1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ РАБОТА С КАДРАМИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Кадры коммунальной службы – это совокупность работников, которые профессионально выполняют функции местного самоуправления или вносят свой вклад в его выполнение, а также берут на себя управление местной экономикой [6, с. 534].
Кадровая работа – это разработка и реализация кадровой политики, которая включает:
? планирование, набор и расстановка кадров;
? обучение, подготовка и переподготовка рабочих;
? продвижение и организация карьеры;
? условия найма, труда и оплаты;
? обеспечение формальных и неформальных связей и создание комфортного психологического климата в группе.
Кадровая работа – деятельность органов управления, кадровых служб и государственных служащих, основанная на практической реализации целей, задач и принципов кадровой политики. По содержанию кадровая работа соответствует кадровой практике как совокупности форм, методов и технологий кадровой работы [3, с. 336].
Работу с персоналом также можно рассматривать как внутреннее качество системы государственных услуг, основными элементами которой являются субъект – элемент управления и объект – элемент управления, которые постоянно взаимодействуют на основе самоорганизации.
Работа с персоналом - это целенаправленное, систематическое действие субъекта над имуществом, которое осуществляется непосредственно субъектом управления. Работа с кадрами муниципальной службы – это самостоятельно функционирующая и организованная подсистема. Он взаимодействует со своими административными субъектами и объектами, устанавливает собственные управленческие отношения, а также разрабатывает и реализует конкретные задачи для создания и значимого использования личного потенциала муниципальной службы [2, с. 150].
Работу с персоналом можно рассматривать как отдельную систему, включающую практические задачи, приоритеты, механизмы и технологии.
Я считаю, что работа с персоналом во всем этом - очень сложный и многоэтапный процесс, существенный и практичный, процесс целенаправленного и организованного воздействия на персонал местного самоуправления для достижения желаемых результатов. Система работы с кадрами в органах местного самоуправления включает в себя следующие составляющие:
? организационная структура управления персоналом муниципальной службы;
? система работы с обслуживающим персоналом;
? правовые основы работы с персоналом;
? информационно-методическое обеспечение системы управления персоналом;
? технологии и методы взаимодействия с обслуживающим персоналом.
Такая система работы с персоналом муниципальной службы является непосредственной частью муниципальной кадровой политики органов муниципального самоуправления и должна строиться в соответствии с их принципами и приоритетами. Основные принципы работы с аппаратом органов местного самоуправления:
? безусловный приоритет в организации кадровой работы, стратегические цели реализации основных положений муниципальной кадровой политики;
? постоянная адаптация целей и задач кадровой работы к меняющимся политическим, социальным и экономическим рамочным условиям;
? повышение репутации муниципальной службы, разработка разносторонних систем мотивации и стимулирования персонала;
? привлечение новых квалифицированных кадров, расширение социальной базы органов местного самоуправления;
? непрерывность обучения персонала;
? постоянная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, их ведомств, отдельных руководителей и специалистов;
? построение эффективных горизонтальных и вертикальных отношений, обмен опытом и информацией;
? совершенствование организационных структур органов местного самоуправления, методов и технологий кадровой работы [1, с. 145].
Если исходить из принципов работы с человеческими ресурсами, то можно сказать, что постоянная работа с человеческими ресурсами, независимо от смены власти на различных ее уровнях, имеет первостепенное значение и имеет четкие цели и задачи.
В конечном итоге кадровая работа в органах местного самоуправления должна быть систематической, как нигде больше, и обеспечивать компетентность, профессионализм и высокую степень личностного развития сотрудников. Люди, убежденные в необходимости демократических преобразований и экономических реформ, со стабильными жизненными позициями, гуманистическими идеалами и убеждениями, должны служить в демократическом правовом государстве.
1.2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с положениями ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя [7, с. 477]:
1) создание кадрового состава для замещения должностей общественных работ;
2) разработка предложений по реализации положений Закона о муниципальной службе и представление этих предложений представителю работодателя;
3) организация подготовки проектов муниципальных актов, связанных с приемом на муниципальную службу, их принятие, заключение трудового договора (контракта), назначение на должность муниципальной службы, увольнение с замещающей должности муниципальной службы, увольнение муниципального служащего, общественные работы и его выход на пенсию и оформление соответствующих документов;
4) ведение трудовых книжек местных служащих;
5) ведение личных дел местных сотрудников;
6) ведение реестра общественных работников по месту жительства;
7) оформление и выдача служебных удостоверений муниципальным служащим;
8) проведение конкурса на замещение вакансий в сфере общественных работ и прием общественных работников в кадровый резерв;
9) осуществление аттестации муниципальных служащих;
10) организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
11) проверка достоверности персональных данных и иных сведений, которые гражданин предоставляет при поступлении на муниципальную службу, а также регистрация включения по установленной форме сведений, составляющих государственную тайну;
12) организация проверки информации о доходах, имуществе и имущественных обязательствах общественных служащих, а также соблюдении ограничений, связанных с общественными работами;
13) консультирование общественных работников по правовым и другим вопросам, связанным с общественными работами;
14) решение иных вопросов кадровой работы, определенных трудовым законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
Регламент работы отдела кадров можно разделить по разным аспектам.
Формально можно выделить следующие законы: законы, постановления, постановления и постановления, соглашения, правила, объяснения, постановления, постановления, коллективные договоры и т.д.
По субъектам можно разделить на общие и специальные. Общие правила предназначены для регулирования отношений, затрагивающих всех сотрудников.
Специальные используются для применения определенных норм к определенным категориям работников (например, инвалидам, несовершеннолетним, женщинам) [10, с. 256].
Также возможна классификация по органу, издавшему акт. Их можно разделить на четыре группы: федеральные законы, законы государств-участников Российской Федерации, законы органов местного самоуправления и законы международных организаций.
Акты органов местного самоуправления подразделяются на:
? акты местных представительных органов;
? акты местной администрации; акты органов территориального общественного самоуправления населения [9].
В качестве основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность кадровой службы организации по юридической силе, можно выделить следующие:
? Конституция РФ.
? Международные правовые акты о труде.
? Федеральные конституционные законы, федеральные законы.
? Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств федерального уровня.
? Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
? Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
? Соглашения и коллективные договоры.
? Локальные акты организации.
В зависимости от области применения документы можно разделить на федеральные, государственные, местные и местные. К федеральным относятся: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изменениями от 9 марта 2016 г.) «О занятости населения».
Население в Российской Федерации », ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ« О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности », Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ« Об обязательном социальном страховании в России» на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством». К нормативным документам субъектов Федерации можно отнести, например, Закон Югорского района от 15 декабря 2011 г. № 249-ЗО «О регулировании взаимоотношений в сфере содействия занятости в Югорском районе».
К местным законам относятся нормативные правовые документы, принимаемые органами местного самоуправления, например, постановление главы муниципального образования «Югорский городской округ» от 19 января 2019 г. № 10 «Об утверждении постановления» О размере и условиях оплата труда работников образовательных учреждений в 2019 году» [8, с. 263].
Законы о местном регулировании производственных отношений обеспечивают нормативную и методическую поддержку кадровой работы.
Это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, технического, экономического и экономического характера, а также различных нормативных и справочных материалов и других документов, утвержденных соответствующими органами или должностными лицами организации [4, с. 200].
1.3 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
Муниципальное самоуправление является одним из составных элементов общей административной системы страны, для которой законодательно установлены сфера деятельности, полномочия, юрисдикция и т.д. Муниципальное самоуправление является частью общей децентрализованной системы управления.
Цели и задачи муниципальной службы в социальной сфере аналогичны целям и задачам государственной службы: формирование государства с целью создания максимально благоприятных условий для повышения качества жизни и свободного развития населения. Права и свободы личности, человека и гражданина, исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и субъектов Российской Федерации [5].
Что касается задач и задач, то коммунальная служба является прямым продолжением государственной службы, но не по отношению к государству, а в рамках конкретного муниципального образования.
Каждая система управления обязательно предполагает достижение заданного и желаемого результата цели, которая затем разбивается на ряд (подцелей), которые служат средством для достижения этой цели.
Современные политические и социальные рамочные условия и рыночные отношения требуют качественных изменений функций муниципалитетов и инновационных технологий для реализации новых функций.
К новым социальным функциям органов местного самоуправления относятся [1, с. 149]:
? стабильное социально-экономическое развитие муниципального образования;
? поддержка социально незащищенных в условиях рыночной конкуренции слоев и групп населения;
? социальное прогнозирование и разработка соответствующих моделей управления;
? поддержание социального конкурса в территориальном сообществе;
? снятие социальной, политической напряженности и поддержание стабильности.
Перспективы развития сообщества тесно связаны с типом управленческих и организационных инструментов, используемых различными участниками для достижения своих целей. Похоже, что ассортимент этих фондов за последние годы уменьшился, а разнообразие опционов объективно увеличилось.
Основываясь на этой концепции, новые средства муниципального управления включают:
? Местная политика как средство увязки различных целей и интересов разных субъектов с целью преодоления нехватки ресурсов;
? Разработка концепций развития с целью создания ситуационного обзора конкретного населенного пункта или территории, который подчеркивает основную проблему и стратегические области действий;
? Разработка и реализация локальных программ, позволяющих координировать действия по решению важных проблемных ситуаций одновременно и параллельно (как бы веером);
? Разработка и реализация муниципальных проектов, концентрирующих ресурсы на четко определенной сфере деятельности.
Хотя органы местного самоуправления понимают важность внедрения новых административных инструментов при подготовке решения, они сталкиваются с устоявшейся системой преференций, в которой решение текущих экономических проблем важнее решения перспективных. В результате кризис управления усугубляется, а ресурсная база сокращается.
В настоящее время российская действительность такова, что создает условия для функционирования в сообществах четырех высокопрофессиональных, компетентных, дисциплинированных и нравственных административных аппаратов. С комплексным подходом к определению термина «самоуправление». Сложность проявляется в стремлении полностью охватить все виды социального управления вне зависимости от особенностей субъектно-объектных отношений [5].
Наиболее общие принципы функционирования муниципальной службы закреплены в законе. Решить эту проблему можно следующим образом.
Для действительно эффективного обслуживания устройства управления необходимо решить следующие проблемы:
? разработать механизм отбора и продвижения персонала на основе объективной оценки профессиональной пригодности и устойчивости позитивных карьерных устремлений сотрудников;
? обеспечение достойной заработной платы и ряда необходимых социальных льгот, стимулирующих высокопрофессиональное руководство и гарантирующих престиж должности местного государственного служащего;
? создать эффективную систему государственного и местного контроля за административной деятельностью;
? реально обеспечить внешнюю и внутреннюю социальную защиту работника;
Следовательно, создание правовой основы муниципальной службы требует конкретных шагов, юридического оформления механизма передачи муниципальной службы; системы профессионального обучения муниципальных служащих и др.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮГОРСКА
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮГОРСКА
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 27 Устава города Югорска Администрация города Югорска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования [55].
Администрация города Югорска наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Администрацией города руководит глава администрации города на принципах единоначалия.
Администрация города обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.
Структура администрации города утверждается Думой города по представлению главы города.
В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) органы администрации города и структурные подразделения. Организационная структура представлена на рис.1.
Рисунок 1 – Организационная структура Администрации г.Югорска
Решение об учреждении органа администрации города с правами юридического лица принимается Думой города. Решение Думы города об учреждении органа администрации города с правами юридического лица считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 14 депутатов Думы города.
Руководители органов администрации города назначаются и освобождаются от должности главой администрации города.
Структура, полномочия и порядок деятельности органов администрации города, являющихся юридическими лицами, определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми Думой города.
Структура, полномочия и порядок деятельности иных органов администрации города, определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми главой города.
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности администрации города осуществляется в порядке определенном решением Думы города.
Администрация города осуществляет иные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения города Югорска, не отнесенные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уставом города Югорска к полномочиям Думы города, главы города, а также полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Югорска федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Реализация кадровой работы в Администрации города Югорска (далее – Администрация) происходит в соответствии с положениями нормативно-правовых документов.
Организация работы с кадровым составом муниципальных служащих администрации происходит в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Поступление на муниципальную службу в Администрацию осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На муниципальную службу г. Югорска и в том числе в администрацию могут поступить достигшие граждане, которые достигли совершеннолетия, владеют русским языком и соответствуют в полной мере квалификационным требованиям.
Формирование муниципального резерва управленческих кадров осуществляется в целях отбора и подготовки претендентов на замещение руководящих должностей в органах муниципального управления. Работа с резервом, в рамках которой происходит необходимое обучение, повышение квалификации и компетентности претендентов, организуется комитетом по кадрам и муниципальной службе администрации города.
В рамках кадровой работы осуществляются следующие основные кадровые операции:
? формирование резерва кадров;
? учет служащих;
? подбор кадров;
? прием на службу;
? обучение служащих;
? повышение квалификации и профессионального мастерства;
? аттестация служащих.
Далее рассмотрим подробнее порядок реализации перечисленных кадровых операций.
Муниципальные служащие администрации подлежат обязательному учету, осуществление которого происходит путем занесения данных о служащих в Реестр муниципальных служащих г. Югорска. Порядок ведения данного реестра утверждает Югорская городская Дума посредством принятия решения. Поступление гражданина на муниципальную службу выступает основанием для включения в реестр, увольнение со службы является основанием для исключения из реестра.
Сведения о муниципальных служащих, подлежащие внесению в реестр включают персональные данные служащего, наименование замещаемой должности, даты поступления на муниципальную службу и муниципального стажа. По каждому муниципальному служащему администрации ведется личное дело, к нему приобщаются связанные с поступлением на службу, её прохождением и увольнением документы.
В целях повышения эффективности подбора кадров ежегодно в администрацию города направляются предложения в резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Югорска.
Постановлением Администрации города определяются порядок формирования кадрового резерва, основания для исключения из числа резервистов. Лица, состоящие в кадровом резерве, могут быть назначены на освобождающиеся должности муниципальной службы. В настоящее время формирование кадрового резерва осуществляется в администрации в соответствии с Положением о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Югорска.
При отсутствии представителей кадрового резерва проводят конкурс на замещение свободной должности муниципальной службы в соответствии с порядком и правилами проведения конкурса.
Поступление на службу в администрацию осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Как правило, замещение свободных должностей муниципальной службы происходит на конкурсной основе. Поступление на муниципальную службу в администрацию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 №25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В целях установления степени соответствия служащих замещаемым должностям муниципальной службы каждые три года служащие проходят аттестацию.
Согласно порядку, утвержденному администрацией города, организуется переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих за счет бюджетных средств города. Не реже, чем один раз в три года организуется повышение квалификации муниципального служащего. Предложения о необходимости переподготовки и повышении квалификации муниципального служащего администрация района направляет в администрацию города ежегодно.
Обучение муниципальных служащих в администрации проводится в период с сентября по май. Темы обучения устанавливаются главой администрации на основании предложений заместителя главы администрации, руководителя аппарата. В соответствии с графиком обучения, занятия проводятся во второй вторник месяца в 16.00 часов.
Целесообразность командировок определяет глава администрации по представлению заместителя главы администрации, руководителя аппарата.
Полномочия главы администрации в области кадровой работы включают следующие аспекты:
? утверждение структуры администрации;
? представление на утверждение главе города Югорска штатного расписания администрации, а также органов администрации, являющихся юридическими лицами;
? применение в соответствии с законодательством мер поощрения и дисциплинарного взыскания к муниципальным служащим и техническим работникам;
? организация работы с кадрами администрации, их аттестации;
? принятие решения о мерах по повышению квалификации кадров администрации.
Здесь следует отметить, что глава администрации вправе делегировать выполнение отдельных полномочий своим заместителям, давать им отдельные поручения, за выполнение которых последние несут перед ним персональную ответственность.
Управление по вопросам муниципальной службы, кадров и наград занимается вопросами кадрового обеспечения деятельности данного органа местного самоуправления. Управление по вопросам муниципальной службы, кадров и наград находится в непосредственном подчинении у заместителя главы администрации, руководителя аппарата. Управление взаимодействует с другими структурными подразделениями администрации, а также со службами, организациями и учреждениями района, с вышестоящими органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам осуществления своих полномочий.
В числе основных задач отдела следующие:
? создание в администрации благоприятных условий осуществления трудовой деятельности;
? организация кадрового делопроизводства;
? ведение архива администрации.
Функции Управления по вопросам муниципальной службы, кадров и наград в части именно кадрового обеспечения отдела включают:
? подготовка распоряжений по личному составу и контроль их выполнения;
? организация процесса обучения муниципальных служащих, ответственных за кадровое делопроизводство;
? ведение и актуализация личных дел и трудовых книжек работников администрации;
? формирование документов по личному составу согласно номенклатуре и обеспечение их сохранности;
? составление графиков дежурства руководителей и водителей администрации в выходные и праздничные дни, контроль их выполнения; составление годовых разделов описей дел по личному составу;
? осуществление учёта и обеспечение полной сохранности принятых на хранение дел;
? разработка проектов постановлений, распоряжений главы администрации по вопросам своего ведения;
? обобщение опыта работы структурных подразделений администрации по вопросам своей компетенции;
? осуществление иных полномочий по поручению главы администрации и его заместителей.
Общее руководство Управлением осуществляет руководитель Семкина Т.А. в соответствии с должностной инструкцией.
Функции руководителя Управления включают следующие положения:
? формирование планов работы отдела на текущий и перспективный периоды, контроль их выполнения;
? распределение обязанностей среди работников отдела;
? внесение главе администрации предложений о назначении и освобождении от должности, привлечении к дисциплинарной ответственности и поощрении, повышении квалификации работников отдела;
? представление администрации в органах государственной власти, местного самоуправления, иных организациях по вопросам, относящимся к компетенции отдела, а также по прочим вопросам по поручению главы администрации, его заместителей;
? осуществление приёма граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб в вопросах, относящихся к компетенции отдела;
? выполнение других функций, необходимые для обеспечения деятельности отдела.