Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИНАНСЫ

Финансовая безопасность: проблемы правового регулирования механизма обеспечения

baby_devochka 2730 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2022
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы и нормативные предписания Конституции РФ, 2) нормы действующего российского финансового, налогового и бюджетного законодательства, 3) материалы праворазъяснительной практики Верховного суда РФ; 4) материалы судебной практики судов общей юрисдикции РФ за 2018-2021 годы; 5) доктринальные источники по теме исследования. Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем правового регулирования работы бюджетной, налоговой сферы и сферы денежного обращения в механизме обеспечения финансовой безопасности страны. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач: - исследовать особенности правового регулирования в сфере финансовой безопасности в Российской Федерации; - проанализировать особенности механизма обеспечения финансовой безопасности в Российской Федерации; - раскрыть состав финансово-правовых средств по обеспечению финансовой безопасности в Российской Федерации; - выявить особенности и проблемы правового регулирования бюджетной сферы в обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации; - выявить особенности и проблемы правового регулирования налоговой сферы в обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации; - выявить особенности и проблемы правового регулирования сферы денежного обращения в обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации; - сформулировать собственные выводы и предложения, направленные на совершенствование норм финансового законодательства, на основе которых осуществляется правовое регулирование механизма обеспечения финансовой безопасности. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: анализ, синтез, диалектический, формально-юридический методы. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что рассмотрение проблем правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности в таких областях как бюджетная сфера, налоговая сфера и сфера денежного обращения позволяют детально выявить угрозы финансовой безопасности, устранение которых является необходимостью для нормального функционирования всей финансовой системы Российской Федерации. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в законотворческом процессе с целью совершенствования механизмов обеспечения финансовой безопасности. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в научных статьях: Ульмасов В.И. Особенности обеспечения финансовой безопасности в Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». №1(40). 2020. С. 442-445.; Ульмасов В.И. Финансовая безопасность страны: угрозы и пути противодействия // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CCXV международной научно-практической конференции. № 20(215). М., Изд. «Интернаука», 2021. С. 237-242. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Проведение эффективной финансово-экономической политики не представляется возможным без системы государственного администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы безопасность и устойчивость финансовой системы страны. В современных условиях финансовая безопасность – один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности любого государства. События последних лет, происходящие на мировой арене, связанные с обострением отношений между отдельными государствами, замедлением темпов роста мировой экономики, усложнением экономического роста, обусловившие новые угрозы и риски, поставили перед мировым сообществом задачу защиты финансовых интересов. Особое положение финансовой безопасности в системе национальной безопасности государств обусловливает необходимость создания эффективных механизмов защиты национальных финансовых средств и сохранения единства и целостности финансовой системы как при воздействии внешних угроз, так и при наличии внутренних. Поэтому каждое государство стремится обеспечить стабильность и устойчивость национальной финансовой системы. Проблемы осмысления и определения основных рисков и угроз финансовым интересам государства являются ключевыми и для России в связи с необходимостью совершенствования правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы настоящей выпускной квалификационной работы и обусловили ее выбор. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. К настоящему времени имеется значительное количество научных работ – монографий, диссертационных исследований, научных статей, посвященных механизму обеспечения финансовой безопасности. Среди них можно выделить учебные и научные издания – О.А Акопян, Т.И. Безденежных, Н.Г. Долматовой, Ю.В. Жилкиной, И.И. Кучерова, Н.П. Поветкиной, Н.А. Саттаровой, Е.Е. Шарафановой. Работы указанных, а также ряда других авторов составили теоретическую основу настоящей выпускной квалификационной работы.
Содержание

Введение 1 Теоретико-правовая характеристика механизма обеспечения финансовой безопасности 1.1 Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие и правовая характеристика 1.2 Понятие механизма обеспечения финансовой безопасности 2 Проблемы правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности в отдельных сферах 2.1 Проблемы правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности в бюджетной сфере 2.2 Проблемы правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности в налоговой сфере 2.3 Проблемы правового регулирования механизма обеспечения финансовой безопасности в сфере денежного обращения Заключение Список использованных источников и литературы 3
Список литературы

1.1. Международные акты 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) ГА ООН от 12 декабря 1974 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 05.11.2021). 1.2. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2021). 6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 81-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 8. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 10. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2021). 11. Указ Президента РФ от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 12. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 13. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 14. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 15. Приказ Банка России от 15 января 2014 г. N ОД-18 (ред. от 7 апреля 2017 г.) «Об организации проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями» (вместе с «Регламентом проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями») // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 16. Положение о проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями. Утверждено Банком России 9 августа 2013 г. N 404-П // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). 17. Стратегия развития национальной платежной системы. Одобрена Советом директоров Банка России 15 марта 2013 г., протокол N 4 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2021). II. Материалы практики 1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/documents/arbitration/18938/ (дата обращения: 05.11.2021). 2. Определение Верховного Суда РФ от 4 марта 2020 г. N 307-ЭС20-453 по делу N А44-12001/2018 // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1961028 (дата обращения: 05.11.2021). 3. Определение Верховного Суда РФ от 24 июля 2019 г. N 308-ЭС19-10927 по делу N А53-20898/2018 // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1849716 (дата обращения: 05.11.2021). 4. Определение Верховного Суда РФ от 10 января 2019 г. N 309-КГ18-22943 по делу N А50-1365/2016 // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1726840 (дата обращения: 05.11.2021). 5. Кассационное определение Московского городского суда от 10 декабря 2018 г. N 4г-15389/18 // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://mos-gorsud.ru/cases/docs/ (дата обращения: 05.11.2021). 6. Сводные статистические сведения об осуществлении работы Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год. // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/reports/report_2020 (дата обращения: 05.11.2021). III. Специальная литература 1. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1. М. : Юрайт, 2018. 314 с. 2. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности // Известия СПбГЭУ. 2019. №3 (117). С. 32-33. 3. Белов В.А., Абросимова Е.А. Правоведение : учебник М. : Юрайт, 2018. 414 с. 4. Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. №1. С. 133. 5. Догадайло Е. Ю. Экономический суверенитет Российской Федерации: анализ основных правовых форм реализации на современном этапе // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2018. №1. С. 177-178. 6. Долматова Н.Г. Финансово-правовые средства обеспечения бюджетной безопасности как вида финансовой безопасности государства // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 103 - 105. 7. Жилкина Ю.В. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №22. 8. Жилкина Ю.В. Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №14. 9. Ищук И.Н. Ограничения в праве (общетеоретический аспект) : дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006. 169 с. 10. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). Монография. Киров : ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. 242 с. 11. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. М. : КНОРУС. 2012. 608 с. 12. Каурова Н.Н. Национальные интересы России в условиях открытой экономики // Финансовый журнал. 2013. №2. С. 107. 13. Крылов О.М. Особенности наличного денежного обращения в сфере государственных финансов в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. №5. 14. Крылов О.М. Понятие и содержание правой категории «денежный оборот» // Банковское право. 2016. №5. 15. Медведев В.Н., Томазова О.Е. Модернизация Российского государства и государственный финансовый контроль // Государство и право. 2011. № 2. C. 100. 16. Минаев А. В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации // Общество и право. 2010. №4 (31). 17. Поляк Г.Б. Финансы. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 735 c. 18. Самсонова А.Е. Финансово-правовое регулирование эмиссии безналичных денежных средств // Финансовое право. 2013. №9. 19. Саттарова Н.А. О финансовой безопасности // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 13-14. 20. Саттарова Н.А. О финансово-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности // Актуальные проблемы финансового, экологического и трудового права : сборник статей кафедры финансового и экологического права / отв. ред. Н.А. Саттарова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С. 139. 21. Саттарова Н.А., Шохин С.О. Отдельные вопросы государственного администрирования в сфере обеспечения финансовой безопасности // Весник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 40. С. 167–185. 22. Сафонов О.А. Финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности : дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 86. 23. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: ИД «Юриспруденция», 2019. 272 с. 24. Соловьев И.Н., Саттарова Н.А., Даннинг А.А., Крылов О.М. Правовые основы финансовой безопасности Российской Федерации: учебное пособие. М. : Проспект, 2017. 336 с. 25. Солярик М. А. Анализ экономической ситуации государства в целях достижения его налоговой безопасности // Калужский экономический вестник. 2016. №3. С. 14-18. 26. Солярик М. А. Решение проблем налоговой безопасности посредством совершенствования налоговой политики государства // Калужский экономический вестник. 2016. №4. С. 11-13. 27. Строков А.И. Развитие бюджетной системы России в условиях становления бюджетного федерализма : дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 222 с. 28. Тимофеев Ю.А., Бажутина И.Р. Финансовая безопасность – важнейший элемент экономической безопасности страны // Вестник Удмуртского университета. 2015. №6. С. 76. 29. Трунцевский Ю. В. Финансовая безопасность: понятие и виды финансовых преступлений // Финансы: Теория и Практика. 2007. №2. С. 12. 30. Узденов Ш.Ш., Сытников М.Ю. Рефинансирование в структуре единой государственной денежно-кредитной политики (правовые проблемы) // Банковское право. 2006. №3. 31. Уразгалиев, В.Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2019. С. 404. 32. Черногор Н.Н., Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Общее учение о правовом порядке: восхождение правопорядка : монография. Т. 1 // М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019. С. 272. 33. Шевченко М. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. 2013. № 2.3.
Отрывок из работы

Теоретико-правовая характеристика механизма обеспечения финансовой безопасности 1.1 Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие и правовая характеристика Понятие «безопасность» является основополагающим в раскрытии сущности понятия «финансовая безопасность». Прежде всего, «безопасность» характеризует защищенность, отсутствие (или низкий уровень) риска для любого человека, всего общества или других иных субъектов и объектов, входящих в данную систему отношений. Рассматривая понятие «безопасность» как защищенность, следует отметить, что оно неразрывно связано с такими категориями, как «опасность», «угроза» . Их отсутствие – это гарант «безопасности». «Безопасность» предполагает наличие состояния защищенности, то есть наличие состояния, при котором нет опасностей и угроз. Угроза или угрозы безопасности – это возникновение обстоятельства или ряда обстоятельств, способных, как ухудшить, так и изменить привычные уклады жизни, саму жизнедеятельность и привычное состояние чего-нибудь. Несомненно, в состоянии безопасности, как правило, угроза отсутствует или её влияние сведено к минимуму, а предполагаемый ущерб можно считать незначительным, поскольку он практически не меняет ничего в привычном ходе событий. Существование безопасного состояния невозможно без приложения определенных усилий к его обеспечению. Достигается существование только действиями субъектами, которые непосредственно имеют в этом интерес. Сама же деятельность по обеспечению «безопасности» всегда направлена на конкретный объект. «Обеспечение» всегда предполагает создание определенных условий «безопасности» для рассматриваемого объекта. Данный объект имеет определенную ценность, а, следовательно, объект необходимо защитить от предполагаемого негативного воздействия. То есть, объект «безопасности» и есть объект «защиты» . Объектом «безопасности» может выступать любая система, для которой необходимо обеспечить состояние защищенности. Это может быть и личность, и общество в целом, и государство. Каждый из объектов подвержен воздействию различных опасностей и угроз. Наиболее общим нормативным актом, которое регулирует вопросы обеспечения национальной безопасности, является Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» . При этом, отмечается, что данный закон не дает определения понятию «безопасности», в научной же литературе для раскрытия сущности определения используется такая категория как «защищенность» и «состояние». Существующее и действующее на данный момент законодательство является основой для определения содержания сущности определения «обеспечение безопасности». Так, статья 3 Федерального закона «О безопасности» определяет следующее: 1) прогнозирование, выявление и анализ имеющихся и потенциальных угроз безопасности; 2) определение основополагающих направлений политики государства и стратегическое планирование в целях обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование аппарата механизма обеспечения безопасности; 4) создание и использование системы мер оперативно-долговременного характера для выявления, а также предупреждения потенциальных угроз безопасности; 5) комплекс разработки, производства и внедрения современных видов вооружения для обеспечения безопасности; 6) координация деятельности системы федеральных органов власти в сфере обеспечения безопасности; 7) меры, направленные для финансирования расходов в области обеспечения безопасности, усиление контроля за целевым использованием средств; 8) сотрудничество и партнерство государств для обеспечения безопасности; 9) формирование и исполнение иных возможных мер и мероприятий в соответствии с действующим законодательством, направленных на обеспечение безопасности на территории страны. В настоящее время «безопасность» признана главным условием осуществления гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод. «Безопасность» для государства широкое понятие, которое включает в себя такие виды безопасности, как «политическая безопасность», «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», «информационная безопасность», «военная безопасность», «демографическая безопасность», «экологическая безопасность», «ядерная безопасность» и иные виды безопасности. Основное направление обеспечения безопасности как деятельности субъектов – охрана конкретного объекта. В процессе такого обеспечения возникают общественные отношения, которые регулируются правом . Состояние национальной безопасности Российской Федерации, то есть состояние защищенности наиболее жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, напрямую зависит от финансово-экономического потенциала страны, в частности от эффективности функционирования системы гарантий экономической (финансовой) безопасности, что означает безопасность и устойчивость социально-экономической системы от внутренних и внешних угроз, гарантируя тем самым развитие национальной экономики и достижение жизненно важных целей, целей вашей личности, общества и государства. Без стабильного экономического развития страны и создания эффективных механизмов защиты экономики невозможно обеспечить безопасность страны. Это самая важная вещь в жизни общества. Национальная безопасность – термин, прочно вошедший в жизнь современного общества и ставший неотъемлемой частью внешней и внутренней политики всех государств мира . Одним из основополагающих элементов национальной безопасности выступает финансово-экономическая безопасность. В то время как в научных исследованиях достаточно много уделяется внимания проблемам экономической безопасности, вопросам «финансовой безопасности» времени уделяется значительно меньше. В научных работах не имеется ни одного единого устоявшегося определения понятия «финансовая безопасность». Аналогичная же ситуация и с попытками выявить ее специфику и состав предполагаемых угроз, которые могли существенно снизить ее уровень. Довольно часто «финансовая безопасность» рассматривается как составной элемент «экономической безопасности». В силу данного явления в процессе ее исследования не учитывается ряд основополагающих принципов и законов ее функционирования . В понятие национальной безопасности входит и обеспечение безопасности национальной обороны, и обеспечение экономического развития, и повышение качества жизни, и развитие технологии и науки. Именно экономическая основа развития государства является наиболее приоритетной. Развитие экономики дает большой толчок к развитию всей науки и социальной сферы . Экономическая безопасность государства – есть комплексная и многоплановая конструкция . Экономическая безопасность - есть фундаментальная основа такого экономически эффективного государства, главная цель которого - защитить собственные национальные интересы, а также обеспечить экономическую безопасность в условиях растущей международной конкуренции . Вместе с таким рядом понятий как защищенность от экологических бедствий, поддержание стабильного мира в обществе, обеспечение обороноспособности страны, защита от внешних и внутренних угроз, экономическая безопасность образует единую систему государственной безопасности . Экономическая безопасность – такое состояние хозяйства и институтов власти, при котором создаются условия подлинной защиты общенациональных интересов от потенциальных угроз в целях преодоления кризиса, поддержки оборонной достаточности страны и политической стабильности, создания условий для устойчивого и социально-направленного развития. В научных исследованиях многие специалисты сходятся во мнении, что основой «экономической безопасности» является «финансовая безопасность» . Основой же всего «финансового» в системе экономической безопасности являются денежные средства, аккумулируемые в специальных бюджетных, внебюджетных фондах, а также используемые в целях финансового обеспечения функций государства. Иначе говоря, обеспечение экономической безопасности РФ достигается, среди прочего, финансовой деятельностью государства и муниципальных образований; в понятии «финансовая безопасность» отражаются различные аспекты защищенности финансов, финансовой системы, финансовых отношений . Важно отметить, что такие понятия как «финансовые цели», «финансовые рычаги» и «финансовые механизмы» объединены общей категорией «финансы» . Финансовая безопасность является предпосылкой для существования и развития объекта отношений, а также условием для его создания и поддержания; способностью (свойством) финансового сектора удовлетворять соответствующие потребности, непрерывно расти и работать с минимально возможным риском возможных нарушений . И в юридической, и в экономической литературе в понятии «финансовая безопасность» отражаются аспекты защищенности финансовой системы, финансовых отношений и всех финансов в целом. Наиболее общим объектом «финансовой безопасности» считается именно финансовая система. Финансовая безопасность – состояние защищенности государства от всевозможных угроз всех звеньев, входящих в финансовую систему страны . Существует несколько подходов для раскрытия понятия «финансовая безопасность»: 1) ресурсный подход – согласно нему «безопасность финансов» предполагает обеспечение домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений, регионов, территорий, государственных секторов экономики финансовыми ресурсами, которых было бы достаточно для удовлетворения собственных потребностей и обязательств; а также защиту финансовых интересов компаний на всех уровнях экономических отношений; 2) с точки зрения статики – согласно данному подходу «финансовая безопасность» представляет собой такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, банковской, валютной, инвестиционной, таможенно-тарифной, фондовой и финансовой систем, которые характеризуются стойкостью и сбалансированностью к внутренним и внешним негативным влияниям, а также способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию и обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост; 2) статический подход – согласно нему «безопасность финансов» это такое состояние бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, банковско-валютной, фондовой, таможенно-тарифной, инвестиционной и финансовой системы, при котором они обладают стойкостью и сбалансированностью к ряду внутренних и внешних негативных влияний, а также способностью выявить и предупредить внешнюю финансовую экспансию и обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост; 3) нормативно-правовой подход – согласно нему «безопасность финансов» предусматривает формирование таких условий функционирования финансовой системы, при которых, фактически бы отсутствовала возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативно-правовыми актами сферы их использования и до минимума была бы снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсами. Таким образом, финансовая безопасность – это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений, определенный уровень стойкости, стабильности и независимости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые представляют собой угрозу финансовой безопасности, а также способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание . В ряде научных работ «финансовая безопасность» и «экономическая безопасность» рассматриваются как составные элементы национальной безопасности. Несмотря на наличие взаимосвязанности между ними, их нельзя рассматривать как равнозначные части единого целого. В условиях растущих рисков и угроз эффективность политики безопасности страны может быть определена только посредством достижения синергетических эффектов от взаимодействия ее составляющих. Для этого требуется изучать взаимосвязи и взаимозависимости основных частей национальной безопасности . Содержание «финансовой безопасности» государства определяется способностью его органов выполнять поставленные задачи. В числе задач его органов стоит следующее: 1) обеспечение устойчивости экономического развития государства; 2) нейтрализация воздействия мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий субъектов мирового экономического хозяйства (зарубежных стран, транснациональных корпораций, субгосударственных объединений), а также влияние теневых структур на экономическую и социально-политическую систему государства; 3) предотвращение потенциальных конфликтов между ветвями властями по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; 4) обеспечение устойчивости платежно-расчетной системы и основополагающих финансово-экономических параметров; 5) предотвращение и пресечение крупномасштабной утечки капитала заграницу, «бегства капитала» из реальных секторов экономики; 6) рациональное использование средства иностранных заимствований во благо экономики страны; 7) предотвращение административных правонарушений и потенциально-опасных преступлений в финансовой сфере . Сущность финансовой безопасности Российской Федерации раскрывается ее состоянием экономики, при котором обеспечивается стабильность финансовой системы, гарантируется эффективное формирование и использование централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государственных задач и функций, минимизируются угрозы финансовым интересам государства . Основными элементами системы финансовой безопасности являются бюджетно-налоговая система, денежно-валютная система и кредитно-банковский сектор. Финансы составляют целостную систему, которая включает в себя несколько взаимосвязанных институтов и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Все финансовые отношения в обществе структурированы в финансовую систему, представляющую собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств . В свою очередь, денежные средства, постоянно находясь в движении, создают определенные денежные потоки, которые требуют четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое . Важно отметить, что финансовые отношения возникают на основе денежного хозяйства страны, и, следовательно, имеют материальное содержание и представляют собой процесс движения финансовых ресурсов в денежной форме. Таким образом, непосредственным объектом «финансовой безопасности» выступают денежные потоки, которые можно объединить в такие понятия как «централизованные денежные фонды» и «децентрализованные денежные фонды» . «Финансовая безопасность» представляет собой сложную многоуровневую систему, которую образовывает ряд подсистем: - безопасность кредитно-банковской системы; - безопасность финансово-денежного обращения; - бюджетная безопасность; - налоговая безопасность; - валютная безопасность; - инвестиционную безопасность; - инфляционно-ценовая безопасность; - безопасность страхового и фондового рынка . Безопасность кредитно-банковской системы включает долговую безопасность и финансовую безопасность банковской системы. Долговая безопасность государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточное для решения необходимых социально-экономических потребностей, которая дает возможность сохранить стойкость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны осуществлять выплаты на погашение основной суммы и процентов без угрозы утратить суверенитет, одновременно поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга. Финансовую безопасность банковской системы в целом и ее отдельных составляющих следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения финансовых последствий ее деятельности для страны вообще и отдельных клиентов и контрагентов. Во-вторых, с точки зрения недопущения реальных и потенциальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны. Вообще сущность финансовой безопасности банковской системы состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов банковских учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования. Безопасность финансово-денежного обращения – это такое состояние денежно-кредитной системы, которая характеризуется стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, которая обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения. При этом величина ссудного процента может быть достаточной для насыщения трансакционного спроса на деньги и перехода к политике «длинных денег», а размер денежной массы должен быть достаточным для обслуживания ею хозяйственных оборотов . Бюджетная безопасность – состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств. В целом бюджетная безопасность государства предопределяется размером бюджета, уровнем перераспределения ВВП через бюджет, размером, характером и уровнем дефицита бюджета, методами финансирования последнего, масштабами бюджетного финансирования, процессом бюджетного формирования, своевременностью принятия и характером кассового выполнения бюджета, уровнем бюджетной дисциплины. Налоговая безопасность государства определяется эффективностью налоговой политики государства, которая может оптимально объединять фискальные интересы государства и индивидуальные, корпоративные интересы налогоплательщиков. С позиций фискальной достаточности проблема налоговой безопасности сводится к обеспечению государства таким объемом налоговых поступлений, которые есть оптимально необходимыми в соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины. При этом следует помнить, что на фискальную безопасность государства влияют многочисленные налоговые, часто необоснованные, льготы. Вместе с тем, налоговая безопасность государства предусматривает оптимизацию уровня налогообложения, ведь чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению теневой экономики, свертыванию легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов, а затем – к сокращению налоговой базы. Валютная безопасность государства – во-первых, степень обеспеченности государства валютными средствами, достаточными для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, поддержания стабильности национальной денежной единицы; во-вторых, состояние курсообразования, которое максимально защищает от потрясений на международных валютных рынках и создает оптимальные условия для поступательного развития отечественного экспорта, широкомасштабного притока в страну иностранных инвестиций . Инвестиционная безопасность – достижение уровня инвестиций, который дает возможность оптимально удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях по объему и структуре с учетом эффективного использования и возвращения средств, которые инвестируются, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержания положительного национального платежного баланса . Инфляционно-ценовая безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг. Финансовая безопасность фондового рынка – оптимальный объем его капитализации (учитывая представленные на нем ценные бумаги, их структуру и уровень ликвидности), способный обеспечить стойкое финансовое состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, торговцев, институтов общего инвестирования, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев, хранителей и государства вообще. Оценивая безопасность фондового рынка в целом, надо вести речь о безопасности рынка государственных ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, а также его сегментов: рынков акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков. Под финансовой безопасностью страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, следует понимать такой уровень обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, которые дали бы им возможность в случае необходимости возместить оговоренные в договорах страхования убытки их клиентов и обеспечить эффективное функционирование. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, которая зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, прежде всего, определяется состоянием его развития, финансовой результативностью и эффективностью деятельности. Вместе с тем она обусловлена и реальным финансовым состоянием субъектов хозяйствования . Бюджетная безопасность и налоговая безопасность являются основными элементами финансовой безопасности, поскольку именно уровень защищенности бюджетно-налоговой сферы определяет способность государства осуществлять свои функцию по обеспечению безопасности страны, социальной защиты населения страны, образования и здравоохранения страны и обороноспособности. Такая необходимость обеспечения безопасности в бюджетной сфере обусловлена значимостью бюджета, а также уровнем поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы страны, и как следствие, эффективностью бюджетной политики страны. Системная связь безопасности бюджетной системы с налоговой безопасностью проявляется в том, что налоговые поступления есть главный источник доходов всех уровней бюджетной системы. А налоги и сборы, в свою очередь, как основной источник доходов бюджета определяют количественные и качественные параметры постоянного бюджетного финансирования. Таким образом, залогом высокого уровня экономической безопасности является устойчивость налоговой сферы . Россия является федеративным государством. Региональная финансовая безопасность неразрывно связана с финансовой безопасностью государства. «Региональную финансовую безопасность» можно определить как достижение такой ступени развития финансовой системы отдельно взятого региона, позволяющее сформировать такой финансовый потенциал для обеспечения устойчивости данного региона, которому бы соответствовали необходимые социально-экономические условия для нейтрализации потенциальных угроз и вызовов в финансовом секторе, а также позволяющие сохранить единство и целостность региональной системы финансов. Главная цель обеспечения региональной «финансовой безопасности» - это защита финансового потенциала региона, в значительной мере зависящая от активной социально-экономической политики региона. Бюджетная система субъекта Российской Федерации является основным инструментом влияния местных органов управления на функционирование субъектов хозяйствования, что происходит главным образом через механизм налоговых платежей, установленных в пределах своих полномочий органами регионального управления. Система региональной финансовой безопасности формирует уровень региональной защищенности региона от потенциальных угроз за счет наличия определенного финансового потенциала. Как следствие, ошибки в принятии решении, неэффективность самих управленческих решений в финансовой сфере, а также наличие несбалансированности отдельных элементов в региональной финансовой системе создают все условия для формирования угроз и рисков финансовой безопасности . Деятельность органов государственной и муниципальной власти по обеспечению финансовой безопасности осуществляется по всем направлениям движения денежных средств и потоков, будь то счета в коммерческих банках, бюджетный мониторинг, контроль финансовых операций и расходование бюджетных средств . 1.2 Понятие механизма обеспечения финансовой безопасности Сущность финансовой безопасности Российской Федерации определяется состоянием экономики, при котором обеспечивается стабильность финансовой системы, гарантируется эффективное формирование и использование централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения государственных задач и функций, минимизируются угрозы финансовым интересам государства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg