Глава I. Теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр на уроках литературного чтения
1.1. Сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед современной школой качественно новые задачи. В современном мире важную роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, умение сотрудничать, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного общения является сформированность коммуникативной компетентности.
Для того чтобы осмыслить аспект формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста, нам необходимо рассмотреть понятия «коммуникация», «компетентность», «коммуникативная компетентность».
В видении Г.Р. Хузеевой, коммуникация – это познание себя и познание других людей [71, с.16].
И.А. Зимняя утверждает, что «коммуникация» ? это тоже, что есть общение, то есть оно является синонимом слову общение [19, с.23].
В психологическом словаре «коммуникация» ? это целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания [7, с.204].
Таким образом, под коммуникацией подразумевается взаимодействие группы лиц в процессе обмена информацией.
Логика научного исследования предполагает рассмотрение исторических основ возникновения понятия и явления, лежащего в основе, изучаемой нами проблемы. В этой связи, существует необходимость провести анализ предпосылок развития понятия «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования (см.табл.1). Анализ развития понятия «коммуникативная компетентность» начат нами с античности. Коммуникативная проблематика в этот период представлена сценическим искусством Древней Греции, давшим блестящие образцы сценического общения: монологи, декламации, диалоги, и др.
Таблица 1
Ретроспективный анализ развития понятия
«коммуникативная компетентность»
Период Научные взгляды на проблему
Античность Функция коммуникации как могущественного средства самопознания индивида выделена в беседах Сократа (около 470-399г. до н.э.). Создана «культура эвристического диалога», задача которого - поиск истины и смысла. Диалог несет педагогическую нагрузку, так как является активным рычагом в воспитании и перевоспитании человека [16, с.240].
Платон в диалогах «Федр», «Евтидем» вводит в философию коммуникативной культуры этическую проблематику, отражающую межличностные отношения. Общение выступает в форме нравственноинтеллектуального диалога мыслящих по-разному людей. Впервые названы способы обмена информацией между людьми: речь и письменность [16, с.241].
Философия культуры общения оформляется систематически Аристотелем в трактатах «Аналитика», «Топики», «Риторика», «О софистических опровержениях». Под культурой общения понимается речевая культура в таких ее аспектах как логика и аргументация, методика, теория красноречия, обоснование, опровержение и критика. Аристотель создает первую схему общения, состоящую из трех элементов: а) лицо, которое говорит; б) речь, которую это лицо произносит; в) лицо, которое эту речь слушает [16, с.241].
Опыт античных риторов, их осмысление ораторского искусства, практические наставления для обучающихся риторике, красноречию мы рассматриваем как социокультурный фон, как базу для развития понятия «коммуникативная компетентность».
Эпоха Возрождения и Просвещения Я.А. Коменский обосновывает необходимость сопровождать словесную передачу знаний различными видами наглядности, опираться на чувственное восприятие. Проблемы педагогического общения оформляются Я.А. Коменским и Ж.Ж. Руссо в дидактический принцип природосообразности. А. Дистервег разрабатывает в комплексе дидактические принципы
природосообразности, культуросообразности и самостоятельной активности, создает дидактику развивающего обучения [54, с.107].
Коммуникативный аспект педагогической мысли Возрождения и Просвещения опирается на традиции античной классики. Риторикопедагогический идеал - гармонизирующий диалог между учителем и учеником.
XX век Л.С Выготский придавал решающее значение самой ситуации взаимодействия взрослого и ребенка, считая, что в нем заключен основной социокультурный механизм передачи образцов действия от взрослого к ребенку [42, c.106].
С.Л. Рубинштейн показывает, что коммуникативное взаимодействие ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения [58, с.245].
А.Н. Леонтьев, отмечает, что специфичность коммуникации заключается, во-первых, в личной значимости обмениваемой информации, которая является основой связи изменений личности с нарушениями общения, во-вторых, в воздействии (взаимовлиянии) на поведение и состояние участников коммуникативного процесса, изменение отношений между ними, в-третьих, в когнитивном, аффективном и психомоторном воздействии. Обмен информацией идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая жестами, позой и мимикой лица [36, с.280].
М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова занимались исследованиями в области психологии общения, определили понятие «общение», выделили критерии, отличающие общение от других видов деятельности [37, с.78].
А.В. Мудрик: коммуникативная компетентность (общение) в процессе воспитания обладает большим позитивным потенциалом, который может быть реализовано во взращивании человека в конкретных группах и организациях. Общение - управляемый процесс и в нём выделяются подготовка к общению, организация, коррекция, осуществляемое вербальными и невербальными средствами [45, с.120].
В XX веке психологические исследования общения в соотнесении со смежными науками - лингвистикой, семиотикой и теорией информации, педагогикой и эстетикой высветили положительное влияние общения в процессе воспитания, формирования и развития личности.
XXI век А.Г. Асмолов рассматривает коммуникативную компетентность в качестве универсальных учебных действий: понимать действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с.30].
Формирование коммуникативной компетентность – это один из приоритетов современного образования (стандарт 2-ого поколения) [38, с.82].
Анализ периодизации становления и развития понятия нашего исследования позволил нам определить состояние проблемы формирования коммуникативной компетентности и сопряженных с ней проблем в их историческом развитии, при этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема как самостоятельная не обозначалась и не решалась, между тем, изучаемые ранее направления исследований освещали проблему в более широком смысле, тем временем, как наша тема касается определенной стороны общения ? коммуникативная. В результате анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности в историческом развитии стало ясно, что роль классического античного наследия в становлении и развитии отечественной коммуникативной компетентности трудно преувеличить.
В современном образовании ведущим является компетентностный подход. Сам термин «компетентность» обоснован в «Концепции модернизации российского образования», а также в ФГОС НОО, где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями [18, с. 28].
Методологические основы компетентностного подхода рассмотрены в трудах И.А Зимней, И.Е. Сюсюкиной, Л.Т. Сильченко, Г.А. Сергеева и других.
Как утверждает Г.А. Сергеев, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. В свою очередь компетентность Г.А. Сергеев определяет, как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [59, с.83-84].
По мнению И.Е. Сюсюкиной, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения; способность и готовность использовать полученные знания и способы действия в реальной деятельности [66, с.136].
А. М. Новиков определяет «компетентность» как способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях [47, с.45].
Таким образом, «компетентность» служит производным понятием от «компетенции» и обозначает совокупность системы знаний, личностных качеств; она включает умения применять знания в ситуациях и в деятельности. Другими словами, компетентность – это владение детьми младшего школьного возраста соответствующей компетенцией, умением, включающих их личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Изучением вопроса о формировании коммуникативной компетентности в отечественной педагогике занимались С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалёв, Л.А. Петровская, Н.Н. Яковлева, А.В. Мудрик (компетентность в общении), и др; исследованию процессов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посвящены труды Е.Г. Петренко, Г.Р. Хузеева и др. (см.табл.2).
Таблица 2
Содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Автор Определение понятия
С.Л. Рубинштейн Отражение коммуникативной способности личности, которая в свою очередь имеет общественно-историческое происхождение, а также проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении [58, с.244].
А.А. Бодалев Коммуникативная компетентность рассматривается как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [5, с.196].
Л.А. Петровская Коммуникативная компетентность означает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [51, с.88].
Г.М. Коджаспирова Понятие формирование коммуникативная компетентность трактуется, как процесс передачи педагогом информации посредствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала [49, с.79].
Е.Г. Петренко Коммуникативная компетентность - уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88].
А.В Мудрик Коммуникативная компетентность - это «компетентность в общении», определяющее некоторую совокупность знаний, социальных установок, умений и опыта, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов человека [45, с.120].
Н.Н. Яковлева Под коммуникативной компетентностью понимает общение, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [76, с.6].
Проанализировав взгляды ученых (С.Л. Рубинштейн, Г.Р. Хузеева, Г.М. Коджаспирова, А.В Мудрик, Н.Н. Яковлева и др.) на понятие «коммуникативная компетентность», в нашей работе мы взяли за основу точку зрения Е.Г. Петренко, который понимает коммуникативную компетентность как уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88].
Как и любой процесс, формирование коммуникативной компетентности требует дополнительного уточнения структуры.
М.И. Лисина в структуре общения выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности [37, с.82] (см.табл.3.):
Таблица 3
Компоненты коммуникативной компетентности в структуре общения
(по М.И. Лисиной)
Компоненты Характеристика
Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.
Необходимость в общении заключается в желании человека к постижению и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Коммуникативные мотивы – в таком случае, для чего же предпринимается взаимодействие. Аргументы общения обязательны для субъекта общения, для вступающих во взаимодействие с окружающими, воплощаясь в индивидуальных качествах самого человека и окружающих его людей.
Действия общения - единица коммуникативной работы, целостный акт, направленный другому человеку и ориентированный в него равно как в собственный предмет. Две основные категории действий общения инициируемые акты и ответные действия собеседника.
Задачи общения - цель, которая направлена на достижение условий разнообразии процесса общения. Аргументы и задачи общения могут иметь не совпадение между собой.
Средства общения - это процедура, с поддержкой которой осуществляются и действия общения.
Продукты общения - образования материального и духовного характера, которые создаются в итоге общения между индивидами.
Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативной компетентности, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге ? этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым при формировании коммуникативной компетентности.
Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи:
- описательный характер, так как обратная связь в оценочной форме, малоэффективна;
- неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения;
- обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника [51, с.108].
Г.Р. Хузеева определяет следующую структуру коммуникативной компетентности младших школьников (см.рис.1) [71, с.36].
Рис.1. Структура коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой)
Познавательный компонент предполагает знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками; знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого.
Эмоциональный компонент предполагает положительное отношение к сверстнику; преобладание чувства «общности», «сопричастности».
Поведенческий компонент предполагает умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения; умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника; способность конструктивного сотрудничества [71. с. 18].
ФГОС НОО выделяет ряд УУД, которые должны быть сформированы к концу обучения начальной школы. Коммуникативные УУД обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с. 30-31]. В рамках нашего исследования мы будем опираться на предложенную структуру коммуникации (см.рис.2).
Рис.2. Структура коммуникации (по А.Г. Асмолову)
Рассмотрим подробно компоненты, выделенные А.Г. Асмоловым.
Одним из компонентов коммуникативной компетентности является -коммуникация как взаимодействие. Коммуникативная компетентность включает в себя учет позиций собеседника либо партнера по деятельности: умение принимать различные позиции, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Как отмечает А.В. Мудрик, в младшем школьном возрасте личностное самоопределение ребёнка предполагает нахождение определенной позиции в различных сферах актуальной для ребёнка: он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы коммуникативных отношений [45, с.120]. Здесь важным основанием является личностный смысл ребёнка в процессе формирования коммуникативной компетентности.
В процессе коммуникации перед младшими школьниками стоит необходимость договориться, высказать собственную точку зрения, именно поэтому в качестве компонента коммуникативной компетентности будет выступать компонент коммуникация как кооперация, включающий действия, направленные на кооперацию, сотрудничество: умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, умение договариваться, находить общее решение; осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания. В младшем школьном возрасте дети контактируют друг с другом, учитывают интересы, мнения других, способны оказывать помощь и взаимодействовать со сверстниками. Поэтому компонент коммуникация как кооперация определятся как мотивационное отношение ребёнка к общению, к инициативе в обсуждении, в активном решении взаимодействовать с другими участниками, выполнять организаторскую и исполнительскую роль.
Следующим компонентом является коммуникация как условие интериоризации, который предполагает действия по передаче информации другим людям и становлению рефлексии: умение строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. В процессе коммуникации должно присутствовать взаимопонимание между участниками. То есть должно прослеживаться понимание целей, мотивов, установок участника по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Здесь большое значение имеет то, как участник по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Позиция субъектов взаимодействия подразумевает способность участника изменяться самому и менять условия взаимодействия в зависимости от позиции собеседника. В таком случае личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других [52, с.54]. Следовательно, ребёнку необходимо в таком случае осуществлять рефлексию: давать оценку своим коммуникативным действиям.
Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетенциям, которым должен обладать младший школьник, то есть имеет особое значение в жизни ребёнка, поэтому её формированию следует уделять особое внимание.
Существует целый ряд предпосылок формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Основными предпосылками являются особенности общения со взрослыми и со сверстниками, индивидуальные особенности самого ребенка, позитивный и продуктивный характер общения с учителем, рефлексия [71, с.16].
В работах Л.С. Выготского, исследовавшего общение в виде основного условия личностного развития и воспитания отмечено, что формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся считается одной из ключевых задач школы, так как эффективность и качество процесса общения в значительной мере обусловлено уровнем развития коммуникативных способностей субъектов общения [42, c.107].
Исследования Андреевой Г.М., Канн-Калика В.А., Леонтьева А.Н., смогли доказать потребность в систематической работе по развитию межличностных отношений, обращают особое внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.
В исследованиях, посвященных проблеме формирования коммуникативной компетентности, рассматриваются (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев и др.) основные процессы коммуникативной деятельности, включающие гностический, обеспечивающий обмен информацией, интерактивный, регулирующий взаимодействие участников общения и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. В связи с этим А.Н. Леонтьев выделил составляющие коммуникативной компетентности и обозначил как: умение наладить контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе общения [36, с.241].
В своём исследовании, И.А. Стернин утверждает, что процесс формирования коммуникативной компетентности, требует решения трех основных задач:
1. формирование речевого умения;
2. формирование невербального общения;
3. развитие саморегуляции [63, с.56].
Каждая из них включает в себя множество взаимосвязанных умений слушать, передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом, понимать другого, сопереживать, адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, решать конфликт, взаимодействовать с членами коллектива [63, с.113].
В соответствии с каждой из сторон общения, Г.М. Андреева, выделяет три группы коммуникативных умений (см.рис.3) [1, с.245]:
Рис.3. Группы коммуникативных умений (по Г.М. Андреевой)
Как отмечает Л.В. Епишина, от уровня сформированности каждой группы умений у младших школьников, может зависеть успешность речевого общения, то есть осуществление коммуникативной цели инициатором или инициаторами общения и достижение согласия между ними [14, с.13].
Формирование коммуникативной компетентности является важной задачей современного образования. Включение младших школьников в ситуацию коммуникативного взаимодействия предполагает, что обучающиеся будут ставить перед собой вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [53, с.163].
Рассмотрим психологические особенности младшего школьного возраста, которые обуславливают формирование коммуникативной компетентности. Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить ряд возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые важны при формировании коммуникативной компетентности.
Становление опыта коммуникации со сверстниками и взрослыми формирует у детей знания о том, как стоит и не стоит общаться для позитивного исхода взаимодействия. Младшие школьник обладают знаниями о правилах коммуникации, понимают их разницу при разговоре с детьми и взрослыми, осознают существование разных точек зрения и возможного столкновения взглядов, понимают какими способами можно нейтрализовать конфликт и как достичь компромисса, знают, как планировать взаимодействие с разными людьми [33, с.150].
Дети младшего школьного возраста становятся критичны к собственным поступкам, умеют соотносить свои желания с возможностями, начинают осознавать необходимость самообладания и подчинения обстоятельствам. Это свидетельствует о задатках рефлексивных способностей. Ребенок начинает осознавать, что его поступки могут иметь оценку, отличную от собственной [33, с.150]. Следовательно, психологические особенности детей младшего школьного возраста дают возможность формировать у них все компоненты коммуникативной компетентности.
В своём исследовании М.И. Лисина рассматривает формирование коммуникативной компетентности посредством общения. Общение ? условие и важнейший фактор психического развития ребенка». Общение - взаимодействие двух (или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предмет общения ? другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью ? к самопознанию и самооценке [37, с.79].
Формируя коммуникативную компетентность у младших школьников, педагог содействует формированию его человеческих качеств: тактичности, чуткости к тому, с кем осуществляется общение; готовность понимать состояние и желания людей [15, с.37].
Для формирования коммуникативной компетентности младших школьников необходимо создать условия, при которых у младших школьников появилось бы желание и потребность правильно выстраивать свою речь и успешно строить высказывания с участниками обсуждения. Как отмечает Г.Р. Хузеева [71, с.16-17], коммуникативная компетентность формируется в процессе совместной деятельности со сверстниками (см.рис.4).
Рис.4. Формирование коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой)
Таким образом, при анализе психолого-педагогической литературы, нами было выделено несколько определений понятия «коммуникативная компетентность». В нашей работе за основу возьмём определение Е.Г. Петренко, коммуникативная компетентность ? уровень владения различными средствами общения, позволяющий эффективно общаться и реализовывать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации [50, с.88].