Введение
Актуальность темы исследования.
В современном мире цифровизация затрагивает все сферы общественной жизни и социальные институты, в том числе и политическую. Интенсивное внедрение в актуальную политическую практику цифровых технологий вызывает необходимость изучения вопроса о том, как можно выявить изменения, вызванные проникновением цифровых технологий в современные политические процессы в обществе.
Помимо этого, крайне важным представляется исследование и анализ результатов воздействия современных цифровых информационно-коммуникационных технологий на традиционные институты власти, а также определение потенциала влияния технологий цифровой коммуникации на трансформацию политической системы и институтов власти государства.
Так же в настоящее время в мире происходит создание глобального цифрового пространства. Данный процесс в большей или меньшей степени охватывает практически все страны мира. Актуальность и жизненность данного процесса доказывается охватом цифровизацией всех сфер жизнедеятельности человеческого общества. Несмотря на все возрастающую степень исследуемости данного процесса, ставится вопрос о поиске угроз и перспектив, которые следует ожидать от цифровизации политического пространства.
Объектом исследования выступает политический процесс под воздействием цифровой трансформации общества
Предметом исследования является влияние новейших цифровых технологий на трансформацию политического процесса
Хронологические рамки исследования:
Процесс цифровизации начался в 70-х годах XX века, но в своем исследовании предлагаем взять более поздние хронологические рамки: 2009–– 2021гг. Так как, цифровая дипломатия как правительственный механизм влияния появилась в системе международных отношений примерно в 2009–2010 гг. Именно тогда государственные структуры таких стран, как США, Россия, Франция, Германия, Китай и Иран, приступили к созданию официальных учетных профилей (аккаунтов) на платформах Facebook, Twitter, YouTube и др., а международные медийные компании, включая Voice of A merica, Russia Today и PressTV, запустили первые цифровые каналы вещания в социальных сетях.
2009–2012 гг., когда цифровая дипломатия продвигала позитивный образ государства, а концепция «мягкой силы», состоящая в привлечении целевой аудитории при помощи убеждения, диалога и пр., использовалась как императив для нарождающегося феномена. Тогда еще не существовало идей о стратегии цифровой дипломатии или цифровых информационных кампаниях, перед ее организаторами ставились тактические задачи, а такие современные понятия, как «большие данные» или методы анализа аудитории, не были у всех на слуху.
2013–2021 гг., появились новые методы анализа поведения пользователей социальных сетей, что сделало цифровую дипломатию крайне эффективным средством для проведения политических кампаний, выборов или протестных акций. Использование больших данных, а также применение алгоритмов программирования для получения сведений о политической ориентации пользователей позволили многим акторам оказывать существенное влияние на пользователей.
Территориальные (географические) рамки исследования.
Определить территориальные рамки в данной работе не представляется возможным так как, цифровизация так или иначе затрагивает все страны.
Степень изученности. В целом этому направлению, включая вопросы и проблемы современного информационного общества, роли в нем политических коммуникаций посвящено немало работ.
Говоря об исследованиях феномена цифровизации как такового (в том числе, её влияния на политику), необходимо упомянуть отечественных авторов таких как: Чернышов А.Г. Цифровизация и технологизация общественной жизни как социально-политическая проблема , Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей рассмотрели в своей работе: Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М . Особенно выделяются работы Володенковф С. В. Который наиболее полно охарактеризовал политические процессы в условиях цифровизации общества.
Особую роль в понимании политической составляющей цифровой трансформации играют концепции выстраивания отношений в системе «государство-общество», идеи «цифрового правительства». В данном ракурсе можно назвать таких авторов как: Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. «Электронное правительство: модели и перспективы» , Самаруха Алексей Викторович, Сачков Дмитрий Иванович «Становление системы электронного правительства в России» , Омеличкин Олег Викторович «Электронная демократия: понятие, проблемы» .
Необходимо выделить пласт исследований, посвященных собственно политической природе цифровизации или её влиянию на конкретные политические практики (Косоруков , Володенков и др.).
В области национального суверенитета в период цифровизации можно выделить Шинкарецкую Г. Г., Берман А. М., Палаева Л.В., Хафизов А.М., Гилязетдинова А.М. и др.
Из зарубежных авторов можно выделить Бермана С.Дж. , Брайсона Дж, Кросби Б, Бломберга Л.
В контексте нашего исследования в основном мы рассматривали процесс цифровизации в России, в следствии чего ссылались больше на отечественные источники.
Целью исследования является изучение Цифровизации политического пространства, а так же выявление и характеристика связанных с ней угроз и преимуществ.
Исследовательские задачи.
– охарактеризовать теоретические аспекты и понятие феномена цифровизации общества;
– проследить развитие сферы государственных услуг в условиях цифровизации;
– проанализировать цифровую демократию, становление системы «электронного правительства», а также цифровую дипломатию;
– исследовать государственный суверенитет и национальную безопасность в условиях цифровизации;
– выявить современные тенденции цифровой трансформации государственного управления.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие общенаучные методы исследования:
– сравнительный анализ теоретических аспектов и понятия феномена цифровизации общества;
– системный подход позволяющий выявить совокупность направлений цифровизации политического пространства: цифровой демократии, системы «электронного правительства», а так же цифровой дипломатии и их взаимодействие;
– метод изучения документов в области Цифровизации политического пространства, который даст возможность проанализировать угрозы и преимуществ в рамках национальной безопасности и Государственного суверенитета.
Эмпирическая база исследования основана на источниках международного нормативно-правового характера.
– Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8 ФЗ (последняя редакция);
– Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации;
– National Security Strategy, 2017.
– Recommendation CM/Rec(2009) of the Committee of Ministers to member states on electronic democracy (e-democracy) [Электронный ресурс]URL: https://www.coe.int/t/dgap/goodgovernance/Activities/Key-Texts/Recommendations/Recommendation_CM_Rec2009_1_en_PDF.pdf (дата обращения: 28.12.2021).
Практическая значимость заключается в изучении и осмыслении Цифровизации политического пространства и связанных с ней угроз и преимуществ. Отдельные положения курсовой работы могут быть использованы в дальнейших политологических исследованиях.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 разделов и 6 подразделов, заключения, списка источников и литературы.