ГЛАВА 1. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
1.1 Современные пути и характеристика основных направлений оздоровительной работы
С 2005 года приоритетным направлением в деятельности ДОУ становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40% детей можно считать здоровыми. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление, приобретает первостепенное значение.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития.
Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное современное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.
Работа ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогических коллективов нашли свое развитие в будущем.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
? организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
? организацию питания;
? обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
? организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
? физическое воспитание детей.
1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но также и рядовые работники дошкольных учреждений. С извлечениями из этих приказов должны быть ознакомлены и родители воспитанников. Ответственность за выполнение санитарно-эпидемиологического режима в первую очередь несет руководитель дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с принятой на себя ответственностью они наделяется определенными административными правами.
Большую роль, в этом вопросе играет, не только профессиональная, но и человеческая – гражданская ответственность воспитателей и специалистов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых, и плохой уход либо его отсутствие квалифицируется как жестокое обращение с ребенком. «Уход за ребенком – это, прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т. п. Но, к сожалению, ухоженных детей в детском саду не так уж много, и персонал нередко не замечает этого, да и сам не приучен заботиться о них».
2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое «берет» курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.
Во-первых, сами продукты питания являются натуропатическим средством оздоровления и лечения детей и взрослых. Не случайно при разных заболеваниях назначают различные диеты и предлагают увеличить в меню количество определенных продуктов.
Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильных подходах к его воспитанию, приводят к определенным энергозатратам, которые требуется восполнять, в том числе и за счет питания.
Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и содержанию пищеблока.
Нормативный компонент представляет выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с инструктивными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.
Оздоровительный компонент предусматривает:
? дополнительное питание для ослабленных детей, специальную диету для детей с превышением веса, аллергическими, гастроэнтерологическими и прочими заболеваниями, а также при карантинных мероприятиях в связи с инфекциями. Например, при гепатите в связи с длительностью инкубационного периода имеет смысл ввести в данной группе диетическое питание;
? использование разрешенных Минздравом России пищевых добавок;
? введение в меню в качестве вечернего ужина кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериям;
? приготовление по специальной рецептуре оздоровительных коктейлей и фито напитков;
? обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами. Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Качество предлагаемых детям блюд, и соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Питание детей в дошкольном учреждении должно быть приближено к домашним условиям. За утренним чаем дети должны иметь возможность пообщаться со своими друзьями, поделиться принесенными из дома сладостями. У них должна быть возможность посещения мини-бара, где их ждут оздоровительные коктейли, а в обед - самостоятельно выбрать себе закусочку со «шведского столика».
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку.
С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности.
Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
? знание правил гигиены и ухода за своим телом;
? знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
? знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
? знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
«В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Взрослые еще сами плохо осуществляют мониторинг своего здоровья и не учат этому своих детей. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели».
Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.
Культурный в полном смысле этого слова человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние, владеть информацией о соответствующих признаках эмоционального благополучия, знать особенности своего темперамента, а также слабые и сильные стороны своего характера.
Это необходимо ему для того, чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением. Но часть этих навыков, как показали исследования, человек способен освоить уже в дошкольном детстве.
Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Исследования, проведенные В.Г. Алямовской и Н.В. Кедяркиной, показали, что даже четырех - пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки. Так, например, они чаще всего называли следующие признаки:
? эмоциональные – 41%, например, здоровый человек всегда веселый;
? психической уравновешенности – 19%, например, тот, кто здоровый, тот спокойный, не дерется и не ругается;
? интеллектуальные – 4%, например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки.
Из признаков социального здоровья многие из числа опрошенных детей называли такой, например, как моральный комфорт - здоровый человек везде себя хорошо чувствует: и дома, и в школе, здоровый человек не боится быть в незнакомом месте и некоторые другие.
Но, как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья.
Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то, что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы.
Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.
Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебно-профилактическая работа – сама по себе. Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.
Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды, например, холоду, повышенной влажности, а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний. Кроме того, одним из важнейших направлений лечебно-профилактической работы с детьми является профилактика нарушений осанки детей.
Лечебно-профилактическую работу следует проводить по специальной программе, которая, в свою очередь, разрабатывается на основе анализа заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, а также на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей дошкольного учреждения.
Структура программы может включать различные разделы в зависимости от конкретных условий, профильности учреждения и специфики здоровья его детского контингента. Но такие разделы, как:
? профилактика заболеваемости в периоды межсезонья и гриппа;
? профилактика отклонений в физическом развитии;
? общеоздоровительная работа, санитарное просвещение родителей, обязательны.
Необходимо отметить, что выделение этих структурных компонентов в плане лечебно-оздоровительной работы довольно условно, поскольку закаливание организма ребенка, например, является, с одной стороны, профилактикой простудных заболеваний, а с другой - это обще-оздоровительная процедура.
Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Современное определение физического воспитания значительно шире. Обогащение новыми знаниями научных дисциплин, из которых складывается его теория, позволяет трактовать физическое воспитание как комплекс мер, направленных на:
? своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций;
? соответствующему коэффициенту двигательного развития физическую подготовленность;
? приобщение к традициям и культуре большого спорта;
? овладение физической культурой;
? высокую степень здоровья, позволяющую достигать физического совершенства.
Несмотря на обогащение понятия физического воспитания, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития и закаливания.
Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность.
1.2 Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями
В дошкольном образовательном учреждении оптимальный режим дня, широкое использование средств физического воспитания с учетом особенностей развития и состояния здоровья детей каждой возрастной группы способствуют неспецифической профилактике заболеваемости, коррекции морфофункциональных отклонений, повышению функциональных возможностей детского организма.
Анализ анамнестических данных, результаты профилактических осмотров, скрининг – тестирования в ДОУ показали, что у большинства дошкольников – более 70% выявлялись различные морфофункциональные отклонения, отмечена тенденция роста числа хронических заболеваний и врожденных аномалий развития. Первое место в структуре нарушений в состоянии здоровья дошкольников занимают функциональные отклонения и патология костно-мышечной системы.
Исследования, проведенные сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что при поступлении в ДОУ каждый третий ребенок не имеет достаточного уровня развития основных двигательных качеств, особенно скоростных качеств, ловкости и координации движений, мышечной силы.
Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста.
Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды. Одним из физиолого-гигиенических принципов организации физического воспитания детей дошкольного возраста считается дифференцированный подход при дозировании физических нагрузок с учетом состояния здоровья, уровня психомоторного развития и функциональных возможностей детей. Следует осуществлять дифференцированный подход к детям, имеющим заболевания:
? органов пищеварения – хронический гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей, грыжи и другие;
? органов мочевыделительной системы – цистит, пиелонефрит, инфекция мочевыводящих путей, повышенная подвижность почек и другие;
? органов кровообращения (нарушение сердечного ритма, пролапс сердечных клапанов с регургитацией, врожденный порок сердца и другие;
? неврологические заболевания – гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, невротические реакции и другие;
? заболевания органов дыхания, ЛОР-органов – аденоиды и гипертрофия небных миндалин с нарушением носового дыхания, хронический тонзиллит, ринит, бронхиальная астма и другие;
? крови и обмена веществ – анемия, ожирение и другие;
? аллергические проявления, выраженные отклонениями физического и нервно-психического развития.
Дети с выраженными нарушениями в состоянии здоровья и развитии нуждаются в строгом дозировании физических нагрузок, поэтому им необходимо иметь индивидуальные рекомендации врачей-специалистов.
В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:
а) интенсификации двигательной активности – увеличение моторной плотности физкультурных занятий и другие;
б) увеличения времени двигательной активности – введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности, создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности;
в) составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей. Научные исследования показали, что для обеспечения потребности в движении и оздоровления детей необходимо совершенствовать методику проведения всех форм двигательной деятельности в ДОУ.
Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить коррекционную работу с детьми. Хорошо зарекомендовали себя:
? занятия с элементами ритмики, бальных танцев;
? оздоровительный бег на свежем воздухе при благоприятной погоде. А также занятия лечебной физкультурой;
? курсы массажа;
? занятия на тренажерах, «мини-стадионе»;
? игры различной интенсивности лечебно-оздоровительной направленности.
Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений при проведении зарядки утром и после дневного сна.
Исследования показали, что значительного увеличения двигательной активности дошкольников можно достичь за счет использования различных форм занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в любое время года при соблюдении всех санитарно-гигиенических требований к организации этих занятий.
Оценка эффективности двигательного режима осуществляется на основании показателей:
1) Время двигательной деятельности и активности детей с отражением их содержания и качества в различные режимные моменты, определяемые с помощью метода индивидуального хронометража.
Для дошкольников 5-7 лет продолжительность организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности должна составлять до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, сезона года и режима работы ДОУ.
2) Объем двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной деятельности.
3) Интенсивность двигательной активности – методом подсчета частоты сердечных сокращений – ЧСС при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Классификация физических нагрузок по интенсивности для дошкольников:
? малой (низкой интенсивности): ЧСС до 130 уд./мин.;
? средней: ЧСС – от 130 до 159 уд./мин.;
? высокой – максимальной: ЧСС – 160 и более уд./мин.
При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия.
В эти занятия целесообразно включают:
? физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку;
? корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса;
? дыхательную гимнастику;
? релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц;
? комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики;
? лечебно-оздоровительные игры.
Все физические упражнения, используемые в системе физического воспитания в ДОУ, должны соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям дошкольников с учетом их особенностей развития и состояния здоровья. Комплексы корригирующих упражнений составляются для всей группы детей – индивидуальная коррекция осуществляется на занятиях лечебной физкультуры, выполняются детьми в среднем или медленном темпе с достаточным числом повторений для закрепления навыков. Воспитателям необходимо контролировать правильность выполнения упражнений, четкость соблюдения исходного положения. Спортивный инвентарь и оборудование должны подбираться в соответствии с функциональными возможностями дошкольников. Следует систематически проводить работу по профилактике травматизма.
Физкультурное занятие, в том числе и коррекционной направленности, должно иметь тренировочный эффект не только для костно-мышечной, но и для респираторной системы организма ребенка, поэтому при правильном построении занятия в зале средняя частота сердечных сокращений составляет 140-150 ударов в минуту 150-160 уд/мин., на воздухе. Моторная плотность занятия в зале должна быть не менее 70%, на воздухе - не менее 80%.
На физкультурных занятиях воспитателям и медсестре ДОУ следует осуществлять контроль за внешними признаками утомления детей.
При появлении у ребенка выраженной потливости, гиперемии или резкой бледности кожных покровов, одышки, нарушений координации движений, жалоб на плохое самочувствие следует снизить нагрузку, используя дыхательные, релаксационные упражнения.
Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:
? гармонизация физического и нервно-психического развития детей;
? улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;
? положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;
? формирование правильной осанки и нормального свода стопы;
? расширение функциональных возможностей организма;
? снижение заболеваемости;
? устойчивое желание заниматься физкультурой.
При организации таких занятий существенным фактором является переодевание детей в спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с предварительным сухим растиранием тела.
Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Оздоровительный эффект максимальный при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и т. д., на открытом воздухе.
Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть оборудованы в соответствии с рекомендациями. Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Дети занимаются в спортивной форме – удобной, легкой и чистой- не из синтетики. На ногах – тапочки на резиновой подошве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься босиком.
Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви. Температура воздуха физкультурного зала 17°С и относительная влажность 40-55%. В перерыве между занятиями и до занятий в зале проводится влажная уборка и проветривание. Занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время - при открытых фрамугах или окнах.
Для осуществления контроля за воздушным режимом физкультурного зала необходимо на внутренней стене на высоте 1-1,2 метра от пола повесить термометр.
Освещенность зала – не менее 200 лк на уровне 0,5 метра от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Медицинская сестра дошкольного учреждения осуществляет постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей.
Для получения хорошего конечного результата – снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе -– имеет значение и система подготовки воспитателей, детей и родителей.
Особенность проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для этого используют как фронтальные, так и групповые методы организации занятий, производят специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не отличается от таковой в залах. Она включает вводную, основную и заключительную части. Продолжительность занятий – от 20-25 мин. в средней группе детского сада до 30-35 мин. в старшей группе.
Во вводной части занятий в холодный период года построение детей на площадке не проводится и после непродолжительной ходьбы осуществляется бег в течение 2-4 мин. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с ноги на ногу и другие.