Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Использование нормативно-правовых документов на уроках истории в старших классах

baby_devochka 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2022
Объект исследования – процесс обучения истории в старших классах. Предмет исследования – процесс организации работы старшеклассников с нормативно-правовыми документами на уроках истории. Цель исследования заключается в выявлении методических условий работы старшеклассников с нормативно-правовыми документами на уроках истории. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи 1) Проанализировать психолого-педагогическую, дидактическую, методическую литературу с целью выявления научно-педагогических основ развития, активизации познавательной деятельности учащихся, подходов к работе с источниками в процессе обучения истории в школе. 2) Выявить алгоритм работы с документами на уроках истории. 3) Экспериментально проверить педагогическую эффективность методических путей изучения документов на собственном опыте Экспериментальная база исследования: учащиеся старших классов МОБУ СОШ № 3 ГО г. Якутска, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САХА ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ГО г. Якутска, Майинской СОШ №2 им. Ф.Г. Охлопкова села Майя, Мегино-Кангаласского района. (уроки были проведены в дистанционном формате) Методологическая основа работы являются исследования дидактов по вопросам содержания общего среднего образования (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев и др.), исследования по вопросам развития самостоятельной деятельности школьников, проблемного обучения (A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистый, М.И. Махмутов, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина и др.), основы методики преподавания истории (А.А. Вагин, В.Н. Вернадский, Л.Н. Боголюбов и др.) Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. В условиях современного динамичного, нестабильного и меняющегося общества особенно востребованными личностными качествами человека являются инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и нахождение ответов на различные вопросы, предложенные для решения, как самой жизнью, так и определяемой как жизненно необходимое решение самого человека. В системе образования не учащийся изучает предметные знания, но на передний план выходит обучение тому, как работать, что дает учащимся возможность активно и самостоятельно строить свой собственный путь знания, свою жизнь. Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующих развитию и существованию человека в современном, динамично меняющемся мире, является исследование. Развитие исследовательских навыков, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, в настоящее время признано одним из приоритетов современного образования, в том числе исторического. Формирование исследовательских умений у учеников на уроках истории в процессе организации работы с нормативно-правовыми документами описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование. Учебный предмет «история» обладает чрезвычайно широким информационным пространством, отражающим напластования многих исторических эпох и культур. При этом сами носители исторической информации также разнообразны. Все отмеченное создает благоприятные условия для развития умений школьников работать с информацией - изучать и анализировать различные источники знаний, самостоятельно извлекать и применять содержащиеся в них сведения и т.д. Также при работе с нормативно-правовыми актами прошлых лет у учащихся не только повышается вовлеченность в сам процесс урока, но и является ступенькой для развития правовой грамотности. Большую роль в формировании информационных компетенций, а также исследовательских умений играет работа с документами. Данную работу необходимо начинать с 5 класса. Документ, будучи чрезвычайно сложным жанром текста для школьников, требует соблюдения ряда методических условий для организации продуктивной работы, поэтапного овладения системой действий в процессе формирования навыка. Степень изученности проблемы. Исходя из того работа с нормативно-правовыми документами на уроках истории относится в большей степени к развитию познавательной деятельности у учащихся, и данная сфера изучалась отечественными дидактами, психологами, методистами и педагогами. В трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Г.И. Щукиной раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей школьника, обоснована возможность и необходимость обучения учащихся приемам умственной деятельности, выявлена взаимосвязь обучения, воспитания и развития, разработаны концептуальные положения в формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Дидакты исследовали вопросы развития, активизации учения школьников как в общем контексте разработки принципов, методов и форм обучения (М.Н. Скаткин, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, И.Я. Лернер и другие), так и в связи с вопросами развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, (труды П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой, Л.П. Аристовой, М.И. Махмутова и других). В работах методистов-историков А.И Александрова, Н.Г. Дайри, A.A. Вагина, Л.Г. Боголюбова, П.В. Горы, Л.Н. Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной, С.Ф. Фарфаровского и др. освещены отдельные вопросы развития познавательной деятельности учащихся в связи с совершенствованием преподавания истории, сформулированы некоторые исходные методические условия работы с историческими документами. Также огромный вклад в изучении работ учащихся с документами внесла Е.С. Манданова.
Содержание

Введение Глава 1. Методические аспекты использования нормативно-правовых документов на уроках 1.1. Научно-педагогическая литература о методах и формах изучения нормативно-правовых документов в рамках школьного обучения 1.2. Психологические предпосылки развития деятельности старшеклассников в процессе использования документов на уроках Глава II. Обучение старшеклассников на основе использования нормативно-правовых документов на уроках истории 2.1. Алгоритм работы с документами на уроках 2.2. Опыт применения документов на уроках истории в рамках формирующего эксперимента Заключение Источники и литература
Список литературы

1) Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. 434 с. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-istorii-1968.htm (дата обращения 20.02.2021) 2) Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. М.: Просвещение, 1988. 207 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001444547 (дата обращения 20.02.2021) Гора П.В. К разработке проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Преподавание истории в школе. 1974. № 5. С. 83-94. URL: https://sovietime.ru/istoriya/povyshenie-effektivnosti-obucheniya-istorii-v-srednej-shkole-1988 (дата обращения 20.02.2021) 3) Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1994. №45. С. 2-5. 4) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 160 с. 5) Выготский Л.С. Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика - Пресс, 1986. 536 с. 58. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. 1996. 6) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. 382 с. 7) Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. №5 (57). С. 58-72. 8) Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознании в школе. 2011. №5. С. 16-24. 9) Алексашкина Л.Н. Работа школьников с текстом: универсальные подходы и проблемы предметной практики (на материале курсов истории и литературы) // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей Х Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. С. 160-165 10) Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студенкин. М.: ВЛАДОС, 1999. 191 с. 11) Манданова Е.С. Изучение исторических источников как средство познавательной деятельности учащихся 5-6 классов: дисс. кпн М., 2007. 217 с. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: https://www.dissercat.com/content/izuchenie-istoricheskikh-istochnikov-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchas#ixzz4BQE3f6gB (дата обращения 31.03.2021) 12) Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: опыт и перспективы // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О.М. Хлытиной, В.А. Зверева. Новосибирск: Изд. НГПУ. 2011. 2018 с. 13) Хлытина О.М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. 2011. №3. С. 367-373. 14) Ананьева О.Б. Работа с источником на уроке истории // Советская педагогика. М., 1962. №4. С. 12-17. 15) Фарфаровский C.B. О лабораторном преподавании истории в старших классах средних учебных заведений. Казань, 1915. 22 с. 16) Кулжинский Я.С. Опыт методики систематического курса истории. Звенигород. 1913. 196 с. 17) Уланов В.Я. Книга по русской истории для начальных школ и первых классов средних учебных заведений. Изд-е 20е. С- П (б), 1914. 284 с. 18) Гартвиг А.Ф. Новые педагогические течения в применении к преподаванию истории // Вестник воспитания. М, 1902. № 6. 19) Покотило Н.П. Практическое руководство для начинающего преподавателя истории. СПб, 1912. 459 с. 20) Рожков H.A. К вопросу о преподавании истории в средней школе // Образование. 1901. № 5 - 6. 21) Ковалевский М. Н. Русская история. Для средней школы. Ч. 1. Вып. 2. М. 1908. 22) Гартвиг А.Ф. К вопросу о преподавании истории в средних учебных заведениях. М. 1891. 51 с. 23) Гартвиг А.Ф. Школьная реформа снизу. М.: Сытин, 1908. 24) Жаворонков Б., Гейнике А., Гартвиг А. История и обществоведение в школе: Методы работы. М. 1923. 25) Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе. 25 августа 1931 г. Коммунистическая партия Сов. Союза в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898 - 1970Изд-е 8-е, доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 4. 1927- 1931. 583 с. 26) Вернадский В.Н. Методика преподавания истории в старших классах. М.: Учпедгиз, 1939. 148 с. 27) Андреевская Н.В., Вернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. М.: Учпедгиз, 1947. 215 с. 28) Вернадский В.Н. Методика преподавания истории в старших классах. М.: Учпедгиз, 1939. 148 с. 29) Вагин A.A., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории 5- 7 кл. Л.: Учпедгиз, 1959. 107 с. 30) Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. М.: А.П.Н РМФСР, 1955. 31) Стражев А.И. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964. 284 с. 32) Козоровицкий Я.Б., Козоровицкая Л.И., Цыпина З.С. Документ и картина на уроках истории средних веков. М.: Просвещение, 1964. 110 с. 33) Огризко З.А. Работа с документами по истории СССР в 9 классе. М., 1959. 34) Назарец А.И. Формирование у учащихся 7 класса навыков исследовательского подхода к изучению исторических документов // Развитие познавательных возможностей при обучении истории // Отв. ред. П.В. Гора. М, 1974. С. 58-80. 35) Вайнберг Е.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории древнего мира. М.: Учпедгиз, 1962. 131 с. 36) Коровкин Ф.П. Опыт преподавания истории в восьмилетней школе. М., 1962. 108 с. 37) Коровкин Ф.П. История Древнего мира (учебник для 6 кл.). М.: Просвещение, 1992. 253 с. 38) Лейбенгруб П.С., Вагин A.A. Документальный материал на уроках истории. М.: Учпедгиз, 1959. 39) Кругляк М.И. О проблемном изложении на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1964. № 3. С. 38-48. 40) Вагин A.A., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М. 1957. 436 с. 41) Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков в 5- 6 классах.// Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. М.: Просвещение, 1970. 399 с. 42) Кинкулькин А. Г. Изучение в средней школе произведений В.И. Ленина. М.: Знание, 1975.64 с. 43) Боголюбов Л.H. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 112 с. 44) Дайри Н.Г. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М. : Просвещение, 1988. 208 с 45) Дайри Н.Г. Развивающее обучение, каким ему быть? // Народное образование. 1976. № 9. С. 59 -67. 46) Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 кл.). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 144 с. 47) Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 191 с. 48) С.В. Сарычев, О.В. Чернышова. Психологические предпосылки развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. 2016. 6с. / статья с сайта cyberleninka.ru: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-razvitiya-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodyozhi-v-usloviyah-setevogo-sotsialnogo/viewer (дата обращения: 02.05.2021) 49) Использование исторических документов на уроках истории как фактор повышения качества исторического образования. 2019. 145-151c. / статья из сборника статей конференции: ОБЩЕСТВО. НАУКА. ИННОВАЦИИ (НПК-2019), Киров, 2019г. elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39250927& (дата обращения 03.05.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Методические аспекты использования нормативно-правовых документов на уроках 1.1. Научно-педагогическая литература о методах и формах изучения нормативно-правовых документов в рамках школьного обучения Методы работ с историческими источниками на уроках истории не является новой, т.к. эта связь позволяет развивать познавательную деятельность, самостоятельность учащихся в процессе обучения. И данная педагогическая проблема привлекала внимание многих методистов, ученых, педагогов многие века и по сей день. Эксперты разделяют методику вопросов изучения исторических источников на три этапа: дореволюционный, советская школа, современный. На рубеже XIX и XX веков продвинутые учителя искали пути улучшения преподавания истории. Традиционные методы обучения: объяснение нового материала, его изучение дома с помощью руководства и проведение исследования на следующем уроке были подвергнуты критике. Преподаватели изыскивают пути поощрения обучения и самостоятельности школьников в изучении истории. Различные типы книг для чтения (Е.А. Звягинцев, К.О. Вейхельт, М.Н. Ковалевский, В.А. Петрушевский и др.), учебно-методические пособия(К.В. Евпатьевский, М.Н. Коваленский и др.) были созданы педагогами. Руководство, которое должно было заменить изучение истории учебниками непосредственно работой школьников с документами (М.Н. Стасюлевич). В то время методисты отмечали, что способность независимо понимать документальные источники, то есть сравнивать факты, формулирование выводов и сохранение чтения в различных формах является средством умственного развития учащихся. Практика преподавания истории включала в себя "лабораторный метод" (С.В. Фарфаровский). Он подчеркивает, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, с тем чтобы не каждый мог обучаться одному и тому же одновременно, в одинаковом количестве и с использованием одинаковых методов для всех. По мнению С.В. Фарфаровского, можно преодолеть догматизм преподавания, если вся когнитивная деятельность студента связана с исследовательскими методами науки. Это будет достигнуто в том случае, если обучение будет основываться на непосредственном знании "сырых" документальных материалов. Следуя тем же путем, что и учёные, подросток будет введен в историческую исследовательскую лабораторию. С.В. Фарфаровский считал, что преподавание в форме исследований поможет решить следующие проблемы преподавания истории: способность понимать события и явления; развивать способность к независимому изучению истории и ее источников; подготовить почву для формирования справедливого, "на исторической основе основополагающего видения мира"; Развивать у учащихся интерес к отечественной истории. "Сначала документация и ее анализ, а потом уже обобщение в синтезе с данными в учебнике", - отмечал C.B. Фарфаровский в работе "Лабораторное преподавание истории". Источники изучались в классе и дома. Во-первых, учитель объяснил цель документов, их структуру, причины их появления, характеристики работы с ними. Затем учащиеся независимо изучали исторические источники, каждая группа обучающихся анализировала доступные им источники. В конце урока появилось "резюме" программы. В этом виде деятельности формальные тесты знаний в традиционной форме были сочтены излишними. Уровень усвоения учебных материалов был продемонстрирован в ходе бесед и обсуждений в классе, и в конце квартала были подведены окончательные итоги. Таким образом, по мнению педагога, учащиеся самостоятельно делают эту часть работы, которую ученый делает в поисках конкретной проблемы, делают простые открытия для себя. Многие методисты и преподаватели, одобряя этот метод преподавания истории в принципе, попытались упростить его. Таким образом, Я.С. Кулжинский предложил метод документации. Основное внимание в исследовании уделялось тому факту, что обзор отобранных документов проводился в соответствии с руководством, но в сочетании с руководством. Эта подготовка позволила увязать наиболее важные выводы, содержащиеся в руководстве, с источниками. Кроме того, у учеников формировалось умение делать заключение на основе многообразия фактов. Как отметил методист В.Я. Уланов, это не должно ограничиваться чтением и объяснением документов в пассивной роли студентов. Обзор документа можно было бы начать с резюме документа, после чего провести сопоставление нескольких дополнительных источников и, наконец, критически оценить документ путем сопоставления его с исторической образовательной и научной литературой. В данном случае метод документирования был ближе к лаборатории и, по мнению автора, в большей степени соответствовал требованиям, предъявляемым к учащимся и программам обучения. В то же время был разработан реферативный метод преподавания истории в школе. Цель этого метода заключалась в привлечении студентов к научным исследованиям. Исторические источники должны отбираться на основе их доступности, изучения, написания статьи и публичного представления. Так, методы преподавания истории в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков использовали разнообразные методы работы с различными историческими источниками: сравнение и сравнение документов (С.В. Фарфаровский); изучение документов по отношению к источникам (Я.С. Кулжинский); соотнести выводы руководства с источниками (В.Я. Уланов); осветить основную идею статьи; разработать схему, план, изучить вопросы из нескольких источников, критически оценить аргументы авторов, выразить их позицию и оправдать их мнение (Б.А. Влахопулов). В начале XX в. ряд педагогов-историков Н.Рожков , М. Коваленский , А. Гартвиг выступили за изменение отношения к учебнику как средству обучения. Характеризуя свою систему А. Гартвиг писал в 1908 г.: «Разучивание учебника устраняется совершенно, учебник сохраняет лишь характер справочной книги. Точно так же, устраняется изложение преподавателем того материала, который обыкновенно помещается в учебнике, так как такого рода работа, включая сюда и усвоение того, что сказал преподаватель, менее всего может быть названа активной работой» . Основными задачами обучения они считали формирование у школьников понимания закономерностей в истории и выработку у них умений самостоятельно работать с различными источниками. Подводя итоги анализа дореволюционной методологической мысли в преподавании истории в России, можно отметить стремление педагогов-методистов обновить, дать свежую волну содержании исторического образования, преодолеть накопление официальных учебников, найти новые методы обучения, все это вопрос размышлений, самостоятельности, школьной инициативы. На этом этапе была создана методологическая основа для преподавания истории: постановка задач для преподавания, выбор содержания, методическая разработка пособий и других пособий; Поощрять учащихся к тому, чтобы они становились более активными и развивали свою способность самостоятельно приобретать и анализировать исторические знания. Были предложены два критерия: 1) научная достоверность; 2) информационный потенциал источника. После 1917 года советские власти столкнулись с проблемой преобразования всей школьной системы. Цели советской школы, коренным образом отличавшиеся от целей дореволюционной школы, требовали фундаментального пересмотра содержания и в значительной степени методов обучения. Особое внимание в советской рабочей школе уделяется изменению идеологической ориентации школьного образования и воспитанию учащихся в духе пролетарского мировоззрения. В этом отношении история приобрела огромное значение среди других школьных предметов, и поэтому историческое содержание было обновлено и переосмыслено на основе марксистско-ленинской методологии. В основе всего образовательного процесса лежали жесткие идеологии, концепция человеческой личности как средства построения нового коммунистического общества. Однако развитие личности и его деятельность были подчинены идее "революционной целесообразности". Хорошо известный историк и методист Е.А. Рожков считал, что ознакомление учащихся с источниками из первых рук является наиболее плодотворным направлением в преподавании истории. «Задача учителя заключается в том, чтобы возбудить любительскую умственную деятельность ученика и ввести ее в изучение источника». Рожков твердил, что школа должна изучать документы и на их основе формулировать общие выводы. Эти выводы, подкрепляемые минимальными фактами, предпочтительно записывать в тетради и записывать в умы учащихся. Н.А. Рожков и его сторонник М.Н. Покровский попытались отобрать материалы для обучения в классе, учитывая их доступность и заинтересованность учащихся . Поддерживая идеи H.A. Рожкова методист Б.Н. Жаворонков считал, что необходимо вводить «лабораторно-студийную» систему занятий, построенную на самостоятельной работе учащихся над источниками и научно-исторической литературой . Вместо учебников с систематической презентацией исторических событий в школе использовались «рабочие книги», содержащие документальный материал с контрольными вопросами для них и краткие «заключительные очерки» по темам для самостоятельного изучения. В этом отношении роль профессора Б. Жаворонкова была сведена к роли организатора и ассистента самостоятельной занятости учащихся. В преподавание истории введены новые учебники и книги для чтения. Но в основном они содержали классовые источники - документы по истории классовой борьбы, революций. При выборе учебных пособий соблюдается принцип партийной принадлежности. Кроме того, история школы, из-за дезорганизации, имела серьезные недостатки в эти годы. Учащиеся не только не получили систематического знания истории, но и не имели даже самого общего представления об историческом процессе, поскольку принцип истории не соблюдался. Однако у учащихся не было общего понимания исторического процесса. Кроме того, увлечение «лабораторными» и «исследовательскими» методами привело к переоценке когнитивных способностей учащихся средней школы, которые в конечном итоге не обеспечили их ассимиляцию системы исторических знаний. Для преподавателя трудность заключается в том, что учебники адаптированы к требованиям современности, однако их содержание не всегда является адекватным. Таким образом, хотя работа с документами развивала познавательные способности студента, его знания не были систематическими. Тем не менее, принцип персональных исследований в некоторой степени способствовал развитию у студентов способности извлекать и анализировать знания по предлагаемой теме. Однако, уже в начале 1930-х гг., после известного "Постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе» и «Об учебных программах в режиме начальной и средней школы», усилилась тенденция к "введению единомыслия" в СССР. Было предложено ликвидировать «лабораторно-бригадный метод». Несмотря на изменения политического «климата» в 1940 - 1950-е гг. педагоги-методисты Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, Е.А. Костюкевич и другие продолжали развивать методические аспекты по изучению в школе источников разных видов. Так В.Н. Вернадский писал: «Вводя документ в преподавание истории, преподаватель знакомит учащихся с методом исторического знания и его источниками и тем способствует сближению истории как учебного предмета с историей как наукой. Наконец, привлечение документа на уроке способствует развитию у школьников приема критического анализа текста» . К сожалению, документальный материал был полностью исключен из школьных учебников истории, изданных после 1934г. Что касается хрестоматий, изданных в это время, то они были рассчитаны не на школьников, а на учителей, студентов, преподавателей исторических факультетов. За период с 1934 г. до 1956 г. не было издано ни одного сборника исторических документов, предназначенных для самостоятельной работы в классе. В 1960-е гг. произошел пересмотр содержания школьного исторического образования. Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» от 8 октября 1959 г. и «Об изменениях порядка преподавания в школах» от 14 мая 1965 г. были внесены изменения в содержание школьных учебников, в направленность исторических курсов. Вводилась линейная структура исторического образования, способствовавшая синхронности изложения отечественной и зарубежной истории. Утвердилось изучение родного края как составной части истории страны. Разрабатываются эффективные методы и приемы преподавания, в частности, в использовании на уроках исторических источников. Практически по каждому курсу сформировались учебно- методические комплекты, включавшие наряду с учебником хрестоматию, атлас, пособие для учителя, многочисленные средства обучения. В трудах М.А. Зиновьева , Н.В. Андреевской , В.П. Вернадского , А.И. Стражева , A.A. Вагина разрабатывались конкретные приемы анализа источников учащимися под руководством учителя: характеристика происхождения и назначение документа; чтение отдельных текстов и передача их содержания; закрепление изученного материала путем конспектирования; формирование заключительного вывода при помощи обобщающих вопросов. В качестве особого приема, способствующего активизации познавательной деятельности учащихся, авторы выделяли самостоятельную работу учеников над текстом документа по заданию учителя, при его небольшой помощи, и наблюдением, но при непременном условии самостоятельных поисков решения поставленных задач. Таким образом, развитие теории и практики работы с историческими источниками в 1940-1960 годах было спорным. С одной стороны, возникает авторитарный стиль обучения, уменьшается роль учащегося в понимании исторического прошлого и настоящего, и ученик просто становится объектом обучения. С другой стороны, в своих публикациях методисты стремились, по крайней мере частично, сохранить и в некоторой степени развить методологические достижения дореволюционной школы в решении проблем, связанных с этими историческими источниками, Его выбор был предопределен советской государственной системой образования. Период 1960-1980-х гг. – в этот период, можно смело утверждать, что начинается новый этап в применении исторических источников на уроках истории. Связано это в основном с политической атмосферой в стране. Но коренное различие этого времени, почему именно выделяют как отдельный период это - в этот период центральной проблемой преподавания истории стала активизация учебной деятельности. Большое внимание уделяется разнообразию форм образования, в частности посредством активной самоподготовки учащихся с первоисточниками.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 95 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg