Формирование личности невозможно без взаимодействия с обществом, в котором живет личность. Личность - это феномен общественного развития, определённая живая личность, обладающая сознанием и самосознанием [15].
Многие психологи обращались к проблеме формирования самооценки. В зарубежной психологии проблеме самооценки посвящены работы У. Джеймса, К. Роджерса, Э. Эриксона, Р. Бернса. В работах российских психологов проблема самооценки прослеживается в работах К.К. Платонова, В.В. Столина, С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.
Для индивида личность - это система представлений о себе, которая создается им в деятельности и общении, проявляется в самооценке, чувстве собственного достоинства, уровне притязаний и т.д.
Подросток в системе межличностных отношений реализует себя таким, каким его воспитало это общество. Действия личности подростка являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в различные взаимодействия (процесс прямого или косвенного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [17]), подросток проявляет себя как личность и имеет возможность оценивать себя в системе отношений с другими, что проявляется в его самооценке.
В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные личностные качества (темперамент, характер и т.д.), так и волевые свойства, а также усвоенные индивидом общепринятые нормы и ценности общества.
Поскольку социализация детей-подростков непрерывно связана с отношениями в обществе и группе, определение социометрического статуса позволит охарактеризовать эти отношения подростка с другими людьми.
Изучение социометрического статуса и взаимодействия между людьми проводилось как зарубежными учеными Э. Берном, С. Л. Франклом, Дж. Морено, так и отечественными В. Г. Ананьевым, А. В. Петровским, А.Н. Леонтьевым, Д. И. Уманским, Н.Н. Обозовым. Они дали определения, описание структуры, содержания и особенностей проявления в определенном возрасте.
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что в подростковом возрасте у ребенка все чаще возникают вопросы о себе, своей личности, своем положении в обществе, о том, как его воспринимают окружающие.
Подросток начинает сравнивать себя с другими, смотреть на все свои поступки и поступки под призмой общественного мнения. Для подростка необходимо занять значимое место среди сверстников, быть признанным. Но не каждый подросток может достичь этого, потому что индивидуальные особенности и установки могут помешать им занять высокое статусное место. Часто это происходит из-за того, что подростки неадекватно оценивают себя.
Проблема исследования: какова связь уровня самооценки с социометрическим статусом в подростковом возрасте ?
Цель исследования: выявление взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом подростков.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом подростков.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с исследованиями самооценки и социометрического статуса.
2. Описать влияние самооценки на личность человека.
3. Описать особенности развития самооценки в подростковом возрасте.
4. Описать особенности формирования социометрического статуса.
5. Провести эмпирические исследования самооценки и социометрического статуса у подростков.
6. Определить наличие взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом по эмоциональному и деловому критериям в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация), эмпирические(психодиагностические методики), методы количественной обработки данных.
Конкретными методиками исследования выступили: социометрия - Дж. Морено (параметрический метод), метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение « Новосадовская средняя общеобразовательная школа» п. Новосадовый, Белгородского района, Белгородской области.