ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Подходы к стратегическому управлению на предприятии
Изучая современные управленческие дисциплины можно отчетливо увидеть, что довольно объемную часть информации занимает стратегическое планирование и управление.
Стратегия – это видение будущего организации, которое нужно тщательно изучать и планировать, что и является основным приоритетом каждого менеджера. Организация олицетворяет в себе целенаправленную деятельность, которая была создана ради достижения и исполнения поставленной цели.
А внедрение и осуществление стратегии активно помогает реализовать главный замысел фирмы. Работая над стратегией, менеджеры и сотрудники всех подразделений начинают лучше понимать и осознавать ее важность, так как происходит постоянный поиск новых, оперативных и своевременных решений; выявление угроз, которые могут повлиять на положительный результат деятельности.
Также из-за постоянного поиска и изучения новой информации идет всестороннее развитие персонала, даже не тесно связанного с управленческой деятельностью.
Экономист Майкл Портер, опираясь на многолетний опыт успешных компаний, выделил десять пунктов успешной стратегии.
Без использования стратегии, как одного из основополагающих факторов управления организации, невозможно в долгосрочной перспективе оставаться на лидирующих позициях в соответствующих сегментах рынка, оставляя за собой уникальные предложения, которые будут представлять ценность для потребителя.
Одним из основных подходов к управлению современными российскими предприятиями постепенно становится стратегическое управление. Именно стратегические разработки должны лечь в основу представлений о приоритетах и направлениях развития организации.
Подходы к стратегическому управлению формировались не в один момент. Был пройден путь от управления на основе контроля над исполнением и на основе экстраполяции до управления на основе гибких экстренных решений.
Эволюция стратегического управления представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Эволюция стратегического мышления
Дж. Пирс II, Р. Робинсон определили стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».
Стратегический менеджмент (Strategic Management) – это деятельность руководителя, связанная с формированием долгосрочных целей и задач функционирования компании во взаимосвязи с окружающей средой, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют и в дальнейшем воспринимать внешние требования. С ростом уровня нестабильности условий внешней среды повышается потребность в ориентации на стратегическое управление.
Стратегическое управление представляет собой обоснование и выбор оптимальных целей развития компании и повышения ее конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Таким образом, стратегическое управление – это управление компанией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Основные этапы стратегического управления в организации: анализ среды, определение миссии и целей организации, формирование и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
1.2 Принципы стратегического управления
Управление компанией классифицируется на оперативное и стратегическое. Их особенности представлены в таблице 1.1.
Таблица 3.1 – Распределение приоритетов по видам деятельности компании
Вид
деятельности компании Характер действий
Оперативный Стратегический
Бизнес Первый приоритет
Становление бизнеса, налаживание связей с клиентами, поставщиками, финансовыми институтами и т. д. Второй приоритет
Налаживание оперативного управления
Управление Третий приоритет
Проекты по развитию мощностей, складских помещений, капитальные ремонты и строительство, открытие нового магазина,
приобретение компаний Четвертый приоритет
Развитие системы управления, постановка стратегического управления
Крупные компании приоритетным в приоритете используют принципы, содержащиеся в первом квадрате таблицы (оперативная деятельность), что связано с осуществлением деятельности.
Второй приоритет - система оперативного управления, так как иначе компания не сможет действовать.
Далее, по мере развития компании, стратегическое управление направлено на развитие бизнеса, а далее развитие системы управления.
Стоит отметить, что залогом успеха проводимых изменений в компании является желание руководства компании осуществить данные изменения, ему психологически трудно тратить ресурсы на четвертый квадрат.
Могут возникнуть текущие проблемы, требующие безотлагательного решения:
• Оплата заёмных средств
• пополнить оборотные средства для приобретения материалов
• оплата труда и т.д.
Четвертый квадрат – самый менее определенный и трудоемкий. Действия, реализуемые в данном случае, связаны или с кризисом в компании или с предкризисным положением. Другой случай - бурный рост компании.
Успех компании во многом зависит от эффективности стратегических решений, которые впоследствии будут положительно влиять на результат и достижения организации.
Важно четко определить задачи стратегического управления и последовательность их действий, а также одновременно учесть гибкость и присутствие возможностей изменений при постоянно меняющихся условиях, а также нестабильности рынка (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Задачи стратегического менеджмента
Задача Характеристика задачи
Задача №1 Определение сферы деятельности и формулирование
стратегических установок
Корректирующие мероприятия Определение сферы деятельности и формулирование
стратегических установок
Задача №2 Постановка стратегических целей и задач для их
достижения
Корректирующие мероприятия Пересмотр при необходимости
Задача № 3 Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства
Корректирующие мероприятия Изменить при необходимости
Задача № 4 Реализация стратегического плана
Корректирующие мероприятия Переработка при необходимости
Задача №5 Оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана и методов его реализации
Корректирующие мероприятия Возврат к задачам 1, 2, 3, и 4 при необходимости
Анализ задач показал, что они требуют внимания непрерывно, при этом каждый конкретный случай индивидуален и управленческие решения необходимо принимать на основе конкретных условий рынка.
В случае изменений внешней среды проводится корректировка стратегии компании. Таким образом, процесс стратегического управления представляет собой замкнутый цикл.
Основные принципы стратегического управления представлены на рисунке 1.2.
Таким образом, анализ принципов стратегического управления показал, что они основаны на учете не только текущего состояния компании, но и достижения целей в перспективе.
Рис.1.2 Основные принципы стратегического управления
Вопросы стратегического управления обычно не сильно привлекают внимание руководителей высшего звена, в отличие от оперативных, которые сами себя порождают.
Оперативные вопросы, «лежат на поверхности», в то время как стратегические, часто скрыты и могут так и остаться незамеченными. Очень часто в организациях крайне непродуктивно реагируют на возникшие стратегические проблемы, не желая отвлекаться от текущих оперативных задач.
Таблица 3.3 – Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
1 2 3
Миссия,
предназначение Производство товаров и услуг с
целью получения дохода от их реализации Выживание организации в
долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект концентрации
внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск
путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне организации, поиск
новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Подход к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
Стратегическое управление не является набором стандартных процедур, схем и правил. Стратегическое управление очень многообразно и из-за этого и уникально, каждый руководитель может понять и реализовать его по-своему видению, стилю.
Для внедрения стратегического управления в организации потребуются значительные средства. Понадобится вовлечение новых структур или переобучение действующего персонала, так требуются несколько иные знания для включения и правильной разработки стратегического управления. Необходимо на постоянной основе проводить анализ действующих конкурентов, макро и микросреды, организационной структуры и многих других факторов.
Специализированные службы начинают приобретать более высокую значимость (маркетинг, связи с общественностью), а следствие требуют больших затрат.
Многие организации при ведении стратегического управления, уделяют внимание только разработке стратегического плана, а не его реализации на деле. Важно создать правильную мотивационную систему, организационную культуру, иметь определенную гибкость в принятии решений. Ведь даже, если в организации создана наилучшая стратегия, но нет предпосылок для ее дальнейшей реализации, то это означает, что и нет возможности для перехода к стратегическому управлению. Процесс выполнения поставленных планов и задач также эффективно и положительно влияет на планирование, что еще больше усиливает значимость фазы выполнения.