I Развитие теории физического воспитания
1.1 История физической культуры и спорта зарубежных стран
Первым государством, где большое внимание уделялось физическому воспитанию ребенка, была Спарта. Начиная с первого дня рождения малыша и до его совершеннолетия, за ребенком был закреплен государственный контроль в форме опеки. С точки зрения Совета старейшин, физическое здоровье ребенка определялось в соответствии с его дальнейшей судьбой. Если он был здоров, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по разным данным, его либо отдавали в рабство, либо воспитывали в специальных учреждениях. Физическое воспитание ребенка было поставлено на поток и продолжалось до семи лет малыша. После семи лет всех мальчиков отправляли в публичные дома, где их ждали суровые условия воспитания. Чтобы сделать их сильными, их очень скудно кормили и одевали в лохмотья. Основным занятием была охота, а также различные ритуалы и соревнования по бегу, прыжкам, метанию диска или копья.
О девочках тоже заботились в Спарте. Так же, как и мальчики, они принимали участие в походах и сражениях. Как оказалось, это не так. По словам Плутарха, "девушки также занимались борьбой, бегом, метанием диска и копья, чтобы их тела были крепкими и сильными, а также для того, чтобы их дети, рожденные у них, были такими же”" "Закаленные такими упражнениями, они могли легче переносить муки родов и выходить из них здоровыми".
Это был их образовательный процесс. Но, в основном, она была направлена на улучшение физического развития. Нетрудно было бы сделать вывод, что в этом вопросе все зависело от самого человека и его желания учиться.
Изучение физического воспитания было одним из главных предметов в деятельности древнегреческих философов, которые занимались физическим воспитанием. Аристотель (340 г. до н.э.) писал о взаимосвязи между физическим и психическим состоянием организма. Он утверждал, что гнев, радость, печаль являются своего рода "отпечатками" на состоянии мышц. Заботясь о гигиене передвижения, он считал важным, чтобы ребенок двигался и развивался физически. Но ничто так не ослабляет и не опустошает человека, как длительное физическое бездействие.
В Афинах воспитание было мягче, чем в Спарте. В городе были школы разного рода, в которых учились дети. В школе их учили чтению и письму, музыке - в музыкальной школе, борьбе и различным физическим упражнениям в спортзале.
Но если посмотреть на физическую подготовку школьников, то можно увидеть, что она была организована исключительно в государственных школах, и это говорит о том, что государство заинтересовано в подготовке сильной и мужественной поддержки своим врагам. Учителя гимнастики проводили занятия гимнастикой, а также наблюдали за их воздействием на организм.
Особенности того времени и взгляды на физическое воспитание отражены в трудах древнегреческого философа-идеалиста Платона, который сводил физическое совершенствование человека к "совершенствованию человеческой души".
У римлян было иное физическое воспитание, чем в Греции и других странах. Нет, это не было чем-то необычным в физкультуре. Это было связано с работой. На этом основывалось физическое воспитание, которое включало в себя различные виды работы, а также закаливание организма. Среди юношей было много любителей бега и метания различных тяжелых предметов (дисков, копий), борьбы, верховой езды.
Физическая культура занимала важное место в жизни народов островов Океании. Местные аборигены австралийского континента широко использовали бумеранги и простые дротики для метания в целях физического воспитания.
И в то же время борьба, скачки и игры с мячом были распространены среди североамериканских индейцев.
Отсюда можно сделать вывод, что у многих народов существовал обычай, согласно которому для того, чтобы стать полноправным членом племени, юноши должны были продемонстрировать свою физическую силу.
1.2 Цели и задачи физического воспитания в дошкольный период за рубежом
Эксперты из зарубежных стран дают однозначную оценку важности физического воспитания в дошкольном возрасте. И этот факт подтверждает наметившуюся почти всеобщую тенденцию повышения интереса к проблеме дошкольного образования, о которой уже упоминалось ранее.
С точки зрения целей и задач физического воспитания в дошкольном возрасте мнения специалистов из разных стран также во многом сходятся. Американское и канадское педагогическое сообщество считает, что главной целью физического воспитания в дошкольном возрасте является содействие гармоничному развитию ребенка. Физическое воспитание должно способствовать психомоторному, умственному или эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Такой точки зрения придерживаются в Финляндии, считая, что физическое воспитание в дошкольном возрасте должно способствовать улучшению двигательной координации движений и базовых двигательных навыков. В процессе физического воспитания необходимо всячески поощрять проявления инициативы и любознательности. Физическое воспитание играет важную роль в формировании самооценки.
В Китае основной задачей физического воспитания в процессе подготовки к школе является следующее:
Обеспечение оптимального физического развития.
Формирование таких социальных качеств, как дисциплина, справедливость, ответственность, честность и сотрудничество.
Развитие базовых двигательных навыков и представлений о правилах безопасности.
С помощью физического воспитания в детских садах Чехословакии детей обучают основным двигательным навыкам и правилам личной гигиены.
Задачами дошкольного физического воспитания в Японии являются развитие двигательного и умственного развития, формирование дисциплины и формирование доброй воли по отношению к окружающим.
В Корее, согласно законам об образовании, дошкольное образование в целом преследует две задачи - физическое и умственное развитие детей. Физическое воспитание призвано решать проблемы физического развития, интеллектуального, эмоционального, социального развития.
Способствовать формированию интереса к активному образу жизни, включать в программу обучения правила безопасного поведения.
Особенности системы физического воспитания в зарубежных странах:
- Различные программы физического воспитания, которые могут удовлетворить самые разнообразные потребности учащихся и включают в себя задачи самих спортивных занятий, а также отдыха, повышения физической подготовки школьников;
- Взаимодействие с другими субъектами физического воспитания, включая различные спортивные клубы и спортивные школы.
- Партнерство государства и различных социальных институтов в развитии спорта.
- Для того чтобы мотивировать студентов к занятиям физической культурой и спортом, а также показать его практическую значимость, используются различные методы.
- Организация массовых спортивных соревнований и праздников в школах как педагогическая традиция.
- В то же время количество спортивных дисциплин и видов спорта, которые будут преподаваться в спортивно-оздоровительном комплексе, постоянно увеличивается.
- Командные виды спорта являются приоритетными в программах по сравнению с индивидуальными.
- В качестве примера можно привести использование этнокультурных традиций в содержании физического воспитания.
- Высокая доступность спортивной инфраструктуры и оборудования.
Целью физического воспитания является формирование здорового, сильного, гармонично развитого, физически здорового, гармонично развитого, гармонично развитого, гармонично развитого, физически здорового и гармонично развитого ребенка.
С учетом возрастных, анатомических, физиологических и психологических особенностей физическое воспитание решает оздоровительные, воспитательные или воспитательные задачи. В них они призваны формировать у ребенка рациональные, экономные, осознанные движения; накопление двигательного опыта для того, чтобы он перенес его в повседневную жизнь.
Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление ребенка.
Задачи оздоровительных занятий направлены на защиту жизни и укрепление здоровья ребенка. Эти продукты способствуют гармоничному психосоматическому развитию, они способствуют гармоничному психическому развитию.
Повышение защитных функций организма за счет закаливания, повышение сопротивляемости различным заболеваниям, неблагоприятному воздействию окружающей среды, повышение работоспособности ребенка.
Кроме того, они уточняются с учетом индивидуальных особенностей развития детского организма и направлены на :
Для формирования правильной осанки.
Качественное и своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата.
Способствует формированию изгибов позвоночника.
Развивает свод стопы.
Формирует гармоничное телосложение
Регулирует рост и массу костей;
Развивает и укрепляет лицевые мышцы.
При этом, в первую очередь, уделяется внимание развитию мышц-разгибателей.
В то же время здоровье ребенка также предполагает улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие способности адаптироваться к изменяющимся нагрузкам и внешним условиям. В процессе физического воспитания ребенка необходимо развивать подвижность его грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, развивать органы чувств, улучшать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Для развития двигательной активности ребенка важно, чтобы он был творческим. С помощью этого она способствует раскрытию потенциала детского организма, создает условия для реализации свободных действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Под воздействием окружающей среды происходит процесс перестройки работы организма, который требует минимальных энергетических затрат.
Активация механизмов саморегуляции мозга позволяет анализировать поступающую разнородную, многодисциплинарную информацию, улучшать и усиливать оздоровительную деятельность организма.
В дополнение к рекреационным целям, физическое воспитание также включает в себя образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных навыков в виде навыков и развитие психофизических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, зрение, ловкость); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: - получает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре и оздоровительном воздействии на организм; - осознает свои двигательные действия;
Усваивается физическая культура и пространственная терминология (например: исходные позиции столбца, строки, ряда и т. д.; вперед - назад, вверх -вниз и т. д.), получает необходимые знания о выполняемых движениях, спортивных упражнениях и играх;
Изучает названия предметов, оболочек, руководств, приемов и правил их использования.
Ребенок познает свое тело, он начинает понимать, что такое отражение и как оно работает.
Выполняя физические упражнения, ребенок укрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. В нем он изучает свойства воды, песка, снега; он также может различать времена года. Его словарный запас обогащается, развиваются память, мышление и воображение.
II Формы организации физического воспитания в зарубежных странах
2.1 Игра как основа для решения задач физического воспитания в дошкольный период
Для детей от 3 до 6 лет игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра является оптимальной основой для физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития. Игра признана педагогическим сообществом всех стран. Результаты нашего анализа данных специальной литературы показали, что в большинстве стран программы физического воспитания для дошкольников включают подвижные игры, которые часто называют бесплатными. Задача воспитателя - ни в коем случае не подавлять инициативу детей, направлять их игру в нужное русло. Таких взглядов придерживается большинство специалистов как в нашей стране, так и за рубежом. Например, такие идеи высказывала основательница популярной педагогической теории в Дании – Астрид Госсель.
Но, тем не менее, существует разница в степени контроля игр со стороны воспитателей. Однако в дошкольных учреждениях Франции и Великобритании воспитатели регулярно следят за показателями двигательной активности детей, в то время как во Франции и Великобритании дети сами выбирают подвижные игры. Американские ученые предлагают учитывать особенности двигательных задач при определении оптимальной меры контроля со стороны воспитателя.
Американский исследователь К. Беннетт выделяет 4 основные ситуации, которые педагог должен моделировать: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие задачи. Каждый случай лучше всего можно представить в определенной ситуации – на детской площадке, в спортивном зале или в какой-либо другой комнате. В каждой ситуации от воспитателя требуется разная степень активности.
Лучше всего моделировать ситуацию на открытых спортивных площадках с безопасным оборудованием. С помощью воспитателя дети могут сами выполнять произвольные двигательные действия. Кроме того, детям предоставляется свобода выбора: они могут играть в одиночку и вместе со своими сверстниками или в компании других детей, но самостоятельно.
Благодаря созданию проблемно-контролируемых ситуаций ребенок учится ориентироваться в пространстве. Воспитатель должен смоделировать проблему и всячески поощрять детей к поиску решения.
Имитации.Используя этот метод, вы можете получить изображение с разрешением 3,2 метра. Учитель выполняет двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Также воспитатель должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделяя детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и ставя адекватные задачи в каждой из этих групп.
Последний вариант, который используется воспитателями для обучения дошкольников движениям, - это творческая ситуация. Воспитатель ставит перед детьми сложную задачу – выразить то или иное понятие через движение. Например, изобразить гнев, радость, веселье и т.д.
По мнению американского педагога Дж. Перефелло, для того чтобы дети лучше контролировали свои действия, необходимо создавать игровые ситуации. Кляйн, следующий фактор имеет большое методологическое значение: