Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников

baby_devochka 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Цель работы: определить роль детско-родительских отношений в формировании учебной мотивации школьников. В соответствии с поставленной целью определены задачи: • Изучить роль семьи в развитии личности ребенка; • Ознакомиться с классификацией родительских стилей воспитания, как отечественной, так и зарубежной школы педагогического исследования; • Произвести анализ понятия учебной мотивации; • Рассмотреть тип детско-родительских отношений в качестве фактора влияния на уровень учебной мотивации; • Провести эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию ребенка. Для достижения поставленных задач был использован метод анализа и синтеза научных данных, сравнительный метод, эмпирический метод. Объект работы: детско-родительские отношения. Предмет работы: особенности влияние типов детско-родительских отношений на учебную мотивацию ребенка. Гипотеза исследования между уровнем и типом ведущей мотивации подростка и образом детско-родительских отношений существует взаимосвязь. При познавательной мотивации преобладает образ гармоничного стиля родительского отношения (общее эмоционально положительное принятие, стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком). Дисгармоничный образ родительского отношения (отрицательное отношение к ребенку, незаинтересованность, проявление авторитаризма) в большей степени соответствует оценочной мотивации подростка. База исследования. Эмпирической базой исследования является опытно-экспериментальная работа, осуществленная в Государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы Западного административного округа г. Москвы «Гимназия № 1542», школьное отделение корпус 2. В педагогическом эксперименте приняло участие 50 обучающихся 4 и 5 классов, всего 50 человек. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы (2 теоретические и 1 практическая), заключение, список использованных источников. Первая глава посвящена теоретическим основам влияния детско-родительских взаимоотношений на мотивацию обучающихся. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования о связи типов взаимоотношений и мотивации на школьное обучение с учетом апробации разработанных предложений. В итоговой части работы сформулированы выводы по результатам исследования. Работа состоит из 76 страниц, включая приложение на 11 страницах, 6 таблиц, 7 рисунков, 46 источников литературы.
Введение

Актуальность. Главенствующую роль в формировании и становлении личности ребенка играет семья. Детско-родительские отношения, безусловно, определяются стилем и системой воспитания семье [31]. Именно там закладываются ценности и идеалы, стереотипы поведения в обществе, которые продолжают создаваться в дальнейшей жизни. В современной ситуации развития прослеживается недостаточная психолого-педагогическая подготовка родителей. Несмотря на большое количество литературы, находящейся в открытом доступе, а также образовательного контакта, родители недостаточно интересуются данной темой. В обществе по нарастающей увеличивается ситуация, когда родители делегируют ответственности за воспитание и обучение на педагогов [32]. Все эти проблемы, недостаточное удалению внимания воспитанию и развитию и, как следствие, не сформированная у подрастающего поколения мотивация к обучению, приводит к тому, что дети поступают в школу, не имея понимания и представления о необходимости осознанного отношения к обучающему процессу. Повышенные требования к учащимся, школьные реформы, внедрение ФГОС, требуют от ребёнка максимальной концентрации и усилий, а это в свою очередь приводит к тому, что мотивация к обучению у школьников снижается. Данная ситуация прослеживается на всех школьных ступенях обучения и создавать опасность снижения уровня образования в стране в целом [1]. В ФГОС точно определен социальный заказ государства и общества к школьному образованию. Основным стержнем содержания общего среднего образования являются принципы фундаментальности и системности, определяющие для обязательного изучения ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, исследования, формирующие научную картину мира. Общество и государство заинтересованы в выпускниках, обладающих высоким потенциалом развития, компетенциями в различных областях знаний и способных применить их в жизни. Залогом успешного, эффективного и продуктивного обучения является учебная мотивация, которая формируются, и приобретается в процессе семейного воспитания. Поэтому проблему влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников можно без преувеличения назвать одним из основных, перспективных и значимых направлений научных исследований в области образования и психологии [34]. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Актуальное состояние развития российского общества призывает к более глубокому пониманию закономерностей поведения личности, особенно в отношении побуждений учащегося к различным видам деятельности. По результатам последних психолого-педагогических исследований было выявлено, что в школьный период психика и когнитивные процессы ребенка обладают большими резервами для возникновения мотивационной сферы обучения. Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин. Среди зарубежных исследователей следует отметить наиболее известны работы А. Маслоу, В.С. Мерлина, Ж. Годфруа. В современной ситуации развития школьного образования сложилась ситуация, когда мотивы к обучению у школьников продиктованы социальными факторами: • стремление произвести положительный отклик и признание у педагогов; • следование и соответствие интересам и представлением родителей об успешном образовании и авторитарной роли семьи в отношении процесса обучения; • иметь высокий социальный рейтинг и популярность среди одноклассников. Все выше перечисленные факторы послужили причиной возникновения вопроса об аспектах, влияющих на мотивацию обучения. Одним из них являются детско-родительские отношения и их роль в процессе обучения. Анализ научной литературы позволил выявить, что тема взаимовлияния детско-родительских взаимоотношений недостаточно разработана в педагогической литературе, потому она стала главным вопросом нашей исследовательской работы.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1 РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 7 1.1 Влияние родительских отношений на развитие личности ребенка 7 1.2 Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии 12 1.3 Сущность понятия учебная мотивация 23 1.4 Тип детско-родительских отношений как фактор влияния на учебную мотивацию 27 Вывод по главе 1 30 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКА 36 2.1 Методики исследования детско-родительских отношений и учебной мотивации 36 2.2 Исследование детско-родительских отношений 42 2.3 Исследование уровня учебной мотивации 45 2.4 Сопоставление и анализ результатов исследования 45 Выводы 2 по главе 48 Заключение 50 Список использованных источников 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Список литературы

1) Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г. С. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — 811 с. 2) Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: Психология и педагогика. –№ 4.- 2011. 36-39с. 3) Апшева С.Ю., Насипова Р.З. Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- № 42.- 2015. 13-17с. 4) Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.192 с. 5) Арчакова, Т.А. Современные теории привязанности./Портал психологических изданий (http://psyjournals.ru/) 24.11.17 6) Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений. / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. – 2013. – №5.– С. 103–107 7) Бенилова С.Ю Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Москва 2016 стр.61 8) Болдырева, Т.А. Семантический дифференциал в психокоррекционной работе / Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции РУДН. – М. – 2015. – С. 140–146 9) Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу. Психология развития. Хрестоматия/Дж. Боулби.-Санкт-Петербург: «Питер», 2001. 512 с. 10) Бурменская, Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби//Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1 //www. psyjournal.ru, 20.08.09 11) Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике./ Учеб.пособие. СПб., 2000. – 352 с. 12) Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013.170 с. 13) Волжина О.И. Идеально-типическая модель семьи как предмет социологии культуры // Знание. Понимание. Умение. – 2012. № 3. – 202-207с. 14) Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. 214 с. 15) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2011. 507 с. 16) Дерлейн Р. Уже взрослый, ещё ребенок: подростковедение для родителей/ Дер-лейн Ребекка – М.: Альпина Пабли-шер, 2016. – 276 с. 17) Дружинин В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2011. 176 с. 18) Дубровина И.В. «Психологическое благополучие школьников в системе современного образования» СПб 2016 стр.67 19) Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2014. 422 с. 20) Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45956/ (дата обращения: 21.03.2021 21) Забродина, Л.А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми / Л.А. Забродина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – №4. – С. 103–108. 22) Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009.– 63 с. 23) Зацепина К.Н. Влияние семьи на развитие личности ребенка.// Международный студенческий научный вестник.- №2.2011.13-16с. 24) Иванова В. В. Роль семьи в воспитании детей.// Мир современной науки.- № 5 (20). 2013.1-5с. 25) Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2006.- 507с. 26) Истратова О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений Рjсто.2017 стр. 12 27) Киселева, Е.Ю. Влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка / Е.Ю. Киселева // Омский научный вестник. – 2008. – №5(72). – С. 154–158 28) Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2011. 340 с. 29) Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /М.И. Лисина. -Воронеж: МО ДЕК, 1997. 38с. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери / Н.Н. Авдеева. М.: Аверсэв, 2006. 208 с. 30) Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Издательский центр «Академия» 2011.195с. 31) Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. 158 с. 32) Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011 г.74 с. 33) Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 c. 34) Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2012. 496 c. 35) Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании. М.: МПСИ, 2014. 130 с. 36) Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. Волгоград: ВГПУ, 2010. 204 с. 37) Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с. 38) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. М.: Народное образование, 2008. 256 с. 39) Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика. М.: Владос, 2011. 358 с. 40) Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник учебное пособие для вузов 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям Москва ? Юрайт ? 2019 41) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) 42) Смирнов Т.А. Семья как институт социализации личности (социально-философское исследование) : монография. - Норильск : НИИ, 2013.166 с. 43) Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. // Международный студенческий научный вестник. 2013. 180-183с. 44) Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд.псих.наук:19.00.13/ Шведовская Анна Александровна. – М., 2006. – 30 с. 45) Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. 144 с. 46) Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков/М.В. Яремчук//Психологическая наука и образование. 2005. № 3 86-94с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 1.1 Влияние родительских отношений на развитие личности ребенка Личность – качество индивида, которое определяется включенностью в социальные связи системное, формирующееся в совместной деятельности и общении. По мнению российских ученых Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева человека как личность характеризует система социальных отношений, субъектом которых он является. В процессе активного взаимодействия с социумом личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в совокупности с переживанием. Свойства личности и особенности выступают как социально составляющие ее элементы. Становление личности как системного качества определено тем, что индивид в общественной жизни под воздействием общения с другими изменяет мир и посредством этого изменения преобразуются и его качества, становясь личностью (А. Н. Леонтьев). Для личности характерно стремление индивида к исследованию за личными границами. Личность определяется направленностью устойчивой главенствующей системы мотивов, интересов, убеждений и идеалов, в которой проявляются потребности человека. Наиболее широко и всесторонне личность ребенка развивается в семейном окружении. Ученые едины во мнении, что семья это первоисточник социализации и становления всех аспектов обучения, образования, поведения ребенка на всех возрастных этапах. Взаимодействие родителя и ребенка влияет на его эмоциональную и личностную сферы. Ребенок представляет в себя в окружающем мире, опираясь на родительские установки, на то, каким мир ребенку преподносит семья. Установки современной семьи таковы, что основное значение родители уделяют материальной составляющей жизни, а не созданию духовных и нравственных качествах в личности ребенка [35]. Удовлетворенность ребенка во взаимоотношении с социумом будет зависит от того, какие установки были в семьи, как родители научили ребёнка общаться в обществе со сверстниками и взрослыми. Как считают А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконин психическое развитие ребенка напрямую связано с эмоциональным контактом с родителями [36]. Благодаря тесной эмоциональной связи родители с детства формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, прививают нормы и моральные принципы. В процессе развития ребенок усваивает стили мировоззрения, которые он получил в семье, и впоследствии они переходят в его внутренние установки и убеждения, формируя тем самым его личную систему ценностей [31]. Как отмечал П. Ф. Лесгафт то, как развивается ребенок в процессе семейного воспитания, безусловно, найдет свое выражение к отношению к окружению [31]. Детско-родительские отношения – это составляющая часть жизни ребенка, которая способна оказать влияние на сферы личности ребенка: • познавательную • коммуникативную • мотивационную • эмоциональную По мнению Э.Г. Эйдемиллер, когда изучаются детско-родительские взаимоотношения, то в большинстве случаев рассматриваются негармоничные типы воспитания и последствие их на личность ребенка. Авторитарный стиль - в данном стиле воспитания отмечаются такие черты семейного воспитания, как подавление инициативы, наказание и побуждение ребенка делать то, что он не хочет. Либеральный стиль - характеризуется вседозволенностью. У ребенка не сформированы представления о правилах поведениях и нравственных позициях [36]. Таким образом, решение проблемы выявления влияния детско-родительских отношений на формирование личности младшего и подросткового возраста заключалось в определении правильной методики воспитания, осознании родителями семейных проблем, выравнивания влияния семьи на подрастающего ребенка. Рисунок 1 – Функции семьи Общество и государство заинтересованы в благополучном функционировании семьи, поскольку эти социальные институты оказывают взаимное и плодотворное влияние. Семья, в свою очередь, имеет право на существование со своими собственными традициями и правилами [41]. Семья обладает большим потенциалом для развития и влияет на все процессы, присущие семейному воспитанию. Современная семья отличается от традиционной концепции прошлых времен и заключается в изменении эмоционально-психологической функции и представляет собой сообщество партнеров. Детско-родительские отношения трансформировались, и дети стали главным смыслом жизни. Типы семейных отношений [42]. Рисунок 2 – Типы семейных отношений Для успешного и гармоничного развития и становления личности крайне важны положительные отношения внутри семьи и члены семьи объединяют общие воспоминания и традиции. Отношения строятся на поддержке и взаимопомощи. Таблица 1 – Группы семьи [13]: № Тип семьи Характеристика 1 Преобладание дружественной благоприятной атмосферы Родители оказывают влияние на всестороннее развитие детей. Взрослые и дети уважают друг друга. Формирование и социализация личности в такой семье происходит в благополучной среде. 2 Семьи, в которых несмотря на дружелюбную атмосферу, ощущается десантирование друг от друга. Существуют дружеские отношения между детьми и родителями. Между взрослыми и детьми может существовать определенная дистанция, которая не всегда способствует доверительным отношениям [13]. 3 Семьи, в которых внимание уделяется только учёба и налаживанию быта. В таких семьях дети обычно вежливы и послушны, но они, как правило, не способны самостоятельно принимать решения 4 Семьи, в которых имеют место насильственные методы воспитания детей. Дети материально обеспечены, но родители не уделяют достаточного внимания построению отношений между детьми и с внешним благополучием, проблемы часто формируются в этих семьях, когда подростки выражают протест, и отличаются демонстративным поведением. [13]. 5 Антисоциальные семьи В таких семьях преобладают скрытые конфликты между членами семьи, что негативно сказывается на психологическом состоянии взросления и становления ребенка. Ребенок может замкнуться в себе или стать агрессивным и неуправляемым. В связи с воспитательной ролью семьи доказано [26], что ее влияние является решающим по своей силе и значимости. Является ли эта роль положительной или отрицательной, зависит от качества семейной жизни и многих факторов. Одной из главных задач в области семейного воспитания является максимизация положительного воздействия семьи и минимизация негативного воздействия семьи на детей. В семейной среде дети осваивают первые навыки адаптации в обществе. Главное в процессе воспитания-достижение состояния духовного единства и установление нравственных связей между подрастающим поколением, их постоянное включение в жизнь семьи. На основе этого происходит процесс социализации – ребенок приобретает опыт поведения в различных жизненных ситуациях и находит правильные пути решения жизненных ситуаций [26].Дети должны ощущать, что все, чему их учат взрослые, поддерживается жизнью. Рисунок 3 – Принципы общения и взаимодействия между родителями и детьми Рисунок 4 – Основные типы отношений между родителями и детьми Родителям необходимо соблюдать ряд правил, которые уменьшат негативное влияние и сформируют позитивные отношения между всеми членами семьи [26]. 1.2 Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии В отечественных и зарубежных исследованиях представлены различные определения диады «родитель-ребенок» предприняты попытки систематизации. О. Коннер в начале 20 века произвела попытки выделить классификацию родительских установок. Она определила, что существует 4 типа родительских позиций. Рисунок 5 – Типы родительских позиций (по О. Коннеру) Тип поведения родителя зависит от его позиции, в которой представлен свойственный данному типу лексико-грамматический речевой материал для общения с ребенком. Каждый тип родительской позиции влияет на психологические особенности детей и формирует будущую модель поведения. По мнению А.А. Чекалиной родительские позиции – это система родительских установок, которые определяют тактику родительского поведения в процессе воспитания и развития ребенка в семье. Т. В. Брагина подчеркивает, что тип эмоционального отношения к ребенку со стороны родителей основополагающий для позиций. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции-это совокупность родительских установок, которые могут быть представлены в когнитивном, поведенческом и эмоциональном аспектах и основаны на сознательной или бессознательной оценке ребенка родителем, которая проявляется в характерных способах и формах взаимодействия между ними. Родительская позиция может быть как сознательной, так и бессознательной [37]. «Родительские представления», по мнению Е.А. Савина и Е.О. Смирнова которые включают понятия: • установки • ценности • восприятия ребенка • восприятия родителей • представления и ожидания Родительские убеждения лежат в основе возникновения определенных образовательных стратегий. Авторы определяют родительские установки как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе их эмоционально-ценностного отношения к элементам этой ситуации, и это своего рода «шаблон действий», формируемый на сознательном или бессознательном уровне [38].С точки зрения В.М. Миниярова, стиль семейного воспитания – это наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные методы педагогического воздействия на ребенка [5, 6]. Д. Баумринд выделила стили воспитания [7, 22] • авторитарный • демократический • попустительский Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко выделяют шесть типов неправильного семейного воспитания. Таблица 2 – Типы неправильного семейного воспитания № Типы Описание 1 Безнадзорность Неадекватный уход за ребенком и отсутствие присмотра, чувство ненужности и одиночества могут спровоцировать антисоциальное поведение 2 Доминирующая гиперопека чрезмерный контроль со стороны родителей приводит к отсутствию ответственности и инициативы у ребенка 3 Потворствующая гиперопека все потребности удовлетворены, нет ограничений и запретов. В результате у ребенка развивается завышенный уровень притязаний к окружающим 4 Эмоциональное отвержение полное отсутствие положительно окрашенных эмоциональных проявлений со стороны родителей. Ребенок является постоянный недостаток любви, внимания и заботы со стороны родителей, и это, по мнению авторов классификации, негативное влияние на его личность 5 Жестокое отношение этот вид тренировки стал очевиден (нападение, насилие) или скрытые (эмоциональная холодность со стороны родителей), 6 Повышенная моральная ответственность слишком требовательное отношение к ребенку, формирование высокого чувства ответственности, долга, честности и других высоких моральных качеств [39] В.И. Гарбузовов представил свою классификацию Таблица 3 – Классификация типов патогенного воспитания (по В.И. Гарбузов) № п/п Типы воспитания Описание 1 Эмоциональное отвержение родители не принимают ребенка таким, какой он есть, и стремятся переделать его. 2 Гиперсоциализирующее воспитание родители воспитывают ребенка, придавая чрезмерное значение социальным нормам и идеалам. Этот тип воспитания может основываться на повышенной тревожности родителей по поводу социального статуса ребенка, 3 Эгоцентрическое воспитание сверхценном отношении к ребенку, снисходительности. Этот тип коррелирует с типом воспитания снисходительной сверхзащиты в типологии Э. Г. Эйдемиллера и А. Е. Личко [5] Рисунок 6 – Стили воспитания (по Е.Т. Соколовой) [4, 15] Формирование стиля семейного воспитания базируется на родительских установках, или наоборот, родительские установки базируются на стиле семейного воспитания. По мнению Р. В. Овчаровой, как родительские установки, так и стиль семейного воспитания являются компонентами родительского воспитания. Воспитание-это сумма эмоционально окрашенных знаний, убеждений и представлений о себе как о родителе, реализуемых через родительское поведение. Элементы родительства: • семейные ценности • родительские настройки и ожидания • родительские отношения • родительские чувства • родительская ответственность По мнению Р. В. Овчаровой, все элементы родительства взаимосвязаны, и каждый элемент может быть представлен как когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Стиль семейного воспитания доступен для изучения и внешнего наблюдения и оказывает наибольшее влияние на личность ребенка. На основе компонентов родительства, в том числе родительских установок, происходит формирование и реализация ведущего стиля семейного воспитания. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции как совокупность родительских установок характеризуются следующими параметрами: • адекватность • динамичность • прогностичность По мере взросления ребенка интерес родителей к получению новой информации снижается, и их поведение в основном основано на стратегиях, сформированных ранее [2, 23]. Культура играет важную роль в формировании родительских установок. По мнению зарубежных исследователей А. Самерова и Л. Файнесса, определенная культурная система семьи регулирует отношения между ее членами и влияет на родительские установки, они достаточно статичны и мало подвержены изменениям. Исследования отечественных авторов, направленные на изучение дисгармоничных детско-родительских отношений, указывают на возможность влияния родительских установок и стилей семейного воспитания. В работе Е. Ю. Киселевой поднимается проблема влияния ведущего стиля семейного воспитания на индивидуальные особенности подростка [40]. В программе психологической поддержки родителей, разработанной Л. А. Забродиной, одной из задач является помощь родителям в изменении неадекватных форм взаимоотношений с ребенком, родительских установок, идей и стилей семейного воспитания [41]. На важность психолого-педагогической помощи родителям в коррекции агрессивного поведения подростков указывает Е. В. Маняпова, поскольку одной из причин может быть неправильный стиль семейного воспитания и коррекция направлена на устранение нарушений в стиле воспитания, родительских установках и развитие новых конструктивных отношений с подростком [42]. Приведенные выше подходы к статичному и изменчивому характеру родительских установок предполагают, что как родительское отношение, так и стиль семейного воспитания могут быть изменены и дополнены. Однако стиль семейного воспитания может быть скорректирован легче, чем родительское отношение. Родительские настройки являются основным фундаментом, на котором строится все родительское поведение, поэтому они обладают меньшей гибкостью. Изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и родительских установок привело к разработке теоретических основ детско-родительских отношений. Одним из них является исследование В. С. Собкина и Ю. А. Халутиной, направленное на выявление взаимосвязи ценностно-целевых установок родителей на воспитание детей. Таким образом, родительские установки представляют собой систему, состоящую из ценностей, целей родителя, которая лежит в основе отношений между родителем и ребенком и реализуется через определенную воспитательную стратегию родителя. Процесс образования и воспитания неотделимы друг от друга. В образовании трудно выделить компоненты, влияющие на характер, волю и эмоции. В образовании важно развивать когнитивную сферу и интеллект. Эти два процесса, осуществляемые одновременно, влияют на личность, при этом целью образования является приобретение знаний, а целью воспитания -стать человеком с позитивным отношением к миру, к другим людям и сформировать навыки взаимоотношений с обществом. Воспитание-это воздействие, организованное в систематическом и целенаправленном процессе. Его цель - влиять на физическое и духовное развитие человека, формирование его готовности к социальной деятельности [5]. Элементы воспитания - выполнение целей и задач путем создания взаимодействий между ребенком и взрослым как между субъектом и объектом [34]. Образование-это социальный фактор развития личности. Современная наука доказала, что различные виды образования, тесно связанные с социальной средой, способствуют формированию личности человека [26]. Понятие «образование» относится к ведущим понятиям в науке и представляет собой социальный феномен воздействия общества на личность в процессе ее развития и образование и представляет собой специфический процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к активному взаимодействию с обществом [28]. Образование для школьников и педагогов -это специально организованная, целенаправленная деятельность направленная на совместное достижение образовательных целей. Выделяются 2 точки зрения на образование 1. способствует ускорению личностного развития [29] 2. помогает замедлить его [28]. Первая позиция это когда, спонтанных процессов развития недостаточно и важно целенаправленное воздействие на ребенка. Во второй позиции считается, что детство неприкосновенно, и нет необходимости прибегать к искусственному ускорению взросления и зачатки, определяющие личность человека, должны созревать в нем естественным образом, без какого-либо вмешательства. Целенаправленный образование носит системный характер и осуществляться на основе большого культурного материала. Обеспечение специально организованной воспитательной работы-это целенаправленное управление процессом развития личности. Эта деятельность осуществляется в образовательных учреждениях педагогами [34]. Так как родители близкое социальное окружение, Адлер А. описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых у ребенка формируются ошибочные представления о жизни. К ним относятся попустительство и пренебрежение обязанностями в области воспитания детей. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь на стадии младенчества ребенка с матерью. В результате у ребенка развивается начальное доверие или враждебность к миру [39]. Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснокова различают две оси, два измерения: любовь-контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительское отношение и то, как он воспринимает своего собственного ребенка. Ось автономия – контроль описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Их крайние варианты-полная автономия [39]. А.Е. Личко разработал подробную классификацию неадекватных типов семейного воспитания и описал влияние на развитие личности ребенка. • гипопротекция • доминирующая гиперпротекция • потворствующая гиперпротекция • воспитание в культе болезни • эмоциональное отвержение • жестокое отношение • повышенная моральная ответственность • противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [39] Таблица 4 – Стили воздействия № п/п Стиль воздействия Описание 1 Авторитетный Родители эмоционально относятся к своим детям, но контроль над ними довольно высок. Этот стиль характеризуется готовностью пересмотреть требования и правила для него по мере взросления 2 Авторитарный Низкий уровень эмоционального восприятия детей и высокий уровень контроля. В результате дети теряют желание учиться, им трудно сосредоточиться во время объяснений учителя или во время подготовки уроков [27] 3 Либеральный и индифферентный Практически нет требований и правил, С безразличным стилем, родители принимают самое малое участие в воспитании, ребенок воспринимается эмоционально холодно, его потребности и интересы игнорируются. Никакого контроля 4 Гармоничный тип Система требований к ребенку там всегда обоснована его возрастом и личностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Награды и наказания всегда заслуженны и разумны [27] Качественное развитие напрямую зависит от условий жизни. Если в семье доброжелательная атмосфера, то ребенок растет в благоприятной атмосфере, что положительно сказывается на его развитии и становлении [27]. Родители вовлекаются в совместный процесс воспитания, начиная с дошкольного этапа обучения. Именно в дошкольных учреждениях создаются условия для совместных усилий по формированию подрастающего поколения. Встречается противоположная ситуация, когда с ребёнком не общаются, и у детей отмечается низкий уровень развития, конфликтность со сверстниками. То, что закладывается в раннем и дошкольном детстве, остается с ребенком всю его последующую жизнь. С семьей образовательное учреждение не может сравниться по интенсивности и продолжительности воздействия на личность подрастающего человека. Однако в этом огромном влиянии семьи на личность ребенка есть не только положительные, но и отрицательные стороны. [24]. Если семья является неблагополучной в различных аспектах, то это отразится на личности ребенка. Составляющие оценки родительской позиции: • адекватность • динамичность • прогностичность От родительской позиции в целом зависят типы семейного воспитания и определяются тремя основными факторами, показанными выше [24]. Параметры классификации семей [39]: • степень эмоционального принятия и заинтересованности родителей в ребенке • забота, участие • последовательность реализации определенных типов семейного воспитания ребенка • способность родителей контролировать свои аффективные проявления; • уровень тревожности • особенности управления внутри семьи в целом • самые распространенные типы семейного воспитания типы «правильного» и «неправильного» воспитания [2]: • эмоциональное отвержение • повышенная моральная ответственность • противоречивое воспитание • отсутствие контроля • чрезмерная опека • ипохондричность • безоговорочная любовь и принятие ребенка. В сочетании с разумными педагогическими требованиями безусловное принятие ребенка в семье может оказывать благотворное влияние на развитие. Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании детей [4]. Факторы формирования общепринятых ценностей в обществе: • бессознательное усвоение родительского поведения • семейная атмосфера • эмоциональное взаимодействие внутри семьи Роль семьи в воспитании детей заключается в формировании ощущения безопасности в социуме. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении. В семье формируется определенное поведение ребенка. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддерживать [13].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 51 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 74 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 54 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg