Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации

baby_devochka 2760 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Цель исследования. Целью данной работы является изучение становления и развития законодательства о налоговом контроле, современной организации налогового контроля в период развивающихся технологий, порядка обжалования решений налогового органа, механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов в условиях информационных систем. Задачи данной работы: - проанализировать сущность налогового контроля как института налогового права. - охарактеризовать становление и развитие правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации. - проанализировать сущность организации налогового контроля в РФ. - проанализировать нормативно - правовое регулирование налогового контроля. -рассмотреть проблематику и порядок проведения выездной и камеральной налоговой проверки как составляющей налогового контроля. -исследовать сущность и перспективы развития информационных систем и технологий в рамках налогового контроля. - выявить основные проблемы налогового контроля. - разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствования налогового контроля в условиях информатизации в РФ. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля. Предметом исследования являются нормы юридического и финансового права, регулирующие общественные отношения в области реализации полномочий и контрольных функций налоговых органов. Методологическая база исследования. В представленной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля, и, прежде всего работы Н.Н. Быковой, М.В. Карасевой, Н.Д. Погосяна, Е.Ю. Грачевой, Т.В. Конюховой, И.А. Землина, И.А. Сидорова, Г.А. Егиазаряна, М.О. Клейменовой, Е.А Пузфревой, Ю.А. Крохиной, И.А. Цинделиани, А.Р. Батяевой, Г.М. Алексейчевой, О.В. Болтиновой, Л.И. Гончаренко и др. Эмпирическую базу исследования составили: решения арбитражных судов по делам о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации, постановления Высшего арбитражного суда Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления налогового контроля, решения и определения Конституционного суда Российской Федерации, посвященные налоговым правоотношениям, материалы выездных и камеральных налоговых проверок, статистические и аналитические данные. Научная новизна исследования заключается в том, что на современном этапе развития налоговых отношений в России проведено системное исследование проблем нормативно-правового регулирования налоговых проверок, а в частности в сфере информатизации налогового контроля. Проведен комплексный анализ мер, предпринятых с целью совершенствования организации налоговых проверок. Выявлены пробелы и противоречия в таких сферах налогового контроля, как: нормативно-правовая регламентация порядка проведения налоговых проверок, уклонение от уплаты налогов и сборов, модернизация технологической базы и неразвитость информационного обеспечения в условиях цифровой экономики. Сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию налогового контроля в этой области. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования нормативно-правовой регламентации налоговых проверок в условиях непрерывной информатизации, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке соответствующих актов российского налогового законодательства. Рассматривая теоретико-правовые вопросы налогового контроля, его субъектов, видов, форм и методов, особенностей правового и организационного обеспечения налоговых проверок, включая теоретические подходы к унификации и гармонизации налоговых норм, диссертант выявляет приоритетные направления совершенствования российского налогового законодательства в данной области. Практическая значимость диссертации заключается в том, что: - выводы и предложения, сформулированные на основе исследования, имеют целью способствовать совершенствованию российского законодательства в данной области; - содержащийся в работе материал может быть использован в качестве учебного пособия по исследованной тематике; - отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении семинаров, прочтении лекций, проведении научных кружков и круглых столов по финансовому и налоговому праву; - некоторые положения исследования, носящие методический характер, могут быть непосредственно использованы сотрудниками налоговых органов в своей практической деятельности. Практическое внедрение результатов диссертационного исследования должно способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий налогового контроля, своевременному выявлению налоговыми органами возможных нарушений налогового законодательства и минимизации последствий данных фактов, созданию более эффективного механизма контроля за сбором налогов благодаря модернизации информационной и технологической базы и защиты интересов налогоплательщиков, а также установлению отношений сотрудничества и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. Личный вклад состоит в: - непосредственном участии в получении исходных данных и научных исследованиях; - в отработке и интерпретации эмпирических данных; - в личном участии в апробации результатов исследования; - в подготовке основных результатов по выполненной работе. Апробация результатов диссертации. Результаты диссертационного исследования переданы и внедрены в практику деятельности Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №23 по Свердловской области. Опубликованность результатов. По теме диссертации опубликовано 3 статьи в сборниках научных конференций. Структура магистерской диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Диссертация изложена на 86 страницах машинописного текста, библиография включает 66 наименований.
Введение

Актуальность магистерской диссертации. Осуществление налогового контроля – сложный, комплексный процесс, который регулирует нормами не только Налогового кодекса, но и других нормативных правовых актов, как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях. От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета, что прямым образом (через соответствующие расходы бюджета) влияет на благосостояние страны. В этой связи создание эффективной информационной системы контроля за сбором налоговых доходов в бюджетную систему должно входит в число основных задач общей социально-экономической политики государства. Государство должно создать такую систему налогового контроля, которая позволяет обеспечивать стабильное поступление финансовых ресурсов в бюджет. Современная организация налоговых органов никак не может действовать без применения информационных технологий. Актуальным направлением её формирования считается создание и совершенствование современных информационных технологий для перехода на новую ступень развития налогового администрирования и увеличения производительности налогового контроля. От четкой и грамотной организации налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики. Динамично изменяющееся налоговое законодательство, его недостаточная проработка со стороны законодателя, активное развитие информационных технологий, колоссальная практическая значимость в нынешних условиях обуславливают необходимость продолжения научных исследований в этой области. Поэтому выбранная тема магистерской диссертации, касающаяся налогового контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов посредствам налогового контроля, в условиях постоянно меняющихся информационных систем, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Концептуальные основы налогового контроля 8 1.1 Налоговый контроль как институт налогового права 8 1.2 Историко-правовой аспект становления и развития правового регулирования налогового контроля 21 Глава 2. Проблемы правового регулирования налогового контроля и формы его реализации в Российской Федерации 33 2.1 Правовое регулирование камеральной налоговой проверки 33 2.2. Правовое регулирование выездной налоговой проверки. 40 Глава 3. Практическая значимость реализации информационных систем и технологий в налоговом контроле 51 3.1. Перспективы развития информационных систем и технологий на примере Свердловской области 51 3.2 Рекомендации по совершенствованию налогового контроля 63 Заключение 75 Библиографический список 79 Приложения 87
Список литературы

1. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря (в ред. от 01.07.2020). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31июля 1998года № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.10.2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. О налоговых органах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21. 03. 91 № 943-1 (в ред. от 26.11.2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 6. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 09.03.2021 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 7. О персональных данных: Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в ред. от 30.12.2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 8. О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 (с изменениями и дополнениями от 10.10.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 9. О налоговых органах Российской Федерации: Федеральный Закон от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 09.11.2020) ""Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 10. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (действующая редакция)Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 11. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов") Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 12. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов") Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 13. Приказ ФНС России от 30.04.2020 Г. № ЕД-7-19/309@ «Об утверждении порядка формирования и ведения справочника сервисов ФНС России» Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 14. Приказ ФНС России от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 15. Приказ ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-1/178@ «О размещении управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации отчетных данных по формам статистической налоговой отчетности на официальном сайте ФНС России в сети Интернет». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 16. Приказ ФНС России от 19.02.2020 г. № ЕД-7-22/116@ «О Временном порядке формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации и справочника основных налогоплательщиков Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 17. Письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490 (действующая редакция) Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 18. Инструкция по применению Положения о государственном подоходном налоге. Утверждена Приказом НКФ СССР от 6 января 1928 г. // рамках Финансовое законодательство НКФ СССР. 1928. №1.Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 19. Положение о Государственной налоговой службе СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1990 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. - 1990. - №18.Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 20. Постановление ЦИК СНК Союза ССР от 14 октябрьская декабря1925 природных г. «Об утверждении Положения о государственном подоходном налоге»// Известия ЦИК и СНК было СССР. 1927. №298.Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 21. Декрет СНК от 17.10.1920. «О налогах»7/СУ. 1920. № 27. Ст. 179. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 2. Другие источники 22. Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2020 год. [Электронный ресурс] URL:https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/ 927883 (дата обращения: 08.05.2021). 23. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России от 3 октября 2019 года) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 24. План деятельности ФНС России на 2021 год, утверждено Министром финансов РФ. Силуанов А.Г.. От 19.02.2021г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122163 (дата обращения:08.05.2021). 3. Литература 25. Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М. 2018. [Электронныйресурс]URL: https://be5.biz/ekonomika/n101/4.html (дата обращения 28.04.2021) 26. Андриевский И.Е. Русское государственное право. Спб., 1860. Т.1. 972с. 27. Анисина К.Т., Бит-Шабо И.В., Васильева Е.Г. [и др.] Налоговые споры: особенности рассмотрения в арбитражных судах : научно-практическое пособие /; под. ред. И. А. Цинделиани. – М. : РГУП, 2020. 368 с. 28. Бадаев А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации) / А.Е. Бадаев // Безопасность бизнеса. –2019. -No3. –Справочно-правовая Система «Консультант Плюс»; 29. БаснукаевМ.Ш., БисултановА.Н.Цифровой документооборот — инновационный способ взаимодействия сторон налоговых отношений. Экономика устойчивого развития. 2018;2(34):С.30-14. 30. Бейфус П. С. К вопросу об истории развития налогообложения в России / П. С. Бейфус, Е. С. Мозговая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. № 15 (357). С. 153-158. 31. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации//Российская юстиция.-2018. - №4. С.52-54. 32. Болтинова О.В. Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. 502 с. 33. Болтинова О.В., Цареградская Ю.К.. Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 789 с. 34. Булатова Ю.И. Теория и история налогообложения: учеб. Пособие. М., 2017. 652 с. 35. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации / Н.Н. Быкова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 6.No 4 (21). – С. 141-158. 36. Воронченко Т.В. Совершенствование налогового контроля как фактора повышения экономической безопасности страны / Т.В. Воронченко // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2019. – № 3. – С.46-47. 37. Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум /— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. 511 с. 38. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль. Учебное пособие для ВУЗов, перераб. и доп. - М.: «Финансы», 2018. 403 с. 39. Дюдикова Е.И.Риски как неотъемлемая часть применения централизованного и децентрализованного подходов к организации систем электронных денег. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.2018;(9): С.86-89. 40. Егиазарян Г.А. Совершенствование налогового контроля на современном этапе развития экономики / Г.А. Егиазарян, Е.Г. Молчанов //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2019. – С.12-14. 41. Запольский С.В. Финансовое право : учебник для академического бакалавриата / 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. 489 с. 42. Землин А.И., Землина О.М, Ольховская Н.П. Финансовое право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2019. 311 с. 43. Калатози Г.Г. Налоговый контроль как условие обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации / Г.Г. Калатози // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2020. № 3. С.30-47. 44. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России. Политический аспект. М.: Юрист, 2015. 1172 с. 45. Кардонов А.В.Сферы применения смарт-контрактов и риски при работе с ними. Бизнес-образование в эконо-мике знаний. 2020;(1):С.44. 46. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. М.:— "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2018. 199с. 47. Конюхова Т.В., Гармаева М.А., Горева А.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации// Право и экономика. 2014. N4. С. 22-24. 48. Коркина Г.М., Смирнова О.П. Актуальные аспекты развития налогового контроля / Г.М. Коркина, О.П. Смирнова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – Т. 22. – № 9 (459). 959 с. 49. Коркмазова Д.В., Деникаева Р.Н. Проблемы и перспективы развития налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / Д.В. Коркмазова, Р.Н. Деникаева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. Т. 3. № 3. С. 153-159. 50. Кучеров И.И., Судаков Ю. О., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. М., 2001.988 с. 51. Ляпина Т.М. Налоговое администрирование: учеб. пособие для вузов/ 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 450 с. 52. Медведева О.А. Обзор изменений в налоговом законодательстве, связанных с налоговыми проверками / О.А. Медведева // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации: материалы VI международной научно-практической конференции. 2020. С. 265-268. 53. Мельник А.Д.//Налоговый потенциал в зеркале русской истории. Налоговый вестник.2000.№3 С.199-200. 54. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для вузов / Е. В. Ордынская. — 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2020. 480 с. 55. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. 463 с 56. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. 301 с. 57. Пузырева Е.А. Налоговые проверки в системе налогового контроля: правовой и организационный аспекты: дис. канд. юр. наук. М., 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/nalogovye-proverki-v-sisteme-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 27.05.2021). 58. Ровинский К.И. Податная инспекция в России. СПб.,1910. С. 177. 402с. 59. Селюков М. В. Основные направления налоговой политики в России на современном этапе // Политика, экономика и инновации. 2017. №6. С. 131-132. 60. Сидоров И.А. Сущность, формы и методы налогового контроля / И.А. Сидоров // В сборнике: Наука в исследованиях молодежи - 2016.Материалы студенческой научной конференции. – 2018. – С . 259-260. 61. Солярик М.А. Классификация налоговых проверок как инструмента реализации налогового контроля в целях его развития / М.А. Солярик // Калужский экономический вестник. 2018. № 1. С. 13-47. 62. Тимошенко B.A., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов [Электронный ресурс]: для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и экон. специальностей: спец. вып. справ, правовой системы Гарант. Регион / Гарант. Электрон, текстовые дан. M.2015. (дата обращения 19.05.2021) 63. Химичева Н. И. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. 410 с. 64. Цинделиани И.А., Батяева А.Р., Бурова А.С. Налоговое право: учебная литература. Юрайт. М. 2019. 339 с. 65. Черник, Д. Г. Организация и методика проведения налоговых проверок : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина ; под редакцией Д. Г. Черника. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 285 с. 66. Яковлева Е.А., Гаджиев М.М., Бучаева С.А. Резервы налогового планирования: формирование налоговых эффектов в условиях цифровизации// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 1 (119). С. 3-4.
Отрывок из работы

Глава 1. Концептуальные основы налогового контроля 1.1 Налоговый контроль как институт налогового права Развитие института налогового контроля – очень трудоемкий и длительный процесс. Ведь до сих пор не реализован полный контроль за правильностью исчисления и своевременностью перечисления налогов в бюджет, также не раскрыты все схемы уклонения налогоплательщиков от уплаты налоговых платежей. Следовательно, данная тема остается актуальной по сей день. Согласно Конституции Российской Федерации статьи 57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Налоговый контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области налогов и сборов и ее территориальные органы, а так же Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы). Полномочия ФНС России закреплены Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службы». Главной задачей ФНС является осуществление контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенций. В случаях, предусмотренных в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), полномочиями налоговых органов обладают при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции: - таможенные органы; - финансовые органы; - органы внутренних дел. На основании статьи 71 Конституции РФ таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования. В своей деятельности таможенная служба руководствуется Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 23.04.2021) "О Федеральной таможенной службе" Учитывая постоянное развитие законодательства в сфере налогообложения, просто необходим постоянный анализ правовых преобразований применяемых государством для осуществления своих интересов. И наиболее важным в данном направлении является организация налогового контроля, в рамках которого и происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Для того, чтобы раскрыть сущность налогового контроля, нужно выяснить сущность финансового контроля, поскольку налоговый контроль является видом последнего. С.В. Запольский считает, что «финансовый контроль понимается, как система институтов, инструментов и методов»; «Финансовый контроль, как совокупность регулярных и непрерывных процессов» - такое понимание системной сущности финансового контроля характерно для Н.Д. Погосяна; Химичева Н.И. говорит о финансовом контроле так «Финансовый контроль как совокупность действий и операций»; Грачева Е.Ю. рассматривает «финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система». Данные определения системной сущности финансового контроля, являются в должной мере логичными и соответствующими действительности. При этом каждая из приведенных характеристик системной сущности финансового контроля не исключает, а скорее дополняет остальные. Таким образом, представляется возможным сформулировать определение финансового контроля. Финансовый контроль – это особый регулярный и непрерывный процесс контроля, цели и основные задачи которого имеют чётко выраженный финансовый характер, а их достижение осуществляется при помощи многоаспектной, межотраслевой системы институтов, инструментов и методов, регламентируемых комплексом правовых норм, охватывающих весь процесс организации и проведения финансового контроля, в том числе и возможность применения в рамках финансового контроля специфических организационных форм и методов, а также наделяющих определённый круг субъектов соответствующими полномочиями в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля. Основная задача финансового контроля в Российской Федерации – это осуществление деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению исполнения выявленных нарушений в финансовой деятельности субъектов финансового права. Различают контроль за исполнением бюджетов, контроль за правильным и целесообразным расходованием средств, налоговый контроль, банковский надзор (за соблюдением кассовой дисциплины, выдачи и использованием кредитов), валютный контроль, аудиторский контроль, контроль на рынке финансовых услуг. В науке финансового права классификацию финансового контроля осуществляют по видам, формам и методам финансового контроля. Авторы А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская предлагают два варианта классификации финансового контроля – в зависимости от субъекта, осуществляющего финансово-контрольную деятельность, и от содержания финансово-хозяйственной деятельности, которая является объектом контроля. Приняв за основу особенности классификации субъектного состава правоотношений по финансовому контролю, выделяют следующие виды финансового контроля: 1) государственный контроль, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами; 2) общественный контроль, проведение которого возлагается на негосударственные (неправительственные) органы и учреждения, отдельные группы лиц, представляющих общественность. Государственный финансовый контроль подразделяет в свою очередь на надведомственный (встречаются и другие названия общегосударственный, вневедомственный, внешний) и внутриведомственный контроль, именуемый ведомственным или внутренним. В зависимости от специфики объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля) различают следующие его виды: 1) бюджетный контроль; 2)налоговый контроль; 3) банковский надзор; 4) валютный контроль Налоговый контроль - это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является разновидностью финансового контроля, имеет все черты, присущие финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами. Значимость налогового контроля заключается в том, что благодаря нему достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты, организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль . Нельзя не отметить также тот факт, что если говорить об определении «налогового контроля», то на данный момент в научной литературе встречается множество таковых. Далее рассмотрим основные из них. Одной из первых точек зрения является та, в которой рассматривают налоговый контроль как специфическую деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. В свою очередь, Быкова Н.Н. имеет другой взгляд на содержание данного термина, который состоит в том, что налоговый контроль представляет собой совокупность действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства. Аспекты, в рамках которых рассматривается налоговый контроль: - Организационный (выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов); - Методический (методы осуществления контрольных действий); - Технический (совокупность приемов проверки) и др. В юридической литературе встречаются различные определения понятия налогового контроля. Определение, данное Клейменовой М.О., «налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет». Клейменова М.О. считает, что налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полоты и своевременности уплаты налогов сборов. Заслуживает внимание определение налогового контроля, как установленной нормативными актами совокупности приёмов и способов по обеспечению налогового законодательства и налогового производства», данное Крохиной Ю.А. Если проанализировать выше определения, то можно сделать вывод о том, что налоговый контроль имеет обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Авторы юридическую природу контроля, особо обращая внимание, что она регламентируется правовыми нормами. субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов. В соответствии со статьёй 30 НК РФ налоговые органы составляют единую систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. В указанную систему входят: - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таковым органом в РФ является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ); - территориальные органы ФНС РФ. ст.1 Закона РФ от 21 марта 1991 года N 943 – 1 «О налоговых РФ» налоговые органы – это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случае, предусмотренных законодательством РФ, других обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач: - обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов; - обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием; - улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации; - проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц; - проверки целевого использования налоговых льгот; - пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере. Объект налогового контроля по мнению Цинделиани И.А. отвечает на вопрос «что проверяется». Под ним понимается деятельность проверяемых объектов, а именно: исполнение проверяемыми лицами обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах. Как считает Алексейчева Е.Ю. «Объектом налогового контроля являются совокупность различных денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, расчета и взимания налогов и сборов, а также выявление нарушений налогового законодательства и привлечение к ответственности нарушителей». Относительно предмета контроля существует количество мнений друг другу. Так, согласно позиции Крокиной Г.М. и Смирновой О.П., предмет налогового контроля отвечает на вопрос «какое направление деятельности проверяемого объекта исследуется». В связи с этим, конкретно под предметом налогового контроля предполагается проверку исполнения той или иной налоговой обязанности проверяемого объекта: исполнение обязанности по постановке на учет в налоговыхорганах, ведение учета (включая учет объектов налогообложения), составление и предоставление налоговой, правильность исчисления сумм налоговых платежей, полнота и своевременность уплаты налога, качество исполнения предписаний налоговых органов об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе предыдущих налоговых проверок. По мнениюКлейменовой М.О., в качестве предметов контроля выступают документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, его действиях (бездействиях). В частности, предметом контроля являются бухгалтерского и налогового учета, налоговые декларации.. Болтинова О.В. предлагает под предметом понимать тот материальный, который будет исследованию в ходе деятельности. Хотя тут необходимо внести ясность, понимаются ли под предметом только документы и движимые вещи, либо что-то еще. Так как предмет налогового контроля не следует ограничивать только документами и движимыми вещами, поскольку в ходе налогового контроля и иные объекты, например недвижимость. Клейменова М.О. основную налогового контроля как, прежде всего, активную работу органов власти «по выявлению и изъятию в бюджетную систему недоимок по налогам и сборам, а также в предотвращении совершения нарушенийзаконодательства. Задачу налогового контроля автор видит как своевременное формирование налоговых доходов бюджетов: «Весь смысл налогового заключается в том, чтобы реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах». По мнениюБыковой Н.Н., основной задачей налогового контроля является над соблюдением правильности законодательства о налогах и сборах. При проведении налогового контроля для достижения баланса между соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков и исполнением фискальной функции в надлежащем объемеи порядке должностные лица органов должны исходить, прежде всего, из соблюдения следующих принципов налогового контроля: 1. Законность проводимых мероприятий налогового контроля. Данный принцип означает, что налоговый контроль должен быть проведен в тех формах, теми методами и способами, которые определены в НК РФ. Проведение налогового контроля в иных формах, а также по основаниям и в порядке, не предусмотренными НК РФ, не допускается. 2. процедуры. Все мероприятияконтроля осуществляются в определенной НК РФ процессуальной форме, несоблюдение которой является основанием для отмены решений налоговыхорганов, вынесенных по результатам налогового контроля. 3. Соблюдение налоговой тайны. Полученные в ходе осуществления налогового контроля о налогоплательщике не могут разглашены иначе, как на основаниях, предусмотренных НК РФ. 4. вреда при проведении мероприятий налогового контроля. 5. Соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика, уважение его личныхправ и имущественных при проведении мероприятий налогового контроля. имеют формы контроля, поскольку от правильного выбора контролирующими конкретных действий и процедур зависит достижение результата и эффективность. С другой стороны, адекватное применение приемов и способовНалогового контроля соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц, позволяет не препятствовать нормальному их финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что и в налоговом законодательстве на сегодняшний день нет четкого разграничения форм и методов налогового контроля. Под формами налогового контроля законодатель предлагает понимать и методы его проведения, что просматривается в формулировке статьи 82 НК: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом». Если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные понятия, перечисленные в статье 82 НК, представляют собой, по нашему мнению, методы, используемые при реализации форм налогового контроля. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отметил, что «Пунктом 1 статьи 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля. Однако положения статей 91 и 92 НК, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования, осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки». По моему мнению, указанную позицию ВАС РФ можно применить не только в отношении осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), но и в отношении остальных понятий, перечисленных в статье 82 Налогового кодекса (за исключением понятия «налоговые проверки»). считает, что форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. По мнению Болтниковой О.В., форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового способ организации осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи по налогового контроля. Внутреннее содержание конкретных процедур налогового контроля, которое находит внешнее выражение в виде форм налогового контроля, по мнению автора, определяется: - спецификой налоговых, являющихся юридической базой для осуществления налогового контроля; - спецификой содержания субъективных прав обязанностей участников контрольных налоговых отношений; - самой фактической субъектов по осуществлению прав и обязанностей. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами органов в пределахкомпетенции посредством проверок, получения налогоплательщиков, налоговых и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НКРФ. образом формами налогового контроля являются: - налоговые проверки; - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; - проверки данных учета и отчетности; - осмотр помещений и территорий. Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данныхо полноте и своевременности уплаты и сборов в соответствующий или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей. О.А. Ногина выводит многоуровневую методов налогового, которые включают в себя следующие виды: 1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный методи другие методы, которыепри осуществлении любогодеятельности; 2) исследования: проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений ( территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно для определенных видов, в частности, таких как контрольная деятельность; 3) на поведение проверяемыхлиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и др. При этом отмечается, что неразрывность и органическое единство форм и методов налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях по наименованию с самой налоговым законодательствомконтроля. Ляпина Т.М. к методам налогового контроля относит, в частности, анализ деклараций, проведение встречных, повторных, выборочных, сплошных проверок. Сам вопрос о выборе тех или иных методов, решается непосредственно органом исходя из ситуации: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д. В качестве вывода необходимо отметить, что приоритетной формой налогового контроля являются налоговые проверки, за организацию и проведение которых отвечают налоговые органы страны; налоговые проверки ориентированы на отслеживание поведения налогоплательщиков. Налоговые проверки, как определено, бывают выездными и камеральными, при этом, в современной России их активно используют для целей определения правомерности (неправомерности) поведения налогоплательщиков и по необходимости немедленного пресечения несанкционированных действий. Формами проведения налоговых проверок являются арифметическая проверка, формальная проверка, проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов, сопоставление различных документов. 1.2 Историко-правовой аспект становления и развития правового регулирования налогового контроля настоящего, не обратившись к историческому опыту. Действительно, при изучении любого вопроса необходимым является обращение к историческому опыту, без него не будет полного и комплексного раскрытия того или иного понятия и налоговый контроль здесь не является исключением. контроль (его элементы) появляется с возникновением же явления подобного (подобно тому, как сам налог появляется одновременно с возникновением государства). , налоговый контроль существовал там, где собирались налоги. Как известно функция сбора (под разными её вариациями), существовала издревле, вместе с зарождением первых зачатков государственности. В России развитие налогового, принято делить на три периода: дореволюционный, советский и российский. В древнерусских княжествах казны происходило с помощью взимания дани – « полюдьем», когда князь совершал объезд своих. Взимание дани Орды с Древней началось посленаселения, в 1257-1259 г., под руководством Китата. населения можно рассматривать, как элемент налогового контроля, тогопериода и постановкуна учет налогоплательщика. «Перепись, в отличие от современной, имела финансовые цели. Это была своего рода постановка на налоговый учет. На основе переписи писцовые книги - прототип современного реестра с присвоением каждому ИНН». В 1616 году Земский Собор принимает постановление, в силу которого в 1620 году, была проведена «общая перепись населения в государстве с целью привести в известность и устроить его податные силы». В результате были составлены книги, по которымрешались поземельные споры и производился учет налогоплательщиков. Наряду с писцовыми книгамидополнявшие их «дозорные книги» и «переписные книги» (пополняя перепись торгово-промышленных средств по отношению к городу, по отношению к уезду кадастр). К 14 в. складывается система кормлений- предоставления права управления определенной территорией за службу князю. Во времена возникают должности, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. объединения русских к концу 15 в., создаются учреждения для руководства хозяйственными делами - приказы, именовавшиеся также «избами, палатами, дворами». В 1655 г. создается новая система занимающаясяналогов –Счетный приказ, а затем в результате реформ 1679-1681, во главу финансовых учреждений был поставлен Приказ большой казны. В начале 18 в. финансовые органы, ведавшиеналогов, были децентрализованы, и губернские учреждения значительные полномочия по сбору налогов. Петр I, по инициативе которого произошла эта реорганизация, считал, что такое прекратит дробление податных учреждений и облегчит личное наблюдениеего доверенных лиц за взиманием налоговых платежей. В 1719 г. был утвержден регламент Камер - коллегии, государственного органа отраслевогоуправления, обязанности которой состояли в «надзирании и правлении над окладными и неокладными приходами». Значительные реформы в сфере организации государственных финансов осуществлены в период Александра I, манифестом которого «Об учреждении министерств» в 1802 году впервые создано Министерство финансов. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов. В связи с этим финансов устанавливало поступлений для различных. Структурным подразделением стал Департамент и сборов, взимавший и косвенные налоги с населения, а с 1833 года, занимавшийся и проведением переписей податного населения. В 1810 году Государственный Совет рассмотрел предложение Особого комитета. Было решено, что министр финансов ведает доходами и управляет ими.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 106 страниц
2600 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 108 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg