Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Особенности государственного управления образованием и наукой в России

baby_devochka 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают в области государственного управления образованием и наукой. Предметом курсовой работы является исследование норм отечественного законодательства, связанные с государственным управлением образования и наукой. Цель данной курсовой работы заключается в комплексном изучении государственного управления образования и науки. Для достижения цели курсовой работы будут решены поставленные задачи: - изучить понятие и сущность государственного управления образованием и наукой; -охарактеризовать структуру системы управления образования и науки в России; -рассмотреть проблемы управления образованием и наукой в современных условиях; -исследовать реформирование российского образования. Методологическую базу исследования составили общенаучные и частно-научные методы. Общенаучные методы: анализ, синтез, структурирование, дедукция, индукция. Частно-научные: формально-юридический. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых в области административного права. Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Введение

Государственное управление образованием и наукой на сегодняшний день является одной из актуальнейших для рассмотрения тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования. А сам институт образования в России является одной из наиболее реформируемых сфер жизни общества. При этом осмысление этого процесса порой не поспевает за действиями реформаторов. Одним из важнейших условий успешности преобразований является создание стройной системы управления ими, в которой будет понятно место и функции каждого из элементов. В связи с этим изучение вопросов устройства и структуры системы управления образованием представляется достаточно актуальным. Степень разработанности курсовой работы. Исследованием проблем, связанных с государственным управлением и наукой, занимался ряд ученых, такие как И.И. Кохановская, Е.Е. Наумов, А.Л. Фатыхов, Е.Г. Зиновьев, Е.Г. Усманов, И.М. Ильинский, Г. М.Водопьян, А.Ю.Уваров, В.Н. Вострикова, Е.Н. Лищук, Н.В. Савченко, А.С. Дружилов, В.П. Панасюк, А.Б. Панченко и др.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой 4 1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой 4 1.2. Структура системы управления образованием в России 9 Глава 2. Особенности государственного управления образованием и наукой в России 17 2.1. Проблемы управления образованием и наукой в современных условиях 17 2.2. Реформирование российского образования 23 Заключение 32 Список литературы 34
Список литературы

1. нормативно-правовые акты и иные официальные документы: 1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - № 144. - 2020. - 4 июля. 1.2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Официальный интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). - 30 декабря. - 2012 г. 1.3 О науке и государственной научно-технической политике: Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 26 августа. - 1996 г. - №35. - ст. 4137. 2 научную литературу и материалы периодической печати: 2.1 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. М.: КНОРУС, 2009. - 432 с. 2.2 Водопьян, Г.М. О построении модели системы информатизации школы / Г. М.Водопьян, А.Ю.Уваров – М.: РФРДПО, 2006. – 340 с. 2.3 Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском в высшем образовании / В.Н. Вострикова, Е.Н. Лищук, Н.В. Савченко // Символ науки. - 2018. - № 8. - С. 51-59. 2.4 Дружилов А.С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность / А.С. Дружилов // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 51-58. 2.5 Зиновьева Е.Г., Усманова Е.Г. Современные проблемы и тенденции развития управления в сфере образования / Е.Г. Зиновьев, Е.Г. Усманов // Экономика и политика. – 2018. – №. 1. – С. 26-30. 2.6 Ильинский И.М. О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI Международная научная конференция / Под ред. И.М. Ильинского. М.: Изд-во Московского гуманит. ун-та, 2009. - С. 8-26 2.7 Кохановская И.И., Наумов Е.Е., Фатыхова А.Л. Вопросы управления образованием в современных условиях / И.И. Кохановская, Е.Е. Наумов, А.Л. Фатыхов // Управление. – 2018. – №. 3 (21). - С. 13-16. 2.8 Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы / В.П. Панасюк // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – №. 2. С. 30-39. 2.9 Панченко А.Б. Структура системы управления образованием в России / А.Б. Панченко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – №. 2 (71). – С. 44-57. 2.10 Плаксий В.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы / В.И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 8-12 2.11 Савченко А.П. Открытое информационное пространство научной коммуникации как фактор развития экономики знаний в России // Учёные записки РАНХиГС. - 2017. - № 1. - С. 129–130. 2.12 Смирнова Т.?А.?Совершенствование системы государственного управления образованием. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - 180 c. 2.13 Шевченко Н.Н. Образовательное пространство России в условиях мировой глобализации. Достижения вузовской науки 2018. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. - 2018. - С. 202-206.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой 1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования, то под государственным целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Образование и наука являются двумя взаимосвязанными сферами общественной деятельности и взаимосвязанными областями государственного управления. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). Под получением гражданином ф понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: -·образовательные стандарты и федеральные государственные требования; -·образовательные программы различных видов, уровней и направленности. ·организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; -·органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. ·организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; -·объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Российское образование подразделяется: -·на общее образование; -·на профессиональное образование; -·на дополнительное образование; -·на профессиональное обучение. Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Система государственного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия. В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» , научная деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования. Признаками государственного управления образованием и наукой являются: 1.наличие государственной структуры управления образованием и наукой, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; 2.наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; 3.согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; 4.принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов. К основным принципам государственного управления общим образованием можно отнести следующие принципы: 1.независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием; 2.законности, предполагающей неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; 3.комплексного использования экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами ГУО; 4.целевой направленности деятельности субъектов ГУО на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства; 5.правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; 6.открытости и гласности, в соответствии с которым деятельность субъектов ГУО открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получение ими необходимой информации; свободы и самодеятельности, означающих возможность каждого субъекта ГУО свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность и самодеятельность; 7.согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития; наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной — снизу-вверх; 8.цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры. Цель государственного управления — оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Задачи государственного управления: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса. 1.2. Структура системы управления образованием в России Обращаясь к анализу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, относящиеся к управлению образованием, можно заметить, что их авторы не уделили должного внимания формированию единого терминологического аппарата. Так, хотя закон «Об образовании» содержит отдельную главу под названием «Система образования», но определения того, что она представляет собой, в нем нет. Вместо этого перечислены элементы ее структуры, но без указания того, какие именно связи существуют между ними: 1)федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2)организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3)федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. С первого взгляда видно, что система образования в России состоит из разнопорядковых и невзаимозаменяемых элементов, что отличает ее от систем образования в большинстве стран мира. За рубежом, как правило, структура системы образования представлена его уровнями и/или видами. Например, в Литве это четыре вида: формальное, неформальное и информальное образование, а также помощь получения образования. В Чехии система образования состоит из школ и образовательных организаций. В Бразилии — из федеральной, региональной и муниципальной подсистем, каждая из которых включает образовательные организации и органы управления ими. Можно дать следующее определение понятию «система образования в России» — это совокупность образовательных стандартов, требований и программ различного уровня, определяющих порядок и формы функционирования образовательных учреждений, контроль над соблюдением которых осуществляется органами государственной и муниципальной власти, а также подведомственными им организациями. В организационную структуру государственного управления образованием и наукой Российской Федерации входят: - органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ; - органы законодательной государственной власти - Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации; - органы местного самоуправления; - государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием; - руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса. Министерство образования и науки Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации . Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Финансирование расходов на содержание Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство образования и науки Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: - вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; - на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты касающиеся деятельности Министерства; - в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; - обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики и готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности; - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций; - организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; - обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; - обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке; - организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства; - взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; - осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства; - осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: - запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; - учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях; - привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов; - создавать координационные и совещательные органы, в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности; - учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств; - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области образования, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области образования. Министерство образования и науки Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 113 страниц
2300 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 58 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 63 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg