Глава I. Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность и теории рынка труда
Рынок труда - особая экономическая категория, представляющая собой сложную систему отношений по обмену индивидуальных способностей на труд на прожиточный минимум (заработную плату), необходимую для воспроизводства труда. Население играет роль продавца с предложением рабочей силы, а работодатель играет роль покупателя со спросом на рабочую силу.
Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение человеческих ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, компаниям, территориям) и распределение доходов в виде заработной платы, заработной платы как стимулов и вознаграждений. для рабочей силы. Реализация этих функций рынка труда должна способствовать: эффективности, то есть максимальной производительности, максимальной отдаче от человеческих ресурсов, увеличению доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных возможностей для всех доступ к трудоустройству и обучению.
Что касается рынка труда, то население делится на категории:
1) Экономически активное население - это та часть населения, которая обеспечивает рабочую силу для производства товаров и услуг. К занятым относятся лица обоего пола трудоспособного возраста, которые в этот период: выполняют работу в соответствии с условиями найма с полной или частичной оплатой труда (заработной платы); временно отсутствующие на работе по болезни, отпуску и т. д. К безработным относятся лица обоего пола трудоспособного возраста, которые в течение отчетного периода: не имели работы; ищут работу, то есть самостоятельно обращаются в государственную службу занятости или предпринимают шаги по организации собственного дела; они готовы немедленно приступить к работе.
2) Экономически неактивное население - это население страны, которое по ряду объективных причин не может выйти на рынок труда с предложением рабочей силы (дети, инвалиды и безработные пенсионеры).
Основные проблемы на рынке труда - это работодатели и работники.
Работодатель - это работодатель, который может быть представлен разными «числами» в зависимости от легализованной структуры собственности (государственные компании, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные компании и т. Д.). Задача руководителя - помочь подчиненным выбрать для себя тот вид работы, который лучше всего соответствует их профессиональным навыкам.
Наемные работники - это свободно занятые граждане, для которых занятость является основным источником средств к существованию и индивидуального воспроизводства.
Спрос на вакансии отражает необходимость удержания определенного количества сотрудников на определенный период времени. Обычно эта потребность выражается индивидуально или в среднем в течение года. Суммарный спрос должен быть количественно равен количеству сотрудников плюс вакансии. Спрос на рабочую силу - это показатель, в котором многие явления и экономические процессы, которые его порождают, скрыты и возникают из-за наличия рабочих мест.
Регулирующая сила, повышающая или понижающая цены на рабочую силу и определяющая динамику рынка труда, - это прибыль предпринимателя. Это очень выгодный с экономической точки зрения механизм, регулирующий движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Цена рабочей силы, нанимаемой рабочими для перехода из одной компании в другую, смены профессии и т. д. Цена рабочей силы также колеблется в зависимости от спроса и предложения рабочей силы на рынке. Основными причинами движения спроса и предложения рабочей силы на рынке является желание предпринимателя выжить за счет увольнения некоторых рабочих и, таким образом, увеличения предложения рабочей силы при сохранении определенного количества вакантных рабочих мест. В этом случае предложение работников на рынке труда увеличивается, поддерживая потенциальный спрос на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к состоянию, когда повышение общего уровня безработицы сочетается с увеличением доли резерва производственных мощностей. Во время бума резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это создает инфляцию, которая поглощает рост доходов рабочих из-за быстрой потери покупательной способности денег. Все меры по сдерживанию инфляции приводят к росту безработицы.
1.2 Виды безработицы
Безработица - социальное явление, подразумевающее отсутствие работы для людей, составляющих экономически активное население.
Виды безработицы:
1) Фрикционная безработица - это временная безработица, вызванная добровольным переводом сотрудника с одной работы на другую, что приводит к увольнениям. Временные рабочие и так далее. Фрикционная безработица неизбежна не только из-за более рационального распределения труда и повышения производительности. Структурная безработица вызвана структурными изменениями в экономике, которые связаны со структурой продукции в различных секторах экономики, что связано с научно-техническим прогрессом.
2) Структурная безработица является частью безработицы. Разница между фрикционной и структурной безработицей очень неопределенная. Дополнительное отличие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые можно продать, в то время как «структурные» безработные не могут сразу же устроиться на работу без переквалификации, дополнительного обучения или даже смены места жительства; фрикционная безработица носит краткосрочный характер.
3) Циклическая безработица - во время цикла экономического спада и спроса. Возникает в связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Это происходит, когда падение совокупного спроса на промышленные товары приводит к падению совокупного спроса на рабочую силу из-за негибкости реальной заработной платы.
1.3 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
Впереди на рынке труда можно использовать следующие основные задачи: во-первых, достижение такого соотношения спроса и предложения труда, а также его активной и резервной части, при котором, с одной стороны, уровень жизни большей части население обеспечено, а с другой стороны, эффективными стимулами к работе. Во-вторых, создание отличной рабочей среды, квалифицированного образования и географической мобильности рабочей силы. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в области производства, науки и технологий, а также организации управления.
Государство на рынке труда может реализовать систему мер, направленных на оказание помощи на количественном уровне развития и качественные аспекты развития и услуг на современном уровне производства. Кроме того, в период экономического спада возникли новые противоречия, полностью, повлиявшие на рынок труда. Обострилась конкуренция среди «безработных» между отдельными группами трудоспособных людей по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процесс государственного регулирования рынка предполагает целенаправленные и системные действия, минимизирующие негативные стороны рыночного механизма. Это связано с тем, что в России государство постоянно присутствует в системе отношений между работодателями и работниками, которые, в свою очередь, являются крупными работодателями. В частности, для значительной части трудоспособного населения госсектора государство регулирует условия приема на работу и увольнения в госсекторе, кроме того, существуют взаимоотношения между государством и населением по вопросам занятости. вопросы., обучение, расселение и социальная защита. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов осуществляется через специальные учреждения (министерства и ведомства).
Существует два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальная и экономическая. Первый включает меры по регулированию количественной взаимосвязи между спросом и предложением рабочей силы, включая рост безработицы, изучение ситуации на рынке труда и характеристики категорий занятости. Второй - это комплекс мер, влияющих на качество трудовых ресурсов, их пропорции, профессиональное развитие и продуктивное потребление. При этом необходимо подчеркнуть динамику государственного регулирования рынка, когда конкретная экономическая политика соответствует этапу развития российского общества или экономическому циклу.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться широко и интенсивно. Широкие методы реализации включают занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях посредством государственных заказов. Интенсивное развитие предполагает усиление влияния непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условий и мобильности производства. При этом прямая политика государства на рынке труда должна быть составной частью общей экономической политики государства, направленной на ускорение экономического роста, его структурную перестройку, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т. д.
В системе государственного регулирования рынка труда различают два основных типа воздействия: 1. прямое и 2. косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в стимулировании организации рабочих мест в негосударственном секторе, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, замедлении развития. производство в отдельных регионах, регулирование рабочего времени, недель, месяцев, международная трудовая миграция, организация сезонных работ.
Они косвенно влияют на рынок труда, изменяя экономические условия для стимулирования или замедления экономических процессов, налоговую, денежно-кредитную политику, государственные закупки, амортизационную политику, базовые стимулы, исследования и разработки, бюджетные субсидии для ряда секторов. Если прямое влияние в основном влияет на предложение рабочей силы, то косвенное влияние влияет на спрос.
1.4 Специфика рынка труда
Рассматриваемые концепции, которые дополняют друг друга, по-видимому, дают общую картину того, как работает рынок труда. В частности, предполагается, что квалификация сотрудника всегда приобретается до выхода на рынок труда, и это не всегда так, поскольку во многих случаях сотрудник уже получает квалификацию во время производства, то есть после приема на работу. Это означает, что сложно оценить его потенциал на рынке.
Другой постулат - заранее известна производительность человеческого труда. Однако это не так, потому что существует множество методов мотивации, которые могут повысить производительность. Также очевидно, что не только заработная плата работника является достаточной оценкой его работы и отражением его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный подход к рыночным ценам для людей. Также очень сложно оценить потенциал человека на рынке труда, потому что в процессе труда коллективные, а не индивидуальные усилия в большинстве случаев вносят основной вклад в производство.
Таким образом, рынок труда, который в целом подчиняется законам спроса и предложения, по многим принципам механизма его функционирования является специфическим рынком, имеющим ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами выступают не только макро- и микроэкономические факторы, но также социальные и социально-психологические факторы, которые не всегда связаны с ценой труда - заработной платой.
В реальной экономической жизни на динамику рынка труда влияет ряд факторов. Таким образом, предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами - рождаемостью, темпами роста населения трудоспособного возраста, его половозрастной структурой. Что касается спроса, то основным фактором, влияющим на динамику занятости, является состояние экономической среды, фаза экономического цикла. Кроме того, научно-технический прогресс серьезно влияет на спрос на рабочую силу.
Глава II. Государственное регулирования рынка труда
2.1 Способы регулирования рынка труда
Неотъемлемой частью рынка рыночной экономики является рынок; он работает на нем с другими рынками, потребительскими товарами и услугами, жильем, ценными бумагами и т. д.
На рынке труда соискатели добавляют одну сторону, а работодатели добавляют другую.
Рынок труда отличается от обычных товаров. Это присуще регулятору человеческих и социальных сил.
Для человека характерна работа как целенаправленная деятельность, предпринимателя как качество работы. Их появление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий по мере развития людей и общества.
Использовать безработицу по предварительным прогнозам, среднесрочным и долгосрочным прогнозам занятости.
Для регулирования рынка труда в Российской Федерации существует Государственная система регулирования труда.
Основными задачами государственной системы управления социальными ресурсами являются: разработка и реализация политики и рекомендаций в области трудовых отношений в стране, обеспечение правил их соблюдения. реализация, регулирование занятости и передвижения населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
Законодательная власть принимает законы, обязательные правила поведения, в том числе в социально-трудовых отношениях. Он представлен Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы о труде принимаются Государственной Думой. Совет не уполномочен принимать законы.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации - центральный орган федеральной исполнительной власти, который направляет работу по обеспечению единого государства в сфере труда и одновременно координирует политику в этих сферах в Российской Федерации.
Судебная власть правосудия: наказывает нарушителей, решает проблемы и конфликты, связанные с применением трудового законодательства.
Важную роль в решении социальных и трудовых проблем играют профсоюзные организации, ответственные за заключение коллективных договоров, генеральных, отраслевых договоров и т. д.
2.2 Инструменты государственного регулирования
Инструменты государственного регулирования, роль в теории и практике государственного регулирования. Одним из таких инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государственными документами. Уровень монополизации рынка; тарифные и таможенные механизмы, определяющие пределы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регулирующее условия купли-продажи работ; наконец, государственные стандарты и правила, касающиеся экологических условий труда.
Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования является государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется как основа для достижения долгосрочных, оппортунистических, антициклических целей государственного регулирования. В структурные задачи входит разработка капиталоемких и рискованных задач научно-технического прогресса, решение ряда региональных проблем (развитие неосвоенных территорий).
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования являются финансовая, денежно-кредитная, производственная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленных, структурных, научно-технических) стимулируются экономический рост и макроэкономическое равновесие.
Социальная политика и регулирование внешней экономики - меры государственного регулирования не менее важны, чем упомянутые выше инструменты. Социальная политика обеспечивает достижение социальной защиты при соблюдении справедливого распределения доходов.
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда
Форма реализации государственной политики занятости на всех уровнях государственной власти - федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно быть поддержание и повышение уровня занятости населения до определенных пределов, не блокируя высвобождение излишков рабочей силы с предприятий.
Программа содействия занятости предусматривает необходимость обеспечения сбалансированной политики занятости в ближайшем будущем, чтобы, с одной стороны, предотвратить массовую безработицу, а с другой стороны, не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в этом отношении. со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем будущем будет направлена на: обеспечение постепенного изменения отраслевой структуры занятости; переориентация работающего населения на новые формы трудовых отношений; уравновешивание предложения рабочей силы и количества рабочих мест; предотвращение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых рабочих мест и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие человеческих ресурсов за счет совершенствования системы подготовки, переподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; повышенная мобильность рабочей силы.
Основными комплексными направлениями действий Правительства Российской Федерации по решению проблем занятости являются: преодоление нехватки рабочих мест за счет сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малого бизнеса и направление малого бизнеса. развитие бизнеса. капитал инвестиции, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в традиционную занятость; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, преимущественно в регионах с суровым рынком труда; оптимизация занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленная, в том числе, на снижение потребности в работе определенных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как более прогрессивного средства подготовки высококвалифицированных кадров; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы, связанные с условиями труда, заработной платой и использованием рабочего времени; снижение человеческого потенциала высококвалифицированных рабочих, эффективное использование рабочих мест; реализация сбалансированной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, расселение мигрантов, защиту российского рынка труда; разработка и повышение эффективности программных сервисов, реализуемых через государственную службу занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение безработных к активной работе.