Глава 1. Теоретические аспекты понятия «прибыль» как экономической категории
1.1. Экономическая сущность и содержание прибыли организации
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, меняется структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия.
Результат деятельности организации при этом может в конкретный промежуток времени представлять собой как прибыль, так и убыток.
Для обеспечения своей прибыльной работы предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для простого и расширенного воспроизводства.
Правомерным является применение прибыли в качестве измерителя результатов деятельности предприятия и определения эффективности его работы, так как именно размер прибыли определяет величину доходов учредителей и собственников компании.
Представители английской классической политэкономии определяли прибыль как главный стимул предпринимательской деятельности. А. Смит о прибыли говорил так: «Соображения о своей собственной частной прибыли являются единственным мотивом, определяющим выбор владельца всякого капитала — употреблять ли его в земледелии, промышленности или какой-либо отдельной отрасли оптовой или розничной торговли». В качестве главного мотива предпринимательской деятельности определяет прибыль и видный представитель английской классической политэкономии XIX века А. Маршалл: «Человек не захочет продолжать вести свое предприятие, если он не будет рассчитывать на то, что чистый доход от него превысит процент на капитал по текущему курсу. Такой доход называется прибылью» [46, с. 118].
Д. Рикардо полагал, что «прибыль накопляется как капитал и является лишь справедливой компенсацией за время, в течение которого она не могла быть использована» [19, с. 84]. Своеобразным вариантом данной позиции явля-ется теория Н. Сениора, который трактовал прибыль как вознаграждение за воздержание предпринимателя от использования капитала в целях личного потребления [46, с. 119].
Карл Маркс в своей работе «Капитал» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости Маркс полагал эксплуата¬цию, неоплаченный труд наемных рабочих. По мнению автора «Капитала» эта внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных про¬изводственных отношений. Таким образом, эксплуатация работников — это главное, что лежит в самой основе марксисткой трактовки прибыли [19, с. 85].
Современная экономическая мысль, как правило, рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: земли, капитала и труда.
На сегодня можно выделить следующие основные, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли:
это оплата за использование предпринимательских способностей;
это плата за труд предпринимателя;
это оплата за новаторство, за талант в управлении фирмой;
это плата за риск, за неопределенность результатов деятельности предпринимателя — вероятность получить большую прибыль или убыток, даже банкротство фирмы [46, с. 119-120].
Прибыль как важная категория рыночных отношений выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате работы организации, посредством определения величины ряда показателей, важнейшими из которых для коммерческого предприятия являются показатели рентабельности.
Во-вторых, прибыль является источником формирования бюджетов страны на различных уровнях. Прибыль поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей (создания общественных благ), обеспечения выполнения государством своих функций, реализации государственных научно-технических, инвестиционных, производственных и социальных программ.
В-третьих, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее значение состоит в том, что она является финансовым результатом и одновременно основным элементом финансовых ресурсов предприятия, источником обеспечения самофинансирования фирмы. При этом доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты сборов, налогов и иных обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, социального и научно-технического развития компании, материального поощрения работников.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства нужной потребителю продукции, снижение издержек производства, что позволяет не только достигнуть конечной цели предпринимательства, но и удовлетворить общественные потребности.
Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они показывают ошибки и просчеты в направлении денежных средств, организации производства и сбыта продукции [52, с. 65].
С экономической точки зрения прибыль представляет собой положительную разность между денежными поступлениями и денежными выплатами предприятия. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разница между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода.
Разность подходов к определению прибыли привела к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Под бухгалтерской прибылью понимают результат реализации товаров и услуг, экономическая же прибыль – это результат «работы» капитала.
Существует два основных подхода к расчету размера прибыли предприятия:
1) фактическая (бухгалтерская) прибыль измеряется путем вычета из доходов организации явных издержек в виде финансовых платежей;
2) экономическая прибыль определяется с учетом как явных, так и неявных затрат (недополученных в денежной форме издержек применения ресурсов – альтернативных издержек).
Определение экономической прибыли дает возможность получить более полное, по сравнению с результатом анализа показателя фактической прибыли, понимание эффективности использования организацией имеющихся у нее активов, так как производится сравнение финансового результата, полученного конкретной компанией, с результатом, обеспечивающим ей реальное сохранение вложенных средств. Именно величина экономиче¬ской прибыли учитывается при принятии управленческих решений руководством организации.
Основными видами прибыли, используемыми для оценки хозяйственно- производственной деятельности организации, являются: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
Балансовая прибыль определяется как сумма всех прибылей и всех убытков фирмы, как связанных, так и не связанных с ее основной деятельностью.
В балансовую прибыль организации включают:
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) (Пр).
2. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия (Пи).
3. Финансовые результаты от внереализационных операций (Пво).
Таким образом, балансовая прибыль предприятия (Пб) может быть определена по формуле 1:
Пб = ± Пр ± Пи ± Пво (1) [59, с. 300],
При этом прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) организации определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов (которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции компании.
В целом, формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и используемыми предприятием формами расчетов. Из выручки в целях расчета прибыли могут быть исключены суммы наценок (скидок), получаемых торговыми или снабженческо-сбытовыми предприятиями, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают из выручки в целях расчета прибыли и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализации продукции компании.
В общем виде прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле 2:
Пр = (2) [59, с. 300],
где:
Цi — цена реализации i–того вида продукции (без НДС и акцизов);
Ni — объем реализации i –того вида продукции;
n — номенклатура реализуемой компанией продукции;
Sni — полная себестоимость производства и реализации i – того вида продукции.
Состав затрат на производство и реализацию продукции компании, включаемых в ее себестоимость, регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ группируются по следующим элементам: материальные затраты, зарплаты на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие затраты (суммы налогов и сборов, расходы на сертификацию, расходы на обеспечение нормальных условий труда работников и мер по технике безопасности, арендные (лизинговые) платежи и прочие экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, оценка которых выражена в денежной форме).
При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли предприятия ведется исходя из выручки и полной себестоимости производства товаров, определяемой исходя из объема реализуемой продукции. В натуральном выражении расчет прибыли компании включает остатки продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товаров в отчетном периоде за минусом той части продукции компании, которая не может быть реализована в конце отчетного периода.
Под отчетным периодом понимается квартал или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец анализируемого периода зависит от избранного организацией метода учета выручки — по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия (кассовый метод) или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой переданы покупателю (метод «по отгрузке»). Предприятия имеют право на определение по кассовому методу даты получения дохода (осуществления расхода), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без учета налога на добавленную стоимость не превысила за каждый квартал одного миллиона рублей.
Прибыль (убыток) от реализации или прочего выбытия имущества предприятия, числящегося на его балансе, представляет собой финансовый результат, не связанный с осуществлением основных видов деятельности организации [64, с. 324].
Предприятие вправе продавать, ликвидировать, списывать, передавать в уставные фонды других компаний здания, оборудование, сооружения, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе разборки и сноса зданий, продавать иные товарно-материальные ценности, то есть самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Финансовый результат деятельности предприятия имеет место быть только при продаже перечисленных видов имущества, а также, в некоторых случаях, при прочем выбытии недоамортизированных объектов. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.
Финансовый результат от осуществления организацией внереализационных операций — это прибыль (убыток), полученные по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности компании и не связанным с реализацией продукции, основных фондов, иного имущества предприятия, выполнением работ, а также оказанием услуг. Такой финансовый результат определяется как разница между доходами и расходами по внереализационным операциям [64, с. 365].
Доход компании от осуществления внереализационных операций может включать: доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений компании, сдачи имущества в аренду (в случае, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью организации); сальдо полученных и уплаченных штрафов, пеней, неустоек и других видов санк¬ций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и некоторые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством).
Балансовая прибыль может быть рассчитана по отдельной организации или быть консолидированной. Консолидированная прибыль - это сводная прибыль, определяемая по данным отчетности двух и более субъектов хозяйствования, находящихся в определенных юридических и хозяйственно-финансовых взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью, так как при создании вместо одной крупной организации нескольких более мелких юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных компаний, может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам компаний достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта, снижается степень риска предпринимательства в ведении бизнеса.
Налогооблагаемая прибыль организации представляет собой разность между валовой прибылью компании и суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, определенной в соответствии с правилами налогового учета.
Существенным обстоятельством в российском законодательстве является тот факт, что налогом на прибыль облагается не та прибыль организации, которая отражает результаты хозяйственно-фи¬нансовой деятельности и фигурирует в бухгалтерской отчетности фирмы.
Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли компании является ее балансовая прибыль, которая корректируется (увеличивается) на суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разность суммы выручки от реализации по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), списанные на убытки суммы недостач и прочее. При та¬ких корректировках бывают случаи, когда исчисленный налог на прибыль организации превышает сумму балансовой прибыли. Тогда источником уплаты налога служат наряду с прибылью оборотные средства организации [59, с. 321].
Кроме того, при расчете налогооблагаемой прибыли компании может производиться уменьшение ее валовой прибыли на суммы:
1) рентных платежей (вносимых в бюджет в установленном порядке из прибыли);
2) доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим компании;
3) доходов от долевого участия в деятельности других организаций;
4) отчислений в резервный и иные аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ организациями, для которых предусмотрено обязательное создание таких фондов, но не более установленных законодательством РФ минимальных размеров этих фондов. В случае использования средств этих фондов не по целевому назначению, установленному законодательством, дополнительные отчисления в эти фонды за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли компании не производятся [37, с. 251].
Основная налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20 процентов. При этом согласно пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов (в 2018-2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 процентов (в 2018-2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5 процента.
Для некоторых видов дохода и отдельных категорий налогоплательщиков налоговая ставка также является пониженной или равной нулю.
В частности, по пунктам 1.1., 1.9., 5 статьи 284 Налогового кодекса РФ к налоговой базе, определяемой предприятиями, осуществляющими медицинскую и (или) образовательную деятельность; компаниями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, прибыли, полученной Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, применяется налоговая ставка 0 процентов.
После уплаты из налогооблагаемой прибыли налога на прибыль и иных обяза¬тельных платежей (платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды, штрафов, пени и иных санкций, перечисляемых в бюджет, государственные внебюджетные фонды и так далее) образуется чистая прибыль организации.
Динамика чистой прибыли компании должна регулярно подвергаться экономическому анализу для определения резервов ее роста и направлений рационального использования. Анализ прибыли, остающейся в распоряжении организации, предполагает решение следующих задач:
оценка в количественном выражении влияния факторов на изменение чистой прибыли компании;
выявление тенденций, сложившихся в распределении прибыли предприятия за отчетный период;
оценка влияния распределения прибыли фирмы на ее финансовое состояние;
измерение влияния факторов на величину фондов специального назначения компании;
оценка эффективности использования фондов накопления и потребления предприятия в соответствии с показателями эффективности его экономического потенциала.
Факторный анализ формирования чистой прибыли организации позволяет определить выгоды от увеличения прибыли по результатам хозяйственно-фи-нансовой деятельности предприятия, возможность снижения налога на прибыль, расширения перечня и увеличения размера используемых льгот.
В рыночной экономике помимо анализа динамики собственно показателя прибыли придается большое значение анализу результатов сравнения прибыли с доходообразующими факторами и базами ее формирования, то есть определению рентабельности, которая в большей степени, чем абсолютный размер прибыли, отражает эффективность деятельности предприятия. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность производственного, коммерческого, инвестиционного направления деятельности компании.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования фирмы, поскольку их значение отражает соотношение эффекта работы и наличных / потребленных ресурсов компании.
Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. Показатели рентабельности позволяют определить, какую прибыль получает организация с каждого рубля вложенного в активы денежных средств; их значение принимают во внимание в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансового планиро¬вания, выработки и принятии управленческих решений потенциаль¬ными кредиторами и инвесторами.
Показатели рентабельности, используемые для оценки деятельности предприятия, можно объединить в несколько групп:
показатели, характеризующие окупаемость издержек производства (рентабельность производственной деятельности);
показатели, определяющие рентабельность продаж;
показатели, иллюстрирующие доходность капитала [59, с. 248].
Рентабельность производственной деятельности (рентабельность затрат) показывает, сколько организация имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию товаров, работ, услуг.
Рентабельность производственной деятельности (R3) определяется путем соотнесения прибыли от реализации (Прп), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧПрп), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), в который входит чистая прибыль организации и амортизация отчетного периода, к сумме затрат на производство реализованной продукции (Зрп) по следующим формулам 3-5:
R3 = Прп/Зрп (3); или R3 = ЧПрп/Зрп (4); или R3 = ЧДП/Зрп (5) [59, с. 249].
Рентабельность продаж (Rв) определяет доходность основной деятельности организации и используется для контроля над взаимосвязью цен, количества реализованного товара и величины издержек производства и реализации товаров, работ, услуг фирмы.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле 6:
Rв=Прп/Врп (6);
где:
Врп - выручка от реализации продукции предприятия за определенный период времени, совпадающий с периодом, за который рассчитана прибыль от реализации продукции.
Рентабельность капитала (Rк) используется для определения эффективности работы капитала на различных предприятиях, в разных отраслях; дает общую оценку доходности вложенного в производство как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе капитала. Этот показатель определяется как отношение прибыли к капиталу по формуле 7:
Rк=Прп/(СК+ЗКд) (7);
где:
СК – стоимость собственного капитала;
ЗКд – стоимость заемного капитала, привлеченного на долгосрочной основе.
Международная практика выработала разновариантные схемы расчета рентабельности (доходности). При стандартной оценке финансового состояния организации в за¬падных методиках предлагается:
1) использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности для информирования пользователей финансовой информации;
2) использование показателей рентабельности в качестве неотъемлемого элемента финансово-экономической оценки текущего положения компании;
3) необходимость проведения динамического ана¬лиза показателей рентабельности по секторам основной деятельности, по предприятиям-конкурентам и предприятиям-аналогам.
1.2. Направления использования прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях
Использование прибыли является составной частью общей системы распределительных отношений; при этом прибыль распределяется между государством (посредством налогообложения прибыли), собственниками предприятия - акционерами и учредителями (посредством выплаты дивидендов и процентов на вложенный капитал) и самим предприятием.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Формы и методы распределения прибыли организации постоянно видоизменяются и развиваются с изменением задач, стоящих перед экономикой, и ростом общественного воспроизводства.
Характер распределения прибыли компании определяет многие существенные аспекты ее деятельности, оказывая влияние на результативность функционирования организации. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
Законодательно использование прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты страны разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, финансируемых из чистой прибыли (к примеру сбора за сверхнормативное загрязнение окружающей среды).
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает пути распределения прибыли, остающейся в распо¬ряжении организации после уплаты налогов, но законода¬тельно определяет размер и порядок формирования резервного фонда компаний отдельных организационно-правовых форм (к примеру, акционерных обществ), регулирует порядок формирования предприятием резерва по сомнительным долгам и предпринимает иные меры, направленные на изменение приоритетных направлений расходования прибыли компании [25, с. 52].
Определение на¬правлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли), структуры статей ее использования находятся в компетенции предприятия и его собственников [36, с. 183].
Распределение прибыли предприятия непосредственно реализует главную цель политики управления ею - повышение уровня благосостояния собственников компании, и формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания стоимости вложенного капитала в процессе капитализации компании).
Характер распределения прибыли организации является важнейшим индикатором ее инвестиционной привлекательности. В ходе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых компанией дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из главных оценочных критериев, определяющих результативность предстоящей эмиссии акций или иной реализации доли уставного капитала предприятия. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
Использование чистой прибыли на предприятии представляет собой одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики значительно возрастает.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделя¬ется на две части. Первая часть прибыли характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Вторая часть прибыли увеличивает имущество компании и участвует в процессе накопления. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью.