Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Регенерация ансамбля женского Воскресенского Горицкого монастыря.

baby_devochka 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
В Вологодской области монастыри начали создаваться с XII века. Наиболее древние и сохранившиеся до нас каменные монастыри находятся в Великом Устюге, Вологде и Кириллове: Михаило-Архангельский, Спасо-Прилуцкий и Кирилло-Белозерский мужские монастыри. Особый интерес в изучении вологодских монастырей представляют собой период каменного строительства XVII – XIXвв. Эти монастыри создавались после древнерусского периода в архитектуре и позволяют проследить эволюцию архитектурных стилей В современных границах Вологодской области ранее было основано 134 монастыря. Действующими на сегодняшний день осталось всего лишь четыре (3 мужских и 1 женский), остальные же практически все находятся в неудовлетворительном и заброшенном состоянии. Именно единственный действующий женский монастырь в Вологодской области и стал объектом подробного исследования
Введение

Монастыри всегда являлись неотъемлемой частью русской культуры и истории. На протяжении многих веков они играли важную роль в развитии общества, становились центрами притяжения духовной и культурной жизни людей. Представляя собой основу государственности и местного самоуправления, при них также открывались церковно-приходские школы, проводились ярмарки. Именно древним обителям отводилась ключевая роль при формировании и освоении территорий, но и кроме того, они были и остаются главными доминантами окружающей среды. На сегодняшний день сохранение и приспособление монастырей считается показателем стремления к устойчивому развитию общества. Именно поэтому возникла острая потребность в изучении монастырских комплексов в регионах. Интерес к восстановлению древних обитель в ХХI веке создает необходимость изучения актуальных проблем и поиска их решения, с целью сохранения монастырей, как объектов культурного наследия. Возросшую актуальность имеют вопросы, связанные с научной разработкой методологии реставрации, а также решение композиционных и градостроительных задач, возникающих в процессе их восстановления. При этом должен учитываться такой фактор, как адаптация к современным условиям.
Содержание

Введение Глава 1.Формирование и развитие монастырских комплексов Вологодской области 1.1. Краткий исторический очерк развития монастырских ансамблей 1.5. Предпосылки адаптации монастырских комплексов Вологодской области Выводы по первой главе Глава 2. Анализ объекта исследования 2.1. Историография и планография развития Горицкого Воскресенского монастыря 2.3. Историко-градостроительный анализ Горицкого Воскресенского монастыря 2.4. Анализ сложившейся функциональной и архитектурно-пространственной структуры монастыря 2.4.1. Храмовая зона 2.4.2. Общественная зона 2.4.3. Келейная зона 2.4.4. Хозяйственная зона 2.4.5. Территория кладбища 2.5. Описание существующего состояния, технического и современного использования Горицкого Воскресенского монастыря 2.5.1. Территория монастыря 2.5.2. Здания 2.5.3. Инженерные сети 2.6. Анализ современной комфортности монастыря 2.7. Проблемы реставрации и приспособления Горицкого Воскресенского монастыря 2.7.1. Методы решения проблем реставрации монастырей 2.7.2. Выбор и обоснование метода реставрации Горицкого Воскресенского монастыря Выводы по второй главе Список использованной литературы и источников Приложение 8. Границы охранных зон с видовыми точками, 1976 год. Приложение 9. Схема проезда до села Горицы из крупных населенных пунктов.
Список литературы

1. Алтухов А.С. Методика реставрации памятников архитектуры. Пособие для архитекторов-реставраторов - М.: 1961 2. Аринин В.И. Легенды и былины девичьей обители // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. [М.], 1993. Вып. 30. С. 166 – 170 3. Баталов А.Л. Отношение к достоверности формы и подлинности материалов в русской реставрационной практике второй половины XIX в. В кн.: История и теория реставрации памятников архитектуры. М., 1986 4. Белоярская И. К. Историко-ретроспективный анализ памятника архитектуры усадьбы Андреевых-Резановых в селе Спасское Куркино Вологодской губернии / И.К. Белоярская // Современные технологии и методика в архитектурно-художественном образовании: материалы Международной научно-методической конференции/ науч.ред. Н.В. Багрова; - Новосиб. Гос. Ун-т архитектуры, дизайна и искусств, - 2017. – С.219. 5. Бочаров Г.Н, Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1979 6. Восстановление памятников культуры :Пробл. реставрации [Сб. статей /Под ред. и предисл. Д.С. Лихачева]. - М. : Искусство, 1981. - 232 с., 60 л. ил. : ил. 7. Выголов В.П., Удралов Н.В.. В край белых ночей. Москва, 1986 8. Глызина Л. И. Уездный город Кириллов. Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1.-Вологда; издательство ’’Русь’’, 1994.-с.62 9. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи том 2. Монастыри по штатам 1764, 1786, 1795 г. СПб 1892г. 10. Ивашко Ю.В. Проблемы реставрации памятников архитектуры и реставрационные технологии. В журн.: Будмайстер, №4, 2003. C. 22-24 11. Историко-культурное наследие Вологодской области. Интернет-ресурс в режиме доступа http://cultinfo.ru/nasledie/ 12. Кронефельд Я. Г. Принципы устройства систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодоснабжения в культовой архитектуре. АВОК №1, 2000 г. 13. Кузнецов А. Шексна-река Велеса.-Вологда, 1999г.Родословие вологодской деревни. (Список древнейших деревень памятников истории и культуры).-Вологда. 1990.-с.33 14. Книга Памяти Вологодской области. Кирилловский район. –Вологда, 1995. – С.558-560 15. Калигов Н.В.. Писцовые книги XVI века ч. 1 СПб. 1877 16. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки,Урала. 18 век. Капитиков А.Д. 17. Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М-Л. 1951 18. Комеч А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХVII столетия. – М., 2001 19. Лебедев А. Путешествие по святым обителям Севера // Церковные ведомости. 1897. №31 20. Летопись Горицкого монастыря. (Публикация, вступительная статья и комментарии Г.О. Ивановой) // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1984. [Вып.] 1. С.288 - 355 21. Методика и практика сохранения памятников архитектуры / [А.С.Алтухов, Г.В.Алферова, В.И.Балдин]; Ред. Е .В. Михайловский; Центр.НИИ теории и истории архитектуры. - М. :Стройиздат, 1977. - 168 с. : ил. - Список лит.:с.162-164 (104 назв.) 22. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М. 1979. 23. Муравьев А.. Русская Фиваида на Севере Спб. 1855г. 24. Подъяпольский С.С. Собор Белозерского Горицкого монастыря// Древнерусскоеискусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.Еремина Т.С. Мир русских монастырей: История, предания. -М., 2002. 25. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1852. Реставрация издания М., 2000 26. Церковно - исторический атлас Вологодской области: / Автор - составитель Н.М. Македонская / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.-Т.1: Списки церквей и монастырей. 256 с. 27. Шавырев С. Поездка в Кирилло- Белозерский монастырь. Нормативная литература 28. СП 118.1333002012 «Общественные здания и сооружения» 29. СП 5.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты, установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. 30. СП 59.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 31. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования (с Поправкой)» 32. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов
Отрывок из работы

1. Актуальность исследования Возможности современного приспособления монастырей на сегодняшний день является очень актуальной темой. Сохранение и приспособление монастырей считается показателем стремления к устойчивому развитию общества. Именно поэтому возникла острая потребность в изучении монастырских комплексов в регионах. Интерес к восстановлению древних обитель в ХХI веке создает необходимость изучения актуальных проблем и поиска их решения, с целью сохранения монастырей как объектов культурного наследия. С каждым годом проблема приспособления и сохранения малых монастырей, таких как Горицкий Воскресенский монастырь, приобретает все большие масштабы и остается нерешенной, общий ущерб в результате естественных факторов и человеческого пренебрежения неуклонно растет и уже значительно превышает объемы реставрационных работ. В настоящее время большая часть современных функций использования монастырей не отвечает необходимым требованиям их сохранности и не позволяет полноценно их использовать. Поэтому крайне важно для памятника найти такой набор функций, который бы гарантировал его сохранность и целостность. В последние десятилетия в духовной жизни современного российского общества происходит возврат понимания ценности религии и церкви. В общем процессе возрождения культурно-исторического наследия увеличивается количество отреставрированных памятников монастырской архитектуры. В этой связи изучение и реставрация монастырских комплексов становится особенно актуальным. К сожалению, зачастую практика реставрации с приспособлением к современным нуждам монастырских комплексов осложняется почти полной утратой традиций и опыта монастырского строительства. Изучение закономерностей развития архитектурно-пространственной композиции монастырей, типологических особенностей объемно-пространственной структуры их зданий должно помочь сохранению объектов культурного наследия при адаптации их к современным условиям; удержанию баланса между потребностями современного монашеского быта и сохранности объекта культурного наследия. В рамках данной магистерской диссертации предполагается выполнение проекта реставрации и приспособленияк современным условиям Воскресенского Новодевичьего монастыря. 2. Объект исследования Объект исследования - монастыри Вологодской области XVI - начала XIXвв. (Горицкий Воскресенский женский монастырь). 3. Цель исследования На основе сохранности объектов культурного наследия требуется выяснить возможность современного приспособления монастырей Вологодской области, а также разработать положения и рекомендации по функциональной и объемно-пространственной организации адаптируемых ансамблей к современным условиям. 5. Задачи исследования - Провести анализ архитектуры вологодских монастырских ансамблей XVII - начала XIX вв. и выявить характерные черты, лежащие в их основе. - Определить особенности архитектурно-градостроительной реконструкции Горицкого женского монастыря. - - Разработать проект реставрации и приспособления к современным условиям Горицкого Воскресенского женского монастыря, с учётом его ценностных характеристик, сохранности и градостроительного положения. - Выяснить степень сохранности, которая предопределяет возможное функциональное использование монастыря; - Выяснение ограничений, которые накладывают архитектурные, стилистические и градо-ландшафтные характеристики монастырских комплексов на их современное использование; - Определить необходимые мероприятия для проекта реставрации и приспособления Горицкого Воскресенского женского монастыря. Глава 1.Формирование и развитие монастырских комплексов Вологодской области 1.1. Краткий исторический очерк развития монастырских ансамблей Монастыри (от греч. - келья, отшельник) — общины монахов и монахинь, живущих по единым правилам (уставу). Первые монастыри появились на Руси в XI в. в связи с принятием христианства и сыграли существенную роль в развитии письменности и укреплении государственности. Помимо самого значительного Киево-Печерского монастыря к тому времени было создано много мелких обителей. С каждым столетием количество их возрастало. Со второй половины XIV столетия монастыри стали играть все большую роль в церковной, экономической и культурной жизни. В XIV - XV вв. возникли многие обители, без которых сейчас невозможно представить историю России: Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, Спасо-Ефимьевский и другие крупные монастыри 1.2. Возникновение и развитие монастырского строительства на территории Вологодской области На территории Вологодской области в современных ее границах, с XII по XIXв.в. включительно, было основано около 120 монастырей, этапы формирования и развития которых в целом соответствуют трем этапам развития русских православных монастырей с некоторым смещением временных отрезков, в контексте более поздней христианизации и строительства монастырей на Русском Севере . Все три обители оставались действующими в начале XX века 1.3 Обоснование возможности и целесообразности выбора Горицкого Воскресенского монастыря Вологодской области Памятники истории и культуры, в том числе и произведения архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества, в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Проведенные историко-архивные исследования позволили сделать выводы, что Горицкий Воскресенский женский монастырь является уникальным памятником вологодской архитектуры середины XVI века. Воскресенский собор ХVIвека с приделом ХVII и колокольней ХVIII века, а также памятники архитектуры ХIХ-ХХ вв., представляет собойпример небольшого северного монастыря. Сооружения монастыря демонстрируют развитие архитектурных форм в северных областях русского государства, когда столичные стили барокко и классицизма приобретают своеобразную провинциальную трактовку. Монастырь имеет ряд ценностных характеристик: градостроительную, эмоционально-художественную, архитектурно-эстетическую, функциональную. Для возможности реставрации и приспособления монастыря была выбрана данная тема дипломного проекта. Выводы по первой главе Возникновение и развитие монастырских ансамблей тесно связано с историей становления Русского государства. Строительство русских православных монастырей проходило в контексте развития русской архитектуры и градостроительства. Глава 2. Анализ объекта исследования 2.1. Историография и планография развития Горицкого Воскресенского монастыря Монастыри с древнейших времен до наших дней играли значительную роль в формировании истории и культуры того или иного государства. Традиционно они являлись своеобразными очагами письменности, благодаря которым современные ученые могут описать различные исторические периоды многих стран. Помимо своего прямого предназначения – поддержания духовной, социально-культурной жизни в регионе, многие монастыри становились крепостями или тюрьмами для неугодных власти персон. Не стал исключением и Воскресенский Горицкий девичий монастырь. Данный монастырь находится в селении Горицы, в семи километрах от города Кириллова Вологодской области . Монастырь расположен на левом берегу реки Шексны, у подножия горы Мауры, среди живописной зелени лугов, перелесков и озер . В центре монастыря поставлен Воскресенский собор с колокольней, чуть восточнее его Троицкий собор. Третья церковь Покровская, входит в корпус больничных келий, встроенных в восточный участок монастырской ограды. Все каменные келейные корпуса входят в ограду, а деревянная застройка размещена внутри комплекса и в основном сосредоточена с южной стороны от центральной соборной группы, три больших деревянных корпуса поставлены почти вдоль одной линии. Два деревянных корпуса расположены западнее Воскресенского собора, а один - к северо-востоку от Троицкого. Ансамбль дополняется большим амбаром, поставленным в юго-восточном углу комплекса и маленькой часовней, стоящей у южного фасада Воскресенского собора. Ансамбль, включающий в себя Воскресенский собор ХVIвека с приделом ХVII и колокольней ХVIII века, а также памятники архитектуры ХIХ-ХХ вв., представляет собой пример небольшого северного монастыря, весь комплекс сооружений которого дошел до настоящего времени почти без утрат. Сооружения монастыря демонстрируют развитие архитектурных форм в северных областях русского государства, когда столичные стили барокко и классицизма приобретают своеобразную провинциальную трактовку. Началом строительной истории Горицкого Воскресенского монастыря принято считать 1544 год. Это основывается на упоминании в нескольких документах, хранящихся в собрании Кирилло-Белозерского музея заповедника. В частности, это "Синодик Горицкогомонастыря ХVШ века" на полях листа которого имеется следующая надпись "онагобоголюбца, Князя Андрея Старицкого строение, Святой обители церковь Воскресения Христово, каменныя здания, в предел Кирилла Белозерского да теплая церковь Одигитрия Богородицы с трапезою и паперти малые, строено оное в лето 7052..." Но синодик был составлен или переписан достаточно поздно, в 1815 году, хотя он видимо основывался на подлинных документах, не сохранившихся к данному моменту. Другим документом, хранящимся в фондах Кирилло-Белозерского музея, является обширная и пространная рукопись , которая детально описывает становление архитектурного ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря, его быт и внутреннюю жизнь. Часть этой рукописи опубликована иноком Иоанном (Калининым) под заголовком "Воскресенский Горицкий девичий монастырь (Новгородской епархии) и его подвижницы (Кириллов 1914 г.). Этот документ, видимо, и должен быть положен в основу освящения строительной истории комплекса Воскресенского собора, т.к. несмотря на некоторые источники, он в основе своей подтверждается как прямым, так и косвенными источниками. Первоначальную дату основания собора этот документ, как и вышеупомянутый Синодик, относит к 1544году и связывает с рядом событий начала царства царя Иоанна IV Грозного. Противостояние центральной власти и боярства, время смут и раздоров послужили причиной гибели князя Андрея Ивановича Старицкого, которая последовала в 1537 году, что в принципе не меняет датировки памятника, но исключает прямое ктиторство князя Андрея Старицкого, на которое указывает синодик. Так что, скорее всего, можноосновываясь на рукописи сказать, что ставит церковь княгиня Ефросиния вдова князя Андрея. Причем новая каменная церковь возводится на месте старой «…Великого князя оброчной…» Воскресенской церкви , которая соседствует ружной Введенской. По всей видимости, мы имеем дело с существовавшим здесь погостом, который являлся центром экономического и административного управления в данном регионе. Подтверждение этому может служить духовная грамота Леонтия Дмитриева из рода князей Монастыревых Мауриных-Зайцевых, котораядатируется не позднее 1506 года и где завещатель в числе других монастырей и пустыней упоминает то, что «…в Горицы дал семи по своей душе три рубля…».Владения князей Мауриных, видимо, примыкали к Горицкому погосту, а возможно он располагался на их землях. Но князья Монастыревы, от кого ведут свой род Маурины, являлись недавними вотчинниками на землях Белозерского удела Великих князей Московских, а в дальнейшем их младшей ветви - князей Можайских и Старицких. Следовательно, бывшие черносошные земли, постепенно переходя в вотчинные владения, сохраняли черты более раннего управления. Остановиться на этом вопросе заставляет изучаемый нами памятник архитектуры. Кроме подтверждения даты его основания, вызывает интерес первоначальная объемно-пространственная структура. Как отмечено выше, княгиня Евфросиния Старицкая, заменив деревянную церковь на каменную в 1544 году, возвела одновременно собственно соборную Воскресения Христова, а к ней "… была прикреплена другая Церковь, во имя Божией Матери Одигитрии, теплая с трапезою…» Этот храм с приделами и трапезной, как говорится, послужил началом новой обители. Но известно, из более позднихисточников и из рассматриваемой нами рукописи, что возникновениеобщежития в монастыре относится к 1812 году. До этого действует особожительный устав, что логично для княжеского вкладного монастыря, но при этом неясно возникновение трапезной церкви и трапезы при ней. Тут возможны две трактовки возникновения данного типа. Или храм был заложен на существующем погосте на княжеский вклад и только позднее постепенно становится обителью, но это исключается следующими фактами. То, что уже в 1552году Терентий Монастырев в духовной своей оговаривает постановку келии для своей жены в Горицком Воскресенском монастыре , затем, чуть позже, в 1566-67гг. по грамоте Иоанна IVГрозного Кириллов монастырь покупает часть земель князей Мауриных и уже в 1568 году в памятке дьякам Путиле Михайлову и Василию Степанову от 24 ноября 1568 года говорится о раздачеземельМауриных "под дворы княжа ВолодимировыОндреевича матери княгине Евдокее и детям боярским» и землиотписываются в Горицкиймонастырь. Немного ранее в Александро-Невской летописи под 1563 годом, где рассказывается о пострижении и княгини Евфросинии Старицкой и говорится, что «... похоте же жити на Болозере в Воскресенском Девиьчем монастыре где прежде того обет свой положила и тот монастырь сооружала...». Из всего этого следует вывод, что монастырь возник одновременно со строительством собора или чуть позже, но в 40-е гг. ХVI века.1544 год можно скорее всего считать датой заложения собора, т.к. в 1545 году, как можно узнать из "Летописца начала царства" Иоанна IV совершал большое паломничество по святым местам Белозерья вместе с князем Владимиром Андреевичем Старицким . Перечисляются практически все монастыри вокруг Горицкого, но о нем ни слова. Хотя это удивительно, что нет упоминания о посещении монастыря, ктиторство или патронаж Старицких, над которым безусловны. Тщательным разбором даты возникновения монастыря доказано, что собор изначально предназначался для средоточия всей духовной монастырской жизни и, возникнув на месте великокняжеской оброчной церкви, он нес в себе совершенно другую функцию, но, по всей видимости, повторил первоначальную смысловую структуру. Иначе трудно объяснитьналичие трапезной палаты в особожительноммонастыре. Хотя возможны и другие объяснения создания ансамбля собора. Таким образом, к началу 60-х гг. ХVI века комплекс Воскресенского собора Горицкого Воскресенского монастыря приобрел практически современную объемно-планировочную структуру, где в центре на высоком подклете стоит собственно собор Воскресения Христова трехнефный, четырехстолпныйперекрытый цилиндрическими сводами, восточная пара столбов слита с алтарной преградой и подкупольноепространство центрального барабана смещено к востоку по отношению к основному четверику храма. Над алтарной частью дьяконника возвышается малый барабан, фиксирующий положение придела во имя преподобного Кирилла Белозерского. С севера собор фланкируется теплой трапезной церковью во имя Божьей Матери Одигитрии, которая открывается через портал на запад в обширную одностолпную трапезную палату, которая благодаря своей протяженности закрывает две трети западного фасада собора и соединяется с ним с помощью портала, декорированного с подчеркнутой простотой. С севера и с юга к трапезной примыкали паперти, которые были соединены с трапезной палатой, а с южной - малый портал вел в южный неф собора, из которого был выход также и на среднее прясло южного фасада. Каким образом осуществлялся вход к этим порталам и папертям реконструировать сложно. Здесь возможны как деревянные, так и каменные конструкции. Таким образом, перед нами возникает образ обширного храмового ансамбля, стоящего на вершине холма на высоком левом берегу Шексны, в котором над всем доминирует мощный объем двухглавого собора, со сложной фигурной кровлей, с низкими напряженными дугами архивольт закомар, с широкими полосами декора в верхней части барабанов и в тентах арок закомар. Более низкие объемы, охватившие собор с двух сторон, позволяют всему ансамблю соединиться с окружающим ландшафтом. Возникает единство предметно-пространственного окружения. Ансамбль выступает здесь как слияние всех составляющих его элементов в живом, духовно и психологически насыщенном пространстве, формирующемся как целостность во времени. В нем ясно ощущается комплекс литургических и мировоззренческих категорий культуры Средневековой Руси. Рассматривая дальше строительную историю Воскресенского собора и сооружений, входящих в связь с ним, сложно осветить достаточно ясно продолжительный период с 60-х гг. XVI века до начала XVII века. Единственным упоминанием об этом времени является ссылка, в цитируемой рукописи из собрания Кирилло- Белозерского музея-заповедника. В ней есть строки о том, что «… в 1569 году … старец Гурий (Тушин), житник Кириллова монастыря, переписал у Воскресения Христова и в теплой церкви в приделе чудотворца Кирилла церковное строение…» Тут же рукопись упоминает о существовании церкви Великомученицы Екатерины и колокольни, но умалчивает о их топографической привязке. Неизвестно упоминал ли об этом и первоисточник. Но наличие колокольни, видимо, безусловно для такого обширного комплекса, и это подтверждается дарением в монастырь больших колоколов инокиней Евдокией (Ефросиньей Старицкой). После мученической гибели в конце 1569 года основательницы обители княгини Старицкой и ее сына Владимира Андреевича, монастырь не пользовавшийся особым царским покровительством, вовсе не упоминается в источниках, соотносимых с центральной властью вплоть до 1586 года. В этом году 16 мая была дана царская грамота Горицкому Воскресенскому девичьему монастырю на владение землями из «…из своих и черных волостей…» Эта грамота, данная царем Федором Иоанновичем «…для отца своего блаженные памяти Великого Государя царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси…» и связанная с содержанием в монастыре старицы царицы и великой княжны Дарьи, бывшей жены покойного царя. Она подтверждена в последствии в 7107 (1598) году Борисом Годуновым, а в 7117 (1608 г.) Василием Шуйским. Но эти документы не проливают света на строительную историю рассматриваемого нами памятника. А лишь дают хронологическую канву жизни монастыря. Следующий временной отрезок, заключающий в себе информацию о развитии ансамбля Воскресенского собора, берет свое начало с 1611 год. Именно этот год назван в изучаемой рукописи из Кирилловского музея , как время основания придельной церкви Екатерины и Дмитрия и колокольни при ней. Хотя рукопись снова упоминает о том, что это церковь уже существовала в 1569 году, о чем говорилось ранее. Но документальных подтверждений нет. Тем более в других источниках 1611 год как дата основания придельной церкви не ставится под сомнение. Ее возведение связано с посещением Горицкого Воскресенского монастыря старицей Марфой вмиру Марии Нагой, матери убиенного царевича Дмитрия Иоанновича. Сосланная в Николо-Выкинский монастырь, она была хорошо знакома с делами Горицкого монастыря. И именно в нем после ее смерти, последовавшей в 1608 году, по ее приказу и на ее вклад старанием Кириллова монастыря при игумене Матфее в 1611 году было все построено и церковь, и колокольня. Освящена ли была церковь в том же году или нет мы не знаем, и в какой связи находится дата освящения, обозначенная на закладной доске, где говорится: «Церковь Великомученицы Екатерины и Царевича Дмитрия Московского и колокольня каменная строены… в лето 7119. Освящен алтарь… лета 7128 мая 1 день. Разницы между возведением и строением возможны из ряда событий 1612 года, когда отголоски Смуты в центре страны докатились до Белозерья. В декабре 1612 г. литовско-польский отряды, откатившись после неудачной осады Кириллова монастыря, разорили Горицкий монастырь и, наверное, с этим могло быть связано переосвящение, как основного престола собора, так и придельных храмов. После описанных выше событий вплоть до 1653 года что-то прибавить в строительной истории ансамбля нельзя. Но над этим годом, цитируемая рукопись, говорит о пожаловании царем Алексеем Михайловичем на «строение сто рублей, а царица пять рублей…». А через лет в 1658 году, сведения из описных книг дают нам представление о состоянии монастырских строений: «ветхи во многих местах нарушилось впредь тому строению без починки быть нельзя…». И в этом же году 2 мая подмонастырной кирилловской деревни крестьянин Иван Данилов сын Шабан подрядился в Горицком монастыре провести большие ремонтные работы. Основанием этому послужил приказ келаря Старца Матфея Никифорова, по которому чернец ВарламШакурин «взял Воскресенского девичамонастрыря на Гор казенных денег 200 рублев в расход Горицкого же монастыря на церковное строение, на починку на железные связи, и на кирпичь, и за известь, и на всякой мелкий расход, подмастер с каменщики и с подымщика…» Монастырские приходно-расходные книги, начатые 3 апреля 1658 года, тщательно фиксируют количество заготовленных материалов (кирпича, извести, железа), розданных подрядов, а подрядная запись, включенная в текст вышеназванных книг, рассказывает об объеме «… нового строения». Иван Шабан с артелью должен был сделать с северной стороны у паперти церкви Екатерины, крыльцо каменное на три схода и крыльцо четыре столба да лестница в трапезу каменная же, а сводам вверху каменным не быть…»21 Тут же он подрядился надстроить колокольню и перекрыть всю паперть сводом. Соотнеся условия договора с позднейшей фиксацией в монастырских документах фактически сделанного, какие изменения произошли в объемно-планировочной структуре ансамбля Воскресенского собора Горицкого монастыря. Далее следуя порядной записи, можем понять, что трапезная палата, пришедшая в значительную ветхость, требовала большего ремонта и поэтому оговаривается не только вычинка по сводам и стенам, но и укрепление связями противоположных стен, а также прокладка связи в толще западные стены. Внесение каких-либо архитектурных элементов здесь не оговорено, но зато у южной стены трапезной и также собора должны были произойти значительные изменения. Предполагалось «… к церкви Воскресению Христова да Кириллу Чудотворцу против дверей сделать крыльцо каменное…» подобное крыльцо с северной стороны. На все это отводился срок до конца августа 1658 года, что по всей видимости было исполнено. Так как в приходно-расходных книгах монастыря под ноябрем фиксируется эта работа как сделанная. Причем есть упоминание о том, что было сделано сверх договора. Так с южной стороны вместо одного он делает два крыльца. Под всеми крыльцами сооружаются палатки. Да над крыльцом у южной стены собора, ризничью палатку, проход в которую был организован из южного нефа собора, справа от портала, на месте первоначальной большой ниши. Кроме каменных были проведены большие плотницкие работы по устройству кровель, полов, дверей. При чем упоминается такая деталь кровли, как желобные потоки . Здесь же указывается на то, что «… вологжанин Афонасей Титов починивал часы боевые большею починкою…» Видимо часы существовали с моменты возникновения колокольни. Все эти изменения, происшедшие в ансамбле Воскресенского собора Горицкого монастыря в результате ремонта и более раннего строительства привели к полному сложению комплекса. Описные книги 1661 года достаточно подробно и цельно обрисовывают объемно-планировочную структуру памятника и его архитектурный облик. И потому необходимо задержать внимание на них. Основываясь на данном материале попытаться описать момент наивысшего взлета в развитии ансамбля, когда еще было не нарушено содержательно - образное единство. Книги, упомянутые выше, были составлены отписчиками Кириллова монастыря черным попом Матфеем и старцем Герасимом Новгородцем в «… 7169 году мая в 31 день…» по грамоте Государя Преосвященного Маркела архиепископа Вологодского и Белозерского. Связано это было с переходом игуменства от ГавделыОзеренской к Марфе Товарыщевых. Почти в самом начале этого текста было найдено подтверждение даты основания собора, где говорится, что «строение удельного князя Андрея Ивановича Старицкого Княгини его Ефросинии Володимировны в инокинях Евдокеи лета 7052-го года…». Фиксируя объемно - плановую структуру ансамбля, опись начинает с упоминания о соборной церкви Воскресения Христова, по правую сторону которой предел чудотворца Кирилла Белозерского, а слева теплая церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии с трапезной палатой. Тут же упоминается о церкви Святой Мученицы Екатерины и Царевича Дмитрия Московского и всея Руси чудотворца с папертью и колокольней. Следовательно, мы имеем то же топографическое единство, которое существует и поныне, а тем более существовало и тогда. Как новое, которое «… прибыло» упоминается построение с севера в промежутке между церковью Екатерины и колокольней крыльца «… на три схода» с верхнего рундука, которого лестница вела на паперть при церкви Екатерины и далее в трапезу, а сам он имел шатровый верх. Лестницы этого крыльца и пространство под рундуком не были висячими, и составляли замкнутый объем. Поскольку говорится об устройстве палаток под крыльцами с окнами, забранными металлическими решетками, следовательно, к 1661 году на месте северной паперти трапезной палаты возникает целый комплекс разнофункциональных и разнохарактерных объемов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 78 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 59 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg