Актуальность исследования. В образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) учебными планами по всем реализуемым в них специальностям предусмотрена дисциплина «Физическая подготовка», которая включена в базовый цикл учебных дисциплин.
Традиционный подход к организации и проведению учебных занятий, основанный на унифицированном, ориентированном на «усредненного» обучающегося, не позволяет существенно улучшить физическую подготовленность обучающихся, последствием чего является снижение уровня физической подготовленности обучающейся молодежи как в России, так и за рубежом [80, 100, 114, 133, 146, 164, 211]. По данным авторов, сложившаяся ситуация может являться следствием неэффективности используемых методик и технологий, неразработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентации на телесное развитие при игнорировании интеллектуальной и духовной сфер человека, а также следствием снижения уровня здоровья и физической активности.
Физическая подготовка курсантов является одним из основных компонентов физической культуры личности [73], включающих в себя физическое развитие, физическую подготовку, физическое совершенство, а также двигательные умения и навыки [34, 160]. Проблемы физической подготовки обучающихся в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в вузе рассматривались во многих научных работах [33, 57, 106,114, 115, 146, 151, 168, 221], так же как и вопросы физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД в России и за рубежом [18, 43, 65, 80, 87, 96,
97, 116, 122, 126, 129, 136, 138, 143, 144, 177, 190, 203, 237, 247, 250, 255, 256, 258,
262, 264].
Для повышения уровня физической подготовки курсантов назрела необходимость в применении инновационных подходов, способствующих эффективности в их будущей служебной деятельности [143, 201].
В исследованиях по теории и методике физического воспитания определены основные закономерности процесса физической подготовки, которые отражены в общих методических и технологических принципах формирования физической культуры личности [11, 108, 154, 234]. Однако на сегодняшний день недостаточно знаний по методике дифференцирования процесса физической подготовки обучающихся [4, 17, 35, 118, 137, 177].
Одним из путей улучшения физического состояния курсантов, в том числе физической подготовленности и здоровья, является дифференцированный подход. В его основе лежит организация учебного процесса, позволяющая учитывать внутригрупповые особенности обучаемых при выборе средств, методов и форм занятий, реакцию организма обучаемых на предлагаемую нагрузку. К сожалению, вопросы применения данного подхода при совершенствовании системы неспециального физкультурного образования курсантов до сих пор изучены недостаточно. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования и ее научно-практической значимости.
В образовательных организациях МВД России для решения задач неспециального физкультурного образования учебными планами по всем реализуемым в них специальностям предусмотрена дисциплина «Физическая подготовка» [10, 205], в процессе которой двигательные задания выполняются всей группой, обучающиеся не разделяются по уровню физической подготовленности, а величина нагрузки не всегда соответствует уровню их психофизиологической подготовленности, что значительно снижает эффективность учебных занятий [143, 149, 186].
Изучение практического опыта образовательных организаций МВД России и научных исследований, посвященных проблемам организации процесса по дисциплине «Физическая подготовка», говорит о том, что для проведения практических занятий по физической подготовке формируются взводы (группы)
численностью не более 20 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. При этом в практической деятельности преподавателей используется в основном управление учебной деятельностью курсантов, которое предполагает организацию, контроль и коррекцию обучения, воспитания и развития, как правило, на основе устранения стандартных или типичных ошибок и недочетов. Информация во время занятия направляется без учета возможностей каждого, корректирующие указания в основном имеют вид рассеянного потока информации и исправления общих двигательных ошибок. Это же относится и к задаваемому объему, и к интенсивности физической нагрузки.
Дифференцированный подход, прежде всего, предполагает специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объема знаний, умений и навыков. Коррекция, исправление двигательных ошибок и развитие физических качеств соизмеряются с заранее определенными средствами и методами их использования. Данный вариант управления предполагает наличие прямой и обратной связи – от преподавателя к курсанту идентифицированной по уровню физической подготовленности группы и наоборот.
Иначе, направленный процесс означает, что педагогическая информация, объем и интенсивность нагрузки, средства, методы и педагогическое руководство адресуются конкретному курсанту или определенной группе курсантов с учетом заранее дифференцированных индивидуальных и относительно схожих психофизических особенностей и способностей обучающихся. Несомненно, такое управление в контексте дифференциации физической подготовки курсантов образовательной организации МВД России должно быть значительно эффективным, требовать от преподавателя больших трудозатрат времени, сил и педагогически исследовательского мастерства, прежде всего основанного на технологическом подходе.
Однако в вышеперечисленных работах, посвященных проблемам физической подготовки учащейся молодежи и в частности курсантов, формирования у них физической культуры личности, недостаточно уделяется внимания дифференциации образовательного процесса. Образовательный процесс не рассматривается как модель педагогической системы, обеспечивающей достижение диагностируемой и проверяемой цели, как необходимый и желаемый результат, как алгоритмизированная совокупность, логически упорядоченная и последовательно выстроенная функциональная система педагогических действий, как методика целостного учебно-воспитательного процесса, включающая в себя не только градацию физических способностей курсантов, но и следующие ее элементы педагогической системы:
– замкнуто-направленное руководство учебной деятельностью обучающихся в рамках индивидуального дифференцированно-группового подхода;
– индивидуализацию (реализация заданных природой уникальных психофизических способностей и возможностей, создание педагогических условий поддержки и развития того, что имеется в наличии, но на недостающем уровне);
– взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности курсантов, самостоятельной работы по формированию отстающих общепринятых и специальных двигательных навыков и физических способностей в проявлении выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости;
– формирование мотивированной активности и учебной самостоятельности в процессе самоподготовки посредством учебно-методического обеспечения;
– определение содержания, места контроля, коррекции учебной деятельности курсантов и дифференцированной методики физической подготовки.
Все вышеизложенное в итоге обусловливает объективные и субъективные факторы отсутствия должной дифференциации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Комплектование учебных групп с
учетом примерно одинакового уровня развития определенных физических качеств, как предлагается в работе В. В. Попенченко [168], в образовательных организациях системы МВД России представляется невозможным в силу формирования взводов с учетом их специальности или направления подготовки. Для повышения эффективности физической подготовки обучающихся возникает необходимость разработки методик, позволяющих дифференцировать физическую подготовку в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка», что обусловливает актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. В контексте рассматриваемой проблемы следует выделить научные работы, в которых обосновывается эффективность использования отдельных средств физической культуры (баскетбола, гиревого спорта, плавания и т.д.) в рамках регламентированных занятий (Ж.Г. Аникиенко, 2013; В.Л. Ануров, 2008; Ю.А. Васильковская, 2009; И.Г. Виноградов, 2008; В.А. Грошев, 2014; С.А. Дорошенко, 2011; А.З. Зиннатнуров, 2009; Т.С. Игнатенко, 2009; С.А. Литвинов, 2008; Ю.И. Люташин, 2010; В.С. Мартыненко, 2009; Ю.А. Напалков, 2015; О.С. Понарина, 2010; Т.Ю. Тарасеня, 2008 и др.). Тем самым можно констатировать, что в этих работах эффективность процесса физической подготовки обучающихся строится на основе использования в учебном процессе различных средств физической культуры.
Предпринимаются попытки разработки технологии дифференцированной профессионально-прикладной физической подготовки. При этом дифференцирование величины нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности представлено фрагментарно (А.В. Борисов, 2007; А.В. Воронков, И.Н. Никулин, А.В. Посохов, М.С. Коренева, 2017; Т.Г. Котова, 2014; В.Г. Куликов, 2015; В.В. Попенченко,1979; Е.А. Симонова, 2006; А.С. Соколов, 2008; М.В. Стефановский, 2008) и требует более глубокого изучения, в связи с тем что уровень физической подготовленности сегодняшних обучающихся снижается (А.А. Горелов, 2009; Л.Н. Кузнецова, 2013; В.В. Миронов, С.Н. Могилинец, Е.А. Морозова, И.А. Колпакова, 2018;
Г.Н. Пономарев, 2014; Е.А. Симутина, Н.Е. Захаров, 2015; И.Н. Тимошина, С.В. Богатова, 2015; Н.В. Титушина, 2013; С.А. Трапезников, Г.А. Шашкин, С.А. Малашенко, Н.В. Романенко, 2016.).
Доказано (А.А. Виру, 1984; Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинина, Т.В. Платонова, 2003), что тренировочный эффект от выполнения того или иного двигательного задания зависит от соответствия величины нагрузки уровню подготовленности. На занятиях по физической подготовке выполняются двигательные задания всей группой. При этом выпадает из поля зрения тот момент, что в каждой учебной группе имеются обучающиеся с разным уровнем физической подготовленности и выполнение одних и тех же двигательных заданий ведет у одних к адекватной, у других к неадекватной психической и физиологической реакции. Последовательность использования отдельных видов двигательной активности в процессе учебных занятий также оказывает существенное влияние на тренировочный эффект учебного занятия.
В результате изучения практического опыта, ретроспективного анализа учебных и научных источников был выявлен ряд следующих противоречий:
– между профессионально необходимыми требованиями, связанными с высоким уровнем психофизической готовности сотрудников органов внутренних дел и системой физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, не обеспечивающей в должной степени дифференцированного подхода в данной деятельности;
– между имеющимися научно-теоретическими знаниями в понимании дифференцирования физической подготовки молодежи, включая курсантов образовательных организаций МВД России, и недостаточной разработанностью данной педагогической деятельности с позиций системообразующей методической модели, процессуально-технологически обеспечивающей и проверяемой цели (предполагаемого результата);
– между педагогически объективной и профессионально ориентированной потребностью осознанного включения курсантов образовательных организаций МВД России в процесс физической подготовки, как одной из составляющих
эффективной педагогической модели дифференцированной методики их физической подготовки, и отсутствием у них должной образовательной компетентности в данной деятельности. Эти противоречия послужили основанием для проведения настоящего исследования.
Таким образом, в процессе физической подготовки курсантов объективно сложилось противоречие между потребностью в улучшении уровня физической подготовленности в рамках учебных занятий по физической подготовке и невозможностью реализации данной потребности в силу недостаточной разработанности методики дифференцирования данного процесса, неопределенности методических и организационных подходов к процессу физической подготовки курсантов учебной группы, имеющих различный уровень подготовленности.
Исходя из обозначенного противоречия, сформулирована научная задача исследования, которая сводится к вопросу: каким должно быть содержание дифференцированной методики физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, имеющих разный уровень физической подготовленности.
Объект исследования – физическая подготовка курсантов образовательной организации МВД России.
Предмет исследования – критерии дифференциации физической подготовки курсантов образовательной организации МВД России.
Гипотеза исследования – предполагается, что организация процесса физической подготовки курсантов на основе дифференцированного подхода будет эффективной, если при этом будут определены:
– индивидуальные особенности физической подготовленности курсантов каждой учебной группы;
– отличия и разность в уровне развития основных физических качеств каждого курсанта по отношению к среднегрупповому уровню;
– критерии и способы дифференциации курсантов по уровневым характеристикам на группы, характеризующиеся сходством развития конкретных физических качеств;
– основные составляющие и сущностные характеристики дифференцированной методики физической подготовки, которые включены в образовательный процесс с учетом организационно-педагогических условий реализации разработанной методики.
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить дифференцированную методику физической подготовки курсантов образовательной организации МВД России.
В соответствии с целью и гипотезой научного исследования предполагалось решение следующих задач:
1. Определить состояние проблемы дифференцирования физической подготовки курсантов и пути ее решения.
2. Выявить внутригрупповые особенности физической подготовленности и особенности тренировочного воздействия учебного занятия по физической подготовке на организм курсантов учебной группы.
3. Обосновать организационно-методические условия построения учебных занятий по физической подготовке курсантов учебной группы с учетом внутригрупповых особенностей физической подготовленности.
4. Разработать дифференцированную методику физической подготовки курсантов (на основе оптимизации направленности и контроля величины тренировочной нагрузки в соответствии с уровнем индивидуальной физической подготовленности) и экспериментально проверить ее эффективность.
Научная новизна результатов настоящего исследования заключается в том, что впервые разработана и обоснована дифференцированная методика физической подготовки курсантов, имеющих различный уровень подготовленности, на основе оптимизации величины нагрузки в процессе групповых учебных занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России;
получены новые научные знания, характеризующие особенности физической подготовленности курсантов разных учебных групп, по результатам выполнения нормативов обязательных тестов программы по физической подготовке и результатам выполнения нормативов комплекса ГТО;
выявлены особенности воздействия учебных занятий по физической подготовке на организм курсантов с различным уровнем физической подготовленности, занимающихся в одной группе, которые проявляются в ответных реакциях, регистрируемых по частоте сердечных сокращений (по данным оперативного контроля) и динамике показателей умственной работоспособности;
установлено достоверное влияние последовательности применения физических упражнений различной направленности (аэробных циклических и силовых) на тренировочный эффект занятий по физической подготовке с учетом режимов выполнения силовых упражнений;
впервые разработана дифференцированная методика физической подготовки курсантов в процессе учебных занятий по физической подготовке и организационно–методические условия, позволяющие реализовать данную методику на практике;
установлено достоверное положительное влияние дифференцированной методики физической подготовки курсантов в процессе учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» (по уровню подготовленности и величине тренировочной нагрузки), что проявляется в успешности выполнения нормативов по физической подготовке и обязательных норм комплекса ГТО.
Отличие результатов, полученных лично автором, от результатов других исследователей, состоит в том, что в данном исследовании построение и планирование процесса физической подготовки курсантов, основывается на контроле величины тренировочной нагрузки и выявленного влияния последовательности и режима выполнения двигательных заданий на организм курсантов с различным уровнем подготовленности.
В ранее проведенных исследованиях в процессе занятий двигательные задания выполнялись всей группой, обучающиеся не разделялись по уровню
физической подготовленности, а величина нагрузки не всегда соответствовала уровню их физической подготовленности.
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили научные работы ученых в следующих областях:
– теории и методики физической культуры и спорта (Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Г.П. Виноградов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.Г. Федоров, Ж.К. Холодов);
– концептуальные положения теории и методики физического воспитания обучающихся (М.Я. Виленский, А.А. Горелов, В.И. Ильинич, В.В. Попенченко);
– подходы к дифференциации процессов физической подготовки в образовательных организациях (И.Г. Виноградадов, С.Е. Гогинава, Н.В. Данилова, В.В. Костюков, Л.Н. Кузнецова, В.В. Попенченко, В.И. Скалиуш, С.Л. Усольцева, А.А. Федякин, Д.В. Широбоков, Е.А. Шуняева, С.А. Якубович);
– концептуальные положения методики физической подготовки курсантов (Н.А. Алексеев, А.Б. Борисов, А.В. Борисов, Е.Е. Витютнев, А.Е. Катков, А.Ф. Кузнецов, С.В. Кузнецов, В.И. Курушин, B.C. Макеева, А.П. Мартынов, Р.А. Муслимов, Ю.В. Муханов, С.Г. Наговицын, Ю.А. Напалков, А.Г. Попов, В.В. Прокопенко, В.А. Торопов, В.Г. Федоров, С.А. Якубович).
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что теория и методика физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России дополнена научными знаниями, раскрывающими методические условия построения учебных занятий по физической подготовке с курсантами учебной группы, имеющими различный уровень физической подготовленности, на основе дифференцированной методики физической подготовки по величине и направленности нагрузки. Рассчитаны уравнения регрессии, позволяющие определять отстающие стороны физической подготовленности. Методика физической подготовки курсантов дополнена знаниями, объясняющими необходимость учета последовательности и режима выполнения упражнений различной направленности, а также методическими приемами, позволяющими обеспечить выраженный тренировочный эффект
учебных занятий по физической подготовке и избирательно воздействовать на отстающие стороны физической подготовленности каждого курсанта.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические и экспериментальные данные позволили существенно улучшить уровень физической подготовленности курсантов в процессе учебных занятий по физической подготовке. Полученные данные об особенностях физической подготовленности курсантов отдельной учебной группы и рассчитанные уравнения регрессии позволили определить направленность и величину тренировочной нагрузки в процессе учебных занятий физической подготовкой. Разработанная дифференцированная методика физической подготовки курсантов объединяет теорию и практику и создает возможности для целенаправленной работы по успешному выполнению обязательных нормативов учебной программы и норм комплекса ГТО.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно– методической литературы, тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Учет индивидуальных и внутригрупповых особенностей физической подготовленности курсантов, обусловленных неоднородностью развития основных физических качеств, обеспечивает построение и организацию дифференцированной физической подготовки в образовательной организации МВД России.
2. Нормирование физической нагрузки на основе ответной реакции организма курсантов, имеющих различный уровень физической подготовленности при выполнении одних и тех же двигательных заданий, является основным условием индивидуализации процесса развития физических качеств.
3. Дифференцированная методика занятий по физической подготовке курсантов, основанная на распределении их на подгруппы с учетом индивидуальной оценки и анализе особенностей развития физических качеств,
использовании адекватных средств и параметров нагрузки, обеспечивает более высокий прирост физической подготовленности.
Степень достоверности и апробация результатов настоящего исследования обусловлена применением современных методик, адекватных поставленным в работе цели и задачам исследования, детальным теоретическим анализом проблемы исследования, логикой построения и организации экспериментального исследования, репрезентативностью выборки испытуемых и корректностью математико-статистической обработки экспериментальных данных с применением современных компьютерных технологий.
Апробация и внедрение основных результатов исследования обсуждены на заседании кафедры теории и методики физической культуры Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, представлены на XI Международной научно–практической конференции «Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект» (г. Ставрополь, 2015), на III Всероссийской научно–практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной науки: социально–экономические, естественно–научные исследования и технический прогресс» (г. Ростов на Дону, 2015), на Международной научной конференции «Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд» (г. Уфа, 2015), на Международной научной конференции
«Интеграционные процессы в науке в современных условиях» (г. Казань, 2015), на Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития» (г. Магнитогорск, 2016), на VIII международном конгрессе «Спорт, человек, здоровье» (г. Санкт–Петербург, 2017), на VII национальной научно–практической конференции студентов и преподавателей «Здоровый образ жизни человека – национальная проблема современного общества» (Невинномысск, 2018).
Основные положения диссертации и практические рекомендации апробированы и внедрены в образовательный процесс кафедры физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета
МВД России, кафедры физической подготовки Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина и в учебно-тренировочный процесс детских спортивных школ комитета по физической культуре и спорту Администрации города Ставрополя, о чем свидетельствуют 3 акта о внедрении результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования нашли отражение в 27 публикациях, 8 из них – в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура и объем диссертационной работы. Общий объем диссертации
– 153 страницы машинописного текста. Состоит из введения, четырех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы (264 источника, из них на иностранных языках 18), 5 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 10 таблицами и 12 рисунками.