Глава I. Общая характеристика административной ответственности
1.1 Становление и развитие института административной ответственности в России.
Еще до судебной реформы 1864 г. впервые возник вопрос о необходимости отграничения преступлений, подведомственных уголовным судам, от «полицейских проступков» и необходимости создания, как это имело место быть в ряде стран Западной Европы, специальных полицейских судов и административных органов для борьбы с ними. Был даже разработан специальный судебно-полицейский устав (разработчиком которого был граф Д.Н. Сперанский), но император Александр II отверг его. Впоследствии в рамках Устава о наказаниях 1864 г. судопроизводство по делам о «незначительных проступках», под которыми понимались наименее тяжкие нарушения (но все же через уголовно-правовую призму), было отнесено к компетенции мировых судей. И именно этот нормативный акт некоторые ученые считают первым прообразом нынешнего КоАП РФ.
Но как таковой в прообразе его нынешнего понимания, институт административной ответственности возник лишь в первые годы советской власти. Постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 18 декабря 1917 г. была установлена административная ответственность за проступки, связанные с использованием печати против революции, против народа. Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 11 апреля 1918 г. местным Советам рабочих и крестьянских депутатов предоставлялось право применять меры административной ответственности и административного принуждения в целом уже и к почтово-телеграфным работникам за саботаж.
Использовалась в те годы административная ответственность и в целях охраны труда на производстве. Например, Декретом СНК РСФСР от 18 мая 1918 г. «Об инспекции труда» была установлена ответственность в виде штрафа, налагаемого на виновных в нарушении правил, охраняющих жизнь, здоровье и труд трудящихся. А это не что иное, как проявление административной ответственности.
В те далекие годы административная ответственность была одним из важнейших средств осуществления функций советского государства, а также воспитания его граждан и наказания злостных нарушителей законности. Здесь следует упомянуть о таких важнейших на тот период нормативных актах в этой сфере, как:
-- Декрет СНК РСФСР от 16 апреля 1920 г. «О реквизициях и конфискациях», нормы которого в целях подавления сопротивления враждебных сил революции наделяли органы Народного комиссариата продовольствия, Совета народного хозяйства и Всероссийской чрезвычайной комиссии правом применять административное принуждение в виде конфискации и реквизиции имущества;
-- декрет ВЦИК РСФСР 1922 г., установивший административную ответственность в виде ареста на срок до двух недель за невыполнение натуральных налогов;
-- декрет ВЦИК РСФСР 1922 г., устанавливающий ответственность в виде административной высылки, применявшейся в целях изоляции причастных к контрреволюционным выступлениям лиц, в отношении которых признавалось возможным не применять уголовных санкций.
Обобщая нормы тех лет, можно сказать, что в годы становления советской власти, последующей социалистической индустриализации страны и коллективизации ее сельского хозяйства административная ответственность в основном распространялась на различного рода контрреволюционные проявления и уничтожение эксплуататорских классов.
Говоря об административной ответственности как о правовом институте, следует отметить, что поскольку уже в первые годы советской власти различными государственными органами было издано столько нормативных актов в этой сфере, а содержавшиеся в них правила, регулирующие однородные общественные отношения, нередко были различны и противоречивы, в силу чего требовали определенной унификации и систематизации, то еще тогда возникла необходимость проведения работы по его кодификации. Первый проект кодифицированного акта, именуемого «Административный кодекс РСФСР», был разработан еще в 1924 г., но в силу ряда обстоятельств так и не был принят.
Впоследствии вопрос о кодификации законодательства об административной ответственности был поднят только в 60-е годы 20 века, но уже в рамках всего союзного государства. К 1980 г. был подготовлен проект «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административной ответственности». Основы обобщили почти двадцатилетний опыт применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке», который также сыграл немаловажную роль в становлении и развитии законодательства об административной ответственности. Политбюро ЦК КПСС в целом его одобрило, изменив частично лишь название, и 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях», в соответствии с которыми впоследствии (начиная с 1984 г.) были приняты соответствующие кодексы всех бывших союзных республик. Так, в частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был принят 20 июня 1984 г., а вступил в действие с 1 января 1985 г., просуществовал семнадцать с половиной лет -- до 1 июля 2002 г., когда вступил в силу ныне действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 г.
Становление и развитие института административной ответственности в России административный ответственность правовой норма Нормативно - правовая основа ответственности - это система функционирующих правовых норм, фиксируя:
- Cоставы правонарушений (база ответственности);
- Концепция управленческих санкций и основы их использования;
- Область субъектов, обладающих возможность накладывать управленческие взыскния;
- Операции затрагивающие ответственности и его процессуальные формы. Развитие нормативно - правовой базы (института) административной ответственности в России можно разделить на три этапа: Первый - с незапамятных времен до 1984 года. В это время административная ответственность сначала полностью, затем, в основном, и в завершении этапа регулируется многочисленными подзаконными актами (органы местного самоуправления). Второй этап - 1984-1991 годы. За эти годы в России с некоторыми исключениями вопросы административной ответственности регулируется Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, который был принят в 1984 году. Третий этап возник в 1991 году его называют этапом декодификации. Его отличительная черта в том, что акты Кодекса об административных правонарушениях РСФСР действует, но издаются много законов и указов Президента Российской Федерации, акты руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы административной ответственности. Увеличенное количество новых норм не введены в Кодекс об административных правонарушениях и действуют одновременно с его нормами . Нормативная основа административной ответственности в настоящее время, как и в 1984 году процесса декодификации норм, формирует большее количество норм. Особенная роль из числа относящихся принадлежит Кодекс об административных правонарушениях, принятый в 1984 году. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и существенно сформировал его. Кодекс включает в себя огромное количество административно - процессуальных норм, регулирующих административных правонарушений по делу. Административный кодекс РСФСР является основным источником по целому ряду причин: самый большей с точки зрения кодифицированного акта, регулирующего административную ответственность; регулируют общие вопросы ответственности (системы штрафов, принципы их применения, по делам административных правонарушениях и др.); во многих актах сказано, что если не будут разрешены некоторые вопросы необходимо придерживаться общим правилам административного кодекса (например, ст. 289 Кодекса законов о труде). Помимо этого, нужно иметь ввиду, что с 1990 года в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности .
Таким образом, становление и развитие института административной ответственности в России напрямую зависит от нормативно - правовой базы регулирующих ответственность за административные правонарушения. Фиксирует составы правонарушений, санкции, область субъектов, концепции. Развитие института административной ответственности делят на три этапа, начиная с 1984 года до периода декодификации включая.
1.2 Понятие и признаки административной
ответственности.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность является видом административного принуждения и одновременно одним из видов юридической ответственности.
Перечислим признаки административной ответственности.
• Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
• Субъектами административной ответственности выступают физические и юридические лица.
• В большинстве случаев административная ответственность является внесудебной. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке. Судьи также рассматривают отдельные составы правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции
Одной из проблем института административной ответственности является отсутствие нормативного закрепления понятия данного административно-правового явления.
Как справедливо отметил К.С. Вельский, «ни основы, ни кодексы не закрепили понимание административной ответственности в виде определения, хотя использовали это понятие, взяв за основу два его ключевых признака: административный проступок и административное взыскание» . Это было отмечено до принятия КоАП РФ, положение не изменилось и после его вступления в силу, что порождает серьезные проблемы как правотворческого, так и правоприменительного характера. Определение, предложенное Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявским, прямо указывает на административное правонарушение как на основание и один из главных признаков административной ответственности: «административная ответственность - это установленная государством мера юридической ответственности за административные правонарушения, состоящая в применении к правонарушителям предусмотренных законом видов (вида) административного наказания» . Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. предлагают следующее определение административной ответственности - это действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций, направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.
Д.М. Овсянко определяет административную ответственность как применение наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц . Так, в срок не позднее установленной даты не уплатил административный штраф в размере 500 рублей, наложенный постановлением инспектора ДПС ОГИБДД. К. вину признал, пояснил, что штраф не оплатил, так как не знал куда его нужно оплатить. В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекс об административных правонарушениях РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Как установлено, отсрочка либо рассрочка уплаты штрафа К. не предоставлялась, в связи с чем данный штраф должен быть им уплачен не позднее установленной даты. Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств по делу суд пришел к выводу о виновности К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.25 Кодекс об административных правонарушениях РФ. В силу ч.1 ст.4.1 Кодекс об административных правонарушениях РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. С учетом изложенного, а также положения ст. 3.1 Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которой целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, суд посчитал, что в отношении К. следует избрать наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.1 статьи 20.25 Кодекс об административных правонарушениях РФ. Основанием для наступления ответственности является совершение действия противоправного характера. Наличие отрицательных последствий для правонарушителя. Сочетание осуществления государственного принуждения с моральным осуждением лица, виновного в преступлении. Следует отметить, что именно административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения. Рассматривать соответствующие дела уполномочен достаточно широкий круг субъектов. Административное законодательство регламентирует виды ответственности. Применение мер, как правило, не влечет за собой увольнение с работы или судимости. Уполномоченные рассматривать дела субъекты определяют административную ответственность по отношению к лицам, не подчиненным им. Основной целью выносимой меры наказания является профилактика правонарушений. Административная ответственность подразделяется на несколько видов. Среди них следует отметить такие, как: предупреждение; возмездное изъятие предмета правонарушения или орудия его совершения; выдворение за пределы российского государства лица, не имеющего гражданства, или иностранного гражданина. Субъектами правоприменения (уполномоченные к привлечению) могут являться представители власти судебной (судьи), должностные лица органов госуправления. Административная ответственность может распространяться как на физических, так и на юридических лиц. Привлечены могут быть лица за совершенные правонарушения в связи со служебным положением или деятельностью . Как уже было выше сказано, наказание имеет нормативную основу. Существует несколько принципов административной ответственности. Первым является законность. Его суть состоит в том, что нарушитель, привлекаемый к ответственности, может быть подвергнут наказанию только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Применение должностным лицом (уполномоченным) административного наказания по делу о правонарушении осуществляется в пределах компетенции и в соответствии с законодательством. Рассматриваемый принцип включает в себя различные взыскания за совершенные противоправные действия. В этом случае лицо несет ответственность только за правонарушения, которые были доказаны. Также законность включает в себя наказание субъекта только за совершенные лично им проступки. В этом случае говорят о таком явлении, как индивидуализация ответственности. Другими словами, при привлечении к наказанию граждан, совершивших преступление, исследуется весь комплекс факторов, определенных законодательством. Следующий принцип - справедливость. Его суть заключается в том, что наказание должно соответствовать совершенному правонарушению. Еще одним принципом считается целесообразность. Здесь избираемая мера административного воздействия должна соответствовать целям ответственности. Немаловажен принцип гуманности. Он означает, что применяемые меры воздействия не должны унижать честь, достоинство, свободу, а также права граждан. Следующий принцип - презумпция невиновности. Он предполагает, что административная ответственность может быть применена к субъекту только после доказательства его вины. До тех пор он считается невиновным. Кроме того, субъект, которому вменяют вину, не обязан доказывать то, что он не совершал нарушений. Следующий принцип - своевременность. Суть его состоит в том, что ответственность за совершенное правонарушение должна наступать как можно быстрее. Наказания за те или иные проступки должны выполнять определенные задачи. Использование административной ответственности преследует следующие цели: воспитывать в гражданах уважение к закону; защищать общественный правопорядок; поддерживать социальную справедливость; бороться с существующими и предупреждать появление новых правонарушений. Из выше сказанного следует отметить, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям совершенные административные правонарушения. Главной проблемой института административной ответственности является то, что понятие административной ответственности не закреплено в законодательстве в виде определения, хотя и квалифицируется определенными признаками, такие как административный проступок и административное взыскание. Основанием для наступления ответственности является совершение действия противоправного характера, предусмотренного Кодекс об административных правонарушениях. Административное законодательство регламентирует виды ответственности. Основной целью выносимой меры наказания является профилактика правонарушений. Административная ответственность может распространяться как на физических, так и на юридических лиц.
1.3 Применение административной ответственности
Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под административной ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру. Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая Кодекс об административных правонарушениях содержит в названии такие понятия, как «административная ответственность» и «правонарушение». При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юридического лица либо гражданина, за которое Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот. В учебной и научной литературе авторы по-разному трактуют понятие административной ответственности. Тем не менее в целом в разъяснениях присутствуют схожие элементы. К ним, например, относят следующие положения: Административная ответственность является разновидностью УК. Административная ответственность не предполагает судимости. В качестве основания для применения санкций выступает проступок, предусмотренный в КоАП. Мера ответственности представлена в виде неблагоприятного последствия имущественного либо личного характера. Наложение санкций осуществляется как в ходе судебного разбирательства, так и во внесудебном порядке. Субъектами могут быть юридические лица либо граждане. Порядок привлечения к ответственности по Кодекс об административных правонарушениях относительно прост и содержит при этом гарантии законности. Установление санкций осуществляется ФЗ и законами регионов страны . Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП. Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: Предотвращение лицом, которое совершило неправомерный поступок, негативных последствий, добровольное возмещение или устранение нанесенного ущерба. Раскаяние субъекта в своем деянии. Совершение проступка в состоянии аффекта (сильного волнения) либо под влиянием тяжелых семейных или личных проблем. Добровольное сообщение лицом о совершенном им нарушении. Недостижение совершеннолетия. Совершение правонарушения женщиной в состоянии беременности или имеющей на иждивении малолетнего. Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции. Раскаяние оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов. Предотвратить наступление последствий гражданин может при добровольном либо вынужденном отказе от нарушения, то есть до его совершения. В связи с тем, что другим способом предупредить вред нельзя, лицо не может считаться виновным вследствие отсутствия состава проступка и события. В этом случае производство по делу исключается. Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации. Ущерб Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения.