ГЛАВА.1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРВЬЮ ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Интервью в структуре журналисткой практики
Интервью считается одним из основных информационных жанров в журналистской деятельности. Однако, оно активно используется в практике электронных СМИ, в частности, в структуре информационно-аналитических и художественно-публицистических программ. Интервью рассматривается как вид журналистского творчества преимущественно в контексте информационного вещания, или информационных жанров печатной прессы.
Необходимость в интервью, то есть в получении компетентного мнения, суждения или комментария, возникает тогда, когда достоянием гласности становятся новые сведения, факты, проблемы, ранее неизвестные обществу. Журналисты добывают информацию для газет, журналов, информационных агентств, радио- и телепередач. Она поступает в обработку и готовится в виде соответствующих материалов для публикации или размещения в эфире. При подготовке материалов для печати или эфира, как правило, используются разные типы и виды интервью. В большинстве случаев они не выходят за границы информационного жанра. Это – идеальная модель использования интервью как метода профессиональной работы журналиста на практике.
«Факт священен, комментарий свободен» – эта заповедь западной журналистики вполне может быть применена и в отечественных СМИ. Тем не менее традиция российской журналистики такова, что любое событие или факт становятся почти в обязательном порядке предметом анализа, комментария, тогда как в подавляющем большинстве случаев подобный подход должен быть достоянием совсем иных жанров журналистики. Поэтому классифицировать типы интервью как разновидности исключительно информационного жанра стоит с известной долей осторожности.
Разнообразие видов интервью в журналистской практике очевидно. Исследователи и практики выделяют несколько основных, каждый из которых определяется в зависимости от целей его использования. Для получения официального разъяснения по каким-либо вопросам, представляющим общественный интерес, используется ситуация протокольного интервью. Оно информирует о мнениях и решениях официальных структур. В таком случае журналист задает вопросы ответственным лицам, обладающим информацией в пределах своей компетентности. Как правило, продолжительность такого интервью невелика. Оно должно состоять из нескольких конкретных вопросов по теме, интересующей интервьюера.
Особенно в том, что касается участия и содержания ответов официальных лиц. Различие здесь можно провести по двум признакам – общественной значимости информации и обстоятельств проведения интервью. До сведения журналистов доводят информацию, касающуюся вопросов внутренней и внешней политики государства. Протокольное интервью, как правило, дается в официальных местах и государственных учреждениях. В последние годы в электронных СМИ особой популярностью пользуется такой вид, как интервью-портрет, приближающийся по структуре и хронометражу к беседе. Это продолжительное общение журналиста с собеседником, целью которого как раз и является раскрытие его индивидуальности перед аудиторией.
Очевидно, что длительность такого интервью не ограничивается несколькими минутами и парой-тройкой вопросов – общение может продолжаться по времени и более часа, а подготовка к такому интервью и вовсе занимает несколько дней. Хронометраж интервью предопределяет и содержание разговора, когда журналист интересуется не только подробностями биографии своего гостя у микрофона или в кадре, но и его взглядами, убеждениями. Ситуация интервью-портрета становится структурообразующим элементом, приближающим подобный эфирный продукт к очерку. В большинстве случаев в журналистской практике стоит различать два вида информационного интервью – интервью-мнение и интервью-факт. В первом случае целью журналиста является получение мнения или суждения о конкретном событии, явлении или проблеме. Во втором случае представителя СМИ интересует новая информация, содержащая факты, сведения, ранее неизвестные общественности. Если вспомнить недавнюю драматическую ситуацию с захватом заложников в Москве в октябре 2002 г., то общение прессы с представителями спецслужб и городских властей выстраивалось именно по этим двум моделям. Эти интервью использовались в рамках информационных программ, работавших в режиме прямого эфира.
В исследовательской и методической литературе используют также понятия «интервью-очерк» и «интервью-беседа». Еще раньше Г. В. Кузнецов в книге «ТВ-журналист» выдвигал схожую с предлагаемой нами типологию видов интервью-беседа о смысле жизни составляет основу программ, которые получили название ток-шоу. При этом достаточно часто интервью-портрет вследствие тенденциозного отношения журналиста к собеседнику может обрести и негативную направленность.
Проблемное интервью также становится в последние годы популярным типом организации общения журналиста с респондентом или несколькими респондентами. Целью такого интервью является выяснение различных точек зрения или путей решения проблем, имеющих важное социальное значение. Исходя из специфики целей, стоящих перед ведущим такого интервью, в журналистской практике его нередко определяют как дискуссию. Типичным образцом такого вида тележурналистики можно назвать программу «Гордон», в которой обсуждались узкие научные темы. Очевидно, что в дискуссии, которая ведется в виде проблемного интервью, подразумевается, помимо журналиста, участие собеседников, обладающих достаточно высоким статусом или квалификацией в той области, которая становится предметом обсуждения.
По аналогичному принципу выстраиваются и некоторые модели организации ток-шоу, посвященных темам, носящим, как интервью: ««протокольное интервью», «информационное интервью», «интервьюпортрет», «дискуссия, или проблемное интервью»» . Среди программ такого типа, выходивших и выходящих в телеэфир, можно назвать: «Мужское женское», «Пусть говорят», «Прямой эфир», «60 минут», ютуб-шоу «Осторожно Собчак», «Вдудь». Очевидно, что роль журналиста в проведении проблемного интервью и в проведении дискуссии различна. В уже цитировавшейся работе Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной «Основы журналистского творчества» встречается также название интервью-полилог, характеризуемое как «cвоеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов – один респондент и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны» .
В основном такие телепередачи организуются с участием зрителей в студии, однако их функция исключительно декоративна. Активизация участия аудитории возможна лишь в виде одиночных вопросов, задаваемых присутствующими на передаче людьми. Целью токшоу является не только выявление мнения или точек зрения специалистов на заявленную проблему или обсуждаемую тему, но и эфирное сканирование общественного мнения, которое представляют зрители в студии. В этом подобная модель общения журналиста с аудиторией в контексте телепрограммы, определяемой как ток-шоу, приближается к такому виду интервью, как интервью-анкета. В дальнейшем мы отдельно оговорим специфику подготовки и проведения интервью для телеэфира.
Целью данного вида журналистского творчества является определение мнений по конкретной проблеме, теме или явлению у большого количества лиц, не связанных друг с другом. Как правило, всем им задается серия стандартизированных вопросов. Проводятся же такие интервью-анкеты преимущественно за пределами студийного комплекса: на улице, в общественных местах.
Таким образом, с помощью этого вида общения журналист выявляет панораму неквалифицированных мнений, объединенных специально сформулированными вопросами, и после соответствующей обработки записанных интервью он выстраивает с помощью монтажа исходный материал в определенной им самим последовательности мнений. Подобное использование интервьюанкеты наиболее типично для информационно-аналитических программ в электронных СМИ, хотя его активно используют и периодические издания.
1.2. Различие подготовки интервью для печати, радио и ТВ
Интервью, как составляющая сложной системы жанров СМИ, действительно занимает в этой системе одну из самых высоких позиций по частоте использования и технике исполнения. В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов. И поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.
Интервью позволяет потребителю информации получать эту информацию как бы «из первых рук», несмотря на наличие в нем определенной доли субъективизма, которым больше всего отличается газетное интервью. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем: оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на бумагу точно то, что сказал собеседник, журналист в определенной степени пропускает эту информацию через себя. И то, что выходит потом на страницах газет в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером и интервьюируемым в чистом виде. Это та же беседа журналиста с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.
Однако, как было отмечено, эта черта присуща в большей степени газетному интервью, когда потребитель информации читает то, что слышал журналист, но в меньшей – радио и телевизионному интервью, где тот же потребитель информации получает возможность слышать и видеть самому. В последнем случае потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в «переводе» интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а, следовательно, пропускает ее через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.
«Хотя теле-, радио- и текстовое интервью печатных и электронных СМИ «близкие родственники», между ними существует немалая разница» . Она проявляется, например, в том, что в газете журналист сам излагает ответы на заданные вопросы. Даже стенографическая запись ответов после расшифровки специально обрабатывается для печати. На радио в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Но и записанные на пленку интервью сохраняют черты подлинного документа, сохраняют голос, стиль речи, интонации говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью – на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.
Ответы на вопросы, поставленные радиожурналистом, одновременно с журналистом получают и слушатели, и таким образом, они как бы становятся участниками разговора с компетентным лицом, располагающим важной интересной информацией. Радиожурналист в этом случае выступает как представитель слушательской аудитории. Газетчик может по своему усмотрению изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие. Радиожурналист в случае, если интервью сразу передается в эфир, лишен такой возможности. описательный текст, так широко применяемый в газетных интервью, используется редко, как правило, в начале интервью или в заключительной его части, то есть за рамкой, за скобками основного материала.
Возможен, конечно, монтаж сделанной записи интервью; при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. «Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью» .
В печатных и электронных же СМи наличие авторского начала в передаче полученных сведений является одним из важнейших признаков любого жанра публицистики. Прямая запись интервью на лист для журналиста печатных и электронных СМИ практически невозможно, поскольку даже в грамотной речи содержится некоторый пласт слов-паразитов, повторов, заминок.
В печатном интервью автор выступает как непосредственное действующее лицо, но и как организатор текста. Поэтому опосредованный характер, редактура сказанного интервьюируемым предполагают необходимость визирования интервью.
Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его «структурно-композиционные черты… остаются достаточно стабильными: зачин – основная часть – концовка» . Вводное и заключительное слово журналиста – это и художественное оформление текста, и выражение интонационной завершенности или начала беседы, и оценка происходящего. В одних случаях зачин и концовка могут быть выражены репликами журналиста, то есть графически они не выбиваются из текста интервью. Другой вариант – зачин и концовка представляют собой монолог автора, не выделенный как реплика, либо существует так называемая «врезка», вкратце информирующая о герое интервью. Чаще всего такая реплика подается в печатных СМИ как лид. Концовка иногда может отсутствовать, и интервью тогда завершается фразой интервьюера.
Следовательно, на страницах газет часто появляются материалы, сочетающие черты жанра интервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики перемежаются авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией. Основной коммуникативной единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Ученые выделяют различные типы диалогических единств, например, вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос, побуждение – вопрос, побуждение – повествование, повествование – побуждение и так далее. Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ.
«От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых является импровизированной беседой» .
1.3. Принципы организации интервью
Получение согласия на интервью необходимой персоны – первый и едва ли не самый важный шаг в этом виде творчества. Добиваться этого можно разными способами. Однако надо помнить о том, что в любой ситуации данная процедура должна организовываться журналистом с учетом конкретной личности предполагаемого собеседника и конкретных обстоятельств его жизни и работы. Ясно, что в случае авиакатастрофы руководитель аэропорта на контакт с журналистами пойдет гораздо менее охотно, чем тогда, когда тотже самый аэропорт готовится отметить юбилейную дату со дня своего открытия. Поэтому конкретные виды интервью не всегда могут быть адекватны по своим целям и задачам тем реалиям, в которых существует и действует объект вашего внимания как журналиста. «Очевидно, что создание на радио или в телеэфире интервью-портрета руководителя «Ленэнерго» Андрея Лихачева в период постоянных отключений электричества в домах петербуржцев в условиях сильных морозов зимой 2002/03 г» . было явно неуместно и могло принести совсем неожиданные результаты с точки зрения восприятия потенциальной аудиторией. А вот получить у него проблемное интервью в связи со складывающейся в руководимой им энергосистеме ситуацией было бы более чем уместно.
Существуют проверенные практикой общие правила, когда и как лучше договариваться о возможном интервью с представителями разных профессий. С руководителями государственных учреждений не стоит связываться по данному поводу: по телефону, в понедельник, в первой половине, когда проводятся всевозможные «аппараты» и совещания. С ним просто не соединит секретарь-референт. С гастролирующими артистами и звездами шоу-бизнеса (в случае, если не имеете прямого выхода на них) интервью может быть организовано только при непосредственном участии тех, кто продюсирует выступления, при условии, чтобы заявить о своем первенстве в этом вопросе. Чаще всего согласие получают представители тех СМИ, которые являются информационными спонсорами гастролей. Легко уяснить и то обстоятельство, что с представителями артистического мира по телефону лучше всего разговаривать об интервью не раньше десяти-одиннадцати часов утра. Если же решиться на личную встречу с артистом, певцом, музыкантом, чтобы получить согласие на беседу, то подходите к нему на свидание лучше всего после спектакля, концерта или выступления. У будущего собеседника в такой ситуации обычно бывает приподнято-возбужденное настроение и эмоционально он готов к контакту.
Известен случай из практики петербургской ежедневной газеты «Невское время», когда журналистка Анна Полянская опубликовала критическую и едкую статью об Анатолии Чубайсе. Ответным шагом видного политика было приглашение Полянской на интервью. Однако подобный метод получения согласия на беседу с VIP-персоной, скорее, характерен для мира политики, чем для мира искусства и культуры.
Еще более успешным станет контакт с искомой персоной, если порекомендует кто-то из ближайших друзей, доверенных лиц или из тех, в ком заинтересован так нужный для интервью персонаж. Не стоит пренебрегать и помощниками гостей, которые подчас играют решающую роль в получении согласия. Приходится пройти все этапы согласования и проверок, вплоть до составления перечня возможных вопросов. Точный учет обстоятельств жизни и творчества артистической личности помогает порою добиться согласия со стопроцетной гарантией.
Не стоит, наверное, объяснять и то обстоятельство, что для политических деятелей их податливость по части согласия на интервью увеличивается по мере приближения к очередным выборам разного уровня. Однако, чтобы журналистский труд не пропал зря, необходимо соблюсти отведенные законом сроки для предвыборной агитации. И если вы намерены затрагивать в беседе с политиком вопросы, связанные с его личной биографией, то лучше выпустить такое интервью до наступления срока ответственности за публикации агитационных материалов «за» или «против» того или иного кандидата блока или партии. Если текст или передача «публикуются» в сроки, предусмотренные действующим законодательством для агитации, то в подобном общественно-политическом контексте интервью сразу же приобретает двусмысленное значение и очевидно воспринимается как пропагандистский материал.
Наличие личных и дружеских «связей с VIPами облегчает жизнь журналиста при получении согласия на интервью» . Но если еще только предстоит налаживать отношения с кандидатом на беседу, то можно воспользоваться и официальными каналами. Для того чтобы получить первое интервью у объекта внимания, такой метод установления контакта общепринят и вполне результативен. Особенно в общественно-политической сфере. Сегодня во всех более или менее крупных государственных учреждениях, политических образованиях и объединениях, общественных организациях существуют либо подразделения, либо уполномоченные лица, отвечающие за контакты с прессой.
Пресс-службы или соответствующие организации имеют большинство коммерческих структур регионального и федерального уровня. Использование этих подразделений для выполнения, поставленного редакцией задания – эффективный инструмент повседневной журналистской практики. Но для этого сотрудник СМИ должен иметь официальный статус (корреспондент, ведущий, обозреватель), удостоверенный соответствующим документом. Хороший повод для установления контакта – назначение известного лица на новую должность. Как правило, в подобной ситуации объект вашего внимания более открыт для общения с прессой. Важно уметь использовать любой информационный повод для того, чтобы войти в контакт с искомой персоной. Поэтому, выбрав определенную сферу журналистской специализации, постоянно следите за тем, как развиваются события в интересующей вас области, какие здесь проявляются тенденции и возникают проблемы. Обращайте внимание прежде всего на комментарии и суждения специалистов. Вполне вероятно, что один из комментаторов – ваш будущий и желаемый собеседник. Тогда у журналиста возникает явный повод для установления контакта с искомой персоной под предлогом получения комментария к высказанному мнению.
Английский журналист Дэвид Рэндалл справедливо писал, что «интервью – всегда долгое и кропотливое занятие, при котором вы не отступаетесь от вопроса, на который хотите получить ответ, или от темы, которую хотите понять до конца» .
После того как журналист пройдет все стадии подготовки к интервью, решит организационные проблемы, добившись согласия будущего собеседника, определит время и место встречи, наступает самый важный этап. Здесь многое зависит от того, как «стартует» общение. Поэтому один из самых главных уроков, который должен усвоить журналист, включающийся в ситуацию диалога с нужным ему собеседникoм, – это тщательное обдумывание первого вопроса интервью. Конечно, задав его только после того, как поприветствоваться с собеседником, представится и подготовить записывающую технику к работе. Но твердо запомнить: Первый вопрос интервью должен быть подготовлен заранее. Причем он должен быть связан непосредственно как с личностью «объекта вашего профессионального интереса», так и с темой начинающейся беседы. Это правило действует и в том случае, когда интервью относится к типу «интервью в связи с…», и в том случае, когда беседу можно отнести к типу «интервью ни о чем» .
Существуют различные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, т.е. строгости проведения интервью. Формализованное (или стандартизированное) интервью очень похоже на заполнение анкеты, только интервьюер зачитывает вопросы и заполняет ответы, полученные от респондента в анкете. В неформальных интервью вместо фиксированных вопросов и вариантов ответов есть только ориентиры, темы, по которым проводится интервью. Конечно, этот вид интервью требует от интервьюера высокой квалификации и опыта, а содержание интервью записывается на магнитофон или диктофон. Неформальные интервью включают: - Глубокие - когда исследователь определяет круг вопросов, сохраняя при этом свободу в проведении интервью. Этот тип интервью может охватывать широкий круг вопросов и используется на исследовательском этапе, когда исследователь слабо представляет себе границы проблемной ситуации, когда нет гипотез. Интервью в свободной форме состоит из длительной беседы (до 3 часов), без строгой проработки вопросов, не говоря уже о вариантах ответов, но перед интервью исследователь имеет некоторые предположения (гипотезы) и, таким образом, имеет представление о том, какую информацию он/она будет собирать. Различают фокусированные или короткие интервью, которые характеризуются наличием четко определенной темы или проблемы для интервью и списка необходимых и возможных вопросов.
Эта форма интервью также известна как телефонное интервью. Интервью проводится по телефону с опрашиваемыми и обычно не превышает 5-10 минут, при этом количество вопросов строго ограничено. Недостатком телефонного интервью является то, что его можно проводить только с теми людьми, у которых есть телефон, а преимуществом – быстрое получение информации.
Существует четыре основные проблемы при проведении интервью:
Время и место проведения интервью;
проведение интервью;
оформление (запись) интервью;
обучение интервьюеров.
Место и время проведения интервью определяется в зависимости от специфики объекта исследования: вопросы, связанные с бытовыми и семейными проблемами, выясняются дома (по месту жительства), а вопросы, связанные с производством, – на рабочем месте. Выбор времени должен учитывать рабочий ритм респондента.
Техника проведения интервью включает несколько приемов: – нацеливание респондентов на честные ответы; – снятие напряжения; – проведение интервью по определенному плану; – снятие защиты респондента; – стимулирование откровенности; – разрешение продолжить (возобновить) прерванное интервью.
Если проводится стандартизированное интервью, следует также уделить внимание инструменту – анкете. Хорошая анкета – это документ, в котором вопросы сформулированы и сгруппированы. Помимо вопросов и ответов, анкета должна включать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения интервью, отношение респондента и продолжительность интервью, а также некоторые характеристики о респонденте. Сама анкета выполняет две основные функции: – информирование о намерениях исследователя, теме и предмете исследования, а также анкета помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Однако нет необходимости отделять анкету от интервью; это два аспекта одного и того же метода – интервью. Проводится различие между методами построения анкеты.