Актуальность исследования. На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает важное значение, во-первых, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в образованных людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Во-вторых, изменившиеся реалии учебного процесса: обновление содержания образования, ускорение темпа образовательного процесса, увеличение объема подлежащей усвоению информации и др. – привели к существенному ухудшению физического и психологического состояния современных школьников, что, несомненно, влияет на снижение познавательной активности. В этой связи осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития, самореализации личности. Это обусловливает необходимость активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Активизация познавательной деятельности обучающихся начальной школы обусловлена несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это требования государственной политики в области образования, отмеченные в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно этим документам, определяющей целью национального образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую важную ключевую компетенцию, как способность учащегося к обучению (функциональную грамотность). В ФГОС НОО подробно изложены ведущие требования к образовательному процессу и отмечены отличительные особенности выпускника (так называемый «портрет выпускника начальной школы»), приоритетными среди которых являются: «владеющий базовыми навыками обучения», «умеющий организовать собственную учебную деятельность», «готовый самостоятельно действовать в нестандартных условиях» [2].
Таким образом, выпускник начальной школы должен быть хорошо подготовлен и способен к саморазвитию, активному обучению и познанию, что достигается высоким уровнем развития познавательной активности.
К основным условиям развития познавательной активности относится учебный процесс. Очевидно, что ведущей деятельностью младшего школьного возраста является все же учебная, в ходе которой учителю необходимо работать над пробуждением интереса к знаниям, к самому учебному процессу и формированием потребности в самообразовании. В то же время педагоги и психологи доказали, что обучение будет гораздо более продуктивным, если учащиеся будут иметь относительно высокий уровень познавательной активности.
Поэтому в том возрасте, когда закладываются интересы и склонности к определенному предмету, важно рассмотреть вопрос о формировании устойчивого познавательного интереса младшего школьника, который является первым шагом в развитии познавательной активности ребенка.
Формирование познавательной активности при обучении иностранному языку как одного из самых популярных и востребованных предметов обучения является актуальным вопросом для исследования в целях определения особенностей формирования интереса к обучению, нахождения новых технологий и методик преподавания иностранного языка, определения роли личности учителя в познавательной активности детей.
Актуальность проблемы исследования формирования познавательной активности при обучении иностранному языку младших школьников обусловлена неполным раскрытием в методической литературе процесса возникновения и развития познавательного интереса к иностранному языку детей младшего школьного возраста, а также необходимостью поиска новых, наиболее подходящих современным детям способов формирования познавательной активности в условиях динамично меняющегося психологического портрета ребенка нового поколения и развития информационных и мультимедийных технологий.
Степень разработанности проблемы. Познавательная деятельность младших школьников проявляется не стихийно, а формируется в результате целенаправленной педагогической работы и умелого педагогического сопровождения. Проблема формирования и развития познавательной активности, конечно, не является совершенно новой в педагогической и психологической теории. В разное время этим занимались многие ученые. В современной педагогике сравнительно широко представлены различные способы активизации познавательной деятельности младших школьников.
Таким образом, содержание познавательной деятельности и деятельностного подхода подробно раскрыли в своих работах М. А. Данилова, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, А. И. Савенков, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина. Личностно-ориентированного аспект данной проблемы рассматривался В. В. Давыдовым, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской, А. В. Петровским, В. Д. Шадриковым, Т. В. Машаровой. С позиций деятельностного подхода, когда сущность познавательной деятельности раскрывается как ведущий метод действия, эта проблема была разработана В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, П. Я. Гальпериным, Ю. М. Колягиным, Л. Г. Петерсон, Д. Б. Элькониным.
Особенно актуальными остаются задачи развития познавательной активности в младшем школьном возрасте, поскольку важно, чтобы ребенок как можно раньше научился мыслить, находить причины возникновения трудностей, предлагать различные решения возникающих проблем. Так, например, в исследованиях Т. И. Шамовой познавательная активность определяется движением мотива самого человека (и, особенно, младшего школьника) ко владению новым, необычным, требующим труда и усилий для нахождения способа прикрепления этой информации к существующей базе знаний в долговременной памяти; в проявлении самостоятельности в осуществлении проектно-исследовательской деятельности [90].
Г. И. Щукина дает определение познавательной деятельности как индивидуального образования, которое дает «интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственную и эмоциональную отзывчивость обучающегося в познавательном процессе. Она характеризуется: поисковой направленностью в обучении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его с помощью различных источников, как в учебной, так и во внеурочной деятельности; эмоциональным подъемом, благополучием хода деятельности» [91, с.73].
В этой связи В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов и А. В. Петровский справедливо полагают, что именно младший школьный возраст содержит значительные потенциальные ресурсы для развития познавательной деятельности [29, 33].
В рамках общепедагогических работ исследованием активизации мыслительной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин занимались также Н.П. Ерастов, В.П. Кузовлев, Н.В. Кузовлева, Г.И. Панарина и др. Совершенствованием автономности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности младших школьников занимались такие специалисты, как Н.Н. Крафт, Т.В. Меркулова, Н.Н. Титаренко, Л.Д. Тхонг и др. Формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников посвятили свои труды В.А. Рожина, О.П. Осипова, С.В. Гильмутдинова и др.
Большое количество исследований посвящено различным методам и технологиям активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка. Так, использование игровых технологий как средства активизации познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения иностранному языку стало предметом исследований таких отечественных ученых, как Н.Н.Ачкасова, Е.Ю.Бахталина, О.А.Денисенко, Н.А.Малкина, Е.И.Матецкая, Н.Н.Трубанева, Н.А.Яценко и др.
Такие зарубежные лингвисты, как Эндрю Райт (1984), Ли Су Ким (1995), Агнесса Уберманн (1998), Айдан Эрзес (2000), Тхи Тхань Хуен и Хуат Тхи Тху Нга (2003) в значительной степени согласны, что игры способны создать полезный и мотивационный контекст для активизации познавательного интереса обучающихся на уроках иностранного языка.
Исследователи Е.С.Полат, М.Ю Э.В.Бурцева, Бухаркина, В.В.Копылова, О.М.Моисеева и другие активно занимались изучением возможностей технологии проекта в активизации познавательного интереса младших школьников на уроках иностранного языка.
Применению интерактивных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе обучения иностранному языку, компьютерному сопровождению данного процесса, в том числе, в младшем школьном возрасте, уделили внимание такие педагоги, как А.Р.Баранова, К.В.Зубова, И.А. Иванова, С.Л. Мищенко, С.И. Селиванов и др. Данные ученые указывали на тот факт, что использование ИКТ ускоряет формирование речевых компетенций обучающихся, формирует мотивационную составляющую младших школьников в процессе обучения, способствует оптимизации самостоятельной работы при обучении иностранному языку.
В целом следует отметить, что для младшей школы недостаточно методических разработок, направленных на развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку, в том числе с использованием ИКТ.
Основной проблемой исследования выступает: поиск, обоснование и реализация педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является познавательная деятельность учащихся начальной школы.
Предметом исследования выступают педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Целью диссертационной работы является разработка, обоснование и апробация совокупности педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка.
В качестве общей гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- учет уровня и особенностей познавательной активности и интереса младших школьников на уроках иностранного языка;
- разработана и внедрена модель активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка;
- реализован информационно-коммуникативный подход в процессе обучения иностранному языку учащихся начальной школы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе сформулированы и решены следующие задачи:
- определить основные теоретические подходы к решению проблем активизации познавательной деятельности младших школьников в современных педагогических исследованиях;
- разработать диагностический инструментарий оценки особенностей и уровня развития познавательной активности и интереса у младших школьников на уроках иностранного языка;
- разработать и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка;
- разработать модель активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка; осуществить апробацию и оценку эффективности разработанной модели.
Методы исследования: системное изучение педагогической, психологической, социологической литературы по теме работы; выявление и классификация лучшего опыта практических педагогов, систематизация материала, тестирование педагогов; моделирование социально-педагогических процессов и явлений; педагогическое наблюдение; опросы в форме анкетирования; экспериментальная работа; статистическая и математическая обработка, и интерпретация полученных результатов.
Теоретической основой исследования выступают:
- концептуальные положения о формировании познавательной активности (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, С.Л. Рубинштейн, Г.И.Щукина) и её влиянии на качество знаний по предмету (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Ланина);
- концептуальные положения о формировании познавательной самостоятельности и активности учащихся (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер);
- положения теория мотивации в обучении иностранному языку С.Т. Григорян, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Н.А. Саланович и др.
- теоретические подходы к использованию коммуникативного метода обучения иностранному языку (Е.И.Пассов), а также индивидуального подхода к обучению иностранному языку (И.Н.Верещагина, НД Гальскова, Г.В.Рогова);
- положения концепции педагогического сопровождения (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в том числе, компьютерного педагогического сопровождения процесса обучения иностранному языку (С.Л. Мищенко, С.И. Селиванов), за счет реализации педагогических условий для самовыражения и самоактуализации ребенка;
- психолого-педагогические труды о специфике и методах интерактивного обучении (Л.Н. Вавилова, М.В. Кларин, Т.С. Панина);
- исследования зарубежных авторов по проблемам интереса и обучения с использованием интерактивных технологий (Э. Долан, Д. Коутс, О. Мубин, М. Томандл, Б. Уилсон).
Теоретическая значимость исследования. Теоретико-методические положения диссертационной работы, предложенные автором исследования, дополняют вопросы не только проблемы определения сущности, выявления структуры познавательной деятельности обучающихся начальных классов, но и поиска оптимальных форм, методов и инструментов развития познавательной активности на начальном этапе изучения иностранного языка. В работе представлен ряд авторских понятий, предложена структура и определены уровни познавательной деятельности младших школьников в рамках обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методическая модель и программа активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов с использованием различных инструментов ИКТ ориентированы на формирование всех компонентов познавательной деятельности на уроках иностранного языка. Данную модель, а также некоторые методические инструменты возможно использовать не только на начальном этапе изучения иностранного языка, но и на уровне основного общего образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась:
- применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, в соответствии с установленными целями и задачами работы;
- комплексным изучением опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка в различных образовательных организациях и на разных уровнях обучения;
- подтверждением заявленной гипотезы результатами педагогического эксперимента.
Наиболее существенные положения, характеризующие научную новизну исследования, заключаются в следующем:
1. представлено авторское определение понятия познавательная активность, под которой следует понимать устойчивый интерес и готовность личности к преобразующей деятельности. Это суммарное личностное качество, выражающееся в активном познании реальности в целях осознанной преобразующей познавательной деятельности. Первая составляющая этой дефиниции указывает на структурную характеристику этого качества, а вторая относится к способам развития познавательной активности в различных содержательных обстоятельствах, связанных с деятельностной составляющей активности и новым принципиальным изменением, произошедшим в личности школьника младших классов;
2. выделены основные критерии развития познавательной деятельности обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка: мотивационный, характеризующийся, с одной стороны, уровнем развития общей учебной мотивации, а, с другой стороны – интереса и потребностей изучать иностранный язык; когнитивный – уровень активности мыслительной деятельности в рамках уроков иностранного языка, особенности смысловых решений ИПЗ; коммуникативно-речевой – сформированность лексико-грамматических навыков, потребность в конструировании новых вербальных конструктов на иностранном языке.
3. установлено, что при традиционной системе обучения иностранному языку в начальных классах у большинства обучающихся (53%) общая учебная мотивация, а также интерес к изучению иностранного языка характеризуется уровнем ниже среднего. Уровень мотивации всегда влияет на уровень освоения учебной программы, в силу этого сформированность когнитивного и коммуникативно-речевого компонентов познавательной деятельности в рамках изучения иностранного языка соответствует в большинстве случаев ниже среднему уровню в 60% и 76% случаях, соответственно. Педагоги проводят уроки иностранного языка на всех ступенях общего образования без использования ИКТ в 40% случаев, а в 60% - используют только презентации или слайды с графическим материалом;
4. разработана модель и программа активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка, основанная на функциональном, проблемно-деятельностном, коммуникативно-когнитивном, лично-деятельностном, компетентностном и информационно-технологическом подходах реализации данной модели. Основу средств активизации познавательной деятельности учащихся составляет система заданий, которая включает продуктивные, рецептивные и продуктивно-творческие комплексы упражнений на основе ИКТ: интернет-игры, мультфильмы, лексико-грамматические сказки, интернет-платформы.
Эмпирическую базу исследования составила общеобразовательная организация МБОУ Ашукинская СОШ. В процессе исследования приняли участие 20 педагогов, 30 обучающихся младших классов. Всего в эмпирическом исследовании участвовало 50 человек.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 100 наименований, 4 приложений. В тексте работы содержится 11 таблиц, 6 рисунков.
?