1 Теоретические основы изучения зон свободной торговли
1.1 Виды свободных зон и их особенности
Современное мировое развитие, сопровождаемое процессом глобализации национальных экономических систем стран, характерно выделением экономические зоны, компактные территории и другие территориальные «точки» роста промышленности и развития инноваций во многих государствах мира. По данным Организации Объединенных Наций, на сегодняшний день в мире существует несколько тыс. свободных экономические зоны СЭЗ, которые имеют различные льготы и льготы для инвестиций, а также различные преференции. Зону свободного торговли ZST можно назвать типом международного интеграционного процесса, в котором страны-участники отменяют таможенные пошлин.
Но стоит заметить, что в науке не существует устоявшейся концепции свободной экономической зоны. Это следствие многообразия особых зон экономического развития, их целей и постоянной их трансформации и модификации в процессе исторического роста. Российский исследователь, профессор Авдокушин, считает, что СЭЗ представляет собой часть национальных экономических пространств с особыми режимами, в которых используется система стимулов и льгот, которые не применяются в других регионах страны, а также в других странах.
А.К.Заварзин считает СЭЗ важным институтом мировой экономики, особой формой международного экономического сотрудничества. Мэн Гуангвен (Men Guangen), немецкий профессор из Рупрехтского Карлского Университета Хайдельберга, говорит следующее: «СЭЗ может быть определен таким образом: Для реализации определенных экономических и политических целей СЭЗ определяется географически как регионы или территории внутри страны, или на территории трансграничных стран, где особо допускаются различные виды хозяйства и предоставляются свободные торговли, а также другие привилегии и льготы, отличные от тех, которые предоставляются в другой части страны». Российское законодательство сейчас использует как основное понятие «особая зона экономического развития».
Согласно статье 2 Федерального закона «О особой экономической зоне РФ» специальная экономическая зона является определенной Правительством частью территории РФ, где действует специальный режим предпринимательства». Н.Н.Шмонов, основываясь на определении ОЭСЗ, данной Законом, предлагает следующее толкование понятия ОЭСЗ: Особые экономические зоны являются частью территории национальной экономики с целостной системой связи и взаимоотношений, в которой действует особая льготная экономическая деятельность в целях решения социально-экономических, научно-техническых задач.
Однако, несмотря на многочисленные интерепритации понятия SEZ, все они объединены одним принципом:
- частная экономическая территория страны, отсутствие таможни или ее фиксация минимального уровня для ввоза и вывоза оборудования, сырья, исходного или промежуточного материала и готовых изделий при максимальной упрощённости всех процедур в области экспорто-импортных операций;
- режим льготного налогообложения, свободное обращение валюты, исходного или промежуточного материала и готовых изделий при общей свободе межстрановых валютных трансакций,
- гарантия конфискации собственности иностранных лиц;
- обеспечение функционирующих в SEZ компаниях широкого спектра кроме перечисленных привилегий и льгот. Многообразие определений SEZ также присуще их классификациям.
В течении времени эволюция SEZ развивалась от простой формы деятельности торгового типа СЭЗ до сложного производства массовых и высоких технологий, предоставления услуг от дешевого варианта до более дешевого и дорогого.
Все это повлияло на виды зон, созданных в разных государствах. Исторически доказано, что выбор типа СЭЗ очень зависит от уклада экономики и экономического уровня страны, а также от уровня развития экономики. СЭЗ чаще всего классифицируется по 5 критериям: сфере и характере деятельности самые распространенные критерии, цели, задачи, интегрированность, отраслевые признаки, характер имущества.
Исследователь И.В.Клим вводит свой критерий классификации СЭС: базы конкурентоспособности и степени пространственного замкнутого пространства. По критерию «базы конкурентоспособности» он разделяет ЭЗ на две крупные группы: дифференциальные и транзитивные, а в зависимости от пространственной ограниченности – на локальные ограниченные, функциональные.
Рисунок 1 - Классификация зон в контексте инновационного развития
Локально ограниченные и функциональные отличаются и по подходам к их организации. Эти подходы можно условно обозначить как пространственный и функциональный. В первом случае исследуемая зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Территориальная ограниченность - ключевая характеристика таких зон. Согласно второму подходу, свободная экономическая зона - это особый режим, применяемый к определенному виду экономической деятельности, независимо от местоположения предприятия, которое этой деятельностью занимается. Локально ограниченные - это пространственные зоны. Открытые - это функциональные пространственно не ограниченные зоны.
Мэнг Гуангвен, в свою очередь, предлагает классификацию, показанную на рис.2.
Рисунок 2 - Территориальный и режимный типы СЭЗ и их подтипы.
Территориальный тип СЭЗ имеет специальную территорию с высоким уровнем инфраструктуры и оборудованными административными зданиями, более обученных людей, чем в других странах, которые нельзя легко допускать к системным исследованиям. Кроме того, такой тип зоны исключает чрезмерные технические трудности в организации, распространении различного фискального, денежного и административного привилегия для большинства предприятий СЭЗ режима.
Анклавные подтипы свободных портов, свободных торговых зон, экспортно-ориентированных зон являются строго определенными зонами, в которых политика закрытой таможенной политики осуществляется так, что она не имеет прямого отношения к национальной экономике, в отличии от открытых типов специальных экономических зон, технопарков, свободных финансовых зон и свободных туристских зон.
Открытые зоны осуществляют особую таможенную политику, не закрытые и не строго определены или отделены от отечественного хозяйства.
Режимные типы СЭЗ предоставляют льготы фирмам, расположенным в любой стране пребывания, при выполнении определенных критериев. С точки зрения строго, этот вид СЭЗ – это только свободный экономический «режим», а никакая свободная экономическая «зона», поэтому это только частное явление территориального вида. По сравнению с территориальным типом СЭЗ режим позволяет развивать тесную связь с локальной экономикой и позволяет иностранным компаниям свободно выбрать оптимальное для своей деятельности место. Основываясь на промышленной политике, режимный тип можно назвать «бондовым экспортным заводам, таможным складам и высокотехнологичным предприятиям».
Отечественная исследовательница П. Павлова классифицирует четыре основных критерия: характер деятельности или функционального значения; степень интегрированности с мировой и национальной экономикой; отраслевой признак; характер собственности отечественного исследователя П. Павлова. П. Павлов, проведя исследование опыта в иностранных странах, приводит конкретный пример различных СЭС в различных странах. Таким образом, Южная Корея, как отмечает он, создала сложную систему, включающую четыре вида экономических зон: свободные торговые зоны для корейского и зарубежного бизнеса, занимающихся вывозом товаров из Китая Кунсан, дебул ; свободные экономические зоны, где транснациональные корпорации могут пользоваться иностранными работниками зоны, созданные в 3 городах – Инчоне, Пусане и Квангйане, Порте Инчоне и Международном аэропорте Инчоне, а также в международном аэропорте Инчоне, а также в международном аэропорте Инчоне.
Одна из видов зон свободного торговли является специальными магазинами безвозмездной торговли – «дьюти-фри» в международном аэропорту и морском порте. Эти магазины имеют экстерриториальную принадлежность и обладают правом безвозмездного ввоза товара. Самый крупный центр продаж «Дьюти-фри» в Дубайе. В настоящее время в мире появился новый вид зон – экспортно-экспортных зон, который достаточно быстро распространился на развивающиеся страны.
Особо развиты экспортные и производственные зоны Европы: Румыния, Венгрия, Болгария, Польша. Их особенностью является то, что они являются своеобразными предприятиями, основная задача которых - экспорт продукции и услуг, а также обеспечение производственного потенциала иностранных и международных хозяйственных организаций. В США есть три основных вида свободных территорий: - ЗВТ-зоны, - ЗВТ-бизнес-зоны, - технопарки.
Также в мире распространились свободные зоны банковского обслуживания, достигшие высшего уровня в странах экономической развитости. Это могут быть примеры банковских операций Швейцарии, Люксембурга, Гонконга, Сингапапура, Бахрейна и Каймановских островов, системы банковского и страхового обслуживания США, Франция, Германия, Великобритания и страховые компании Тайваня, Филиппин, Бермудского острова. Резюмируя вышеизложенное, следует заметить, что из всех различных классификаций SEZ невозможно однозначно выяснить, какой вид зон наиболее подходит для определенной страны, в силу многочисленных факторов, влиющих на этот выбор. Однако все виды свободной экономической зоны помогают интеграции национальной экономики в мировую экономику. Создание зон является оправданным, если реализуется уже имеющаяся экономическая рентабельность этих или других территорий, например, близость к международным центрам экономического обмена, существенный запас и ценность природного ресурса, развитый потенциал научно-исследовательской деятельности, сосредоточенность трудового ресурса.
1.2 Преимущества и недостатки
Как и все явления, зоны свободного торговли могут быть выделены преимуществами и недостатками. Несомненные плюсы могут быть разделены на три категории: экономическую, социальную и научную.
Первая экономическая группа преимуществ включает:
- привлечение иностранных и национальных капиталов благодаря специальному льготному экономическому механизму, стабильную законодательную базу и упрощенные организационные процедуры;
- использование льготных экономических механизмов международной географической разделенности труда, международное обращение капитала, расширение экспорта готовой продукции, рациональный импорт и создание импортозамещающих механизмов производства;
- ликвидацию монополии на внешнее экономическую деятельность благодаря предоставлению доступа всех организаций и предприятий СЭЗ к различным формам внешней экономической деятельности;
- рост валютного дохода в бюджетах стран и районов.
Социальные преимущества могут быть:
- ускорить развитие отсталых районов, концентрация в зонах ограниченных ресурсов, повысить занятость, создавать новые рабочие места, борьбу с бедностью;
- создать высококвалифицированную рабочую силу, изучая и применяя мировой опыт в организации, управлении, финансах;
- воспитать культуру управления, ориентирующуюся на требования мировых технологий управления, удовлетворяя населения высококачественными товарами народных потреблений, насыщая внутренний рынок.
И наконец, технические плюсы привлечение передовых отечественных и российских технологий, ускорение процессов инноваций и внедрения, привлечение зарубежных экспертов и экспертов, повышение эффективности использования ресурсов и инфраструктур конверсионного комплекса. Также можно рассматривать преимущества на другой стороне: выделяются существенные преимущества и иностранному капиталу.
Это в первую очередь налоговая льгота; доступ на национальный и региональный рынок; обеспечение низких производственных затрат, включая дешевую рабочую силу; возможность получения финансирования сниженных процентных ставок; права собственности на земельные участки.
2 Российский опыт создания свободных экономических зон
2.1 Особые экономические зоны национальной экономики
Сейчас в России реализуется масштабный проект, который называется Российскими особыми экономическими зонами. Она направлена на развитие региона путем прямых инвестиций российского и зарубежного капитала в высокотехнологичную экономику, импортозамещения, судостроения и туристического туризма. Особые зоны экономического развития создаются на 50 лет.
Каждая особая экономическая зона государство обладает специальным юридическим статусом, предоставляющим инвесторам ОАЭ ряд налоговых привилегий, таможенных привилегий и гарантирующей доступ к инженерным, транспортным и деловым инфраструктурам. Инвестиционные расходы инвесторов на реализацию проектов ОЭЗ на 30% ниже показателей общероссийского уровня на рис. 3.
Рисунок 3 - Особые льготы ОЭЗ в России
?
Российские компании ОЭЗ являются возможность реализации амбициальных проектов и выхода на внешний рынок.
Для зарубежных компаний ЭЗ является выходом на рынок России. ОЭЗ обеспечивает комфортные условия развития предпринимательства, реализации креативных идей и создание новых промышленно-высокотехнологичных изделий.
Цели создания ОЭЗ России:
– развитие высокотехнологичной отрасли экономики;
– развитие импортозамещающей отрасли туризма, санитарной и курортной отрасли;
– разработка и выпуск новых продуктов;
- расширение транспортной системы.
На рис. 4 показано положение особых территорий России.
Рисунок 4 - Расположение ОЭЗ в России
В нашей стране ОЭЗ создаются по четырем направлениям: промышленность, технологии, туризм и логистика. Россия - растущий большой перспективный рынок. Развитие национальной экономики обеспечивается ОЭЗ, которые дают резидентам (компаниям, осуществляемым свою деятельность на территории ОЭЗ) такие преимущества, как ориентация на будущее, что является ключевым условием успешного развития инновационного сектора экономики, и стабильность, так как государство гарантирует налоговые льготы, таможенные преференции, бесплатную инфраструктуру.
2.2 Международные зоны свободной торговли с участием России
Как уже говорилось в главе 1, Россия входит в такую международную свободную экономическую зону, как ЕС. Но у России также есть перспективы создать зоны свободного торговли для новых стран, например, для стран АЦЕАХ Ассоциация стран юго-восточной Азии.
С момента начала вступения в силу Соглашения о зоне свободной торговли между Китаем и АСЕАНом, было подписано соглашение о зоне свободной торговли между Китаем и АСЕАНом. CAFTA-Китай АСЕАН Free Trade Area в России активизировал диалог по необходимости диверсификации экономических отношений с частичным перераспределением торгового потока от Запада до Восточного. Если первую волну мирового финансового кризиса «обрушили» в первую очередь в США, вторую, раскрывшую чрезмерные бюджетные дефициты и государственный долг, «пронесли» в европейские страны.
Экономическое развитие стран Европы замедлилось, а импортный спрос резко снизился. В период мирового финансового кризиса рынок юго-востока ЮВА оказался совершенно иначе. "Таким образом, в 2009 году наряду с падением мирового хозяйства АСЕАН повысил совокупный вВП на 1,5%. Не удивительно, что по мнению Минэкономразвития России, более активно торговать с развивающимися странами Азии следует.
В этом плане дела с Китаем идут хорошо, с АСЕАН — движутся, однако медленнее чем хочется».