Д.Б.- Москва: Академия, 2002.- 320 с. 5.Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. / Ваганова Н.А.- Москва: Просвещение, 2010.- 265с. 6.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб: Союз, 2002. - 300 с. 7.Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. - СПб.,1998. – 42 с. 8.Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. [Электронный ресурс]/ Двуличанская Н.Н.-Электрон.-Наука и образование. МГТУ им. Баумана-2011.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy/viewer (дата обращения: 17.11.2021). 9.Дружинин В.Н. Психология общих способностей./ Дружинин В.Н. - СПб: Питер, 2000. -157 с. 10.Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение: учебное пособие. - Москва, 1985 – 166 с. 11.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. / Занков Л.В.-Москва: Педагогика, 1990.- 230 12.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении./ Занков Л.В. - Москва: Знание, 1960.- 162 с. 13.Каражигитова Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ / Каражигитова Т.А. -2006. -196 с. 14. Карпенко Е.А, Райс О.И. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени./ Карпенко Е.А, Райс О.И.-2020.-80с. 15.Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения / Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. -/ Педагогика, 2005.- 37с. 16.Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы./ Ковалева Т.М. - Москва: Издательский дом Российской академии образования, 2003.-153 с. 17. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся. [Электронный ресурс]/ Курышева И.В.-Электрон.-НГПУ-2009.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-v-kontekste-samorealizatsii-lichnosti-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 17.11.2021). 18.Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. / Лордкипанидзе Д.О. -Москва, 1957.-235 с. 19.Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности школьников: педагогические исследования. / Майтанова Н.Е. – 2004.-11с. 20. Тесля Е.В. Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] / Тесля Е.В.-Электрон.-НИИДПО-2020.- Режим доступа: https://niidpo.ru/news/850?gclid=CjwKCAiAnO2MBhApEiwA8q0HYclIgPsU2leKVmUCZyp0ulDcd2ff-grcB6EmjzGVBMoxBTDzw2b3lRoCDrEQAvD_BwE (дата обращения: 17.11.2021). 21.Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников. 1999.- 142 с. 22.Шаталов В.Ф. Точка опоры./ Шаталов В.Ф. - Москва: Педагогика, 2007.- 160с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов в процессе обучения 1.1. Сущность и роль активных и интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе. Изменения в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В последние годы невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: - постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; - выбора различных способов деятельности для достижения результата; - развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе; - развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; - мышления при принятии решений, критический подход к проблемам; - уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям. Понятие «интеракция» (от англ. Interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивными формами обучения являются: - деловые и ролевые игры; - групповая дискуссия, диспут; - дебаты; - мозговой штурм; - портфолио; - разбор конкретных ситуаций; - метод работы в малых группах; - круглые столы; - компьютерное моделирование и практический анализ результатов; - презентации на основе современных мультимедийных средств. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учётом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым арсеналом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Занков Л.В., размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда, кажется, что обучение проходит успешно». По результатам проведённых психологических исследований, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств». Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Стратегия интерактивного обучения – это организация педагогом с помощью определённой системы способов, приёмов, методов образовательного процесса, основанного на: - субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося; - многосторонней коммуникации; - конструировании знаний учащимся; - использовании самооценки и обратной связи; - активности учащегося. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Для того чтобы более полно раскрыть содержание методов интерактивного обучения, следует сравнить традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры: - цели; - позиция учащегося и педагога; - организация коммуникации в учебном процессе; - методы обучения; - принципы интерактивного подхода; - сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению. Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определённый объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определённую информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Таким образом, цель активного обучения – это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования. 1.2. Классификация и особенности интерактивных методов обучения Попытки классификации интерактивных методов обучения предпринимались следующими учеными: Л. Н. Вавилова, Т. Н. Добрынина, Е. Я. Голант, О. А. Голубкова, В. В. Гузеев, Е. С. Заир-Бек, М.В. Кларин, Е. Е. Лушникова, В. В. Николина, Т. С. Панина, Г. С. Харханова, А. Ю. Прилепо и другие. Рассматривая различные классификации интерактивных методов обучения, нужно отметить ряд проблем: во-первых, ни одна классификация не является достаточно полной, во-вторых, нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным. Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей. 1. Методы с узким спектром возможностей (решение и составление занимательных заданий, кроссвордов и т.п.). Данная группа обладает возможностями формирования конфликтогенных свойств в интеллектуальной сфере. Ее целесообразно использовать на первых этапах формирования мотивации конфликта, в группах учащихся с низким уровнем развития конфликтогенных свойств. 2. Методы со средним спектром возможностей (соревновательные игры). Включая в урок элемент соревновательности, предполагающий активное межличностное общение учащихся, учитель получает возможность воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу учеников. Соревновательные игры можно использовать на уроках во время опроса, закрепления материала, при обобщающем повторении. 3. Методы с широким спектром возможностей (дискуссии, диспуты, ролевые игры). Они характеризуются значительной содержательностью, четкой структурой, более целенаправленным и организованным участием школьников, активностью проявления позиций. Применение этой группы методов обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу учащихся. Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод). О. А. Голубкова , А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы: - дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); -игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры); -психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия). Н. Г. Суворова подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на: - индивидуальные, - парные, -групповые. Уделяя большое внимание групповым работам учащихся, автор перечисляет их виды, например, «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». При этом автор отмечает их избирательную эффективность. Так, при работе с учащимися 6–8 классов уместными являются наиболее простые формы групповой работы («вертушки», «большой круг», «аквариум»). Их преимущество для данного возраста автор видит в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Выделим основные подходы к классификации интерактивных методов обучения: на основании потоков информации между учащимися и обучающей системой (В. В. Гузеев); по степени включенности учащихся в учебную деятельность (Е. Я. Голант); по уровню интеракции (Е. Е. Лушникова); в зависимости от спектра возможностей (Г. С. Харханова); на основании рутинности и инновационности (Ю. Н. Емельянов ); по функциям (О. А. Голубкова, Г. С. Кулинич, В. В. Николина, Г. К. Селевко, А. Ю. Прилепо). Так, В. В. Гузеев , вводя понятие информационного режима обучения, говорит о экстраактивном, интроактивном и интерактивном режимах, возможных между обучающей системой и обучающимся. «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока – интроактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным». Подводя итог, можно сравнить данные классификации и выделить общие признаки: -авторы уделяют особое внимание формированию мотивации; -практическое применение предмета; -активное вовлечение учащихся в работу на уроке. Глава 2. Методика использования интерактивных методов в процессе преподавания естественно-научных дисциплин 2.1. Методы и средства интерактивного обучения на уроке физики Чрезвычайно важно, что в интерактивной системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс. При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать ученикам, работавшим вместе, разных оценок! Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg