ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления складом предприятия
1.1 Сущность и содержание складской логистики, роль складов в логистической деятельности предприятия
Складирование - это операция в сфере логистики, которая заключается в содержании запасов участников логистического канала и обеспечении безопасности хранения запасов, их рационального размещения, бухгалтерского учета, постоянного обновления и безопасных методов работы.
Складская логистика представляет собой набор взаимосвязанных видов деятельности, которые выполняются в процессе преобразования потока материала в готовый продукт. Целью ее исследования являются материальные запасы и материальные ценности при хранении, обработке и упаковке [9, c. 18].
Логистическое складирование - логистическая отрасль, в которой рассматриваются вопросы разработки методов организации складирования, закупок, принятия, размещения учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных с хранением и обработкой товаров.
Объект изучения складской логистики - это сырьевые и материальные ценности в процессе их хранения, обработки и упаковки [12, с. 337].
Разработка складской системы направлена на обеспечение оптимального размещения грузов на складе и рационального управления ими. При разработке системы хранения учитываются внешние и внутренние факторы (таблица 1.1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на разработку системы складирования
Внешние факторы Внутренние факторы
1. Виды транспорта;
2. Место в системе логистики;
3. Интенсивность материального потока;
4. Внешний товароноситель;
5. Свойства поставщиков;
6. Требование потребителей 1. Погрузочно-разгрузочный фронт;
2. Вид здания (сооружения);
3. Складская грузовая единица;
4. Система комиссионирования;
5. Техническая оснащенность склада;
6. Обработка информации
Наиболее важные задачи для складской логистики:
– складская сеть, ее размещение;
– хранение и подготовка груза к поставщикам;
– управление сырьевыми материалами;
– организация инвентаризации;
– эффективное использование транспортных средств для доставки или отгрузки продукции;
– реализация отгрузки по необходимому ассортименту и количеству;
– выполнение подработки продукта перед отправкой получателю;
– уменьшение влияние факторов на сезонное производство, спрос и предложение определенных товаров;
– снижение затрат на продвижение товаров клиентам в сфере распространения [9, c. 23].
Основной принцип создания складской системы: индивидуальное решение, учитывающее все факторы, влияющие на него, может обеспечить финансовый успех действия склада.
Складское хозяйство - одна из важнейших частей системы логистики, которая имеет место на каждом этапе потока материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Современный склад - сложный предмет, как с технической, так и с ведущей точки зрения. Склад - это материально-техническая база наиболее важных участников логистической системы, через которую проходит поток материалов и сырья [26, c. 9].
Существует ряд подходов к определению склада, отмеченных в отечественной литературе по логистике:
– это сложная техническая конструкция, состоящая из большого количества взаимосвязанных элементов определенной структуры и объединенных для выполнения конкретных функций и преобразования потока материала [20, c. 11];
– это эффективное средство управления запасами в различных частях логистической цепочки и обработки материалов в целом [10, c. 9];
– в терминологическом словаре логистики склад - здание, структура, устройство для хранения и подготовки к потреблению (резка, упаковка и т. д.), поиск, сбор, назначение потребителей определенного продукта.
Современный большой склад представляет собой сложную техническую структуру, состоящую из ряда различных подсистем (комплекса зданий, набора готовых изделий, системы информационной поддержки и т. д.) и элементов определенной структуры, которые объединены для выполнения функций преобразования материальных потоков [26, с. 10].
Склад - одна из самых важных частей систем логистики. Необходимость склада для содержания запасов существует на всех этапах потока материала, от первичного источника сырья до конечного пользователя. Это объясняет наличие большого количества различных видов складов.
При выборе, где будет располагаться склад, необходимо принять во внимание ряд факторов (таблица 2).
Таблица 2
Факторы, влияющие на выбор месторасположения склада
Факторы, влияющие на выбор региона Показатели при выборе конкретного месторасположения
склада
Близость к рынкам сбыта Наличие железнодорожного транспорта
Факторы, влияющие на выбор региона Показатели при выборе конкретного месторасположения
склада
Наличие конкурентов Существующие транспортные
коммуникации
Близость к рынкам снабжения Расстояние до объектов снабжения и сбыта
Уровень жизни населения Определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу -окраина, пригород и
т.д.)
Наличие трудовых ресурсов Стоимость земли
Заработная плата Водные коммуникации
Имеющиеся земельные участки для
Удовлетворения потребных мощностей и их стоимость Разрешение экологической службы города
Транспортные коммуникации
Налоги, финансирование
Разрешение экологической службы
Склад - часть интегрированной системы логистики, и является материально-технической базой самых важных игроков в системе. В системе складской логистики роль элементов материальных потоков, обеспечивающих осуществление логистических операций, не подлежит последующей декомпозиции в рамках системы логистики.
На всех складах, независимо от местоположения в логистической системе, поток материала преобразуется в соответствии с размером и составом входящих и исходящих поставок продуктов при получении, отгрузке и т. д.
Таким образом, склад можно рассматривать как основной трансформатор потока материала в логистической системе от поставщиков сырья и материалов до поставки готовой продукции конечному
пользователю. Операции на складе направлены на оптимизацию системы логистики.
На складе обрабатываются по меньшей мере три типа потоков:
– входящий (наличие входящего потока означает необходимость выгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывающей нагрузки, проверки доставки документов и т. д.);
– исходящий (исходящий поток требует загрузки товара, подготовки отгрузочных и отгрузочных документов);
– внутренний (внутренний поток требует перемещения и загрузки товаров на складе и утверждения складских документов) [10, c. 13].
Склад - это отдельный объект, который обычно состоит из капитальных структур (здания самого склада, офисного здания); вспомогательные здания (электростанция, котельная и т. д.); системы связи (электричество, газ и водоснабжение, связь, канализация); система дорог и парковка на складе; ограждающие системы (ограждения, ворота и т. д.); парк подъемного и транспортного оборудования специального оборудования для складской и оргтехники; складской персонал.
Система классификации запасов по различным признакам приведена в Приложении А.
Основной целью склада является концентрация запасов, хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заявок покупателей. Но в дополнение к хранению многие организации используют склады в качестве подходящих мест для выполнения других видов работы. Общая тенденция заключается в том, что складами сегодня выполняется все больше и больше задач, которые повышают ценность продукта, а склады не являются чистыми центрами затрат.
Определяют следующие основные операции склада: разгрузка; прием товаров для хранения; выбор товаров из склада и упаковка товаров; перемещение грузов внутри склада [20, c. 14].
Логистический процесс на складе можно разделить на три части:
– операции, направленные на координацию биржевых операций с закупочной службой;
– операции, непосредственно связанные с обработкой грузов и ее документацией;
– деятельность, направленная на координацию операций по складированию с отделом продаж [10, c. 28].
Реализация эффективных складских операций может быть достигнута за счет управления запасами в рамках логистической системы, выбора оптимальной системы хранения, рациональной организации и управления логистическим процессом на складе [20, с. 13].
Таким образом, современный склад осуществляет большое количество услуг по логистике, предоставляя клиентам широкий спектр логистических решений для складирования, обработки материалов, упаковки, транспортировки, информационных услуг и т. д. В то же время большое количество и развитие функций склада все чаще означает, что стоимость услуг по складированию заполняется все новыми и новыми элементами, и, соответственно, растет.
1.2 Показатели эффективности работы складской системы предприятия
Важный вопрос при хранении складов – правильное расположение этого объекта на территории промышленной компании. Для всех компаний существует техническая связь между отдельными запасами и цехами – потребителями товарно-материальных ценностей. Складские помещения существенно влияют на весь план грузопотока и загрузки транспорта, эффективность бизнеса, генеральный план компании, производственные здания, цеха, участки, архитектурные, структурные и пространственные планы и решения [3, c. 77].
Основными принципами рационального расположения складов на территории компании являются: удобство загрузки потоков; удобство
транспортировки грузов и хорошая связь с подъездными путями; приближение хранящихся материальных ценностей к основным цехам - их потребителям - для более экономного и быстрого обслуживания; пожарной безопасности в отношении местоположения других зданий и цехов в компании.
Размещение складов на территории компании регулируется следующим образом: запас готовой продукции находится вблизи зданий окончательной сборки, испытательных станций и прицеховых помещений. Склады общезаводского назначения расположены на окраине компании или в зоне железнодорожных путей, за исключением центрального склада материалов, оборудования и складских моделей, которые могут находиться в районе главного здания, недалеко от объектов, которые они обслуживают [8, c. 101].
В стратегическом планировании логистического бизнеса по закупкам и распределению проблема размещения складской сети и определения необходимого количества складов является одной из самых важных и может быть вызвана выходом компании на новые рынки сбыта. Изменения в территориальном распределении потребителей, введение принципа «точно вовремя» при доставке продукции и т. д.
Территориальное месторасположение складов и их количество определяются силой мобильности материальных потоков и степенью их рациональной организации. Необходимо учитывать спрос на рынок сбыта, размер региона продаж и концентрацию потребителей в нем, относительное местоположение поставщика и функции заказчика в линиях связи и т.д.
На практике обычно рассматриваются две альтернативы расположения складов и их количества: централизованное и децентрализованное хранение.
Централизованная система содержит большой центральный склад, где находится большая часть накопленных запасов, а филиальные склады, чью роль может выполнять не только собственные, но и публичные склады, будет в регионах продаж.
В децентрализованной системе основная часть запасов сосредоточена в сети складов, расположенных в разных регионах сбыта, в непосредственной близости от потребителя. Предпочтительными являются децентрализованные системы, когда высокая корреляция между спросом на продукцию, в то же время в разных регионах, с абсолютно высоким уровнем продаж, если покупатель предъявляет повышенные требования к сети децентрализации уровня обслуживания, такая система поможет значительно сократить время, чтобы обеспечить потребителя, и так далее. Такая система представляет собой обширную сеть хранения, наиболее актуальную в дистрибуционной логистике, где основным клиентом является розничная сеть, направленная на сокращение собственного пространства хранения и, как следствие, предпочитая делать заказы небольших размеров, но с более частой периодичностью доставки [10, c. 210].
В зависимости от начальных данных для решений проблемы с размещением склада, используется несколько методов. При небольшом числе потребителей, применяют прямой расчет приведенных затрат по каждому варианту. С очень большим количеством пользователей значительно увеличиваются значительные многовариантные размещения. В зависимости от разных факторов влияния с использованием методов линейного программирования (проблема решается любым алгоритмом транспортной задачи) комбинаторный метод (позволяет учитывать неравномерный характер зависимости от стоимости строительного материала и транспортных затрат для доставки товаров клиентам), методы динамического программирования (в пошаговых инвестициях для создания складов, решения каждого шага должны в конечном итоге оптимизировать общие результаты в течение всего периода) и т. д. Выбрав тип склада и идентифицировав его местоположение, необходимо определить его параметры.
Анализ запасов и работы склада требуется для определения степени отклонения от установленных стандартов технико-экономических
показателей и предельных расходов, определения «узких мест» на складе, определения экономической эффективности инноваций и обобщения опыта в первую очередь, а также для разработки организационных и технических мер по устранению или предотвращению будущих недостатков. Кроме того, он гарантирует сравнение данных работы для анализа данных складов для выбора эффективного варианта построения однотипного склада [13, c. 33].
Анализ работы склада и планирования операций основывается на следующих основных технико-экономических показателях.
Грузооборот склада характеризует его стоимость и показывает количество натуральных продуктов (тонн), отправленных потребителям в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц, день). Так как объемы поступления товаров на склад и их отгрузки обычно не совпадают, предполагается, что стоимость дохода от груза равна среднему арифметическому этих объемов. Грузооборот в абсолютном выражении не может характеризовать эффективность запаса, но в относительном выражении (например, относительно площади склада, количества сотрудников и т. д.) это позволяет оценить многие важные качественные аспекты склада.
Грузопереработка - это общий объем погрузочно-разгрузочных работ, перегрузочных работ и переукладных работ, выполняемых на складе в течение определенного периода времени (т.). Определяется на основе обработки данных хранения товаров, которые ведутся для определения других параметров хранения.
Оборот запасов (товарооборот) - это денежное выражение стоимости проданных им или повторно обработанных товарных запасов (товаров) в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц, день). Это показатели грузооборота, характеризующие качественную сторону складской деятельности по отношению к площади (емкости) и количеству занятых работников.
Коэффициент переработки грузов определяется отношением объема грузопереработки груза к грузообороту товаров за тот же период времени и обычно равен 3 ... 5. Он показывает степень технической экономии при перегрузке и хранении.
В таблице 3 показана систематизация показателей эффективности при использовании складов.
Таблица 3
Показатели эффективности складской логистики
Показатель
Описание показателя
Порядок расчета
Пояснения
1 2 3 4
Проектная мощность склада максимальный грузооборот (т, шт, м3), выполняемый по передовой технологии и с использованием наиболее производительного оборудования М Fпол Тпп / Зср Fпол – полезная площадь склада, м2; ? – норма нагрузки на 1 м2 полезной площади склада, в зависимости от вида материала, т/м2 или шт/м2; Тпп – планируемый период времени, в днях; Зср – сред-
негодовая норма складских запасов, в днях
Коэффициент освоения мощности склада характеризует сте- пень достижения проектных показателей грузооборота по складу
Грузонапряженно сть характеризует удельный грузооборот склада в течение пла-
нируемого периода Г = ? Tп.п / Зср
Степень использования объема склада ? = Vп / V где Vп / V – соответственно полезный (занимаемый грузами и оборудованием) и общий объемы склада,
равен в среднем 0,15...0,4
Скорость оборачиваемости материалов или складского оборота Kоб = Qо.п. / Зо.п Qo.п. – грузооборот склада за отчетный период (в натуральном измерении конкретного материала); Зоп
–средний запас материала на складе в отчетный период
Показатель Описание показателя Порядок расчета Пояснения
1 2 3 4
Скорость оборачиваемости материалов или складского оборота Kоб = Qо.п. / Зо.п Qo.п. – грузооборот склада за отчетный период (в натуральном измерении конкретного материала); Зоп
–средний запас материала на складе в отчетный период
Скорость товарооборота Показывает, сколь- ко раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся
товарный запас Сто = О / Зср О – товарооборот за период; Зср – средний товарный запас за период
В дополнение к показателям эффективности использования складов, выделяются следующие группы показателей эффективности экономики хранения:
1. Показатели, характеризующие производительность труда, уровень механизации труда и степень механизации работы, в том числе:
- производительность труда работников склада, определяемая объемом грузооборота на одного работника;
- уровень механизации для операций хранения, характеризующийся частью механизированной работы в общей рабочей нагрузке;
- степень механизации труда характеризуют структуру затрат на рабочую силу при перегрузке и хранении, определяет отношение общего числа рабочих, работающих на складских и подъемно-транспортных операциях и числа рабочих, которые выполняют свои функции с помощью механизмов;
- коэффициент механизации труда, определяет степень механизации труда, с учетом общего рабочего фонда (за календарный период), который был использован на механизированный и ручной труд;
- трудоемкость работ показывает, сколько трудовых затрат было затрачено на переработку 1 тонны товаров.
2. Показатели использования погрузочно-разгрузочного оборудования и простоя прокатного оборудования для грузовых перевозок:
- механический коэффициент использования с грузоподъемностью, мощностью (интенсивность использования);
- коэффициент использования механизма с течением времени (экстенсивность использования);
- оборот железных дорог, вагонов на подъездных путях или их простой.
3. Показатели качества обслуживания клиентов:
- грузопоток - количество товаров, проходящих через место за единицу времени;
- коэффициент оборачиваемости материалов - это отношение годового (квартального, квартального) объема продаж материалов к среднему балансу запасов за тот же период;
- показатель обеспечения материальных активов характеризует размер потерь товаров и материалов в результате естественной убыли, нарушения температуры и условий хранения, влаги, повреждения контейнера и неправильной установки, кражи.
4. Показатели стоимости обработки 1 тонны товаров на одном складе.
Складские расходы на логистику представляют собой один из ключевых показателей эффективности складской логистики.
Средняя годовая себестоимость, (руб./т) для хранения 1 тонны груза рассчитывается по формуле (1.1):
Сс.г
Со / Qo , (1.1)
где Со – годовые эксплуатационные расходы в общем по складу, р.; Qo – масса грузов, переработанные на складе за год, т.
Общие эксплуатационные годовые затраты по складу расчитываются по формуле (1.2):
Cо З Э Г М
Ам Ас
Рм Рс , (1.2)
где 3 – расходы на годовую заработную плату рабочих и служащих по складу;
год;
Э – стоимость электроэнергии, израсходованная за год; Г – стоимость топлива, израсходованного за год;
М – стоимость использованных вспомогательных материалов за
Ам, Ac – годовые амортизационные отчисления на восстановление и
капитальный ремонт механизмов и строений;
Рм, Рс – затраты на текущий и средний ремонты машин и на текущий ремонт строений за год.
Заработная плата работников (р.) склада рассчитывается, как сумма выплат по сдельной (Зс) и повременной (Зп) заработной платы (формула (1.3)):
З Зс Зп (1.3)
Размер заработной платы по сдельной системе рассчитывается по формуле (1.4):
Зс k3 (Q1c1
Q2c2
...
Qn 1Cn
1 QnCn) , (1.4)
где kз – коэффициент по доплатам и начислениям к заработной плате;
Q1,..., Qn – количество однородных грузов по номенклатурным группам, перерабатываемых за год, по соответствующим расценкам;
C1,..., Cn –расценки по сдельной системе заработной платы за переработку 1 т груза по каждой номенклатурной группе.
Размер заработной платы (р.) по повременной системе состоит из выплат той категории рабочих, на которую не распространяется сдельная система заработной платы, а также заработной платы служащих и других работников (формула (1.5):
Зп k3kП (R1O1
R2O2
...
Rn 1On 1
RnOn) , (1.5)
где kп – коэффициент, который учитывает подсмену работников; R1,..., Rn –состав работающих по категориям оплаты, чел.; О1,...,0n– соответственно месячная ставка (оклад) работников, р.
Стоимость электроэнергии (р.), потребляемой за год, определяется из стоимости электроэнергии, израсходованной всеми машинами и механизмами прерывного и непрерывного действия, которые питаются от сети, а также стоимости электроэнергии, использованной на освещение склада и территории (формула (1.6):
(1.6)
Стоимость электроэнергии, израсходованной за год каждой машиной (механизмом) прерывного действия (р.), расчитывается по формуле (1.7):
Эп ЭCQ / Q 3600 , (1.7)
где Эс – стоимость 1 кВт-ч электроэнергии для конкретной энергосистемы;
Qг, Оц – соответственно объемы погрузочно-разгрузочных работ (грузовых), выполняемых машиной за год и 1 цикл, т;
tц – среднее время, необходимое для выполнения 1 цикла, с;
?N – суммарная мощность электродвигателей, установленных на машине, кВт;
?м – коэффициент использования электродвигателей по мощности (0,2...0,7);
?о – коэффициент, который учитывает одновременную работу электродвигателей (0,1...0,3).
Стоимость электроэнергии (р.), потребляемой за год каждой машиной (механизмом) непрерывного действия, устанавливается по формуле (1.8):
Эн Эс о , (1.8)
где Т – время чистой работы машины в год, ч.
Стоимость электроэнергии (р.), израсходованной за год на освещение определяется по формуле (1.9):
Эо 0,001
( W 'Т '
WЛ "Т") Эс , (1.9)
где ?W ’, W ” – общая мощность электрических ламп, установленных на складах и на складах за пределами помещений, Вт;
Tг’ , Tг” –время горения внутренних и внешних ламп, ч.
Стоимость топлива (р.), потребляемого в год, для машины с двигателем внутреннего сгорания, рассчитывается по формуле (1.10):