Глава I. «Теоретические основы технологии подготовки и проведения праздничных программ в учреждениях культуры»
1.1 Раскрытие и характеристика понятия «праздничная программа»
Вся наша жизнь сопровождается множеством событий личного, коллективного и общественного характера, которые вызывают праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, родственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничном окружении знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день нам хочется насладиться праздничной атмосферой или салютом, послушать выступления известных политиков, писателей, художников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах, потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или местных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором под гитару, побродить по праздничным улицам.
Каждое общество обладает собственной спецификой в связи с историко-культурными, религиозными и социальными особенностями, географическим и геополитическим положением, а также иными значимыми факторами. Вместе с тем, в каждом обществе с давних времен существуют праздники. Они могут быть универсальными, так и присутствующими только в одной культуре, их становление может быть связано с различными обстоятельствами. Праздники всегда тесным образом связаны с важными, а иногда и переломными моментами в жизни общества. Лежащее в основе праздника событие пробуждает желание людей стать частью произошедшего, эмоционально объединиться с другими людьми, выразить свое отношение. Именно праздники всегда выступали откликом на происходящие в жизни общества события, способствовали передаче традиций от поколения к поколению, отвлекали от проблем, объединяли всех участников, помогали созидать, преобразовывать настоящее, познавать новое [7, с.34].
Культурно – досуговая программа важная часть жизни людей в настоящее время, она присутствует во всех форма досуга, так как является лучшей и удобной формой проведения свободного времени для населения.
Создавая культурно – досуговую программу необходимо проанализировать огромное количество материала. Программа должна быть основываться на предпочтении целевой аудитории, должна нести в себе не только развлекательный характер, а также и развивать культуру в личности.
Культурная программа направлена непосредственно на развитие личности, группы, общества. Ее задача быть актуальной и интересной для аудитории, так же программа должна включать в себя современные технологии.
Праздничная культурно – досуговая программа – это такая же программа, только создана она в честь какого – либо праздника или события. Основываясь на праздниках были созданы компании, которые непосредственно стали заниматься организацией праздничных программ. При потребности организации праздников были созданы технологии проведения праздничных культурно – досуговых программ.
В настоящее время праздник, как форма проведения свободного времени, играет большую роль в социально - культурном и педагогическом процессе общества. Каждая личность уникальна. Человек имеет различные качества, которые он хочет в себе развивать для духовного и нравственного роста. Так же у каждого имеются свои потребности в отдыхе, развлечение, общении, проведении свободного время с пользой. Данные потребности можно удовлетворить во время праздника.
Праздничные программы являются массовым и постоянным культурным явлением в обществе, направленные на сплочение и одухотворение людей, которые иллюстрируют нравственные, социально-культурные качества. Создается некая структура отношений, опосредованная культурными компонентами, которая выполняет социализирующую функцию в обществе. И в конечном итоге соединяет в себе рекреативную и гедонистическую функции, приносящую публике удовольствие и наслаждение.
Праздник - это особая форма, вид деятельности, который затрагивает все слои общества, имеет важные общественные функции и глубокий смысл.
Праздничная программа являются универсальной, синтетической формой художественного моделирования сюжетов, основанных на «фактах жизни» и «фактах искусства», разыгрываемых перед публикой. Данная программа обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и предполагает непосредственное вовлечение аудитории в праздничное действие. В правильно построенной праздничной программе происходит перцептивно-коммуникативный процесс, в котором человек созерцает, соучаствует и сотворчествует.
Многие исследователи в разное время пытались осмыслить феномен праздника и дать ему определение, но по сей день многозначная концепция «праздника» не имеет единой интерпретации. Представляется необходимым обратиться к словарным дефинициям.
Так, исследователь русского языка В.И. Даль дал определение понятию «праздник» как нерабочему дню, празднуемому в соответствии с уставом церкви, по случаю и в память по гражданским, местным или государственным обычаях. Это определение, по сути, являющееся верным, однако выглядит достаточно поверхностно. Тем не менее, оно содержит элемент, заслуживающий отдельного упоминания. Это обычай – непосредственная часть праздника, который представляет собой установившийся стереотипизированный привычный порядок действий, воспроизводимый в определенной социальной группе [9, с.377].
В «толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова представлено семь значений понятия «праздник»: это день или несколько дней, которые посвящены какому-либо религиозному событию, день торжества в честь какого-то выдающегося гражданского или исторического события, счастливый день, день массовых развлечений, веселье, праздник в переносном значении. Однако для темы данного исследования больше наиболее подходит следующее определение: «Официально установленный день отдыха по случаю празднования выдающихся событий» [33, с.580]. В определении Д.Н. Ушакова упоминается событие – самая важная составляющая праздника. Праздник, не имеющий событийной основы, является просто зрелищем и ничем больше. В отличие от него действо, имеющее важное событие в своей основе, становится необходимым для общества и ежегодно отмечаемым. Также упоминаются такие неотъемлемые компоненты как игры, радость и веселье.
Нельзя не отметить определения, данные еще одним известным составителем толкового словаря С.И. Ожеговым. В его словаре праздник интерпретируется как день торжества, установленный в память или честь чего-нибудь, кого-нибудь. Один или несколько дней, которые отмечает церковь в память или святого религиозного события. День развлечений и игр. День торжества и радости. Нерабочий, выходной день [28, с.301].
В данном определении, Ожегов, совместив трактовки Ушакова и Даля, акцентирует внимание, что праздник – это не рабочий, выходной день, который образован от слова «праздный», то есть вакантный, свободный, пустой. При ближайшем рассмотрении этот этимологический момент выступает в качестве необычайно важной части понимания и происхождения праздника в целом. Появление времени, которое было свободно от трудовой деятельности, позволило сформироваться представлениям о времени и его границах. Свободное от работы и наполненное собственными особенными традициями время, которое периодически возникало в жизни общества являлось «одним из первых и наиболее четко фиксируемых проявлений человеческой культуры». Как пишет Л.С. Жаркова: «досуг является свободным временем, где удовлетворяются потребности личности в приобщении к культуре» [22, с.30].
Это время представляет собой симбиоз двух сфер человеческой жизнедеятельности, таких как общение и труд. Когда повседневность и трудовая деятельность отходят на второй план, возникает специфическая атмосфера праздничного общения, регулирующая социальный организм и становящаяся элементом культурного развития (в процессе праздничных действ можно наблюдать появление эстетического восприятия, многих видов искусства). Праздники с древних времен являются важной частью культуры общества, направленной на сбалансированность труда и отдыха, удовлетворение различных потребностей личности. Они часто поддерживаются мифологией и ритуалами, особой символикой. При этом, несмотря на многовековое существование отдельных праздников, они не являются неизменным феноменом. Праздники изменяются вслед за обществом, соответствуют новым требованиям и вызовам социума, современным тенденциям и взглядам. Одновременно с этим вводятся и закрепляются новые праздники, не существовавшие ранее. Они могут как получить общественное признание, так и остаться на периферии, дополняя традиционные праздники.
Для полного раскрытия сущности праздничных программ необходимо знать основные понятия культурно-досуговой деятельности, такие как «программа», «досуг», «праздник», раскрыть содержание, принципы, функции, формы и .т д.
Профессор А. Д. Жарков в своем учебнике «Технология культурно-досуговой деятельности» дает следующее определение: «культурно-досуговая деятельность – это целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемой представленными возможностями и интересами [15, с.100].
На наш взгляд, культурно-досуговая деятельность является способом создания условий и мотивов для осуществления творческой деятельности объектом, то есть обществом, на которое она направлена. Успешность действий специалистов по созданию этих условий выражается именно в активном деятельностном характере общества, которое под воздействием учреждений культуры, отвечает своей творческой активностью.
«Культурно-досуговая деятельность, независимо от характера и сферы проявления, призвана решать важнейшие социальные цели и задачи. В их числе изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности, формирование ее общественно значимых качеств, развитие творческих способностей человека, создание благоприятной культурной макро- и микросреды, утверждение преимущества общечеловеческих культурных норм и ценностей над классовыми и сословными» [15, с.98].
Мы согласны с высказыванием профессора, так как в культурно-досуговой деятельности создаются все условия осуществления человеком своих потребностей, общения с окружающим его обществом, завязывания и укрепления общественных связей и в тоже время проявления себя как личности, через показ своих творческих, умственных способностей и мировоззренческих взглядов, которые в свою очередь могут меняться под воздействием культурно-досуговых программ.
Так же «культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально - культурной среды, окружающей его» [11, с.75] отмечает доктор педагогических наук А.Д. Жарков.
В свою очередь, профессор Г.А. Аванесова в своем труде говорит, что культурно - досуговая деятельность «означает специфическую активность людей во время досуга» [1].
Из этих определений следует, что культурно-досуговая деятельность – это процесс, который направлен на духовное, физическое, нравственное совершенствование личности, ее социализация в обществе, а так же в освоении новых знаний, разумного, полезного проведения досуга, и реализация свободного времени в жизни каждого человека.
Одной из главных целей культурно - досуговой деятельности является привлечение человека к культурной деятельности на основе творчества, которое оказывает большое влияние на его жизнь. Поэтому не маловажно рассмотреть функции, которые выполняет культурно - досуговая деятельность.
А.Д. Жарков рассматривает как одну из ведущих функций - рекреационную. «Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых» [11, с.81]. Так как культурно - досуговые программы создаются для организации отдыха , развлечения человека, его эмоциональной разрядки от трудовых будничных дел, поэтому данную функцию выделяют как основополагающую.
Другая функция, определенная профессором, тесно связанная с первой, гедонистическая. Она подразумевает, что «если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим долю самой полезности» [11, с.81]. Действительно, хороший отдых должен заключаться не в простом просмотре культурно - досуговой программы, а нести эстетически - нравственную, культурную, ценностную нагрузку, и в то же время подаваться в легкой ненавязчивой форме, понятной и интересной зрителю, на которую она ориентирована. Что бы понять, что будет интересно потенциальной публике, специалисты культурно - досуговой деятельности основываются на дифференцированном подходе, проводя исследования в обществе по его запросам и интересам.
«Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения» [11, с.81]. Во время активного досуга, находясь в культурно - досуговой среде, человек усваивает правовые и культурные нормы, приобщается к общественной жизни, и утверждается как творческая личность. Так работает функция регулятора социальных отношений между людьми в культурно - досуговой деятельности.
Помимо этих функций, не маловажной является функция разрядки напряжения, которая формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей, отождествления себя от рабочего времени, переход к свободному времени.
В совокупности с перечисленными, можно перечислить следующие значимые функции: развивающая, компенсаторная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная.
Вышеперечисленные функции взаимосвязаны и постоянно используются в технологии постановки различных культурно - досуговых программ, в особенности направленных на детей и подростков. Их роль будет рассмотрена в следующих параграфах.
Теперь необходимо более детально рассмотреть одну из составляющих культурно - досуговая деятельность – досуг.
Досуг - это возможность человека проявить себя в свободное от работы время для удовлетворения своих потребностей в культурной и духовной сферах, наладить общественные отношения, открыть и реализовать свои творческие способности.
Виды досуговой деятельности очень многообразны по содержанию, типу, отличаются по формам проведения и организации. Происходит постоянное обновление и преумножение способов культурно - досуговой деятельности, за счет рождения новых видов и форм.
Праздничная культура представляет собой сложную форму, имеющую важнейшее социальное значение, главной целью которой является общение людей. Коммуникация, причастность к определенной общности являются важной духовной потребностью человека. Существуют многочисленные личные праздников (день рождения, годовщина свадьбы и др.) но общенародные праздники более многофункциональными. Помимо непосредственно развлекательной функции, они могут служить средством единения с историей и предыдущими поколениями, способствовать созданию национальной общности и др. Постановка и организация праздника представляет собой сложный процесс, требующий участия всех членов постановочной группы.
Праздничная программа одна из видов культурно -досуговой деятельности, имеющая свои особенности. Для того что бы раскрыть сущность понятия "праздничная программа" для начала необходимо определить, что такое праздник.
Одним из распространенных форм культурно - досуговой деятельности является «праздник».
Изучением праздника как социально-культурного явления занималась доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно - досуговой деятельности, Алена Анатольевна Жаркова. В своем научном труде «Технология организации праздничных программ» А. А. Жаркова рассматривает историю возникновения различных праздников, их функции, и на основе личного опыта описывает технологию постановки праздничных программ.
По определению А.А. Жарковой «праздник - это особое состояние души организатора, участника и зрителя, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события» [20, с.4].
Во время праздника происходит единение субъектов (организаторов) и объектов (зрителей) культурно - досуговой программы, в которой последние участвуют и творчески действуют в рамках заданных специалистами сюжетов, и становятся так же ее субъектами. Это обусловлено перцептивно-коммуникативным процессом, который происходит в каждой правильно составленной культурно - досуговой программе. Профессор А.Д. Жарков отмечал, что «высокохудожественные культурно - досуговые программы, их эмоционально-выразительная форма вызывает у воспринимающего субъекта – объекта состояние «сотворчества» [11, с.103].
Праздничное время нацелено на сближение и общение людей, поэтому, специалисты каждый раз должны создавать такие программы, которые привлекут как можно большее количество людей, желающих участвовать в коммуникативном процессе, и наполнить программу информацией, которую каждый зритель поймет, воспримет, перенесет через себя, в свою очередь будет готов к действию и саморазвитию.
Режиссеры праздников выполняют важную миссию по возрождению самой сути праздника, заложенной в русской культуре еще с эпохи Древней Руси. На сегодняшний день очень важным является возрождение и укрепление традиций русской культуры, а не погоня за модой, новыми технологиями и формами, часто заимствованными из западной культуры. Ведь история предков содержит все самое гениальное, а в нашу задачу входит не только почитание своей истории и культуры, но и ее передача следующим поколениям. Традиции, культура, история, искусство из моды не выйдут никогда, это то, что остается навсегда.
При этом следует отметить, что определенные трансформации не только являются неизбежными, но и полезными. Общество является динамичной системой, постоянно развивается не только благодаря появлению новых технологий, но также и благодаря переосмыслению накопленного опыта поколений, появлению новых идей, получению новых вызовов, развитию международных отношений и др. Важным является не просто сохранение праздника в оригинальной форме, что в отдельных случаях невозможно по ряду причин (кардинальное изменение жизни общества, отсутствие достоверных источников, описывающих специфику празднования), а выделение значимых для общества ключевых черт праздника, объединение современного общества.
«Праздник является формой культурно - досуговой деятельности, в которой с особой наглядностью выявляются её механизмы, в первую очередь-система ценностей» [20, с.11], отмечает А.А. Жаркова.
На наш взгляд, духовная культура, выраженная в различных видах искусства: в песнях, танцах, драме, в устном народном творчестве, поэзии, которые хранят, оберегают и передают из поколения в поколение, является фундаментом, который и определяет систему ценностей праздника.
Праздник способствует сохранению народных, культурных ценностей, и их транслированию нынешнему поколению, для их связи с предками и будущей передаче следующим поколениям. Таким образом, праздник является постоянным связующим звеном между людьми.
А.А. Жаркова в своем учебном пособии пишет, что «народный праздник - общественное явление, отражающее жизнь человека и общества. Поэтому, праздник и празднества можно назвать духовными ценностями, способствующие развитию человека и человечества в целом.
История развития цивилизации наглядно свидетельствует о том, что праздник, приобщая людей культурным ценностям и достижением, всегда был и остается эффективным средством воздействия на человека» [20, с.9].
Мы считаем, что основной целью праздника, является формирование воспитывающей среды, в которой осуществляется развитие позитивных, межличностных отношений, понятие общечеловеческих ценностей. Если рассматривать понятие праздника с другой стороны – это объединение общества в определённой среде.
Праздник является поводом для общения, объединения совершенно незнакомых людей, некой мотивацией, которая действует на индивида без принуждения. Во время празднества появляется дух единства, который все больше пробуждается во время грамотно построенной праздничной программы.
«Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей.» [20, с.5].
Раскрывая понятие «интеграция», означающее процесс объединения частей в целое, следует, что определение, данное профессором Жарковой А.А., является точным в описании функции праздника, так как именно в нем происходит единение людей, как частей общества в единое целое.
Дадим краткую характеристику разновидности праздников:
- государственные - это праздники, официально установленные Указом Президента РФ и утвержденные в Трудовом Кодексе как нерабочие выходные дни.
- религиозные - это знаменательные дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях из жизни святых и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами.
-народные – праздники, основанные на поверьях и обычаях, свойственных обычно простому народу.
- семейные – это праздники годового календарного круга, которые связанны с крупными событиями в семье, изменяющими ее статус, уклад жизни, внутреннюю структуру.
- детские – праздники, целевой аудиторией которых, являются дети.
- профессиональные – это праздники, посвященные специалистам различных профессий.
Для того что бы праздники в полной мере выполняли свои социальные функции, специалисты культурно - досуговой деятельности создают праздничные программы, а учитывая разнообразность потребностей посетителей, и их различие по возрасту, полу, профессиональным качествам, праздничных программ в учреждении культуры на один праздник может быть несколько. В другом случае, учитывая специфику того или иного праздника, программа может создаваться только для одной из предполагаемых категорий граждан. Так, например, праздничную программу на День учителя целесообразно разрабатывать именно для взрослых людей, связанных со сферой образования, так как это профессиональный праздник и проводить его в форме концерта. Однако, следует отметить, что в актерском составе, исполнителями песен, стихов, танцевальных номеров могут быть не только взрослые, но и дети.
Разобраться в сущности понятия праздничная программа, можно через общее определение культурно-досуговой программы и ее сопоставлении с праздником.
Согласно определению Тихоновской Г. С. «культурно–досуговая программа является одной из самых распространенных форм социально-культурной деятельности. Диапазон её функционирования достаточно широк: она выступает самым существенным результатом деятельности, в первую очередь, традиционных учреждений культуры – клубов, домов и дворцов культуры, культурно-досуговых центров творческого развития детей и взрослых, парков культуры и отдыха, культурно-исторических комплексов, профилированных учреждений культуры – домов литератора, музыки, актера и других, Кроме этого, культурно–досуговая программа находит своё воплощение в туристической и рекламной деятельности, в среде общего и дополнительного образования и, как правило, культурные программы выступают дополняющей культурной функцией в период проведения международных, государственных, региональных симпозиумов, фестивалей, форумов, конкурсов, спортивных состязаний» [31, с.6].
Основываясь на данном определении, мы можем утверждать, что культурно-досуговая программа является постоянным механизмом культурного и творческого развития общества. Область ее применения позволяет воздействовать целенаправленно на различные слои общества, для эффективного взаимодействия субъекта и объекта культурно-досуговой деятельности.
После проведения праздника обязательно необходимо подведение итогов и анализ его проведения, позволяющий сформировать у участников самокритичность, ответственность за порученное дело, умение принимать критику со стороны коллег, оценивать свою и чужую деятельность. Качество подготовки следующего праздничного действия во многом зависит от качественного анализа уже проведенной праздничной программы. Если при анализе выявляются ошибки, недостатки, следует предусмотреть возможные меры, устраняющие их повторение. Обратная связь важна при проведении всех мероприятий независимо от их вида, уровня, повторяемости события. Важно выделение и сильных сторон проведенной праздничной программы. Мы считаем, что следует концентрироваться не только на предотвращении ошибок, но и воспроизведении удачных аспектов. При этом необходимо отличать объективную критику от субъективной.
Таким образом, в последние годы происходит перестройка праздничной культуры. Уменьшается значение праздника как времени отдыха. Выделяются следующие основные виды массовых мероприятий: разовая досуговая программа; конкурсно-игровая программа на заданную тематику; игровая программа; театрализованная игра; зрелище; праздник; длительная досуговая программа. Основными этапами технологического процесса культурно-досуговой программы являются: анализ обстановки, формулировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.
Искусство праздника, зрелища, представления является искусством гражданского пафоса, целенаправленности и высоких идей, которое в то же время требует ассоциативности, яркой образности, смелого, оригинального творческого замысла. Неповторимость, оригинальность замысла в искусстве массовых представлений является первым залогом успеха и заинтересованности аудитории.