Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения

baby_devochka 4175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 167 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Актуальность проблемы, её значимость, но недостаточная научная разработанность определили тему данной магистерской работы: «Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения». Объект исследования ? процесс формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Предмет исследования – педагогические условия организации театрализованных игр на уроках литературного чтения как средства формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. В данной работе мы вводим ограничение. Формирование коммуникативной компетентности посредством театрализованной игры на уроках литературного чтения будет рассмотрено на примере организации образовательного процесса во 2 классе. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что процесс формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр будет эффективным если, соблюдаются следующие педагогические условия: - в театрализованной игре будет организовано взаимодействие, при котором обучающимися будет осуществлен учёт позиции собеседника; - театрализованная игра будет способствовать развитию сотрудничества, а именно умению ориентироваться на позицию других людей, умению договариваться, осуществлять взаимопомощь; - театрализованная игра будет направлена на становление рефлексивных процессов, а именно умение строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая апробация педагогических условий организации театрализованных игр в процессе формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. В соответствии с предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность процесса «формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста». 2. Выявить потенциал уроков литературного чтения в процессе формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности. 3. Определить педагогические условия организации театрализованных игр на уроках литературного чтения, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. 4. Выявить исходный уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. 5. Описать содержание работы по совершенствованию процесса формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения. 6. Апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством театрализованных игр. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива», Тюменская область, г. Сургут. Методологическая база исследования: - научные взгляды и теоретические положения о компетентностном подходе в образовании (И.А. Зимняя, И.Е. Сюсюкина, Л.Т. Сильченко и др.); - исследование процессов формирования коммуникативной компетентности: А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, Г.Р. Хузеева, Л.А. Петровская, Е.Г. Петренко, Г.К. Селевко, Н.Н. Яковлева, Г.М. Андреева В.А. Канн-Калик, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Е. Кукарцева, и другие исследователи; - теоретико-методические положения о театрализованных играх (Т.Л. Иванова, Ю.Б. Курилкина, Л.М. Истомина, И.В. Бучковская, и др.). Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: - теоретические методы – изучение нормативных документов, анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы; - эмпирические методы – анкетирование учителей и родителей, анализ и обработка данных, полученных в результате исследования; - описательно-аналитические методы – качественный и количественный анализ результатов опытно-исследовательской работы. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, обосновании комплекса педагогических условий организации театрализованных игр на уроках литературного чтения с целью формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности. Изученный материал углубляет разрабатываемую идею о формировании коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных материалов в работе учителями на уроках литературного чтения в процессе формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности. Проведенное исследование о формировании коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры на уроках литературного чтения создаёт теоретическую базу, необходимую для внедрения в практику начального образования. Новизна исследования состоит в определении педагогических условий при использовании театрализованных игр на уроках литературного чтения в процессе формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности. Апробация работы и личный вклад соискателя в разработку темы: Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методологических семинарах, на научно - методических занятиях. Результаты исследования представлены в: 1. Колиба К.Г. Использование театрализованной игры на уроках литературного чтения у обучающихся младшего школьного возраста [Текст] / К.Г. Колиба, А.А. Арасланова // Сборник научных трудов молодых ученых Сургутского государственного педагогического университета: выпуск 3 – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. – 266 с. 2. Колиба К.Г. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры [Текст] / К.Г. Колиба, А.А. Арасланова // Российская академия естествознания: материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2021». 3. Колиба К.Г. Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры [Текст] / К.Г. Колиба, А.А. Арасланова // Инновационные подходы к реализации образовательного процесса в начальной школе: материалы сборника научных трудов молодых ученых Сургутского государственного педагогического университета: выпуск 2. – Сургут: РИО СурГПУ, 2020. – 428 с. 4. Колиба К.Г. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] / К.Г. Колиба, А.А. Арасланова // Российская академия естествознания: материалы XII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2020». 5. Колиба К.Г. Формирование коммуникативных умений в начальной школе: поиск эффективных решений [Текст] / К.Г. Колиба, А.А. Арасланова // Инновационные процессы в современном образовании: материалы Всероссийской студенческой очно-заочной научно-практической конференции / Департамент образования и молодеж.политики ХМАО-Югры, Бюджетн. учреждение Ханта-Манс.авт.округа-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т».; ред. И.В. Чуйкова, О.А. Некрасова; - Сургут : БУ СурГПУ, 2020. –735, [1] с. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, содержащее актуальность исследования, его объект, предмет, цель, задачи и другие компоненты, две главы – теоретическая и опытно-исследовательская, заключение, список литературы, пложение.
Введение

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование коммуникативной компетентности, поскольку она выступает важнейшим фактором социализации и адаптации младшего школьника в обществе. Стремительное развитие информационных технологий, переход к информационному обществу предъявляет высокие требования к формированию коммуникативных аспектов у детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день в контексте Стратегии модернизации общего образования одним из оснований обновления образования является компетентностный подход, основная цель которого формирование ключевых компетенций [65]. Концепция модернизации российского образования одной из ключевых компетенций, как способа проявления компетентности, младшего школьника выделяет – коммуникативную, связанную с владением навыками взаимодействия с окружающими людьми [55, 66]. В этой связи, ключевые компетенции, по мнению И.А. Зимней, являются главным элементом компетентностного подхода [19, с.24]. Роль компетентностного подхода в начальном образовании состоит в мобилизации младшими школьниками полученных знаний, умений, опыта и способов поведения в условиях конкретной деятельности. При этом особое внимание в контексте компетентностного подхода уделяется освоению младшими школьниками универсальными учебными действиями [60, с.35]. А.Г. Асмолов определяет, что одним из значимых факторов развития универсальных учебных действий начального общего образования, является возрастание требований к коммуникативной компетентности обучающихся [3, с.4]. В этой связи коммуникативная компетентность составляет основу коммуникативным УУД. Оптимальным периодом для начала работы по формированию коммуникативной компетентности является младший школьный возраст. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для овладения коммуникативными действиями в учебном процессе. Это связано с тем, что во время коммуникативного взаимодействия младший школьник усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, он формируется как личность и субъект деятельности. Значимость формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста подтверждается современными направлениями государственной политики России в области образования, представленными в нормативных документах (Закон «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Анализ нормативных документов показал, что одна из задач начального образования состоит в подготовке обучающихся к формированию коммуникативной компетентности. От уровня коммуникативной компетентности индивида в основном зависит его успех при взаимодействии с партнерами в процессе общения и самореализация в условиях современного общества». В Профессиональном стандарте педагога в качестве значимых трудовых функций, определяющих результаты образовательного процесса, уровень и показатели социализации личности также выступает формирование коммуникативной компетентности у обучающихся [57]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие универсальных учебных действий выпускника начальной школы и ставит перед учителями начальной школы в качестве одной из значимых задач формирования у детей младшего возраста коммуникативной компетентности [69, с.16]. Она направлена на развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, соблюдение правил ведения диалога и умение находить выход из спорных ситуаций. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности обучающихся – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. Согласно Примерной основной образовательной программе, у младшего школьника должны быть сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - строить понятные для партнера высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия [56]. Степень изученности темы. Вопросом компетентностного подхода занимались такие ученные как И.А. Зимняя, И.Е. Сюсюкина, Л.Т. Сильченко и др. Категории «коммуникативная компетентность» характерен высокий исследовательский интерес со стороны психологов и педагогов. Вопрос о формировании коммуникативной компетентности был актуален всегда. В современном мире этот вопрос не потерял своей актуальной значимости. Исследованию процессов формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посвящены труды А.Г. Асмолова, Г.Р. Хузеева, Л.А. Петровская, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко, Н.Н. Яковлева, Т.А. Волковой, Г.М. Андреева, В.А. Канн-Калик, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисина, и других исследователей. По мнению Т.А. Волковой, успешность и интенсивность формирования коммуникативной компетентности зависит от того, насколько она осознаётся школьником, насколько он сам способствует её развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе [11, с.51]. Большое значение в данном случае принадлежит использованию разнообразных способов организации образовательного процесса. С точки зрения А.Н. Леонтьева, содержание коммуникативной компетентности объединяет в себе набор информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных групп [36, с.241]. Конкретизируем позицию А.В. Мудрик, который считает, что коммуникативной компетентностью (общение) является набор освоенных личностью приемов, методов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов [45, с.121]. С позиции А.Г. Асмолова, коммуникативная компетентность представляет собой осознанные коммуникативные действия детей (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) [3, с.4]. В современном образовании накоплен немалый опыт применения разных средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Среди них особое место занимает театрализованная игра. Содержательную сторону организации театрализованных игр рассматривали такие авторы как Т.Л. Иванова, Л.М. Истомина, И.В. Бучковская, Ю.Б. Курилкина, и др. По мнению Л.Я. Лозован, значительный педагогический потенциал при формировании коммуникативной компетентности, обеспечивающей межличностное взаимодействие обучающихся, заложен в театрализованной игре, которая богата более свободным и нерегламентированным общением, многообразием способов организации деятельности [38, с.22]. Организация театрализованной игры способствует активизации творческой и коммуникативной деятельности [23, с.116]. Театрализованная игра является эффективным средством формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста и создает благоприятные условия для формирования чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [35, с.60]. Категории «урок литературного чтения» характерен высокий исследовательский интерес со стороны учёных. Его изучением занимались Л.Я. Лозован, Н.Н. Яковлева, Л.А. Яшкова, Е.А. Пигарева, Т.Л. Иванова, Л.Р. Калямова, И.С. Доровских, и др. Использование театрализованных игр на уроках литературного чтения способствует коммуникативному взаимодействию, повышает интерес, развивает творческие способности. В рамках урока литературного чтения есть возможность наиболее целесообразно использовать театрализованные игры: литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово. Влияние театрализованной игры на формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста обосновано тем, что театрализованная игра на уроках литературного чтения позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования коммуникативных аспектов [20, С.152]. Но, как показывает образовательная практика и анализ психолого-педагогической литературы данная проблема является недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. В современной школе театрализованные игры применяются фрагментарно [23, с.117], не уделяется достаточного внимания вопросам формирования коммуникативной компетентности на уроке литературного чтения посредством театрализованной игры. Таким образом, можно утверждать, что в учебном процессе, на уроках литературного чтения в том числе, не реализуется весь спектр возможностей театрализованных игр. Таким образом, можем сформулировать противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста и недостаточной методической разработанностью педагогических условий организации театрализованных игр на уроках литературного чтения, направленных на формирование коммуникативной компетентности в практической деятельности учителя начальных классов. Исходя из выше описанного, вытекает проблема нашего исследования: «Каковы педагогические условия организации театрализованных игр для формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения?».
Содержание

Введение4 Глава 1.Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения 14 1.1.Сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста14 1.2.Потенциал уроков литературного чтения для формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативной компетентности29 1.3. Педагогические условия организации театрализованных игр на уроках литературного чтения, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста42 Выводы по первой главе52 Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством театрализованных игр54 2.1. Диагностика исходного уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста 54 2.2. Содержание работы по совершенствованию процесса формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения69 2.3. Результаты опытно-исследовательской работы по реализации педагогических условий организации театрализованных игр на уроках литературного чтения как средства формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста………………………86 Выводы по второй главе96 Заключение98 Список использованной литературы102 Приложение 1. Методика «Кто прав?»115 Приложение 2. Результаты диагностики по методике «Кто прав?»117 Приложение 3. Задание «Рукавички» 119 Приложение 4. Результаты диагностики по заданию «Рукавички»120 Приложение 5. Задание «Дорога к дому»122 Приложение 6. Результаты диагностики по заданию «Дорога к дому»124 Приложение 7. Результаты констатирующего исследования 126 Приложение 8. Анкета для учителей 129 Приложение 9. Анкета для родителей130 Приложение 10. Комплекс театрализованных игр по формированию коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения131 Приложение 11. Конспект урока по литературному чтению137 Приложение 12. Перечень скороговорок для использования на подготовительном этапе театрализованных игр145 Приложение 13. Конспект заключительного урока по литературному чтению146 Приложение 14.Иллюстративный материал152 Приложение 15. Мероприятие для педагогов153 Приложение 16.Мероприятие для родителей154 Приложение 17. Памятка для родителей155 Приложение 18. Иллюстративный материал
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2008. ? 384 с.? ISBN 5-7567-0229-6. – Текст : непосредственный. 2. Антонова, О.А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика / О.А. Антонова. – Текст: электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. ? 2005. ? № 5 (12). – С. 335–344. – ISSN: 1992-6464. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12853771 (дата обращения: 16.10.2019). – Режим доступа: по подписке. 3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. ? 5-е изд. ? Москва: Просвещение, 2014. ? 151 с. ? (Стандарты второго поколения) (ФГОС). ? ISBN 978-5-09-030429-0. – Текст : непосредственный. 4. Бердникова, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в образовательном процессе / Е.В. Бердникова. ? Текст: электронный // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – 2017. ? №2. ? С. 25-27. – ISSN: 1992-6468. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29286303 (дата обращения: 20.03.21). ? Режим доступа: по подписке. 5. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 324 с. – ISBN 5-87977-027-3. ? Текст : непосредственный. 6. Бойкина, М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина. ? 2-е изд., доп. ? Москва: Просвещение, 2017. ? 94 с.: ил. ? (Перспектива). ? ISBN 978-5-09-052480-3. – Текст : непосредственный. 7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – Москва: АСТ МОСКВА, 2009. – 811 с. ISBN 5-7711-0015-3. ? Текст: непосредственный. 8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / А.М. Бородич. ? 2-е изд., перераб. ? Москва: Просвещение, 1981. ? 255 с. ISBN В пер. (В пер.): 80 к. – Текст : непосредственный. 9. Бочкарева, Л.П. Создание игровых образов детьми семи года жизни под влиянием художественной книги и картины : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. на соиск.… кандидата пед. наук / Бочкарева, Людмила Петровна. ; Федер. гос. авт. учреждение высш. проф. образования Моск. государ. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Москва, 2017. ? 204 с. – Текст: непосредственный. 10. Ведешкина, Е.А. Субъектная позиция младшего школьника как предмет педагогического анализа / Е.А. Ведешкина, Э.А. Рамазанова, Р.Г. Парванян. – Текст: электронный // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5. ? С.563-565. – ISSN 0042-8841. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23758885 (дата обращения: 16.01.2020). – Режим доступа: по подписке. 11. Волкова, Т.А. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения / Т.А. Волкова, Д.Л. Коломиец. ? Текст: электронный // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. ? №8. – С.51-54. ? ISSN: 2413-2071. ? URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36434424 (дата обращения: 12.04.2020). – Режим доступа: по подписке. 12. Газизова, Т.В. Особенности организации учебного сотрудничества младших школьников в современных условиях / Т.В. Газизова, Т.Н. Кочеткова. ? Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2017 ? №4 – С.75-81. ? ISSN: 2311-1305. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30010582 (дата обращения: 24.01.21). ? Режим доступа: по подписке. 13. Гибадуллина, Т.А. Развитие речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО / Т.А. Гибадуллина. ? Текст : электронный // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – 2016 ? №6 ? С. 184-188. ? ISSN 0042-8846. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26781235 (дата обращения: 25.03.21). ? Режим доступа: по подписке. 14. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина. ? Текст : электронный // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С.12-14. ? ISSN: 0027-7371. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9575669 (дата обращения: 25.04.21). ? Режим доступа: по подписке. 15. Жубатырова, Б.Т. Коммуникативная компетентность как один из способов формирования современной личности / Б.Т. Жубатырова, Г.М. Каримова. ? Текст : электронный // Наука 21 века. ? 2015.? №2. – С.36-40. ? ISSN: 2307-5902. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23215718 (дата обращения: 23.03.2020). ? Режим доступа: по подписке. 16. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. ? 2-е изд. ? Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 509 с. – Текст: непосредственный. 17. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. – 5-е изд. – Москва: Дошкольное воспитание, 2007. – 200 с. – Текст: непосредственный. 18. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристика / Т.В. Захарова, Н.В. Баслаева, Т.В. Казакова; под общ. ред. Т.В. Захарова. - Москва: Издательский Дом «Академия Естествознания». ? 2015. – 157 с. – Текст: непосредственный. 19. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. ? 38 с. – Текст: непосредственный. 20. Иванова, Т.Л. Формирование речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения посредством театрализации / Т.Л. Иванова. – Текст: электронный // Наука сегодня: вызовы и решения. – 2016. – С.152-153. - ISSN: 2070-7428. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34954737 (дата обращения: 20.01.2020). ? Режим доступа: по подписке. 21. Ильенко, Н.М. Основы формирования культуры общения и взаимодействия у учащихся начальной школы / Н.М. Ильенко. ? Текст: электронный // Начальная школа. – 2017. ? №4 – С.15-17. ? ISSN: 0027-7371. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29911963 (дата обращения: 20.01.2021). ? Режим доступа: по подписке. 22. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова. ? Текст: электронный // Наука сегодня: вызовы и решения. – 2012. – №1. ? С.8-14. ? ISSN: 2084-1469. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36509766 (дата обращения: 25.04.2021). ? Режим доступа: по подписке. 23. Истомина, Л.М. Использование форм театрализации в обучении младших школьников / Л.М. Истомина. ? Текст : электронный // Начальная школа. ? 2011. ? №7. – С.116-119. ? ISSN: 0027-7371. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17843988 (дата обращения: 25.01.2020). ? Режим доступа: по подписке. 24. Казанцева, В.А. Влияние формирования рефлексии на успешность обучения младших школьников / А.В. Казанцева. ? Текст: электронный // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. ? №5 – С.227-231. ? ISSN:2084-1469. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22845061 (дата обращения: 28.01.2021). ? Режим доступа: по подписке. 25. Калямова, Л.Р. Особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников / Л.Р. Калямова, Л.У. Жданова. ? Текст: электронный // Наука и образование: новое время. – 2015.- №6.- С. 264-267. ? ISSN: 2312-4431. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25386343 (дата обращения: 28.01.2020). ? Режим доступа: по подписке. 26. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс : учебник : в 2-х ч. / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2020. ?160 с. ? ISBN: 978-5-09-070699-5. – Текст: непосредственный. 27. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс: учебник : в 2-х ч. / Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова, В.Г. Горецкий.. – Москва : Просвещение, 2021. - 224 с. – (Серия: Школа России ФГОС). ? ISBN: ISBN: 978-5-0907-0695-7. – Текст: непосредственный. 28. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1?4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. ? Москва: Просвещение, 2014. ? 128 с. ? ISBN 978-5-09-031513-5. ? Текст: непосредственный. 29. Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе: монография / Ю.В Колчеева, Н.И. Колчеева; Сиб. федер. ун-т. ? М. ИНФРА-М, 2009. – 95 с. – 5-9219-0203-9. – Текст: непосредственный. 30. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / О. В. Кубасова. ? Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. ? 352 с. ? ISBN 978-5-418-00547-2. – Текст: непосредственный. 31. Кубасова, О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 1 / О.В. Кубасова. ? 12-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2020. – 176 с. - ISBN 978-5-418-00502-1. – Текст: непосредственный. 32. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: Практ. пос / Ф.А. Кузин. ? 4?е изд.? Москва: Ось, 2004. – 319 с. ? ISBN 5-86894-255-8. ? Текст: непосредственный. 33. Кукарцева, В.Е. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников / В.Е. Кукарцева. ? Текст: электронный // Филологическое образование в период детства. – 2016. ? №23. – С.149-151. ? ISSN: 2411-7935. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27714882 (дата обращения: 23.09.2020). ? Режим доступа: по подписке. 34. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина. ? Текст: электронный // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. ? № 2. ? С. 101-104. ? ISSN: 1998-0817. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24866714. – (дата обращения: 15.09.2020). – Режим доступа: по подписке. 35. Курилкина, Ю.Б. Развитие коммуникабельности учащихся начальных классов посредством использования элементов театрализованных игр в образовательном процессе / Ю.Б. Курилкина. ? Текст: электронный // Культурное наследие Сибири. – 2010. ? №11. – С.59-63. - ISSN: 2307-2547. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19639466. – (дата обращения: 14.11.2019). – Режим доступа: по подписке. 36. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. Пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология". / А.А. Леонтьев. ? 3-е изд. ? Москва: Смысл, 2007. ? 365 с. ? ISBN 5-89357-192-4. – Текст : непосредственный. 37. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / М.И. Лисина. – Москва: Ин-т практ. психологии, 2007. – 384 с. ? ISBN 5-89395-027-5. – Текст :непосредственный. 38. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников: монография / Л.Я. Лозован. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. ? 141 с. ? ISBN 978-5-85117-540-4. – Текст :непосредственный. 39. Лушина, Е. А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации / Е.А. Лушина. ? Кострома, 2017 – 88 с. ? ISBN 5-89357-192-4. ? Текст: непосредственный. 40. Медникова, О.Н. Рефлексивная деятельность учащихся как условие их личностного развития / О.Н. Медникова. – Текст: электронный // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. ? №11. – С. 30-35. - ISSN: 2071-9515. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20448317 (дата обращения: 16.10.2019). – Режим доступа: по подписке. 41. Мерлушкина, А.О. Роль театрализованной игры в коммуникативном развитии младших школьников / А.О. Мерлушкина. ? Текст: электронный // Современные научные исследования и инновации. – 2019.?№6. – С.72-75. ? ISSN: 2223-4888. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934648 (дата обращения: 28.01.2021). ? Режим доступа: по подписке. 42. Мещеряков, Б. Г. Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. ? Текст: электронный // Вопросы психологии. ? 2010. ? № 2. ? С. 102-116. ? ISSN: 2076-9121. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17673098 (дата обращения: 28.01.2020). ? Режим доступа: по подписке. 43. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в начальной школе: учеб. метод. пособие. / Е.В. Мигунова. ? Великий Новгород, 2008. ? 125 с. ? ISBN 5-89357-192-4. – Текст : непосредственный. 44. Миленко, Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников / Е.А. Миленко. ? Текст: электронный // Вестник тамбовского университета. серия: гуманитарные науки. – 2018 ? №172 – С.72-80. ? ISSN: 1810-0201. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32646467 (дата обращения: 24.01.2021). ? Режим доступа: по подписке. 45. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. ? 8-е изд., испр.и доп. ? Москва: Издательский центр «Академия», 2013. ? 239 с. ? (Сер. Бакалавриат). ? ISBN 978-5-7695-8842-6. – Текст : непосредственный. 46. Назаренко, Е. Б. Коммуникативная компетенция: подходы к классификации, структура / Е.Б. Назаренко. ? Текст: электронный // Теоретико-методологические и прикладные проблемы гуманизации образования. Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2013. – С. 81- 86 с. ISSN: 2071-9515. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20168875 (дата обращения: 23.12.2020). ? Режим доступа: по подписке. 47. Новиков, А.М Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. ? ISBN 978-5-906-29401-2. ? Текст: непосредственный. 48. Одегова, В.Ф. Проектирование современного урока литературного чтения: опыт прошлого, взгляд в будущее. Корпорация Российский учебник / В.Ф. Одегова. – Москва: Издательство «ДРОФА», 2015. – 128 с. ? ISBN 978-5-7565-0681-5. ? Текст: непосредственный. 49. Педагогический словарь / авт.сост.: Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров.?2-е изд. ? Москва: Издательский центр «Академия», 2005. ? 173 с. ? ISBN 5-7695-2145-7 – Текст: непосредственный. 50. Петренко, Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. … канд. пед. наук: / Петренко Елена Гургеновна; Белгород. гос. ун-т. ? Белгород, 2010. – 218 с. – Текст: непосредственный. 51. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – Москва: Смысл, 2007. – 348 с. – ISBN 5-89357-192-4. ? Текст: непосредственный. 52. Петрушин, В.И. Психология общения: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. – Москва: Институт практической психологии, 2008. – 398 с. - ISBN 978-5-8291-0961-5. ? Текст: непосредственный. 53. Пигарева, Е.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроке литературного чтения / Е.А. Пигарева, Е.Б. Плаксина. ? Текст: электронный // Филологическое образование в период детства. – 2019. ? №26. – С.161-167. ? ISSN: 2410-6070. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37375666 (дата обращения: 20.09.2020). ? Режим доступа: по подписке. 54. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебник: для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. ? Москва: Академия, 2016. ? 362 с. – ISBN 978-5-4468-2774-9. ? Текст: непосредственный. 55. Приказ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». – Текст : электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. ? URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.01.2021). 56. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) / Министерство образования и науки РФ. – Текст : электронный // Консультант Плюс: [сайт]. – 2015. ? URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/] (дата обращения: 12.10.2019). 57. Профессиональный стандарт педагога. - Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]: ? URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556 (дата обращения: 22.10.20). 58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. ? Санкт-Петербург, 2012. ? 705, [7] с. ? (Мастера психологии). ? ISBN 978-5-496-01509-7. – Текст : непосредственный. 59. Сергеев, А.Г. Компетентность и компетенции в образовании : монография / А. Г. Сергеев. ? Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2010. ? 107 с. ? ISBN 978-5-9984-0049-0. ? Текст: непосредственный. 60. Сильченко, Л.Т. Компетентностный подход в начальном образовании / Л.Т. Сильченко. – Текст: электронный // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2015. ? №3. – С. 33-36. - ISSN: 2412-9712. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24234984 (дата обращения: 20.12.2020). ? Режим доступа: по подписке. 61. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб.пособие. для. студ.высш.пед.учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. ? 8-е изд., перераб. и доп. ? Москва: Издательский центр «Академия», 2008. ? 566 с. ? ISBN 978-5-7695-4762-1. – Текст: непосредственный. 62. Сорокоумова, Е.А. К проблеме самопознания современного младшего школьника / Е.А. Сорокоумова. – Текст: электронный // Педагогика и психология образования. – 2015. ? №2. – С.106-113. - ISSN: 1992-6391. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23788689 (дата обращения: 18.04.2020). ? Режим доступа: по подписке. 63. Стернин, И. А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека / И. А. Стернин. – Текст: электронный // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. ? 2018. – №3. ? С.112-127. ? ISSN: 2587-8085. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36470417 (дата обращения: 10.02.2020). ? Режим доступа: по подписке. 64. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс :учеб. пособие для общеобразоват.организаций / Н. А. Стефаненко. ? 3-е изд., доп. ? Москва: Просвещение, 2017 ? 127 с. - (Школа России). ? ISBN 978-5-09-052542-8. – Текст: непосредственный. 65. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. – Текст: электронный [сайт]: ? URL: http://www.1060.ru/upload/fm/pinskiy/strateg.pdf (дата обращения: 12.02.2021). 66. Сюсюкина, И. Е. Роль компетентностного подхода в формировании ключевых компетенции учащихся начальной школы / И.Е. Сюсюкина. ? Текст: электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. ? №2. – С.135-140. - ISSN: 1992-6391. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21156065 (дата обращения: 18.02.2020). ? Режим доступа: по подписке. 67. Тишина, Е.В. Как организовать работу с родителями / Е.В. Тишина. ? Текст: электронный // Начальная школа. – 2015. ? №4. – С.65-66. - ISSN: 0027-7371. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24170555 (дата обращения: 19.05.2020). ? Режим доступа: по подписке. 68. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов / авт. ? сост.: Д. Н. Ушаков. ? Москва: Альта-Принт, 2008. – 959 c. – ISBN 978-5-903036-99-8. ? Текст: непосредственный. 69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М-во образования и науки Рос. Федерации. ? М.: Просвещение, 2017. ? 52, [2] с. ? (Стандарты второго поколения). ? ISBN 978-5-85939-854-6. ? Текст: непосредственный. 70. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. ? 4-е изд.,перераб. и доп. ? Москва: Гардарики, 2004 ? 519 с. ISBN 5-8297-0004-2. ? Текст: непосредственный. 71. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева, Е.В. Быковская, А.А. Трошина. ? Москва: «Владос», 2014. – 64 с. ? ISBN: 978-5-691-02074-2. – Текст: непосредственный. 72. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пос. / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – Москва: Высш. шк., 2007. – 639 с. ISBN 978-5-06-005706-5. – Текст: непосредственный. 73. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. / Э.Г. Чурилова. – Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 160 с. - ISBN 5-691-00574-Х. ? Текст: непосредственный. 74. Шабрак, И.В. Оценочная деятельность и рефлексия младших школьников / И.В. Шабрак. ? Текст: электронный // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2017 ? №1 – С.51-52. ? ISSN: 2587-8085. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28828108 (дата обращения: 24.01.21). ? Режим доступа: по подписке. 75. Эльконин, Д.Б. Игра, её место и роль в жизни и развитии детей / Д.Б. Эльконин. ? Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – 2018. – №3. – С.17-24. ? ISSN: 0012-561X. ? URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36497912 (дата обращения: 24.01.21). ? Режим доступа: по подписке. 76. Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … канд. пед. наук / Яковлева Наталья Николаевна; Санкт-Пет. акад. постдип. пед. образ. - Санкт-Петербург, 2012. – 21 с. – Текст : непосредственный. 77. Яшина, Н.В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе / Н.В. Яшина. ? Текст : электронный // Актуальные проблемы современного педагогического образования. – 2016 ? №7 ? С. 106-112. ? ISSN: 2223-4888. ? URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26131766 (дата обращения: 27.03.2021). ? Режим доступа: по подписке.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения 1.1. Сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед современной школой качественно новые задачи. В современном мире важную роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, умение сотрудничать, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного общения является сформированность коммуникативной компетентности. Для того чтобы осмыслить аспект формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста, нам необходимо рассмотреть понятия «коммуникация», «компетентность», «коммуникативная компетентность». В видении Г.Р. Хузеевой, коммуникация – это познание себя и познание других людей [71, с.16]. И.А. Зимняя утверждает, что «коммуникация» ? это тоже, что есть общение, то есть оно является синонимом слову общение [19, с.23]. В психологическом словаре «коммуникация» ? это целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания [7, с.204]. Таким образом, под коммуникацией подразумевается взаимодействие группы лиц в процессе обмена информацией. Логика научного исследования предполагает рассмотрение исторических основ возникновения понятия и явления, лежащего в основе, изучаемой нами проблемы. В этой связи, существует необходимость провести анализ предпосылок развития понятия «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования (см.табл.1). Анализ развития понятия «коммуникативная компетентность» начат нами с античности. Коммуникативная проблематика в этот период представлена сценическим искусством Древней Греции, давшим блестящие образцы сценического общения: монологи, декламации, диалоги, и др. Таблица 1 Ретроспективный анализ развития понятия «коммуникативная компетентность» Период Научные взгляды на проблему Античность Функция коммуникации как могущественного средства самопознания индивида выделена в беседах Сократа (около 470-399г. до н.э.). Создана «культура эвристического диалога», задача которого - поиск истины и смысла. Диалог несет педагогическую нагрузку, так как является активным рычагом в воспитании и перевоспитании человека [16, с.240]. Платон в диалогах «Федр», «Евтидем» вводит в философию коммуникативной культуры этическую проблематику, отражающую межличностные отношения. Общение выступает в форме нравственно­интеллектуального диалога мыслящих по-разному людей. Впервые названы способы обмена информацией между людьми: речь и письменность [16, с.241]. Философия культуры общения оформляется систематически Аристотелем в трактатах «Аналитика», «Топики», «Риторика», «О софистических опровержениях». Под культурой общения понимается речевая культура в таких ее аспектах как логика и аргументация, методика, теория красноречия, обоснование, опровержение и критика. Аристотель создает первую схему общения, состоящую из трех элементов: а) лицо, которое говорит; б) речь, которую это лицо произносит; в) лицо, которое эту речь слушает [16, с.241]. Опыт античных риторов, их осмысление ораторского искусства, практические наставления для обучающихся риторике, красноречию мы рассматриваем как социокультурный фон, как базу для развития понятия «коммуникативная компетентность». Эпоха Возрождения и Просвещения Я.А. Коменский обосновывает необходимость сопровождать словесную передачу знаний различными видами наглядности, опираться на чувственное восприятие. Проблемы педагогического общения оформляются Я.А. Коменским и Ж.Ж. Руссо в дидактический принцип природосообразности. А. Дистервег разрабатывает в комплексе дидактические принципы природосообразности, культуросообразности и самостоятельной активности, создает дидактику развивающего обучения [54, с.107]. Коммуникативный аспект педагогической мысли Возрождения и Просвещения опирается на традиции античной классики. Риторико­педагогический идеал - гармонизирующий диалог между учителем и учеником. XX век Л.С Выготский придавал решающее значение самой ситуации взаимодействия взрослого и ребенка, считая, что в нем заключен основной социокультурный механизм передачи образцов действия от взрослого к ребенку [42, c.106]. С.Л. Рубинштейн показывает, что коммуникативное взаимодействие ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения [58, с.245]. А.Н. Леонтьев, отмечает, что специфичность коммуникации заключается, во-первых, в личной значимости обмениваемой информации, которая является основой связи изменений личности с нарушениями общения, во-вторых, в воздействии (взаимовлиянии) на поведение и состояние участников коммуникативного процесса, изменение отношений между ними, в-третьих, в когнитивном, аффективном и психомоторном воздействии. Обмен информацией идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая жестами, позой и мимикой лица [36, с.280]. М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова занимались исследованиями в области психологии общения, определили понятие «общение», выделили критерии, отличающие общение от других видов деятельности [37, с.78]. А.В. Мудрик: коммуникативная компетентность (общение) в процессе воспитания обладает большим позитивным потенциалом, который может быть реализовано во взращивании человека в конкретных группах и организациях. Общение - управляемый процесс и в нём выделяются подготовка к общению, организация, коррекция, осуществляемое вербальными и невербальными средствами [45, с.120]. В XX веке психологические исследования общения в соотнесении со смежными науками - лингвистикой, семиотикой и теорией информации, педагогикой и эстетикой высветили положительное влияние общения в процессе воспитания, формирования и развития личности. XXI век А.Г. Асмолов рассматривает коммуникативную компетентность в качестве универсальных учебных действий: понимать действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с.30]. Формирование коммуникативной компетентность – это один из приоритетов современного образования (стандарт 2-ого поколения) [38, с.82]. Анализ периодизации становления и развития понятия нашего исследования позволил нам определить состояние проблемы формирования коммуникативной компетентности и сопряженных с ней проблем в их историческом развитии, при этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема как самостоятельная не обозначалась и не решалась, между тем, изучаемые ранее направления исследований освещали проблему в более широком смысле, тем временем, как наша тема касается определенной стороны общения ? коммуникативная. В результате анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности в историческом развитии стало ясно, что роль классического античного наследия в становлении и развитии отечественной коммуникативной компетентности трудно преувеличить. В современном образовании ведущим является компетентностный подход. Сам термин «компетентность» обоснован в «Концепции модернизации российского образования», а также в ФГОС НОО, где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями [18, с. 28]. Методологические основы компетентностного подхода рассмотрены в трудах И.А Зимней, И.Е. Сюсюкиной, Л.Т. Сильченко, Г.А. Сергеева и других. Как утверждает Г.А. Сергеев, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. В свою очередь компетентность Г.А. Сергеев определяет, как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [59, с.83-84]. По мнению И.Е. Сюсюкиной, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения; способность и готовность использовать полученные знания и способы действия в реальной деятельности [66, с.136]. А. М. Новиков определяет «компетентность» как способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях [47, с.45]. Таким образом, «компетентность» служит производным понятием от «компетенции» и обозначает совокупность системы знаний, личностных качеств; она включает умения применять знания в ситуациях и в деятельности. Другими словами, компетентность – это владение детьми младшего школьного возраста соответствующей компетенцией, умением, включающих их личностное отношение к ней и предмету деятельности. Изучением вопроса о формировании коммуникативной компетентности в отечественной педагогике занимались С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалёв, Л.А. Петровская, Н.Н. Яковлева, А.В. Мудрик (компетентность в общении), и др; исследованию процессов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посвящены труды Е.Г. Петренко, Г.Р. Хузеева и др. (см.табл.2). Таблица 2 Содержание понятия «коммуникативная компетентность» Автор Определение понятия С.Л. Рубинштейн Отражение коммуникативной способности личности, которая в свою очередь имеет общественно-историческое происхождение, а также проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении [58, с.244]. А.А. Бодалев Коммуникативная компетентность рассматривается как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [5, с.196]. Л.А. Петровская Коммуникативная компетентность означает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [51, с.88]. Г.М. Коджаспирова Понятие формирование коммуникативная компетентность трактуется, как процесс передачи педагогом информации посредствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала [49, с.79]. Е.Г. Петренко Коммуникативная компетентность - уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88]. А.В Мудрик Коммуникативная компетентность - это «компетентность в общении», определяющее некоторую совокупность знаний, социальных установок, умений и опыта, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов человека [45, с.120]. Н.Н. Яковлева Под коммуникативной компетентностью понимает общение, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [76, с.6]. Проанализировав взгляды ученых (С.Л. Рубинштейн, Г.Р. Хузеева, Г.М. Коджаспирова, А.В Мудрик, Н.Н. Яковлева и др.) на понятие «коммуникативная компетентность», в нашей работе мы взяли за основу точку зрения Е.Г. Петренко, который понимает коммуникативную компетентность как уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88]. Как и любой процесс, формирование коммуникативной компетентности требует дополнительного уточнения структуры. М.И. Лисина в структуре общения выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности [37, с.82] (см.табл.3.): Таблица 3 Компоненты коммуникативной компетентности в структуре общения (по М.И. Лисиной) Компоненты Характеристика Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. Необходимость в общении заключается в желании человека к постижению и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы – в таком случае, для чего же предпринимается взаимодействие. Аргументы общения обязательны для субъекта общения, для вступающих во взаимодействие с окружающими, воплощаясь в индивидуальных качествах самого человека и окружающих его людей. Действия общения - единица коммуникативной работы, целостный акт, направленный другому человеку и ориентированный в него равно как в собственный предмет. Две основные категории действий общения инициируемые акты и ответные действия собеседника. Задачи общения - цель, которая направлена на достижение условий разнообразии процесса общения. Аргументы и задачи общения могут иметь не совпадение между собой. Средства общения - это процедура, с поддержкой которой осуществляются и действия общения. Продукты общения - образования материального и духовного характера, которые создаются в итоге общения между индивидами. Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативной компетентности, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге ? этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым при формировании коммуникативной компетентности. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: - описательный характер, так как обратная связь в оценочной форме, малоэффективна; - неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; - обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника [51, с.108]. Г.Р. Хузеева определяет следующую структуру коммуникативной компетентности младших школьников (см.рис.1) [71, с.36]. Рис.1. Структура коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой) Познавательный компонент предполагает знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками; знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого. Эмоциональный компонент предполагает положительное отношение к сверстнику; преобладание чувства «общности», «сопричастности». Поведенческий компонент предполагает умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения; умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника; способность конструктивного сотрудничества [71. с. 18]. ФГОС НОО выделяет ряд УУД, которые должны быть сформированы к концу обучения начальной школы. Коммуникативные УУД обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с. 30-31]. В рамках нашего исследования мы будем опираться на предложенную структуру коммуникации (см.рис.2). Рис.2. Структура коммуникации (по А.Г. Асмолову) Рассмотрим подробно компоненты, выделенные А.Г. Асмоловым. Одним из компонентов коммуникативной компетентности является -коммуникация как взаимодействие. Коммуникативная компетентность включает в себя учет позиций собеседника либо партнера по деятельности: умение принимать различные позиции, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Как отмечает А.В. Мудрик, в младшем школьном возрасте личностное самоопределение ребёнка предполагает нахождение определенной позиции в различных сферах актуальной для ребёнка: он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы коммуникативных отношений [45, с.120]. Здесь важным основанием является личностный смысл ребёнка в процессе формирования коммуникативной компетентности. В процессе коммуникации перед младшими школьниками стоит необходимость договориться, высказать собственную точку зрения, именно поэтому в качестве компонента коммуникативной компетентности будет выступать компонент коммуникация как кооперация, включающий действия, направленные на кооперацию, сотрудничество: умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, умение договариваться, находить общее решение; осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания. В младшем школьном возрасте дети контактируют друг с другом, учитывают интересы, мнения других, способны оказывать помощь и взаимодействовать со сверстниками. Поэтому компонент коммуникация как кооперация определятся как мотивационное отношение ребёнка к общению, к инициативе в обсуждении, в активном решении взаимодействовать с другими участниками, выполнять организаторскую и исполнительскую роль. Следующим компонентом является коммуникация как условие интериоризации, который предполагает действия по передаче информации другим людям и становлению рефлексии: умение строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. В процессе коммуникации должно присутствовать взаимопонимание между участниками. То есть должно прослеживаться понимание целей, мотивов, установок участника по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Здесь большое значение имеет то, как участник по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Позиция субъектов взаимодействия подразумевает способность участника изменяться самому и менять условия взаимодействия в зависимости от позиции собеседника. В таком случае личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других [52, с.54]. Следовательно, ребёнку необходимо в таком случае осуществлять рефлексию: давать оценку своим коммуникативным действиям. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетенциям, которым должен обладать младший школьник, то есть имеет особое значение в жизни ребёнка, поэтому её формированию следует уделять особое внимание. Существует целый ряд предпосылок формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Основными предпосылками являются особенности общения со взрослыми и со сверстниками, индивидуальные особенности самого ребенка, позитивный и продуктивный характер общения с учителем, рефлексия [71, с.16]. В работах Л.С. Выготского, исследовавшего общение в виде основного условия личностного развития и воспитания отмечено, что формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся считается одной из ключевых задач школы, так как эффективность и качество процесса общения в значительной мере обусловлено уровнем развития коммуникативных способностей субъектов общения [42, c.107]. Исследования Андреевой Г.М., Канн-Калика В.А., Леонтьева А.Н., смогли доказать потребность в систематической работе по развитию межличностных отношений, обращают особое внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения. В исследованиях, посвященных проблеме формирования коммуникативной компетентности, рассматриваются (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев и др.) основные процессы коммуникативной деятельности, включающие гностический, обеспечивающий обмен информацией, интерактивный, регулирующий взаимодействие участников общения и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. В связи с этим А.Н. Леонтьев выделил составляющие коммуникативной компетентности и обозначил как: умение наладить контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе общения [36, с.241]. В своём исследовании, И.А. Стернин утверждает, что процесс формирования коммуникативной компетентности, требует решения трех основных задач: 1. формирование речевого умения; 2. формирование невербального общения; 3. развитие саморегуляции [63, с.56]. Каждая из них включает в себя множество взаимосвязанных умений слушать, передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом, понимать другого, сопереживать, адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, решать конфликт, взаимодействовать с членами коллектива [63, с.113]. В соответствии с каждой из сторон общения, Г.М. Андреева, выделяет три группы коммуникативных умений (см.рис.3) [1, с.245]: Рис.3. Группы коммуникативных умений (по Г.М. Андреевой) Как отмечает Л.В. Епишина, от уровня сформированности каждой группы умений у младших школьников, может зависеть успешность речевого общения, то есть осуществление коммуникативной цели инициатором или инициаторами общения и достижение согласия между ними [14, с.13]. Формирование коммуникативной компетентности является важной задачей современного образования. Включение младших школьников в ситуацию коммуникативного взаимодействия предполагает, что обучающиеся будут ставить перед собой вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [53, с.163]. Рассмотрим психологические особенности младшего школьного возраста, которые обуславливают формирование коммуникативной компетентности. Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить ряд возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые важны при формировании коммуникативной компетентности. Становление опыта коммуникации со сверстниками и взрослыми формирует у детей знания о том, как стоит и не стоит общаться для позитивного исхода взаимодействия. Младшие школьник обладают знаниями о правилах коммуникации, понимают их разницу при разговоре с детьми и взрослыми, осознают существование разных точек зрения и возможного столкновения взглядов, понимают какими способами можно нейтрализовать конфликт и как достичь компромисса, знают, как планировать взаимодействие с разными людьми [33, с.150]. Дети младшего школьного возраста становятся критичны к собственным поступкам, умеют соотносить свои желания с возможностями, начинают осознавать необходимость самообладания и подчинения обстоятельствам. Это свидетельствует о задатках рефлексивных способностей. Ребенок начинает осознавать, что его поступки могут иметь оценку, отличную от собственной [33, с.150]. Следовательно, психологические особенности детей младшего школьного возраста дают возможность формировать у них все компоненты коммуникативной компетентности. В своём исследовании М.И. Лисина рассматривает формирование коммуникативной компетентности посредством общения. Общение ? условие и важнейший фактор психического развития ребенка». Общение - взаимодействие двух (или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предмет общения ? другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью ? к самопознанию и самооценке [37, с.79]. Формируя коммуникативную компетентность у младших школьников, педагог содействует формированию его человеческих качеств: тактичности, чуткости к тому, с кем осуществляется общение; готовность понимать состояние и желания людей [15, с.37]. Для формирования коммуникативной компетентности младших школьников необходимо создать условия, при которых у младших школьников появилось бы желание и потребность правильно выстраивать свою речь и успешно строить высказывания с участниками обсуждения. Как отмечает Г.Р. Хузеева [71, с.16-17], коммуникативная компетентность формируется в процессе совместной деятельности со сверстниками (см.рис.4). Рис.4. Формирование коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой) Таким образом, при анализе психолого-педагогической литературы, нами было выделено несколько определений понятия «коммуникативная компетентность». В нашей работе за основу возьмём определение Е.Г. Петренко, коммуникативная компетентность ? уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 97 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg