1) Теоретический обзор литературы по проблемы мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
1.1) Анализ литературы мотивации и мотивов в современной психологической науке
Если разобраться, то мотивация – объемное и глубокое понятие, которое охватывает трудный процесс управления направлением и насыщенностью усилий. Психологи, трудящиеся в сфере спорта и физической культуры, разбирают вопросы мотивации с разных специфических позиций, подчеркивая внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения и мотивацию в форме соревновательного стресса. Все данные составные части мотивации и являются составными определениями мотивации.
Впервые термин «мотивация» рассмотрел в своей работе «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910) А.Шопенгауер. Некоторое время спустя данный термин надежно вошел в психологический уклад «жизни» для объяснения поведения не только людей, но и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Согласно работам советского, российского, литовского психолога В.К.Вилюнаса мотивация трактуется как совокупная система процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность человека.
Тем самым временем, советский психолог К.К.Платонов выделяет, что мотивация как психическое явление и есть совокупность мотивов.
Кроме того, в работах В.Д.Шадриков , мотивация рассматривается обусловленностью потребностей и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. Согласно этим факторам и происходит принятие решения, формирование намерения. А тем самым второе направление рассматривает мотивация рассматривается как динамичное образование – как процесс или механизм, а не как статичное. Несмотря на это, и в одном, и в другом направление мотивацию мы рассматривали как вторичное по отношению к мотиву образование или явление. Больше того, во втором направлению мотивация показывается как механизм (или средство) реализации уже мотивов, которые у нас есть, то есть возникла ситуация, которая позволяет нам реализовать уже мотив, который уже есть, появляется мотивация, то есть, процесс регуляции деятельности с помощью мотива.
Еще, например профессор психологии В.А,Иванников размышляет о том, что процесс мотивации возникает с актуализации мотива. Данная трактовка мотивации приведена тем, что мотив рассматривается как предмет, который удовлетворяет потребности, то есть мотив уже человеку предоставляется готовым. Мотив уже не надо создавать и формировать, а надо только актуализировать ( вызвать у человека в сознании его образ).
Так Р.А.Пилоян выделяет, что мотив и мотивация – взаимосвязанные психическое категории и, что мотивы действия формируются на определенной базе мотивации – то есть мотивы выступают вторичными. Но тем самым, Р.А.Пилоян утверждает, что через выделение отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию целиком – то есть, мотивация в данной ситуации будет зависеть от мотивов, которые станут первичными). Кроме всего выше сказанного Р.А.Пилоян выделил, что мотивы можно отнести к действиям, а саму мотивацию к деятельности, но ни какого – либо обоснования эту он не дал.
Также о проблемы мотивов и мотивации рассматривалось в работе И.А.Джидарьян . В своих работах он упоминает то, что мотив в отличие от мотивации, имеет более узкое значение. В ней определяется собственно психологическое содержимое, а собственно тот внутренний фон, на котором раскрывается процесс мотивации поведения в целом. Непосредственно мотив распределяет и формирует действия человека на каждом этапе времени. В данной трактовке понятие «мотивации» становится излишним.
Рассмотрев работы А.Н. Леонтьева , мы также рассмотрели, что имеется определение мотива с мотивацией. Тем самым он выделил, два вида мотивации - первичную мотивацию, ее проявление бывает в форме: потребностей, влечений, драйва, инстинктов, а также вторичную, которая проявляется в форме мотива. Тем самым он полагает, что мотив в форме мотивации возникает только на уровне личности и гарантирует личностное обоснование решения совершать действие в определенном пути направления для достижения целей, и с эти нельзя не согласиться.
Также мы обратимся к представителю гуманистической психологии, одному из основных психологов в области исследований мотивации в США А.Маслоу . Он разработал схему «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру мотивов – поведенческих. Разработанная А.Маслой модель потребностей, используемая в большей степени в психологии управления, деловом общение, но ее нельзя отпустить и обязательно надо рассмотреть. Со временем схема А.Маслоу (Cм.Рис.1) конкретизировалась и развивалась, но все равно в основание так и остовались поведения потребностей и мотивов, которые были созданы в первоначальном виде. В данной схеме рассматриваются такие фундаментальные потребности как:
1. На первой ступени, находятся физиологические (органические) – потребности в еде, сне и т.п.
2. Затем на второй ступени – отражаются потребности в том, что человек должен испытывать себя защищенным, свободным от страха. На данной ступени человек старается к материальной обеспеченности, заботе о собственном здоровье, о своем обеспечении в старости и т.д.
3. После находится, любовь и принадлежность – индивиду свойственно состоять в социуме, располагаться рядом с людьми и быть признанными ими. Человек на данной ступени организует свой круг общения, приобретает семью и друзей, то есть осуществляет эту потребность.
4. На предпоследний ступени находится - уважение. Индивид нуждается в одобрении и признании окружающих его людей, в достижение успехов. Реализация данной потребности, то есть в уважение, согласованно с трудовой деятельностью человека, его творчеством и участием в общественной жизни.
5. И, последняя ступень занимает, в само-актуализации. В данной иерархии потребностей – самый высокий уровень, который соединен с реализацией собственных способностей, так и личности в целом.
Рисунок 1 – иерархия потребностей А.Маслоу
По основным функциям мотивов именно являются функции, которые побуждают к действию и к смыслообразованию. Потребности и мотивы тесно взаимодействуют в структуре личности. Чтобы понять данные компоненты их необходимо рассматривать вместе.
Благодаря выше сказанному, можно выделить то, что нет единого взгляда и понятия: ни в основе мотивации, ее роли в поведении личности, ни в взаимодействие между мотивацией и мотивом. Из данного положения, мы можем сделать вывод то, что мотивация и мотив во многих статьях и работах разных ученным рассматриваются как синонимы. А также, мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива.
1.2) Исследование литературы по проблеме психологических особенностей спорта
Спорт и психология – история двух направлений формирующиеся параллельно. Принято считать, что начало спортивной деятельности зародилось в древней Греции. Обязательно надо отметить то, что слова «спорт» еще не присутствовало в то время, а как казалось позже самые элементарные соревнования бегунов постепенно трансформировались в серьезные социальные явления с развитой инфраструктурой. Такого рода области влияния обнаруживается возможным при помощи торговли различными товарами, необходимыми для Олимпийских играх того времени. Что касательно самого термина «спорт», то данное понятие возникает от древне-французского слова, означающее коллективный и индивидуальный вид деятельности, то есть занятием физическими упражнениями по определенным условиям. Данный термин в Европе начал употребляться в конце XIII – начале XIV веков. Впервые, в официальных справочниках данный термин был выделен в словаре Ф.Толля (1864 г.).
При этом в тоже самое время, в античном мире впервые возникли научные – психологические знания, которые были изложены греческими философами, такими как, Анаксарг, Демокрит, Аристотель. Первые истоки и начало истории психологии можно вести отсчет от данных философов, несмотря на то, что еще не малое время психология существовала в основном в других науках, таких как: философия, история и естествознание.
Развитие спортивной психологии в Европе.
Конец XIX –начало XX века взаимосвязано с началом рассмотрения спортивной психологии. Впервые термин «спортивная психология» нашел применение барон Пьер де Кубертен. Этот человек окончил обучение на философском факультете. Между тем, глубоко интересовались историей и спортом. С становлением спорта – интенсивно, привело все к тому, что необходимо стало научное поддерживание. Данные обстоятельства и вынудили организовать первый международный конгресс спортивных психологов, который был организован в Лозанне в 1913 году. Организованнее данного конгресса было вследствие основателям современных Олимпийских игр. Кроме всего прочего, спортивных психологов на конгрессе почти не было, а основную часть участников составляли врачи.
В своих «Очерках» основоположник ленинградской (петербурской) школы А.Ц.Пуни , отметил то, что : «На конгрессе не возникло признания психологии спорта как отдельной, специальной области в научных-психологических знаний. Возможно проблемой данной было то, что спорт был еще не достаточно хорошо развит, и вопросы в данной области не являлись предметом для интереса ученых, а являлись только интересны для некоторых общественных деятелей, и некоторых ученых». В конце 1960-х годов пришла идея, создания европейского сообщества спортивных психологов.
На конференции в 1968 году 3-5 декабря, в Варне (Болгарии) «Психологическая подготовка спортсменов», случилось вступление спортивных психологов в «свет». Таким образом и «родилась» Европейская Федерация психологии спорта и активности двигательной (Federation Europeenne de Psychologie des Sports et des Activites Corporelles), в сокращении – ФЕПСАК (FEPSAC).
Спортивная психология в России
На работах, выполняемых несколько десятилетий назад, опираются многие учения современной психологии. В основании спортивной психологии, лежат работы многих исследователей, работающих в физиологии и психиатрии. Невозможно представить развитие данной отрасли психологии без таких трудов гордости как : российской науки И.П.Павлова, который стал кандидатом естественных наук в 26 лет, доктором медицины в 34 года, лауреатом Нобелевской премии в 55 лет. В свою очередь значительный вклад сделал и В.М.Бехтерев, который открыл первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике в Казане, и разработал теоретические основы психотерапии. Российский врач и педагог П.Ф.Лесгафт развил первую в мире научно обоснованную концепцию физического воспитания, опирающуюся на анатомо-физиологические, гигиенические и психологические основы.
В формировании спортивной науке большой вклад внес П.А.Рудик. Это и послужило причиною для образования направленности в спортивной психологии, которая приобрела название «Рудиковская школа» . Работники этой школы разработали программы, которые состояли из двух разделов: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы, 2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры . Под руководством П.А.Рудик и его участии были осуществлены исследования по четырем фундаментальным направлениям. Текущие исследования таковы:
1) общих психологических особенностей спортивной деятельности,
2) проблем психологии личности спортсмена, психологии спортивной деятельности и особенностей эмоционально-волевых процессов,
3) проблем обучения физическим упражнениям и спортивной тренировке, процесса формирования и совершенствования двигательных навыков,
4) некоторых сенсорных процессов и двигательных реакций в их отношении к физическим упражнениям. Помимо этого, П.А.Рудик предоставил классификацию категорий психологической подготовки и определил роль, и значение тренера в этом процессе, поставил вопрос об унификации методов психологического исследования, подготовил значительное количество научных работ и разработал первую учебно-методическую документацию для институтов физической культуры .
Как написал А.Ц.Пуни : « Психология физического воспитания и спорта – одна из самых молодых специальных отраслей психологической науки. История ее еще не написана».
1.3) Современные исследования личностных особенностей спортсменов
Большое количество исследований, которые проводились в сфере психологии спорта, проводившиеся за последние 30 лет, включают изучение личности спортсмена. Для оценки черт личности обычно использовались методики типа теста Кэттелла, а результаты часто предоставляются в виде профиля личности, который основан на средних результатах каждого подраздела теста. Изредка полученные профили сопоставляются с нормами, которые были заранее собранные для данной батареи тестов. Не мало важно, поскольку разные ученые применяли разные тесты, то сравнение полученных ими результатов и формулируя общие принципы являются довольно тщательной и сложной работой.
После рассмотрения уже имеющейся литературы по данной тематики свидетельствует о том, что нельзя сформулировать классические или приемлемые черты личности, которые даны спортсмену. Правильнее всего, надо рассматривать отдельные виды спорта. Вот например в таких видах спорта, как хоккей, в котором большая часть спортсменов выполняют схожие функции, и поэтому удалось установить характерное сочетание черт личности. Например, в других командных видах спорта (например: американский футбол), в которых функции игроков различаются достаточно широко, оценка черт личности не показывает на присутствие определенного «типа», присущего только этим участникам, или личностных изменений, которые происходят в результате занятия данного вида спорта.
Как правило принято рассматривать, что спорт положительно воздействует на формирование, становление и развитие спортсмена. Выделяется то, что участие в соревнованиях содействует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т.п. Исследования в данной области еще только рассматриваются, но уже полученные результаты уже помогают нас задуматься, прежде чем дать оценку действительности роли спорта в жизни ребенка/юноши/взрослого.
На втором международном конгрессе по спортивной психологии в Вашингтоне в 1968 году профессор Икегами показал результаты одного из наиболее фундаментальных исследований, которые были посвящены изучению воздействия длинных и регулярных занятий спортом на изменение личности. Свое исследование он проводил на 1500 спортсменов и он разделил на разные группы в зависимости от стажа спортивной деятельности:
1. 1-2 года
2. 3-4 года
3. 5-6 лет
4. 7-8 лет
5. 9-10 лет
Результаты полученного материала показали, что при увеличение спортивного стажа испытуемые были более активнее, агрессивнее, беззаботнее, испытывали меньшую тревожность и склонность к депрессии и фрустрации, реже испытывали чувство собственной неполноценности. По мнению Икегами, занятие спортом не влияет не всеобщее изменение эмоциональной устойчивости.
В процессе спортивной деятельности, спортсмены не должны пассивными объектами воздействия тренера. Самое гласное, чтобы сам спортсмен должен проявлять активные действия. В связи с этим, тренер должен осуществить задачу. Тренер должен всеми имеющимися у него в распоряжении способами и средствами обеспечить высокую активность спортсменов.
Чтобы тренер смог сформировать интерес у спортсмена к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность занимающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывание у занимающихся удовлетворение от тренировок. Самое важное при этом поддерживать принципы спортивной деятельности, обеспечивающие не только успешное обучение, но и сохранение, и укрепление здоровья занимающегося.
Мотивация спортивной деятельности. К спортивному достижению, родившемуся за секунды или минуты, идут постепенно, изо дня в день, долгие годы. Достижение высоких результатов в современном спорте могут быть достигнуты только при условиях долгих и регулярных тренировок, стабильного соблюдения жизненного и спортивного режима. Но к этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Данная подготовленность должна регулярно развиваться и прогрессировать в ходе самих тренировок. Присутствует два подхода обеспечения и поддержания для такой подготовки:
1. Создание, подкрепление, непрерывное развитие и совершенствование мотивов спортивной деятельности;
2. Создание хороших отношений к разным сторонам тренировочного процесса.
Данное разделение относительно, так как возникновение мотивов осуществляется путем становления соответствующих отношений. Но у мотивации есть своя специфика.
Мотивы спортивной деятельности бывают разные. Это стремление укрепить здоровье, развить осанку, это также и желание сформировать двигательные и волевые качества. Круг интересов у мальчиков и девочек разнородны: девочки в большей степени думают о собственной фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, но реже о формировании быстроты, выносливости и силы. А мальчики же стремятся развить силу, выносливость, быстроту и ловкость.
Изменяется значимость привлекательных сторон физической культуры и с возрастом. Если вот например, младший школьник проявляет интерес к двигательной активности в общем, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с определенной целью. У подростков на первом место выдвигаются мотивы, которые связанные с их жизненными планами, а именно с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.
В тренировочном процессе мотивация определяется работой спортсмена с учетом активности, собранности, дисциплинированности, продолжительности и результативности.
Мотивация спортсмена должна основываться на потребностях его, передвигаться через иерархию стратегических, тактических и технических целей и выискивать выражение в конкретных побуждениях. Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно выделить, что мотивация организуется по принципу: хочу – могу – должен. Разумное желание, изложенное в виде четкой цели, большую вероятность ее достижения и понимания обязательности определенных действий, которые необходимы для разрешения личным и общественных задач, побуждающих спортсмена к постоянным тренировкам в течение многих лет.
Тут мы рассматриваем мотивацию спортсмена к продолжительным нагрузкам тренировочного процесса с целью достижений высоких спортивных результатов.
На каком бы этапе спортсмен ни находился, перед всегда должны ставится далекие, многолетние и перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка.
Несмотря на то, какие успехи уже смог достичь спортсмен, ему необходимо прививать мысль, о том, что достигнутый результат далеко от реальных его возможностей, что после уже достигнутой цели, уже идет новая и более высокая цель. Далеко поставленная цель через промежуточные цели в спортивной деятельности определяется постоянной установкой на хорошую работу на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижения данных целей порождает стойкие, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Все также поставленная дальней цели высокого порядка помогает спортсмену различить связь между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями для великого счастья высокого спортивного достижения.
Мотивы спортивной деятельности придают занятиям субъективный и личностный смысл, но и побуждают человека заниматься спортом. Разные спортсмены, занимаясь тем же видом спорта, выполняя похожие по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, зачастую руководствуются различными, порой совершенно противоположными мотивами, добавляют разные значения своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть разной.
Так же, необходимо учитывать, что мотивы спортсменов крайне динамичны по своему содержанию. В процессе спортивной деятельности и совершенствования они изменяются, трансформируются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценок индивидуальных действий и поступков, а основное – целенаправленной воспитательной работы.
А.Ц.Пуни на образовании специальных исследований выделил следующую динамику мотивов спортивной деятельности:
1. Мотивы начальной стадии занятия спортом побуждают к включению в спортивную деятельность.
К ним относятся:
a) Мотивы эмоциональной привлекательности физических упражнений, базирующийся на естественной потребности человека в физической активности;
b) Мотив долженствования, определяемый необходимостью заниматься физической культурой и спортом;
c) Ряд других мотивов.
Общими для мотивов начальной стадии представляют такие особенности, как недостаточная осознанность потребностей, которые лежат в их основании, диффузность, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость разных способов удовлетворения.
2. Дальнейшее формирования мотивов взаимосвязано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширением специальных знаний и навыков.
У советского спортивного психолога Ю.Ю.Палайма было проведено исследования, после которого он выделил 13 групп мотивов, характерных на стадии специализации для спортсменов. Мы выделили основные мотивы, которые характерны для спортсменов на стадиях специализации:
? Моральные мотивы (патриотизм, коллективизм, долг);
? Мотив самоутверждения;
? Мотивы, которые связаны с отношением к соперникам, тренеру, зрителям;
? Соревновательный мотив (азарт)
? Мотив соперничества
? Мотивы эстетические
? Мотивы благополучия (желание добиваться материальных благ, преимущества, привилегий);
Спортивная деятельность высших достижений взаимосвязана с высоким психологическим напряжением, формируемым несоответствием требованиям спортивной деятельности возможностям спортсмена и ориентированным на устранение данного несоответствия.
В сравнение с другими видами спортивной деятельности высокое психическое напряжение принципиально неизменно, без него невероятно превышение и улучшение предыдущих результатов. Следовательно у спортсменов на уровне высшего спортивного мастерства возникают не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Всякая ситуация, актуализирующая у спортсменов мотивы достижения успеха, в тоже время формирует и опасения неудачи. В зависимости от субъективных оценок вероятности достижения цели, складывающихся под влиянием соревновательного и жизненного опыта и формируется мотив достижения успеха или опасения неудачи. Получается, что при всем этом формируется устойчиво доминирующий тип мотивации деятельности.