Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны как исторический источник. Использование материалов темы в урочной и внеурочной деятельности

baby_devochka 2200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Целью данной работы является всесторонний анализ плаката периода Великой Отечественной войны и выявление возможностей его использования в урочной и внеурочной деятельности. Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач: - определить специфику агитационных плакатов Великой Отечественной войны; - описать виды агитационных плакатов Великой Отечественной войны; - выстроить методику анализа плаката как отдельного жанра; - изучить основные черты и динамику тематики, композиции и языка плакатов Великой Отечественной войны; - обозначить роль плаката в изучении Великой Отечественной войны; - охарактеризовать методику и технологию использования агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны как исторического источника в урочной и внеурочной деятельности. Объект исследования – агитационный плакат Великой Отечественной войны. Предмет исследования – возможность использования агитационных плакатов периода Великой Отечественной войны в урочной и внеурочной деятельности при изучении истории. Методы исследования: метод анализа публикаций по рассматриваемой теме, метод логической группировки выявленной информации, метод сравнения и сопоставления, метод классификации, исторический метод. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: 1) Н.П. Кругликова, П. Кудин, Б. Ломов, Т.С. Магера, А. Митькин, А.В. Свешников, А.В. Фатеев и др., рассмотревшие плакат как вид визуального искусства; 2) И.В. Борисов, Г.Л. Демосфенова, Р. Зульцман, Г.Д. Комков, Н.И. Кондакова, В.Б. Корецкий, В.А. Куликов, В.А. Масленников, Л.А. Пинегина, К.А. Пономарев, И.А. Свиридова, Н. Соколова, А.Ю. Спешилова, Т.А. Срибная, Д.Л. Шалыгина, Е.В. Шлык, А. А. Юферова и др., объектом исследования которых стали плакаты военного времени; 3) И.М. Гарскова, Р.Н. Касимов, М.В. Короткова, Ю.А. Сорокин, М.Т. Студеникин, Е.Ф. Тарасов, Е.В. Черневич и др., особое внимание уделившие применению плакатов на уроках истории. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации имеющихся теоритических представлений об агитационных плакатах Великой Отечественной войны и возможностях их использования на уроках истории и во внеурочной деятельности в качестве исторического источника. Практическая значимость исследования заключается в выявлении методов и подходов, применяемых при работе с агитационными плакатами на уроках истории и внеурочных занятиях в рамках изучения истории Великой Отечественной войны. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность рассмотрения данной темы определяется совокупностью следующих факторов. Во-первых, в ходе войны или каких-либо межгосударственных конфликтов, орудиями становятся не только численность пехоты или мощная современная техника, не только физическая сила, но и идеологические и агитационные средства. Именно таким агитационным средством в период Великой Отечественной войны стал плакат. В период войны плакаты являлись очень сильным агитационными орудиями, – он вместе с другими идеологическими средствами, с одной стороны, звал солдат в бой, пробуждая в них желание к активным боевым действиям. В свою очередь, с другой стороны, в тылу боевых действий, плакаты призывали людей делать всё для помощи фронту. Плакаты в эти тяжелые времена укрепляли в людях мужество, стойкость, веру в себя, в свой народ и в победу. Плакат своим лаконичным языком был способен передать зрителю всю глубину мысли художника, заставить его сопереживать образам плаката проецирования их на себя. Во-вторых, педагог в рамках современной системы образования, владея различными методами и с разным уровнем успешности применяя их на практике, тем самым обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, при этом повышая эффективность обучения. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов. Однако на первом месте находится интерес обучающихся к изучаемому предмету. В качестве одного из действенных методов для повышения эффективности обучения на современном этапе выступает принцип наглядности. Основное значение данного принципа заключается в том, что этот принцип конкретизирует изучаемый школьниками материал и привлекает внимание учеников к рассматриваемой теме, повышая тем самым мотивационную сторону проводимых учебных занятий. К наглядным средствам в числе иных можно отнести и агитационный плакат. Он воспринимается зрительно, как и все иные наглядные средства, что позволяет сделать урок истории и занятие во внеурочной деятельности более ярким и запоминающимся. В-третьих, плакат при изучении истории Великой Отечественной войны может являться не только наглядным средством, но и особым историческим источником. Таким образом, высокая значимость плаката в период Великой Отечественной войны, его широкие функциональные возможности при изучении на уроках истории и во внеурочной деятельности темы Великой Отечественной войны, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны как исторический источник. Использование материалов темы в урочной и внеурочной деятельности» актуальным.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Агитационные плакаты как элемент пропаганды в период Великой Отечественной войны 7 1.1 Специфика агитационных плакатов Великой Отечественной войны 7 1.2 Виды агитационных плакатов Великой Отечественной войны 13 Глава 2. Жанровое своеобразие плакатов Великой Отечественной войны 21 2.1 Методика анализа плаката как отдельного жанра 21 2.2 Композиция и язык плакатов Великой Отечественной войны: основные черты и динамика 23 Глава 3.Применение агитационных плакатов для изучения Великой Отечественной войны в урочной и внеурочной деятельности 36 3.1 Роль плаката в изучении Великой Отечественной войны 36 3.2 Методика и технология использования агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны как исторического источника в урочной и внеурочной деятельности 40 Заключение 49 Список литературы 52 Приложение 56
Список литературы

1. Агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/62245 (дата обращения: 10.04.2021). 2. Боевой карандаш [Текст] / сост.: Л.Д. Каминский, В.И. Кюннап, М.Р. Романов. – Л.: «Художник РСФСР», 1975. – 672 с. 3. Борисов, И.В. Оккупационный плакат [Текст] / И.В. Борисов – М.: АСТ, 2016. – 106 с. 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военно-исторические очерки. Кн.1. [Текст]. – М.: Наука, 2008. – 288 с. 5. Великая Отечественная война 1941-1945 [Текст]: энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1985. – 898 с. 6. Герои народа – герои страны. Многонациональному Советскому народу посвящается! [Текст] / авт.-сост.: В.С. Воронцов, Р.Н. Касимов, Д.А. Черниенко; общ. ред. А.Е. Загребин. – 2-е изд., доп. – Ижевск, 2017. – 114 с. 7. Гарскова, И. М. Источниковедческие проблемы исторической информатики [Текст] / И.М. Гарскова // Рос. история. – 2010. – № 3. – С. 21-25. 8. Демосфенова, Г.Л. Советские плакаты – фронту [Текст] / Г.Л. Демосфенова. – М.: Искусство, 1985. – 276 с. 9. Женщины в русском плакате [Текст] / сост. С.К. Прохоров. – М.: Контакт-Культура, 2001. – 198 с. 10. Зульцман, Р. Пропаганда как оружие в войне [Текст] / Р. Зульцман. – М.: ТИАРА, 2004. – 232 с. 11. Касимов, Р.Н. Работа с фронтовыми письмами как специфическим историческим источником в школе [Текст]: учеб.-методич. пособие / Р.Н. Касимов. – Ижевск, 2014. – 48 с. 12. Касимов, Р.Н. Современные мифологемы о героях, или о чём может рассказать ученику учитель истории [Текст] / Р.Н. Касимов // Народное образование. – 2014. – № 10. – С. 214-220. 13. Комков, Г.Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной войны [Текст] / Г.Д. Комков. – М.: Наука, 1983. – 286 с. 14. Кондакова, Н.И. Идеологическая победа над фашизмом [Текст] / Н.И. Кондакова. – М.: Политиздат, 1982. – 298 с. 15. Корецкий, В.Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления [Текст] / В.Б. Корецкий. – М.: Плакат, 1981. – 302 с. 16. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях [Текст]: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Вла-дос, 1999. – 232 с.. 17. Краткий словарь терминов изобразительного искусства [Текст] / под общ. ред. Г.Г. Обухова. – М.: Сов. художник, 1979. – 288 с. 18. Кругликова, Н.П. Языковые средства плаката: семантический и прагматический аспекты (на материале британских и американских плакатов первой и второй мировых войн) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.П. Кругликова. – СПб., 2005. – 24 с. 19. Кудрин, П. Психология восприятия и искусство плаката [Текст] / П. Кудин, Б. Ломов, А. Митькин. – М.: Искусство 2017. – 268 с. 20. Магера, Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.С. Магера. – Барнаул, 2005. – 24 с. 21. Масленников, В.А. Редакция-мастерская по выпуску ручным-трафаретным способом военного-оборонного плаката «ОкноТАСС» [Текст] / В.А. Масленников. – М.: Известия, 1997. – 234 с. 22. Пинегина, Л.А. Художественная культура как фактор Великой Победы.1941-1945 гг. [Текст] / Л.А. Пинегина. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 488 с. 23. Плакаты Великой Отечественной войны [Текст]. – М.: Изд-во «Планета», 1985. – 364 с. 24. Плакаты Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lifeglobe.net/entry/1270 (дата обращения: 06.04.2020). 25. Пономарев, К.А. 150 дней красноармейца Пономарева [Текст] / К.А. Пономарев. – Ижевск: Удмуртия, 2017. – 144 с. 26. Свешников, А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве [Текст]: автореф. дис. … докт. искусствоведения / А.В. Свешников. – СПб., 2003. – 46 с. 27. Свиридова, И.А. Виктор Николаевич Дени [Текст] / И.А. Свиридова. – М.: Изобразит. искусство, 1978. – 242 с. 28. Силой большевистского слова [Текст] / отв. ред. Н.И. Кондакова. – М.: Мысль, 1985. – 234 с. 29. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы [Текст] / авт.-сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. – М.: РОССПЭН, 2007. – 626 с. 30. Советские политические плакаты 1941- 45 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://softsalo.com/sovet_41-45_polit/003_polit.html (дата обращения: 05.04.2020). 31. Соколова, Н. Кукрыниксы [Текст] / Н. Соколова. – М.: Изд-во академии художеств, 1962. – 234 с. 32. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст] / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – М., 2000. – С. 56-63. 33. Спешилова, А.Ю. Плакат времен мировой войны: жанровые разновидности, композиция, язык [Текст] /: автореф. дис. … канд. филол. наук / А.Ю. Спешилова. – Тверь 2008. – 24 с. 34. Срибная, Т.А. Военно-патриотическая печатная пропаганда в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны [Текст]: автореф. дис. … канд. ист. наук / Т.А. Срибная. – М 2015. – 24 с. 35. Тугендхольд, Я.А. Плакат на Западе [Текст] // Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. – М., 1997. – С. 88 – 97. 36. Фатеев, А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. [Текст]: монография / А.В. Фатеев. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999. – 322 с. 37. Черневич, Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования [Текст] / Е.В. Черневич. – М.: Слово, 1975. – 276 с. 38. Шалыгина, Д.Л. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности [Текст] / Д.Л. Шалыгина, В.А. Куликов // Вестник Пермского ун-та. – 2011. – Вып. 2 (16). – С. 54 - 59. 39. Шлык, Е.В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) [Текст] / Е.В. Шлык // Вестн. Челябинск. гуманитар. ун-та. Сер. Филологические науки. – 2015. – № 2. – С. 35 - 40. 40. Юферова, А. А. Великая Отечественная война в произведениях советских художников [Текст] / А. А. Юферова. – М.: Изобразит. искусство, 1985. – 544 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Агитационные плакаты как элемент пропаганды в период Великой Отечественной войны 1.1 Специфика агитационных плакатов Великой Отечественной войны В период Великой Отечественной Войны плакаты являлись ведущим видом изобразительного искусства и смогли достигнуть высокого художественного уровня. В этом отношении необходимо знать, что в СССР пропаганда являлась неотъемлемой частью общей политической системы. В данный период пропагандистской деятельности, целью которой являлось воздействие на массовое сознание, партия уделяла огромное внимание в рамках проведения идеологической работы. Это объясняется тем, что и идеология в целом, и советская идеология в частности, в определенной мере определяла развитие общества. Идеология давала определенную картину мира и обозначала место человека в этом мире. Кроме этого, идеология побуждала человека к действию к действию, активным образом стимулировала и направляла его поведение. В Советском Союзе уже начиная с 1930-го года, без какой-либо идеологической деятельности обойтись было весьма сложно. Ведь именно идеология партии вела советских людей на непримиримую борьбу с врагами социализма, она объединяла граждан их вокруг своего вождя, заставляла людей различные трудности ради светлого будущего . В период Великой Отечественной войны идеологическую работу осуществлял ЦК ВКП (б) через Управление пропаганды и агитации, созданное в 1939 г. Данное Управление вело координацию идеологической работы и контролировало выполнение идеологических установок партии. В период довоенного времени идеология выполняла следующие базовые задачи: 1) ведение борьбы с врагами пролетариата; 2) осуществление подготовки к войне; 3) усиление влияния партии; 4) способность организовать и мобилизовать большие массы людей непосредственно для строительства коммунизма. Однако Великая Отечественная война смогла изменить данные идеологические установки. Сама идеология не изменилась, но её пропаганда стала другой, начали изменяться установки. На первом месте стояли уже не проблема коммунизма, социализма, борьбы с врагами пролетариата и др., а вопросы мобилизации всех и каждого для достижения Победы; борьба с врагом, но не внутренним, а внешним агрессором, являющимся врагом всего советского народа – то есть фашизмом и его агитатором, Гитлером. Тема защиты сменяется с защиты партии и идеалов социализма, на защиту Родины. Обозначенные выше установки говорят о том, что тема защиты Родины становится в пропаганде основной. Патриотизм становится основой, фундаментом, необходимым для мобилизации населения. Именно на это нацелена была пропаганда в годы Великой Отечественной войны. В ней находили свое звучание тема Родины, тема героизма, укрепления боевого духа, тема веры в Победу, а также ненависти к фашистам . Советские плакаты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. всех советских людей призывали выступить против фашизма. В наиболее наглядных и ярких образах они показывали народу весь ужас войны, а также всю бесчеловечность фашизма, который настроился на завоевание всего мира. Во время войны плакаты были одним из наиболее широко встречающихся массовых побуждающих средств агитации, которые функционировали, действуя наравне с радио и газетами. Многие из такого рода плакатов стали настолько известными, что в последствии были отнесены к шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты способны тронуть сердце, пробудить у человека особые чувства даже сегодня, спустя десятилетия после окончания той кровопролитной войны, унесшей жизни миллионов солдат и мирных жителей. Можно предположить, что именно с началом Великой Отечественной войны объединились и пропаганда патриотического воспитания, и искренние порывы советских людей к освобождению родины от фашизма. Конечно, в условиях войны новая пропаганда была необходима. Однако она особым образом накладывалась на внутреннее состояние советского человека и при этом ни у одной из социальной группы не вызывала отторжение. Защита Родины, своей семьи, своих любимых, своей родной земли, защита русской земли – это было о близко и понятно каждому. Также обратим внимание на то, что тогда практически впервые заговорили о героической истории страны, а не только в аспектах истории ВКП (б). Советский народ впервые ощутил связь времен, свою сопричастность к истории России, к ее героям, прославившими русскую землю: Александр Невский, Михаил Кутузов, Александр Суворов и т. д. Именно данные и другие имена были упомянуты И.В. Сталиным в речи 7 ноября 1941 г. А немногим позже учреждены были ордена Кутузова, Нахимова, Невского, Суворова, Ушакова . Все это нашло свое отражение в том, что пропаганда патриотизма становится основным элементом работы деятелей культуры и искусства. Что и позволило сделать агитационные плакаты мощным средством воздействия на сознание человека в период Великой Отечественной войны. Подчеркнем, что сила воздействия данного вида агитационных материалов являлась настолько мощной, что не вызывает сомнений, что плакат становится такой побудительной силой, которая заставляла человека действовать, побуждало в нем чувство сопричастности к великому делу освобождения родины, принимать порой героические решения. Уже первый военный плакат, которым становится плакат художников Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), выпущенный еще 24 июня 1941 г. под названием «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», несет в себе эту идею. Можно сказать, что в какой-то мере советский народ именно благодаря плакатам также учился преодолевать себя, неизвестность и страх. Плакат вызывал у людей достаточно сильные чувства и эмоции. Это могли быть как любовь к своей родине и ненависть к врагу, так и сострадание к ближнему и радость за победы союзников. То есть плакат времен Великой Отечественной войны оказывал влияние на эмоциональный и душевный настрой человека. Основной задачей плаката, конечно же, являлась пропаганда патриотизма. Также задачей плаката являлось внушение чувства, которое обязательно должно было быть такого сильного позыва, чтобы выступать в качестве импульса не просто к размышлению, определенному переживанию, но также и к действию. А данную задачу плакат выполнить не мог бы, если художник, который его писал, не передал бы обозначенный импульс. В плакате времен Великой Отечественной войны нашел свое отражение патриотизм самих художников. В противном случае они не смогли бы вложить в свои плакаты столько чувств. Это было не внешнее принуждение, а их личный мотив. Также это был особый порыв, ведь этого требовала их совесть, а также их гражданская позиция. Пропаганда патриотизма официальная в плакатах неизменно соединялась с чувствами, гражданским долгом самих художников . В военном советском плакате прослеживается сопричастность каждого с каждым, сопричастность отдельного человека со всем народом, а также сопричастность человека со своей Родиной. Те чувства, которые вызывались плакатом, созвучны были реальному времени, всем тем общим переживаниям, которые испытывали в то время, подавляющее большинство людей, у которых была в военное время общая судьба, общее горе, наконец, общая надежда . У агитационного плаката Великой Отечественной войны – огромное поле напряжения. От таких плакатов, как «Отстоим Москву!», «Родина-мать зовет!», «Воин Красной Армии - спаси!» словно идет энергия, придающая силы в борьбе с врагом. Агитационные плакаты периода Великой Отечественной войны в себе соединяли идейную направленность, массовость, а также эмоциональную силу. Они размещались практически всюду – на вокзалах, на стенах домов, на заводах. Плакаты также были на видных местах в таких основных газетах, как «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Труд» и ряд других. Нередко плакаты «Окон ТАСС» вывешивались в больших витринах . Необходимо отметить, что в отличие от типографских плакатов, которые издавались большими тиражами и на протяжении длительного времени, плакаты «Окна ТАСС» делались небольшими тиражами и по трафаретам. Их при этом можно было исполнять достаточно быстро, что позволяло весьма оперативно откликаться на военные события и поступавшие с фронтов Великой Отечественной войны известий. В штабе «Окон ТАСС» трудились куйбышевские мастера и художники, а также эвакуированные из других городов. Данная работа велась в три смены. При этом одни художники делали оригиналы, а также эскизы, другие занимались резанием трафаретов и размножением тиража. Оригиналы плакатов, эскизы изготовляли такие известные московские мастера, как Г.К. Савицкий, впоследствии удостоенный за них Государственной премии, В.Н. Горяев, Н.Ф Денисовский, Кукрыниксы. П.П. Соколов-Скаля свои эскизы плакатов присылал из Москвы самолетом. Эти эскизы ждали особенно, так как работы были весьма интересными. Известный куйбышевский график Б.В. Филипченко плакаты делал в содружестве с местным поэтом Н. Жоголевым. В целом плакаты «Окон ТАСС», являясь по своему характеру острыми по содержанию, весьма яркие и эмоциональные по своей форме, производили на зрителей сильное впечатление и обладали выразительностью языка. При этом каждый автор обладал своим стилем. Например, плакаты Н.Ф. Денисовского, который являлся старейшим мастером политической сатиры, сопровождались поэтическими текстами Демьяна Бедного. В свою очередь московский живописец баталист Г.К. Савицкий в своих композициях обращался к темам, которые были тесным образом связаны с событиями на фронте. Плакаты Г.К. Савицкого, полные оптимизма, прославляли мужество и героизм Советской Армии. «Окна ТАСС», которые выполнялись по эскизам П.П. Соколова-Скаля, где изображались великие полководцы прошлого, например, А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, несли в себе призыв к борьбе с врагом, а также вселяли веру в неминуемую победу над фашизмом . Примечательными были острые сатирические образы фашистов, также карикатуры на Гитлера и его сообщников, отраженные в плакатах Кукрыниксов. Преимущественно художники их делали вместе с С.Я. Маршаком . То есть плакат в военный период снова становится одним из ведущих видов искусства. В годы войны центром издания плакатов стало Государственное издательство «Искусство». Агитационные плакаты издавались практически во всех крупных городах советской страны, где имелись соответствующие издательства. Только в Москве и Ленинграде выпущено было 1,5 тыс. плакатов . Достаточно широкое распространение в Ленинграде получили серийные выпуски «Боевого карандаша», где работали в то время лучшие художники Ленинграда . Также в Москве выпускалась плакат-газета «Великая Отечественная война». В заключение, хочу сказать, что подавляющее большинство плакатов являлись не просто произведениями искусства. Это были одновременно идеологические и высокохудожественные произведения. В другом случае они просто не должны были существовать. Ведь простые, обычные и рядовые пропагандистские материалы не смогли бы позвать за собой граждан, вызвать у них чувство ненависти к врагу, обострить любовь к Родине, вызвать чувство готовности к ее защиты до последнего вздоха. В военном плакате отразилась основная мысль, что Великая Отечественная война – это в первую очередь освободительная война; Война, в которой люди защищают не просто интересы партии, а жизни своих близких. И в данной битве врага били не только на полях сражений, но и в тылу, благодаря художникам, которые использовали все свое мастерство, чтобы с помощью плакатов мобилизовали все самые необходимые чувства народа. 1.2 Виды агитационных плакатов Великой Отечественной войны Агитационный плакат стал наиболее значимым средством политической пропаганды из всех имеющихся тогда видов изобразительного искусства. Во время войны на первый план выдвинулись агитационные, своего рода боевые формы искусства, которые обращались к максимально самым широким массам. В первую очередь, это печатный плакат, а также плакаты-листовки. Рассматривая виды агитационных плакатов Великой Отечественной войны, в первую очередь скажем о трафаретном плакате. Трафаретный плакат являет собой одну из форм политического (или агитационного) плаката небольшого формата, в основном выпускаемом «Окна ТАСС». По своей характеристике это наиболее оперативный вид агитационного плаката, который в военные годы получил весьма широкое распространение. Данный вид агитационного плаката изготовить можно было небольшим тиражом, даже с помощью применения ручного способа. В тех городах, где не имелось никакой возможности печатать достаточно красочные плакаты в типографии, В этом отношении, как уже указывалось ранее, «Окна ТАСС» играли особенно значимую роль. Важной особенностью «Окон ТАСС» являлось и то, что изображение на плакате нередко наиболее точно сочеталось с текстом. Это могли быть песенные строки, стихи, выдержки из писем с фронта, а также небольшие рассказы о подвигах советских людей. И что значимо – авторами данных текстов выступали С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, С. Щипачев, И. Эренбург и ряд других известные в то время (да и в наше тоже) на всю страну поэты и писатели . В период войны существовал еще один вид печатного плаката – это фронтовая листовка. Подчеркнем, что в этом отношении, листовки печатались чаще всего редакциями фронтовых газет и адресованы были не только советским бойцам, партизанам, но также и населению (в их числе и на оккупированной врагом территории). Во время войны листовки печатались также и в партизанских отрядах. Вот только отдельные сведения о числе листовок, которые были выпущены в партизанских отрядах на оккупированной территории. Так, в отряде под руководством С.А. Ковпака было выпущено 900 тыс. экземпляров листовок, в свою очередь в соединении А. М. Сабурова – порядка 800 тыс. экземпляров, при том, как А.Ф. Федорова – больше 500 тыс. . Листовки активно расходились среди населения. Они способствовали укреплению в людях веры в Победу, веры справедливость борьбы с ненавистным всем врагом, наконец, вселяли надежду. По тематики агитационные плакаты Великой Отечественной войны условно можно разделить на следующие виды: героические, трагические, сатирические. Например, среди героических плакатов особо сильное впечатление несут в себе плакаты И.М. Тоидзе «Родина-Мать зовет!», а также два плаката художника Н.Н. Жукова «Бей насмерть!» и «Отстоим Москву!». На героическом плакате «Родина-Мать зовет!» образ женщины – это образ Родины, которая зовет своих детей-сограждан на борьбу с захватчиками. Можно предположить, что каждый, кто шел на фронт, скорее всего, видел свою мать, глаза именно которой звали на защиту страны. Кроме этого, эта мать, которая смогла вырастить своих сыновей, а теперь она их благословляла на подвиг. От плаката идет очень мощная энергетическая сила. Эта энергия помогает человеку преодолевать свой страх, не отступать, идти защищать свою страну, идти вопреки всему . Плакаты Н.Н. Жукова, который являлся военным корреспондентом, испытавшим на себе ненависть к врагу, удивляют тем, что при их просмотре видишь словно не нарисованных героев, а именно живых, настоящих, от которых сложно отвести взгляд. Ведь автор смог в своих героях совместить все лучшее, что было в советском человеке, мужчине, ставшем в одночасье воином. Плакат словно пронизан решимостью и силой духа. И даже сегодня вглядываясь в плакаты Н.Н. Жукова «Отстоим Москву!» и «Бей насмерть!» призыв к решительно борьбе до победного конца. Например, в плакате «Отстоим Москву!» воин словно бы закрывает собой Москву, а значит и всю страну. Автор плаката сумел очень реалистично передать состояние этого воина, его непоколебимость, а также тот выбор, который он сделал и который обязательно должны сделать все: отстоять Москву или умереть. Москва не должна достаться врагу . Не оставляет равнодушными и плакат «Бей насмерть!». Герой плаката, защищающей разрушенный Сталинград, – твердый, решительный, спокойный, надежный, словно не боящийся ничего, зная только одно – необходимо отстоять разрушенный дом (как образ родной земли), не дать фашистам ни шагу сделать вперед. Одновременно он словно переполнен ненавистью к врагу, так как воочию видел смерть многих, смерть детей и женщин, простить которую врагам он не может, и не может допустить еще таких бессмысленных и ужасных смертей. Относятся к героическим относятся плакаты А. Кокорекина «За Родину!» и В. С. Иванова «На Запад!». Несколько отдельно от героических плакатов, стоит фотоплакат. В качестве примера можно привести фотоплакат неизвестного автора, носящего название «Коммунисты, вперед!». На данном плакате командир поднимает в атаку солдат. Данный фотоплакат в своей идейной сущности не столько является призывам к бою, сколько призывам именно к защите того мира, который отстаивается в кровавой жестокой войне. Поэтому образ командира, который зовет вперед, словно является образом мира, который нам достался ценой миллиона погубленных жизней. Следующий вид агитационного плаката – это трагические плакаты (название группы условно). Данные плакаты отличаются тем, что они направлены на разоблачение жестоких и чудовищных зверств фашистских оккупантов. В числе таких плакатов можно назвать плакаты Ф. Антонова, В. Корецкого, а также Д. Шмаринова. В данных плакатах часто используются образы женщины и ребенка. Художники о бедствиях войны, а также о страданиях народа «говорили» таким образом, что неизменно вызывали у зрителей чувство возмездия, как неминуемую расплату за злодеяния фашистов. На многие плакаты В. Корецкого смотреть тяжело. Это, например, плакаты «Смерть детоубийцам!» и «Не уйти фашистскому зверю от расплаты!». И этих плакатах фигурирует тема смерти, но также и прослеживается и мысль, что за которую смерть фашисты должны расплатиться в полной мере. Например, это выражается в следующих сюжетах: убита женщина, над ней рыдает ее дочь; девочка, которая только что собиравшая цветы, – зверски убита . В. Корецкий в своих плакатах сумел передать всю тяжесть положения детей и женщин на оккупированной территории, все те зверства, которые фашистами чинились. Одновременно он передал также и непоколебимую силу духа всех тех, кто волею судьбы или своим решением оставался на оккупированной земле. Именно это и передает плакат «Воин Красной Армии, спаси!». Данный плакат является наиболее известным среди фотоплакатов В. Корецкого. Тираж данного плаката составил больше 10 милю экземпляров . Приведем строки из письма к В. Корецкому: «Я вырезал из “Правды” Ваш плакат, вложил его в партбилет и полетел бомбить врага. Командир эскадрильи капитан Астахов» . На плакатах Ф. Антонова и Д. Шмаринова основными лицами являются женщины и дети. Так, например, плакат Ф. Антонова под названием «Сын мой! Ты видишь долю мою! Громи фашистов в святом бою!» отражает ужас простой женщины непосредственно перед злодейством немцев, а также ее мольбу о пощаде. В свою очередь плакаты Д. Шмаринова «Отомсти!» и «Я жду тебя, воин-освободитель» также переполнены горем и страданиями ни в чем не повинных людей. На одном из таких плакатов изображен мальчик, оказавшийся в рабстве у немцев, на другом плакате – отображена огромная сила отчаяния и горя матери, дочь которой была убита фашистами . Следующий вид агитационных плакатов – это сатирические. Подчеркнем, что такого рода плакаты в военное время были просто необходимы. Ведь данные плакаты не только поддерживали у людей ненависть к врагу, но также, что очень важно, и вызывали над ним смех. Конечно, в военное время, особенно в первые годы войны, смех трудно представить. Это, в большей мере, был уничтожающий и презрительный смех. Такого рода плакаты показывали людям всю низость фашистов, их подлость, их поистине звериную сущность. Укажем, что уже первый плакат Великой Отечественной войны под названием «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», созданный Кукрыниксами, являлся именно сатирическим плакатом. На нем боец Красной Армии вонзает штык в голову Гитлера, напоминающей злобного хорька . Кроме Кукрыниксов в военный период над сатирическими плакатами работали В. Дени, Б. Ефимов и некоторые другие. Сатирические плакаты военного периода были полны и комизма. В качестве таких, к примеру, выступают плакаты В. Дени «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», «На Восток! На Запад!» и некоторые другие. В сатирической форме на них изображен Гитлер. Например, он, весь согнувшись, летит от Москвы. У Гитлера на этих плакатах побитый вид, он весь заклеен пластырями, у Гитлера безвольный взгляд и чувствуется, что его конец неизбежен . Выпускали сатирические плакаты «Окна ТАСС» и «Боевой карандаш». Невзирая на то, что это были именно сатирические плакаты, тем не менее, их отличительной чертой выступала очень глубокая вера в Победу. Кроме этого, в военном сатирическом плакате немало было положительной силы, а также положительной энергии . Советские плакаты периода Великой Отечественной войны являлись настоящим идеологическим оружием. Они помогали ковать победу, они по-особому били врага. Агитационные плакаты военного периода выполняли свою особую задачу и свою особую миссию, – они призывали людей к борьбе с фашизмом, они вдохновляли советских граждан на подвиги, они вселяли чувство уверенности в скорой Победе. Наконец, они пробуждали силу и дух советского человека, неизменно вели к Великой Победе. Выводы по первой главе В период Великой Отечественной войны плакат стал одновременно и мощным агитационным оружием, и выразителем настроений и устремлений советских людей в борьбе с фашизмом. Он играл очень важную роль в процессе конструирования антифашистских настроений. Благодаря систематическому применению отдельного набора визуальных и вербальных средств осуществлялась героизация борьбы советского народа. Созданием агитационных плакатов в военный период занимались талантливые художники, например, В. Дени, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Корецкий, Д. Моор, И. Тоидзе, М. Черемных, группа художников «Кукрыниксы», а также группа художников «Окна ТАСС» и некоторые другие. Они в своем плакатном искусстве смогли создать запоминающиеся, величественные, а также вдохновляющие образы, достаточно напряженный сюжет, взывающий к искренним и патриотическим чувствам. Агитационные плакаты сопровождались фразами, которые хорошо запоминались и иногда буквально врезались в память. По видовой классификации можно выделить печатный плакат и плакаты-листовки. Также имели место трафаретные плакаты и фотоплакаты. В свою очередь по тематике можно выделить героические, трагические, а также сатирические плакаты. ? Глава 2. Жанровое своеобразие плакатов Великой Отечественной войны 2.1 Методика анализа плаката как отдельного жанра Рассмотрение плаката в качестве отдельного жанра требует применения определенной методики анализа. В ныне существующей литературе единой схемы анализа плаката выработано не было. В связи с этим мы обозначим общую схему такого рода анализа, которую в качестве универсального инструмента можно было бы применить к процедуре анализа практически любого плаката. I. Общие (формальные) сведения о плакате: - автор; - название; - год создания; - тематика; - вид; - целевое назначение; - потребительское назначение (на какую именно группы людей ориентирован плакат). II. Особенности построения плаката: - композиционное решение; - подбор изобразительно-выразительных средств; - цветовое решение; - текстовая составляющая; - авторская составляющая. III.Содержательные составляющие: - идея плаката; - образы, изображенные на плакате; - связь плаката с историческим событием или лицом. IV. Прочие отличительные характеристики: - место плаката в системе агитационных средств; - история создания и «жизнедеятельности» плаката» - «типичные» и «нетипичные» черты плаката. При проведении анализа, необходимо помнить, что в плакате каждый предмет (или элемент композиции) обладает своей функцией, а чаще всего – сразу несколькими функциями. Это рождает такое качество композиции плаката, как функциональность. Функциональность раскрывается с помощью художественного образа плаката. При этом найти образ, который подходил бы функции, – это непростая задача. В ряде случаев малозаметная подмена функции плаката, которая выражается текстом, а также функцией, которая раскрывается художественным образом, неизменно ведет к возникновению несогласованности между художественной формой и текстом плаката. Однако композиционный закон соподчинения должен упорядочивать все смысловые и формообразующие стороны композиции согласно с их значимостью в плакате. В качестве метода противопоставления в композиции плаката можно назвать выделение главных и ее второстепенных элементов. В свою очередь масштабная значимость элементов композиции, чаще всего, неодинакова. Например, если они по функции формируют одну очередность возрастания (либо убывания), то по своим размерам, цветотональности и другим характеристикам иерархическая последовательность данных элементов будет являться иной . Закон равновесия в свою очередь устанавливает правила, согласно которым распределяются в пространстве визуальные силовые взаимодействия элементов. Симметричность показывает положение основного смыслового центра, а также распределение пространств композиции и визуальных масс относительно осей равновесия, обусловливает при этом вид симметрии каждого элемента.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg