Глава 1. Понятие, эволюция и цели применения смертной казни в уголовном праве.
1.1. Происхождение и развитие смертной казни в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве.
Смертная казнь имеет корни, уходящие ещё в библейские времена, когда казни служили целям Бога. Люди жили в страхе спровоцировать Бога и верили, что его гнев обрушит на них любое количество стихийных бедствий.
В древнем Вавилоне Кодекс Хаммурапи предусматривал смертную казнь за 25 преступлений, включая колдовство и ложные обвинения в убийстве. Многие законы того времени были основаны на возмездии или lex talionis.
В Древней Греции смерть была предписанным наказанием почти за каждое мыслимое нарушение закона. Можно было оказаться казнённым за бездействие или кражу соли. Самой ранней формой общественного наказания в Греции было побивание камнями. Однако побивание камнями использовалось только для наказания за те преступления, которые затрагивали общину. Законы Греции были настолько суровы, что в конце концов общественность вынудили отменить смертную казнь за большинство преступлений.
В средние века казни были публичными и посещаемыми. Духовенство часто благословляло казнь, и средства казни были разнообразны. Высший класс мог быть обезглавлен, в то время как низший класс проходил через повешение, четвертование, утопление, потрошение, колесования и т.д.
Чрезмерной жестокостью отличаются индийские законы Ману, английские и французские законы Вильгельма Завоевателя, его преемников и вассалов, законы греческие и римские и т.д. Некоторые законы действовали на протяжении нескольких веков. Например, уголовное уложение «Королина» было издано Карлом V в середине XVI века, а продолжало действовать в ряде европейских государств практически до конца XVIII века. Кровавый кодекс Англии был самым суровым карательным документом в Европе. В период с 1714 года по 1830 год английский парламент признал 156 новых преступлений. Большинство из которых были имущественными преступлениями, касающиеся в большинстве бедных слоёв населения. К 1819 году более 200 преступлений были квалифицированы как тяжкие преступления. Хотя кровавые кодексы запрещали пытки, такие как колесование, они применяли смертную казнь за такие преступления, как вырубка деревьев в парках, кража репы, свинца, железных прутьев и ворот, браконьерство и кража небольших сумм денег. Считается, что английская практика оставлять гниющие трупы на всеобщее обозрение была предпринята в попытке удержать других от преступлений, но, с течением времени, смертная казнь в Англии начала ослабевать, поскольку присяжные отказывались выносить смертные приговоры.
На самом деле количество казней в конце XVIII века варьировалось от 21 в год до 53 в 1790-х годах. К 1829 году число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось всего до 15, а к 1861 году только 4 преступления считались преступлениями, караемыми смертной казнью.
Анализ ситуации первой половины XIX - начала XX века показывает, что в то время как в одних государствах политические преступления не влекут за собой смертной казни (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария, Венгрия, Сербия, Соединённые штаты Северной Америки и пр), в некоторых других эти преступления караются смертью (Австралия, Аглия, Дания, Швеция, Испания, Болгария, Греция , Финляндия, Уругвай, Парагвай, Россия и др) .
Так же имелись случаи юридической и фактической отмены смертной казни. Например, в Италии в 1889 году она была отменена. В Португалии с 1846 года смертная казнь не применяется, а юридически ликвидирована в 1867 году. В Нидерландах ее не применяют с 1981 года, а отменили в 1870 году, в Норвегии не применяют с 1876 года, с фактической отменой в 1902 году.
Смертная казнь в Америке основывалась на английском праве и была доведена до Америки в семнадцатом веке первыми американскими колонистами. Первая известная казнь в Америке произошла в 1622 году в Вирджинии, когда Даниэль Франк был казнен за кражу. Самые ранние законы о смертной казни, родом из колонии Массачусетского залива в 1636 году. Некоторые из первоначальных преступлений, за которые можно было быть казнённым, включали колдовство, идолопоклонство и богохульство. Кодекс штата Массачусетс 1648 года предусматривал смертную казнь за такие преступления, как содомия, кража людей, измена и убийство, совершенные со злым умыслом, каждое из подобных преступлений было оправдано с использованием библейских цитат.
Между 1642 и 1650 годами человек живущий в колонии Нью-Хейвен и отрицающий существование Бога мог быть казнён, в то время как в ранней Пенсильвании только убийство и измена карались смертью.
В этот период смерть через повешение была предпочтительным методом казни, а законы каждой колонии отличались от законов другой.
Движение за отмену смертной казни началось в 1700-х годах, когда итальянский математик Чезаре Беккария написал книгу "О преступлениях и наказаниях" ("Des delitti e delles pene").
Чезаре Беккария родился в Милане, Италия, в 1738 году в аристократической семье, и учился в Университете Павии, где получил степень в 1758 году. Чезаре Беккария выступал за рабство вместо смертной казни и полагал, что смертная казнь не только не является правом государства, но и что ее можно считать необходимой только по двум причинам;
- что безопасность нации по-прежнему будет в опасности, если преступник останется в живых,
- если преступник своим существованием сможет спровоцировать революцию или если его смерть удержит других от преступления.
Другим ранним аболиционистом был Бенджамин Раш, американец, который читал лекции против публичной казни и первым представил аргументы в пользу отмены смертной казни, так же был одним из первых, кто предположил, что смертная казнь может не иметь сдерживающего эффекта, а вместо этого иметь эффект умножающейся жестокости.
В Пенсильвании в 1793 году квакеры настаивали на реформе, о том, чтобы убийство делилось на две степени: убийство первой и второй степени. В 1794 году, в Пенсильвании действительно были приняты степени убийства, но убийство первой степени по-прежнему влекло за собой обязательный смертный приговор.
Большинство государств последовали примеру Пенсильвании, которая возглавила и приняла концепцию степеней убийства, но конечной целью квакеров была полная отмена смертной казни
К концу XVIII века в Америке было казнено по меньшей мере 1500 человек.
В девятнадцатом веке применение смертной казни процветало. Применение смертной казни увеличилась на 60% за весь 17-й и 18-й века вместе взятые, хотя во время Гражданской войны ее применение сократилось на две трети.
В 1846 году штат Мичиган отменил смертную казнь за все преступления, далее штат Тенесси ввёл закон о дискреционной смертной казни за убийство в 1838 году, но прошло более ста лет, прежде чем в 1963 году все штаты отменили обязательную смертную казнь.
Тем не менее, в 1890 году более 90 процентов казней по-прежнему проводились под руководством местных властей.
Повешение было первым законным средством казни и останется таковым в течение первых 100 лет. Электрический стул был изобретён в Нью-Йорке в 1888 году, но не использовался до 1890 года. За этим методом последовала расстрельная команда, смертельный газ и, наконец, предпочтительный сегодня метод – смертельная инъекция.
Смертельная инъекция была впервые принята в Оклахоме в 1977 году и затем Техасе в 1982 году. Хотя повешение пережило свою популярность, последнее повешение в Соединённых Штатах состоялось в 1996 году в Делавэре.
В 2001 году верховный суд Джорджии признал казнь на электрическом стуле неконституционной, а смертельная инъекция стала предпочтительным методом казни во всех штатах, кроме Невады.
Двадцатый век начался с отмены смертной казни в 9 штатах. Хотя в то время считалось, что все остальные государства вскоре последуют за ним, этого так и не произошло. К 1920-м годам многие штаты, отменившие смертную казнь, восстановили ее. На Юге и в некоторых штатах на Западе и Среднем Западе более 3000 мужчин и несколько женщин, в основном чернокожих, были подвергнуты незаконным казням, называемым «линчеванием».
Ни в один период времени в Америке смертная казнь не практиковалась больше, чем во время великой депрессии, когда казни достигли самого высокого уровня за весь двадцатый век. Несмотря на растущий спрос на отмену смертной казни, в 1935 году было казнено 199 человек, а в течение тридцатых годов в среднем 167 человек в год.
В 1950-х годах число казней начало сокращаться, отчасти потому, что после Второй мировой войны многие союзные страны отменили смертную казнь. Два случая в 1950-х годах активизировали дебаты о смертной казни. Опрос, проведённый после казни обвиняемых в шпионаже времён холодной войны Джулиуса и Этель Розенберг, показал, что более 70 процентов американцев поддержали смертную казнь. Это был самый высокий уровень поддержки, когда-либо достигнутый в отношении смертной казни.
Дело Кэрил Чессмен было совершенно другим делом. В 1948 году Чессмен был осуждён по 17 пунктам обвинения, включая похищение и попытку изнасилования. То, что американский народ увидел, было отсутствием эффективности и цели, когда после 12 лет судебных баталий, Кэрил Чессман был, наконец, казнён. Поддержка смертной казни начала ослабевать.
Уровень поддержки смертной казни снизился в 1966 году до всего 42 процентов – самый низкий уровень поддержки, когда-либо зарегистрированный, а уже 1968 году казни прекратились, поскольку смертная казнь оспаривалась в Верховном суде Соединённых Штатов.
В 1972 году дело "Фурман против Грузии" было передано в Верховный суд. Суд пришёл к выводу, что смертная казнь была применена «произвольным образом», и поэтому ее применение является неконституционным. Сама смертная казнь не была признана неконституционной, но суд счёл, что не существует никаких законодательных норм и что присяжные могут применять смертную казнь к любому делу об убийстве независимо от обстоятельств. Они также сочли, что смертная казнь нарушает права меньшинств которых приговаривали к смертной казни чаще, чем белых людей. Это фактически смягчило 629 смертных приговоров в 40 юрисдикциях.
Был проведён ряд реформ, которые включали раздвоение судебных процессов, в которых вина и наказание оценивались отдельно, автоматический апелляционный пересмотр, руководящие принципы вынесения приговоров и обзор соразмерности.
В 1982 году Чарльз Брукс-младший был казнён в штате Техас и стал первым, кто умер от смертельной смеси тиопентала натрия, павулона и хлорида калия. Этот метод стал известен как смертельная инъекция и является наиболее широко используемым сегодня. В настоящее время смертная казнь сохраняется в 38 штатах, как и в федеральном правительстве и вооружённых силах Соединённых Штатов. С момента вынесения постановления Грегг против Джорджии (1976 года), 1014 человек были казнены. В 2005 году в Соединённых Штатах было казнено 60 человек, а по состоянию на 9 сентября 2006 года был казёнен 41 человек, 20 только в Техасе. В настоящее время в камере смертников находится 3 370 человек, причём почти треть из них находится всего в двух штатах - Калифорнии (652) и Техасе (404). С 1973 года было освобождено 123 смертника.
Дебаты о смертной казни продолжаются и в XXI веке. В 2002 году Верховный суд постановил, что неконституционно казнить подсудимых, которые психически больны умственно отсталы, а совсем недавно, в 2005 году, Верховный суд постановил, что казнь тех, кто совершает убийства в подростковом возрасте, является так же неконституционной.
При этом наибольший интерес представляет развитие этого вопроса в отечественном уголовном праве . Первый писаный закон - Русская Правда (в краткой редакции) сохранил кровную месть уже не в виде обычая, а закона. Между тем большинство историков права в прошлом не видели связи, объединяющей смертную казнь и кровную месть. По мнению ряда специалистов, смертная казнь на территории Древней Руси распространялась под воздействием византийского права, а потом татарских обычаев . Существовала также позиция, согласно которой развитие смертной казни связывалась с принятием христианства на Руси когда объявляли смертную казнь «наказанием несносным», пологая, что «усиление... применения кровавой расправы надо отнести... к некоторым чисто внешним влияниям: влиянию церковно-византийскому, татарскому игу и таким обстоятельствам, как борьба княжеств период объединения их в Московское государство» .
Смертная казнь в этот период носить как судебный, так и досудебный (внесудебный) характер. Однако в Пространной редакции Русской Правды была осуществлена попытка отмены смертной казни. Самым суровым видом наказания становится «поток и разграбление». Если со вторым термином («разграбление») всё более-менее ясно - это различного рода имущественные лишения, то уяснение содержания первого представляет значительные трудности. «Поток» понимается и как изгнание, и как поступлении в распоряжении князя, и как обращение в рабство, и как физическое истребление. Фактически мы имеем дело с завуалированной смертной казнью. Тем более, слабость государственного аппарата не могла противостоять существующим обычаям и традициям. Уже Двинская уставная грамота 1398 года вернула смертную казнь за повторную кражу. Расширяет её Псковская судная грамота 1467 года, хотя общий круг преступлений, караемых смертью, по-прежнему оставался неясным.
В период образования и укрепления централизованного государства появляются и общегосударственной судебник 1497 года, принятый при Великом князе Иване III. По замечанию В.А. Рогова: «... до издания Судебника 1497 года масштабы казней ограничивались не столько нормами права, сколько принятыми морально-нравственными категориями» . В соответствии с данным законом смертной казнью карались убийство, повторная кража, разбой, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кражах холопов, поджог, а также государственные и религиозные преступления. При этом необходимо отметить, что количество преступлений, которые карались бы за их совершение смертной казнью, как это зачастую представлялось в западной юридической литературе, было отнюдь не безгранично. Россия на тот момент времени рассматривалось не иначе как и «военно-деспотическая монархия с соответствующей террористической политикой» . В то же время учеными дореволюционной эпохи указывалось на тот факт, что закон Германии предусматривал смертную казнь в 44 случаях, а во Франции уголовное законодательство периода 17-18-го столетия знало 115 преступных деяний, обложенных смертной казнью , тогда как Судебник Ивана III лишь 10 . На это же указывается и в исторической литературе . Пример этот, по свидетельству В.А. Рогова, незаслуженно забыт в советской литературе и остаётся практически неизвестным на современном этапе . «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще. «Повинную голову меч не сечет» - говорит русская пословица» .
Вместе с тем возможности применения смертной казни существенным образом были расширены в принятом при Иване III судебнике 1550 года. Казни в соответствии с данным документом приобрели массовый характер. Подобная тенденция по увеличению количества преступлений, за совершение которых предусматривалась смертная казнь, прослеживается и в другом памятнике права - Соборном уложении 1649 года которое было принято при царе Алексее Михайловиче «Тишайшем». Данный законодательный акт действовал практически два столетия и предусматривал наказание смертью за совершение около 60 видов преступлений. Смертная казнь подразделялась на простую (отсечение головы, повешение, утопление) и квалифицированную (сожжение, заливания горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол, кипячения и т.п.)
В период действия Соборного уложения 1649 года появляются Воинские артикулы Петра I, предусматривающие смертную казнь уже более чем в 100 случаях. Распространение её достигает огромных размеров. Так в 1698 году только за один месяц была казнено 1166 человек. После Петра I и перечень квалифицированных видов смертной казни расширяется, появляется, например, подвешивание на крюках за ребро.
Существенно сокращается и даже приостанавливается применение смертной казни при царице Елизавете в 1700-х годах. Так в 1755 году впервые в России приостанавливается применение смертной казни, и, несмотря на то, что в последующем данный вид наказания применялся, однако его реализация была эпизодичной. Вместе с тем сохранялись экзекуции (наказание кнутом), которые виновные далеко не всегда выдерживали, но при этом казненными не считались. В эпоху царствования Екатерины II возникают новые идеи относительно наказания и смертной казни, отраженные в ее знаменитом наказе в 1767 года , что, однако не мешает ей казнить подпоручика Василия Мироновича и Емельяна Пугачёва.
Следующим по счёту законодательным актом являлся Свод законов Российской империи 1832 года, впервые четко очертивший применение смертной казни, предусмотрев её только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений. Телесные наказания, впрочем, отменены не были. Иллюстрацией абсолютного цинизма может служить резолюция о помиловании на приговоре о смертной казни: «Виновных прогнать сквозь 100 человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне её вводить» .
В 1845 году утверждается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, придающее смертной казни уже не исключительный а ординарный характер, хотя и относительно небольшом объеме. Его практически дословно, за некоторыми несущественными дополнениями, воспроизвело Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Без отмены данного Уложения в 1903 году принимается Уголовное уложение, устанавливающее возрастные ограничения для применения смертной казни (к преступникам не моложе 21 года и не старше 70 лет) . Определяется вид смертной казни - непубличное повешение. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась существенно в больших объемах: 1906 г. - 574; 1907 г. - 1139; 1908 г. - 1340; 1909 г. - 717; 1910 г. - 129; 1911 г. - 73; 1912 г. - 126 . Однако, неоспоримым является тот факт, что, несмотря на увеличение случаев применения смертной казни, в теории уголовного права вопрос о возможности существования в цивилизованном обществе данного вида наказания становился все более полемичным, что, безусловно, не могло не сказываться и на содержании самого уголовного законодательства.
Наконец, в марте 1917 года Временное правительство отменило смертную казнь, восстановив ее в июле 1917 года за более чем 20 составов преступлений. Её применение было приостановлено «до особого распоряжения» 28 сентября 1917 года. Так окончилась досоветская российская история смертной казни, отражённые в уголовном законодательстве. Дальнейшая её эволюция связана с XX веком и нынешней историей.
В XX веке стало шириться движение сторонников за отмену смертной казни, так называемых аболиционистов. Действует международная неправительственная организация «Международная амнистия». Причём, успехи данного движения несомненны. В зависимости от отношения к смертной казни, в научной литературе принято делить страны на 4 группы :
1. Страны, которые не предусматривают смертную казнь в своём законодательстве и, соответственно, не применяют её (Австрия, Германия, Дания, Австралия, Литва, Македония, Ангола и др. - всего более 80 стран).
2. Страны, в которых смертная казнь может быть применена лишь за особо тяжкие преступления или совершенные при особо особых обстоятельствах (Великобритания, Греция, Аргентина, Израиль и др. - всего более 10 стран)
3. Страны, сохранившие смертную казнь в законодательстве, но не применяющее её в течение последних 10 лет и более (Чили, Конго, Турция и др. - всего около 30 стран).
4. Страны, применяющие смертную казнь (Китай, Япония, Вьетнам, Куба, Нигерия и др. - всего около 90 стран)
Интересно отметить, что с 1965 года более чем в 50 странах перечень преступлений, за которые может быть применена смертная казнь, был значительно расширен, куда попали даже те преступления, которые не связаны с гибелью людей . Круг проступков достаточно широк:
- супружеская неверность (Исламская Республика Мавритания, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие);
- подделка документов (Ирак);
- проституция (Иран);
- хищение государственного имущества (Сомали);
- поджог (Марокко);
- фальшивомонетничество (Албания);
- торговля на черном рынке (Мозамбик);
- колдовство приведшее к смертельному исходу (Руанда) .
При этом несколько особняком от общей группы стоят США, где отношение к смертной казни наиболее противоречиво. Федеральное уголовное законодательство США предусматривает 70 составов преступлений , наказуемых смертной казнью, хотя реально она применяется в 28 штатах, в основном за убийство с отягчающими обстоятельствами. При этом не во всех штатах установлены ограничения относительно возраста приговариваемых к смертной казни . Своеобразно регламентирован способ лишения жизни. в 32 штатах применяется смертельная внутривенная инъекция, в 11 штатах используется электрический ток (электрический стул), в 7 штатах отравляют газом (газовая камера), в 4 штатах применяют повешения и в 3 - расстрел. В некоторых Штатах осужденный может сам выбрать способ лишения его жизни. Таким образом, единого подхода к способу применения смертной казни в данном государстве не наблюдается.
Впрочем, необходимо отметить, что в этом отношении не отличается последовательностью и Россия в XX столетии. Постсоветский период характеризуется отменой смертной казни, что было зафиксировано в декрете Второго Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни». Несмотря на последовавшее затем восстание Каледина и Дутова, первые нормативные акты, устанавливающие перечень уголовных наказаний (Инструкции НКЮ от 18 декабря 1917 года «О революционном трибунале и печати» и от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах подлежащих его ведению, налагаемых им наказаний и о порядке ведения его заседаний») упоминания о смертной казни не содержат. Однако уже 16 июня 1918 года НКЮ РСФСР своим постановлением указывает, что революционные трибуналы не связаны никакими ограничениями в выборе наказания. Смертные приговоры выносились и обжалованию не подлежали.
Официально применение смертной казни было закреплено постановлением СНК от 5 сентября 1918 года «О красном терроре». Подкрепляет данный документ декрет СНК РСФСР «Социалистическое отечество в опасности» . Становиться возможным расстрел на месте за спекуляцию, погромы, контрреволюционную агитацию и т.п.
В руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года смертная казнь находит свое официальное закрепление среди других видов наказаний. Однако 17 января 1920года ВЦИК И СНК РСФСР применяют постановление «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)», и в этом году она вводится вновь.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года умалчивал о смертной казни в общем перечне наказаний, но посвящал ей отдельную статью. Аналогичным образом поступил законодатель и в последующем УК РСФСР 1926 года, хотя и уменьшил долю статей, предусматривающих смертную казнь, с 7,6% до 3,4%.
26 мая 1947 года спустя два года после окончания Великой Отечественной Войны Президиум Верховного совета принял Указ «Об отмене смертной казни». Однако в этот же период Л.П. Берией была издана секретная директива, согласно которой смертная казнь могла назначаться (и применятся) специальными судами Министерства Государственной Безопасности по делам о контрреволюционных преступлениях. В 1949 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН представители СССР внесли предложение об отмене смертной казни во всех государствах (которое поддержано не было). И уже 12 января 1952 года смертная казнь в СССР введена вновь в отношении изменников родины, шпионов, диверсантов-подрывников, а с 1954 года - в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Даже поверхностный анализ тексов, упомянутых выше, документов позволяет сделать вывод, что решение об отмене смертной казни, ровно как и о ее введении в уголовное законодательство были обусловлены в большей степени политическими мотивами при практически полном отсутствии должного научного обоснования. Нередко в основе лежал принцип: «Что бы другим не повадно было», примером которого может служить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года. «О мерах наказания немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красногвардейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников», которые на ряду с каторжными работами ввел такой вид смертной казни, как повешение с публичным его исполнением.