Глава 1. Анализ теории и практики организации физической культуры и спорта в Российской Федерации
1.1 Исторический опыт организации физической культуры и спорта в Российской Федерации
Интерес исследователей к развитию физической культуры и спорта, к истории их становления, проявляется на протяжении довольно длительного периода времени. Вероятно, интерес вызван общегосударственной политикой, один из приоритетов которой – активизация действий, направленных на развитие полноценной личности.
История развития физической культуры и спорта начинается с тех времен, когда челок впервые задумался не о своем здоровье, а о своей внешности, когда его стала привлекать красота атлетически сложенного тела. И только потом были сделаны выводы о крепости здоровья атлетически сложенных людей. Люди потянулись к занятиям спортом. Спорт (англ. sport, сокращение первоначально disport — игра, развлечение) – система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; имеет целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях; составная часть физической культуры .
Но заглянем не в такие уж далекие времена. Октябрьская революция 1917 г. освободила крепостную Россию от царского гнета. Россия вступила в новую эпоху своего существования. Полуразрушенная Россия и её многострадальный, голодный, ослабленный и неграмотный народ начинали строительство нового, светлого и счастливого будущего. Одним из этапов этого строительства было развитие спорта. В.И. Ленин говорил: «В нашей трудовой стране нужны миллионные армии физически крепких людей, людей воли, мужества, энергии, настойчивости. Им принадлежит будущее, их руками будет завоёвываться право на строительство новых основ человеческого общества» . Спорт становится «помощником жизни». Он помогает открывать красоту человека, испытывая и закаляя его мужество, самообладание, волю, характер.
Господство коммунистической идеологии в физкультурном движении России утверждалось с первых дней существования молодого советского государства. Уже в начале 1918 г. создается Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). Органы Всеобуча возглавлял Николай Ильич Подвойский . Оратор–трибун, он умел не просто агитировать за физкультуру и спорт, но и убеждать, ибо сам был настоящим физкультурником. Н.И. Подвойский проявил кипучую энергию, целеустремленность, широту мышления, когда ему было поручено руководство военной и физической подготовкой молодёжи.
Спорт, как указывалось ранее, является составной часть физической культуры. Физическая культура – это «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.» Основными показателями состояния физической
культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Но для воспитания физической культуры в сознании молодёжи необходимы были соответствующие кадры. Летом 1919 г. в г. Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург), на проспекте Маклина в доме № 32, в помещении бывших курсов П.Ф. Лесгафта был создан первый вуз: Государственный институт физического образования имени П.Ф. Лесгафта. Институту поручили готовить специалистов для школ, спортивных организаций, Всеобуча и армии.
Советская страна начинала отсчёт первых своих годовщин. По стране шагала пятилетка. Страна строила заводы и фабрики, электростанции и больницы, и стадионы строила тоже. В стране организовывались сотни мелких физкультурных кружков. Постепенно совершенствовалась система организации и управления советского физкультурного движения. Мелкие кружки уступили крупным спортивным обществам. Первое из них, по инициативе Ф.Э. Дзержинского и группы московских чекистов, 18 апреля 1923 г. было учреждено «Московское пролетарское спортивное общество «Динамо». По примеру Москвы динамовские общества стали создаваться в других городах РСФСР.
Вторым после «Динамо» было создано общество «Спартак» – 19 апреля 1935 г. Своё название общество получило по имени легендарного вождя гладиаторов, организатора и руководителя восстания рабов в Древнем Риме. Вслед за этими первенцами были созданы и другие спортивные общества: 1936 г. – «Локомотив» и «Зенит», 1938-1939 гг. – «Водник», 1943 г. – «Трудовые резервы», 1956 г. – «Урожай», 1957 г. – «Труд» и «Буревестник».
Наряду с указанными спортивными обществами создавались добровольные спортивные общества – ДСО. Они объединяют трудящихся и учащуюся молодёжь, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом; через свои первичные организации (коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных заведениях и др., а также спортклубы) решают задачи развития массовой физической культуры, спорта и туризма, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне СССР», «Турист СССР», спортсменов-разрядников, мастеров спорта и повышения мастерства спортсменов. ДСО создаются по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, строек, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, учебных заведений и др. Деятельность ДСО строится в соответствии с уставом обществ на основе принципа широкой самодеятельности.
Одним из таких обществ является ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) – самое популярное военно-спортивное общество Советского Союза. Прародителем ДОСААФ является ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) – 1927-48 годы. Основными задачами ОСОАВИАХИМа являлись содействие укреплению обороноспособности страны; подготовка молодёжи к военной службе и защите интересов социалистической Родины. С 1948 года ОСОАВИАХИМ был преобразован в три самостоятельных организации: ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации), ДОСАРМ (Добровольное общество содействия армии) и ДОСФЛОТ (Добровольное общество содействия флоту). В 1951 году эти общества были объединены в ДОСААФ СССР. На ДОСААФ была возложена задача развития самолётного, вертолётного, парашютного, автомобильного, мотоциклетного, радио-, подводного, водно-моторного, стрелкового и других военно-технических видов спорта. Членом ДОСААФ мог быть любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста.
Российская оборонная спортивно-техническая организация, РОСТО (ДОСААФ), созданная в сентябре 1991 года как общероссийское общественное объединение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, является правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации. РОСТО сохранила организационную структуру и материально-техническую базу ДОСААФ.
1.2 Анализ нормативно-правового обеспечения организации физической культуры и спорта в РФ
Эффективное решение проблемы укрепления здоровья населения, увеличение числа регулярно занимающихся физическими упражнениями, развития массового и профессионального спорта невозможно без создания работающей законодательной и нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовая база должна основываться на основных идеях, заложенных не только в нашей стране, но и на идеях других, окружающих нас стран. Такие идей изложены в Международной Хартии физического воспитания и спорта (далее Хартия) принятой 21 ноября 1978 г. Организацией объединенных наций в Париже.
В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Значит, каждый человек имеет право свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности, в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован. Сохранение и развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают качество жизни в национальном и международном плане, физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов.
Целью Хартии является поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять ее и применять.
В нашей стране долгое время правотворческая деятельность в сфере физической культуры и спорта носила несистемный, спонтанный характер и не затрагивала весь спектр сложных, специфических общественных отношений в этой сфере. физический культура спорт новосибирский
Проанализируем исторический ход формирования нормативно-правового обеспечения советского периода развития физической культуры и спорта. Уже в начале 1918 г. создается Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В его составе имелся отдел физического развития и спорта. Первые нормативно-правовые акты, изданные Всевобучем, касающиеся физического развития и спорта были декреты Совета Народных Комиссаров (СНК) и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 8 и 22 апреля 1918 г. «Об организации при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным и морским делам гимнастических и стрелковых обществ и о введении всеобщего военного обучения трудового народа». В приложении № 1 приведены первые нормативно-правовые акты, относящиеся к сфере физической культуре и спорту . Цель Всевобуча – подготовка резервов для рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) средствами физической культуры.
В начале 1920-х гг. деятельность органов Всевобуча в области физической культуры и спорта постепенно стала сокращаться, а в первой половине 1923 г. они прекратили свое существование.
В дальнейшем развитием физической культуры и спорта в стране вплотную занялись комсомол и профсоюзы. Комсомол добивался организационного укрепления физкультурного движения в мирных условиях.
Знаменательным в истории советского физкультурного движения явился 1923 г. Поддерживая инициативу комсомола, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) РСФСР принял постановление о создании Высшего совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК и его местных органов. На ВСФК возлагались согласование и объединение научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и организаций по физическому воспитанию и развитию трудящихся. Перед ВСФК были поставлены следующие задачи :
— объединение и общее направление деятельности существующих научных, исследовательских и специальных учебных учреждений по физическому воспитанию и развитию трудящихся различных ведомств и профессиональных организаций, контроль над этой деятельностью и содействие созданию новых учреждений подобного типа;
— разработка общих основ деятельности всякого рода учреждений по физическому воспитанию и развитию, утверждение программ, положений, уставов и инструкций, определяющих как содержание, так и формы осуществления физического развития и укрепления трудящихся;
— выработка и утверждение планов типовых сооружений и оборудование учреждений по физическому развитию и укреплению;
— устройство общереспубликанских праздников физического развития, выступлений, состязаний, выставок, съездов, совещаний, а равно и объединений в этом направлении деятельности различных учреждений и организаций;
— представительство от РСФСР в Красном Международном объединении по физкультуре (Спортинтерн);
— руководство агитацией и пропагандой идей физической культуры.
ВСФК наделялся правами государственного органа руководства и контроля в области физической культуры и спорта. В союзных и автономных республиках, краях и областях, городах и районах были созданы органы с правами государственного руководства и контроля по физкультуре. С созданием ВСФК устанавливалась единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР. На рисунке 1 представлена схема управления физической культурой и спортом в 1923-1936 годы .
Рис. 1. Управление физической культурой и спортом в 1923-1936 годы.
Впервые роль физической культуры и спорта в законодательном порядке была закреплена в Основном Законе (Конституция СССР) принятом на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. В статье 24 Основного Закона прописано, что государство «содействует развитию массовой физической культуры и спорта», в статье 25 говорится о том, что в СССР «существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности», а в статье 41 гарантируется гражданам СССР право на отдых, а так же на «расширение сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитие массового спорта, физической культуры и туризма; создание благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени» .
К этому периоду изменилась и структура управления физической культурой и спортом. Госкомитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (далее Госкомитет), его полномочия распространялись на Советы Министров союзных республик, республиканские госкомитеты по ФКиС, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краев и областей, комитеты по физической культуре и спорту при исполнительных комитетах автономных республик, краев и областей (см. рис. 1). В приложении 2 приведены примеры нормативно-правовой базы, регулирующей сферу физической культуры и спорта в период с 1977 г. по 1999 г. .
Рис. 1. Органы государственной власти по управлению физической культурой и спортом в СССР (по Конституции 1977 г.)
За советский период развития законодательство о физической культуре и спорте приобрело форму комплексного массива нормативно–правовых актов, включающий нормы конституционного, гражданского, трудового, международного и других отраслей права.
В начале 1990-х годов начался процесс потери завоеванных позиций: резкое сокращение финансирования отрасли, особенно детско-юношеских спортивных школ, спортивных секций образовательных учреждений всех типов, добровольных физкультурно-спортивных обществ (ДСО). В среде спортивных специалистов всех уровней сложилась ситуация, свидетельствующая об активно идущих процессах утраты идентичности, связанная с нерешенностью многочисленных проблем, и, как следствие, ведущая к «застою» в развитии отрасли, падению массовости и результатов в спорте высших достижений.
Со второй половины 1990-х г. в силу начавшегося процесса стабилизации экономики страны и выхода из кризисной ситуации, демократизации общества в целом начался процесс осознания действительного положения в отрасли, что послужило причиной разработки и принятия новых законодательных актов и общественных инициатив, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации. С принятием закона Российской Федерации от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» начался новый этап в государственном регулировании данной сферы.
Каждый человек имеет права: на жизнь, на труд, на образование и т.д. Эти права закреплены Конституцией РФ, в статье 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» . Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является «право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта» . Эти права регулируются Международной хартией физического воспитания и спорта, а так же Спортивной хартией Еропы, где спорт определен, как социокультурный феномен.
За период с 1999 по 2019 гг. Российская Федерация в социально-экономическом развитии сделала огромный шаг, изменилась и законодательная база во всех сферах. Первый федеральный закон о физической культуре и спорте категорически устарел. В настоящее время законодательство в сфере физической культуры и спорта основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» состоит из восьми глав:
1) общие положения;
2) организация деятельности в области физической культуры и спорта;
3) физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура;
4) спортивный резерв;
5) спорт высших достижений;
6) финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта;
7) международная спортивная деятельность;
8) заключительные положения.
Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, а так же определяет полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
Процесс управления сферой физической культуры и спорта в Новосибирской области основывается на нормах и правилах принятых в нормативно–правовых актах на уровне РФ, субъекта РФ и местном уровне. Основным законом в сфере физической культуре и спорте является закон от 25 июля 2003 г. № 128-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области» ? правовой основой настоящего Закона является Конституция РФ, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Целью настоящего Закона является создание правовых, организационных и экономических условий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в НСО.
Задачами настоящего Закона являются: создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в области; профилактика заболеваний и укрепление здоровья граждан; пропаганда здорового образа жизни; создание правовых гарантий для развития государственных и общественных форм физического воспитания граждан; воспитание патриотизма граждан, подготовка их к защите Родины.
В связи с установлением Федеральным законом нового перечня полномочий субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, с изменением понятийного аппарата, с возможностью организации развития в субъектах РФ национальных видов спорта разработан новый закон от 4 декабря 2008 г. № 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области».
В настоящее время не исключается вариант дифференциации «спортивного» законодательства, предполагающий существование наряду с базовым специальных законов, посвященных тому или иному вопросу (детско-юношескому спорту, профессиональному спорту и т.п.).
Глава 2. Анализ организации физической культуры и спорта в Новосибирской области
2.1 Общая характеристика Новосибирской области
13 июня 1921 г. по постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была образована Новониколаевская губерния с центром в г. Новониколаевске. К концу 1925 г. губернская административно-территориальная система была упразднена. Вместо губерний появились округа. В феврале 1926 г. Новониколаевск получил новое название – г. Новосибирск .
В настоящее время Новосибирская область относится к Западно-Сибирскому экономическому району и Сибирскому Федеральному округу и является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. В состав области входят 30 районов, 14 городов, 19 поселков. После разного рода административно-территориальных изменений официальная дата образования Новосибирской области - 28 сентября 1937 г .
Область занимает площадь в 177,8 тыс. кв. км, или 1,1% территории России. Протяженность с запада на восток составляет более 600 км, с севера на юг – более 400 км. В ее состав входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 муниципальных поселений. Граничит с Казахстаном, Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Главные реки - Обь, Омь. Климат: умеренный климатический пояс; континентальный климат; средняя температура января: -24,0 °С.; средняя температура июля: +22,0 °С.
Население Новосибирской области составляет 2649,9 тыс. чел. Область высоко урбанизирована – 75% городское население. В административном центре области – г. Новосибирске проживают 1379 тыс. чел. Наиболее крупными городами являются г. Бердск (91,9 тыс. чел.), Искитим (63,8 тыс. чел.), Куйбышев (48,5 тыс. чел.) .
На территории области разведаны запасы таких полезных ископаемых как каменный уголь, тугоплавкие глины, торф. На Северо-Западе Новосибирской области открыты месторождения нефти и природного газа.
Ведущей отраслью промышленности Новосибирской области является машиностроение и металлообработка (электротехническое оборудование, приборостроение, металлургическое оборудование). Так же развиты черная и цветная металлургия, химическая, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерна, картофеля, овощей, развиты мясомолочное животноводство, птицеводство, пчеловодство. Важную роль играет производство льна.
За период развития в советскую эпоху Новосибирская область зарекомендовала себя как экономически устойчивая, индустриально- и промышленно-развитая, перспективная в области культурного и духовного развития, а так же в научном спектре. Одним из наиболее значительных событий истории Новосибирской области в научном спектре стало создание Сибирского отделения Академии наук СССР и Новосибирского Академгородка: «В 1957 году Совет Министров СССР принял постановление об организации СО АН СССР. В августе 1964 года Государственная комиссия во главе с президентом АН СССР академиком М.В. Келдышем подписала акт приемки в эксплуатацию Новосибирского научного центра» .
Однако уже в годы десятой пятилетки (1976–1980 гг.) темпы развития промышленности в области снизились в 2 раза по сравнению с предшествующим периодом. Четверть промышленных предприятий не справилась с плановыми заданиями. Все более ощутимым становилось замедление научно-технического прогресса. Скованность предприятий директивами вышестоящих инстанций, отсутствие хозяйственной самостоятельности и личного материального стимула сдерживали внедрение достижений науки в производство. Гигантский научно-технический потенциал области в немалой степени работал вхолостую.
К моменту развертывания в стране крупномасштабных проектов реформирования социально-экономической и политической систем, вошедших в историю как «перестройка», стадия относительно благоприятного развития экономики и социальной сферы для Новосибирской области миновала. Созданный за предыдущие десятилетия и значительно преумноженный в 1960–1970-е годы крупный экономический, научно-технический и культурный потенциал оказывался все более невостребованным. Структура экономического потенциала области имела ряд специфических черт, осложнивших его адаптацию к быстро менявшимся реалиям перестройки.
«Перестройка» стала временем кризиса и распада. С распадом СССР, совпавшим с прекращением деятельности КПСС, начался новый период существования Новосибирской области – ныне субъекта Российской Федерации.