1. Теоретические основы экономического анализа предприятия
1.1. Понятие и сущность экономического анализа предприятия
В настоящее время на деятельность многих организаций оказывают влияние такие факторы, как стремительное развитие технологий, высокая конкуренция, постоянные изменения налоговой политики и т.д. Именно поэтому перед руководством организации часто встают вопросы о повышении эффективности управления финансовыми ресурсами, грамотной организации финансовой деятельности, достижении необходимого уровня ключевых показателей, позволяющих укрепить экономическое состояние. Финансовые, коммерческие и производственные активы организации отражаются непосредственно в ее финансовом состоянии. Внедрение производственных и бизнес-процессов позволяет обеспечить необходимый объем продукции и ее реализации для формирования денежных потоков.
Для этих целей существует анализ экономической деятельности организации, позволяющий грамотно оценить распределение и эффективность использования всех ресурсов организации. Известны финансовые, материальные и трудовые ресурсы организации, но важно отметить, что главную роль в деятельности организации играют именно финансовые ресурсы, так как именно они являются источниками формирования всех других видов ресурсов [24, с.31].
Проведение анализа экономической деятельности организации необходимо для ее успешной деятельности и возможности своевременной корректировки управленческих решений в соответствии с полученными результатами. Понять экономические возможности организации, ее кредитоспособность и инвестиционный потенциал – одни из основных целей анализа экономической деятельности организации. Полученные данные помогут своевременно принимать правильные решения руководителям компаний. Экономическое состояние отражает текущую ситуацию в организации с точки зрения материального, инвестиционного и хозяйственного положения. Эта характеристика позволяет оценить имеющуюся обстановку и определить возможности к дальнейшему развитию.
Под финансовым состоянием организации понимается система показателей, отражающих движение финансовых ресурсов организации. Движение материальных и трудовых ресурсов напрямую связано с движением финансовых, поэтому можно с уверенностью сказать, что финансовое состояние организации отражает все сферы деятельности организации [15, с.45].
Анализ источников литературы показывает, что на современном этапе отсутствует единое мнение по поводу сущности понятия «анализ экономической деятельности».
По мнению Г.В. Савицкой, экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на структурные элементы и изучении во всем многообразии связей и зависимостей [20, с.23].
В свою очередь, А.Д. Шеремет подчеркивает, что экономический анализ — это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе полученной в процессе анализа информации [27, с.30].
В.В. Ковалева дает следующее определение: экономический анализ является одной из важнейших функций управления, без возможности принятия управленческих решений ни на одном предприятии [12, с.157].
Основываясь на представленных определениях, можно определить анализ экономической деятельности организации следующим образом - это комплексная процедура проверки, оценки, анализа показателей, определяющих реальную картину финансового положения. При проведении проверки оцениваются результаты как непосредственно финансовой, так и производственно – коммерческой деятельности субъекта. Эти направления взаимосвязаны и прямо влияют друг на друга.
Проблемы в сфере производства или сбыта, а также нерациональное использование заемных и кредитных средств могут привести к тому, что финансовое положение компании может быть оценено, как неустойчивое или кризисное. В ходе проверки анализу подвергаются такие показатели, как платежеспособность предприятия, ликвидность продукции и других имеющихся активов, инвестиционная активность компании, эффективность использования имеющихся средств, инвестиционная привлекательность и т.п.
Целями исследования экономической деятельности организации обычно являются выяснение финансового положения организации за определенный период или за все время деятельности, выявление ошибок, просчетов, недоработок, определение резервов оптимизации финансовой деятельности, ведущих к повышению платежеспособности компании и способствующих её устойчивому финансовому положению и укреплению позиций на рынке, а также перспективы роста и развития [9, с.92].
Под методом анализа понимается способ познания, исследования и описания финансово-хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Стоит отметить, что нет единой методики проведения анализа экономического состояния, так как среди ученых и экономистов?практиков существует большое количество подходов к пониманию предназначения и сущности анализа экономической деятельности организации. Методологическим основанием для анализа экономического состояния является всестороннее и углубленное изучение различных аспектов деятельности организации, основанной на всех доступных источниках информации, направленных на повышение ее эффективности путем разработки и реализации соответствующих управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе анализа, а также способы использования данных резервов.
На современном этапе отсутствует единая утвержденная классификация методов проведения анализа экономической деятельности организации в связи с многообразностью задач такого анализа.
При изучении экономической деятельности организации применяют следующие способы анализа (таблица 1).
Таблица 1
Виды анализа экономической деятельности организации [8, с.51]
Классификационный признак Виды
1. По времени выполнения анализа Предварительный, оперативный (текущий), последующий, периодический
2. По степени охвата Тематический и полный (комплексный)
3. По широте сравнения Внутрихозяйственный и межхозяйственный
На современном этапе активно применяется метод сравнительного анализа, посредством которого происходит поиск возможностей повышения эффективности работы организации и качества ее продукции, работ или услуг. Для сравнения здесь используются показатели организаций, которые работают в схожих экономических условиях или осуществляют аналогичный вид деятельности.
Как правило, метод анализа экономического состояния предназначен с целью осуществления правильной и реалистичной оценки имеющихся у организации свободных финансовых ресурсов, определения ресурсов для мобилизации и улучшения финансовых условий деятельности организации. С этой целью стандартные методы чтения бухгалтерской (финансовой) отчетности используются в процессе реализации аналитических действий. К ним относятся горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей, сравнительный и факторный анализ.
Сравнение некоторых методик анализа экономической деятельности организации представлено в таблице 2.
Соответственно в зависимости от используемого метода и комплексности подхода и предусматривается определенная трудоемкость процесса анализа.
Таблица 2
Сравнительная характеристика методик анализа экономической деятельности
Авторы Сравнительные критерии
всесторонний анализ комплексность простота расчетов оценка риска банкротства трудоемкость
Г.В. Савицкая [20] + + - + +
А.Д. Шеремет [27] + + - + +
В.В. Ковалев [12] + + - - +
Как показано в таблице 2, различные авторы предлагают различные методики анализа экономической деятельности организации, однако каждая из методик является трудоемкой. При этом всесторонний анализ из рассмотренных авторов применяют Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и В.В. Ковалев. Оценка риска банкротства проводится в методиках Г.В. Савицкой и А.Д. Шеремета.
Анализ экономической деятельности организации проводится с использованием большого количества различных показателей. экономической деятельности организации в отдельной области или в целом.
Таким образом, анализ экономической деятельности организации - это экономическое исследование, дающее общее представление о деятельности компании, устанавливающее ее «слабые» стороны и формирующее направления для их расширенного изучения. Анализ экономической деятельности организации заключается в проведении оценки и исследований по материалам финансовых отчетов с целью выработать рекомендации и построить прогнозы по переменному финансовому положению компании. Для анализа экономической деятельности используют различные методы, которые подбираются для каждой организации в индивидуальном порядке.
1.2. Показатели, характеризующие экономическое состояние предприятия
Экономическое состояние организации измеряется несколькими группами показателей, так называемыми финансовыми коэффициентами, нормативные значения которых зависят от следующих факторов:
Под экономическими показателями или индикаторами понимают характеристики или величины, показывающие состояние экономики, их динамика задается на определенную единицу времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.), но для проведения объективного экономического анализа обычно используют не одиночные показатели, а систему, их упорядоченное множество, причем каждый показатель имеет свое экономическое содержание, взаимосвязан с другими показателями, имеет свойства сводимости и делимости. Для повышения объективности экономического анализа учитывают, как правило, регулярные (сезонные) колебания значений, что позволяет сопоставив выявлять возникающие в экономике тенденции.
Экономические показатели классифицируются по различным признакам. Прежде всего, в соответствии с общепринятым делением на макроэкономику и микроэкономику в экономической науке выделяют макроэкономические (характеризуют экономику в целом, ее крупные части или сферы) и микроэкономические (относятся к экономике компаний, предприятий) показатели. Классификация идет и по экономическому содержанию, это количественные и качественные показатели. Количественные (абсолютные) показатели характеризуют количественную сторону, как правило, это первичные показатели, связанные непосредственно с изучаемыми явлениями и по способу формирования являются абсолютными, это такие показатели как материальные затраты, численность сотрудников, стоимость основных средств, объем продукции. Качественные (относительные) же показатели, соответственно, характеризуют качественную сторону изучаемых явлений, вторичны и не непосредственно относятся к изучаемому процессу или явлению, а происходит это опосредованно, т.е. через другие факторы.
Если рассматривать показатели, характеризующие динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные). Показатели скорости роста представляют соотношение количества экономического продукта, потребленного или произведенного в данную единицу времени к количеству, потребленного или произведенного в предыдущий период.
Экономические показатели подразделяют на два вида: натуральные и стоимостные. Натуральными считаются первичными, выражаются в натуральных единицах измерения (метрах, литрах, тоннах), стоимостные - вторичные, так как исчисляются на основе натуральных. Причем некоторые показатели могут быть только стоимостными: прибыль, убыток, себестоимость. В некоторых отраслях используют условно-натуральные показатели. В зависимости от приведения показателей выделяют объемные и удельные показатели. Объемные показатели первичные, к ним относят себестоимость продукции, объем продаж, объем произведенной продукции, т.е. объем экономического явления. Удельные показатели вторичные, рассчитываются на основе объемных, например затраты на один рубль продукции.
Экономические показатели могут подразделяться в зависимости от специфики деятельности предприятия характеризующей его. Многие предприятия используют такие показатели как доходность, рентабельность, прибыльность предприятия. Если рассматривать доходность, то основным показателем является отношение чистой прибыли, полученной предприятием к средней сумме капитала за тот же временной период. Сама же прибыльность определяется как отношение прибыли к выручке от продаж за тот же временной промежуток. Рентабельность может рассматриваться как относительная величина прибыли, т.е. как соотношение прибыли и вложенного капитала, прибыли и средней величины активов или прибыли и произведенных затрат. Иначе говоря, рентабельность показывает, является ли экономическая деятельность организации прибыльной.
Показатели рентабельности представлены в таблице 9.
Таблица 9
Показатели рентабельности [21, с. 315]
Наименование показателя Способ расчета
Рентабельность продаж К р.продукции =(ЧП /ВР) х 100%
Рентабельность активов К р. активов = (ЧП / А ср.) х 100%
Рентабельность собственного капитала К р.ск =(ПН/ СК ср.) х 100%
В таблице 9: ЧП – чистая прибыль; ВР - выручка от реализации; ПН – прибыль до налогообложения; А - активы предприятия; Ср. - среднегодовая стоимость; СК - собственный капитал.
Показатели рентабельности демонстрируют прибыль в объеме продаж организации, эффективность капитала собственников, инвестируемого в проект, а также показывает способность организации поддерживать достаточный объем прибыли.
Не менее важными являются показатели, характеризующие имущественно-финансовое положение предприятия, организации. К таким показателям относят коэффициент ликвидности (относительный показатель), суммы просроченных дебиторской или кредиторской задолженности, наличие собственных оборотных средств. Одним из важнейших показателей является оборачиваемость оборотных средств, а соответственно - продолжительность одного оборота, количество оборотов за определенный период времени (коэффициент оборачиваемости), ускорение оборачиваемости является свидетельством стабильного финансового положения предприятия, повышения эффективности использования средств. усиления деловой активности.
Еще одной группой являются показатели, характеризующие величину выпуска, продаж продукции, работ, услуг, объем выпуска продукции с учетом трудоемкости ее изготовления: заработная плата, нормо-часы и другие.
Существуют показатели, отражающие эффективность использования производственных ресурсов, находящихся в пользовании предприятия, это основные фонды (показатели фондоотдачи, фондоемкости), материальные фонды, трудовые ресурсы. По трудовым ресурсам можно вычислить отдачу трудозатрат как соотношение объема продукции к затратам живого труда, трудоемкость как соотношение затрат живого труда к объему продукции. Можно рассматривать еще один очень важный показатель - производительность труда (производительность труда определяется количеством продукции, объемом работ, произведенной работником в единицу времени или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы), среднегодовая выработка продукции на одного работающего.
В процессе экономического анализа используют показатели отражающие наличие, состояние и движение отдельных видов производственных ресурсов. Это показатели эффективности осуществленных инвестиций, в основном капитальных вложений, здесь рассматривают срок окупаемости капитальных вложений и прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений. Для оценки прогрессивности предприятия используют показатели: уровень механизации (удельный вес механизированных производственных процессов в общем объеме производственных процессов), а также уровень автоматизации (характеризует долю автоматизированных производственных процессов в общем объеме производственных процессов). Ну и наконец, существуют обобщающие показатели, которые характеризуют конкретное предприятие, под ними понимают стоимость имущественного комплекса предприятия, рыночная стоимость (стоимость акций данного предприятия, соответствующая конъюнктуре рынка).
Для комплексной оценки деятельности предприятия строится так называемый мультипликатор, он представляет собой комплексный, интегральный показатель, основывающийся на частных показателях данного предприятия. Существует два вида мультипликаторов: стандартный и субъективный. Стандартные применяются при оценке деятельности любой организации, а вот субъективные - для конкретной организации.
Измерение степени успешности предприятия является довольно сложной задачей, так как необходимо принимать во внимание большое количество факторов, показателей, часть из которых довольно субъективна, но даже если объективный анализ возможен, он обладает определенной погрешностью: успешность одного предприятия может показаться незначительной по сравнению с другим в абсолютных значениях, но для самого предприятия это может быть существенным ростом если сравнивать с предыдущим периодом. Объединение большого количества показателей дает возможность дать экономический анализ с наименьшей погрешностью, т.е. из единичных, однородных, индивидуальных показателей, относящихся к первичным звеньям, самым небольшим элементам экономики формируются групповые, агрегированные, сводные, которые характеризуют экономические процессы и объекты более крупные: региональные, отраслевые, народнохозяйственные, общеэкономические.
Состав и количество экономических показателей постоянно изменяется: дополняется (увеличивается), совершенствуются методы их определения, что связано с использованием их в управлении, кратковременном и долговременном планировании, прогнозировании. Успешность предприятий напрямую зависит от круга используемых показателей, их полноты, корректности, проработанности. Таким образом, можно сказать, что основными показателями, которым при анализе экономики предприятия следует уделять особое внимание, являются следующие: коэффициент ликвидности, коэффициент оборачиваемости (деловой активности), коэффициент платежеспособности, коэффициент рентабельности, финансовая устойчивость.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Анализ экономического состояния организации может проводиться экономистами фирмы или внешними пользователями по публикуемой финансовой отчетности – бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и др. Финансовое организации оценивают по показателям, которые характеризуют наличие, использование и размещение материальных ресурсов. Эти показатели характеризуют с той или иной точки зрения экономическую деятельность организации, ее стабильность в условиях конкуренции, деловой потенциал.
Основными показателями, интересующими аналитика, являются:
- коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, прибыльности, финансовой устойчивости, платежеспособности;
- структура капитала;
- уровень прибыльности, рентабельности и деловой активности.
Финансовое состояние компании формируется в ходе ее хозяйственной деятельности. Его во многом определяют взаимоотношения с покупателями, поставщиками, финансовыми и налоговыми организациями, акционерами, банками и пр. Результаты анализа экономической деятельности организации дают возможность каждому из ее партнеров оценить эффективность экономического сотрудничества, определить перспективы.
1.3. Этапы проведения экономического анализа предприятия и источники информации
Экономический анализ должен проводиться в определенной последовательности, четкое соблюдение которой позволяет аналитику провести экономический анализ на высоком профессиональном уровне, не допускать ошибок, вводящих в заблуждение пользователей.
Назовем основные этапы экономического анализа:
1. Определение цели и объектов анализа. Целью анализа может быть выявление тенденций в развитии хозяйственно-финансовой деятельности, проверка выполнения плана по определенным показателям, оценка эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов и т.д. В качестве объектов могут выступать вся хозяйственная деятельность организации, отдельный вид деятельности (или отдельный вид товара, услуги или работы), отдельное структурное подразделение, отдельный показатель.
2. Составление программы анализа. До проведения анализа целесообразно составить перечень вопросов, которые следует изучить в процессе аналитического исследования. Программа анализа зависит от того, где проводится анализ, за какой период, с какой целью он проводится.
При проведении ретроспективного или перспективного анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации программа анализа обычно имеет вид специального вопросника, включающего перечень конкретных вопросов, на которые должен ответить исследователь в своем заключении по результатам анализа. В программе предусматриваются сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители, календарные сроки выполнения работ.
Для проведения текущего (оперативного) анализа специальные вопросы могут не разрабатываться, а анализ проводится по информации, заносимой в специальные заранее подготовленные аналитические таблицы.
3. Подбор материалов для анализа. Это очень важный этап проведения аналитического исследования, так как для проведения исследования необходима лишь релевантная информация (относящаяся к делу, собираемая по конкретному вопросу). В противном случае исследователь просто не справится с общим объемом информации о деятельности организации. Важно до проведения анализа выяснить, какие материалы и за какой период нужны для проведения анализа, объем этих материалов, их местонахождение.
4. Проверка собранных материалов. Прежде чем использовать собранную информацию, ее необходимо проверить. Исходная информация может содержать ошибки и искажения. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению отчетности, а также арифметических ошибок. Особенно внимательно нужно проверять внеучетные материалы. Проверка данных позволяет установить их достоверность, выявить и устранить приписки и разного рода ошибки, искажающие показатели выполнения плановых заданий.
При проверке применяются различные способы:
— арифметическая проверка;
— логическая проверка;
— встречная проверка;
— методическая проверка и др.
5. Группировка материалов, приведение их в сопоставимый вид.
Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности исходных данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. Сопоставимость данных — важное условие анализа. Сопоставление несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Существуют различные причины несопоставимости показателей: различный уровень, объемов, структура, качества продукции, различные календарные периоды и т.д.
6. Составление аналитических таблиц. Аналитические таблицы — это способ наглядного оформления материалов анализа. Они заполняются на основании данных плана, проверенных бухгалтерских, статистических отчетов и иной информации. Исходные данные для проведения анализа, различные расчеты, а также результаты проведенного исследования оформляются в виде аналитических таблиц. В аналитических таблицах в определенном порядке располагается вся цифровая информация об изучаемых экономических явлениях. Табличный материал гораздо более информативен и нагляден но сравнению с текстовым изложением материала. Таблицы позволяют представить аналитические материалы в виде единой целостной системы.
Вид аналитической таблицы определяется характером разработки показателей ее подлежащего.
Различают три вида статистических таблиц: простые, групповые, комбинационные.
Простые таблицы содержат перечень отдельных единиц, входящих в состав совокупности анализируемого экономического явления. Эти таблицы содержат лишь несгруппированный набор сведений об анализируемом экономическом явлении.
В групповых таблицах цифровая информация в разрезе отдельных составных частей исследуемой совокупности данных объединяется в определенные группы в соответствии с каким-либо признаком.
Комбинированные таблицы содержат отдельные группы и подгруппы, на которые подразделяются экономические показатели, характеризующие изучаемое экономическое явление. При этом такое подразделение осуществляется не по одному, а по нескольким признакам. В групповых таблицах осуществляется простая группировка показателей, а в комбинированных — комбинированная группировка.
7. Обработка материалов анализа. В процессе обработки информации, собранной в соответствии с программой исследования, осуществляется расчет необходимых для оценки объекта исследования показателей. Осуществляется расчет, качественная и количественная оценка влияния факторов на изучаемые показатели, устанавливается характер их влияния. Выявляются те факторы, которые оказали основное воздействие на деятельность объекта исследования.
В процессе обработки материалов экономического анализа применяются различные приемы и методы анализа.