Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность учета расчетов с покупателями и заказ-чиками
Покупатели и заказчики – это организации или лица, приобретаю-щие готовую продукцию, а также различные виды услуг (отпуск электро-энергии, пара, воды, газа и другое) и требующие выполнения разных ра-бот (капитальный и текущий ремонт основных средств и другое).
Расчеты с покупателями и заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ, т.е. это договора, по которым предприятие получает выручку (доход).
Покупателями могут быть, как юридические, так и физические лица, которые покупают продукцию.
Заказчиками являются юридические и физические лица, которые об-ращаются к продавцу при оформление заказов. Также, заказчиками могут быть государственные органы, предприятия, организации, учреждения или граждане.
Для учета расчета с покупателями используется сч. 62 «Расчет с по-купателями и заказчиками». Этот счет включает в себя расчеты по полу-ченным авансам за отгруженную им и неоплаченную продукцию.
Основные способы расчетов с покупателями и заказчиками пред-ставлены на рисунке 1.
Рис 1. Способы расчетов с покупателями и заказчиками
Первый способ расчётов – расчёты векселями. Данный способ расче-та представляет собой расчеты между продавцом и покупателем за това-ры или
услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа - векселя.
Вексель - это ценная бумага, в которой указано обязательство упла-тить долг за приобретенные товары, выполненные работы и услуги в за-ранее оговоренный срок и в установленном месте.
Второй способ расчётов – погашение дебиторской задолженности путем взаимозачета (нужно учесть, что одна из сторон не может отказаться от взаимозачета). Инициатор данного расчета должен составить акт о про-ведении зачета взаимных требований. (в акте должна указываться сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, а также дата).
Третий способ – расчеты чеками. К данному расчету относятся до-кументы, содержащие распоряжения чекодателя банка о переводе суммы денег с этого счета на счет получателя (чекодержателя) денежных средств. (чек выдается плательщиком).
Четвёртый способ расчётов – это платёжное требование. Платежное требование – это документ, позволяющий банку перевести денежные сред-ства с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя.
Пятый способ расчётов – расчеты авансами. Аванс - это предвари-тельная плата до выполнения отгрузки товара или услуги. К счету, где ис-пользуются авансы, относится сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчи-ками» субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Корреспонденцию счетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и за-казчиками» можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1
Корреспонденция счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчи-ками»
по дебету по кредиту
46 Выполненные этапы по незавершенному строительству 50 Касса
50 Касса 51 Расчетный счет
51 Расчетный счет 52 Валютный счет
52 Валютный счет 55 Специальные счета в банках
55 Специальные счета в банках 57 Переводы в пути
57 Переводы в пути 60 Расчеты с поставщи-ками и подрядчиками
62 Расчеты с покупате-лями и заказчиками 62 Расчеты с покупате-лями и заказчиками
76 Расчеты с разными дебиторами и креди-торами 63 Резервы по сомни-тельным долгам
79 Внутрихозяйствен-ные расчеты 66 Расчеты по кратко-срочным кредитам и займам
90 Продажи 67 Расчеты по долго-срочным кредитам и займам
91 Прочие доходы и расходы 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредите-лями
76 Расчеты с разными дебиторами и креди-торами
79 Внутрихозяйствен-ные расчеты
Счет 62 чаще всего является активным. На этом счете отражается за-долженность покупателей и заказчиков за проданную готовую продукцию. Оборот по дебету означает увеличение задолженности, оборот по кредиту – погашение задолженности вследствие перечисления денег. На конец ме-сяца сальдо дебетовое. Счет 62 может быть пассивным, например, если был получен аванс от покупателя (заказчика) в качестве предварительной оплаты по договору.
Основные этапы расчетов с покупателями и заказчиками за безна-личный расчет предусматривает следующие действия:
• определение условий и подписание договора;
• при наличии такого условия в договоре – предоплата покупа-теля;
• отпуск товара или продукции со склада продавца;
• оплата покупателем в установленные договором сроки огово-ренной суммы.
Основные этапы расчетов с покупателями и заказчиками за налич-ный расчет:
• покупатель принимает решение о целесообразности приобре-тения продукции или услуги;
• покупатель производит оплату и получает кассовый чек (воз-можна оплата при помощи банковской карты или деньгами);
• получает оплаченный товар или услугу.
При передачи покупателю (заказчику) отсрочки платежа, или при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам возникает задолжен-ность (дебиторская). В первом случае задолженность – это денежная сум-ма, которая подлежит уплате. Во втором случае задолженность — это то-вары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны поставить организа-ции.
Задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками делится на несколько групп:
• дебиторская задолженность за различные товары (работы и услуги), срок оплаты которых еще не наступил;
• дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), кото-рые не были оплачены в срок, предусмотренный определенным контрактом.
Расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются, как в налич-ной, так и безналичной форме.
Виды безналичных расчетов регламентированы Гражданским кодек-сом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ и пред-ставлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды безналичных расчетов
Вид расчета Применение
Расчеты платежными поручениями-
требованиями Получатель средств, предоставляет в об-служивающий его банк документ (расчет-ный).
В нем содержится требования к платель-щику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные ра-боты или оказанные услуги.
Оплата платёжных поручений-требований может осуществляться с их акцептом и без него.
Акцептная форма
расчетов Данная форма позволяет покупателю кон-тролировать выполнение поставщиком та-ких условий договора, как срок, соблюде-ние оговоренных условий поставки или цены и применяется после отгрузки гото-вой продукции или оказания услуги.
Акцепт в расчётах означает согласие пла-тельщика на оплату.
Плательщик имеет следующие права:
— отказ от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной или нестандартной продукции;
— сделать частичный отказ от акцепта, ес-ли поставщик нарушил условии договора
или часть продукции не входила в заказ или оказалась некачественной
Продолжение таблицы 2
Аккредитивная
форма расчетов Аккредитив — форма расчетов между ком-паниями и организациями, при которой
покупатель дает поручение своему банку, чтобы банк, обслуживающий поставщика, оплатил требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, записанных в ак-кредитивном заявлении покупателя.
Он может выставляться как за счет соб-ственных средств покупателя, так и за счет кредита банка. По данной форме продукция оплачивается по месту нахождения постав-щика за ее отгрузку после предъявления по-ставщиком своему банку документов, под-тверждающих факт отгрузки продукции или
оказания работ, услуг.
Расчетный чек Расчетный чек оформляется покупателем и передается поставщику в момент соверше-ния хозяйственной операции, который предъявит этот чек в свой банк для оплаты.
Расчёты в порядке
плановых
платежей Заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установлен-ные соглашением.
Расчеты с покупателями и заказчиками также классифицируются по видам. Виды расчетов с покупателями и заказчиками представлены в таб-лице 3.
Таблица 3
Виды расчетов с покупателями и заказчиками
Вид расчетов Характеристика
Иногородние Расчеты производятся между организация-ми, счета которых находятся в банках, находящиеся в разных населенных пунктах
Одногородние Расчеты производятся между организация-ми, счета которых находятся одном или разных банках в пределах одного населен-ного пункта
По товарным
операциям Расчеты связаны с реализацией МПЗ, ока-занием услуг или выполнением работ
По инотоварным
операциям Расчеты производятся по финансовым обя-зательствам, расчетам с научно- исследова-тельскими и учебными заведениями, с ЖКХ по квартплате
Продолжение таблицы 3
Денежные Расчеты производятся в наличной и безна-личной форме
Неденежные Расчеты производятся по векселям, испол-нению долговых обязательств путем взаи-мозачетов уступка права требования, това-рообменным операциям
Таким образом, расчеты с покупателями и заказчиками образуются в процессе деятельности компании при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении работ, при этом подавляющее большинство расчетов про-водится в безналичной форме.
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками
Каждая организация должна вести бухгалтерский учет хозяйствен-ных операций. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402/ФЗ, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выра-жении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Именно руководитель предприятия несет ответственность за органи-зацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполне-нии хозяйственных операций.
Руководитель должен создать необходимые условия для правильно-го ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразде-лениями и службами, работниками организации требований главного бух-галтера в части порядка оформления и представления для учета докумен-тов и сведений.
Учет ведется в стоимостном, натуральном и трудовом измерителях. Осуществляется он в соответствии с законодательными и нормативными актами, установленными принципами и требованиями. В ходе осуществле-ния хозяйственной деятельности большую роль играют расчеты с покупа-телями и заказчиками, так как в результате взаимодействия с ними, пред-приятие получает основную часть прибыли. Для правильного проведения данных расчетов необходимо установить задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками является:
• своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
• организация аналитического учета по каждому покупателю и заказчику, а также по каждой сделке;
• достоверное отражение расчетов с покупателями и заказчиками на счетах синтетического учета;
• контроль над использованием денежных средств в расчетах;
• проверка расчетов с дебиторами с целью исключения просро-ченной задолженности
Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с поку-пателями и заказчиками можно представить в виде системы (Рисунок 2).
Рис 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета расче-тов с покупателями и заказчиками
Первый уровень – законодательный представлен Гражданским ко-дексом РФ, Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административ-ных правонарушениях.
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и осуществление прав собственности и других имущественных прав, опреде-ляет договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, отвечает за формирование законо-дательной базы по различным видам сделок, осуществляемым на террито-рии Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ 1 и 2 часть устанавли-вает систему налогов и сборов, принципы налогообложения в РФ, регла-ментирует формы и способы налогового контроля, ответственность за со-вершение налоговых правонарушений. На основании Кодекса РФ об ад-министративных правонарушениях осуществляется защита экономических интересов физических и юридических лиц от административных правона-рушений, а также их предупреждение. В данный уровень также входят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402/ФЗ от 06.12.2011г.