1 Проблема коммуникации поколений в ранней прозе Б. П. Екимова
1.1 Ранняя проза Б. Екимова в свете литературно-критических дискуссий 1970-х
Борис Петрович Екимов – выдающийся писатель, творчество которого основано на традициях русских классиков. В каждом его произведении можно выделить глубокое знание жизни, точность авторской позиции и совершенство художественного языка. Свою известность автор получил в начале 1970-х годов. Темой его произведений служила тема о жизни обычных тружеников, рабочих людей. Сам автор связывает начало своего творческого пути с публикацией рассказа "Не бросить...".
Особое значение в своих произведениях Б. Екимов придает теме памяти о войне, одиночестве, общении поколений. С писателем так же солидарны и такие авторы, как В. Астафьев и В. Распутин. В своих произведениях они предупреждают читателей о том, что если люди утратят чувство рода, чувство собственного происхождения, это может привести к необратимым последствиям. В своем творчестве Борис Екимов создает таких героев, в ком сохранились эти чувства. Дом, родина, семья – вот основа бытия этих героев.
Писатель делает акцент на том, что все конфликты происходят именно между поколениями. Так, в рассказах « Говори, мама, говори…», «Ночь исцеления», «Последняя хата» Борис Екимов поднимает самые животрепещущие вопросы - безразличие взрослых детей к своим престарелым родителям.
К примеру, в рассказе «Говори, мама, говори…» основной проблемой являются размышления писателя об одиночестве, в котором остается главная героиня – старушка Екатерина на окончании своего жизненного пути.
На хуторе, где живет Екатерина, условия проживания для пожилых людей стали не пригодными. На зимний период маму забирает дочка к себе в город. Однако, престарелая женщина не находит себе места в большой квартире. Она не привыкла к шумным соседям, и все время тоскует по своему дому и хозяйству. Так как ее дочь все время на работе, старушка чувствует себя одинокой. По этой причине бабушка просит свою дочь увезти ее обратно на хутор. Та соглашается и для того, чтобы не беспокоиться о здоровье матери покупает ей мобильный телефон.
Каждый разговор дочери с мамой не длится и пары минут. Дочь считает болтовню матери бестолковым занятием, которое отнимает драгоценное время. Она просит Катерину говорить только главное, да побыстрее. Особенно ярко это прослеживается в их диалоге:
– Мама, – донеслось из телефона строго. – Говори по делу, а не про козлиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.
– Прости Христа ради, – опомнилась старая женщина…
А одинокой старушке не хватает внимания родного человека, она скучает за длительными разговорами с дочкой, мечтает поделиться с ней своим житейским опытом. На мой взгляд, это сильный пример появления «пропасти» между поколениями. Если бы дочь вовремя не признала свою ошибку, если бы не поняла, что это ее самый родной человек, не поняла как скоротечно время, что каждый их разговор мог стать последним, то это привело бы к трагическим последствиям. Осознав это, каждый разговор с мамой она начинает со слов «говори, мама, говори».
В рассказе «Ночь исцеления» основной темой являются размышления писателя о сострадании к близкому человеку, пережившему все тяготы военных времен, способности к чудесному исцелению от недугов. Писатель описывает проблемы военных лет, которые отобразились на жизни стариков, и показывает, как молодежь с этими проблемами справляется.
Главными героями являются баба Дуня, пережившая страшное военное время, которое нанесло ей огромный моральный ущерб и теперь она вынуждена страдать от ночных кошмаров, и ее внук Гриша, который помогает старушке избавиться от этих кошмаров.
Старушка живет одна в деревне. А ее дети в городе. Баба Дуня перестала навещать своих родных, потому что не хотела им мешать. Каждую ночь ей снился один и тот же кошмар. В своих снах она возвращалась в то страшное время, время войны. В этом сне старушка теряет продуктовые карточки, которые в то время были очень ценными, и теперь беспокоиться о том, чем она будет кормить своих маленьких детей. От страха и ужаса, испытываемых во сне, баба Дуня кричит, плачет и стонет.
Как бы не старались дети помочь бедной старушке – все напрасно. Они покупали дорогие лекарства, водили по лучшим докторам, но это не приносило облегчения бабушке. В течение дня, пока она хлопочет по дому, ужасы войны уходят на второй план. Ночью же кошмарные воспоминания настигает ее во сне.
На каникулы дети отправляют к бабушке в деревню ее внука Гришу. Родители предупреждают его, чтобы он не пугался ночным крикам бабушки. И советуют ему прикрикнуть на нее и тогда она успокоиться. Баба Дуня с нетерпением ждет любимого внука, ведь ей не хватает заботы и ласки.
Наблюдая бабушкины истязания, сердце Гриши «обливалось жалостью и болью», которые и подсказали ему верное решение. Из стонов и криков старушки он узнает о проблеме, которая так измучила бабу Дуню. Мальчик вступает в беседу с бабушкой и своими советами помогает ей найти ценные карточки: «…Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…».
Бабушка, наконец, обретает долгожданное спокойствие и засыпает с улыбкой на лице. Ночь исцелила не только бабу Дуню, лишив ее снов, которые так тревожили ее сердце, также она исцелила Гришу, показав ему, что он чуткий и заботливый мальчик. Таким образом, спасли бабушку не врачи и дорогие лекарства, а любовь и понимание внука.
В данном произведении писатель старается обратить наше внимание на то, что необходимо проявлять сочувствие к бедам пожилых людей, стараться им во всем помогать и не забывать.
В рассказе «Последняя хата» проблему непонимания ценностей у стариков и их детей Екимов исследует на примере бабы Поли, её дочери и зятя, которые приехали с Севера и решили снести старенькую хату бабы Поли, а на ее месте построить большой кирпичный дом.
Авторская задумка состоит в том, что человек неразрывно связан со своей семьей, своим домом и Родиной. Принципы жизни главной героини - нравственные законы: «... лучше мало, да честно... Медно, да своё... по-божески, по-человечески...».
Писатель не дает возможности читателю представить себе образ бабы Поли, он описывает только простоту ее жизни, передает мысли и переживания. Единственное место, с которым связаны все ее воспоминания о том, то ей пришлось пережить, воспоминания о дорогих сердцу людях – это дом старушки. А вот для ее зятя дом – это просто четыре стены: «– Ну чего мы на этом севере видели? Четыре стены? Да работа»
Такое отношение к месту, где ты родился и вырос, говорит нам о том, что духовная связь между близкими людьми теряется, как теряется понимание между матерью и дочкой. Бабе Поле снится ее умерший сын, который просит не отдавать дом чужим людям. Этот сон символизирует одиночество матери, для которой расстаться с дом подобно расставанию с ребенком.
В жизни Марии и Федора происходят изменения, наступает новая жизнь. И в погоне за этой жизнью они не видят самого главного, не задумываются о страданиях старушки, для которой дом равно жизнь. Баба Поля, не сумевшая принять такие изменения, погибает, моля перед смертью Бога не за себя, а за детей, « которым жить да жить, жить да радоваться».
Б. Екимов обращает внимание читателя на то, что за такие глобальные перемены Мария и Федор заплатили высокую цену – жизнь родного человека. А строительству новой жизни помешал большой тополь-раина, выросший на могиле сына Ванечки. Это один из самых сильных «аргументов» писателя против тех варварских методов, которыми утверждается городская цивилизация, несущая с собой разрушение и забвение важнейших жизненных законов.
В середине 1960-х годов Б. Екимов начинает свой творческий путь. 70-е годы становятся периодом поисков и открытий для писателя. Основным жанром его произведений является рассказ. До 1973 года писатель работал на тракторном заводе, в дальнейшем – учителем труда в сельской школе. Этот жизненный период послужил созданию произведений, написанных в рамках «производственной» прозы. К примеру, рассказ «Не бросить», написанный в 1971 году, позволил критику Б. Анашенкову заявить о том, что проза Бориса Екимова играет главную роль в произведениях, написанных на «рабочую» тему».
Коренным отличием нового периода творчества от прозы 1970-х годов является окончательный поворот прозаика к проблемам деревенской жизни. Если в рассказах 1970-х годов Б. Екимов отдаёт дань «производственной» тематике (сборник «У своих»), то теперь невзгоды человека-труженика, вынужденного бороться за себя, за своих детей, за жизнь родного Хутора, выходят на первый план. Как отмечает сам писатель, переход собственно к деревенской тематике был совершенно естественным: «Писалось о том, писалось об этом»1, а переходным называет сборник 1978 года «Офицерша». Скорее всего, беды родного Калача, тяжёлая жизнь близких ему людей наложила отпечаток на творчество писателя в целом, заставив задуматься о причинах распада деревенского уклада жизни и вывести на первый план новый для прозы Б. Екимова тип героя-«спасителя». человека, обладающего недюжинной силой и сильным характером, во-многом противостоящего коллективу своей неподдельной тягой к труду, «кулаческим», собственническим настроем к жизни (истоки свои этот тип героя берёт в характере Холюши, «золотого хозяина»). Именно в перестроечные годы тип героя-спасителя (чрезвычайно важный для художественной системы писателя) обретает завершенность. Это сельский работяга, вся жизнь которого связана с землёй, для которого каждодневный труд не только не является тяжким бременем, но становится естественной ипостасью бытия. Художественное исследование характера такого героя становится важнейшей задачей писателя. По сравнению с ранними произведениями, в рассказах этих лет новой стала проблема памяти, связи поколений, придающая повествованию философски-углублённое звучание. В этом, конечно, писатель не одинок («Печальный детектив» (1986) В. Астафьева, «Пожар» (1985) В. Распутина). Герои Б. Екимова обладают глубокой внутренней силой, идущей от кровной связи со своей землёй, «малой» и большой Родиной. Дом, Родина, созидательный труд земледельца - вот краеугольные камни существования лучших героев писателя.
Плавный переход к теме деревни (сборник «Офицерша» (1978)) сам писатель объясняет просто: «Переход был естественным, по жизни». Переход к деревенской прозе можно объяснить тем, что малой Родиной писателя стал небольшой поселок Калач-на-Дону, в котором так явственно отражались проблемы и горечи русской деревни. Так же свою роль сыграло то, что деревенская тема стала развиваться (увлечение писателя прозой В. Астафьева, В. Белова, М. Шолохова, В. Шукшина). Но это «увлечение» только помогло писателю найти свое слово, создать своего героя. Рассказ «Холюшино подворье» (1979) показал новые грани течения «деревенской» литературы.
1980-е годы - расцвет творчества Б. Екимова. В это время утвердилась проблематика его произведений - деревенская жизнь, невзгоды человека-труженика, вынужденного бороться за себя, своих детей, жизнь родного Хутора. В данный период творчества увидели свет такие рассказы писателя, как «На ферме Казачьей» (1985), «Ночь исцеления» (1985), «Солонич» (1986) и др. В своих рассказах 1980-х годов Б. Екимов, став продолжателем «абрамовской» линии в «деревенской» литературе, сумел уклониться от общей остроты проблематики произведений «перестроечного» периода. Его больше волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина-труженика, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов. В каждом произведении мы можем видеть (пусть и через призму «вечных» проблем) ломку человеческой психологии в канун социальных преобразований в жизни деревни и общества в целом.
Еще одним объединяющим фактором в развитии «деревенской» литературы является то, что в 1980-е годы произошло обновление художественной системы всех «деревенщиков» (В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Б. Екимова и др.). Это было связано с изменением характера отношений этих писателей к современности. В новых произведениях авторов не осталось и следа какой-либо идеализации народа - черта, наметившаяся в прозе Б. Екимова ещё в конце 1970-х годов (возвеличивание истинных тружеников и обличение жителей хутора, привыкших жить в советское время «за чужой счёт», трудиться «не для себя и не во благо»).
Выделение данного периода творчества как отдельного этапа мотивировано тем, что новые процессы в жизни общества после 1985 года повлекли за собой изменения во всех сферах жизни, в том числе и в литературном процессе. Анализируя литературный процесс этого периода необходимо учесть как объективные результаты изменений, так и субъективное их восприятие. Несомненно, все названные произведения были своеобразным «откликом» на сложные, неоднозначные, трагические процессы общественно-политической жизни общества второй половины 1980-х годов. Они рождались в атмосфере острых литературных дискуссий о путях развития советской литературы, о социалистическом реализме, в атмосфере напряжённых споров о проблемах русской культуры.
В начале 1980-х годов, как и в 1960-е, «деревенская» проза еще продолжала объединять разных по творческой манере писателей: В. Астафьева, В. Белова, В. Лихоносова, В. Личутина, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, Б. Екимова. Но необходимо отметить ещё раз, что в художественном мире «деревенщиков» наметилось новое качество. Динамику прозы Б. Екимова невозможно представить без уяснения трансформации всего течения «деревенской прозы» в целом. Важны «выходы» писателей из границ «деревенской» темы, о которых размышляет критик Е. Старикова. В полемическом порядке исследователь определяет ряд путей, по которым движется эта проза в 1980-е годы: выход в проблемы экологии и натурсоциологии (характерный для В. Распутина), социально-психологическое исследование судеб крестьян разных поколений (линия, идущая от Ф. Абрамова) и поворот к исследованию исторического прошлого русской деревни («Кануны» В. Белова). По нашему мнению, Б. Екимов в своём творчестве даёт социально-психологический анализ судеб крестьян разных поколений (судьбы тех, кто пережил Великую Отечественную войну, преобразования деревенской жизни середины XX века, судьбы своего собственного поколения «шестидесятников», судьбы молодых, вовлеченных в перипетии измененившейся жизни в деревне.
1.2 Типология героев ранней прозы: в свете проблемы коммуникации
У каждого писателя есть свой наиболее часто изображаемый тип. Б. П. Екимову важно запечатлеть характер (мужской, женский, ребенка) «на распутье», в пограничной ситуации: Яков («Фетисыч», 1996), Корытин-младший («Пиночет», 1999), Надя («Не надо плакать…», 2004). Перед выбором оказываются только сильные духом персонажи.
В центре рассказа у Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. Излюбленным объектом художественного и психологического исследования для писателя являются самые обыкновенные люди, чаще всего деревенские жители, его земляки. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. Труд как первооснова человеческого бытия, труд как ценностная, нравственная категория, труд как смысл жизни – это одна из наиболее важных «идейных координат» в авторской концепции. Потому и большинство героев Екимова проходит «проверку» трудом: верность своему делу отличает любимых екимовских персонажей. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции.
Почти все герои Екимова — жители задонских станиц и хуторов. Сюжеты его рассказов редко выходят за пределы одного, причем совершенно конкретного населенного пункта. Но при этом каждый вдумчивый читатель, закрыв последнюю страницу екимовского рассказа, скажет: это про нас, про меня, про нашу сегодняшнюю жизнь — тревожную, разбитую на осколки.
Труд – средство, цель и смысл жизни екимовских героев. Сельские труженики, всю жизнь работающие на земле и от земли кормящиеся, - вот главные герои многих рассказов Екимова. Вся горечь и радость их жизни – в труде. Отними у них право трудиться – они и людьми-то перестанут себя чувствовать. Кто же они? Старики, а в большей мере – старухи, которые трудятся всю свою жизнь, просто по-другому не могут. И сколько в них тепла, открытости, всеобъемлющей доброты…
А первым среди них был Холюша из рассказа «Холюшино подворье», который и открыл Екимова всей стране. Его подлинное имя - Варфоломей Максимович Вихлянцев.
Если Холюша и жаден до чего-то, так только до труда. Прав В. Пальман, у него «такая жадность к труду, что все другое отброшено, об удобствах жизни и мысли нет, как нет, между прочим, мысли о богачестве и безделии, соразмерном накопленным тысячам». Для Холюши нет и не может быть иной жизни, кроме извечного крестьянского труда. Он невольник одной страсти, обладатель единственного, но чрезвычайно необходимого, «дефицитного» для нашего времени таланта - труженической одержимости.
Действительно, Холюша со всеми его достоинствами и недостатками взращен «властью земли», одухотворен «поэзией земледельческого труда», которая… удовлетворяет крестьянина и нравственно, и эстетически, является одновременно и средством, и целью, и смыслом жизни».
Казалось, можно бы и отдохнуть: стар стал, болен, домик есть собственный, городской. Но нет, так поступить Холюша не может. Ему проще умереть на своем подворье, «ткнувшись в землю почернелым лицом».
А вот ещё одна героиня, баба Поля из рассказа «Последняя хата». Как и Холюша, баба Поля - плоть от плоти деревни, частица самой природы, живущая ее велениями. Даже больная, она сама обрабатывает огород, чтобы было «своею рукою, по-хорошему», хоть и пришлось ей потом целую неделю «пластом лежать да ползком ползать…» Вот её жизненные нравственные законы: «А по мне лучше мало, да честно… Медное, да свое… по-божески, по-человечески ...». «По-божески, по-человечески ...» Так жила баба Поля, так и умирает она в своей невзрачной хатенке, моля перед смертью бога не за себя, а за детей, «которым жить да жить, жить да радоваться». Умирает спокойно и чисто, как умирали на Руси праведники.
Есть у Екимова герой не крестьянин, но такой же одержимый трудом. Таков «казенный человек» Трубин, герой одноименного рассказа, у которого почти половина из прожитых лет отдана заводу. «Дни, летящие незаметно, похожие один на другой, до краев - с раннего утра до позднего вечера - наполнены работой, суетной, сумасшедшей, с криком, с вечной беготней. Он задает себе вопрос «Люблю ли я свою работу?», и сам на него отвечает: «Какой нормальный человек может любить такое сумасшествие: тебя ругают каждый день, и ты тоже; с утра до ночи беготня ...» А далее следует авторский комментарий: «Нет, свою работу Трубин не любил».
Но, на следующий день Дмитрий Павлович приходит в цех: «И будто какой-то выключатель щелкнул в Трубине и отбил ему память ко всему, что осталось за порогом цеха, и приказал делать свое дело».
Тогда-то и становится понятным истинное отношение героя к работе, к своей жизни. И вопрос, который он задает себе, можно сформулировать иначе – «люблю ли я воздух, которым дышу?». По существу это будет то же самое. Воздух можно и не любить, но жить без него?.. Эта «сумасшедшая» работа давно уже стала частью самого Трубина, и он не сможет прожить без нее, как не сможет и уйти с завода. «Пожизненно заводской» - в этом определении, данном Дмитрию Трубину одним из молодых рабочих, отражена внутренняя сущность героя». Он не сможет решиться на это, потому что не мыслит себя вне большого, общественно значимого дела, потому что и в нем есть нравственный закон, заставляющий его делать все по велению Совести, связывающий Трубина нитью гражданской преемственности с поколением заводских ветеранов. «Эх, старина, молодец ты, старина, - размышляет Трубин об одном из них, - все бы такие были, как бы работалось хорошо ... Веку бы надо таким людям прибавлять. А у них его отнимали: и войной, и голодными годами, и работой такой. Все они на своей шкуре испытали, а не озлобились, добрее стали и честнее. Сколько вот, вот уж, сколько лет его знаю, а чтоб, хоть раз увидел его без дела ... Было? Нет, не видел. В выходной надо - выйдет, остаться надо после смены - останется. Сам останется, просить не надо. Сам нужду видит. И на станок стать в конце месяца - станет. И ни слова никогда. Знает - нужда. И слов ему никаких не надо».
«Сам останется ... Сам нужду видит ...» Писатель не случайно так настойчиво подчеркивает это «сам». В нем суть характера человека, который трудится не по принуждению и не в предвкушении длинного рубля, а потому что не может не трудиться, осуществляя извечное природное величие и реализуя собственную потребность. Ведь и бабу Полю, которая сляжет, надорвавшись, и Холюшу, который ткнется почернелым лицом в землю, никто не призывает к надрывающему жилы труду. Они все делают сами.… Это их собственный выбор, их хотение. И потому при всей каторжности своего труда Холюша самый свободный человек, пользующийся подлинной, а не мнимой свободой, которой гордится иной, отлучивший сам себя от труда, приносящего радость и наслаждение.
Такое отношение к труду поражает, вызывает восхищение этими людьми и гордость за них. Деятельная любовь – основа жизненного поведения, нравственный стержень героев Бориса Екимова.
Среди героев писателя есть такие, которые не размышляют о смысле жизни, о том, что нравственно, а что безнравственно. Нравственность проявляется в их поступках, практических действиях. Они просто живут, отдавая другим людям, родной земле свою любовь, сострадание, сохраняя в себе совестливость, непоказную доброту, человеческую надежность. По мнению Бориса Екимова, главное в человеке – его душа.