Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Равзвитие ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ

rock_legenda 696 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2022
Противоречие. Можно выделить существующее противоречие между необходимостью воспитания ловкости и гибкости у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики воспитания данного психофизического качества в подвижных играх, с другой. Это определило тему нашего исследования. Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания ловкости и гибкости у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в подвижных играх? Данная проблема определила тему курсовой работы –«Развитие ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Объект исследования– процесс развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Предмет исследования–психолого-педагогические условия, методы и средства, способствующие развитию ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Гипотезаисследования-обучение ловкости и гибкости в детских садах для детей с ограниченными возможностями возможно как в группах, так и при осуществлении игры на свежем воздухе. Для этого требуется соблюдение следующих педагогических условиях: роль лидера в обучении физическим упражнениям с учетом моделей обучения двигательным навыкам и пошагового обучения физическим упражнениям, обеспечение передачи двигательного опыта детей в игре; систематическая и последовательная работа над компонентами ловкости: осведомленность о физических упражнениях и их постепенном обучении.; скорость усвоения новых движений; координация действий двигателя; реакция на сигнал; выбор игр на свежем воздухе, которые оптимальным образом способствуют воспитанию ловкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями; использование сложных техник для воспитания ловкости в играх на свежем воздухе с учетом анатомических, физиологических и психологических потребностей детей. Задачи исследования. 1. Раскрыть проблему развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности физического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 3. Проанализировать методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 4. Экспериментально исследовать эффективности, развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ детский сад № 340. 5. Составить программу развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методологические основы исследования.Проводится анализ: философские утверждения о человеке как о высшей ценности социального развития; работа ученых из страны и за рубежом в области психологии, педагогики, физиологии, теории и методологии физического воспитания и других наук об историко-культурном подходе, ориентированном на личность, на деятельность по изучению движений, на особенности формирования двигательных навыков у детей. Рассматривается роль игр на свежем воздухе в воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Методы исследования.Анализ литературы по теме исследования, эксперимент: контрольный, формирующий, констатирующий. Методики исследования.Тест «Наклон туловища вперед из положения стоя», Тест «Мостик», Тест«Координационные способности. Сохранение равновесия». Экспериментальная база исследования.МАДОУ детский сад № 340, расположенный по адресу: Тверская ул., 4А, Казань. Дети старшего дошкольного возраста: 15 детей (9 девочек и 6 мальчиков), с ОВЗ. Теоретическая значимость исследования.Проанализирована проблема развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Раскрыты особенности физического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Изучены методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость исследования.Полученные в ходе исследования результаты можно использовать в работе воспитателей, специалистов, осуществляющих работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Родителям, воспитывающим детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Преподавателям и студентам, обучающим по специальности дошкольное образование, коррекционная педагогика. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы. Работа изложена на 58 страницах и содержит 35 ключевых источников, 10 таблиц, 4 рисунка и 3 приложения.
Введение

Актуальность исследования.Для современного общества одной изосновных задач является воспитание здорового подрастающего поколения с высоким уровнем физических качеств. Это неоднократно подчеркивали в своих исследованиях М. С. Казаков, В.И. Лях, Л. В. Менхин, Л.П. Орлов, А. А. Семкин и др. Необходимо обеспечитьоптимальную реализацию двигательной деятельности, направленную на всестороннее гармоничное развитие в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Огромное значение для любого человека имеет разносторонне развитие физических способностей, что обусловлено возможностью их применения в абсолютно любой сфере человеческой деятельности, например, в трудовом процессе, в различных условиях среды. Особенно важно значение они имеют для детей, значимость их развития усиливается и в виду того, что здоровье детей в нашей стране на современном этапе становится на высочайший уровень и, следовательно, оно является большой ценностью, а также существенным условием для полноценной жизни в будущем. Хорошее и крепкое здоровье вкупе с отлично развитыми физическими качествами способствуют достижению высокого уровня развития физических качеств. Для формирования и развития практически всего спектра двигательных способностей наиболее сензитивным (благоприятным) является возраст до поступления в школу. Именно в дошкольный период закладываются основы двигательной культуры, приобретаются новые двигательные навыки, а также быстро и спешно разучиваются до этого неизвестные упражнения. Если обратиться к исследованиям ученых, то они свидетельствуют о том, что практически любые показатели двигательных способностей ребенка показывают значимые темпы прироста. Особое значение для гармоничного развития дошкольников с ОВЗ играет гибкость тела, которая «определяется состоянием позвоночника, всей системы опорно-двигательного аппарата и отражает способность ребенка выполнятьдвижения с заданной амплитудой. Высокий уровень этих качеств обусловливается устойчивостью нервных процессов и защитных механизмов организма, хорошим резервом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-психической устойчивостью к влиянию разнообразных раздражителей». Актуальность вопросов, посвященных формированию гибкости у детей не теряет своей остроты до настоящего времени. Ухудшение состояния здоровья детей, увеличение роста нарушений опорно – двигательного аппарата на 40 - 45 % вынуждает педагогов искать новые эффективные технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ. Внедрение систематизированных упражнений и игр в развитии гибкости для детей младшего дошкольного возраста существенно увеличивает потенциал развития гибкости. Поэтому нужно использовать ритмическую гимнастику, элементы из спортивных игр и подвижных игр, детскую йогу и др. В процессе игрыдети, не замечая этого, овладевают различными скоростными и другими качествами, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются. Развитию гибкости способствует также и формирование других качеств - силы, координации и выносливости, хорошей работы нервных окончаний и нейронов. Одним из важнейших психофизических качеств ребенка, возникающих в период дошкольного образования, является ловкость. Ловкость - это качественный сложный комплекс, в значительной степени обусловленный центральными нервными воздействиями, в зависимости от пластичности корковых нервных процессов, заключается в способности различать ритм, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей среды и, в меньшей степени, в зависимости от морфологии и биологических влияний. Степень разработанности проблемы. Данную тему в своих исследовали ряд различных авторов. Ануфриева Д.А., Иванова Л.Ю., Шинкарёва Н.А. рассматривала развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр. Вялова Н.В., Новикова Ю.С., Зиновенко О. А., Коркина Л. П., Кузнецова Ж. В., Матюшина Е. В. считали, что подвижные игры и игровые упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Зорина С.Д. анализировала в своих работах развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Лукина Е.А., Дунаев К.С. предлагали развивать гибкость у детей с 5-6 лет с использованием статических упражнений.
Содержание

Введение 3 I. Теоретические основы развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 8 1.1. Проблема развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8 1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14 1.3. Методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 17 II. Экспериментальное исследование эффективности развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 22 2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик 22 2.2. Программа развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 25 2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования 29 Заключение 40 Список использованной литературы 43 Приложения 49
Список литературы

1. Ануфриева, Д.А. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр / Д. А. Ануфриева // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации.сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции: в 4 частях. –2017. –С. 69-71. 2. Бутко, Г.А. Физическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Г. А. Бутко. – М.: Национальный книжный центр, 2020. – 208 с. – (Специальная психология.) ISBN 978–5–4441–0258–9 3. Вялова, Н.В. Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Вялова, Ю. С. Новикова // В сборнике: Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования.сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2017. – С. 60-63. 4. Ершова, Е.Н. Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры / Е. Н. Ершова // Педагогический форум. – 2018. – № 1 (1). – С. 177-179. 5. Зиновенко, О.А. Игровой стретчинг как средство развития гибкости старших дошкольников / О. В. Зиновенко // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием. Отв. редакторы Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова; Арзамасский филиал ННГУ. – 2018. – С. 103-106. 6. Зорина, С.Д. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста / С. Д. Зорина // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права». – 2019. – С. 272-277. 7. Иванова, Л.Ю. Актуальность проблемы развития ловкости старших дошкольников / Л. Ю. Иванова, Н. А. Шинкарева // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. III Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 328-330. 8. Козырева, Л.А. Развитие двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста / Л. А. Козырева // Обучение и воспитание: методики и практика. –2016. –№ 4. – С. 8-12. 9. Коркина, Л.П. Подвижная игра как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста / Л. П. Коркина // В сборнике: Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации.сборник материалов II Межвузовской научно-практической конференции (с международным участием) и круглого стола Института педагогики и психологии образования. Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Москва, 2020. – С. 18-24. 10. Кузнецова, Ж.В. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений на физкультурных занятиях / Ж. В. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5 (54). – С. 22-23. 11. Лукина, Е.А. Развитие гибкости у детей с 5-6 лет с использованием статических упражнений / Е. А. Лукина, Д. С. Дунаев // В сборнике: Актуальные вопросы теории и методики физической культуры и спорта. Сборник материалов l научно-практической конференции. Министерство спорта Российской Федерации, Московская государственная академия физической культуры, Факультет магистерской подготовки. – 2020. – С. 114-116. 12. Матвеева, Т.Ю. К проблеме развития ловкости у детей 5-6 лет в соревновательных играх / Т. Ю. Матвеева, Л. Л. Ильина // Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педагогический аспект. Ответственный редактор - кандидат педагогических наук, доцент Т. Н. Семенова. – 2016. – С. 29-32. 13. Матюшина, Е.В. Физические упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Матюшина // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов. Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 26-27. 14. Мещерягина, Ю. Развитие ловкости у детей 5-7 лет в процессе дифференцированных подвижных игр / Ю. Мещерягина, Г. Ильина // Новая наука: От идеи к результату. – 2016.– № 3-2 (72). – С. 98-101. 15. Митрофанова, Г.Н. Особенности и условия развития гибкости в процессе воспитания детей дошкольного возраста / Г. Н. Митрофанова, К. В. Волгина // Методы и механизмы компетентностного подхода в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. –С. 72-75. 16. Патрушева, З.В. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей шестого года жизни/ З. В. Патрушева, О. А. Галкова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 ч.. – 2018. – С. 253-255. 17. Патрушева, З.В. Фитбол –гимнастика как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста / З. В. Патрушева, Г. А. Касаринская // Новые педагогические исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 170-172. 18. Расстанова, Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е. А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 9 (20). – С. 43-45. 19. Сварковская, Л.А. Результаты изучения развития ловкости и координации движений у детей шестого года жизни / Л. А. Сварковская, И. И. Герус // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 217-220. 20. Сыроватская, А.Ф. Физическое воспитание дошкольников / А. Ф. Сыроватская // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы VII международной научно-практической конференции. Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. – 2017. – С. 767-769. 21. Талибуллина, Д.Х. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей дошкольного возраста / Д. Х. Талибуллина // Саморазвитие в педагогике и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 80-83. 22. Туласынова, Н.Ю. Развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового стретчинга / Н. Ю. Туласынова, Н. Г. Гоголева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 12-4 (102). – С. 120-123. 23. Холодова, Е.В. Развитие ловкости у детей шестого года жизни в народных подвижных играх / Е. В. Холодова // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. –2019. – С. 177-179. 24. Шарикало, Н.А. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление в физическом воспитании / Н. А. Шарикало // Здоровье для всех. – 2017. – № 2. – С. 43-47. 25. Швалева, Т.А. Современные подходы в развитии ловкости у дошкольников / Т. А. Швалева, А. В. Фоминых // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 5 (66). – С. 42-44. 26. Шинкарёва, Н.А. Особенности развития ловкости у мальчиков и девочек 6-го года жизни / Н. А. Шинкарева, Л. Ю. Рябикова // В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Отв. ред. А.В. Горбенко. – 2015. – С. 111-114. 27. Быкова, Е. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста / Е. В. Быкова – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/ library/2012/12/19/razvitie-gibkosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta - 29.03.2021. 28. Евсюкова, И. Гибкость детей дошкольного возраста / И. Евсюкова. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/gibkost-detei-doshkolnogo-vozrasta.html - 29.03.2021. 29. Каменская, И. Методика занятий для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста / И. Каменская. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-metodika-zanjatii-napravlenyh-na-razvitie-lovkosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html – 29.03.2021. 30. Камышан, Л. Развитие физических качеств детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр / Л. Камышан. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-fizicheskih-kachestv-detei-s-ovz-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-podvizhnyh-igr.html - 29.03.2021. 31. Конспект физкультурного занятия для детей с ОВЗ (старшая группа) – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-fizkulturnogo-zanyatiya-dlya-detej-starshej-gruppy-s-ovz-4229216.html - 29.03.2021. 32. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости – Режим доступа: https://studbooks.net/744206/turizm/kontrolnye_uprazhneniya_testy_opredeleniya_urovnya_razvitiya_gibkosti - 29.03.2021. 33. Мониторинг физического воспитания детей – Режим доступа: https://mdou30.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/novokshonova_o_i_/kr__shap__burat__dyuym_testi.pdf - 29.03.2021. 34. Ульянова (Матвеева), И. Н. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-эстафет / И. Н. Ульянова (Матвеева). – Режим доступа: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-razvitie-lovkosti-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvam-igr-estafet-4634541.html - 29.03.2021. 35. Шапошникова, Е. Н. Особенности физического развития детей с ОВЗ / Е. Н. Шапошникова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/03/14/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detey-s-ovz - 29.03.2021.
Отрывок из работы

I. Теоретическиеосновы развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Проблема развития ловкости и гибкости детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Достижения современной науки и техники в преобразовании условий жизни и деятельности человека оказывают влияни на социальный порядок общества в сфере физического воспитания. Эти изменения касаются не столько количественной, сколько качественной стороны. Благодаря таким психофизическим качествам, как ловкость и точность движений, их быстрота, последовательность и экономичность, все большее значение приобретает хорошо развитая кинестезия. Двигательная активность человека очень разнообразна, поэтому процесс физического воспитания направлен на развитие логических и осознанных движений в детском саду, совокупность двигательного опыта и сознательного использования в повседневной жизни [10]. Мы соглашаемся с высказываниями следующих экспертов Н. А. Бернштейна, В. С. Фарфеля, И. М. Туревского, в их исследованиях ловкость гарантирует успех в определенных видах деятельности, где нужно быстро понимать и контролировать свои действия,координировать свои действия, адаптироваться к непредвиденным задачам. В аспекте рассматриваемой проблемы очень актуальны работы следующих авторов: П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, М. М. Кольцова, А. С. Лорда, В. Ф. Фафеля и др. Роль умственной деятельности в физических упражнениях дети детского сада раскрыты в исследованиях М. П. Голощекина, Е. С. Видчковского, А. В. Кенемана, Е. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой и др. И. М. Сеченова. Овладение ловкостью является важной составляющей умственной деятельности, и, для начала, лучше всего овладеть процессом физических упражнений, благодаря чему очаг возбуждения в нервных центрах, связанный с работой мышц, приводит к активному подавлению центров, которые являются большой нагрузкой в процессе работы ума, и тогда он будет выполнять физические упражнения, при этом умственная работоспособность быстро восстановится. Ловкость - это способность быстро осваивать новые движения, быстро реорганизовывать действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся среды [3]. Анализ научной литературы и практики показал, что в настоящее время существует неопределенность в понимании термина «ловкость»: - А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, Н. Ф. Симфин определяют ловкость как физическое качество сложный[4]; - И. М. Туревский, Т. В. Артаманова проводили анализ ловкости, с точки зрения умственных способностей и двигательных комплексов [6]; - А. А. Гузловский, В. И. Лях, Г. А. Решетнев отмечают ловкость с координационными способностями [20]; - Ю. Ф. Змановский считает, что ловкости вообще не существует. Работы Н. А. Бернштейна представляют несомненный научный интерес. Н. А. Бернштейн определяет ловкость и определяет ее важные характеристики: ловкость - это способность совершать движения, выходить из любой ситуации, то есть способность справляться с любой задачей, возникшей у двигателя. Большое значение имеет аспект проблемы, рассматриваемый в работах В. С. Фарфеля и Л. П. Матвеева, который характеризуют ловкость как способность быстро учиться и в соответствии с требованиями меняющейся среды быстро восстанавливать свою двигательную активность. Ловкость определяется как неотъемлемая часть координационных способностей воздействия. Ю. Ф. Курамшин обращает внимание на различия между координационными способностями и ловкостью. Координационные способности выражаются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и симметрией движений а ловкость - в действиях, где нет не только регулирования движений, но и присутствует элемент внезапности, неожиданности, который требует изобретательности, скорости, переключаемости движений. Для развития ловкости необходимы сложные упражнения и условия координации, которые должны включать изменение темпа или скорости движения, методы выполнения, использование в упражнениях предметов разной формы, текстуры, веса; выпрыгивание из исходного положения, стояние спиной к направлению движения, использование необычных исходных положений; быструю смену различных заданий; выполнение самостоятельных действий, координируемых рядом участников. Можно использовать упражнения, в которых дети прилагают усилия для поддержания равновесия: качаются на качелях, надевают кольца, надевают носки для ходьбы и т. д.[28]. При выполнении основных движений, в играх на свежем воздухе, спортивных упражнениях необходима ловкость. Она сочетает в себе множество двигательных качеств. Е. Н. Вавилова считает необходимым умение выполнять все основные движения, спортивные упражнения и игры на свежем воздухе [4]. Т. А. Тарасова, в свою очередь, считает, что развитие ловкости при условии пластичности нервных процессов, способности чувствовать восприятие самих движений и окружающей среды [24]. Д. В. Хухлаева отмечает, что регулярное изучение новых упражнений с детьми приводит к развитию ловкости. Тренировка повышает ловкость нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность осваивать новые, более сложные упражнения [16]. Двигательные умения и навыки, которые были сформированы у детей до семи лет, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в будущем достигать высоких результатов в спорте. Гибкость - это способность человека выполнять движения большой амплитуды. Гибкость дает каждому человеку возможность отточить контроль над своим телом, способность чувствовать его, находиться с ним в постоянном контакте. Гибкость дает свободу движений, их легкость, способность концентрировать силы собственного тела и возможность расслабиться. Гибкий человек обладает движущая сила - основа любой разумной и сознательной деятельности. Люди, которым не хватает гибкости, - это слабая способность мышц координировать себя во время движения. Негибкие дети тратят гораздо больше энергии и быстрее устают [7]. В ряде видов спорта и промышленных видов деятельности гибкость является фактором успеха. Гибкость позволяет изучать лучшие и более быстрые методы выполнения движений, значительно экономичнее в скорости, силе и других соответствующих физических характеристиках и, таким образом, достигать эффективных результатов на практике. Гибкость - наиболее успешная форма в физических упражнениях с большим диапазоном движений. В то же время недопустимо, чтобы дети школьного возраста приводили к чрезмерному развитию гибкости, что приводило к чрезмерному растяжению сухожилий мышц и волокон, а иногда и к необратимым деформациям структур суставов, которые могут возникать при слишком интенсивных упражнениях, направленных на развитие гибкости. Общая гибкость тренируется в процессе выполнения ряда различных упражнений, направленных на общее физическое развитие. Среди них есть множество упражнений, развивающих гибкость в суставах, которые состоят из различных ударов, поворотов, наклонов с максимальной амплитудой. Особая гибкость в развитии в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность суставов у конкретного человека [9]. Основными видами гибкости в динамическом содержании являются гибкость, проявляющаяся в произвольных движениях самого человека, и статическая гибкость, которая формируется при фиксированных положениях тела. Существует также разница между активной и пассивной гибкостью. Оперативная гибкость и гибкость, которая требует дополнительных усилий и не обязательно связана с мышечной силой, которая, в свою очередь, обусловлена необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от оперативной гибкости, которая направлена на растяжение мышц, пассивная гибкость направлена на повышение эластичности суставов на связочном аппарате. Плотность суставного связочного аппарата намного выше, чем плотность мышц, и человеку довольно сложно развить такую гибкость. В этом отношении пассивная гибкость определяется как гибкость, которую нужно выделить под влиянием внешних сил [32]. В теории физической культуры также учитывается особая и общая гибкость. Общая гибкость относится к гибкости всех суставов, которые позволяют выполнять различные движения с максимальной амплитудой. В частности, гибкость в максимальной подвижности отдельных суставов, которая определяет эффективность любого вида деятельности. По анатомической особенности проявления гибкости можно выделить гибкость плечевых суставов, шейных позвонков, поясничной и грудной частей позвоночника, коленных, голеностопных и тазобедренных суставов. Гибкость разных суставов имеет разные значения. Максимальная нагрузка - это падение чаще всего на тазобедренные суставы и поясничную часть. При обучении гибкости вы должны обращать внимание на все различные типы, в то же время сосредотачиваясь на упражнениях, особенно для определенного вида деятельности. Для успешного развития такого физического качества, как гибкость, необходимо учитывать возрастные особенности детей. По достижении начального школьного возраста дети будут развиваться на поворотах позвоночника, и многие из них получат достаточный компенсаторный поясничный лордоз. В связи с этим у школьников нарушилась осанка, что проявляется в том, что при ходьбе живот сильно выдается вперед. Правильное использование специальных упражнений способствует коррекции осанки. У детей младшего школьного возраста мышцы еще недостаточно сформированы, неравномерное развитие отдельных групп мышц. Повышенный расход энергии, высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичные мышечные усилия могут привести к быстрому утомлению детей. Поэтому любая физическая активность должна быть «дробной», часто с перерывами на отдых [5]. Механизмы регуляции дыхательной и сердечнососудистой систем еще недостаточно сформированы у школьников. Частота сердечных сокращений увеличивается даже при умеренных физических нагрузках, артериальное давление испытывает большие колебания, дыхание неглубокое и быстрое. При этом основные двигательные качества формируются хаотично и в зависимости от состояния функциональных систем и двигательного опыта ребенка. Особенность школьного возраста в взаимосвязи между повышением индивидуальных физических характеристик, явно положительным переносом в развитии нормы на других людей. Следовательно, развитие физических характеристик напрямую зависит от умственной деятельности на протяжении всего дошкольного периода. 1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост иразвитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костномышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций дыхания способствует развитию сердечнососудистой системы, и наоборот. Формирование движений, моторики ребенка – один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей. В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения – синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ногне согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать – ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела. Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Овладение навыками прямохождения у них происходит значительно позже, чем у детей этого же возраста с нормальным интеллектом. Многие дети с ОВЗ в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью действий или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице, у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать. Также, у детей с ОВЗ, отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев), не формируется ориентировочная реакция [3]. К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности - игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни. Развитие движений ребенка зависит от его деятельности и мотивов, которые побуждают его действовать. При совершенствовании физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, какими способами он их приобретает. В раннем возрасте нормальный ребенок делает большие успехи в овладении двигательными навыками. Этот период является значимым в развитии моторики ребенка, так как необходимо, чтобы двигательный аппарат подчинялся произвольному выполнению двигательных задач. На третьем году жизни у ребенка формируются новые способы движений - это бег и прыжки, которые становятся доминирующими в дошкольном возрасте [9]. Развитие основных движений не является простым результатом созревания соответствующих нервно-физиологических механизмов. Овладение движением - это процесс, происходящий в ходе практической деятельности ребенка, особенно это важно для развития более тонких и точных движений пальцев рук. Появление условно-рефлекторных движений, где задействованы движения пальцев рук и ладони, в зависимости от размера, свойств и характера предметов, отражает не только совершенствование двигательной функции руки, но и происходит усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка [4]. 1.3 . Методы и средстваразвитияловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость,гибкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств. Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы воспитания и обучения аномальных детей: - единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; - учет генетического хода развития нормально развивающихся детей; - учет сенситивных периодов в развитии; - учет актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребёнка; - развивающий характер обучения. Методическое обеспечение лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие аномальных детей основывается на следующих принципиальных положениях: 1. На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективен индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку ребенок беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых. 2. На последующих этапах используется индивидуально-групповой метод занятий (наполняемость группы 3-6 человек). Это даёт возможность педагогу уделять достаточное внимание каждому ребенку, но при этом не игнорировать и групповые двигательные взаимоотношения. Для использования этого метода целесообразно применение метода «однородной группы», когда детей объединяют в относительно сходные подгруппы по нозологии, степени нарушений психомоторики, сопутствующих нарушений развития, возрасту и т.д. 3. Дальнейшая социализация ребёнка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно-воспитательного процесса. Однако и здесь индивидуальный подход к ребёнка сохраняет свое значение, а поэтому целесообразно говорить о коллективно-индивидуальном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7-12 человек. Положительными моментами группового метода являются формирование двигательных и других взаимоотношений между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми без этого невозможно дальнейшее достижение эффекта социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан, значительно больше возможностей в плане воспитания необходимых личностных качеств, возможностей использования подражательных реакций, соревнования и др. 4. На занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста основным является игровой метод, посредством которого реализуется основополагающий принцип коррекционной работы, как «коррекция движением через игру». Занятие строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, игр-заданий, упражнений-игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач. 5. Важное значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет метод повторно-кольцевого построения занятий, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом занятии коррекционные упражнения (двигательные режимы) должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития здорового ребенка первого года жизни: от поз лежа на спине к пересаживанию, вставанию на четвереньки и т.д. 6. Также крайне важен для аномальных детей метод предметно-практического взаимодействия детей в процессе занятий. Положительными моментами его являются конкретность, познание свойств материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способов их действия), определенная конечная результативность предметного действия и др. 7. Кроме перечисленных выше основных методов, необходимо иметь в виду также новые перспективные специфические методы работы с данным контингентом детей: - метод музыкально-ритмической терапии, использование соответствующих возрасту звуковых и музыкальных режимов; - метод цветовой терапии (использование оборудования и инвентаря в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в плане особенностей зрительного восприятия детей раннего возраста); - метод аналогий с животным и растительным миром (известные образы животных, типичные позы, двигательные повадки); - двигательных наметод коррекции рушений в водной среде. На развитие физических качеств дошкольника с ОВЗ оказывают влияние различные средства (виды физических упражнений) физического воспитания. По мнению Степаненковой Э. Я., эффективным средством развития ловкости и гибкости являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями, или наоборот со снижением требований. Большое место в развитие ловкости и гибкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещённое движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», отношения к «Школе мяча». Для оптимального развития гибкости и ловкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ используются упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок опорно-двигательного аппарата. Они выполняются с широкой амплитудой и наибольшего эффекта достигают при систематическом их применении в комплексах утренней гимнастики (наклоны и выпрямление туловища, полуприседания и др.) движения (верхними и Нижними конечностями из разных исходных положений). При выполнении этих упражнений дошкольникам с ОВЗ желательно давать определённую целевую установку: коснуться мячом, палочками флажков, пальцами рук пола, не сгибая ног в коленях, выполнить мах ногой с касанием носком ладони руки и др. Упражнения на гибкость и ловкость, выполняемые с конкретной целевой установкой повышают активность и сознательность дошкольников всех возрастных групп, стимулируют их большему проявлению своих двигательных способностей. Помимо общеразвивающих упражнений совершенствованию гибкости и ловкости в определённой степени способствуют прыжки, метание, лазанье, а также разнообразные танцевальные движения с музыкальным сопровождением. Однако необходимо учитывать, что подвижность в суставах увеличивается при повышенной температуре мышц в результате работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности). Перед выполнением упражнений для развития гибкости и ловкости необходимо разогреться. Поэтому указанным упражнениям должны предшествовать движения, способствующие разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей. Разработана методика использования стрейчинга в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [13]. Стрейчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребёнка в рабочий ритм. Этому способствует сочетание выполнения движения словом (В. А. Сегаль). II. Экспериментальное исследование эффективностиразвития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик Изучение уровня развития ловкости и гибкости у детей старшего дошкольноговозраста (6-7 лет) велось посредством проведения педагогического исследования. Данный эксперимент производился в 2020 году и осуществлялся на базе МАДОУ детский сад № 340, Тверская ул., 4А, Казань. У детей данного группы отмечаются нарушения слуха. Экспериментальная работа по исследованию состояния гибкости и ловкостидетей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась с участием 15 детей (9 девочек и 6 мальчиков), имеющих одинаковый уровень физической подготовленности. Педагогическое исследование проводилось автором в несколько этапов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg