1. Личностные детерминанты отклоняющегося поведения
2. Самоубийство как форма отклоняющегося поведения
. Особенности поведения в подростковом возрасте
Актуальность исследования. Отклоняющееся поведение современных подростков в его разрушающей - деструктивной для оптимальной социализации функции выступает предметом изучения многих научных дисциплин (философия, медицина, педагогика, социология, юриспруденция и др.) и представляет особый интерес для психологии развития.
Разновидностью деструктивно направленных и негативно влияющих на личность подростков поведенческих девиаций является саморазрушительное, self-destructive, аутодеструктивное поведение.
Одна из психологических моделей такого поведения - аутоагрессия, разрушительный характер которой проявляется в нанесении ущерба своему соматическому или психическому здоровью в виде наркотизации, алкоголизации, суицидального поведения. Постоянство данных явлений и их нежелательный динамизм среди несовершеннолетних представляет серьёзную проблему для современного общества, что отражается в значительном количестве научных публикаций.
Особый смысл и значение проблема подростковой аутодеструкции приобретает в контексте психологических исследований феномена социализации. Одной из социальных моделей неуспешной социализации выступает подростковая безнадзорность, рас-сматриваемая как особая социальная ситуация развития в отсутствии контроля и надзора со стороны родителей. Данные наблюдений и анализа этого явления обнаруживают широкий репертуар дезадаптивного поведения подростков и обесценивания ими собственной жизни и здоровья. Проблему подростковой аутодеструкции пытаются решать законодательно, экономически, социально. Психологический подход к решению данной проблемы связан с познанием роли личности в порождении и развитии аутодеструктивного поведения. На этой основе появляются новые возможности в диагностике, коррекции и профилактике саморазрушения.
Однако для более эффективной реализации мер по противостоянию аутодеструктивному поведению подростков есть ряд противоречий теоретического и прикладного характера.
Во-первых, существует неоднозначность понятий, используемых учеными при его интерпретации. Аутодеструктивное поведение часто приравнивается по смыслу к аутоагрессии, что дает его узкое толкование и затрудняет понимание его сущности и развития.
Во-вторых, делается акцент на изучении крайних проявлений аутодеструкции (суицидального и аддиктивного поведения). Реже исследуются другие формы саморазрушения, приносящие ущерб развивающейся личности - уклонение от учебы, бессодержательное проведение времени, употребление алкогольных и тонизирующих напитков.
В-третьих, аутодеструктивное поведение как самостоятельный феномен мало изучен. Механизмы и условия аутодеструкции детально проанализированы применительно к взрослому периоду развития человека. Подростковый возраст в данном аспекте изучался в меньшей степени. Чаще в русле психологических исследований саморазрушительные явления рассматриваются как вариант девиантного поведения. Отдельные проявления подросткового аутодеструктивного поведения чаще выступали предметом исследования в клинической и юридической психологии.
В-четвертых, анализ современного состояния проблемы аутодеструкции показал, что в психологии отсутствует систематизация отдельных саморазрушительных проявлений личности подростков и их представление в виде системообразующих факторов саморазрушения и типов поведенческих реакций.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких ученых, как: Ю. Р. Вагина, И. И. Ветрова, Ш. Гейла, В. Г. Зазыкина, Ю. А. Зайцева, И. С. Кон, М. В. Коркиной, И. Ю. Кулагиной, А. Б. Купрейченко, А. Е. Личко, И. И. Мамайчука, Н. Н. Обозова, А. М. Прихожан, Е. А. Сергиенко, П. И. Сидорова, Е. А. Стребелевой, И. В. Ципоркиной, Л. Н. Юрьевой.
Целью данной работы является изучение личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретического материала по проблеме исследования
2. Подобрать выборку исследования
. Подобрать диагностические методики, выявляющие личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению
. Провести эмпирическое исследования, выявляющее личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.
. Подтвердить гипотезу статистически
Объект исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению.
Предмет исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.
Гипотеза исследования: существуют личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.
Методы и методики исследования: анализ литературных источников, наблюдение в процессе тестирования, тестирование, метод математической статистики. Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник Баса-Дарки.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе данного исследования могут быть использованы в кризисных, в учебных заведениях, психологических центрах при проведении коррекционных и психотерапевтических мероприятий с подростками.
Эмпирическая база исследования: 30 учащихся 6 - 8 классов и 30 учащихся 9 - 11 классов гимназии № 58.