Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Стимулирование профессионального самоопределения обучающихся средней школы в языковой сфере

baby_devochka 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2022
Объект исследования – система среднего школьного образования в Российской Федерации. Предмет исследования¬ – изучение иностранных языков в средней школе как способ развития личностных и будущих профессиональных качеств обучающегося и фактор выбора карьерного пути потенциального работника. В рамках исследования в качестве гипотезы было сделано предположение о том, если в процессе преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» исследовать и проанализировать основные направления будущих профессий обучающихся средней школы и использовать полученные данные в разработке плана проведения урока и внеурочной деятельности, учебный процесс станет эффективнее и результативнее в плане выбора направления профессии. На основе поставленной гипотезы определена цель исследования – обосновать методы стимулирования профессионального самоопределения обучающихся средней школы в языковой сфере. Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) Охарактеризовать понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение»; 2) Установить связь профессионального определения с направлениями мотивации и профориентации; 3) Определить цели и задачи школьной профориентации; 4) Охарактеризовать особенности психики подростков; 5) Определить основные направления увлечения подростков; 6) Провести анализ рынка труда, определить тенденции в выборе профессий; 7) Провести опрос школьников в рамках исследования профессий в языковой сфере; 8) Сопоставить данные опроса с направлениями на рынке труда; 9) Разработать рекомендации по проведению урока английского языка и внеурочной деятельности. Теоретическую базу исследования составляют труды Б.И. Додонова (эмоциональная индивидуальность личности), Д.А. Леонтьева, Н.С. Пряжникова (теория профессионального самоопределения как построение образов возможного будущего), Е.А. Климова (психология профессионального самоопределения), Соловова Е.Н. (методика обучения иностранным языкам), Петрова Н.П. (теория виртуальной реальности) и другие работы. Методологическую базу исследования составляют такие подходы, как системно-деятельностный, суггестологический, личностно-деятельностный. Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проделанного исследования предложены методические рекомендации по проведению комплекса мероприятий, направленных на самоопределение обучающихся средней школы и определения перспективы выбора будущей профессии в языковой сфере. Структура данной работы состоит из двух глав (теоретической и экспериментальной), введения, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении рассматривается актуальность темы исследования, определяется объект и предмет исследования, устанавливается гипотеза, цель работы, на основе которой поставлены задачи исследования, теоретическая и методологическая база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Первая глава носит теоретический характер, состоит из трех параграфов. Определена сущность понятия профессионального самоопределения, установлена связь с мотивацией и целями и задачами профориентации, а также зависимость выбора будущей профессии от увлечений школьников. Вторая глава определена как экспериментальная часть, посвящена анализу современного рынка труда, тенденций и основных направлений профессий, а также сопоставлению результатам опроса школьников, направленного на анализ основных сложностей в изучении английского языка и зависимости выбора увлечения. На основе этих данных разработаны методические рекомендации. Список использованной литературы включает: нормативно-правовые акты, учебно-методические материалы, справочные материалы, интернет-источники. Приложения состоят из составленного портрета соискателя на 2021 год, списка рейтинга популярных компьютерных игр 2015-2021гг. (рейтинг РФ), словарь тематики «видеоигры», структуры основных направлений международных стажировок, вопросов, на основе которых был проведен опрос.
Введение

Необходимость проведения исследования профессионального самоопределения в языковой сфере связана с развитием и динамичностью рынка труда. Навык владения английским языком требуется в современных профессиональных направлениях, таких как информационные технологии, маркетинг, реклама, медицина, ресурсы, кадры и другие. Сферы занятости человека рассматриваются как международные направления рынка профессий, поэтому коммуникация с представителями различных направлений происходит на английском языке. Необходимость профессионального самоопределения определяется не только выбором конкретной профессии, но и выбором условий и образа жизни, нахождении смысла в выбираемой трудовой деятельности. Правильному направлению во время процесса профессионального самоопределения способствует проведение мероприятий профориентации еще на стадии обучения в школе. Проблема. Мероприятия, направленные на стимулирование профессионального самоопределения обучающихся средней школы в языковой сфере, представляют важный процесс формирования профессиональных навыков и выполняют главную функцию, регламентируемую Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [3]. Это означает, что на уроках английского языка должно уделяться особое внимание не только преподаванию основ, регламентируемых в рамках изучения дисциплины, но и подготовке к мероприятиям, направленным на самоопределение в языковой сфере, в связи с чем на основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [5] было принято решение об открытии центров по сопровождению профессиональной ориентации школьников. Важную роль в профессиональном самоопределении играют методы и приемы, направленные на повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка, а также проведение комплекса мероприятий, способствующих эффективному профессиональному определению на этапе обучения в средней школе. Формат мероприятий профориентации проходит, как и дистанционно в виде тестирования на Интернет-ресурсах, так и очно. Очный формат мероприятий представляет обучающемуся наиболее точно представить себе будущую профессию, а то время как дистанционный формат несет только визуально-ознакомительную функцию и подходит больше для сбора определённой информации от обучающихся, которая используется в разработке комплекса мероприятий и рекомендаций, направленных на выполнение поставленных целей и задач в ходе работы. В связи с всемирной пандемией COVID-19, начавшейся в начале 2020 года, мероприятия проводятся преимущественно в дистанционном формате, поэтому для обозначения важности профессионального самоопределения обучающихся средней школы в языковой сфере необходима разработка мероприятий для обоих видов. Начало проведения мероприятий по профориентации в языковой сфере происходит в период формирования самоопределения и выбора будущей профессии в возрасте 14 лет и заканчивается на выпускном периоде 9-11 классы, когда обучающийся делает выбор следующего образовательного этапа —поступления в колледж или университет. Это определило актуальность настоящего исследования. Проблематика исследования заключается в том, что несмотря на важность профессионального самоопределения в языковой сфере остается проблема разработки комплекса мероприятий, способствующих стимулированию мотивации обучающихся средней школы к изучению иностранных языков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. МОТИВАЦИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 1.1 Понятие самоопределения, профессиональное самоопределение 13 1.2 Понятие мотивации, ее роль в учебной среде 14 1.3 Профориентация школьников 24 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЯЗЫКОВОЙ СФЕРЕ 37 2.1. Обоснование значимости исследовательского проекта, выбор методик преподавания английского языка 37 2.2. Использование технологий в эксперименте 44 2.3. Анализ рынка труда и направлений будущих професссий обучающихся средней школы 58 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 81 ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Список литературы

1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН ДЕКЛАРАЦИЯ от 25 сентября 2015 года Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях и последующая деятельность в связи с ними, семидесятая серия, 15 и 16 повестки. 2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 марта 2016 г. N 95-СФ "Об итогах парламентских слушаний "Повестка дня ООН в области развития на период после 2015 года - практические аспекты реализации" 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) 4. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». 6. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с. 7. Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980. 8. Аркусова, И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения) / И.В. Аркусова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2014. - 128 c. 9. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991. 10. Беликова, Л. Г. Современный кабинет иностранного языка / Л.Г. Беликова. - М.: Дрофа, 2014. - 224 c. 11. Большой англо-русский словарь ABBYY LINGVO. М. «Русский язык Медиа», 2007. 12. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. - Л.: Просвещение, 2015. - 192 c. 13. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 14. Дусь, Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Э. Дусь. – Омск, 2004. – 255л. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384 с. 16. И. А. Зимняя Педагогическая психология учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям Москва 2008 17 Фев 2014 17. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения/ Д.Н.Кавтарадзе. М.: Изд-во «Флинта», 2001. 18. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, Школа Китайгородской, 2014. - 280 c 19. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов н/Д.: Финист, 1996. – 205 с. 20. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2014. - 432 c. 21. Липатов В., О проекте англо-русского словаря компьютерных терминов Engcom, http://www.etersoft.ru/content/view/30/, 2008 22. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 156–176 23. 156–176. 25. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–65. 24. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с. 25. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. ISBN 5-8071-0016-6 26. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. - М.: Аквариум, 1997. 27. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с. 28. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М.: Ин-т практ. психол., 1997. – 304 с 29. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог, 1999, №16 30. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 969 c. 31. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование,2003, № 2. 32. Талызина Н. Ф. - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 190с. 33. Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь, 1998, №11 34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1998. – 304 с. – (Психологи Отечества). 35. Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25206 (дата обращения: 11.12.2021) 36. Исследовательская работа по английскому языку на тему "Компьютерные игры как средство повышения интереса к изучению английского языка" [Электронный ресурс] / URL:://https://infourok.ru 8 Мая 2021 (дата обращения: 10.11.2021). 37. М. Н. Конопелькина Повышение мотивации к изучению [Электронный ресурс] / URL:://http://odtdocs.ru (дата обращения: 10.10.2021). 38. НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ. [Электронный ресурс] /URL::// https://rosuchebnik.ru/material/proforientatsiya-na-urokakh-angliyskogo-yazyka/ (дата обращения: 11.11.2021). 39. Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов [Электронный ресурс] / URL:://http://knowledge.allbest.ru (дата обращения: 10.09.2021). 40. Рейтинг популярных видеоигр за последние 5 лет [Электронный ресурс]:/ URL::// www.igromania.ru/? (дата обращения: 21.11.2021). 41. Рейтинг профессий за 2021 год, анализ портрета соискателя, статистические данные за 2021 год, рынок профессий ЦФО [Электронный ресурс] / URL::// https://stats.hh.ru/central_federal_district#hhindex%5Bactive%5D=true&dynamicVacancies%5Bactive%5D=true&dynamicResumes%5Bactive%5D=true&structureVacancies%5Bactive%5D=true&structureResumes%5Bactive%5D=true&hhindexProf%5Bactive%5D=true&portrait%5Bactive%5D=true (дата обращения: 07.09.2021).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. МОТИВАЦИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие самоопределения, профессиональное самоопределение Самоопределение- это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. [23] Самоопределение личности долго не рассматривалось как отдельное понятие, так как необходимость в кадрах была исследована государством и работников готовили по заказу на определенную профессию. Это понятие появилось в 90-х годах прошлого столетия, человек стал для себя искать смысл в выполняемой им работе. Самоопределение можно определить, как слияние личности с профессией. Сейчас же большое внимание уделяется самоопределению как определение человеком своих личностных особенностей, возможностей и способностей, выбор критериев и норм оценивания себя самого, уровня для себя, ценностей, исходя из требований общества и своего желания быть полезным и одновременно заниматься интересной для себя деятельностью. Самоопределение и внимание к нему доказывает эффективность работы человека. Чем больше работник увлечен интересным именно для него делом, тем больше эффективность труда, а также уменьшается риск потери кадра. Профессиональное самоопределение достигается на определенных этапах жизни человека: подготовка к экзаменам после 9 класса, окончание школы, поступления в Университет или колледж. Климов Е.А.. выделил три основные составляющие правильного выбора профессии: «хочу», «могу», «надо» [19]. Хочу- как учет своих собственных желаний, могу- свои возможности, навыки, умения, надо- потребность общества в определенном труде. Чаще всего хочу и надо не сопоставляются вместе, из-за чего всё удовольствие от работы пропадает. Также часто у человека возникают следующие сложности в профессии: 1) Отношение к профессии как к пожизненному выбору без возможности переквалифицироваться; 2) Выбор профессии под влиянием мнения родителей/друзей/педагогов; 3) Проекция профессии на определенного человека, ассоциация с конкретным представителем профессии; 4) Проекция школьного предмета на будущую профессию, несоответствие ожидания и реальности; 5) Устаревшие представления о труде; 6) Неумение, отсутствие опыта самоанализа, своих сильных и слабых сторон, особенностей и недостатков, недооценка своих преимуществ; 7) Поверхностные представления о рынке труда, спроса и предложения в различных профессиональных областях; 8) Отсутствие мотивации к обучению и труду. Именно три последних вышеперечисленных пункта составляют основную проблему при выборе профессии. Самоопределение напрямую зависит от мотивации и определенных мероприятий профориентации современного человека. Исследование в области самоопределения необходимо начинать с предэкзаменационного возраста учащихся, чтобы к выпуску из школы они на данном этапе точно представляли себя на ближайшие несколько лет. Перед учениками будет стоять их первый осознанный выбор, который повлияет на их дальнейшую жизнь: куда пойти учиться? 1.2 Понятие мотивации, ее роль в учебной среде А.Маслоу впервые дал понятие мотивации — это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью, это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца [25]. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия. Выделяют два вида мотивации: внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация определяется тем, что, люди испытывают внутренне побуждение к действию, потому, так как считают это важным, или это приносит им удовольствие. Внешняя мотивация проявляется в том случае, когда студент желает выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как поощрения или же наоборот, санкции. Мотивация, и ее средства изменились за последние 10-15 лет. В структуре мотивации учёными выделяются её структурные компоненты. Б.И. Додонов выделяет следующие составляющие мотивационной деятельности: 1. Удовольствия от самой деятельности. 2. Значимость для личности непосредственного её результата. 3. «Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность. 4. Принуждающее давление на личность [13]. Первый и второй компоненты выявляют направленность на процесс и результат деятельности и являются внутренними по отношению к мотивации. Третий и четвёртый – фиксируют внешние (положительные и отрицательные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Структурное представление мотивационных составляющих продуктивно для анализа учебной мотивации при соотнесении со структурой учебной деятельности. Исходя из системного представления мотивационной сферы, учёные классифицируют мотивы. В общей психологии виды мотивации (мотивов) поведения разделяют по: 1. Характеру участия в деятельности. 2. Протяжённости обусловливания деятельности. 3. Социальной значимости. 4. Факту их включенности в саму деятельность или нахождения вне её. 5. Определённый вид деятельности (учебная, трудовая). Мотивами учебной деятельности понимаются те факторы, благодаря которым проявляется учебная активность, то есть осознаются цели и потребности, появляется чувство долга, интересы. Изучая психологическую литературу, разные авторы выделяют разные виды мотивов учебной деятельности. Так, П.М. Якобсон определяет следующие типы мотивов, которые связаны с результатами учения: 1. Познавательные мотивы – непосредственно связаны с процессом учебной деятельности; 2. «положительные» мотивы – ориентация на успех в деятельности. Стремление добиться успеха любыми средствами, поиск необходимых условий для осуществления деятельности, четкое следование к достижению поставленной цели. Ожидание получения одобрения за приложенные усилия, получение положительных эмоций; 3. «отрицательные» мотивы – стремление избежать неудачи, боязнь критики и провала. Случаи неудачи с той или иной работой вызывают отрицательные эмоции. Существование множества различных классификаций говорит о том, что в психологии нет единой общепринятой классификации мотивов учебной деятельности [34]. Само слово «мотивация» по жизни следует за человеком с самого рождения, побуждая его к деятельности. Ребенок учится ползать, ходить, говорить потому что он чего-либо желает, ему все интересно, в детском саду, школе учащиеся знают, что это обязательный этап подготовки ко взрослой жизни, они учатся, чтобы стать студентами высших учебных учреждений. Далее уже взрослый самостоятельный человек со своим внутренним миром сталкивается с работой, где также есть система мотивации. В такую систему входят не только премии, но и развитие, повышение, обучение новым навыкам. Сейчас корпоративной системе мотивации сотрудников уделяется большое внимание в каждой компании- все результаты, как плохие, так и хорошие, достижения отмечаются в специальной программе, которая руководству в отчете представляет показатель коэффициента эффективности на каждого работника. Самые очевидный и распространённый пример системы мотивации в банковской сфере, где основная работа — это оказание банковских услуг своим клиентам, как юридическим лицам, так и физическим. Мотивация учебной деятельности школьников Учебная деятельность касается всего жизненного цикла человека. Начиная с раннего возраста, подготовки к детскому саду, дошкольной подготовки, школы, университета, различных курсов повышения квалификации, работы. Получение образования, навыков и умений, способствующих прохождению вступительных испытаний на каждом периоде обучения, а также определяющих уровень знаний и опыт в рабочем процессе. Потребность в образовании, в знакомстве с определенно новым возникает у человека постоянно, от младенчества до становления личностью. В раннем возрасте у ребенка есть потребность в впечатлении, маленьких открытиях, эмоциях, поэтому любознательный характер в раннем возрасте проявляется особенно активно и напрямую связан с эмоциональной устойчивостью. И.А. Зимняя [15] считает, что целый ряд специфических факторов определенной деятельности определяют учебную мотивацию: 1) Мотивация определяется образовательными учреждениями и самой образовательной системой. 2) Организацией образовательного процесса. 3) Мотивация определена индивидуальными особенностями учащегося (возраст, пол, уровень интеллектуального развития, самооценка, способности, потребности и другое.) 4) Индивидуальными особенностями педагога и его отношением к учащимся и к профессиональному делу. 5) Спецификой предмета. Выделяются четыре мотивационные ориентации: на процесс, результат, оценку преподавателя и на обход неприятных ситуаций. Положительная связь мотивационных ориентаций на процесс и результат с успеваемостью учеников находится на значимом уровне. Методы и приемы учебной деятельности, сам учебный материал должны быть достаточно разнообразны [15]. А.К. Маркова полагает, что благоприятная атмосфера в учебной группе, включенность ученика в образовательный процесс (благодаря использованию различных форм работы), отношения сотрудничества между педагогом и учеником, привлечение школьников к оценочной деятельности, что формирует адекватную самооценку, способствует воспитанию положительной мотивации учебной деятельности. Так же стоит отметить, чтo необычная форма подачи материала, занимательное изложение, эмoциональность речи педагога, опора на жизненный опыт, обсуждение личной и общественной значимости полученных знаний, уместное использование поощрения и наказания формируют положительную мотивацию. А.К. Маркова рекомендуют особые приемы интеллектуальной работы учеников, которые необходимо применять для формирования положительной мотивации, а именно приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных принципов, законов, структурирование, осознание обобщенных способов решения задач и другие [24]. А.Маслоу рассматривает процесс самоопределения и самоактулизации как как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей, роста [25]. Изучение мотивации – это определение, анализ действующего уровня и перспектив долгосрочного развития у каждого обучающегося и класса в целом. Основой для планирования процесса формирования становятся полученные результаты исследования. В ходе формирования мотивации раскрываются ее новые резервы, поэтому только процессе формирования происходит ее подлинное изучение и диагностика. Формирование можно считать целенаправленным, если исследователь сопоставляет полученные результаты с исходным, предшествующим уровнем и намеченными планами. Важно не допускать упрощенного понимания, организуя изучение и формирование мотивации. Изучение следует строить на проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности, а не на том, что лежит на поверхности. Развитие мотивов учения может осуществляться двумя путями: через усвоение общественного смысла учения; непосредственно через деятельность учения школьника, заинтересовавшая его чем-либо. В первом случае основной задачей педагога является донесение до сознания ребенка мотивов, которые не являются общественно значимыми, но имеют довольно высокий уровень действительности. Таким образом, вывести на ту мотивацию, связанную с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Рассмотрим конкретные условия, которые вызывает интерес ученика к учебной деятельности: 1. Способ раскрытия учебного материала. Как правило, предмет обучения представляется перед школьником как последовательность частных явлений. Каждое предметное явление объясняется и дается способ действия с ним. Ребенок просто запоминает и действует указанным ему способом. Используя данный способ раскрытия материала, велика вероятность потери интереса к предмету. 2. Работа над предметом, организованная в малых группах. Большое мотивационное значение имеет принцип набора учеников при формировании малых групп. Объединение учеников с нейтральной мотивацией и детьми, которые не любят изучаемый предмет, благоприятно влияет на первых. 3. Отношение между мотивом и целью. Цель, которую поставил учитель, должна стать и целью ученика. Для успешного взаимодействия целей и мотивов важно осознание учеником своих результатов, успехов и перспектив. Мотивационная основа учебной деятельности включает следующий набор компонентов: 1.Сосредоточение внимания учащихся на учебной мотивации. 2.Осознаие смысла предстоящей деятельности. 3. Осознанный выбор мотива. 4.Целеполагание – выработка учащимися целей учебной деятельности. 5. Стремление к цели – осуществление целей учебной деятельности. 6. Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности действий. 7. Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение. Учебная деятельность выразить следующей формулой: Рис. 1. Составляющие учебной деятельности Исследование по изучению сформированности учебной деятельности предполагает проведение следующих мероприятий: 1. анкетирование с целью изучения отношения учащихся к учебе по отдельным предметам; 2. беседы с учащимися для выявления личностного отношения учащегося к проблеме учебной деятельности; 3. анкетирование с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной деятельности; 4. анализ конспектов и других письменных работ; 5. наблюдение за реакциями учащихся во время занятий; 6. анкетирование учителей по созданию условий для мотивации учебной деятельности учащихся на уроках; 7. анкетирование родителей или беседа с ними о формировании мотивации учебной деятельности. Все это позволяет выявить и ценить как уровень развития мотивации учения в целом по классам, так и по конкретным предметам, умение учащихся разного возраста ставить перед собой учебные задачи, умение владеть учебными действиями. Кроме того, результаты исследования дают возможность конкретизировать работу с учащимися каждого класса. Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка: 1 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Формирование мотивации у учащихся- процесс позитивного настроения, увлеченности, «горящих глаз». В процессе обучения мотивация не должна ни в коем случае нести негативный подтекст, атмосфера сплоченности, доверия, заинтересованности педагога в результате каждого ученика- такая должна быть основа урока. Здесь должна присутствовать следующая позиция: ребенок- творец, у которого есть вдохновение, даже «муза». Поэтому задача педагога поддерживать вдохновение, а также не менее важно отличать КАЖДОГО ученика, не сравнивать, а наоборот радоваться, как и индивидуальным результатам, так и общим. Ведь такое отношение порождает чувство единства, сплочённости, появляется командный дух. 2 Переписка учеников с их иностранными сверстниками Такая практика проводится уже несколько десятилетий, подростки обменивались письмами, спрашивали об особенностях культуры стран, в которых они проживают, делились фотокарточками и заводили дружбу. Раньше приходилось ждать несколько недель ответа на письмо, сейчас же все это усовершенствовали и находить друзей по переписке гораздо проще и быстрее, потому что появились компьютеры, мобильные телефоны, интернет, социальные сети. Такого трепета как раньше в процессе ожидания стало меньше, но зато количество иностранных друзей возросло. Для переписки сейчас бумага практически не используется, текст печатается на клавиатуре, фотографии делаются в один момент, более того, появилась видеосвзязь, которая позволяет собеседникам проводить онлайн-встречи. Но тем не менее письма пишут, это не менее интересно, сравнивать как пишут иностранцы письменно, получать от них долгожданное письмо. Сейчас же можно написать письмо даже английской Королеве! И чаще всего люди получают от нее ответ. 3 Встречи и дискуссии с носителями языка Если ранее носитель иностранного языка был диковинкой, в школах обычно преподавали русские учителя, то сейчас можно найти различные курсы, спикинг-клубы с носителями иностранного языка. Такие встречи — это также шанс познакомится с представителем другой культуры, обсудить с ним определенные интересы. Еще 10 лет назад было не так просто найти носителя иностранного языка, с которым можно побеседовать, практически всегда была необходимость записываться на курсы иностранного языка. Сейчас же в сфере технологий можно встретить множество представителей разного возраста. Чаще всего для подростков- во время игры в компьютер, взрослым- на работе или в университете. Такая практика убирает барьеры, показывая, что иностранец может приобрести статус друга, товарища. 4 Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность может состоять сразу из нескольких занятий, но основной функцией такой деятельности является развитие творческого потенциала у учеников, а также стимулирование интереса к определенной науке за рамками образовательной программы. Внеурочная деятельность может заключаться как в постановке школьного спектакля, так и участия в спортивных (и не только) соревнованиях. Для учащихся это же является дополнительным временем для реализации своих увлечений в стенах образовательного учреждения. Также внеурочная деятельность может быть отражена в посещении мероприятий ознакомительного и досугового формата- посещение выставок, спектаклей, конкурсов. 5 Дистанционные олимпиады Дистанционные олимпиады- новый способ развить свои таланты в разных науках, применяя современные технологии. Олимпиады развивают творческий подход к выполнению заданий, нешаблонный, так как часто решение кроется там, где следует посмотреть на проблему/задачу под «другим углом». Например, для студентов также реализуют олимпиады, задания которых даны как вполне реальные кейсы- актуальные проблемы настоящей живой Компании, требующие новых умов, решений. Для решения таких кейсов часто предоставляется доступ к реальным программам, таким как 1С, Контур, КонсультантПлюс, что позволяет будущим профессионалам оказаться в рабочей среде еще на этапе обучения. 6 Музыка Музыка- очень мощный инструмент воздействия на окружающих. В песнях передается смысл, чувственность, эмоции, состояние. Большая часть людей в мире не представляет свою жизнь без музыки, они слушают ее по дороге на работу, до дома, в школу, университет, магазин. Слушая песню, так или иначе вникаешь в смысл, перевод, возможно делаешь сравнение как отличается перевод на русский от оригинального языка. Подростки обожают музыку, изучают подробно творчество известных понравившихся групп. Песни учат воспринимать устную речь, аудирование. Поэтому прослушивание иностранной музыки на уроках будет большим плюсом к процессу обучения, так как через музыку намного легче и доступнее найти подход индивидуально к каждому ученику, а также понять его эмоциональное состояние. 7 Игра Игра всегда воспринимается как самая интересная, самая долгожданная часть процесса мотивации. С помощью игрового процесса можно узнать о человеке намного больше, чем он расскажет монологом. А ролевая игра представляет многообразные варианты для активизации процесса обучения. Ролевая игра — это такой методический прием, который относится к видам активных способов обучения практическому владению иностранным языком, это произведение реальных жизненных ситуаций с вариантами заранее продумать действие, слова, свой образ. Именно через ролевую игру учащиеся практикуют устную речь, говорение, слушание. Игра также убирает барьеры в отношении ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-ученик. Обыгрывая определенную ситуацию, оба могут принять на себя, как и роль лидера, так и его последователя. Это прекрасная возможность развить свои навыки коммуникации, это дает возможность неуверенным в себе людям начать говорить и представлять себя, учиться быть услышанным, умение начать беседу, развивать ее в разных направлениях, правильно формулировать задачи и вопросы. Именно поэтому с ранних лет в учебных заведениях такие как детские сады, дошкольные учреждения, школы преподаватели часто проводят утренники с определенными сюжетами для учеников. Самая главная функция игры- мотивационно-побудительная. Побуждение, вызов к действию, все строится на межличностных отношениях, и такие отношения проявляют себя исключительно во время общения, коммуникации. 1.3 Профориентация школьников Профориентация -это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями. [27] Подготовка школьника к следующему этапу его обучения должна быть интересным процессом, на выбор профессии должен влиять сам ученик. А учителя и родители могут только дать совет и помочь ему сориентироваться на рынке труда, в мире различный профессий. Для этого существует профориентация. Чаще всего это тестирование на склонность к определенному виду профессий, но не всегда тестирование дает точный результат, особенно, если ученик уже видит себя совершенно в другом направлении и у него есть интерес к другой профессии. Важно понять, что рынок профессий настолько динамичен, что ежегодно появляются различные новые профессии, о который сейчас даже невозможно себе представить. Из-за этого более взрослое поколение часто относится с большим недоверием к новым профессиям и направлениям, в следствие чего родители отговаривают своих детей делать тот самый выбор, от которого зависит будущее ребенка. Родители присматривают более осевшие направления, проверенные годами. Но не всегда такие направления являются актуальными. Если вспомнить, что 10-15 лет назад был большой поток учащихся юристов и экономистов, то сейчас уже нет такой большой потребности в таких специалистах в общем. Из множества работников выбирают самых лучших. Из-за той былой популярности возникла потребность в кадрах с технической специальностью. А сейчас если анализировать открытые вакансии на всеизвестном сайте по поиску работы и кандидатов на должность, то больше всего вакансий открыто по направлениям digital, PR, маркетинг, разработка программ. Что касается сферы производства- уже давно ручной труд был заменен машинным, но сейчас вся техника производства компьютеризирована и роботизирована, требуются специалисты, которые умеют разбираться в такой технике, писать для производства специальные программы. В социальной и духовной сферах появилось множество медийных личностей, не только певцы, артисты, музыканты, но и обычные люди, рассказы которых привлекают множество подписчиков. В этой сфере ввиду открытости социальных сетей также сформированы новые профессии, теперь у многих людей (как и у детей, так и у взрослых) с малых лет есть своя страница в инстаграм, тик-ток или во вконтакте, где они могут зарабатывать на обзоре игрушек, рекламе чего-либо (доставка продуктов, косметика, игрушки, услуги), тем самым показывая, что блогером сможет стать каждый, нужно уметь лишь подцепить людей, заинтересовать. Цели школьной профориентационной работы • Формирование у детей дисциплины труда, желания быть полезным. • Выявление навыков, личных качеств, способствующих развитию в будущей профессии и карьере. • Поддержка школьников во время процесса самоопределения. Задачи школьной профориентационной работы • Информационная работа с учащимися, посещение дней открытых дверей на производствах, а также присутствие на ярмарках вакансий. Сейчас большая часть компаний ведет открытую деятельность, приветствуется интерес к компании, именно поэтому раз в год или раз в полгода организуются встречи школьников и студентов с представителями организаций, а наиболее активных студентов могут даже пригласить на стажировку или на практику с дальнейшей перспективой оформления в штат. • Получение, информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии методом проведения тестирования, анкетирования, опроса, индивидуального разговора со школьником и его родителями, проектной работе. В школе чаще стали заниматься проектной деятельностью, существует много примеров, когда школьный проект реализуется в настоящий, получает гранд и финансирование на последующие этапы реализации. • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д. • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов. • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения. Осознание школьником общественной значимости труда
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 97 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg