Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Анализ экономического состояния организации и перспективы развития (на примере ООО «ЛИР»)

rock_legenda 2520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2022
Для обеспечения состоятельности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в рыночных условиях требуется качественное управление их финансово-хозяйственной деятельностью. В ходе принятия финансовых и инвестиционных решений, а также в ходе текущего управления финансами фирмы не обойтись без методов экономического анализа. Они позволяют не только осуществить систематизированную оценку финансового состояния организации, но и обосновать выбор альтернативных вариантов процессов деятельности с учетом ожидаемых сумм активов и пассивов баланса, доходов и расходов, финансовых результатов, стоимости бизнеса и других критериев. Целью данной работы является анализ экономического состояния и обоснование перспектив развития предприятия на примере ООО «ЛИР». В работе были решены следующие задачи: ? рассмотрены теоретические основы экономического анализа; ? исследованы показатели хозяйственной и финансово-экономической деятельности ООО «ЛИР»; ? определены перспективы развития ООО «ЛИР» с учетом выявленных проблем, возможностей и угроз. В работе применены методы динамического, структурного и структурно-динамического анализа. Работа состоит из 84 страниц, включает 18 таблиц и 3 приложения. Список использованной литературы состоит из 52 источников, в числе которых законодательные и нормативные акты монографии, учебники, учебные пособия, статьи из периодической печати, интернет-ресурсы.
Введение

Современные экономические условия развития рынка в России являются ключом к повышению конкуренции во всех сферах деятельности. Обеспечение стабильности и выживания хозяйствующих субъектов — это управление финансовой составляющей деятельности, которая опирается на экономическое состояние организации. Актуальность темы магистерской диссертации определяется тем, что реальные условия функционирования современных компаний обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего анализа экономического состояния организации, который позволяет определить особенности ее деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности. Анализ экономической ситуации в организации является основным инструментом для оценки финансового состояния и позволяет дать объективную оценку внешних и внутренних взаимосвязей объекта исследования, чтобы охарактеризовать степень ликвидности активов и общей платежеспособности организации, определить прибыльность, эффективность использования средств с целью выявления наиболее перспективных направлений развития и, в конечном счете, через имеющуюся информацию, принять обоснованные управленческие решения. От качества управленческих решений зависит дальнейшая эффективность организации. Сущность анализа экономического состояния организации представляет собой использование различных финансовых инструментов, имеющих предназначение обеспечить компании возможность выхода на высоко конкурентный рынок конкретных товаров, работ или услуг. Для внутренних пользователей, в основном руководителей организации, результаты анализа экономического состояния важны при оценке деятельности организации и подготовке решений о корректировке финансовой политики компании. Показатели экономического состояния организации интересуют не только работников самой компании, но и ее стейкхолдеров. Все это предопределяет значение и необходимость правильного управления экономическим состоянием организации по результатам его анализа. В современных условиях развития конкуренции, постоянно происходящих изменений в налоговом законодательстве, колебания курсов валют и продолжающейся инфляции анализ экономического состояния организации и управление им приобретает особую актуальность. Вопросы анализа экономического состояния организации рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных специалистов в области экономики и финансов. Среди научных работ по этой проблематике необходимо отметить труды В.А. Бирюкова, В.Д. Грибова, Ю. Бригхэма, Дж. К. Ван Хорна, А.А. Канке, В.В. Ковалева, Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, Л.Н. Чечевицыной, А.Д. Шеремета. Однако теоретические и практические вопросы анализа экономического состояния организации в современных нестабильных условиях экономической среды и на его основы определения перспектив развития требуют дальнейшей проработки. Цель магистерской диссертации – провести анализ экономического состояния организации и по его результатам определить перспективы развития. Для достижения цели магистерской диссертации необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность анализа экономической деятельности; - исследовать информационное обеспечение анализа экономической деятельности организации; - изучить показатели, характеризующие экономическую деятельность организации; - представить организационно-экономическую характеристику организации на примере ООО «ЛИР»; - провести анализ имущественного состояния и финансовых результатов деятельности; - проанализировать финансовую устойчивость, ликвидность и платежеспособность; - провести анализ деловой активности и рентабельности, диагностику банкротства; - разработать мероприятия, направленные на повышение уровня экономической деятельности предприятия; - оценить эффективность предложенных мероприятий. Предмет исследования – экономическое состояние организации. Объектом выступает ООО «ЛИР». В качестве методической базы исследования использованы методы логики, формализации, изучения динамики и взаимосвязей, горизонтального и вертикального анализа, структурного и коэффициентного анализа, а также методы группировки и графического изображения данных). Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций в практике деятельности анализируемого предприятия ООО «ЛИР». Теоретическая база магистерской диссертации включает в себя труды таких известных экономистов, как Н.А. Барышникова, Г.В. Горбунова, В.В. Ковалев, Е.Е. Румянцева, Г.В. Савицкая, И.В. Сергеев, Л.Н. Чечевицына, Г.В. Шадрина, А.Д. Шеремет, Л.А. Чалдаева и других, а также материалы периодической печати. Научная новизна магистерской диссертации заключается в разработке новой методики оценки экономического состояния организации, представляющей собой единый и максимально непредвзятый подход к оценке экономического состояния и результатов хозяйствования организации. Предложенная в работе экспресс-методика оценки экономического состояния организации содержит в себе определенный перечень финансовых показателей с определением их пороговых значений с учетом транспортной сферы. Использование данных показателей позволяет осуществить быструю и достоверную оценку перспектив деятельности организации транспортной сферы. Использование предложенной методики экспресс-анализа позволяет руководству организаций осуществлять своевременный мониторинг финансового состояния своей компании, что обеспечивает их актуальной информацией и способствует обеспечению ликвидности и финансовой устойчивости организации. Следует отметить, что предложенная методика может быть использована и для оценки экономического состояния организаций других сфер деятельности, однако при проведении оценки должны быть сделаны коррективы пороговых значений показателей, в зависимости от отрасли экономики. Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, предмет, объект, степень разработанности темы, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены методы и теоретическая основа исследования, обозначена научная новизна. В первой главе представлены теоретические основы анализа экономической деятельности организации. Во второй главе проводится анализ экономического состояния организации на примере ООО «ЛИР». Третья глава исследования посвящена путям совершенствования экономического состояния организации и перспективам его развития. В заключении подводятся итоги и сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Содержание

РЕФЕРАТ 3 ВВЕДЕНИЕ 4 1. Теоретические основы экономического анализа предприятия 8 1.1. Понятие и сущность экономического анализа предприятия 8 1.2. Показатели, характеризующие экономическое состояние предприятия 13 1.3. Этапы проведения экономического анализа предприятия и источники информации 19 2. Диагностика экономического состояния организации на примере ООО «ЛИР» 28 2.1. Организационно-экономическая характеристика организации на примере ООО «ЛИР» 28 2.2. Оценка ресурсного потенциала ООО «ЛИР» 35 2.3. Анализ результирующих показателей работы ООО «ЛИР» 46 3. Пути совершенствования экономического состояния организации и перспективы развития 52 3.1. Мероприятия, направленные на повышение уровня экономической деятельности предприятия 52 3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77 Приложения 82
Список литературы

I. Законодательные и нормативные акты 1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 26.07.2019 г.) // Информ.-правов. система «Гарант». 2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. от 19.04.2019 г.) // Информ.-правов. система «Гарант». II. Монографии, учебники, учебные пособия 3. Барышникова Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика организации. Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 192 с. 4. Бирюков В.А., Шаронин П.Н. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 444 с. 5. Бригхэм, Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 592 с. 6. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. – М.: КноРус, 2018. – 300 с. 7. Ван Хорн, Дж.К., Вахович Дж. М. Основы финансового менеджмента / пер. с англ. О. Пелявский. – М.: Вильямс, 2017. – 1232 с. 8. Горбунова Г.В. Экономика организации. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2019. – 164 с. 9. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия). Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 408 с. 10. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. – М.: КноРус, 2018. – 300 с. 11. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2017. – 288 с. 12. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. 3-е изд. – М.: Проспект, 2019. – 1104 с. 13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник и практикум / под ред. В.И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2017. – 456 с. 14. Конищева М.А., Курган О.И., Черкасова Ю.И. Финансы организаций. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 384 с. 15. Левчаев П.А. Финансы организаций. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 388 с. 16. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Экономика организации. Учебник. – М.: КноРус, 2018. – 326 с. 17. Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие. – М.: РИОР, 2017. – 96 с. 18. Растова Ю.И., Фирсова С.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 280 с. 19. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 382 с. 20. Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 218 с. 21. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). Учебник и практикум. 6-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 512 с. 22. Толпегина О. А., Толпегина Н. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 364 с. 23. Фридман А.М. Финансы организаций. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 202 с. 24. Чернов В.А. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: Проспект, 2017. – 384 с. 25. Чечевицына Л.Н., Чечевицын К.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. – М.: Москва, 2018. – 368 с. 26. Шадрина Г.В. Теория экономического анализа. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 210 с. 27. Шеремет А.Д., Хорин А.Н. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 390 с. 28. Экономика организации. Практикум. Учебное пособие / под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с. 29. Экономический анализ. Учебник / под ред. проф. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР, 2018. – 440 с. III. Статьи из периодической печати 30. Анохина О.Д. Исследование современных подходов к диагностике финансового состояния предприятия // В сборнике: Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых. 2017. С. 34-38. 31. Антонова В.А., Антонов И.С. Анализ экономического состояния организации и перспективы развития // В сборнике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов трудов. 2018. С. 301-310. 32. Бавыкина Е.М., Баранова И.В. Модификация традиционной модели анализа финансового состояния организации в условиях экономической нестабильности // Сибирская финансовая школа. 2018. № 3 (128). С. 101-107. 33. Бубновская Т.В., Казакова В.К., Дрига Е.А. Бухгалтерский баланс как основной источник информации для оценки имущественного положения предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 1. С. 103-111. 34. Верхоланцева А.Ю. К вопросу о требованиях к информационному обеспечению экономического анализа деятельности предприятий // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2017. С. 155-158. 35. Вороков А.А. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятия // В сборнике: International innovation research. 2017. С. 53-55. 36. Выборных К.Е. Методические основы финансового состояния предприятия // Научные горизонты. 2018. № 9 (13). С. 4-12. 37. Герасимова Е.Б. Комплексный анализ устойчивости деятельности организации: методология и технология стандартизации // Мир новой экономики. 2018. № 1. С. 46-55. 38. Иванова И.К. Экономическая сущность и необходимость анализа финансового состояния организации // В сборнике: Научные механизмы решения проблем инновационного развития. 2018. С. 98-100. 39. Колупаев Р.В., Пищулин В.И., Рогачева Л.И. Система показателей оценки финансового состояния предприятия // В сборнике: Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. С. 44-53. 40. Краснюк Л.В., Зотина Е.А., Тангатова З.М. Оценка эффективности использования имущественного потенциала организации // Современная экономика: проблемы и решения. 2018. № 7 (103). С. 68-79. 41. Кузьменко Н.А. Экономическая сущность анализа финансового состояния организации // В сборнике: Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. 2018. С. 322-325. 42. Мироненко Ю.Д. Инструментарий прогнозирования риска финансовой несостоятельности предприятия // Экономика и социум. 2017. № 12 (43). С. 723-727. 43. Никандрова Р.С., Леванова Е.Ю. Анализ банкротства (несостоятельности) организации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 66-69. 44. Новичкова М.В., Безрукова А.А. Общая оценка и диагностика финансового состояния предприятия // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 5 (21). С. 435-438. 45. Омарова А.М. Сущность анализа финансового состояния организации // Вестник современных исследований. 2018. № 6.4 (21). С. 277-278. 46. Панина И.В., Ожередов Д.В. Финансовое состояние организации как термин экономического анализа // Современная экономика: проблемы и решения. 2018. № 2 (98). С. 68-77. 47. Садова А.С., Лубков В.А., Зенина Е.С. Анализ финансового состояния организации как элемент комплексного экономического анализа // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития. 2018. С. 198-201. 48. Тарасова Н.С. Роль и значение информационного обеспечения анализа в деятельности предприятия // Перспективы науки. – 2017. - № 8 (95). – С.64-67. 49. Черногорова К.А., Шиканова Ю.А. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятия // В сборнике: Теория и практика экономики и предпринимательства. 2016. С. 90-91. IV. Интернет-ресурсы 50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/. 51. АВТОСТАТ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/49843/
Отрывок из работы

1. Теоретические основы экономического анализа предприятия 1.1. Понятие и сущность экономического анализа предприятия В настоящее время на деятельность многих организаций оказывают влияние такие факторы, как стремительное развитие технологий, высокая конкуренция, постоянные изменения налоговой политики и т.д. Именно поэтому перед руководством организации часто встают вопросы о повышении эффективности управления финансовыми ресурсами, грамотной организации финансовой деятельности, достижении необходимого уровня ключевых показателей, позволяющих укрепить экономическое состояние. Финансовые, коммерческие и производственные активы организации отражаются непосредственно в ее финансовом состоянии. Внедрение производственных и бизнес-процессов позволяет обеспечить необходимый объем продукции и ее реализации для формирования денежных потоков. Для этих целей существует анализ экономической деятельности организации, позволяющий грамотно оценить распределение и эффективность использования всех ресурсов организации. Известны финансовые, материальные и трудовые ресурсы организации, но важно отметить, что главную роль в деятельности организации играют именно финансовые ресурсы, так как именно они являются источниками формирования всех других видов ресурсов [24, с.31]. Проведение анализа экономической деятельности организации необходимо для ее успешной деятельности и возможности своевременной корректировки управленческих решений в соответствии с полученными результатами. Понять экономические возможности организации, ее кредитоспособность и инвестиционный потенциал – одни из основных целей анализа экономической деятельности организации. Полученные данные помогут своевременно принимать правильные решения руководителям компаний. Экономическое состояние отражает текущую ситуацию в организации с точки зрения материального, инвестиционного и хозяйственного положения. Эта характеристика позволяет оценить имеющуюся обстановку и определить возможности к дальнейшему развитию. Под финансовым состоянием организации понимается система показателей, отражающих движение финансовых ресурсов организации. Движение материальных и трудовых ресурсов напрямую связано с движением финансовых, поэтому можно с уверенностью сказать, что финансовое состояние организации отражает все сферы деятельности организации [15, с.45]. Анализ источников литературы показывает, что на современном этапе отсутствует единое мнение по поводу сущности понятия «анализ экономической деятельности». По мнению Г.В. Савицкой, экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на структурные элементы и изучении во всем многообразии связей и зависимостей [20, с.23]. В свою очередь, А.Д. Шеремет подчеркивает, что экономический анализ — это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе полученной в процессе анализа информации [27, с.30]. В.В. Ковалева дает следующее определение: экономический анализ является одной из важнейших функций управления, без возможности принятия управленческих решений ни на одном предприятии [12, с.157]. Основываясь на представленных определениях, можно определить анализ экономической деятельности организации следующим образом - это комплексная процедура проверки, оценки, анализа показателей, определяющих реальную картину финансового положения. При проведении проверки оцениваются результаты как непосредственно финансовой, так и производственно – коммерческой деятельности субъекта. Эти направления взаимосвязаны и прямо влияют друг на друга. Проблемы в сфере производства или сбыта, а также нерациональное использование заемных и кредитных средств могут привести к тому, что финансовое положение компании может быть оценено, как неустойчивое или кризисное. В ходе проверки анализу подвергаются такие показатели, как платежеспособность предприятия, ликвидность продукции и других имеющихся активов, инвестиционная активность компании, эффективность использования имеющихся средств, инвестиционная привлекательность и т.п. Целями исследования экономической деятельности организации обычно являются выяснение финансового положения организации за определенный период или за все время деятельности, выявление ошибок, просчетов, недоработок, определение резервов оптимизации финансовой деятельности, ведущих к повышению платежеспособности компании и способствующих её устойчивому финансовому положению и укреплению позиций на рынке, а также перспективы роста и развития [9, с.92]. Под методом анализа понимается способ познания, исследования и описания финансово-хозяйственной деятельности организаций в их развитии. Стоит отметить, что нет единой методики проведения анализа экономического состояния, так как среди ученых и экономистов?практиков существует большое количество подходов к пониманию предназначения и сущности анализа экономической деятельности организации. Методологическим основанием для анализа экономического состояния является всестороннее и углубленное изучение различных аспектов деятельности организации, основанной на всех доступных источниках информации, направленных на повышение ее эффективности путем разработки и реализации соответствующих управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе анализа, а также способы использования данных резервов. На современном этапе отсутствует единая утвержденная классификация методов проведения анализа экономической деятельности организации в связи с многообразностью задач такого анализа. При изучении экономической деятельности организации применяют следующие способы анализа (таблица 1). Таблица 1 Виды анализа экономической деятельности организации [8, с.51] Классификационный признак Виды 1. По времени выполнения анализа Предварительный, оперативный (текущий), последующий, периодический 2. По степени охвата Тематический и полный (комплексный) 3. По широте сравнения Внутрихозяйственный и межхозяйственный На современном этапе активно применяется метод сравнительного анализа, посредством которого происходит поиск возможностей повышения эффективности работы организации и качества ее продукции, работ или услуг. Для сравнения здесь используются показатели организаций, которые работают в схожих экономических условиях или осуществляют аналогичный вид деятельности. Как правило, метод анализа экономического состояния предназначен с целью осуществления правильной и реалистичной оценки имеющихся у организации свободных финансовых ресурсов, определения ресурсов для мобилизации и улучшения финансовых условий деятельности организации. С этой целью стандартные методы чтения бухгалтерской (финансовой) отчетности используются в процессе реализации аналитических действий. К ним относятся горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей, сравнительный и факторный анализ. Сравнение некоторых методик анализа экономической деятельности организации представлено в таблице 2. Соответственно в зависимости от используемого метода и комплексности подхода и предусматривается определенная трудоемкость процесса анализа. Таблица 2 Сравнительная характеристика методик анализа экономической деятельности Авторы Сравнительные критерии всесторонний анализ комплексность простота расчетов оценка риска банкротства трудоемкость Г.В. Савицкая [20] + + - + + А.Д. Шеремет [27] + + - + + В.В. Ковалев [12] + + - - + Как показано в таблице 2, различные авторы предлагают различные методики анализа экономической деятельности организации, однако каждая из методик является трудоемкой. При этом всесторонний анализ из рассмотренных авторов применяют Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и В.В. Ковалев. Оценка риска банкротства проводится в методиках Г.В. Савицкой и А.Д. Шеремета. Анализ экономической деятельности организации проводится с использованием большого количества различных показателей. экономической деятельности организации в отдельной области или в целом. Таким образом, анализ экономической деятельности организации - это экономическое исследование, дающее общее представление о деятельности компании, устанавливающее ее «слабые» стороны и формирующее направления для их расширенного изучения. Анализ экономической деятельности организации заключается в проведении оценки и исследований по материалам финансовых отчетов с целью выработать рекомендации и построить прогнозы по переменному финансовому положению компании. Для анализа экономической деятельности используют различные методы, которые подбираются для каждой организации в индивидуальном порядке. 1.2. Показатели, характеризующие экономическое состояние предприятия Экономическое состояние организации измеряется несколькими группами показателей, так называемыми финансовыми коэффициентами, нормативные значения которых зависят от следующих факторов: Под экономическими показателями или индикаторами понимают характеристики или величины, показывающие состояние экономики, их динамика задается на определенную единицу времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.), но для проведения объективного экономического анализа обычно используют не одиночные показатели, а систему, их упорядоченное множество, причем каждый показатель имеет свое экономическое содержание, взаимосвязан с другими показателями, имеет свойства сводимости и делимости. Для повышения объективности экономического анализа учитывают, как правило, регулярные (сезонные) колебания значений, что позволяет сопоставив выявлять возникающие в экономике тенденции. Экономические показатели классифицируются по различным признакам. Прежде всего, в соответствии с общепринятым делением на макроэкономику и микроэкономику в экономической науке выделяют макроэкономические (характеризуют экономику в целом, ее крупные части или сферы) и микроэкономические (относятся к экономике компаний, предприятий) показатели. Классификация идет и по экономическому содержанию, это количественные и качественные показатели. Количественные (абсолютные) показатели характеризуют количественную сторону, как правило, это первичные показатели, связанные непосредственно с изучаемыми явлениями и по способу формирования являются абсолютными, это такие показатели как материальные затраты, численность сотрудников, стоимость основных средств, объем продукции. Качественные (относительные) же показатели, соответственно, характеризуют качественную сторону изучаемых явлений, вторичны и не непосредственно относятся к изучаемому процессу или явлению, а происходит это опосредованно, т.е. через другие факторы. Если рассматривать показатели, характеризующие динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные). Показатели скорости роста представляют соотношение количества экономического продукта, потребленного или произведенного в данную единицу времени к количеству, потребленного или произведенного в предыдущий период. Экономические показатели подразделяют на два вида: натуральные и стоимостные. Натуральными считаются первичными, выражаются в натуральных единицах измерения (метрах, литрах, тоннах), стоимостные - вторичные, так как исчисляются на основе натуральных. Причем некоторые показатели могут быть только стоимостными: прибыль, убыток, себестоимость. В некоторых отраслях используют условно-натуральные показатели. В зависимости от приведения показателей выделяют объемные и удельные показатели. Объемные показатели первичные, к ним относят себестоимость продукции, объем продаж, объем произведенной продукции, т.е. объем экономического явления. Удельные показатели вторичные, рассчитываются на основе объемных, например затраты на один рубль продукции. Экономические показатели могут подразделяться в зависимости от специфики деятельности предприятия характеризующей его. Многие предприятия используют такие показатели как доходность, рентабельность, прибыльность предприятия. Если рассматривать доходность, то основным показателем является отношение чистой прибыли, полученной предприятием к средней сумме капитала за тот же временной период. Сама же прибыльность определяется как отношение прибыли к выручке от продаж за тот же временной промежуток. Рентабельность может рассматриваться как относительная величина прибыли, т.е. как соотношение прибыли и вложенного капитала, прибыли и средней величины активов или прибыли и произведенных затрат. Иначе говоря, рентабельность показывает, является ли экономическая деятельность организации прибыльной. Показатели рентабельности представлены в таблице 9. Таблица 9 Показатели рентабельности [21, с. 315] Наименование показателя Способ расчета Рентабельность продаж К р.продукции =(ЧП /ВР) х 100% Рентабельность активов К р. активов = (ЧП / А ср.) х 100% Рентабельность собственного капитала К р.ск =(ПН/ СК ср.) х 100% В таблице 9: ЧП – чистая прибыль; ВР - выручка от реализации; ПН – прибыль до налогообложения; А - активы предприятия; Ср. - среднегодовая стоимость; СК - собственный капитал. Показатели рентабельности демонстрируют прибыль в объеме продаж организации, эффективность капитала собственников, инвестируемого в проект, а также показывает способность организации поддерживать достаточный объем прибыли. Не менее важными являются показатели, характеризующие имущественно-финансовое положение предприятия, организации. К таким показателям относят коэффициент ликвидности (относительный показатель), суммы просроченных дебиторской или кредиторской задолженности, наличие собственных оборотных средств. Одним из важнейших показателей является оборачиваемость оборотных средств, а соответственно - продолжительность одного оборота, количество оборотов за определенный период времени (коэффициент оборачиваемости), ускорение оборачиваемости является свидетельством стабильного финансового положения предприятия, повышения эффективности использования средств. усиления деловой активности. Еще одной группой являются показатели, характеризующие величину выпуска, продаж продукции, работ, услуг, объем выпуска продукции с учетом трудоемкости ее изготовления: заработная плата, нормо-часы и другие. Существуют показатели, отражающие эффективность использования производственных ресурсов, находящихся в пользовании предприятия, это основные фонды (показатели фондоотдачи, фондоемкости), материальные фонды, трудовые ресурсы. По трудовым ресурсам можно вычислить отдачу трудозатрат как соотношение объема продукции к затратам живого труда, трудоемкость как соотношение затрат живого труда к объему продукции. Можно рассматривать еще один очень важный показатель - производительность труда (производительность труда определяется количеством продукции, объемом работ, произведенной работником в единицу времени или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы), среднегодовая выработка продукции на одного работающего. В процессе экономического анализа используют показатели отражающие наличие, состояние и движение отдельных видов производственных ресурсов. Это показатели эффективности осуществленных инвестиций, в основном капитальных вложений, здесь рассматривают срок окупаемости капитальных вложений и прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений. Для оценки прогрессивности предприятия используют показатели: уровень механизации (удельный вес механизированных производственных процессов в общем объеме производственных процессов), а также уровень автоматизации (характеризует долю автоматизированных производственных процессов в общем объеме производственных процессов). Ну и наконец, существуют обобщающие показатели, которые характеризуют конкретное предприятие, под ними понимают стоимость имущественного комплекса предприятия, рыночная стоимость (стоимость акций данного предприятия, соответствующая конъюнктуре рынка). Для комплексной оценки деятельности предприятия строится так называемый мультипликатор, он представляет собой комплексный, интегральный показатель, основывающийся на частных показателях данного предприятия. Существует два вида мультипликаторов: стандартный и субъективный. Стандартные применяются при оценке деятельности любой организации, а вот субъективные - для конкретной организации. Измерение степени успешности предприятия является довольно сложной задачей, так как необходимо принимать во внимание большое количество факторов, показателей, часть из которых довольно субъективна, но даже если объективный анализ возможен, он обладает определенной погрешностью: успешность одного предприятия может показаться незначительной по сравнению с другим в абсолютных значениях, но для самого предприятия это может быть существенным ростом если сравнивать с предыдущим периодом. Объединение большого количества показателей дает возможность дать экономический анализ с наименьшей погрешностью, т.е. из единичных, однородных, индивидуальных показателей, относящихся к первичным звеньям, самым небольшим элементам экономики формируются групповые, агрегированные, сводные, которые характеризуют экономические процессы и объекты более крупные: региональные, отраслевые, народнохозяйственные, общеэкономические. Состав и количество экономических показателей постоянно изменяется: дополняется (увеличивается), совершенствуются методы их определения, что связано с использованием их в управлении, кратковременном и долговременном планировании, прогнозировании. Успешность предприятий напрямую зависит от круга используемых показателей, их полноты, корректности, проработанности. Таким образом, можно сказать, что основными показателями, которым при анализе экономики предприятия следует уделять особое внимание, являются следующие: коэффициент ликвидности, коэффициент оборачиваемости (деловой активности), коэффициент платежеспособности, коэффициент рентабельности, финансовая устойчивость. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Анализ экономического состояния организации может проводиться экономистами фирмы или внешними пользователями по публикуемой финансовой отчетности – бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и др. Финансовое организации оценивают по показателям, которые характеризуют наличие, использование и размещение материальных ресурсов. Эти показатели характеризуют с той или иной точки зрения экономическую деятельность организации, ее стабильность в условиях конкуренции, деловой потенциал. Основными показателями, интересующими аналитика, являются: - коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, прибыльности, финансовой устойчивости, платежеспособности; - структура капитала; - уровень прибыльности, рентабельности и деловой активности. Финансовое состояние компании формируется в ходе ее хозяйственной деятельности. Его во многом определяют взаимоотношения с покупателями, поставщиками, финансовыми и налоговыми организациями, акционерами, банками и пр. Результаты анализа экономической деятельности организации дают возможность каждому из ее партнеров оценить эффективность экономического сотрудничества, определить перспективы. 1.3. Этапы проведения экономического анализа предприятия и источники информации Экономический анализ должен проводиться в определенной последовательности, четкое соблюдение которой позволяет аналитику провести экономический анализ на высоком профессиональном уровне, не допускать ошибок, вводящих в заблуждение пользователей. Назовем основные этапы экономического анализа: 1. Определение цели и объектов анализа. Целью анализа может быть выявление тенденций в развитии хозяйственно-финансовой деятельности, проверка выполнения плана по определенным показателям, оценка эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов и т.д. В качестве объектов могут выступать вся хозяйственная деятельность организации, отдельный вид деятельности (или отдельный вид товара, услуги или работы), отдельное структурное подразделение, отдельный показатель. 2. Составление программы анализа. До проведения анализа целесообразно составить перечень вопросов, которые следует изучить в процессе аналитического исследования. Программа анализа зависит от того, где проводится анализ, за какой период, с какой целью он проводится. При проведении ретроспективного или перспективного анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации программа анализа обычно имеет вид специального вопросника, включающего перечень конкретных вопросов, на которые должен ответить исследователь в своем заключении по результатам анализа. В программе предусматриваются сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители, календарные сроки выполнения работ. Для проведения текущего (оперативного) анализа специальные вопросы могут не разрабатываться, а анализ проводится по информации, заносимой в специальные заранее подготовленные аналитические таблицы. 3. Подбор материалов для анализа. Это очень важный этап проведения аналитического исследования, так как для проведения исследования необходима лишь релевантная информация (относящаяся к делу, собираемая по конкретному вопросу). В противном случае исследователь просто не справится с общим объемом информации о деятельности организации. Важно до проведения анализа выяснить, какие материалы и за какой период нужны для проведения анализа, объем этих материалов, их местонахождение. 4. Проверка собранных материалов. Прежде чем использовать собранную информацию, ее необходимо проверить. Исходная информация может содержать ошибки и искажения. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению отчетности, а также арифметических ошибок. Особенно внимательно нужно проверять внеучетные материалы. Проверка данных позволяет установить их достоверность, выявить и устранить приписки и разного рода ошибки, искажающие показатели выполнения плановых заданий. При проверке применяются различные способы: — арифметическая проверка; — логическая проверка; — встречная проверка; — методическая проверка и др. 5. Группировка материалов, приведение их в сопоставимый вид. Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности исходных данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. Сопоставимость данных — важное условие анализа. Сопоставление несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Существуют различные причины несопоставимости показателей: различный уровень, объемов, структура, качества продукции, различные календарные периоды и т.д. 6. Составление аналитических таблиц. Аналитические таблицы — это способ наглядного оформления материалов анализа. Они заполняются на основании данных плана, проверенных бухгалтерских, статистических отчетов и иной информации. Исходные данные для проведения анализа, различные расчеты, а также результаты проведенного исследования оформляются в виде аналитических таблиц. В аналитических таблицах в определенном порядке располагается вся цифровая информация об изучаемых экономических явлениях. Табличный материал гораздо более информативен и нагляден но сравнению с текстовым изложением материала. Таблицы позволяют представить аналитические материалы в виде единой целостной системы. Вид аналитической таблицы определяется характером разработки показателей ее подлежащего. Различают три вида статистических таблиц: простые, групповые, комбинационные. Простые таблицы содержат перечень отдельных единиц, входящих в состав совокупности анализируемого экономического явления. Эти таблицы содержат лишь несгруппированный набор сведений об анализируемом экономическом явлении. В групповых таблицах цифровая информация в разрезе отдельных составных частей исследуемой совокупности данных объединяется в определенные группы в соответствии с каким-либо признаком. Комбинированные таблицы содержат отдельные группы и подгруппы, на которые подразделяются экономические показатели, характеризующие изучаемое экономическое явление. При этом такое подразделение осуществляется не по одному, а по нескольким признакам. В групповых таблицах осуществляется простая группировка показателей, а в комбинированных — комбинированная группировка. 7. Обработка материалов анализа. В процессе обработки информации, собранной в соответствии с программой исследования, осуществляется расчет необходимых для оценки объекта исследования показателей. Осуществляется расчет, качественная и количественная оценка влияния факторов на изучаемые показатели, устанавливается характер их влияния. Выявляются те факторы, которые оказали основное воздействие на деятельность объекта исследования. В процессе обработки материалов экономического анализа применяются различные приемы и методы анализа.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Экономический анализ, 87 страниц
2610 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg