Среди многообразных видов социальной деятельности человека особое место занимает профессиональная деятельность. Личность как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда как главному направлению в становлении сущности человека. Поэтому изучение проблемы профессиональной самореализации личности обусловлено высокой социальной значимостью. Непрерывное развитие общества требует пересмотра стандартных подходов к пониманию профессиональной самореализации и насыщения этого феномена новым содержанием. Это происходит на основании расширения понятий «оптимизма» и «активности», которые выражаются в индивидуальном характере реакций и способах взаимодействия с внешним миром.
В этой связи возрастает интерес к изучению психологических особенностей деятельности коммуникативных профессий. Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе активность и оптимизм. Представляется важным установление значения эмоций и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности именно на примере профессиональной деятельности педагогов, менеджеров по продажам. Оптимизм и активность необходимы представителям коммуникативных профессий. Указанная проблематика активно изучается в рамках психологии менеджмента, основу которого составляют разработки многих научных дисциплин: философии, истории, социологии, психологии труда, медицинской психологии, социальной психологии, менеджмента и т. д.
Актуальность темы исследования заключается в успешной самореализации профессиональной деятельности коммуникативных профессий, связана с их позитивным эмоциональным самочувствием (оптимизм, активность). Оптимизм характеризует систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного отношения к сущему, и положительных ожиданий от будущего. «Оптимисты», как правило, экстровертированы, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей свойственны сомнения в своих силах, ожидание неудачи, а также стремление избегать широких контактов. В свою очередь, общая активность объединяется группой личностных качеств, которая включает в себя внутренние потребности индивида и тенденции к освоению внешней действительности. Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность и склонность к риску, наличие указанных качеств позволяет развивать креативность и гибкость мышления, социальную смелость и эмоциональное лидерство.
Задачи:
- изучить основные понятия «оптимизма» и «активности»
- рассмотреть влияние оптимизма и активности на профессиональную деятельность
- исследовать особенности коммуникативных установок
-проанализировать, как эмоциональное состояние отражается в коммуникативной деятельности
Объект исследования: оптимизм и активность в самореализации представителей коммуникативных профессий.
Предмет исследования: место и роль оптимизма и активности в профессиональной деятельности представителей коммуникативных профессий.
Цель исследования: рассмотреть оптимизм и активность как важный личностный ресурс. Экспериментальные исследования, проводимые Б.А.Вяткиным и его сотрудниками, касаются структуры стилей различных видов активности, их обусловленности разно уровневыми свойствами индивидуальности. В.И. Шмыков выявил стили коммуникативной активности осужденных, которые обеспечивают оптимальную устойчивость человека к жизнедеятельности в стресс генных условиях. Результаты многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что успешность в профессиональной деятельности взаимосвязана с их активностью. Известно, что высокая профессиональная культура влияет на организационный оптимизм и направляет активность человека в нужное русло. Настроения задают эмоциональный тонус организации, который существенно сказывается на работе. Однако внимание исследователей чаще всего акцентируется на сфере общения, а не на его собственной коммуникативной активности, либо изучаются ее отдельные проявления. Влияние оптимизма и активности на целостную индивидуальность остается малоизученным.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.